Кармен майя плисецкая: главный балет в жизни Майи Плисецкой

Содержание

главный балет в жизни Майи Плисецкой

В ноябре на гастроли в США приезжает Мариинский театр Санкт-Петербурга с легендарным балетом «Кармен-сюита». Этот балет — реализованная мечта одной из самых гениальных балерин мира — Майи Плисецкой. Осенью ей могло бы исполниться 94 года, и именно ей артисты посвящают свои гастроли. О спектакле, который стал для Плисецкой ее ребенком, и о том, через что ради него пришлось пройти,  — читайте в нашем материале. 

60-е годы ХХ века. Майя Плисецкая — уже звезда, прима Большого театра. Казалось бы — о чем еще мечтать. Но у неугомонной балерины голова всегда полна идей. Классический балет приедается, хочется чего-то необычного, страстного, живого. И тогда рождается идея: поставить “Кармен”. 

«У каждой артистки есть своя мечта. Иногда сбыточная, иногда несбыточная. Вот такой долгожданной мечтой для меня все годы моей творческой деятельности был образ Кармен, но обязательно связанный с музыкой Ж. Бизе. Оперу «Кармен» можно танцевать всю, настолько она «танцевальна», образна, выразительна, пластична»,  — так описывала потом Плисецкая свои чувства. 

Но вообразить балет мало — надо его поставить. И Плисецкая начинает искать балетмейстера. Она попадает на концерт Кубинского балета, видит номера, созданные балетмейстером Альберто Алонсо, и понимает: именно этот страстный кубинский мужчина может понять мятежную душу Кармен и поставить танец специально для нее. Правда, была одна загвоздка: Алонсо — иностранец. Иностранный балетмейстер готовит спектакль для Большого театра? Очень уж смело для СССР. 

Плисецкая отправилась на прием к Екатерине Фурцевой — тогдашнему министру культуры. Фурцева была классическим партийным работником и отличалась особой строгостью. Однако к перспективе поставить “Кармен” отнеслась неожиданно благосклонно. «Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?» — чиновница решила, что крамолы быть не должно. Насчет выбора балетмейстера — и тут Плисецкой удалось уговорить партийное руководство: сыграло на руку то, что Альберто из дружественной Кубы. На том и порешили — балету быть. Музыку к нему писал муж балерины Родион Щедрин: уж он-то, как никто лучше, понимал свою Кармен. За двадцать дней Щедрину удалось сделать транскрипцию легендарной оперы Бизе — это рекордный срок. 

В рекордные сроки поставили и весь балет — уже 20 апреля 1967 года «Кармен-сюиту» представили на сцене Большого театра. И тут произошел скандал. 

Фурцева и другие партийные работники, да и вся московская публика, ждали легкого второго “Дон Кихота”, а вместо этого получили взрыв горячих испанских страстей, пропитанный в некоторых сценах настоящей эротикой. Такого никто не ожидал, ведь всем известно, что “секса в СССР не было”. После спектакля она негодовала: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать». Чиновница даже попыталась запретить второй спектакль, который был запланирован через день, но побоялась международного скандала: балетмейстер-то из Кубы, еще неясно, как Фидель Кастро отреагирует. В итоге Плисецкой и Алонсо пришлось в срочном темпе убирать из балета “секс”. Фурцева потребовала убрать особо эротичные поддержки и прикрыть срамоту голых ног артистов. Так “Кармен” победила. 

Потом, правда, была еще долгая борьба за то, чтобы показать “Кармен-сюиту” миру. Спектакль упорно не хотели выпускать за рубеж. Его не разрешили показать на выставке «Экспо-67» в Канаде. Плисецкая боролась и даже отказалась ехать на гастроли, Фурцева в ответ назвала ее “предательницей классического балета”. 

В этой борьбе помог случай и немного хитрости. Однажды на спектакль пришел председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Фурцева, узнав об этом, спросила у Щедрина, как тот отреагировал, и композитор, недолго думая, рассказал, что чиновник был в восторге (хотя Косыгин никаких восторгов не выражал). После этого лед тронулся, и спустя какое-то время Плисецкая смогла включить «Кармен» в свою гастрольную программу. Мир ликовал.

“Кармен-сюита” осталась главным спектаклем всей жизни Майи Плисецкой. Как-то балерина подсчитала, что станцевала эту партию около трехсот пятидесяти раз. «Я умру. Кармен останется», — так говорила она журналистам. 

Этой осенью американские зрители смогут увидеть главный балет всей жизни Майи Плисецкой в исполнении звезд Мариинского театра. Кармен станцует Александра Иосифиди, заслуженная артистка России, а ее партнером выступит заслуженный артист России Игорь Колб. 

Подробнее о мероприятии здесь.

Вас также может заинтересовать:

Бизе-Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Carmen) | Belcanto.ru

Carmen

Композитор

Дата премьеры

20.04.1967

Жанр

Страна

СССР

Одноактный балет на музыку Ж. Бизе в аранжировке Р. К. Щедрина. Либретто и хореография Альберто Алонсо, художник Б. Мессерер, дирижер Г. Рождественский.

Премьера в Большом театре состоялась 20 апреля 1967 года.

Сюжет

Городская площадь. Развод караула. Коррехидор (офицер) ставит на караульный пост солдата Хозе. Красивый молодой солдат привлекает внимание цыганки Кармен. Она пытается очаровать его. Ее старания достигают цели, но Хозе остается верен долгу и не покидает пост.

Неожиданно возникает драка между работницами табачной фабрики. Кармен объявляют зачинщицей. Коррехидор приказывает Хозе препроводить Кармен в тюрьму. По дороге влюбленный солдат отпускает Кармен, тем самым совершая преступление перед законом. Чтобы не расставаться с любимой женщиной, Хозе дезертирует.

Появляется великолепный Тореро, любимец публики. Его страстный рассказ о своих подвигах на арене не оставляет равнодушной Кармен. Охваченная новым чувством, Кармен не желает замечать ревности Хозе. И только приход Коррехидора резко меняет ситуацию. Коррехидор требует, чтобы Хозе немедленно вернулся в казарму. Взбешенный Хозе выхватывает нож и прогоняет офицера.

Кармен поражена и восхищена поступком Хозе. Она снова влюблена в него, снова готова дарить ему свою любовь.

Кармен гадает. Появляется Рок — страшное воплощение судьбы Кармен. Рок предвещает неотвратимость трагической развязки.

Арена для боя быков. Тореро демонстрирует свое блестящее мастерство. Ему противостоит существо, в котором образ быка и образ Рока соединены воедино. Кармен с восторгом наблюдает за Тореро.

Появляется Хозе. Он требует и умоляет Кармен вернуть ему любовь. Но для Кармен его слова звучат как принуждение и насилие над ее волей. Она резко отвергает Хозе. Не в силах смириться с потерей возлюбленной, Хозе закалывает ее кинжалом.

Сюжет новеллы Мериме идеально подходит для балета. Не случайно в 1846 году, уже через год после появления новеллы в печати и почти за 30 лет до премьеры оперы Бизе, Мариус Петипа поставил в Мадриде одноактный балет «Кармен и тореадор», имевший огромный успех.

Идея постановки «Кармен-сюиты» в Большом театре принадлежит Майе Плисецкой, мечтавшей о роли Кармен.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, — говорит балерина. — Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым. Начала с либретто. Решила увлечь своей затеей — чем черт не шутит — Шостаковича. Он мягко, но непреклонно отказался. Главный его довод был — „боюсь Бизе» — с полушутливой интонацией. Потом подступалась к Хачатуряну. Но дальше разговоров дело не ушло… И вот новое действующее лицо. В конце 1966 года на гастроли в Москву приехал Кубинский национальный балет. Шел спектакль, поставленный их главным балетмейстером Альберто Алонсо. С первого же движения меня словно ужалила змея. Это язык Кармен. Это ее пластика. Ее мир. В антракте бросаюсь за кулисы. „Альберто, вы хотите поставить ,Кармен’? Для меня?» — „Это моя мечта…» Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто, музыку же обещал написать для меня Щедрин…»

«Меня привлекла мысль Майи Плисецкой, — рассказывал Альберто Алонсо, — хореографическим языком рассказать историю цыганки Кармен. Не переложить на танец гениальную оперу и новеллу Проспера Мериме, нет! — А создать балет на эту страстную, темпераментную музыку, весь решить его сквозь образ Кармен, один из величайших в мировой музыкально-литературной классике».

Свой весомый вклад в успех спектакля внес художник Борис Мессерер. Виктор Березкин пояснял: «Мессерер в „Кармен-сюите» Бизе — Р. Щедрина (Большой театр, 1968) превратил сценическое пространство в своего рода полукруглый дощатый загон, обозначавший и цирковую площадку — место боя быков, и обобщенно-метафорическую арену жизни, на которой разыгрывается трагический спектакль человеческого бытия. В центре дощатого забора — вход на арену, а наверху, полукругом, — стулья с высоченными спинками; на них сидят люди, которые являются и зрителями разворачивающегося на арене представления и судьями. Такая двойственность была принципом сценического решения, последовательно проведенным через весь спектакль. Огромная условная маска быка, которая висела над сценой как своего рода эмблема балета, могла считаться афишей, приглашающей на представление боя быков, и одновременно образом безликости. Двойственность была и в костюмах. Так, например, одну руку тореадора художник делает черной и гладкой, другую — пышной и белой».

О своей работе над партитурой балета рассказал Родион Щедрин: «Слишком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции. Когда-то этот, почти забытый сегодня, жанр музыкального искусства был одним из самых распространенных. Выбрав жанр, надо было выбрать инструментарий. Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли решить струнные инструменты, во втором — ударные. Так сложился состав оркестра — струнные и ударные. <…> Опера и балет— виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен звучать на несколько градусов „горячее» оперного. Ему надлежит „дорассказать» куда больше, чем оркестру оперному. Да простят мне сравнение, что „жестикуляция» музыки в балете должна быть гораздо резче и заметнее. Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим. Хотелось использовать все виртуозные возможности выбранного состава».

Взяв за основу сочинение Бизе, Щедрин исходил не из новеллы Мериме, а из оперы, завоевавшей всемирную известность. Он сузил сюжет оперы, исключив показ жизненного фона, и ограничился конфликтами Кармен с Хозе и с обществом, условно названным «обществом масок». Выполняя, казалось бы, почти служебную задачу по просьбе любимой жены, Щедрину удалось создать яркое, насыщенное контрастами сочинение. «Кармен-сюита» исполняется на концертной эстраде не реже, чем на театральных подмостках.

После премьеры в Большом театре о музыке балета разгорелись жаркие споры. Одни горячо восприняли услышанное, наслаждаясь новым оркестровым нарядом хорошо знакомых тем французского композитора. Другие искренне недоумевали, почему Щедрин предпочел привлечь в качестве основы балета музыку всемирно известной оперы Бизе, а не создать для него собственную. Были даже и такие, кто с негодованием протестовал против подобного «эксперимента» с оперой мирового классического наследия.

Образ Кармен принадлежит к числу лучших ролей в репертуаре Майи Плисецкой. Здесь наиболее ярко проявились грани таланта выдающейся артистки, вызывая восторг зрителей и театральных критиков. Балетовед Вадим Гаевский восхищался: «В балете важны отношения Кармен не только с главными персонажами, но и со статистами, зрителями корриды. Ожесточение, которым она окружена, ее самое не пугает и не ожесточает. Кармен Плисецкой играет с толпой, как тореадор с быком: она дерется с бесстрашием, негодует с достоинством, насмешничает с блеском. Не этой толпе лишить эту Кармен веры в себя, страстного интереса к жизни, азартной любви к авантюрам. Кармен у Плисецкой не только цыганка, но и испанка из племени Дон Жуана, и стиль роли — не романс, не надрыв, но тот же, что и у Моцарта, — drama giocosa, веселая драма».

Однако не все были единодушны в оценке балета. Выдающийся хореограф Федор Лопухов, анализируя балетный язык спектакля, в частности, находил, «что подъем ноги, да еще с тыканьем ею в живот Хозе, исполняемый Кармен в постановке „Кармен» А. Алонсо — есть непристойность. <…> И тыканье ногой у Кармен в Хозе трактует не любовную Кармен, что в музыке Бизе, а, увы, гулящую девку, что лично я принять не могу».

В 1978 году был снят фильм-балет по одноименному сочинению Щедрина и спектаклю Большого театра (режиссер Ф. Слидовкер, хореограф А. Алонсо, оператор А. Тафель, художник Н. Виноградская, дирижер Г. Рождественский). В главных партиях: Кармен — Майя Плисецкая, Хозе — Алексанр Годунов, Тореро — Сергей Радченко, Коррехидор — Виктор Барыкин, Рок — Лойпа Араухо. После эмиграции Годунова в 1979 году этот фильм ряд лет был недоступен советским зрителям.

Яркая музыка балета, интересная хореографическая концепция Алонсо, рожденная под влиянием неповторимой личности Плисецкой, пополнили балетный репертуар XX века. В 1970-х годах «Кармен-сюиту» ставили много и часто разные хореографы в различных городах страны. Интересен был наполненный символикой, страстный спектакль Германа Замуэля (1972) с Валентиной Мухановой (Кармен), Василием Островским (Хозе), Никитой Долгушиным (Тореро), выдержавший в ленинградском Малом театре оперы и балета 68 представлений.

Позже Большой театр возвратил в свой репертуар балет, специально поставленный для выдающейся балерины и навсегда связанный с ее именем. 18 ноября 2005 года состоялась премьера возобновления «Кармен» ( хореограф-постановщик А. Алонсо, художник-постановщик Б. Мессерер, дирижер-постановщик П. Сорокин, ассистент хореографа-постановщика С. Калеро Алонсо, художник по свету А. Рубцов). Премьера прошла на новой сцене Большого театра в рамках фестиваля в честь Майи Плисецкой.

Специально приехавший для возобновления балета в Москву Алонсо сказал в интервью: «Я принес в Большой стиль, который искал еще на Кубе. Его можно обозначить как соединение классических па с испано-кубинскими танцами. Конечно, хотелось, чтобы получился современный спектакль. Ведь мир все время движется. Но что такое современный танец? Балерина надевает пуанты — и получается классика, потом снимает их и танцует без пуантов — вот вам новое. Мне очень нравится драматический театр, многое в „Кармен» на этом основано. Движения должны разговаривать. Кармен делает взмах ногой в сторону Хосе, и это как окрик „Эй, ты!» … Проблема Хосе в том, что он жертва. Кармен — цыганка, свободная женщина, воровка. Она всегда делает только то, что ей хочется в данную минуту. Хосе — воин. Он жил в иной системе координат, где понятие „долг» превыше всего. Он должен слушаться приказа, но нарушает все устои, потеряв голову от страсти, идет против законов солдата, лишается службы, становится изгоем, а потом теряет любовь — единственный оставшийся смысл жизни, любовь, ради которой он пожертвовал социальным статусом. У Хосе не остается ничего, кроме бешенства отчаяния. Он не солдат и не любовник. Он никто».

Балет, поставленный в расчете на неповторимую индивидуальность Плисецкой, обрел новый облик и новую жизнь. Журнал «Афиша» отмечал: «Казалось бы, без огненного взгляда Плисецкой, ее вызывающе вздернутого плеча и бьющего наотмашь взлета ноги в батмане „Кармен-сюиты» не существует: кого в наши дни удивишь черным силуэтом бычьей головы на красном заднике и призванной символизировать рок шлангообразной девицей, запаянной в черный комбинезон. Но с появлением в заглавной роли Марии Александровой легенда превратилась в живой спектакль. В балерине нет ничего от Плисецкой. Зато в насмешливом взгляде, расслабленной походке, хищной линии руки и ноге, упруго обвивающей стул, — много от самой Кармен». Вслед за Александровой на роль Кармен решились и другие балерины — Светлана Захарова и даже гастролерша из Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

А. Деген, И. Ступников

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главный балет Майи Плисецкой. «Кармен-сюита»

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post353436977/
Нинель_Ник


Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе, оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия.

Ради постановки знаменитой «Кармен» Бизе-Щедрина из Кубы прибыл первый хореограф Плисецкой Альберто Алонсо.




«Плисецкая — это Кармен. Кармен — это Плисецкая». Однако немногие теперь догадываются, что главный балет Плисецкой родился волей случая. «Так карта легла, — вспоминала Майя Михайловна. Хотя об этой роли я мечтала всю жизнь». В далеком 1966 году она и предположить не могла, что найдет хореографа своей мечты среди зимы в «Лужниках» на вечере кубинского балета. После первых же тактов зажигательного фламенко Плисецкая с трудом могла удержаться в кресле и в антракте буквально ворвалась за кулисы. Все, что она могла произнести, завидев хореографа: «Вы поставите для меня «Кармен»?» «Я об этом мечтаю», — расплывшись в улыбке, ответил Альберто Алонсо. Постановка оказалась вызывающе новаторской, а главная героиня — чертовски сексуальной, но запретить спектакль балетмейстера с Острова свободы никто не решался — это значило поссориться с Фиделем Кастро. «Вы предательница балета, — бросила в лицо Плисецкой министр культуры Фурцева. — Ваша Кармен умрет!» «Кармен будет жить, пока жива я», — гордо ответила тогда Плисецкая.


Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.



Почти 40 лет спустя судьба выложила новый пасьянс. Директором балета Большого театра стал ее последний партнер по сцене Алексей Ратманский. И в день возобновления «Кармен» на главной сцене страны 18 ноября 2005 года Майя Плисецкая произнесла: «Я умру. Кармен останется».

Кармен-сюита — Репертуар театра оперы и балета — Театр Оперы и Балета

балет в одном действии

Одноактный шедевр – балет «Кармен-сюита» композитор Родион Щедрин и кубинский хореограф Альберто Алонсо создали специально для великой балерины Майи Плисецкой. Мировая премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве. Балет «Кармен-сюита» сыграл одну из главных ролей в профессиональной жизни Майи Плисецкой – он ярче всего выразил необыкновенной танцевальный стиль балерины, и именно с него началась её мировая слава.
Во многом главный балет Плисецкой родился по воле случая. «Так карта легла, – вспоминала Майя Михайловна. Хотя об этой роли я мечтала всю жизнь». В далеком 1966 году она и предположить не могла, что найдет хореографа своей мечты среди зимы в «Лужниках» на вечере кубинского балета. Посмотрев представление, Плисецкая обратилась к Алонсо с предложением поставить для неё «Кармен», и он безоговорочно согласился. Муж балерины композитор Родион Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, с искренней увлечённостью работал над партитурой балета.
Постановка оказалась по тем временам вызывающе новаторской, но запретить спектакль балетмейстера с Острова свободы чиновники не решились. Плисецкая танцевала «Кармен» около 350 раз и публика всегда принимала этот балет с восторгом.

О спектакле:

Постановка 1994 года.

По итогам театрального конкурса «Событие сезона» Воронежского отделения Союза театральных деятелей РФ высшую оценку получила работа художника этой постановки – главного художника театра, заслуженного деятеля искусств РФ Валерия Кочиашвили.

В центре балета – трагическая судьба цыганки Кармен и молодого солдата Хозе, которого Кармен покидает ради красавца Тореро.
Жизнь Кармен – коррида, вызов, восстание… Власть одного человека над другим – всегда смерть свободе…

Пресса о спектакле:

Продолжительность: 45 мин.

Возраст зрителей: 12+

Музыка: Жорж Бизе – Родион Щедрин

Постановщики:

Либретто по мотивам новеллы Проспера Мериме и хореография Альберто Алонсо

  • Постановка в версии Владимира Трощенко по хореографии Альберто Алонсо
  • Дирижёр-постановщик – Татьяна Шипулина
  • Дирижёры: Андрей Огиевский, Татьяна Шипулина
  • Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Педагог-репетитор – заслуженная артистка РФ Людмила Масленникова

Репертуар Большого театра

Постановщик балета Альберто Алонсо и его первая Кармен — Майя Плисецкая.
2005 г. Фестиваль в честь 80-летия балерины. Фото Дамира Юсупова.

Кармен – Светлана Захарова. Фото Михаила Логвинова.

Денис Родькин – Хозе. Коррехидор – Виталий Биктимиров. Фото Михаила Логвинова.

Хозе – Денис Родькин. Фото Михаила Логвинова.

Рок – Юлия Гребенщикова. Фото Михаила Логвинова.

Кармен – Светлана Захарова. Хозе – Денис Родькин. Фото Михаила Логвинова.

Кармен – Светлана Захарова. Хозе – Денис Родькин. Фото Дамира Юсупова.

Кармен – Светлана Захарова.
Михаила Логвинова.

Хозе – Денис Родькин. Фото Дамира Юсупова.

Кармен – Светлана Захарова. Фото Дамира Юсупова.

Тореро – Михаил Лобухин. Фото Михаила Логвинова.

Кармен – Светлана Захарова. Тореро – Михаил Лобухин. Фото Дамира Юсупова.

Кармен – Светлана Захарова.
Тореро – Михаил Лобухин.
Фото Михаила Логвинова.

Кармен – Светлана Захарова.
Коррехидор – Виталий Биктимиров.
Фото Михаила Логвинова.

Кармен – Светлана Захарова. Хозе – Денис Родькин. Фото Дамира Юсупова.

Кармен – Светлана Захарова. Хозе – Денис Родькин. Фото Михаила Логвинова.

Кармен – Светлана Захарова. Хозе – Денис Родькин. Фото Михаила Логвинова.

Рок – Юлия Гребенщикова. Кармен – Светлана Захарова. Тореро – Михаил Лобухин.
Фото Дамира Юсупова.

Одна из финальных сцен.
Фото Дамира Юсупова.

Майя Плисецкая: Кармен всея Руси | Женщины, которые изменили мир

Всю жизнь она сопротивлялась, сражалась за свою творческую свободу и независимость. И победила в этой борьбе, став для всего мира символом не только балета, но и великой русской культуры. Будучи полноправной наследницей нашего великого прошлого, она всегда оставалась необычайно современной, а работать с ней мечтали самые лучшие и актуальные балетмейстеры мира. Но кроме балета в её жизни было отмеченное клеймом врага народа детство, тревожная военная юность и одна из самых счастливых и удивительных историй любви – той, которая сильнее смерти.

Дочь врага народа

Майя Плисецкая в детстве

Майя Плисецкая в детстве

Майя Плисецкая родилась в 1925 году в семье высокопоставленного советского чиновника Михаила Эммануиловича Плисецкого. С 1932 года он руководил советской угольной концессией на острове Шпицберген и там же представлял интересы страны в качестве генерального консула СССР.

Пережить сталинские чистки Михаилу Эммануиловичу не удалось: он был арестован 1 мая 1938 года и вскоре был расстрелян. Мать Майи выслали в казахстанский лагерь для жен изменников родины, где она находилась до весны 1941 года. От детского дома будущую балерину спасла родная тетя – Суламифь Мессерер, которая была солисткой большого театра. Она удочерила Майю и помогла своей сестре раньше положенного по советскому законодательству срока (жены изменников родины подлежали заключению в лагеря на 5-8 лет) вернуться в Москву. Но вплоть до марта 1956 года, когда отец Плисецкой был посмертно реабилитирован, балерина считалась дочерью врага народа.

Балет на фоне войны

Майя Плисецкая и ее дядя – Асаф Михайлович Мессерер

Майя Плисецкая и ее дядя – Асаф Михайлович Мессерер

Мать Майи Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая была актрисой немого кино, а удочерившая её тетя Суламифь – балериной, солисткой Большого театра. Артистом балета и хореографом был также и дядя Майи – Асаф Михайлович Мессерер.

Другими словами, балет окружал девочку с самого рождения, и неудивительно, что её судьба оказалась связана именно с этим искусством.

В 1934 году, то есть в 9-летнем возрасте, Майя поступила Московское хореографическое училище. Среди педагогов будущей звезды были Елизавета Гердт и Мария Леонтьева. Учиться искусству танца балерине пришлось в страшные военные годы. Тогда же произошло одно из первых заметных выступлений Плисецкой – в 1942 году в Свердловске, где она находилась в эвакуации.

Это была созданная Михаилом Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь». Впоследствии номер стал одной из визитных карточек Майи Плисецкой, а она – одной из самых известных балерин, когда-либо исполнявших этот номер. И в наше время «Умирающий лебедь» ассоциируется в первую очередь с её именем.

В 1943 году Плисецкая закончила училище и была принята в труппу Большого театра, и уже вскоре стала солисткой и одной из ведущих балерин. Свою профессиональную работу она начинала в переломные годы Великой Отечественной войны. И критики отмечают, что танец молодой Майи был предчувствием победы, которым в те годы жила вся страна, предчувствием освобождения.

Эту победоносную, освобождающую силу искусства балерина утверждала всей своей жизнью.

Символ русской культуры

В 1960 году после ухода со сцены Галины Улановой Плисецкая стала примой-балериной Большого театра. К тому времени она исполнила уже немало значимых партий. Например, ещё в 1945 году стала первой исполнительницей партии Осени в балете Сергея Прокофьева «Золушка», а в 1947 поразила публику своей Одеттой-Одиллией в «Лебедином озере». Потом были партии Мирты в балете «Жизель», уличной танцовщицы в «Дон-Кихоте», Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» и многие другие работы.

Но именно в шестидесятые начинается расцвет великолепной Плисецкой, она не просто становится примой Большого, но добивается мировой славы. Для неё создают номера лучшие балетмейстеры мира: кубинец Альберто Алонсо (балет «Кармен-Сюита»), классики французского балета Ролан Пети (балет «Гибель Розы») и Морис Бежар («Айседора») и многие другие.

Балерина со временем становится символом искусства и символом классической русской культуры, и исполняет эту роль вплоть до своей смерти. При этом Плисецкая отличалась беспрецедентным творческим долголетием: регулярную танцевальную карьеру она завершила в возрасте 65 лет, но даже после этого периодически выходила на сцену, например, свой 70-летний юбилей отпраздновала исполнением специального номера «Аве Майя», который поставил для нее Морис Бежар.

Кармен в стране Советов

Балет Альберто Алонсо «Кармен-сюита» сыграл одну из главных ролей в профессиональной жизни Майи Плисецкой – он ярче всего выразил необыкновенной танцевальный стиль балерины и именно с него началась её мировая слава. Но дался этот номер непросто. Плисецкой пришлось приложить много усилий, чтобы балет сначала сбылся, а потом ещё столько же – чтобы получить право его танцевать.

В 1964 году, устав от бесконечной классики в репертуаре, Плисецкая твердо решила сделать что-то новое, что-то своё. Она всегда мечтала танцевать Кармен, поэтому с выбором материала проблем не было, оставалось только найти балетмейстера и композитора. Здесь дело затянулось, но когда в 1966 году Плисецкая увидела выступление кубинского национального балета в Москве, то поняла – вот тот самый язык, который идеально подойдет для её Кармен.

Кубинский балетмейстер Альберто Алонсо сразу же согласился, но главная трудность была в том, чтобы убедить советских чиновников пригласить его для работы в Большой театр, ведь иностранцев в СССР не жаловали. Убедить министра культуры Екатерину Фурцеву Плисецкой помогла и недавно полученная Ленинская премия, и тот факт, что Алонсо был родом из правильной страны – с острова свободы, а значит его работа в Большом могла укрепить советско-кубинскую дружбу.

Однако после первого же просмотра нового балета Фурцева была явно разочарована – слишком много эротики и вообще сплошной формализм. Она назвала Плисецкую «предательницей классического балета» и балерине чудом удалось уговорить министра не запрещать постановку, пообещав сократить любовное адажио.

Но это было только началом. Потом было сражение за право показать балет «Кармен-сюита» на зарубежных гастролях Большого театра.

«- Вы сделали из героини испанского народа женщину легкого поведения…», — громила Фурцева танец, запрещая исполнять «Кармен» на «Экспо-67» в Канаде.

Только после того как в 1968 году на один из спектаклей пришел председатель совета министров Косыгин, Фурцева разрешила показать «Кармен» зарубежным зрителям.

С тех пор Плисецкая танцевала «Кармен» около 350 раз и публика всегда принимала этот балет с восторгом. С него началась мировая слава балерины, так что ее упрямство и настойчивость в борьбе с ханжеством советской номенклатуры окупились сполна.

Говорят, когда французский президент наградил Плисецкую орденом Почетного легиона, один из советских чиновников с недоумением ей сказал: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления». На что балерина справедливо ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь!».

Муза Пьера Кардена

Плисецкую мечтали одевать лучшие кутюрье мира. Этой чести удостоились Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Коко Шанель. Но любимым и непревзойденным модельером балерины стал именно Карден, который с гордостью считал Плисецкую своей музой. Его творческий союз с Майей длился долгие годы. В своих мемуарах балерина писала:

«Я твердо знаю, что благодаря костюмам Кардена получили признание мои балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Без его истонченной фантазии, достоверно передавшей зрителю аромат эпох Толстого и Чехова, мне не удалось бы осуществить мечту».

В повседневной жизни Плисецкая предпочитала, как выразился историк моды Александр Васильев, «спортивно-космический стиль». Она едва ли не первая в СССР женщина, которая использовала в создании своего образа стиль милитари. И вообще – одевалась Плисецкая также свободно, как танцевала – не интересуясь мнением экспертов из женских журналов и не обращая особого внимания на модные тенденции, но создавая их.

Она никогда не подчеркивала свою стройность, предпочитая объемные вещи, любила лаковую обувь на низком каблуке, кожу, необычные геометрические пропорции и всевозможные угловатости.

Повторить стиль Плисецкой вряд ли возможно – и дело не только в том, что для неё специально шили одежду лучшие модельеры Франции, дело в необычайной пластике балерины, в умении носить «странные» вещи красиво и невозмутимо, дело в том, что танцевала Плисецкая не только на сцене.

Сильнее смерти

В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. История их любви длилась до смерти балерины в 2015 году, а в каком-то смысле длится и до сих пор: Плисецкая оставила завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

С Щедриным балерину связывали не только любовные узы (а это по-настоящему светлая, счастливая история любви) и штамп в паспорте, но и творческие отношения.

Композитор написал специально для своей жены балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» – во всех этих постановках Плисецкая не только танцевала главные партии, но и выступала как балетмейстер. Причем Щедрин честно признавался, что никогда большим любителем балета не был и балеты писал исключительно ради любимой жены. «До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я – Майяман», – сказал композитор в одном из своих интервью.

Плисецкая всегда отзывалась с восхищением о своем муже: «Он удержал меня на плаву. Он писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных. Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал».

И похоже именно Щедрину обязана Плисецкая и своим творческим долголетием, по крайней мере так она считала сама: «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет».

Во имя искусства

С самого детства Плисецкая жила балетом и ради балета. Ради него ей пришлось пожертвовать и счастьем материнства. В самом начале отношений с Щедриным балерина забеременела. Она думала о том, чтобы оставить ребенка, но желание танцевать взяло верх.

Плисецкая считала, что можно еще повременить, «срок еще есть», выбрать же материнство в тот момент, значило поставить под серьёзный удар свою дальнейшую профессиональную судьбу.

«Щедрин без восторга, но согласился», – писала Плисецкая в своей автобиографии.

Однако больше детей у супругов не было. Танец и беззаветная любовь к мужу стали главными составляющими жизни великой балерины.

Кармен-сюита. Посвящение Майе Плисецкой в Эрмитажном театре

Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34

Продолжительность:

Антракт:

Продолжительность:
Антракт:

Билеты продаются в театральных кассах города

Стоимость билетов: 3 000₽

6 и 7 декабря Вечер-посвящение Майе Плисецкой звезды балета представят в Эрмитажном театре. В большом концерте-посвящении памяти величайшей балерины, будут собраны номера из лучших спектаклей ее репертуара. Откроет гала коронный одноактный балет Майи Плисецкой – «Кармен-сюита». «Танцевать Кармен мне хотелось всегда. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно – то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах – образ Кармен являлся первым…» (Майя Плисецкая) «Кармен-сюита» была поставлена в 1967 году на сцене Большого театра специально для Майи Плисецкой кубинским хореографом Альберто Алонсо. Сочинение хореографии заняло менее месяца. Музыкальную транскрипцию оперы Жоржа Бизе муж балерины композитор Родион Щедрин создал за двадцать дней. Спектакль стал новым словом в истории отечественного балета. Создававшийся в спешке и на премьере встреченный публикой сдержанно, с годами он обрел достойную его популярность. «Кармен-сюита» стала визитной карточкой Майи Плисецкой и сохранялась в ее репертуаре вплоть до завершения карьеры. Также в программе Гала-концерта: Фрагменты из балетов Лебединое озеро, Дон-Кихот, Веницианский карнавал, миниатюры, ставшие знаковыми в творческой карьере легендарной балерины. Солисты: Лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра Анастасия Матвиенко Заслуженный артист РФ, премьер Мариинского театра Игорь Колб Премьер Финского национального балета Сергей Попов Ведущие солисты балета театров Санкт-Петербурга

Ближайшие мероприятия:

Мероприятий нет.

Балет Альберто Алонсо «Кармен-сюита» переживает редкое возрождение в США

Балет, когда-то запрещенный в СССР, будет возрожден в ноябре этого года в Гейнсвилле, штат Флорида.

В 1948 году Альберто Алонсо вместе со своим братом Фернандо и невесткой Алисией стал соучредителем того, что стало Ballet Nacional de Cuba. Во время гастролей труппы в России в 1966 году легендарная балерина Большого театра Майя Плисецкая, впечатленная хореографией Алонсо, попросила его создать для нее балет на тему Кармен .Большой балет советской эпохи впервые привлек иностранного хореографа.

Когда вышла премьера Кармен-сюита , советские власти сочли это скандальной пародией. Эротически заряженная, экспрессионистская хореография Алонсо, включающая элементы испанского и кубинского танца, довела классическую лексику до крайностей. И, как объясняет Алора Хейнс, заведующая кафедрой изящных искусств в колледже Санта-Фе, балетная история о личном неповиновении и индивидуальной свободе по сути своей тревожила кремлевских чиновников.


Луис Рибагорда и Сара Лейн репетируют с Соней Калеро-Алонсо. Мэтт Стейми, предоставлено колледжем Санта-Фе

Кармен-сюита стал самым известным балетом Алонсо, но в Америке его редко видели. Теперь, благодаря неустанным усилиям Хейнса, Carmen Suite будет возрождена на SFC в постановке Сони Калеро-Алонсо, вдовой хореографа.

Калеро-Алонсо говорит, что ее проект для постановки — возрождение Большого театра 2005 года под руководством ее мужа со Светланой Захаровой в главной роли.«Альберто внес некоторые изменения и нововведения, он сказал мне, что хочет оставаться таким», — объясняет она.

Главные партии Кармен и Дона Хосе будут танцевать руководители Американского театра балета Сара Лейн и Кори Стернс. Муж Лейна, член корпуса ABT Луис Рибагорда, будет танцевать тореадора Эскамильо. Члены New York Dance Project предоставляют корпус. Партитура Родиона Щедрина — столь же спорная в 1967 году, как и хореография Алонсо — будет исполнена оркестром Гейнсвилля.

Сара Лейн репетирует «Кармен-сюита» Мэтт Стейми, предоставлено колледжем Санта-Фе

Лейн исполнил любовный дуэт из Carmen Suite на SFC в 2011 году под руководством Калеро-Алонсо.«Это суровая роль, очень эмоциональная и страстная, — говорит Лейн. «Я чувствую, что в тот момент в моей жизни у меня есть для этого зрелость».

Для Хейнса это возрождение — труд любви. В 1993 году, после того, как Алонсо и его жена сбежали с Кубы, Хейнс сыграл важную роль в обеспечении его должности главного художника в резиденции SFC, где он оставался до своей смерти в возрасте 90 лет в декабре 2007 года. опережая свое время », — говорит Хейнс. «Я хочу, чтобы люди признали наследие Альберто.«

Майя Плисецкая. Невероятная история жизни. | Дарья Зайцева

20 ноября любители балета всего мира отмечают годовщину со дня рождения Майи Плисецкой. Майя прожила долгую и насыщенную жизнь, внося свой вклад в различные аспекты жизни. искусство: литературе, музыке, кино, моде и танцу.Прима-балерина Большого театра и всемирно известная танцовщица, она стала символом своей эпохи, эталоном для копирования и подражания.

В семье деда Майи Михаил Мессер, было 12 детей, которые так или иначе связали свою жизнь с балетом.Мать Майи, Рэйчел М. Мессерер, была звездой немого кино. Она привлекала внимание зрителей и режиссера своей характерной внешностью: темными волосами и восточными чертами лица, ей всегда достались роли узбекских женщин. Однако актрисе пришлось оставить карьеру из-за мужа и детей. Но отец Майи, Михаил Эммануилович, был далек от мира искусства и занимал экономические и дипломатические должности.

Майя с родителями

Он также участвовал в производстве фильмов, где познакомился со своей будущей женой.В 1932 году ему поручили возглавить угольную шахту на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал пост Генерального консула СССР. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые появилась на сцене. Свою первую роль она сыграла в опере Дзержинского «Русалка». Маленькая роль была исполнена блестяще, и с тех пор малышка не могла сидеть на месте и мечтала о сцене и выступлениях на публике. Она словно готовилась к светлому будущему, постоянно пела, танцевала и импровизировала.И на семейном совете было решено: по возвращении в Москву отдать маленькую непоседу в хореографическом училище. Майе было одиннадцать, когда силовики арестовали ее отца, и после года заключения в него застрелили по подозрению в шпионаже. Через несколько месяцев арестовали его жену Рахиль, это произошло прямо в Большом театре, когда ее тетя Суламифь танцевала в «Спящей красавице». Рахиль получила восемь лет тюрьмы как жена врага нации. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарией) поместили в лагерь изменников Родины в Акмолинской области.Тетя Суламифь усыновила 12-летнюю Майю, чтобы не отправлять ее в приют.

Суламифь Мессессер, звезда Бошоя, тетя Майи

Однако позже Майя призналась, что тетя часто унижала ее и требовала, чтобы девочка была ей благодарна. Однажды Суламифь хотела, чтобы Майя танцевала со своим сыном, но Майя отказалась от этой возможности, так как сочла свою кузину недостаточно талантливой.

Первое значимое выступление Майи состоялось накануне рокового для Советского Союза дня. Менее чем за сутки до начала Великой Отечественной войны (Восточный фронт) на сцене филиала Государственного академического Большого театра состоялся заключительный концерт хореографического училища.Война изменила запланированное будущее, которого желала для себя Майя. Благодаря заботе энергичной Суламифи семья была эвакуирована в Свердловск. Майя и ее братья стояли в многокилометровых очередях за хлебом и картошкой. Целый год она жила без балета. Она знала, что уроки балета все еще продолжаются, и подобные мысли беспокоили ее. Ей было уже 17, и она не могла ждать: еще немного времени без тренировок и она могла сказать «до свидания» балету.Майя никогда не отказывалась от своих мечтаний, поэтому решила на отчаянный поступок: без одобрения и разрешения матери — она ​​каким-то образом приехала в Москву и была принята в выпускной класс хореографического училища, а после года обучения ее сразу же зачислили. коллективу Большого театра. Чтобы не потерять форму, юная балерина включалась во все мыслимые концерты. Первый успех пришел к ней в «Сильфидах», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависла в воздухе, вызывал бурю аплодисментов.С тех пор многие любители балета специально ехали «смотреть на Плисецкую». Однажды после спектакля к ней подошла знаменитая Ваганова.

«До знакомства с Вагановой я любил танцевать, но не любил много работать. Теперь я начала понимать, насколько увлекательной, интересной и творческой может быть повседневная работа балерины »- Майя Плисецкая

Путь к вершине карьеры можно сравнить с подъемом по лестнице: шаг за шагом Майя получала свои главные вечеринки . Например, в балете «Спящая красавица» сначала была Фея Сирени, потом Фея Виоланте, а потом Аврора.В «Дон Кихоте» балерина танцевала практически все женские партии и наконец получила роль Китри.

Майя Плисецкая в роли Китри в «Дон Кихоте»

Ее блестяще исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве: с тех пор ее манера исполнения стала общепризнанным каноном. С первых же шагов на сцене люди увидели ее яркую индивидуальность — необычайную выразительность, азарт, динамику танца. Ее большой победой стала роль Одетты-Одиллии из «Лебединого озера»: добро и зло, любовь и предательство, благородство и низменный характер объединены в двух образах, созданных танцовщицей.Движения необычайно гибких рук и тела создавали иллюзию превращения Майи в лебедя.

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете «Лебединое озеро»

Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем станет мировой легендой. Ее руки в «Лебедином озере» сравнивали с волнением воды, с мерцающими волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критик французской газеты «Фигаро» настаивал, что «она делает это« не по-человечески », и что когда Плисецкая начинает волнообразные движения руками, вы уже не знаете — руки у нее или крылья, или ее руки движутся в движениях волн. , по которой плывет лебедь.«С 1953 года балерина не могла выезжать за границу из-за репрессированных отца и родственников за границей. Парадокс заключался в том, что всех уважаемых иностранных гостей власти непременно вели на «Лебединое озеро» с Майей Плисецкой в ​​главной партии, но не могли отпустить ее из страны. Театр пытался заступиться за это; написали простое письмо в защиту балерины, но оно не подействовало…

Но времена изменились. В ноябре 1962 года в Вашингтон приехал Большой театр.По случаю его выступления посол СССР устроил прием, который удостоился внимания Роберта Кеннеди, брата президента США, политика и лидера Демократической партии. Дипломат лично познакомил его с Майей Плисецкой. Из-за того, что знаменитая балерина знала только несколько слов по-английски, он также выступал в качестве переводчика в краткой беседе.

«Я тоже тебя знаю. В журнале «Америка» прочитал, что вы родились в ноябре 1925 года.Я тоже. А в какой день вы родились? »- Майя Плисецкая

Майя Плисецкая и Дж.Ф. Кеннеди

Так Майя вспомнила ту встречу много лет спустя. Оказалось, что они с Робертом родились в один день и один год. Утром 20 ноября ее разбудил стук в дверь гостиничного номера. Гонец привез балерине букет белых роз и изящную коробку, перевязанную широкой лентой. Великолепный золотой браслет с двумя подвесками. Но сюрпризы на этом не закончились.Чуть позже Кеннеди позвонил лично. Майя Михайловна не могла его понять и мучительно искала в памяти несколько знакомых ей английских слов… По дороге на репетицию она столкнулась с другим посыльным от Роберта, который принес ей ящик вина.

Роберт Кеннеди

С тех пор каждый год Майя и Роберт поздравляли друг друга с днями рождения. Во время следующей встречи, через пару лет, они обнимались и целовались, как старые друзья. На следующий день после обеда Роберт взял ее на прогулку по Нью-Йорку и подарил ей подарок… будильник из знаменитого магазина «Тиффани» — очевидный намек на ее опоздание на встречу.
Пару раз Кеннеди навещал ее, когда она танцевала на сцене. Ей намекнули, что он известен как закоренелый дон Хуан.

«Что это было? Флиртовать? Или не флирт? Игра или не игра? Звонок или не звонок? Что-то нас привлекало друг к другу. Мы были заинтересованы друг в друге ». — Майя Плисецкая

Президент и госпожа Кеннеди прибывают в Театр« Капитолий »13 ноября 1962 года.

Во время очередного визита в Большой театр в Нью-Йорке (был 1968 год) Майя не имела шанс встретиться с Робертом.Он позвонил ей и сказал, что собирается в предвыборный тур по нескольким штатам. Он попросил ее оставить вечер 11 июня доступным для их встречи. А 5 июня он был убит в Лос-Анджелесе. Через день умерла подруга Майи Плисецкой.

В этот день советская балерина была назначена для участия в концерте в «Метрополитен-опера». На плакате было написано «Спящая красавица». Но перед спектаклем представитель театра сообщил публике: «В знак траура Роберта Кеннеди, чтобы почтить его память, Майя Плисецкая танцует« Умирающий лебедь.Весь зал поднялся в унисон.

Майя Плисецкая танцует «Умирающего лебедя» 1959

Открывать что-то новое — ее вечная, может быть, главная страсть. Когда-то, в конце 1960-х, неважно, что ей понадобилось — она ​​танцевала Кармен в Большом театре, и это было событием в мире хореографии. Балет «Кармен-сюита» поставил Плисецкой Альберто Алонсо. Муж Майи, композитор Родион Щедрин, изначально занимался бессмертной музыкой Бизе.

Майя Плисецкая и Александр Годунов, Кармен-сюита, ​​1974

Успех «Кармен» вызывал сомнение у многих.Однако с тех пор «Кармен-сюита» так же известна в мире, как и сама опера «Кармен».

Майя с мужем Родионом Щедриным

Майя познакомилась со своим вторым мужем — Родионом Щедриным, с которым познакомилась в гостях у Лили Брик. Поначалу артист балета и композитор не очень интересовались друг другом. Плисецкая была даже на семь лет старше Щедрина. Спустя всего три года после знакомства они начали встречаться, а потом провели отпуск в Карелии. Осенью 1958 года они поженились.«Он продлил мою творческую жизнь минимум на двадцать пять лет», — о муже Плисецкая. Родион поддерживал ее и защищал ее интересы от советской власти. Именно благодаря его усилиям Прима получила возможность выезжать за границу. Однако, несмотря на счастливый брак, детей у пары так и не было.

«Балет обеспечивает, помимо прочего, отличное телосложение и отличную физическую форму. После рождения ребенка женщина переживает множество революционных изменений. Многие артисты балета лишились профессии с детьми.»- Родион Щедрин

Волшебное шоу« Мода 1950-х — XXI век »- совместное предприятие Майи Плисецкой и ее давнего друга и творческого партнера Пьера Кардена, автора лучших сценических (и не только театральных) ) костюмы балерины. С мастером моды Плисецкая познакомилась очень давно, еще в 1971 году, когда танцевала на юге Франции в Авиньоне.
«Карден сшил мне много драгоценных костюмов и никогда не просил денег». — удивлялась Майя.

Пьер Карден называл Майю своей «музой»

Раньше считалось, что через 30 лет балерина должна закончить карьеру и уйти на пенсию, но Плисецкая это молчаливое пенсионное законодательство. Когда она танцевала «Кармен» в Большом театре, ей было уже 42 года. В 47 лет исполнила заглавную партию в балете «Анна Каренина». И в 60, и даже в 70 Майя Плисецкая продолжала блистать на сцене. Даже в 61 год она станцевала «Умирающего лебедя» в Токио.

Майя Плисецкая в возрасте 61 года танцует «Умирающего лебедя» в Токио

Несколько лет назад, когда она отмечала свое 80-летие, ее поздравляли первые лица разных стран.Коллеги, друзья и поклонники отметили ее незаурядный талант. «Королева перевоплощений» — говорили о ней зрители. Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года на 90-м году жизни от сердечного приступа. Прощание с балериной произошло в Германии, и по ее воле прах Плисецкой будет связан с прахом Родиона Щедрина после его смерти и будет развеян по всей России.

Цит. Работ

«Александр Годунов, Майя Плисецкая, Кармен-сюита, ​​1974.” YouTube , загружено magnumSuper 13 августа 2011 г. www.youtube.com/watch?v=hD86rX9_85k.

«Фотография Кеннеди из балета Большого театра». www.allposters.com/-sp/Kennedys-Attend-Bolshoi-Ballet-Posters_i9360282_.htm.

«Майя Плисецкая». Майя Плисецкая, 1925–2015, 6 мая 2015 г., www.theartsdesk.com/dance/maya-plisetskaya-1925-2015.

«Майя Плисецкая, 61 год, танцует умирающего лебедя». YouTube, загружено llee611838, 27 сентября 2009 г., www.youtube.com/watch?v=Luz5g-doa34.

«Майя Плисецкая и Родион Щедрин». Письма о любви: Майя Плисецкая и Родион Щедрин, 26 ноября 2015 г., http://www.wedding-magazine.ru/celebrity/story/41836/.

«Майя Плисецкая в образе лебедя». В контексте: Дань памяти Майи Плисецкой, Блог БАМ, 23 февраля 2016 г., http://bam150years.blogspot.com/2016/02/in-context-tribute-to-maya-plisetskaya.html.

«Майя Плисецкая — Умирающий лебедь 1959 года». YouTube, загружено hookham, 20 октября 2010 г., www.youtube.com/watch?v=Y-AMH_Woywg.

«Майя Плисецкая — вход Китри в« Дон Кихоте! » YouTube , загружено Ясмин Хавари 18 февраля, www.youtube.com/watch?v=aRYBO2OSWz8.

«Майя Плисецкая с родителями». https: // theenglishclubok / maya-plisetskaya-1.

«Майя Плисецкая с Дж. Ф. Кеннеди». Майя Плисецкая, http://viola.bz/maya-plisetskaya/.

«Плисецкая в роли Одетты« Лебединое озеро »Акт II Grand Pas Coda». YouTube, загружено Gualtier Malde, 18 декабря 2007 г., www.youtube.com/watch?v=1BNI-bQllUk.

«Русская балерина Майя Плисецкая с Пьером Карденом». http://media.gettyimages.com/photos/russian-ballet-dancer-maya-plisetskaya-guest-of-honour-of-pierre-picture-id486471280.

«Роберт Кеннеди». Биография Роберта Кеннеди, www.biography.com/people/robert-kennedy-9363052.

«Суламифь Мессерер, звезда Большого театра, тётя Майи Плисецкой». www.pinterest.com/ayurkevych/maya-plisetskaya/.

Майя Плисецкая | Русская балерина

Плисецкая Майя , полностью Плисецкая Майя Михайловна , (род.20 ноября 1925, Москва, Россия, Ю.С.С.Р. — умерла 2 мая 2015 г., Мюнхен, Германия), русская прима-балерина Московского Большого балета, восхищалась ее технической виртуозностью, выразительным использованием рук и умением сочетать актерское мастерство с танцем.

Британника исследует

100 женщин-первопроходцев

Познакомьтесь с выдающимися женщинами, которые посмели выдвинуть на первый план вопросы гендерного равенства и других вопросов.Этим историческим женщинам есть что рассказать, от преодоления угнетения до нарушения правил, переосмысления мира или восстания.

Плисецкая, племянница танцоров Асафа и Суламифь Мессерер, училась у дочери Павла (или Пола) Гердта Елизаветы и у Агриппины Яковлевны Вагановой и окончила Большую школу в 1943 году. Плисецкая была известна своим уникальным индивидуалистическим изображением как в советском, так и в русском языках. классические балеты. В ее репертуаре: Зарема — «Бахчисарайский фонтан »; главная роль в Laurencia ; Хозяйка Медной горы в Каменный цветок ; Китри в «Дон Кихот »; Мирта, королева виллисов, в «Жизель »; Аврора в «Спящая красавица» ; и двойной персонаж Одетта-Одиллия в «Лебединое озеро », которую часто считают ее величайшей ролью.

Плисецкая выступала в ряде стран и была приглашенной артисткой Парижской оперы в 1961 и 1964 годах. Ее выступления были записаны в фильмах Звезды русского балета (1953), Лебединое озеро (1957), Плисецкая танцует (1964), Анна Каренина (1975) и Кармен-сюита (1978) — в последних двух главных ролях играет ее протеже Александр Годунов. В 1964 году она получила Ленинскую премию за выдающиеся художественные работы. Она появлялась в балетах таких несоветских хореографов, как Ролан Пети, Морис Бежар, Альберто Алонсо.С 1975 года она также выступала с Брюссельским балетом XX века и была художественным руководителем балета Римской оперы (1983–84) и Национальной танцевальной труппы Испании (1987–90). Ее первой хореографией была «Анна Каренина » (1972).

Майя Плисецкая в Лебединое озеро, 1961.

Paris Match / Pictorial Parade

В своей автобиографии 1994 года (англ. Пер. I, Майя Плисецкая ) Плисецкая рассказывала о казни своего отца при Иосифе Сталине, о казни своей матери. последующее пребывание в изгнании и ее собственная борьба за свободу творчества.Она и ее муж, композитор Родион Щедрин, в конце концов обосновались в Германии. В 2005 году Плисецкая была удостоена премии принца Астурийского в Испании в области искусства, а в следующем году она была удостоена премии Praemium Imperiale Японской ассоциации художников в области театра и кино.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Москва | История, география, население и карта

Москва , Россия Москва , город, столица России, расположенный на крайнем западе страны.С тех пор как Москва впервые упоминается в летописи 1147 года, она сыграла жизненно важную роль в русской истории. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; отсюда москвичи называют москвичами. Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица. Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.

Британская викторина

39 самых сложных мировых столиц в истории

У Парижа, Бужумбуры, Пьера и Нуука есть нечто общее: все они столицы. И есть еще тысячи. Будь то древняя столица империи или нынешняя столица провинции, вы найдете это в этой викторине.Путешествуйте с нами, чтобы узнать, как много вы знаете о мире, в котором мы живем, и его многочисленных уникальных местах.

Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до распада Союза в 1991 г. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский язык: Кремль), было синонимом советской власти. Распад СССР принес в Москву огромные экономические и политические перемены, а также значительную концентрацию богатства России.Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (Оценка 2020 г.), 12 678 079.

Характер города

Если Санкт-Петербург — это «окно России в Европу», то Москва — сердце России. Это жизнерадостный, динамичный, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью разрушена пожаром. Москва не перестает обновляться и модернизироваться и продолжает испытывать быстрые социальные изменения.Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не проявляется более заметным, чем в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажные жилые дома эпохи правления Никиты Хрущева (с середины 1950-х до середины 1960-х годов), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы в равной степени не изменились. видимый. Были восстановлены многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети, новые театры Москвы вернули себе лидерство в области драматического искусства, а традиционные рынки были возрождены и расширены.Эти рынки, которые при Советском Союзе назывались колхозными (колхозными) рынками и продавали в основном ремесленные изделия и продукты, теперь представляют собой более сложные предприятия розничной торговли.

Стало привычным сравнивать Москву с Санкт-Петербургом, ее соперником и бывшей (1712–1918) столицей России. В то время как Санкт-Петербург впитал в себя западноевропейские влияния, Москва считается традиционным русским городом. В отличие от своего конкурента, у Москвы есть четко очерченный центр города, отмеченный Кремлем. Другими характеристиками Москвы являются ее физическая планировка в виде радиальных спиц и колец, которые были расширены с течением времени, смесь архитектурных стилей и исторические здания, построенные в основном русскими архитекторами.Московские здания были преимущественно деревянными до 1920-х годов, когда вошли в обиход кирпич и камень.

Москва: Кремль

Кремль, вид со стороны Москвы-реки.

© Lloid / Shutterstock.com Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Какой-то эротический вечер | Новый критерий

Это был самый эротический вечер, который вы когда-либо могли провести в одиночестве — если вы пошли один, то есть, как я. Я говорю о балете. В среду вечером в Киеве было показано два балета — два одноактных и нашумевших: Кармен-сюита и Шахерезада .

Кармен-сюита написана в 1967 году Родионом Щедриным для его жены Майи Плисецкой. Он использовал только струнные и перкуссию, чтобы переосмыслить знаменитую музыку Бизе — партитуру, которую он, конечно, очень ценил («фантастическая, одна из лучших во всей истории музыки»). Он даже позаимствовал кое-что из другой партитуры Бизе, L’Arlésienne .

Хореография поставлена ​​кубинцем Альберто Алонсо (зятем Алисии, знаменитой балерины, умершей в октябре девяносто восьмого года).

А Шахерезада ? Римского-Корсакова, как известно, поставил Фокин.

Елена Горшунова и Алексей Тютюнник в Шахерезада.

Балеты поставлены Национальным театром оперы и балета Украины. Дом назван в честь народного барда Тараса Шевченко (1814–61). Его гигантский бюст возвышается над театром.

Кармен-сюита в среду вечером, возможно, была несовершенной с балетной и музыкальной точек зрения, но это было обвинение.Это было интенсивно, драматично и, наконец, ошеломляло. Татьяна Голякова была самой сексуальной Кармен, которую я когда-либо видел, ни в балете, ни в опере. Заметьте, она не была вульгарной — совсем нет. Это бы умалило сексуальность. Она была совершенно сексуальной в каждом движении, жесте и взгляде. Неудивительно, что она сводила с ума мужчин вокруг себя — по крайней мере, одного из них.

Его, Дона Хосе, танцевал Дмитрий Чеботарь, который показал эволюцию персонажа: от несколько формального, правильного парня до пораженного котенка и истерзанного убийцы.Алексей Потемкин был Эскамильо, укравшим девушку, напыщенно расхаживающим свои дела. Думаю, он выполнил больше толчков бедрами, чем Элвис.

Ла Голякова не пыталась быть сексуальной, заметьте — по крайней мере, я так не думаю. Она просто была. Она ничего не могла с собой поделать. Сцена была наполнена животным магнетизмом, и от нее нельзя было оторвать глаз и ушей.

Щедрин, конечно, помогает со своим другом Бизе. Это заряженный, эротический, драматический саундтрек. Дирижировал со всеми необходимыми качествами Владимир Кожухарь.У него не было возможности поклониться в конце, что я считал неудачным.

Он вернулся в яму, несмотря ни на что, за Шахерезаду . Как игра? Заряженный — невероятно чувственный — если не отполированный. Прекрасно справилась со скрипичными соло Ольга Кулакова. Ни дирижер, ни скрипач в конце не поклонились.

Елена Горшунова и Алексей Тютюнник в Шахерезада.

А вот Елена Горшунова и Алексей Тютюнник. Это были Зобеида и Золотая рабыня.Честно говоря, этот спектакль должен был быть в обертке из коричневой бумаги — это было так эротично и правильно. После этого вся публика должна была курить сигарету. Этот спектакль тоже был прекрасен в своей оргиастической манере. Также трагично — влюбленные лежат мертвыми в конце (вместе с множеством других трупов).

Кстати о влюбленных, лежащих мертвыми в конце: следующей ночью, в четверг, труппа исполнила Ромео и Джульетта . Я говорю о балете Прокофьева, конечно, не об опере Гуно (или пьесе Шекспира).Я иногда шутил, что балет Прокофьева — это гвоа — величайшее произведение искусства (с извинениями перед Гамлетом , , мессой си минор и т. Д.). Я шучу? Ну, в основном — я сделал небольшой пост в блоге об этом в прошлом году здесь.

«Ромео и Джульетта» , ночь четверга, не для всех веков. Но это были честные, серьезные усилия с первоклассными аспектами. Главным образом в спектакле была Джульетта, за которую нужно было умереть: Юлия Москаленко. Она была милой, девчачьей, прекрасной, гибкой, плавной, душераздирающей — Джульетти.

Из партитуры Прокофьева делают люксы. Несколько недель назад Чикагский симфонический оркестр выступал в Карнеги-холле под управлением Риккардо Мути. (Мой обзор здесь.) Но каждая страница — целое — может стоять сама по себе в концертном зале, танцуя или не танцуя. То, что Щедрин сказал о Кармен , верно и в отношении партитуры Прокофьева: «фантастическая, одна из лучших во всей истории музыки».

Джей Нордлингер — старший редактор National Review .

Его подкаст с The New Criterion под названием «Музыка на время» можно найти здесь.

Майя Плисецкая Кармен 1973 VHS Ballet Bolshoi Ballet Dying Cisne

Условие: Очень хороший: Товар, который использовался, но все еще в очень хорошем состоянии. Никаких повреждений футляра для драгоценностей или крышки предмета, нет потертости, царапины, трещины или отверстия. Обложка и нотные записи включены. Коробка VHS или DVD включена.Инструкции к видеоигре и коробка включены. Зубы держателя диска не повреждены. Минимальный износ внешней части изделия. Никаких пропусков на CD / DVD. На кассете VHS нет нечетких / снежных кадров. См. Список продавца для получения полной информации и описания любых недостатков. … Читать далее о состоянии Алкилер Антигуо: Нет
Классификация: NR Sub-Genero1: Балет
Se ± al estándar: NTSC Персональный директор: Майя Плисецкая
Особый материал: Искусство / Инди Пеликула Актер: Майя Плисецкая
Sub-Genero: Танец Дженеро: Документальный
EAN: Не применимо
Кабель для программирования с программным обеспечением Midland PRG-G15 COD.C1131 Jarrow Formulas Экстракт дикой горькой дыни, поддерживает кровяное давление и уровень сахара в крови LLEDO DAYS GONE COOKIE COACH COMPANY 1920 FORD MODEL T VAN DIECAST LOOSE Rowenta EP8050 Viola 24 Pinze Epilatore Peeling, Precision Bikini, Ascella Tu Kids Slipper Size 8-9 Dan Hampton & Willie Джерси Gault с автографом XL W / HOF 2002 — PSA / JSA LEGO STAR WARS TIE INTERCEPTOR & DEATH STAR # 9676 OJ SIMPSON & JOHNNIE COCHRAN ДВОЙНАЯ ПОДПИСАННАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ PSA / ДНК СЕРТИФИКАЦИЯ 8X10 ПРОБНАЯ ФОТОГРАФИЯ QILI POWER для зарядного устройства QL-09005 для зарядного устройства QILI POWER Razor B2-09005 24V Keraste Soin Premier Therapiste 2 Винтажная оригинальная мягкая плюшевая игрушка Sheriff Woody от Disney Pixar Toy Story 1995 Dr Martens Black РАЗМЕР 3.. Кровать для собак Furhaven — Круглый овальный ортопедический шезлонг из пенопласта … 815181024536 Футболка Las Vegas Raiders Мужские летние рубашки с круглым вырезом Футболки с коротким рукавом Подарки Alda PQ Referenza, Lampada Per DUKANE 50025478 Proiettore, Proiettore Con Rs232 программа радио opc1529 данные — для модели e2820 Merkur Progress Регулируемая безопасная бритва MK-500001 4045284011225 Оправы для очков carolina herrera woman vhn576m530ggu (ø 53 мм) Fotografie JG Tunny, Edinburgh, Portrait элегантный геклейдетер Herr mit Buch a Nova Arte абстрактная живопись искусство уникальная картина живопись современное оригинальное искусство

Майя Плисецкая Кармен 1973 VHS Ballet Bolshoi Ballet Dying Cisne

Майя Плисецкая Кармен 1973 VHS Ballet Bolshoi Ballet Dying Cisne

DVD и фильмы

Щедрин о написании Кармен для Плисецкой

Известие о смерти Майи Плисецкой знаменует конец эпохи балета.89-летняя великая балерина Большого театра устанавливала для себя экстраординарные стандарты; не только своей техникой, телосложением, актерской игрой и звездными качествами, но и тем, как ее артистизм вдохновил всех, кто ее видел, и помог произвести революцию в репертуаре, оставив наследие, которое распространяется повсюду в танцевальном мире. Вот некролог, который заполняет предысторию и экстраординарную историю жизни звезды советской эпохи, которая когда-то считалась настолько опасной, что КГБ даже прослушивал ее кровать.

Я несколько раз встречала Плисецкую и ее мужа, композитора Родиона Щедрина, особенно на фестивале Consonances de Saint-Nazaire Филиппа Граффена в период с 2006 по 2009 год. Плисецкая, к сожалению, мало говорила по-английски; в этих случаях Щедрин казался публичным лицом и представителем пары, в то время как балерина — хотя и была столь сильна на сцене — казалась нежной, застенчивой, очаровательной, каким-то образом движущейся в своем собственном мире. Однажды, когда они приехали в Лондон, я встретился с Щедриным для интервью и попросил его рассказать нам историю написания его «Кармен-сюиты».Вот его ответ (без акцента).

«Это была идея Майи танцевать Кармен, и первый ее шаг был к Шостаковичу, потому что у нас очень хорошо отношение к Шостаковичу. Она сама написала либретто. Мы приехали к нему на дачу и Майя прочитал ему это либретто, конечно, не профессиональное либретто, и он сказал: «Да. да, это интересно, я буду думать, я буду думать … »и через несколько дней он позвонил нам и сказал: «Пожалуйста, приходите, я принимаю окончательное решение». Итак, мы пришли, и он сказал: «Это очень красивое либретто» — он всегда так говорит — «но я мусор.’ Почему? ‘Я очень занят. Потому что, если публика зайдет в концертный зал и хотят услышать песню Тореадора, они будут полностью разочарованы. Я очень занят, Я очень занята, извините, пожалуйста … ‘
«Тогда Майя спросила Хачатуряна, и он сказал:» Почему? » я тебе нужен? У вас дома композитор, спросите его! А потом она подтолкнула меня, и я вспоминаю слова Шостаковича — он мудрый человек, мудрый человек — и поэтому мне пришлось что-то совместить: с одной стороны это должно быть что-то свежее, с другой Кроме того, это должна была быть какая-то связь с этой знаменитой мелодией.И была идея, я думаю, что это удачная идея, только для того, чтобы иметь струнные и перкуссию, потому что тогда это совершенно современное сочетание. Оценка Бизе фантастическая, одна из лучших в мире. вся история музыки. Я взял не только у Кармен, но и у Л’арлезьен и другие его работы вместе, но у меня была хорошая идея объединить струны с перкуссия.
«Это тоже была мотивация, потому что в то время в Большом театре струнные театральный оркестр был невероятным, потому что это был 1967 год и было запрещено эмигрировал из Советского Союза и лучшие струнники были в Большом Театр и Ленинградская филармония с Мравинским.Позже, примерно в 1972-73 гг. Еврейская иммиграция из России в Израиль, лучшая, потому что тогда они немедленно отправляйтесь в Америку и в каждом оркестре лучшая игра на струнных фантастические российские игроки. А еще был отличным коллективом перкуссионистов в то время в Большом театре. Это тоже было своего рода мотивация, но во-вторых — во-первых, конечно, я осмелился быть полностью вдали от этой партитуры Бизе без духовых и деревянных духовых инструментов, только перкуссии и струнных, я сделал оркестровку, которая дала мне много возможностей.Реакция Шостаковича, что без этих мелодии было бы разочарование, и некоторое представление об оркестровке, новая точка зрения и качество оркестра Большого театра на тот момент в В том году это в целом вдохновило меня на это.
«Мои старые издатели — вот уже 15 лет я был с Шоттом, но до Шотта, как и все русские композиторы, мы все принадлежала Сикорскому — а мне говорят, что Кармен-сюита играет каждый день где-нибудь в мире «.

Что может быть лучше, чем сама Кармен?

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *