Карта древнего хорезма: Путешествие по Хорезму и Средней Азии

Содержание

Путешествие по Хорезму и Средней Азии

Туры по памятникам древнего Хорезма.

«Три большие эпохи истории Хорезма прошли перед нами, в том числе две, о которых десять лет назад не было известно ничего или почти ничего. Историческая картина третьей, хотя и достаточно щедро освещённая письменными памятниками, обогатилась новыми деталями, позволяющими углубиться в смысл событий, глубже понять сокровенные тайны внутренних процессов развития общества, скрывающихся за калейдоскопом дат и имён, мелькающих на страницах хроник, и за казуистической терминологией юридических документов. Мы видим теперь, что Хорезмская империя XII-XIII вв., разрушенная монгольскими варварами, — не эфемерный продукт случайных политических комбинаций, не «колосс на глиняных ногах», каким склонны были рисовать её историки. Правда, она не устояла против монгольского нашествия. Но против него не устояли и десятки других, больших и малых государств, в числе их — Великая Русь и могущественная держава Закавказья, Грузия наследников Тамары»

Москва, ноябрь 1947 г. С. Толстов.

Экскурсионные прогулки по Туркменистану.

Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о Xорезме встречаются в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте». Многие исследователи, кроме того, отождествляли с Xорезмом авестийскую Арьянам-войчах — первую зороастрийскую страну.
В изучение истории этого государства значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца XIX – начала XX в.в. — В. В.Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории Хорезма начат в 30-х г.г. XX в. работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. 
Древнейшие археологические памятники этого региона относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (IV — III тыс. до н. э.).

В эпоху энеолита (начало II тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы.
В середине II тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок – зернотёрки, бронз, серпы, ножи.
В конце II тыс. до н. э. развивается амирабадская культура (IX — VIII в.в. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни.
В то же время в степях к северо-востоку от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами (Северный Тагискен).
На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён (Южный Тагискен, Уйгарак), на протяжении столетий культурно-исторически связанных с Xорезмом.
Полагают, что в VII — VI в.в. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.
В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности.
В середине VI в. до н. э., вероятно при Кире II, Xорезм вошёл в состав государства Ахеменидов. На рубеже VI и V вв. до н. э. о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор – Гекатей Милетский.
К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, Xорезм вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404 – 358 г.г.) Xорезм стал отдельной сатрапией.
Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского Xорезм уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн. В IV — III в.в. до н. э.
Xорезм переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство.
В конце I тыс. до н. э. в культуре X. отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э.
Xорезм находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в III в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала.
Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в Xорезме засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмийской эры, начало которой приходится на середину I в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в Xорезме до VIII в.
Господствующей формой религии в Xорезме был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня». В искусстве древнего Xорезме, которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков.
На основе синтеза местных и заимствованных элементов в IV — III в.в. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура Xорезма. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан.

Отличительные черты архитектуры древнего Xорезма – массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора – обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич).
Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр).
В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, V — IV в.в. до н. э., Топрак-Кала, II — III в.в.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами.
Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (V в. до н. э.
) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (IV — III в.в. до н. э.).
Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика. Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками).
Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (V в. до н. э. – первые вв. н. э.) – условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде.
В IV — III в.в. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания. Бируни сообщает о воцарении в Хорезме в 305 г. царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г.
Кят (близ современного г. Бируни).
Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца VIII — VIII в.в.). IV — VI в.в. – время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Хорезма вплоть до VIII в.
На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени – феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях.
С «гофрированными» стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш VI — VIII в.в. с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.
В 712 г. Хорезм завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до X в. продолжали править представители афригидской династии.
Всё большее значение стала приобретать столица Северного Хорезма – Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 г. объединил Хорезм. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Хорезма; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна).
В 1017 г. Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 г. – сельджуки. В конце XI в. в Ургенче пришла к власти новая династия – т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127 — 1156 г.г.), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии.
Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172 — 1200 г.г.) освободил Хорезм от сельджуков (1194 г.). При сыне ТекешаМухаммеде II Ала-ад-дине (1200 — 20 г.г.) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества.
Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. В искусстве Хорезм после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата.
Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Хорезм разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи XII в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч.
Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Хорезма. В 1220 г., в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Хорезм вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду. Во 2-й половине XIV в.
Хорезм переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамическим поливным декором (наборная резная мозаика), например мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-Ханым и др. правители Хорезма приобрели фактическую независимость.
К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 г. Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Хорезм. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание этой областью.
В 1505 г. Хорезм попал под власть Шейбани-хана. В 1512 г. к власти в Хорезме пришла узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца XVII в. Позднее фактическими правителями государства были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов.
С начала XVII в. столицей Хорезма стала Хива. Её архитектурные ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма.
Термин «Хивинское ханство» употреблялся, однако, только в русской и западо-европейской литературе; в местной официальной терминологии Хорезм продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 г. Хорезмской народной советской республики.

Источник:
«Хорезм». Советская энциклопедия. М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт.

История Древнего Хорезма — Adras Travel

Хорезм – древнее государство в Западной Центральной Азии. Ее основной территорией был чрезвычайно плодородный оазис, который сегодня частично принадлежит Узбекистану и частично Туркменистану. Уже в бронзовый век здесь обширно развивалось орошаемое земледелие, что с раннего времени сделало эту территорию колыбелью высокой культуры человека. Не позднее 6 века до н.э. Хорезмское государство стало независимой империей, правитель которой имел титул Хорезмшах.

В древнюю эпоху государство не воспринималось как имеющее выраженную этническую принадлежность. Население той или иной местности воспринимало себя в качестве жителей именно этого региона, а не определенной этнической группы. Поэтому жители Хорезмской империи называли себя хорезмийцами. По реконструкциям академика М.М. Герасимова хорезмийцы относились к европеоидному типу людей, были светлоглазыми блондинами, хотя со смуглой кожей.

Хорезм уже на ранних этапах был центром зороастрийской религии. После непродолжительного завоевания и контроля над страной со стороны персов, Хорезм вскоре восстановил свою независимость, а затем успешно выступил против Александра Македонского. С этого времени (примерно 4 век до н.э.) появляется собственная письменность, которая была разработана на основе арамейского языка. Хорезмийский язык существовал до 8-го века, и в настоящее время является вымершим языком. Язык принадлежал к иранской группе индоевропейской семьи языков.

В ходе завоевания региона арабским халифатом произошли кардинальные изменения. В ходе исламизации были сожжены бесчисленные письменные источники, а также разрушены здания культуры доисламской цивилизации. В результате стал использоваться арабский алфавит.

В последующие столетия этот регион был завоеван иностранными державами, в результате постоянных перемен была восстановлена независимость местных Хорезмшахов. Регион оставался известным как Хорезм, даже если входил в состав других государств. К концу 12-го началу 13-го века империя достигла своего пика расцвета: при шахе Ала ад-Дин Мухаммаде II Государство Хорезм контролировало почти всю Центральную Азию, а также Афганистан и Иран. Эта великая империя просуществовала только до 1220 года, когда монголы при Чингисхане опустошили Хорезм.

К концу 14-го века империя была завоевана Тимуром и в значительной степени разрушена. Хорезм больше не оправился от этого удара, а позже оказался в руках Узбеков, которые впоследствии основали Хивинское ханство.

Население древнего Хорезма сильно зависело от реки Амударьи, которая снабжала регион водой. Река регулярно меняло свое течение, в результате чего жители были вынуждены следовать за ней и покидать крепости и города. Только в Элликалинском районе современного Каракалпакстана было сосредоточено несколько сотен городищ. Самые известные из них Топрак-кала, Аяз-кала и Кызыл-кала, куда можно совершить путешествие по Древнему Хорезму.

Благодаря советскому археологу и этнографу Сергею Толстову, мы обязаны многим находкам важных мест. Он заинтересовался историей и культурой Хорезма еще, будучи студентом МГУ, и начал заниматься поиском материала. Практику он проходил в Хорезмском оазисе. Приехав на территорию Хорезма, он не находит крепостей, о которых писал известный узбекский ученый аль-Бируни, а только территорию полностью покрытую песком. 

После защиты своей диссертации, он обращается с просьбой о выдаче военного самолета для исследований Хорезмского оазиса, так как территория считалась непроходимой для автомобилей. На протяжении 25 лет Толстов обнаружил 50 крепостей. Толстов заметил, что дистанция этих крепостей не превышала 15 км. В своей книге «по следам древней Хорезмской цивилизации» он отмечает, что это было необходимо для того, чтобы передавать информацию соседним крепостям.

Из обнаруженных крепостей сегодня сохранилось только двенадцать: остальные были разрушены после раскопок, а точнее смыты дождем.  

Топрак-Кала – «сокровище» древнего Хорезма