происхождение народа, где и как живут, фото
Коряки — одна из самых многочисленных народностей Камчатки, являющаяся древним коренным населением региона. Коряки имеют общих предков с североамериканскими индейцами: мифология и обрядовая культура, связывающая народы, сохранилась поныне.
Название
Впервые употребление названия «коряки» встречается в заметках российских колонизаторов XVIII столетия. Этноним заимствован у соседних племен эвенов и юкагиров. Первые употребляли название «карака», вторые — «хэёкэл», что означало «появляющийся из-за бугра». Русскоязычная адаптация привела к возникновению привычного наименования народности.
Существует версия, что этноним восходит к местному слову «хора», означающему «олень». А коряки — это «владеющие оленями», «связанные с оленями». Самоназвание народа иное, точнее существовало две группы этнически единых коряков, именовавших себя по-разному. Они различались территорией обитания и преобладающими занятиями.
- Тундровые кочевые коряки, занимающиеся разведением оленей. Места проживания — материковая часть Камчатки, полуостров Тайгонос, Пенжинская губа, низовые территории реки Апука. Основное занятие — оленеводство. Самоназвания — чавчыв, чавчувены, чавчывав, означает «оленевод».
- Оседлые береговые коряки. Занимали северо-западное и северо-восточное побережья Камчатки, побережье Карагинского залива. Основные занятия — добыча морских зверей, рыболовство, собирательство. Самоназвания — нымылъын, нымыланы, нымылъу.
Где живут, численность
Перепись 2010 года показала наличие 7953 представителей корякской народности на территории России. Проживание ограничивается зонами исторических мест обитания. Среди них:
- Камчатский край — 6640 человек.
- Магаданская область — около 700 человек.
- Чукотский АО и другие регионы — около 600 человек.
Национальных поселений с преобладающим корякским населением не осталось. Коряки ассимилировались с русскими и другими соседскими народами, образовали единые населенные пункты. Представители народности составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском, Карагинском районах Камчатского края.
Язык
Корякский язык относится к палеоазиатской языковой группе, чукотско-камчатской семье. Ежегодно число носителей языка сокращается, по данным переписей, им владело, считая родным:
- 1959 г. — 99,6% коряков;
- 1989 г. — 52,4% коряков;
- 2010 г. — 18,3% коряков.
Письменностью народность не обладала, первый алфавит создан в 1931 г. на основе латиницы. Русская графика вводилась с 1937 г., в 1950 г. алфавит реформирован, приведен к современному виду. Существует алюторский диалект, свойственный для береговых коряков. Часть исследователей выделяет наречие в отдельный язык.
История
Древнейшие предки коряков пришли в регион 15 000 лет назад, мигрировав из Восточной Сибири. Часть племен осела в холодных северных регионах. Часть двинулась дальше, по льду перейдя перешеек и оказавшись на американском континенте, став предками индейцев Северной Америки. Между народностями прослеживаются единые мифологические представления, похожие обряды, ряд общих генов.
Коряки считались воинственным племенем, отлично владеющим луком и стрелами. Фольклор сохранил свидетельства о стычках с соседскими племенами и чужаками. Начало XVIII столетия ознаменовано колонизаторской политикой Российского государства. Последующее столетие береговые коряки отказывались принимать новую власть, отстаивая в сражениях независимость территорий.
Кочевые коряки согласились стать подданными России, платили ясак оленьими шкурами. Зафиксированы случаи участия в военных действиях на стороне русских против береговых коряков, соседних народностей. К середине XIX века положение нормализовалось, российская власть установилась на территории региона, началась ассимиляция коряков. С приходом советской власти кочевая жизнь сокращается, строятся общие с русскими переселенцами поселки, образуются колхозы. Ведется искоренение частной собственности, личных оленьих стад, преследуются шаманы.
Внешность
Наряду с другими северными народами, коряки относятся к арктическому типу монголоидной расы. Характерными чертами внешности являются:
- низкий рост;
- стройная и крепкая фигура;
- круглое лицо:
- сплюснутая голова;
- выступающие скулы;
- темная пигментация кожи;
- большой рот с яркими губами;
- длинный нос;
- небольшие «живые» глаза»;
- черные жесткие волосы;
- малая растительность на теле и лице.
Исследователи отмечали привлекательность девушек, однако впечатление портило отсутствие гигиены. Представители народности никогда не мылись: для девушек это даже считалось позором, склонностью к распутству. Волосы расчесывали и заплетали в косы только старики и девушки, в ряде прибрежных корякских поселений мужчины брились наголо.
Одежда
Нательная одежда мужчин — штаны и рубаха из меха или шкуры, женщин — комбинезон из аналогичного материала. Береговые коряки шили штаны из тюленьих шкур, кочевые — из ровдуги, оленьих камусов. Национальная верхняя одежда обоих полов — кухлянка, плотная шуба глухого покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих шкур, зимой во время вылазок использовали двойные шубы — мехом внутрь и наружу.
Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам меховыми капюшонами. На руки надевали двойные рукавицы из меха или оленьего камуса. Летом носили старые кухлянки с вытершимся мехом, легкие рубахи из ровдуги, в зимнее время укрывавшие кухлянку от загрязнений. Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны, часто без прорезей для конечностей. Задняя часть дополнялась кармашком, внутрь которого клали мох, хорошо впитывающий жидкость, — аналог современного подгузника.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко использовалась меховая мозаика с геометрическим, анималистическим орнаментом. Нагрудник и спинка украшались бисером, бахромой, ремешками, кусочками меха нерпы. Девушки из кочевых племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые чередовали полосы светлых и темных шкур.
Мужчины и женщины имели татуировки, несущие сакральное значение, обозначающие социальный статус. Размещали рисунки на видном месте: на ушах и лице. Способ нанесения типичный для северных народов: иглу с ниткой смазывали в жире и угле, затем пропускали под кожей, нанося узор. Например, продольные полоски вдоль носа женщины накалывали для излечения бесплодия.
Семейный уклад
Коряки селились родовыми патриархальными общинами, главами которых были старшие по возрасту мужчины. Семья численностью от 20 до 100 человек жила в одном или нескольких домах (ярангах, полуземлянках) в пределах одного стойбища, общинного поселения.
Береговые коряки практиковали индивидуальную собственность, личное ведение хозяйства. Для ловли рыбы и охоты на морских зверей создавали байдарочные объединения. Кочевые коряки признавали право общинного владения пастбищами и личных оленьих стад. Главой общины считался владелец наибольшего числа голов, вокруг которого объединялись родственники.
Мужчина выступал главой семьи, решал общественные вопросы, обеспечивал семью пищей, жильем, занимался тяжелым домашним трудом. Культ женщины, сохранившийся с древних времен, закреплял за женой равные с мужем права. Бытовал обычай отработки: сватовство предполагало переселение в дом выбранной девушки, работу на тестей.
Во время отработки запрещались контакты с будущей невестой: коряки ценили целомудрие. Незамужние девушки ограничивались в общении с противоположным полом, даже дать незнакомцу стакан воды считалось позором. Коряки слыли ярыми ревнивцами: комплимент, взгляд, тем более намерение в сторону чужой жены наказывалось, доходило до потасовок и убийств. Дабы не прослыть распутными, жены ревнивцев старались выглядеть непрезентабельно, предпочитали скромное поведение и замкнутость.
Жилище
Кочевые коряки отдавали предпочтение переносным ярангам: каркасным сооружениям, покрытым оленьими шкурами. Форма яранга напоминает азиатскую юрту небольшого размера: сохранение тепла стояло в приоритете. Внутри жилища размещался очаг, считавшийся неприкосновенным для чужаков. Вдоль стен размещали подвесные гамаки по числу проживавших в яранге пар. В холода в центре устанавливали «палатку», ставя внутрь лампу с тюленьим жиром: это позволяло спать без одежды даже в сильные морозы.
Береговые коряки строили полуземлянки, располагавшиеся в 3-10 км от побережья. На глубине 1,5 м устанавливались шесты-основы, заполнявшиеся по бокам бревнами высотой 4-6 м. Венчала конструкцию законопаченная восьмискатная крыша, защищавшая от снега и дождя, с вентиляционным окошком для дыма и зимним выходом.
Жизнь
Кочевая часть народности занималась разведением больших стад оленей: от 400 до 2000 голов. Каждый сезон ознаменовывался перекочевкой:
- Весна — переход на богатые ягелем пастбища, поскольку близилось время отела.
- Лето — перемещение в зоны с меньшим количеством мошкары, насекомых.
- Осень — перегон оленей ближе к постоянным стойбищам вблизи рек, поскольку близилось время забоя.
- Зима — недалекие перекочевки вблизи стойбища.
Главное занятие береговых коряков в древние и средневековые времена — охота на крупных морских животных: китов, тюленей, нерп. Охота на кита проводилась силами общины. Между скалами вблизи берега закреплялась сеть, придавленная тяжелыми валунами. На байдаре — лодке, обитой шкурами морских животных, — мужчины выслеживали кита, загоняя его в ловушку. Животное могло мучиться днями, когда ослабевало — добивали острогами, стрелами, гарпунами.
В XIX веке американский китобойный промысел снизил успех корякской охоты, основное значение приобрела рыбная ловля. Весной в прибрежные реки заплывали косяки лососевых рыб — нерка, кета, горбуша, в марте наступал сезон корюшки, апрель давал богатый улов сельди, зашедшей в спокойные воды для метания икры. Женщины занимались собирательством орехов, кореньев, трав, моллюсков. Зимой коряки охотились на оленей, горных баранов, зайцев, медведей, волков.
Религия
Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы. Главный мифологический персонаж — Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон — создатель всего сущего, вместе с тем — плут и проказник, попадающий в нелепые истории.
Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в волчьи шкуры, сопровождающие сакральные действа горловым пением, игрой на варгане и большом бубне. Действа проходили в особых местах — аппапелях, наделенных в сознании народа мистическими свойствами. Среди них встречались сопки, камни причудливой формы, утесы, мысы. Обряды сопровождались жертвоприношениями оленей, собак, морских животных. Практиковалось использование сакральных предметов — аняпелей: тотемов, церемониальных масок, гадальных камней, амулетов, фигурок, символизирующих образы предков.
Традиции
Похоронные традиции коряков не искоренил даже приход христианства. Погребальную одежду готовили при жизни, не дошивая до конца: считалось, готовый наряд ведет к скорой гибели. После смерти родные дошивали костюм, обязательно грубыми стежками.
На протяжении трех дней после гибели умерший находился в общей юрте. Обязательно должен был быть один или несколько человек, которые в это время не спали, сидели с покойным, обращались с ним, как с живым. После тело предавали огню, собирая погребальные костры из хвойных веток.
Еда
Основу рациона кочевых коряков составляло вареное оленье мясо, береговых — мясо и жир морских животных. Из рыбы делали — юколу: жирные лососевые породы разделывали и высушивали на открытом воздухе. Шокирующее иностранцев блюдо — квашеные с икрой рыбьи головы, очищенные от жабр. Неприятный аромат отпугивает, однако коряки до сих пор считают блюдо изысканным лакомством.
Видео
travelask.ru
Коряки — коренное население Камчатки (10 фото) . Чёрт побери
Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.
Коряки — коренное население Камчатского края.
Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.
Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы
Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900
Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» — для кочевых представителей.
Коряки сушат рыбу, 1901
Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.
Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой.
Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.
Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.
Яранги — традиционное жилье коряков
Коряки у своего традиционного жилища.
Яранга — традиционное жилище коряков.
Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.
Чему поклонялись коряки?
Во время одного из обрядовых праздников.
Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место — аппапель — которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.
Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов — охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.
Народные игры коряков Магаданской области.
С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.
Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.
Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка
Корякская письменность — одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.
Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой — «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.
Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом — круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой.
В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» — Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.
Современные коряки: какие они?
Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию — Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные — в Чукотском автономном округе и Магаданской области.
Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком — его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.
Коряки исполняют национальный танец.
Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.
chert-poberi.ru
происхождение народа, где и как живут, фото
Карагинцы — группа, входящая в состав корякского народа. Вместе они образуют одну из крупнейших народностей Камчатки. Карагинцы считаются древним населением, что влияет на их жизненный уклад.
История
Камчатка была заселена уже 15 тысяч лет назад (во время сартанского оледенения). Установить точный период появления карагинцев и коряков в регионе невозможно. Однако известно, что они сумели осесть в северном районе. Считается, что часть коряков перешла на территорию Северной Америки, став коренным населением континента. Это позволяет предположить, что именно коряки являются предками индейцев. Гипотезу подтверждает ряд генетических исследований, схожесть обрядов и общее мировоззрение.
На территории корякского населения русские колонизаторы прибыли в XVIII веке. Корякский народ, в том числе карагинцы, отказывались принять господство русских. Это привело к череде столкновений, в которых коряки проиграли. В середине 19-го столетия власть Российской империи была признана официально. В Советские годы карагинцы получили возможность проживания в новом жилье, стали участниками коллективных хозяйств. В то же время советская власть негативно относилась к шаманизму и даже отбирала часть оленей для собственных нужд.
Жизнь
Коряки относились к оседлым племенам. Для них всегда было характерно оленеводство с большим числом голов, которое могло достигать 2 тысяч. Содержание крупных стад оленей требовало регулярных и трудозатратных перегонов. Весной скот перегоняли на специальные пастбища, а летом переводили в другие места, спасая от кровососущих насекомых. Осенью наступала пора забоя, а зимой вновь нужно было подготавливать оленей к очередной перекочевке. Пастухи пользовались посохом и арканом — длинной веревкой с петлей. Еще в арсенале у карагинцев остался своеобразный бумеранг. С его помощью можно собирать отбивающихся от стада оленей.
Карагинцы регулярно занимаются зверобойным промыслом. Морского зверя добывают осенью, ближе к лету начинается сезон охоты, который продолжается до октября. При охоте используют гарпун, сети. Для успешного передвижения по воде используют байдарки, которые делают из кожи. Реже пользуются каяками. Большой удачей является поимка ларги или нерпы. Мясо и жир этих животных очень питательны. Раньше карагинцы охотились на моржей, также им удавалось ловить китов, но сейчас вылов данных животных запрещен.
Рыба и сейчас остается наиболее востребованной добычей. Карагинцы вылавливают следующие виды рыб:
- кита;
- горбуша;
- кижуч;
- чавыча;
- нерка.
Рыбу вылавливают сачком и сетями, а также с помощью крючков, закрепленных на ремне. Для охоты пользуются капканами, самострелами, системами из веревок и бревен, черканами.
Сейчас дети всех коряков изучают родной язык в школах. Он является довольно сложным и насчитывает не одну тысячу лет. В поселках есть школы искусств, дома культуры. Народ активно изучает собственный фольклор, танцы, ведутся передачи на корякском языке. Существует специальная организация, занимающаяся защитой коренного населения. Практически все законы, принимаемые местным управлением, направлены на сохранение национального уклада.
Язык
Народ использует карагинский диалект, входящий в состав корякского языка (чукотско-камчатские языки). Корякские языки-диалекты делятся на диалекты кочевых коряков и диалекты (полу)оседлых коряков. К собственно корякскому языку относятся чавчувенский, апукинский, каменский, паренский и итканский диалекты. Ранее выделявшиеся в нем диалекты оседлых коряков (алюторский, карагинский и паланский) образуют отдельный алюторский язык.
Внешность
Для всех коряков характерной чертой является низкий рост, округлые лица и выступающие скулы. Их кожа темная, носы длинные, волосы черные и жесткие. На вид эти люди очень стройные и крепкие, что совсем неудивительно, ведь им приходится жить в суровых условиях.
Одежда
Мужчины носят штаны и рубахи, которые делают из меха. Женщины надевают меховые платья. Для пошива используется олений мех. В холодную пору надевают плотные шубы, причем мех у них есть как внутри, так и снаружи. На голову накидывают меховой капюшон, а руки защищают от холода двойными рукавицами.
Летняя одежда практически не отличается от зимней, люди просто используют более заношенную. Особое внимание уделяется детям. Их одежда может быть абсолютно закрытой. Ребенок не имеет возможности достать руки, но зато он надежно защищен от холода. Такой вариант комбинезона необходим ребенку до пяти лет. Мех также служил украшением для одежды. Женщины старались подбирать разноцветный и максимально пестрый мех. Впрочем, последнее было характерно скорее для кочевых племен.
Жилище
Оседлые коряки живут в землянках.
- Длина такого жилища в среднем составляет 15 метров, а ширина — 12 метров. Высота обычно 5-7 метров.
- Чтобы соорудить подобное жилье необходимо вырыть яму и установить в ней столбы.
- Наружные столбы необходимы для установки распиленных бревен.
- Это позволяет образовывать стены жилища. Сверху их скрепляют балками.
- Чтобы обеспечить защиту от снегопадов используется специальный раструб, сооружаемый из жердей, иногда пользуются заслонами, которые изготавливают из прутьев и циновок.
Гостей принимают на специальном помосте. Спят на шкурах и поношенной меховой одежде, которые выкладывают на спальных пологах. Сейчас все чаще встречаются бревенчатые избы или дома современного типа.
Еда
В суровых условиях необходимо питаться сытной пищей. Мясо оленя как раз является именно такой. Его обычно варят с морской капустой. В суп добавляют ивовую кору.
Сейчас в пищу карагинцы употребляют мучные изделия, рис, хлеб. Деликатесом считается каша из риса с кровью тюленя или оленя с добавлением жира.
Традиции
В семьях карагинцев царит патриархат. Велико значение общины, которую возглавляет самый старший мужчина. Для проверки отношений молодых людей жениху дается испытательный срок, в ходе которого он должен показать себя достойным хозяином дома. Если он оказывался признанным, ему надлежало поймать свою невесту. Девушка должна убежать от парня, а тот — догнать ее. До ХХ века сохранялся обычай женитьбы младшего брата на жене старшего в случае смерти последнего.
В одном селении может жить несколько семей, приходящихся друг другу родственниками. Объединение семей может происходить по используемому имуществу. Например, байдаркам. В центре таких объединений всегда стоит патриархальная семья. Все эти меры необходимы для совместного занятия промыслом.
У каждого стойбища есть свой глава. Он является руководителем общественной и хозяйственной жизни. Нередко пастухи, занимающиеся выпасом одного стада, совершают обмен дочерей и сыновей, образовывая новые семьи. Некоторые карагинцы занимаются индивидуальным промыслом, охотясь на мелкого зверя, занимаясь рыболовством или пушной охотой.
Сохраняется значимость праздников, связанных с выпасом оленей. Осенью совершается Куанай татык, который устраивают в честь возвращения стада среднего пастбища. Многие праздники сопровождаются гонками на упряжках, соревнованиями с набрасыванием аркана, борьбой. Особенно веселым выглядит соревнование, где нужно вскарабкаться на обледенелый столб.
Большое значение имеют обряды, раньше были распространены жертвоприношения. До сих пор многие носят обереги, которые защищают от злых духов, способных лишить человека жизни. Несчастные случаи считают именно кознями незримых духов. В качестве погребальной одежды используют такую же, но недошитую. Дошивать погребальный наряд считается плохой приметой, ведь это может сулить гибель живому человеку. Когда же наступает момент погребения одежду дошивают и на это время строго запрещается спать.
Обряд погребения подразумевает сожжение на костре тела усопшего. В костер кладут личные вещи, лук, пищу, подарки.
Культура
Мифы и сказки чрезвычайно важны для карагинцев и коряков. В их фольклоре есть много загадок, песен и заговоров. Главным фольклорным персонажем является ворон. Коряки считают, что он является творцом, и одновременно приписывают ему проказы. Животные часто фигурируют в сказках, а в исторических летописях есть много историй о воинах. Часть фольклора заимствована у русского народа и эвенов.
Карагинцы много поют, используя горловое пение, часто напоминающее хрип. У каждой семьи может быть свой тип исполнения. Во время песен пользуются музыкальными инструментами, например, своеобразным гобоем, подобием флейты и большим бубном.
Культура их народа ранее была неотрывно связана с постоянными войнами с чукчами и эскимосами. Сражения обычно велись без массовых столкновений, а на основе индивидуальных поединков. Поэтому одна победа решала исход всей битвы. В преданиях чукчей есть примеры, когда один воин побеждал многих, используя лук и копье. Именно эти два вида оружия были у всех коряков основными.
Их тела надежно защищали доспехи с чешуйчатой броней и щиты, закрепленные на жердях. Форма щита защищала верхнюю часть туловища и плечи, позволяя вести обстрел с берега. На голове воины носили шлем с мехом.
Коряки часто делали изображения с русскими воинами. Причем многие сцены изображали, вырезая на клыках моржа. Этим филигранным делом занимались художники-косторезы.
Карагинцы — оседлый народ. Они являются ярким примером того, как человек может выживать в крайне сложных условиях и даже сформировать собственную культуру. Их история покрыта завесой тайны, что обусловлено отсутствием точных сведений до начала периода колонизации. Точное изучение языка позволит лучше узнать прошлое этого этноса. Изучение истории карагинцев и коряков может иметь культурно-историческое значение, так как они являются носителями первобытной культуры древнейших периодов.
Видео
Песни у корякского народа всегда занимали важное место в повседневной жизни. Их исполняют во время приготовления пищи, перед сном или по утру. В этом видеоролике коренным населением камчатки исполняются народные песни и пляски.
travelask.ru
Коряки. Народ Коряки, где живут, фото в национальных костюмах, история, традиции, обычаи коряков
Коряки
Целый мир разноязычных племён и своеобразных хозяйственно-бытовых культур существовал к приходу русских на северо-востоке Азии. О жизни племён северо-востока Азии перед приходом русских можно судить по русским архивным материалам 17–18 вв., известиям путешественников того времени и археологическим данным. Эти сведения могут быть распространены и далеко вглубь прошлого этих племён, поскольку русские застали их на уровне каменного века.
К таким народам можно отнести коряков. Осёдлые коряки занимали также северо-западное побережье Охотского моря. «Острожки» осёдлых коряков находились не только на нижнем, но и на среднем и верхнем течениях более или менее крупных рек Камчатки. Всё внутреннее пространство Камчатского полуострова, а также п-ов Тайгонос занимали коряки.
Численность коряков в 17 в. Была совершенно неизвестна. По подсчётам предполагаемая их численность к концу 17 в. Составляла около 10 – 13 тыс. Наиболее близкое соприкосновение русских с коряками началось с 80-х годов 17 в.
Коряки разделялись на осёдлых и кочевых. В свою очередь осёдлые коряки делились на несколько территориальных групп, отличавшихся одна от другой по языку и некоторым элементам культуры.
Осёдлые коряки занимались рыболовством, морским зверобойным промыслом и охотой на горных баранов, диких оленей и медведей. Больше всего они были рыболовами. Как известно, реки Камчатки, а также реки, впадающие в Охотское и Берингово моря, изобиловали лососёвыми породами рыб. Рыболовство было основным источником существования коряков. Рыбу ловили в реках и озёрах на нерестилищах сетями, связанными из сухожилий оленя или из ниток, сделанных из крапивы. В основном из рыбы делали юколу (юкола – это сушёно-вяленое мясо рыб, приготовляемое народами Восточной Сибири и Дальнего Востока). Юкола хранилась в специальных сооружениях (балаганах) на высоких сваях. Юкола была основным зимним пищевым продуктом осёдлых коряков.
Чем дальше на север по побережью Камчатского перешейка, тем большее значение в жизни коряков приобретал морской зверобойный промысел. Они охотились на тюленей, китов, а на побережье Берингового моря – на моржей.
На суше коряки охотились на диких оленей, которые водились в северной части Камчатского п-ва, и на горных баранов. Их добывали при помощи лука и стрел, а также с помощью петель, которые устанавливались на звериных тропах. Повсеместно на территории расселения коряков водились бурые медведи, которые также были предметом их охоты.
Ко времени соприкосновения с русскими у коряков уже было развитое пастушеское оленеводство. Стада некоторых патриархальных общин были многочисленны. Олени составляли частную собственность отдельных членов общины. У коряков существовало имущественное неравенство, которое резко бросилось в глаза первым русским наблюдателям.
Олени давали корякам не только пищу, но и материал для одежды, обуви, жилища; излишки оленеводческой продукции шли к осёдлым корякам, в обмен на них оленеводы получали продукты морского зверобойного промысла (ворвань, шкуры и кожи морских млекопитающих). Как писал исследователь Сибири и Камчатки, этнограф и путешественник 18 в. – Степан Петрович Крашенинников: «Платье все носят из оленьих кож, в котором нет никакой отмены от камчатского, ибо камчадалы от них же получают оленье платье…». Олени также служили средством передвижения корякам. Их запрягали в грузовые и легковые нарты, ездили на них только зимой. Средством передвижения по суше осёдлым корякам служили собаки, которых они тоже запрягали в нарты.
«Военное их оружие состоит в луках, стрелах и копьях, которые прежде сего из костей же и из камней делали… Топоры и ножи прежде бывали у них каменные и костяные, а огнива деревянные, которые и поныне больше употребляют» – писал С.П. Крашенинников.
На оленях, запряжённых в нарты, коряки вступали в бой с противником. Как отмечал С.П. Крашенинников: «На бой выходят коряки на нартах: один правит, а другой из лука стреляет». По рекам они ездили на батах (в южных районах расселения), а по морю – на байдарах. Последние отличались своими размерами.
Коряки жили в переносных жилищах, остов которых составлялся из лёгких жердей и покрывался полотнищами, сшитыми из оленьих шкур. Внутри такого жилища ставились пологи, также сшитые из оленьих шкур. Их ставилось столько, сколько жило семей под одной крышей. Посередине шатра горел костёр, на котором готовили пищу. Пологи освещались и отеплялись лампами-жирниками, в которых горел либо костный жир, либо жир морских животных.
Осёдлые коряки имели особые зимние и летние жилища. Зимою они жили в полуземлянках, с входным отверстием наверху, которое одновременно служило и дымоходом. В таких землянках жило по нескольку семей ближайших родственников. Летом они селились в конусообразных балаганах, которые строились на высоких столбах и крылись травой. Каждая семья имела свой балаган. Эти же балаганы служили складами, где зимой хранилась заготовленная летом юкола.
Питались коряки рыбой, мясом оленей, горных баранов, морских млекопитающих, собирали кедровые орехи, ягоды, некоторые виды съедобных корней. Они пользовались глиняной, берестяной и кожаной посудой, плели из травы циновки, корзины, мешки для хранения запасов кедровых орехов, ягод, кореньев съедобных растений.
Основной общественной единицей коряков была большая патриархальная семья с сохранившимися пережитками материнского рода. У коряков такой хозяйственной и общественной единицей была стойбищная община, объединявшая ближайших родственников, – патриархальная семья. «В одном месте юрты по четыре и по пяти бывают, но больше по одной», – отмечал С.П. Крашенинников. У осёдлых коряков это была группа родственников (большая патриархальная семья), объединённых вокруг основного средства охоты – байдары, – байдарная община. Члены такой общины жили в одной полуземлянке. «Начальных людей у них прежде не бывало, но кто в котором роду оленями богат, тот в том роду и начальствовал…». Как видно имущественное неравенство на почве владения оленями у коряков зашло далеко. «У жён и детей особливые табуны». У них уже сложились зачатки патриархального рабства. Рабами были иноплеменники.
У коряков практиковалось многожёнство, особенно среди богатых. «…Жён имеют по две и по три, и содержат их по разным местам, дав пастухов и табуны особливые». «…Жён берут наиболее из своего роду». За невесту отрабатывали по три-пять лет.
В основе религиозных представлений коряков лежал анимизм. Они одухотворяли явления природы. Приносили жертвы «духам» гор, рек, моря и т.п., чтобы вызвать с их стороны благодеяние в виде удачливой охоты, промысла, благополучия. Были у них и шаманы, которые при помощи игры в бубен вызывали «духов-помощников» и с их помощью вели борьбу со злыми духами. Среди осёдлых коряков были шаманы, которые «почитались за лекарей». Однако больных они «лечили» только игрой на бубне, якобы «отгоняя духов» болезни.
Вместе с тем коряки, как и чукчи, имели много практических навыков, связанных с охотой, рыболовством, со знанием местных природных условий, их особенностей. Их жилища, одежда, средства передвижения, орудия труда и оружие были хорошо приспособлены к суровой природе и представляли собой весьма совершенные изобретения, какие только можно было сделать в этих условиях. Поражает их удивительное умение использовать рационально все продукты оленеводства, морского промысла, рыболовства, окружающей скудной растительности.
Народы Сибири внесли оригинальный вклад в мировую культуру. Их история – нераздельная и существенная часть всемирной истории человечества. Включение Сибири в состав России имело свои глубокие причины и соответствовало исторически складывавшейся необходимости.
Назад в раздел
Легендарная Тридцатка, маршрут
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.
Поход по Крыму — 22 маршрут
Из Бахчисарая в Ялту — такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений… Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.
Маршруты: горы — море
Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.
svastour.ru
Этнографическая экспедиция 1900-1901 гг. Часть 2: humus — LiveJournal
Этнографическая экспедиция 1900-1901 гг.
Семья казака из Среднеколымска, 1900
Дети коряков-охотников на морского зверя
Добыча огня по-корякски, 1900
Дом камчадала. 1901
Женщины коряков-охотников на морского зверя за работой, 1900
Жилище обрусевшего якута
Коряки в броне, с луком и стрелами. 1901
Коряки в деревянных церемониальных масках. 1901
Коряки в масках, 1901
Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900
Корякская шаманка с бубном
Корячка в травяной маске. 1900
Корячка рыбачит в проруби, около 1900
Корячки в травяных масках. 1900
Мужчины с оленями
Острова в заливе Кишига, 1897-1902
Пассажирские вагоны на ВСЖД, Хибины, 1901
Плот на плаву
Портрет тунгусского шамана с кожаным бубном, 1901
Портрет тунгусского шамана с кожаным бубном, 1901
Праздник Кумыса, Сибирь
Тунгус в расшитой бисером одежде, 1901
Тунгусы в праздничной одежде, 1901
Члены экспедиции, Анадырь,1895
Чукотский шаман
Эвенки танцуют
Юкагиры, 1900
Якутка в зимней одежде, 1901
Якутка шаманка. 1897-1902
Якутка, 1900
humus.livejournal.com
Американская Северо-Тихоокеанская этнографическая экспедиция (1897-1902). Часть 2. Коряки: humus — LiveJournal
Американская Северо-Тихоокеанская этнографическая экспедиция (1897-1902). Часть 1. Якуты
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Портреты коряков
Корячка
Корячка
Корячка
Корячка
Корячка
Корячка
Корячка
Корячка
Корячка
Девушка корячка
Девушка корячка, 1901
Девушки корячки в своей яранге
Девочки корячки
Мальчик и девочка из тундровых коряков. 1901
Мальчик и девочка из тундровых коряков. 1901
Корякская женщина с ребенком
Два коряка в броне и с оружием
Коряки в броне 1901
Коряк в броне 1901
Коряк в броне, 1901
Игры коряков
Игры коряков
Борьба корякского и эвенского мальчиков
Жилище тундрового коряка
Борьба тундровых коряков, 1901
В жилище берегового коряка
Коряки с рыболовной сети
Подледный лов. 1900
Женщины береговых коряков сушат рыбу
Сушка рыбы
В рыбацкой деревне «обрусевших» береговых коряков
В рыбацкой деревне «обрусевших» береговых коряков
Вальдемар Иохельсон курирует раскопки старых землянок коряков, 1901
Вальдемар Иохельсон курирует раскопки старых землянок коряков, 1901
humus.livejournal.com
Исчезающие народы России (25 фото) » Триникси
В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. Далее предлагаем познакомиться с народами, которые совсем скоро могут стать еще одной страницей в истории нашей страны.Ханты
Это самая многочисленная народность в списке — по данным переписи, в России 31 000 хантов. Живут на севере Западной Сибири, разводят оленей, ловят рыбу и охотятся.
Шаман
Почти семейный портрет
Маленькая йети
Манси
Ма́нси (устаревшее — вогу́лы) — коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Сегодня их около 12 000 человек в России.
Воин манси
Семья манси
Жилище манси
Эскимосы
В России их осталось чуть меньше 2 000 человек. Их основное самоназвание — «инуи́ты». Слово «эскимос» означает «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу».
Глобальное потепление настолько изменило жизнь эскимосов, что у них не хватает слов в языке, чтобы давать названия животным, переселяющимся в полярные области земного шара. Просто нет аналогов для обозначения разновидностей, которые характерны для более южных климатических поясов.
Семья эскимосов
Семья инуитов, 1894 год
Танец эскимосов
Коряки
Коренные жители северной части полуострова Камчатка, сейчас их в России всего шесть с лишним тысяч человек. Один из самых северных народов мира.
Каюр — погонщик собачьей упряжки в поселке Ильпырь.
Тофалары
Тофаларка в национальном костюме.
Всего 600 тофала́ров (раньше их называли карагасами) живет сейчас в Восточной Сибири.
Арчинцы
В переписи 2010 года только 12 человек указали такую национальность, видимо, поэтому их включили в состав аварцев. Живут в Дагестане.
Национальный головной убор женщин-арчинок.
Водь
Жители Ленинградской области. Сейчас их осталось чуть больше семидесяти.
Девушка в национальном костюме
Н.Ф. Нестеров — представитель древнего водского рода. В руках у него «чапиу» — они нужны для плетения больших рыболовецких сетей.
Нивхи (гиляки)
Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Название переводится как «человек», или гилэми — «люди на веслах». Всего чуть больше 4 000 человек в России.
Нивх в праздничном костюме
Селькупы
Сельку́пы (или остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. В России осталось 3 600 человек.
Остяки-самоеды
Оленевод
Нганасаны
Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Самый северный народ Евразии, в России их 860 человек. Самоназвание «ня» — «товарищ».
Маленький Никита и Алексей Чунанчары
Семьи нганасанов в 1927 году и сейчас
Ительмены
«Индейцы» с полуострова Камчатка. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).
Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/ischezayuschie-narody-rossii-674805/ © AdMe.ru
Представитель народа ительменов
Девушка в национальном костюме
Кеты
Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек»), в России живет чуть больше тысячи человек.
Семья кетов, начало ХХ века
Долганы
Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор. Сейчас в России осталось чуть меньше 8 000 человек, живут в Красноярском крае и Республике Саха.
Девушки в национальных костюмах.
trinixy.ru