Коряки — Коренные народы Дальнего Востока
Коряки (самоназвание «чавчыв», «нымылан») – народность России, население Корякского автономного округа Камчатской области. Проживают также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенском районе Магаданской области. Общая численность коряков – 9 тыс. 242 человека (Перепись 1989 г.). Относятся к арктической расе большой моголоидной расы. Говорят на корякском, или нымыланском языке, чукотско-камчатской языковой семьи. В языке коряков выделяются восемь основных диалектов: апукинский, чавчывенский, итканский, каменский, паренский, алюторский, карагинский, паланский. Они отличались друг от друга, кроме языка, рядом культурных, хозяйственных, бытовых особенностей, которые пока недостаточно исследованы.
Первые упоминания
Первые упоминания о коряках встречаются в русских документах 1630-1640-х годов. Уже тогда коряки делились на две крупные группы: на кочевников-оленеводов («чавчывены») и на приморских оседлых жителей («нымыланы»), занимавшихся морской охотой и рыболовством.
Зимним жилищем береговых коряков была четырех-восьмиугольная землянка или полуземлянка со входом через дымовое отверстие в крыше. Жилищем тундровых кочевых коряков был переносный коническо-цилиндрический чум «яранга», крытый оленьими шкурами. Под влиянием русских в XVIII в. появились срубные деревянные жилища.
Средствами передвижения служили баты – лодки, выдолбленные из древесных отводов, и каркасные лодки – байдары, обтянутые лахтачьими шкурами, а зимой – ступательные и скользящие подшитые лыжи и ездовые дугокопыльные нарты (женские, мужские, детские, а также грузовые).
Традиционная одежда шилась из шкур молодых оленей: мужская верхняя – «кухлянка» и женская – комбинезон «керкер» мехом внутрь и наружу. Она обильно украшалась орнаментом и различными опушками и подвесками. Капоровидные головные уборы орнаментировались разноцветным бисером, нашивавшимся на мех в виде полосок и кружочков, а также бисерными низками и меховыми кисточками. У каждой этнографической группы коряков был свой родовой головной убор, отличавшийся формой и украшениями. Обувь шилась из ровдуги, она была с кроенной подошвой и со срезанным прямо верхом голенища. Традиционные украшения на ровдужной обуви – вышивка подшейным белым волосом оленя и узкими полосками окрашенной ровдуги, с небольшим количеством бисера на меховом узоре, вырезанном из кусочков темного или светлого меха.
В середине XVII в. у коряков существовали общины, управлявшиеся старейшинами. Затем, под воздействием русского торгового капитала, у коряков появилась имущественная и социальная дифференциация, они постепенно втягивались в товарно-денежные отношения и стали заниматься пушным промыслом, изготовлением меховых и ровдужных ковров и изделий косторезного промысла на продажу.
Раньше все коряки были анимистами и шаманистами, а затем, благодаря неустанной работе среди них русских миссионеров-священников, приняли православие. Однако, с установлением на Камчатке советской власти, под страхом репрессий коряков заставляли отказываться от христианской православной веры, все церковные приходы были закрыты. В 1930-е годы жестоко преследовались и корякские шаманы, а также владельцы крупных оленьих стад.
В середине ХХ в. произошла известная консолидация коряков. Предоставление им национальной автономии, несмотря на ее очевидную декларативность, все же способствовало не только дальнейшему подъему политической активности народности, но и появлению и укреплению представления об этническом единстве всех коряков. С 1932 г. русские учителя-энтузиасты стали вводить национальную письменность на латинской графической основе (с 1950-х годов – на основе русского алфавита). Однако диалекты в языке коряков продолжают существовать. Поэтому преподавание в начальных классах ведется на диалекте большинства коряков, проживающих в данном районе.
Создание корякского автономного округа, преобразование оленеводческих колхозов в совхозы, техническое переустройство промыслового хозяйства, развитие новых отраслей сельского хозяйства – животноводства и птицеводства – способствовали не только сближению, но и смешиванию обособленных в прошлом этнографических групп коряков. В целом в настоящее время национальное самосознание у коряков получило явное преобладание над местными диалектными формами.
Современные коряки
В современной жизни коряков произошли глубокие социальные, экономические и культурные изменения. Ведущей отраслью хозяйства береговых коряков стало промысловое рыболовство, коряки-оленеводы получили возможность приобщаться к медицине, к среднему специальному образованию, к разным формам профессиональной культуры и искусства. В 1974 г. был организован Корякский национальный ансамбль танца «Мэнго», в репертуаре которого большое место занимают одноактные балеты, основанные на местных легендах (балеты «Ворон», «Деревянный человек» и другие), и хореографические миниатюры на основе народных традиций праздника «Хололо», обрядовых и игровых танцев береговых и оленных коряков. Устраиваются окружные, зональные и всероссийские выставки народного декоративного и профессионального искусства, а лучшие мастера становятся членами Союза художников России.
Однако в этнической истории коряков второй половины ХХ в. имеется немало негативных явлений. Проведенная в конце 1950-х годов непродуманная политика насильственного сселения коряков из мелких, якобы «неперспективных» поселков в более крупные привела к экономическому упадку и к культурной деградации значительного числа коряков. Многие национальные промыслы начали угасать, наметился серьезный спад сельскохозяйственного прозводства, а в связи с интенсивным промышленным освоением тундры и нерестовых рек резко ухудшилось и экологическое состояние в местах проживания коряков. Только после августа 1991 г. коряки получили, наконец, реальные возможности для своего национального, культурного, экономического возрождения на собственной, закрепленной за ними, территории.
Самоназвание. Расселение.
Место проживания – Корякский автономный округ, Камчатская область. К началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу – «оленевод») и оседлых (нымылъо – «жители», «поселяне»), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы ( каран’ынылъо), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т. д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) – на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.
Язык
Первые сведения о языке коряков были собраны С.П. Крашенинниковым в середине XVIII в. До начала XX в. Корякский язык почти не изучался. Его изучение было возобновлено и поставлено на научную основу В.Г. Богоразом. В трудах ученых получило обоснование родство корякского языка с другими языками чукотско-камчатской группы. Корякский язык представлен рядом диалектов, самый распространенный их которых чавчувенский диалект. На нем базируется корякская письменность на русской графической основе. Диалекты корякского языка изучены мало.
Социальная жизнь, власть, брак, семья.
Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат.pater – «отец», arche – «власть») семейная община, объединявшая близких, а у оленных – иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд «хватания» (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата (от лат. levir – «деверь, брат мужа»): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror – «сестра»): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.
Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.
Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с XVIII века у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.
В начале ХХ века произошло разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это было переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.
Праздники, обряды.
Главные обряды и праздники оседлых коряков XIX – начала ХХ века посвящались промыслу морских животных. Основные их моменты – торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных «охранителей».
Главный осенний праздник кочевых коряков – Коянайтатык – «Перегонять оленей» – устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «возвращение солнца». В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.
У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.
Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения – сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в XVIII веке, православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.
Фольклор, музыкальные инструменты.
Основные жанры повествовательного фольклора коряков – мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) – Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов (эвенов, русских).
Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят «именную песню» и «родовую песню», воспроизводящие местные и семейные напевы.
Общее корякское название музыкальных инструментов – г’эйнэчг’ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.
Современная культурная жизнь.
В школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив «Вэем» («Река»). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.
Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация «Коренные народы Севера Корякского автономного округа», во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.
Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения.
Для кочевых коряков – чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) – на ягельные пастбища, летом – в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью – ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой – короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат) – длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.
В хозяйстве нымылъо – оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.
Морской зверобойный промысел – основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени – у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью – коллективный характер, начиналась в конце мая – начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт – «лодка из шкур лахтака») и одноместных челнах-каяках (мытыв). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины XIX века оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы.
К концу XIX века в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, чавычи, кеты, горбуши, кижуча, кунжи; в феврале – марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле – мае воды у берегов «кипели» от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и тому подобное, а с конца XVIII века стали пользоваться огнестрельным оружием.
Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.
Жилища.
Кочевые коряки жили летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна), основу которых составляли три шеста высотой 3,5–5 метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4–10 метров, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур, мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3–1,5 метра, длиной 2–4 метра, шириной 1,3–2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.
У оседлых коряков преобладающим типом жилища была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15 метров, шириной до 12 метров и высотой до 7 метров. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1–1,5 метра по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре – в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья – заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.
В начале XIX века под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу XIX века карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.
Одежда.
всех групп одежда коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские использовали, наряду с оленьими, шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом – одинарную одежду. «Всепогодный» мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние – из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца XIX века береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.
Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху – камлейку – с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.
Зимняя и летняя мужская обувь – башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю – из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).
Меховой мужской головной убор – малахай капорообразного кроя с наушниками – носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса.
Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых оленей, для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью – меховую рубаху гагаглю (кагав’лён) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.
До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй, кэкэй): зимой – двойной, а летом – одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.
Пища.
Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.
Коряки – это село в Елизовском районе Камчатского края России. Является административным центом одноименного Корякского сельского поселения. Расположение села Коряки: 15 км от города Елизово (на северо-запад). Рядом расположены села Старые Коряки и Новые Коряки.
Название села произошло от народности «коряки», которая заселила бассейн реки Авача в первой половине XVIII века. В честь села Коряки назван Корякский вулкан на Камчатке.
Население села Коряки сегодня составляет порядка 3 тысяч человек. Основное население – коряки, коренные жители бывшего Корякского автономного округа. На территории Камчатского края проживает более 7 тысяч коряков. Говорят коряки на русском языке, их письменность также основана на русском, однако некоторые хранят знания корякского и алюторского языка. Среди населения села распространено русское православное христианство.
История села Коряки берет своё начало в XIX веке. В 1855 году там было 8 домов, 29 жителей и столько же голов крупного рогатого скота, и несколько лошадей. Со временем село развивалось, и численность его населения росла: В XX веке там проживало уже 1743 человека, и были основаны колхозы, а к концу 70-х годов XX века в селе было более 2 тысяч человек, построены автодороги, спортивные залы, дом культуры и школа.
Заключение
До сих пор основная деятельность жителей села Коряки – это сельское хозяйство.
Коренные народы Дальнего Востока внесли оригинальный вклад в мировую культуру. Их история – нераздельная и существенная часть всемирной истории человечества.
Список источников
1. Коряки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
2. Коряки // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
3. Антропова В. В. Культура и быт коряков. Л., 1971.
4. Народы Сибири, М. — Л., 1956.
5. Гурвич И. С., Кузаков К. Г. Корякский национальный округ. М., 1960.
6. Стебницкий С. Н. Нымыланы-алюторцы // Советская этнография, 1938, №1, ст. 129-144
7. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. СПб.: Наука, 2000.
8. Нагайбаки // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
9. Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 538.
10. Вдовин И. С. Коряки-оленеводы на Камчатке в XVIII–XIX вв. // Краевед. записки / Камч. обл. краевед. музей. — Петропавловск-Камчатский, 1970. — Вып. 5.
11. Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. — Л., 1963.
Коренные народы и жители Камчатки | Kamchatkaland
Разве бывает такое, чтобы целые народы могли затеряться во времени? Да, если вспомнить Северную Пацифику, невообразимую Берингию, вот только еще осталось на земле то, что способно их оживить. Это легенды, песни, обычаи, в которых красной нитью проходят таинственные сообщения о тех, кто жил по-особенному, кто думал иначе, кто знал великие Тайны…
Коренные народы Камчатки: кто это?
Ученые уже не первое десятилетие спорят по поводу того, кто именно из народностей поселился первым на территории побережья на севере Великого океана. Эта территория носит название — Северная Пацифика.
Для непросвещенного человека в этих народах нет никакой принципиальной разницы, ведь у них схожи и внешние черты, и культура, и образ жизни, и даже язык, плюс, поклонение великому Божеству, Ворону!
Так, в чем же разница, чем отличаются друг от друга коренные народы камчатки? Еще Георг Стеллер начал разработку данного вопроса, так как самым первым встретился в Америке с индейцами, попав туда прямиком из Камчатки. Там он и познакомился с ительменами, одним из древнейших народов на северотихоокеанском побережье. Его выводы были поразительными и сводились к тому, что есть много схожего с индейским образом жизни. Более того, Георг предполагал, что, возможно, это одно и то же племя!
Исследования продолжаются!
Феномен тогда так и не был разгадан, и в 60-х годах прошлого столетия ответы продолжал искать Николай Диков, проводящий раскопки, конечно, на Камчатке, находясь на берегу известного своей красотой Ушковского озера.
Ему-то и принадлежит открытие, без преувеличения, мирового масштаба. Ученый нашел древнее захоронение жителей, возрастом более 15 000 лет. Самое интересное, что сама манера этого захоронения коренным образом отличалась от той, которая была принята у камчатских народов. Сходство наблюдалось с племенами индейцев из Северной Америки. Они-то и посыпали охрой покойников перед преданием тела земле.
Таким образом, мы видим, что на этой части земли сокрыто множество тайн, которые еще предстоит разгадать!
Изучаем жителей Камчатки детально!
После ительменов, о которых уже шла речь выше, на эту землю пришли чукчи и коряки, которые также являются коренными жителями Камчатки. Существуют различные мнения, но ученые все-таки ближе к тому, что случилось это порядка 500-800 лет назад. Племена были вытеснены из Восточной Сибири иными палеоазиатами, настроенными воинственно.
Айны — это отдельная история, которая покрыта дымкой тайны, ведь никто не может доподлинно сказать, как и почему они появились тут, называя себя курильцами. Самое главное, что и язык у них весьма необычен. Только недавно стало понятно, что он схож с … языком одного из древних аборигенских племен в далекой Австралии!
Эти коренные жители Камчатки, к слову, жили и на территории Японских островов, а после оккупации ушли в поисках того места, которое бы приняло их, дало возможность почувствовать гармонию с этим миром. Русские землепроходцы называли айнов «мохнатыми» за их характерные бороды.
Коренные малочисленные народы севера Камчатки «под микроскопом»!
Итак, на данной земле, на Камчатке, проживали такие малочисленные народы, как:
- Ительмены
- Коряки
- Чукчи
- Алеуты
- Курильцы, иначе их еще называют айнами
- Эвены
- Камчадалы
Их история заслуживает подробного изучения, и в рамках этой публикации мы рассмотрим некоторые племена более детально!
Да, история аборигенов строится на базе археологических данных и открытий, которые сложно назвать полными. Они получены в разное время разными исследователями, но «старт» интереса к Камчатке начался в XIX веке, а ведь заселена земля была — около 15 000 лет назад, так что, как уже было замечено выше, нас ждет впереди еще много открытий, или, наоборот, некоторые детали навсегда останутся тайной…
Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.
Знакомство с коряками
Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. Если «копнуть» семантику названия народа, то, по мнению Крашенинникова и Стеллера, корни лежат в слове «хора», то есть «олень». Коряки сами себя так никогда не называют. Вообще тема названий очень интересна и глубока. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя нымыланами, что означает в переводе на русский язык — «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!
Коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.
Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.
Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она — только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.
Эти загадочные ительмены
Что касается ительменов, то название народа можно перевести, как «живущие здесь». Очень символично. Следует отметить и границы расселения, где южная — это мыс Лопатка, а северная — реки Тигиль и Ука.
В теплое время года ительмены проводили все время на воде. Они передвигались по рекам на изготовленных собственноручно из древесины тополя лодках-батах колодообразной формы. Занимались племена ловлей рыбы, опять же сетями из крапивы. Но также они и строили на реках ловушки.
Из-за того, что о запасах соли не могло быть и речи, то и заготовка ощутимых запасов рыбы не представлялась возможной. Посему охота на соболя, лису, медведя, баранов (горных) также была равнозначным рыболовному делу занятием. На побережьях охота велась на каланов, тюленей и другого морского зверя.
Интересно, что женщины-ительменки носили парики, а также самой почетной считалась та дама, у которой парик был самым роскошным. Молоденькие девушки традиционно заплетали свои черные волосы во множество тонких косичек, а сверху надевали особые «шапочки», также сплетенные из волос.
Об одежде народов Камчатки также можно рассказывать очень долго, так как у ительменов она была весьма и весьма своеобразной, сшитой из шкуры и кожи лисиц, соболей, собак, для украшения добавлялись опушки по вороту, рукавам, подолу.
Особенности эвенов!
Да, эвены, если сравнивать с другими камчатскими аборигенами, стоят несколько обособленно, а по своему происхождению — ближе к тунгусам.
Их предки пришли на Камчатку еще в XVII веке. Именно тогда они и оценили по достоинству возможности занятия оленеводством, изменив традиционной охоте. Русские называли эвенов, которые кочевали по Охотскому побережью, ламутами, что означает «живущие подле моря», пастухов — орочами (то есть опять же «оленные люди»). Впрочем, не только охота и оленеводство привлекали народ, так как «живущие подле моря» также вполне логично занимались и ловлей рыбы, и зверобойным промыслом в морских водах.
В почете у эвенов всегда было кузнечное дело, которое здесь развивалось, и среди представителей племени присутствовали настоящие мастера.
В качестве жилища у камчатских эвенов выступал чум циллиндрическо-конической формы. Больше он напоминает корякскую ярангу, если смотреть на устройство. Зимой же, чтобы сохранить в своем жилье тепло, к чуму они пристраивали специальный вход в виде туннеля.
К слову, только эвены не практиковали езды на собаках в отличие от своих «братьев», других коренных камчатских народов.
Ах, эти чукчи!
О чукчах знают все. Пожалуй, они являются самым известным народом, и отрицать сей факт невозможно. Это северные соседи коряков, которые для охоты активно использовали копья, гарпуны, луки и стрелы. Примечательно, что наконечники для орудий создавались из камня и кости животных.
Чукчи славились мастерством в плане добычи мелкой дичи и птицы, так как использовали для лучших результатов болу и пращу.
В качестве основного средства передвижения у чукчей традиционно использовались олени, но и собачьи упряжки оставались в чести, что сохранилось и по сей день.
Нельзя отрицать и то, что чукчи являются превосходными мореходами, на ура управляющимися с крупными байдарами на 30 человек. Паруса на них изготавливались из оленьей ровдуги, на борта же прикреплялись тюленьи шкуры, надувавшиеся воздухом.
С наступлением лета чукчи обязательно затевали промысловые экспедиции на Анадырь в целях плодотворной охоты. Были налажены торговые отношения с эскимосами.
В качестве резюме
Да, первобытное население Камчатки — это неотъемлемая честь природы. Эти люди жили в полной гармонии с ней, зная в совершенстве свой мир, используя его дары.
Очень многие тайны никогда не будут раскрыты, так как они канули в Лету вместе с народами, но еще есть возможность узнать то, что хранится бережно, что передается из поколения в поколение. Это и есть — история!
Где изобрели каяк
Гренландия: где изобрели каякЕсли вы когда-либо занимались каякингом, вы в долгу перед древними гренландскими инуитами, которые изобрели их как часть охотничьего снаряжения. Другими словами, веселые приключения, в которые люди отправляются на каяках по одним из самых сложных порогов на земле, никогда не были бы возможны, если бы инуитам не понадобился простой в маневрировании вид водного транспорта. Путешественникам по-прежнему нравится пользоваться каяками в этом регионе, но они обычно не пытаются ловить рыбу, китобойный промысел или охотиться на тюленей. В связи с этим прогулочные каяки были адаптированы, чтобы вписаться в их новую нишу.
Когда были изобретены каяки?Инуиты начали использовать байдарки для охоты тысячи лет назад, но точные временные рамки, из которых появились эти миниатюрные лодки, неизвестны. Что мы действительно знаем, так это то, что самые ранние каяки были сделаны только для одного человека, и было также два типа, которые использовались племенами алеутов и инуитов, которые жили в арктическом регионе. Первый тип древнего каяка был построен из легкого коряги. В альтернативном варианте для рамы требовался китовый ус. Инуиты также использовали китовый жир и тюленьи пузыри, чтобы сделать суда водонепроницаемыми и придать им необходимую плавучесть.
В чем разница между каяками и Умиаками?Каяки, которые инуиты называли каджаками, были жизненно важной частью охоты, но в них не было места для дополнительных пассажиров. В некоторых ситуациях племена инуитов нуждались в переселении, и нужно было использовать водные пути. Поэтому они построили модифицированную версию каяка и назвали ее umiaq. Это более крупное судно иногда достигало 18,3 метра (60 футов) и могло перевозить всю семью вместе с их имуществом.
Инуиты Гренландии: краткая историяВпервые Гренландия была открыта европейцами в 982 году н.э. Эриком Рыжим, норвежским викингом, которому запретили въезд в Исландию. К 986 году Эрик Рыжий привел в этот район поселенцев и назвал его Гренландией. Викинги жили в Гренландии до конца 1500-х годов, но все их поселения исчезли к 1600 году. В это время остались только инуиты, и они владели Гренландией в основном до тех пор, пока в 1721 году не началось заселение датчанами. Интересно, что Гренландия так и не была полностью исследована. и нанесен на карту до 1800-х годов. Однако вполне вероятно, что инуиты уже знали о многих геологических аспектах, обнаруженных с помощью этих картографических методов.
Большинство инуитов, живущих сегодня в Гренландии, ведут свое происхождение от Сибири, Аляски и Канады. Фактически, менее 150 лет назад произошла последняя иммиграция инуитов в Гренландию. В настоящее время в Гренландии проживает всего 55 000 жителей, и шокирующие 20 процентов не родились там. Конечно, подавляющее большинство коренных жителей составляют инуиты, а те, кто не родился в Гренландии, переселились из других стран.
Хотя древние инуиты полагались на каяки, чтобы помочь им в охоте, этот район по-прежнему зависит от рыбной ловли 95 процентов их экспорта. Китобойный промысел и охота на тюленей также очень важны во внешних районах. В некотором смысле жизнь инуитов не сильно изменилась, но некоторые из них используют туризм для получения финансовых ресурсов. Например, искусство и ремесла гренландских инуитов пользуются спросом у многих коллекционеров.
Самое популярное искусство инуитов представляет собой маленькие фигурки, вырезанные из рога северного оленя, зуба нарвала или зуба моржа, которые когда-то считались злыми духами. Нетрудно понять, почему древние инуиты придерживались этой веры, если посмотреть, насколько ужасны эти рисунки. Искусство теперь используется для сохранения жизни древних мифов, и любители культуры, желающие приобрести одно из этих творений, должны попросить тупилак. Имейте в виду, что экспорт тупилака, сделанного из клыка кита или моржа, является незаконным, но все остальные версии можно взять с собой домой. Путешественники могут приобрести тупилак практически в любом сувенирном магазине или туристическом бюро Гренландии.
Эволюция каякинга от охоты к спортуК середине 1800-х годов дизайн каяков был воспринят жителями Европы. Однако вместо того, чтобы использовать эти лодки для охоты, они решили создать спорт на байдарках. В это время у байдарок был мягкий каркас, и они стали очень популярны среди французских и немецких мужчин. Хотя это в конечном итоге изменит отношение мира к каякам, это не устранило их первоначального предназначения. Фактически, исследователи, посетившие Южный полюс и Северный полюс, продолжали использовать их как способ навигации по ледяным водам.
К 1931 году Адольф Андерле представил миру совершенно новый способ использования каяка, используя его для плавания на байдарках по ущелью Зальцахофен. Невозможно определить, был ли Андерле первым, кто попробовал это, но его часто создают с помощью создания современной версии каякинга по бурной воде. Лишь пять лет спустя каякинг нашел место на Олимпийских играх. К 1938 году Женевьева Де Кольмон стала первой известной женщиной, которая использовала каяк в реках Колорадо и Грин, которые расположены в Соединенных Штатах.
Каякинг в АрктикеНеудивительно, что каяк стал в Гренландии национальным символом. Это не только позволяет современным жителям и племенам инуитов узнать прошлое района, но и служит способом привлечь внимание туристов. Каякинг во время круизов по Гренландии стал популярным способом для людей во всем мире испытать азарт, связанный с этим экстремальным видом спорта. Многие из людей, которые присоединяются к нашим арктическим круизным экспедициям, являются энтузиастами каякинга, и это определенно добавит к общему опыту возможность узнать, что древние инуиты когда-то путешествовали на байдарках по тем же местам.
В прошлом каждый инуит, спустившийся на каяке в воду, знал, что один-единственный просчет может привести к гибели, потому что вокруг не было никого, кто мог бы спасти их от ледяной воды. К счастью, сегодняшние путешественники могут воспользоваться современным оборудованием для обеспечения безопасности и безопасностью, которую обеспечивает присутствие других людей поблизости. Вместо того, чтобы быть смертельно опасным способом накормить целое племя, каякинг в этой области теперь является захватывающим приключением, которое позволяет исследовать потрясающе красивую воду, любуясь одними из лучших пейзажей Гренландии.
Заинтересованы в каякинге в Арктике или Антарктиде? Посмотрите наши походы на байдарках >>
ПРОИСХОЖДЕНИЕ каякинга — Каяки TRAK
Поделитесь этой публикацией
27 ноября 2020 г. 2 комментария
Знаете ли вы ПРОИСХОЖДЕНИЕ каяка? Мы обнаружили, что его история такая же смелая, жизнестойкая и жестокая, как и люди, которые его создали. Для нас большая честь поделиться с вами этой историей, и мы считаем, что для того, чтобы развиваться, вы должны вернуться к своим корням, чтобы определить, откуда вы пришли.
SEE ORIGIN 2.0
Мы в TRAK взяли на себя обязательство исследовать происхождение и историю этих первых байдарок с обшивкой и каркасом. современные яки, на которых мы гребем сегодня. Мы говорим о путешествии во времени к рождению каяка и о том, для чего он был создан и для чего использовался. Считаете ли вы, что опыт пребывания на воде сегодня такой же, как у древних разработчиков первых каяков? Дайте нам знать в комментариях ниже.
Raw Innovation
Истоки каякинга: каяк с обшивкой на раме. Мы предполагаем, что каяку не менее 4 000 лет, и вполне возможно, что каяку может быть 8 000 лет. Самые ранние артефакты каяков, сохранившиеся до наших дней, датируются 1500-ми годами. Первой обшивкой каркасных судов были довольно примитивные чашеобразные лодочки, впервые изготовленные в Северной Сибири еще до того, как первые поселенцы пересекли Берингов пролив.
Эти коракулы со временем превратились в Умиаки, большие открытые лодки с местом для нескольких гребцов и большим количеством груза. Назначение этих умяков отличается от предназначения морских каяков, поскольку чаще всего они использовались для транспортировки, а не были гладкими охотничьими судами, на которых мы сегодня гребем для отдыха.
По мере того, как поселенцы переходили из Сибири в Северную Америку, они привозили с собой эти протоморские каяки и продолжали строить их проверенным временем способом сшивания шкур животных, часто из тюленей, и натягивания этой мембраны на каркас, сделанный из выброшенного дерева и скелетов китового уса.
Благодаря древней изобретательности протоморской каяк начал процесс адаптации к новому морскому ландшафту в арктической части Северной Америки. Байдарка превратилась в закрытое судно, управляемое одним охотником, отличающееся узкой шириной и большой длиной. Длина каяков обычно основывалась на трехкратном размахе вытянутых рук. Эти первые пионеры каякинга также использовали китовый жир для гидроизоляции своих лодок, а для улучшения плавучести они наполняли воздухом пузыри тюленей и засовывали их в носовую и кормовую части своих лодок.
Этот новый морской пейзаж замерзшего и головокружительного архипелага, перемежающегося глубокими и извилистыми прибрежными фьордами, стал испытанием стойкости инуитов и мужества их нового корабля. Так родилась морская байдарка, ставшая доминирующим охотничьим судном древнего Севера. Гладкий и незаметный дизайн каяка был его самой сильной стороной в охоте, поскольку он позволял охотнику бесшумно приближаться к крупным (а иногда и отстраненным) морским млекопитающим, которых затем убивали гарпунами.
Мы считаем эту эволюцию очевидной, поскольку по мере того, как инуиты продвигались на восток к дальним берегам Гренландии, наблюдается явный прогресс в конструкции лодок, и на этом пути появлялись различные региональные специализации.
«Мы унижены всеми теми, кто чувствует эту первобытную связь с происхождением каяка и находит в себе силы копаться в собственных корнях для устойчивости и истинной жизненной силы». — Нолин Вейяр, основатель и управляющий директор, TRAK
Evolution
Шли годы, развивались и специфические для региона конструкции лодок и методы гребли. Эти люди начали изучать пути воды, приспосабливаться к океану и становиться единым целым с ним, а также узнавать, как использовать его силу. художественная форма Гренландии гребля является прямой культурной связью с этим древним прошлым, иллюстрируя элегантность и мореходность этого элементарно простого корабля.
У нас не так много существующих образцов этого древнего ремесла, поэтому любая точная датировка этих нововведений потеряна в спиралях времени. Устный характер инуитской историографии также препятствует точному изложению этого развития в контексте наших современных календарей. Тем не менее, мы можем видеть, что после разработки конструкция оставалась в значительной степени неизменной, по крайней мере, в течение последних 500 лет.
Неудивительно, что при таком успешном дизайне лодок современные компании, вдохновленные мужеством и изобретательностью древних строителей лодок, работали над внедрением этой прочной конструкции в современную эпоху за счет использования композитных материалов, новой конструкции. методы и сила масштаба, чтобы сделать когда-то эзотерическую культуру доступной для всех, кто хочет ответить на зов моря .
Каяк TRAK 2.0 — это современная, прочная и портативная версия оригинального каяка с обшивкой на раме
Мы гордимся и привилегией помогать нести факел дизайна каяков в наш современный мир. Мы очень усердно работали в течение последних 14 лет, чтобы создать лодку, которая превосходит все ожидания, которые вы могли бы иметь для каяка с обшивкой на раме, за исключением создания собственной лодки ручной работы. Мы с большим уважением относимся к этой древней истории.
Тщательный выбор материалов, экспертная и высококвалифицированная конструкция, и приверженность нашему сообществу — вот что позволяет нам реализовать наши мечты и оставить свой небольшой след в истории гребли. Наш собственный каяк постоянно совершенствовался и развивался с тех пор, как в 19 веке был изготовлен первый прототип ручной работы.90-е. Это был повторяющийся процесс создания Ultimate и поиска способов воплотить его в жизнь.
Чтобы отпраздновать нашу признательность первым строителям лодок и из желания помочь другим восстановить связь с водой и их корнями, мы с гордостью представляем TRAK 2.0 ORIGIN Limited Edition.
Новейшая версия TRAK 2.0 — это яркая дань уважения аутентичным конструкциям прошлого со всеми преимуществами современной конструкции. Создано с любовью художником и исследователем Dax Justin , ORIGIN Limited Edition — это работающее произведение искусства, основанное на первобытных формах и естественной цветовой гамме, чтобы выразить почтение, которое мы испытываем к каяку.
См. Происхождение 2.0
Поделиться этим постом
2 Ответы
Оставьте комментарий
Комментарии будут утверждены.
- Пред. Сообщение
- Следующий пост
Также внутри TRAK
Арктический опыт
«Наведи на кильватер!» — закричал Адам, когда откололась половина айсберга, возможно, чуть меньше 100 м от.