Каряки народность: Коряки — народ, история, традиции, культура, религия, язык, одежда

Коряки — кто такие?

Коряки являются коренным населением полуострова Камчатка. Удивительным образом корякам удалось сохранить свою самобытную культуру и даже уклад жизни до наших дней. Конечно, современные тенденции сегодня присутствуют в быте коряков, однако многие старинные обычаи, ритуалы по-прежнему свято соблюдаются.

Сегодня коряков насчитывается около 8 тысяч человек. Это совсем немного, но малочисленность не помешала сберечь древние предания и рассказы о прошлом, которые известны из местного фольклора. Кто же такие коряки? Как они появились? И как живут в наши дни?

Коряки – народ Камчатки

Первые упоминания о коряках как народе встречаются в записях русских колонизаторов, однако это не означает, что племена появились лишь в XVIII веке. Но именно в ту пору стали употреблять название “карака”, что переводится как “появившийся из-за холма”.

Постепенно слово несколько изменилось, став более приемлемой адаптацией для русскоязычных людей. Некоторые исследователи считают, что наименование народа может восходить к “хора”, на местном наречии “олень”. Называя человека “хораком” (или привычным для нашего слуха “коряком”), люди отмечали, что тот богат Оленями. На мой взгляд, это вполне логичное объяснение.

Коряки разделяются на две группы, образ жизни и регион проживания которых существенно различаются. Одни называются тундровыми – это кочевники, занимающиеся разведением оленей. Другие, оседлые береговые коряки, основным занятием избрали морской промысел, рыбную ловлю, добычу морских зверей.

Коряк, живущий в северных районах Пенжинского залива, 1900 год
Фото сделано Владимиром Йохельсоном во время экспедиции
в 1900-01 годах в рамках Северо-Тихоокеанской экспедиции

Коряки в древности

Как сообщают нам исследования археологов, древнейшие поселенцы на Камчатке появились около 15 тысяч лет тому назад. Миграция племён происходила из Восточной Сибири. Часть людей осела в северных регионах, а другие общины стали продвигаться дальше.

У некоторых народов Северной Америки и Камчатки есть общие предки, что говорит о масштабном расселении древних племён. Более того, даже сегодня культура коренных народов этих регионов имеет немало общих особенностей, ряд преданий и песен, что схожи между собой.

Коряки были воинственным народом, превосходными охотниками. Основным их оружием были лук и стрелы, с которыми они прекрасно умели обращаться. Нередко происходили стычки с соседями, в которых коряки отстаивали права владения территориями или стремились заполучить новые земли.

В конце XVIII века начинается колонизация Камчатки русскими, что значительно меняет жизнь местного населения. Многие русские культурные особенности со временем стали неотъемлемой частью традиций коряков, однако народ не потерял самобытности.

Танцы коренных народов Камчатки
© Александр / nat-geo.ru

Внешность и одежда коряков

Внешне коряки напоминают типичных представителей северных народностей, относящихся к монголоидной группе. Они невысокого роста, отличаются крепким, но стройным телосложением, имеют небольшое приплюснутое лицо и слегка раскосые глаза, выражение которых часто кажется очень оживлённым.

Многие путешественники прошлых веков отмечали красоту корякских девушек, однако впечатление портилось пренебрежением к гигиеническим правилам. В старину омовение тела у коряков считалось позорным занятием, а у женщин считалось признаком распутства. Представьте себе, как подобные принципы шокировали русских, впервые прибывших на Камчатку. К счастью, сегодня этот обычай уходит в прошлое.

Традиционная одежда коряков полностью соответствует местности их проживания и предназначена для сурового климата. Мужчины носили штаны и рубаху из меха и шкур, женщины шили себе комбинезоны из этого же материала. Жители прибрежных регионов использовали шкуры тюленей, что согревали не хуже, чем одежда их меха.

Тундровые коряки в зимнее время носили двойные шубы – мехом наружу и внутрь. Корякские мастерицы украшали одежду собачьим или оленьим мехом, а зажиточные люди могли позволить себе изделия, отделанные пушниной.

Коряки являются коренным населением северной части полуострова Камчатка
© Александр / nat-geo. ru

Культура коряков

Как и многие народы северных регионов, коряки нередко наносили на свои тела татуировки. И мужчины, и женщины так подчёркивали свой социальный статус, могли “поведать” историю рода или принадлежность к определённой профессии.

Татуировка была не просто украшением, а основной информацией о человеке. Иногда рисунки на теле могли выполнять лечебную функцию. Коряки верили, что продольные полосы, проколотые вдоль носа женщины, способны исцелить её от бесплодия.

Старинные верования и мифология коряков ярко отражает их связь с индейцами Северной Америки. Сегодня под влиянием русских многие коряки исповедуют православие, однако нельзя сказать, что прежняя вера не осталась забытой. Напротив, даже в наше время христианство этого народа имеет некие языческие черты.

Коряк из Вывенки
© Вячеслав Немышев / nat-geo.ru

Настоящим символом древней религии Камчатки стал Ворон-прародитель. Как верят коряки, он стал создателем их земли, сотворил вулканы и горы, дал жизнь гейзерам и тёплым источникам.

До сих пор среди коряков встречаются потомственные шаманы, что используют бубен для своих ритуалов. К этой категории людей народ относится с большим почтением, в селениях шаманы остаются самыми уважаемыми людьми.

Советуем к просмотру видео от канала «Моя Планета» о редких людях:

Коряки – коренное племя Камчатки, в культуре которого до сих пор заметны старинные обычаи. Современные представители этого народа стараются жить по заветам предков – в единстве и гармонии с природой. Тем не менее, это не мешает им осваивать современные технологии и внедрять их в жизнь. Умело сочетая достижения прошлого и настоящего, коряки мечтают о будущем, где, конечно, найдётся место их особенному, неповторимому народу.

*Фото на обложке: Виктор Гуменюк

Коряки

Коряки в прошлом не имели общего самоназвания, на что обратил внимание еще Г. Ф. Миллер. «На Камчатке только название коряков не находит ни объяснения, ни достаточного
обоснования. Самим корякам (о происхождении этого названия) ничего не известно.
Кроме того, у них нет общего для обозначения всего коряцкого народа названия».

Название коряки появилось в русских документах еще в XVII веке. Оно было заимствовано от
юкагиров (Юкагиры – народность Северо-Восточной Сибири, жившая на территории от реки Лена до устья реки Анадыря), с которыми коряки общались задолго до встречи с русскими. Вероятно, название происходит от корякского слова «кор» — «олень» и означает людей, находящихся при оленях.

Уже в XVIII в. существовало довольно отчетливое представление о коряках как особой этнической группе, граничащей на северо-востоке с чукчами, на севере и северо-западе – с юкагирами и эвенами и на юге – с ительменами. В это время коряки расселялись по побережью Охотского моря от Тауйска до Пенжинской губы, по западному побережью Камчатки от Пенжинской губы до р. Быстрая и на восточном побережье Камчатки от Укинской губы на север до м. Олюторский.

Коряки делятся на оленных и оседлых. Оленные – кочевой народ, в то время как оседлые живут, подобно камчадалам, в земляных юртах. Они имеют гораздо больше общего с
камчадалами как в смысле образа жизни, так и в отношении обычаев, нежели с оленными коряками. Жители побережья называли себя нымыланами. Слово «нымыланы» в переводе означает «обитатели оседлых селений». Кочевники, бродившие со стадами оленей по тундре, именовали себя чавчувенами, то есть «оленными людьми». И оседлые, и оленные коряки, несмотря на некоторые языковые и бытовые различия, сознавали себя единым народом.

Оседлые коряки жили на восточном и западном побережьях Камчатки. При единстве происхождения они все же делились на группы, связанные с их расселением по полуострову: на карагинцев, алюторцев, апукинцев, паланцев, коряков побережья Охотского моря (в настоящее время часть угодий последних отошла к Магаданской области).

Оседлые коряки занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. На морской промысел выходили на байдарах, обтянутых моржовыми шкурами. Отважные охотники добывали даже китов, в каждой байдаре помещались 12-20 человек. Промысел морского зверя был труден и опасен, требовал силы, умения, выдержки и выносливости. Добытое мясо шло в пищу и на корм собакам, жир употреблялся для отопления и освещения жилищ, из шкур вырезали ремни, шили сумки, делали подошву для обуви. Часть добычи обменивали у кочевых коряков на оленьи шкуры и мясо. Добычу делили поровну между семьями, члены которых участвовали в охоте. Часть ее отдавалась престарелым и нетрудоспособным жителям селения.

Коряки-оленеводы в отличие от оседлых коряков были более едины. Их хозяйство и быт существенно отличались от хозяйства и быта обитателей морских побережий.

Оленеводческое хозяйство коряков было замкнутым и обособленным. В нем не происходило заметных усовершенствований, все шло по выработанным веками традициям. Оленеводы кочевали по тундре, перемещаясь иногда на очень дальние расстояния: с Охотского моря на реку Камчатку, оттуда к реке Апуке, впадающей в Берингово море.

Чавчувены приспособили свою жизнь к заботам об оленьих табунах. Зимовали в укрытых от
ветра долинах, где снег не препятствовал оленям искать подножий корм.

Охота и рыболовство имели у коряков-оленеводов подсобное значение. Осенью они возвращались к семьям, а с первым снегом вновь отправлялись на зимние пастбища.

Приведенные сведения со всей очевидностью свидетельствуют, что коряки являются автохтонным населением Камчатки, что их предки освоили эту территорию давно и сложились на ней как этнос.

Источники:

1. Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. – Ленинград: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1973.

2. Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. — М.: Изд-во «Наука», 1966.

3. Диков Н. Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. Азия на
стыке с Америкой в древности. – М.: Изд-во «Наука», 1977.

4. Диков Н. Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии. Азия на стыке с Америкой в
древности. — М.: Изд-во «Наука», 1979.

5. История и культура коряков: историко-этнографические очерки / Отв. ред. В. А. Тураев. –
М., 1993.

6. Камчатка XVII-XX вв.: историко-географический атлас / Под общ. ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.

7. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки / в изложении по подлинному и под ред. Н. В. Думитрашко и Л. Г. Каманина. – М.: ОГИЗ Гос.изд-во географической литературы, 1948.

8. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период): учебно методическое пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во Камчатское отделение, 1992. – С. 14-16.

9. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.

Где изобрели каяк

Гренландия: где изобрели каяк

Если вы когда-либо занимались каякингом, вы в долгу перед древними гренландскими инуитами, которые изобрели их как часть охотничьего снаряжения. Другими словами, веселые приключения, в которые люди отправляются на каяках по одним из самых сложных порогов на земле, никогда не были бы возможны, если бы инуитам не понадобился простой в маневрировании вид водного транспорта. Путешественникам по-прежнему нравится пользоваться каяками в этом регионе, но они обычно не пытаются ловить рыбу, китобойный промысел или охотиться на тюленей. В связи с этим прогулочные каяки были адаптированы, чтобы вписаться в их новую нишу.

Когда были изобретены каяки?

Инуиты начали использовать байдарки для охоты тысячи лет назад, но точные временные рамки, из которых появились эти миниатюрные лодки, неизвестны. Что мы действительно знаем, так это то, что самые ранние каяки были сделаны только для одного человека, и было также два типа, которые использовались племенами алеутов и инуитов, которые жили в арктическом регионе. Первый тип древнего каяка был построен из легкого коряги. В альтернативном варианте для рамы требовался китовый ус. Инуиты также использовали китовый жир и тюленьи пузыри, чтобы сделать суда водонепроницаемыми и придать им необходимую плавучесть.

В чем разница между каяками и Умиаками?

Каяки, которые инуиты называли каджаками, были жизненно важной частью охоты, но в них не было места для дополнительных пассажиров. В некоторых ситуациях племена инуитов нуждались в переселении, и нужно было использовать водные пути. Поэтому они построили модифицированную версию каяка и назвали ее umiaq. Это более крупное судно иногда достигало 18,3 метра (60 футов) и могло перевозить всю семью вместе с их имуществом.

Инуиты Гренландии: краткая история

Впервые Гренландия была открыта европейцами в 982 году н.э. Эриком Рыжим, норвежским викингом, которому запретили въезд в Исландию. К 986 году Эрик Рыжий привел в этот район поселенцев и назвал его Гренландией. Викинги жили в Гренландии до конца 1500-х годов, но все их поселения исчезли к 1600 году. В это время остались только инуиты, и они владели Гренландией в основном до тех пор, пока в 1721 году не началось заселение датчанами. Интересно, что Гренландия так и не была полностью исследована. и нанесен на карту до 1800-х годов. Однако вполне вероятно, что инуиты уже знали о многих геологических аспектах, обнаруженных с помощью этих методов картирования.

Большинство инуитов, живущих сегодня в Гренландии, ведут свое происхождение от Сибири, Аляски и Канады. Фактически, менее 150 лет назад произошла последняя иммиграция инуитов в Гренландию. В настоящее время в Гренландии проживает всего 55 000 жителей, и шокирующие 20 процентов не родились там. Конечно, подавляющее большинство коренных жителей составляют инуиты, а те, кто не родился в Гренландии, переселились из других стран.

Хотя древние инуиты полагались на каяки, чтобы помочь им в охоте, этот район по-прежнему зависит от рыбной ловли 95 процентов их экспорта. Китобойный промысел и охота на тюленей также очень важны во внешних районах. В некотором смысле жизнь инуитов не сильно изменилась, но некоторые из них используют туризм для получения финансовых ресурсов. Например, искусство и ремесла гренландских инуитов пользуются спросом у многих коллекционеров.

Самое популярное искусство инуитов представляет собой маленькие фигурки, вырезанные из рога северного оленя, зуба нарвала или зуба моржа, которые когда-то считались злыми духами. Нетрудно понять, почему древние инуиты придерживались этой веры, если посмотреть, насколько ужасны эти рисунки. Искусство теперь используется для сохранения жизни древних мифов, и любители культуры, желающие приобрести одно из этих творений, должны попросить тупилак. Имейте в виду, что экспорт тупилака, сделанного из клыка кита или моржа, является незаконным, но все остальные версии можно взять с собой домой. Путешественники могут приобрести тупилак практически в любом сувенирном магазине или туристическом бюро Гренландии.

Эволюция каякинга от охоты к спорту

К середине 1800-х годов дизайн каяков был воспринят жителями Европы. Однако вместо того, чтобы использовать эти лодки для охоты, они решили создать спорт на байдарках. В это время у байдарок был мягкий каркас, и они стали очень популярны среди французских и немецких мужчин. Хотя это в конечном итоге изменит мировоззрение каяков, это не устранило их первоначального предназначения. Фактически, исследователи, посетившие Южный полюс и Северный полюс, продолжали использовать их как способ навигации по ледяным водам.

К 1931 году Адольф Андерле представил миру совершенно новый способ использования каяка, используя его для плавания на байдарках по ущелью Зальцахофен. Невозможно определить, был ли Андерле первым, кто попробовал это, но его часто создают с помощью создания современной версии каякинга по бурной воде. Лишь пять лет спустя каякинг нашел место на Олимпийских играх. К 1938 году Женевьева Де Кольмон стала первой известной женщиной, которая использовала каяк в реках Колорадо и Грин, которые расположены в Соединенных Штатах.

Каякинг в Арктике

Неудивительно, что каяк стал в Гренландии национальным символом. Это не только позволяет современным жителям и племенам инуитов узнать прошлое района, но и служит способом привлечь внимание туристов. Каякинг во время круизов по Гренландии стал популярным способом для людей во всем мире испытать азарт, связанный с этим экстремальным видом спорта. Многие из людей, которые присоединяются к нашим арктическим круизным экспедициям, являются энтузиастами каякинга, и это определенно добавит к общему опыту возможность узнать, что древние инуиты когда-то путешествовали на байдарках по тем же местам.

В прошлом каждый инуит, спустившийся на каяке в воду, знал, что один-единственный просчет может привести к гибели, потому что рядом не было никого, кто мог бы спасти их от ледяной воды. К счастью, сегодняшние путешественники могут воспользоваться современным оборудованием для обеспечения безопасности и безопасностью, которую обеспечивает присутствие других людей поблизости. Вместо того, чтобы быть смертельно опасным способом накормить целое племя, каякинг в этой области теперь является захватывающим приключением, которое позволяет исследовать потрясающе красивую воду, любуясь одними из лучших пейзажей Гренландии.

Заинтересованы в каякинге в Арктике или Антарктиде? Посмотрите наши походы на байдарках >>

ПРОИСХОЖДЕНИЕ каякинга — Каяки TRAK

Поделитесь этой публикацией

27 ноября 2020 г. 2 комментария

 

Знаете ли вы ПРОИСХОЖДЕНИЕ каяка? Мы обнаружили, что его история такая же смелая, жизнестойкая и жестокая, как и люди, которые его создали. Для нас большая честь поделиться с вами этой историей, и мы считаем, что для того, чтобы развиваться, вы должны вернуться к своим корням, чтобы определить, откуда вы пришли.  

 

Мы в TRAK взяли на себя задачу исследовать происхождение и историю морских каяков, а также то, как эти ранние суда с обшивкой на раме развились в современных яков, на которых мы гребем сегодня.

 Мы говорим о путешествии во времени к рождению каяка и о том, для чего он был создан и для чего использовался. Считаете ли вы, что опыт пребывания на воде сегодня такой же, как у древних разработчиков первых каяков? Дайте нам знать в комментариях ниже.

 

 

Raw Innovation

 

Истоки каякинга: каяк с обшивкой на раме.  Мы предполагаем, что каяку не менее 4 000 лет, и вполне возможно, что каяку может быть 8 000 лет. Самые ранние артефакты каяков, сохранившиеся до наших дней, датируются 1500-ми годами. Первой обшивкой каркасных судов были довольно примитивные чашеобразные лодочки, впервые изготовленные в Северной Сибири еще до того, как первые поселенцы пересекли Берингов пролив.

Эти коракулы со временем превратились в Умиаки, большие открытые лодки с местом для нескольких гребцов и большим количеством груза. Назначение этих умяков отличается от предназначения морских каяков, поскольку чаще всего они использовались для транспортировки, а не были гладкими охотничьими судами, на которых мы сегодня гребем для отдыха.

По мере того, как поселенцы переходили из Сибири в Северную Америку, они привозили с собой эти протоморские каяки и продолжали строить их проверенным временем способом сшивания шкур животных, часто из тюленей, и натягивания этой мембраны на каркас, сделанный из выброшенного дерева и скелетов китового уса.

Благодаря древней изобретательности протоморской каяк начал процесс адаптации к новому морскому ландшафту в арктической части Северной Америки. Байдарка превратилась в закрытое судно, управляемое одним охотником, отличающееся узкой шириной и большой длиной. Длина каяков обычно основывалась на трехкратном размахе вытянутых рук. Эти первые пионеры каякинга также использовали китовый жир для гидроизоляции своих лодок, а для улучшения плавучести они наполняли воздухом пузыри тюленей и засовывали их в носовую и кормовую части своих лодок.

Этот новый морской пейзаж замерзшего и головокружительного архипелага, перемежающегося глубокими и извилистыми прибрежными фьордами, стал испытанием стойкости инуитов и мужества их нового корабля. Так родилась морская байдарка, ставшая доминирующим охотничьим судном древнего Севера. Гладкий и незаметный дизайн каяка был его самой сильной стороной в охоте, поскольку он позволял охотнику бесшумно приближаться к крупным (а иногда и отстраненным) морским млекопитающим, которых затем убивали гарпунами.

Мы считаем эту эволюцию очевидной, поскольку по мере того, как инуиты продвигались на восток к дальним берегам Гренландии, наблюдается явный прогресс в конструкции лодок, и на этом пути появлялись различные региональные специализации.

«Мы унижены всеми теми, кто чувствует эту первобытную связь с происхождением каяка и находит в себе силы копаться в собственных корнях для устойчивости и истинной жизненной силы». — Нолин Вейяр, основатель и управляющий директор, TRAK линг техники. Эти люди начали изучать пути воды, приспосабливаться к океану и становиться единым целым с ним, а также узнавать, как использовать его силу. художественная форма Гренландии   гребля  является прямой культурной связью с этим древним прошлым, иллюстрируя элегантность и мореходность этого элементарно простого корабля.

У нас не так много существующих образцов этого древнего ремесла, поэтому любая точная датировка этих нововведений потеряна в спиралях времени. Устный характер инуитской историографии также препятствует точному изложению этого развития в контексте наших современных календарей. Тем не менее, мы можем видеть, что после разработки конструкция оставалась в значительной степени неизменной, по крайней мере, в течение последних 500 лет.

Неудивительно, что при таком успешном дизайне лодок современные компании, вдохновленные мужеством и изобретательностью древних строителей лодок, работали над внедрением этой прочной конструкции в современную эпоху за счет использования композитных материалов, новой конструкции. методы и сила масштаба, чтобы сделать когда-то эзотерическую культуру доступной для всех, кто хочет ответить на зов моря .

 

 

 

Каяк TRAK 2.0 — это современная, прочная и портативная версия оригинального каяка с обшивкой на раме

 

Мы гордимся и привилегией помогать нести факел дизайна каяков в наш современный мир. Мы очень усердно работали в течение последних 14 лет, чтобы создать лодку, которая превосходит все ожидания, которые вы могли бы иметь для каяка с обшивкой на раме, за исключением создания собственной лодки ручной работы. Мы с большим уважением относимся к этой древней истории.

Тщательный выбор материалов, экспертная и высококвалифицированная конструкция, и приверженность нашему сообществу — вот что позволяет нам реализовать наши мечты и оставить свой небольшой след в истории гребли. Наш собственный каяк постоянно совершенствовался и развивался с тех пор, как в 19 веке был изготовлен первый прототип ручной работы.90-е. Это был повторяющийся процесс создания Ultimate и поиска способов воплотить его в жизнь.

 

Посмотрите, какой TRAK 2.0 подходит именно вам!

Поделиться этой публикацией



2 ответа
Оставить комментарий

Комментарии будут одобрены до появления.

  • Предыдущий пост
  • Следующий пост

Также внутри TRAK

В погоне за Абсолютом

Мы начали с вопроса: «Какие качества должны быть у каяка, чтобы быть лучшим… самым совершенным туристическим каяком?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *