Отношение к феномену смерти в Мексике
В далёкой Мексике необычным кажется всё. Поэтому не стоит удивляться, прочитав название этой статьи. Смерть для мексиканцев – не табу, а наоборот – любимая тема для разговоров и даже шуток. «Она [смерть] одна из его [мексиканца] любимых игрушек и самых крепких привязанностей» — писал знаменитый мексиканский поэт Октавио Пас. Разберёмся, с чем связано это явление, и как оно проявляется в обычаях страны.
Говоря о мексиканских традициях, нельзя забывать, что Мексика – лоно древнейших цивилизаций майя и ацтеков. Бóльшая часть мексиканских культурных явлений связана с этими народами, и отношение к смерти – не исключение. Покорённые испанцами индейцы ежегодно отмечали праздник богини смерти Микаилуитонтли, принося человеческие жертвоприношения и тем самым отдавая дань уважения загробному миру. Атцтеки и майя воспринимали смерть как шаг вперед, переход на следующий «уровень», после которого человек может снова вернуться в мир людей и повлиять на ход истории.
Что же касается проявлений ацтекского отношения к феномену смерти в современности – говорить об этом можно часами. Поэтому обсудим только самое важное и яркое из мексиканских обычаев.
Очень часто на улицах города можно увидеть погребальные «шествия», которые сопровождаются веселой, праздничной музыкой и, как это ни удивительно, танцами. Перед погребением тела в Мексике принято осуществлять для мертвого прощальную прогулку по городу, во время которой близкие родственники несут гроб, а остальные приглашённые следуют позади под традиционную национальную музыку (как правило исполняемую в живую). После все собираются, чтобы поделиться воспоминаниями об ушедшем, ну а танцами в Мексике заканчивается чуть ли не каждая встреча.
Типичные мексиканские сувениры – раскрашенные черепа, разноцветные скелеты с сигарами в зубах и даже украшения в форме скелета-матери, держащей на руках маленького скелета-ребенка. Смерть и жизнь, умирание и рождение в сознании мексиканцев неразрывно связаны, что отображается и в мифах древних индейцев, и в современной латиноамериканской литературе, и в повседневных обычаях. Поэтому увидев на мексиканском рынке серьги в виде скелета с соской во рту – не пугайтесь, ведь цикличность мира, вечное возвращение к началу – основные понятия в древних мексиканских верованиях.
Говоря о разукрашенных скелетах вспомним знаменитый мексиканский праздник – День мёртвых (El día de los muertos) 1-2 ноября, который отмечается гуляниями и традиционными застольями, на которых подаются пирожные в виде скелетов и марципановые гробы с именами празднующих на марципановой крышке. Символ праздника – скелет, одетый в женскую одежду в широкополой шляпе по имени Катрина. Считается воплощениям богини смерти Миктлансиуатль, в честь которой атцтеки приносили человеческие жертвы. Другие атрибуты праздника – алтарь умерших в каждом доме, на котором развешиваются фотографии ушедших в иной мир и на который каждый несёт сладкие подношения.
Помимо непередаваемой атмосферы мексиканских похорон, разноцветных черепов, глядящих на тебя с каждого сувенирного ларька и пышного Дня Мертвых, в Мексике много и других традиций, связанных с темой смерти. В бедных регионах популярен
культ Святой Смерти (Еl culto de Santa Muerte) или Черной Госпожи, которая уравнивает не только богатых и бедных, но и законопослушных граждан с теми, кто пошёл против закона. Наркоторговцы, шулеры и т.п. поклоняются божеству, персонифицирующему смерть, веря, что её милость принесёт им нескорую, а главное безболезненную кончину.В повседневном общении распространены и шутки об умерших, показывающие, что умерший не тяготит живущих; и повсеместные разговоры о смерти, наводящие ужас на европейцев.
En la funeraria:
— ¿Cómo murió?
— En una pelea
— Tú, ¿cómo sabes?
— Porque el letrero dice «SEPELIO», pero no dice con quien.
— No le deseo el mal a nadie, pero espero que mi negocio prospere.
En la facultad de medicina y ante un cadáver, el profesor le pregunta a un estudiante:
— ¿Cuál ha sido la causa de la muerte de este individuo?
El alumno se pone a examinar el cuerpo, ve que tiene numerosas puñaladas en el tórax y responde:
— De muerte natural.
— ¿Cómo que de muerte natural?¿Usted no ha visto las puñaladas?
— Si, claro. Es que con esas puñaladas lo natural es que se muriera.
Всё это — часть мексиканской культуры, в которой безусловно заложен философский смысл. Ведь всем нам придётся столкнуться с фактом смерти, так не лучше ли быть готовым к ней заранее и принимать её как нечто естественное, чем жить в страхе и сожалениях о том, чего мы не можем изменить?
Текст: Анастасия Лукьянова
Девушка, одетая как богиня смерти Ла Калавера Катрина в сомбреро.
![](/800/600/http/render.fineartamerica.com/images/rendered/default/greeting-card/images-medium-5/dia-de-los-muertos-margarita-10th-anniversary-edition-kevin-hill.jpg?&targetx=0&targety=-30&imagewidth=700&imageheight=560&modelwidth=700&modelheight=500&backgroundcolor=2D111B&orientation=0)
Для полноценной работы с фотобанком необходимо, чтобы в браузере был включён JavaScript. Пожалуйста, включите его.
Интернет | стандартная¹ лицензия | расширенная² лицензия | |
www | 576×868 пикс., 72 dpi | 200 ₽р. | 1 200 ₽р. 855×1286 |
Интернет и полиграфия | |||
A7 | 7×11 см 855×1286 пикс., 300 dpi | 260 ₽р. | 1 200 ₽р. |
A6 | 10×15 см 1209×1819 пикс. | 360 ₽р. | 2 200 ₽р. |
A5 | 14×22 см 1709×2574 пикс., 300 dpi | 700 ₽р. | 4 400 ₽р. |
A4 | 20×31 см | 1 900 ₽р. | 6 800 ₽р. |
A3+ | 29×44 см 3419×5147 пикс., 300 dpi | 3 600 ₽р. | 9 600 ₽р. |
Другие виды использования фото | |||
Печать в частных целях³ | 1 400 ₽р. | — |
- (пакетом дешевле)
Изображение № 28696795
© Алёшина Оксана / Фотобанк Лори
Дата съёмки
День мертвых посвящен памяти погибших и проходит ежегодно 1-2 ноября в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, при этом празднование совпадает с двумя католическими праздниками — Днём всех святых (1 ноября) и Днём всех душ (2 ноября). Один из символов Дня Мертвых — Ла-Калавера Катрина (богиня смерти), поэтому это самый распространенный женский костюм
Только редакционное использование!
Использование этого изображения в рекламных и промо-материалах запрещено (подробнее)
(найти изображения поблизости)
- Изображения из той же серии (все 317 шт.
)
Входит в серии автора Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России, Праздники, митинги, массовые мероприятия и Люди.
См. также другие работы с этой съёмки.
- Рубрики каталога
Люди
107023, Москва, площадь Журавлёва, д. 10, офис 214, Фотобанк Лори
(адрес для отправки документов курьером)
org/PostalAddress»> 125009, Москва, ул. Тверская, д. 9, а/я 123, Фотобанк Лори
(почтовый адрес — только для писем и документов)
Все контакты и реквизиты
Покупателям
- О фотобанке
- Условия лицензий
- Образцы лицензий и договоров
- Договор оферты на оказание услуг
- Реквизиты ООО «Лори»
Авторам
- Агентский договор
- Инструкция по работе с фотобанком
- Список авторов фотобанка
- Баннеры фотобанка Лори
- Политика конфиденциальности
Мы в социальных сетях
Спецпроекты
- Наши работы в действии
- Проект «Хорошая кухня»
- Эксклюзивная коллекция
Основные разделы
- Свежие поступления
- Последние продажи
- Тематические подборки
- Рубрики фотобанка
- Справка по фотобанку
Наши друзья
Великая дама смерти Мексики
Это карусель. Используйте кнопки «Далее» и «Назад» для навигации по
![](/800/600/http/i.pinimg.com/736x/b2/99/08/b2990806b654b9a3ef23618bb505c498--catrina-tattoo-mexican-skulls.jpg)
За многие годы путешествий по Мексике я часто встречал высокий, элегантно одетый женский скелет в экстравагантной шляпе с перьями — в книгах, на рисунках, на плакатах, в рисунках и в работах некоторых из величайших художников Мексики. Постепенно я понял, что она не просто один из множества черепов и скелетов в мексиканском искусстве и знаниях, а отдельная фигура по имени Ла Катрина.
Мексиканскому музею Сан-Франциско удалось показать, насколько любима и глубоко укоренилась в мексиканской душе Ла Катрина. Для сбора средств 29 октября, начавшего последний этап завершения строительства нового и значительно расширенного дома в Центре искусств Йерба-Буэна, музей устраивает вечеринку La Catrina. «La Catrina: Keeping the Spirits Alive» вызовет все традиционные элементы Дня мертвых, воссоздав мексиканскую деревню, дороги которой украшены усыпанными бархатцами алтарями, созданными местными художниками в память о близких, которые умерли. Мелодии мариачи и сальсы наполнят воздух, обещая вращение по танцполу с кокетливым, сказочно одетым скелетом.
Почему Катрина? — спросил я куратора Дэвида де ла Торре.
«Катрина стала символом не только Эль-Диа-де-лос-Муэртос и мексиканской готовности смеяться над самой смертью, но изначально катрина была элегантной или хорошо одетой женщиной, поэтому она относится к богатым людям», — де ла Торре. сказал. «Смерть приносит эту нейтрализующую силу; в конце концов все равны. Иногда людям нужно напоминать».
Рожденная революцией
Ла Катрина, какой мы ее знаем, была создана Хосе Гуадалупе Посадой, считающимся отцом мексиканской гравюры. Родившийся в 1852 году, он поступил в ученики к местному граверу и издателю, когда ему было всего 14 лет. Переехав в Мехико в 1888 году, он вскоре стал главным художником Антонио Ванегаса Арройо, издателя иллюстрированных плакатов, уличных газет, брошюр и других популярных форм. литература, в том числе песенники для популярных коридоры . Он прославился изображениями калаверас (черепов или скелетов), которые он использовал как политическую и социальную сатиру, высмеивая каждую вообразимую человеческую глупость. Его влияние на Диего Риверу, Хосе Клементе Ороско и других великих художников их поколения было неисчислимо.
Ла Катрина не типичная красотка-революционерка, но ее внешность имеет прямое отношение к мексиканской революции. Трудовая жизнь Посады совпала с правлением диктатора Порфирио Диаса, чьи достижения в модернизации и обеспечении финансовой стабильности Мексики меркнут по сравнению с репрессиями, коррупцией, расточительностью и одержимостью всего европейского со стороны его правительства. Сосредоточение фантастических богатств в руках немногих привилегированных породило недовольство в сердцах страдающих многих, что привело к 1910 восстаний, свергнувших Диаса в 1911 году и переросших в Мексиканскую революцию.
Иллюстрации Посады донесли до неграмотного большинства обедневших мексиканцев актуальные истории, одновременно выражая и распространяя господствующее презрение к режиму Порфирио. Изображение, которое теперь называется «Калавера Катрина», было опубликовано в 1910 году, когда революция набирала обороты. calaveras Посады — прежде всего «Катрина», карикатурно изображающая даму из высшего общества в виде скелета, одетого только в причудливую шляпу во французском стиле, — стала своего рода сатирическим некрологом для привилегированного класса. Но его Катрина забросила более широкую сеть: его первоначальное имя для нее, «Ла Калавера Гарбансера», использовало термин, который в его дни относился к коренным мексиканцам, которые презирали свою культуру и пытались сойти за европейцев.
Род начинается с ацтеков.
«Ла Катрина со временем менялась», — сказал де ла Торре. «Это не просто Посада и его работа в 1910 году. Есть слои истории. Образ и женщина в смерти восходят к древнему периоду ацтеков. Посада черпал вдохновение у Миктекачиуатль, богини смерти и леди Миктлан, подземного мира. »
Также известная как Госпожа Мертвых, Миктекасиуатль была хранительницей костей в подземном мире и руководила древними месячными ацтекскими праздниками в честь мертвых. С христианскими верованиями, наложенными на древние ритуалы, эти празднования превратились в сегодняшний День Мертвых.
Изображение Посады было в основном выстрелом в голову, без одежды, за исключением элегантной шляпы. Диего Ривере потребовалось изобразить фигуру в полный рост, одеть ее в элегантные платья и, по некоторым данным, окрестить ее «Ла Катрина». В центре своей 50-футовой фрески, Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central («Сон воскресного дня в парке Аламеда»), Катрина держит за руку 10-летнего Риверу, а Фрида Кало в за ними стоит традиционное мексиканское платье. Слева от Катрины стоит не кто иной, как сам щеголеватый Посада, предлагая ей руку. Символизм — и это лишь часть — ошеломляет.
Ривера нарисовал фреску в 1947 году в Отеле дель Прадо, стоявшем в конце парка Аламеда. Фреска пережила землетрясение 1985 года, разрушившее отель, а затем переместилась через улицу в Музей фресок Диего Риверы, построенный после землетрясения для этой цели.
Великая дама смерти
- Гороскоп на четверг, 02.03.23 от Кристофера Ренстрома
- Жена пропавшего диджея из Сан-Франциско Джеффри Вандергрифта опубликовала мрачную новость
- Лучшая жареная курица в стриптиз-клубе Сан-Франциско.
- Ресторан BJ’s навсегда закроет торговый центр Bay Area
- Снег и крупа падают на Лос-Анджелес и Диснейленд во время калифорнийского шторма
- Начинается строительство сверхскоростного поезда Brightline из Южной Калифорнии в Вегас
- Виноградная лоза закрыта на неопределенный срок из-за снега и льда, заявляют власти
Бессмысленно ухмыляющийся череп Ла Катрины неизбежно выпал на роль буквального и метафорического плаката Дня Мертвых, символизирующего радость жизни перед лицом ее неизбежного конца. Но Ла Катрина — любимая великая дама мексиканского танца со смертью 365 дней в году, появляющаяся как минимум в двух фильмах, переходящая от рисунков к скульптуре и играющая такие роли, как русалки, невесты и икона недавнего двухсотлетия. торжества.
«День мертвых» выявляет одно из самых больших различий между мексиканской и американской культурами: 180-градусный разрыв между отношением к смерти. Мексиканцы держат смерть (и, соответственно, своих умерших близких) близко, относясь к ней с фамильярностью — даже с гостеприимством — вместо страха. La Catrina воплощает эту философию, но она намного больше.
Продукт непоколебимого духа и мятежного рвения, которые зажгли революцию, любовно сохранились и развивались с течением времени, она остается актуальной сегодня, как и столетие назад. Она тем более мила, что напоминает нам еще об одной мексиканской характеристике, которая на 180 градусов отличается от современного населения США: способность извлекать юмор из протеста, подшучивать над власть имущими и священными коровами любого толка, не заботясь о том, что кто-то может обидеться.
Как заметил де ла Торре, «это о классе и обществе, и мы можем извлечь из этого актуальность и в современном мире. Есть некоторые очень реальные сходства».
Вива Ла Катрина.
«Катрина: Поддержание духов в живых» состоится в субботу, 29 октября, с 18:00 до 23:00. в выставочном центре Concourse, на Седьмой улице и улице Браннан, Сан-Франциско. Билеты стоят от 50 до 100 долларов США, VIP-билеты за 150 долларов США, доступны онлайн или по телефону (415) 202-9700. Все доходы идут на пользу Мексиканскому музею.
- Гороскоп на четверг, 02.03.23 от Кристофера Ренстрома
- Жена пропавшего диджея из Сан-Франциско Джеффри Вандергрифта опубликовала мрачную новость
- Лучшая жареная курица в стриптиз-клубе Сан-Франциско.
- Ресторан BJ’s навсегда закроет торговый центр Bay Area
- Снег и крупа падают на Лос-Анджелес и Диснейленд во время калифорнийского шторма
- Начинается строительство сверхскоростного поезда Brightline из Южной Калифорнии в Вегас
- Виноградная лоза закрыта на неопределенный срок из-за снега и льда, заявляют власти
Предок Ла Катрины найден в древней мифологии Мексики
Знаменитое изображение La Catrina, созданное мексиканским художником Хосе Гуадалупе Посадой. Creative Commons
La Catrina — пожалуй, самый узнаваемый символ Дня мертвых. В течение недели, предшествующей Дню мертвых, Катрины и изображения скелетов смотрят на вас с витрин, футболок, прилавков продавцов и посетителей фестивалей.
Обычно Катрина изображается в элегантном платье, с чепчиком, украшенным цветами, перьями и даже миниатюрными черепами. Ее наряд говорит о том, что это праздничное событие, день для празднования.
Но присутствие Ла-Катрины в месоамериканской мифологии делает гораздо более глубокое заявление о том, как коренные народы относятся к смерти. Доцент Университета штата Колорадо, доктор Мария Инес Канто, говорит, что La Catrina родилась из нескольких элементов, в том числе из «отношений, которые местные культуры имели со смертью».
Первым «хранителем загробного мира» была Миктекациуатль — королева преступного мира Мексики, известная как Чикунамуктлан . Ее роль заключалась в том, чтобы ухаживать за костями мертвых.
Народы Мезоамерики верили, что большинство мертвых путешествуют по девяти уровням Chicunamuctlan и что Mictecacihuatl был стражем девятого уровня. Эти древние народы считали, что смерть — это время, чтобы отпраздновать своих предков и близких, которые перешли на следующий этап своего пути.
Миф и ее имя зависят от региона, но она всегда присутствует. Например, в Оахаке легенды называют ее Матлациуа на языке науатль — «женщина, которая запутывает» или «охотница». Она наказывает бабников и пьяных мужчин, которые вводят в заблуждение и причиняют вред ничего не подозревающим женщинам.
Современный образ Ла-Катрины впервые появился в 1910 на гравюре под названием «Калавера Катрина» Хосе Гуадалупе Посады — отца мексиканской гравюры. Посада был известен своей социальной и политической сатирой, которая часто появлялась в мексиканской прессе.
Берта Родригес, главный операционный директор Мексиканского музея в Сан-Франциско, считает, что изображение высмеивает мексиканских уличных торговцев, которые перестали продавать кукурузу, традиционный мексиканский продукт питания, и вместо этого начали продавать бобы нут.
Художник Хосе Гваделупе Посада создал «Катрину» как форму социальной сатиры, высмеивая людей начала 20-го века, которые стремились выглядеть и одеваться более по-европейски и сторонились своих мексиканских корней. Правительство города Дуранго«Это были женщины, которые были бедны, но [которые] носили европейскую одежду и пытались выглядеть европейцами, и они отрицали свои коренные корни. Это была критика масс, а не бедности».
На оригинальной гравюре Посады изображена скелетообразная женская фигура в французской шляпе, украшенной страусиными перьями, но без одежды. Родригес объясняет, что «Посада говорил этим женщинам: «У вас ничего нет, но вы все еще носите французскую шляпу». и скелеты и использовал образ скелетов, чтобы высмеивать и критиковать политиков и общественных деятелей того времени».
«Калавера Катрина» была не только заявлением о мексиканских женщинах, пытавшихся подражать европейкам, но и сатирой на европейские навязчивые идеи президента Порфирио Диаса, который был известен тем, что наносил несколько слоев макияжа, чтобы его кожа выглядела белой, и носил Европейская мода того времени.
Частые ассоциации Фриды Кало с Ла-Катриной в современную эпоху могут быть вдохновлены фреской ее мужа Диего Риверы, на которой изображены Кало и Ла-Катрина, стоящие рядом друг с другом. Креатив КоммонсЛа-Катрина была позже популяризирована Диего Риверой в его фреске «Сон о воскресном дне в Центральном Аламеде» (1947–1948). Это культурное сокровище, расположенное в Музее фресок Диего Риверы в Мехико, охватывает 400-летнюю историю Мексики и Ла-Катрину.
На фреске Риверы Ла Катрина находится впереди и в центре, одетая в элегантное длинное платье. С одной стороны, Диего поставил Посаду, создателя оригинальной La Catrina. С другой стороны от нее Фрида Кало и сам художник, изображенный мальчиком.
По словам доктора Меркадо, такие художники, как Ривера, «начали традицию защищать иконографию коренных народов в 1930-х годах», потому что считали мексиканскую революцию войной, отстаивающей права простых людей, а не элит.
Образ Ла-Катрины можно увидеть в самых разных формах — от сахарных черепов, продаваемых торговцами, до больших статуй из папье-маше на площадях и сложной одежды на скелетах на фестивалях.
Один из многих автопортретов мексиканской художницы Фриды Кало. Некоторые современные изображения Ла-Катрины заимствуют элементы из этих произведений. Центр ПомпидуОна тоже большой бизнес: ее изображение можно встретить на футболках, сумках, скатертях, обуви и даже детских школьных рюкзаках. В Мексике также стало популярным объединять образ Фриды Кало с Ла-Катриной, чтобы создать Фриду Кало-Катрину, которая напоминает автопортреты Фриды.
Хотя образ Ла Катрины стал эмблемой Дня Мертвых, он значит гораздо больше, чем костюм на Хэллоуин, и ее не следует путать с иконографией того праздника.
Многие мексиканские женщины в Мексике и мексиканки в Соединенных Штатах одеваются как Катрины в День мертвых, чтобы сохранить свою культуру. Фотограф Густаво Мехиа помогает сохранить традицию Катрины, не вставая из-за камеры.
«Катрина для меня означает культуру, праздничный символ Día de los Muertos», — сказал он.
Многие женщины в Мексике и мексиканского происхождения в других местах одеваются как Катрины в День мертвых, чтобы сохранить свою культуру: мексиканско-американский визажист Стефани Кальехас в образе талаверской версии Ла Катрины. блестящая_альпака/ИнстаграмЭлегантное платье Ла Катрины напоминает о празднике, ее неизбывная лукавая улыбка напоминает нам о том, что в земной жизни есть утешение, и о том, что умерших следует помнить, а не бояться. В образах Посады и Риверы она передает комфортные и близкие отношения мексиканцев со смертью.
«Катрина стала символом не только Эль-Диа-де-лос-Муэртос и мексиканской готовности посмеяться над самой смертью, но изначально Ла-Катрина была элегантной или хорошо одетой женщиной, поэтому она относится к богатым людям», — сказал Дэвид Дж. де ла Торре, бывший исполнительный директор Мексиканского музея в Сан-Франциско и член правления Художественного музея Америки.
«Смерть приносит эту нейтрализующую силу; в конце концов все равны», — сказал он.
Сокращение Посадой каждого человека до костей имело очевидный посыл о том, что «внутри мы все одинаковы» — с одной и той же судьбой. Его сатирические офорты являются социальным уравнителем — неважно, какую часть общества вы занимаете, смерть рано или поздно приходит к каждому.
Это также проводит прямую связь с самыми ранними мезоамериканскими верованиями: что бы ни случилось после жизни, хранительницей наших душ является женщина.
Шерил Лоссер — бывший руководитель отдела по связям с общественностью и профессиональный исследователь. Она 45 лет занималась национальной политикой в США. Она переехала в Масатлан в прошлом году и работает неполный рабочий день, занимаясь внештатными исследованиями и писательством.
Метробус линии 3 компании CDMX теперь полностью электрический
Персонал MND —