Казахские дома: Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник

Экспозиция «Оседлые жилища казахов на рубеже XIX – XX веков» размещена в парке «Жастар» на территории площадью 4070 кв. метров и рассказывает о возникновении и развитии зимних жилых построек казахов. Здесь представлены 4 вида оседлого жилища:

  • дом зажиточного казаха

  • каменная постройка «Тошала»

  • деревянное пятиугольное строение «Дукен»

  • трехкамерный деревянный дом «Коржин уй»

Казахи, проживавшие в долине Иртыша, строили дома из имевшегося местного материала: хвороста, камыша, дерна, сырцового кирпича и самана, а также из камня. В горных и лесных районах существовали и деревянные срубные постройки русского образца, а также двух-трехкамерные деревянные дома типа «коржин уй». Жилое помещение и различные хозяйственные постройки казахов преимущественно сооружались под одной общей плоской крышей с одним входом. Случалось так, что, чтобы попасть в жилое помещение, необходимо было пройти через все хозпостройки. Зачастую подобные жилые зимние помещения окружались хозяйственными постройками с трех сторон.

Дома бедняков были небольшими, однокамерными, со скромным внутренним убранством. Зажиточные казахи и баи имели дома трех (и более) камерные, которые отапливались двумя, а то и тремя печами.

При возведении домов строители должны были знать старинные казахские обычаи, учитывать народные приметы и запреты.

Таким образом, к началу ХХ века казахи Восточного Казахстана в той или иной мере перешли к оседлому, или полуоседлому образу жизни, имели постоянные зимовки и дома из одной или нескольких комнат в зависимости от состоятельности хозяев.

Экспозиция музея под открытым небом знакомит посетителей не только с жилыми постройками, но и с организацией интерьера в них, где широко представлены предметы национального декоративно-прикладного искусства.


 

ДОМ УСАДЬБЫ ЗАЖИТОЧНОГО КАЗАХА

Конец ХІХ-начало ХХ вв.

 

 

Прямоугольное оседлое жилище с пологой двускатной кровлей, досчатыми полами, застекленными рамами. К жилому дому примыкает тошала. Подобные дома строились из дерева, камня, сырцового кирпича, то есть природного материала, бывшего в достатке в местах оседлых жилищ.

 

 

ТОШАЛА

 

Одной из форм оседлого жилища казахов было юртообразное сооружение. В Восточном Казахстане ее называли тошала, здесь эта форма долго сохранялась в комплексе зимних построек, но во II половине ХІХ в. преимущественно использовались как кухня и кладовая или как жилище батраков.

Стены тошалы возводили из пластов дерна, из плетня, складывали из камня. Вверху посередине оставляли отверстие и закрывали его кошмой.

Дукен

 

В конце ХІХ – начале ХХ вв. в алтайских зимниках (қыстау) появились пятиугольные бревенчатые жилища (дукен). Казахи заимствовали их у алтайцев.  4-6 угольные бревенчатые юрты алтайцы называли «аил агаш», это же название использовали иногда казахи.

В конце ХІХ века у населения северо-восточного Казахстана существовала традиция строительства пятиугольных дукенов как зимнее жилье. К 20-м годам ХХ в. дукен используется исключительно как летнее жилище.

Қоржин үй

Конец ХІХ начало ХХ веков

 

 

Трехкамерный деревянный дом с противоположным расположением жилых комнат, соединенных сенями.  Название такому типу дома  дано по аналогии с формой казахской переметной сумы «коржин» с двумя противоположными карманами.

Интенсивно строительство деревянных домов началось в конце XIX  — начале XX веков  и было распространено в горных и лесных районах, в частности, в Катон-Карагайском районе.   По данным 1900 года в  Усть-Каменогорском уезде насчитывалось  4091 деревянный дом, в Семипалатинском — 6775,  в Зайсанском — 1608 деревянных домов

Преобладающей техникой таких домов были сруб в «замок» или «чашу». Кровля была  земляной: плоской или полого-двускатной. И только зажиточная часть населения сооружала двускатную тесовую кровлю.

 

 

Мор

Печь для распарки деревянных частей юрты: купольных жердей –

уыков и планок кереге – саганаков. Печь была проста по устройству. На поверхности земли выкапывалась яма, от которой шел закрытый прямоугольный очаг с вертикальным дымоходом. Печь хорошо прогревалась. Когда накапливалось достаточное количество горячей золы с тлеющими углями (эта смесь называется коламта), в дымоход помещали уыки и саганаки. Жар в печи поддерживали подбрасыванием топлива в малом количестве. Достаточно распаренные деревянные заготовки выравнивали, а нужные места выгибали на станке тез. Для просверливания отверстий в деталях юрты использовался станок ускы. Станки размещались под навесом, в стационарной мастерской, которая находилась на приусадебном участке зимовки. Здесь также был рабочий стол, ящик с инструментами и необработанная древесина, сюда же складывали кучи древесного угля, специально заготовленного самими ремесленниками. Работа в подобной мастерской была сезонной.

Казахское гостеприимство: негласный закон степи

Без этого негласного, но незыблемого закона выжить в степи было невозможно. Принять путника,  обогреть и накормить его – считалось обязанностью каждого казаха. Древняя традиция не забыта и сегодня.

Гостеприимство – это черта, которая в крови у каждого казаха, порой кажется, что уважение к гостям жителям Казахстана  передается генетически. Не принять путника издревле был позором для семьи и всего рода, поэтому и в дальнюю дорогу наши предки отправлялись без боязни: знали, что даже если появятся трудности, их в беде не оставят.

Кто-то утверждает, что такое правило в степи ввел Чингисхан, якобы он повелел к каждому путнику относиться с почтением и дружелюбием. И горе тому, кто нарушал приказ. Негостеприимного хозяина ждала лютая смерть. Говорят, что его за ноги привязывали к двум горячим скакунам и пускали их вскачь…

Насколько это правда, сейчас сложно проверить. В любом случае, каноны гостеприимства закреплены даже исламом. Слово «қонақ» (в переводе с казахского – гость) происходит от глагола «қону» (остановиться, спуститься). То есть кто-то спускается к нам. Считалось, что гость – это посланник неба или Бога, с которым добрая воля приходит в твой дом. Это объясняет такой феномен как «культ гостя», широко распространенный среди степняков.

В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн отмечал: «Казахи отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них в культ». Польский революционер Адольф Янушкевич, долгие годы проживший в Казахстане, писал, что, если казахов расселить вдоль экватора, можно обойти земной шар, не заботясь о еде и ночлеге.

У казахов, к слову, существует и своя иерархия гостей.  Они делятся на 2 категории: «құдай қонақ» (божий посланник) и «арнайы қонақ» (почетный). Почетными, специально приглашенными гостями считаются старейшины аула и рода. Особенно готовятся и к приему родственников жены (құдалар). А случайным гостем, посланником Бога, мог быть любой путник, по народным поверьям, он приносил в дом удачу. Люди говорили:« Қонақ келсе, құт келер» (»Вместе с гостем в дом приходит благодать»).

В любом случае, хозяева строго соблюдали этикет принятия гостя. Вошедшего в дом не тревожили расспросами и лишними разговорами. Первым делом давали ему умыться, устраивали поудобнее на центральное почетное место (төр), угощали кумысом или чаем, кормили.

На стол гостям казахи всегда ставили самое лучшее. Даже если это был последний баран, его резали, чтобы угостить пришедшего. Голова барашка преподносилась самому почетному гостю, он мог передать ее более старшему человеку. Интересно, что голову никогда не берет тот, у кого жив отец. Гость должен разделить ее между присутствующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам. Аксакал дает «бата» (благословение), режет с правой стороны околощечную часть и пробует. Потом режет правое ухо и дает самому младшему в доме.

Остальных угощает, раздавая по одному кусочку, потом передает голову хозяину дома. Параллельно с головой подают бас табақ – главный, первый по значимости поднос с мясом. Его преподносят пожилым людям и особо уважаемым гостям. Есть также сый табақ (дополнительный поднос с мясом, куда можно выложить любые части), жай табақ (стандартный поднос с мясом) и жастар табағы (поднос с мясом для молодежи). Комплектовали подносы исходя из строгой  иерархии. Части туши животного служили и служат своеобразными маркерами уважения к гостю. Так, жамбас (тазобедренная кость), практически приравнивался к голове. А угостив какого-нибудь почтенного человека малозначимым жіліком (суставной костью), можно было и обидеть его. К примеру, нельзя давать гостям лопатку, шейный позвонок или голень.

По окончании трапезы гость дает бата – это ответное слово-благословение. В основном его произносили аксакалы, выражая благодарность хозяевам за прием. Остатки (сарқыт) давали с собой в дорогу для детей и внуков. В народе существовал обычай түстену (гостить днем): молодые люди, побывав в гостях, нарочно забывали какую-нибудь личную вещь. Хозяин дома, понимая, что они вновь хотят отобедать у него, приглашал их на званый обед.
 

О казахском гостеприимстве есть даже легенда. Пришло время аксакалу умирать, и он пригласил для беседы трех своих сыновей.

– Дети, – сказал он им, – я умираю. Оставляю вам все свое богатство, которое вы должны разделить на четыре части.

– Почему на четыре, – удивились сыновья, – ведь нас трое?

– Четвертую часть своего состояния я оставляю вашему гостю, – ответил мудрец. – Пусть он найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость из скромности будет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое.

У наших современников в силу нехватки времени специально ходить по гостям получается не часто. Но традиции гостеприимства не забываются. Даже если забежишь в дом к казахам буквально «на минутку», то хозяева обязательно  предложат угоститься чем-нибудь со стола, на крайний случай – отщипнуть и съесть кусочек хлеба («нан ауыз тию»). Отказаться нельзя – это будет неуважением к домашнему дастархану.

Продажа недвижимости в Казахстане

  • Жилой

    Квартира в Казахстане

    Дом в Казахстане

    Аренда в Казахстане

    Земля в Казахстане

    Инвестиционная недвижимость в Казахстане

    Элитная недвижимость в Казахстане

    Найти агента в Казахстане

    Агентства недвижимости в Казахстане Девелоперы в Казахстане Агенты в Казахстане

  • Коммерческий

    Вся коммерческая недвижимость в Казахстане

    Элитная недвижимость

    Найти агента в Казахстане

    Агентства недвижимости в Казахстане Девелоперы в Казахстане Агенты в Казахстане

  • Новостройки

    Всех новостроек Казахстана

    В стадии строительства Новые проекты Готовые проекты

  • Иммиграционные программы

    Иммиграционные программы в Казахстане

    Постоянное место жительства Вид на жительство Второе гражданство

    Найти консультанта

    Иммиграционные консультанты

    Гражданство Черногории

  • Блог

    Новости

    Новости компании Акции

    Глоссарий недвижимости

  • RU евро Изменять

Недорогая недвижимость в Казахстане

Элитная недвижимость в Казахстане

Недвижимость в кредит, в ипотеку в Казахстане

Купить недвижимость в популярных местах Казахстана

Астана

Продажа квартир в Казахстане

Посмотреть все квартиры 1 спальня 2 спальни 3 спальни 4 спальни 5 спален

Дома в Казахстане в Казахстане

Посмотреть все дома 1 спальня 2 спальни 3 спальни 4 спальни 5 спален

Публикации

Показать все публикации

Республика Казахстан

Столица: Астана

Языки:

Русский

Валюта: тенге

Население: 18 млн. чел.

часовой пояс: (GTM +05: 00 +06: 00)

HDI: 0,800

Погода в Астане

-9 °

.

Давление: 1020 мм рт.43

Наши партнеры

Империя богатой оффшорной недвижимости семьи Назарбаевых

ЖЕНЕВА. На нежном рассвете позднего лета в Швейцарии рябь Женевского озера омывает недвижимость на восточном берегу в пригороде Аньер, где проживают дипломаты, банкиры и состоятельные люди. делай швейцарский.

Некоторые из зданий скромны в своем богатстве, с шиферной черепицей, мансардными крышами или коринфскими колоннами. У некоторых есть беседки на ухоженных лужайках с видом на запад, на горы Юра, или доки, где припаркованы моторные лодки и байдарки. Во многих есть ворота и камеры наблюдения для защиты от любопытных прохожих.

А еще есть недвижимость по адресу Route D’Hermance, 399: трехуровневая вилла площадью 3200 квадратных метров с лестницей-бабочкой, 25-метровым крытым и открытым бассейном, спа-центром, гостевыми помещениями и террасным озеленением.

В районе, известном одним из самых дорогих домов в регионе, это исключительная недвижимость.

Владельцем поместья, согласно швейцарским реестрам собственности, является Динара Кулибаева, дочь бессменного правителя Казахстана Нурсултана Назарбаева. Она и ее муж Тимур Кулибаев, входящие в число самых богатых людей Казахстана, приобрели виллу в 2009 году.за заявленные 75 миллионов долларов.

И они входят в число нескольких ближайших и дальних родственников Назарбаева, владеющих богатой недвижимостью на Западе.

За последние два десятилетия родственники Назарбаева приобрели на сотни миллионов долларов шикарную недвижимость в Европе и Соединенных Штатах, ряд элитных объектов недвижимости на роскошных берегах озер, среди небоскребов Манхэттена, фешенебельных пригородов Лондона и с видом на лазурные воды испанского побережья Коста Брава.

В новом расследовании Радио Свободная Европа/Радио Свобода представлен наиболее полный на сегодняшний день обзор недвижимости в этой обширной сети недвижимости, связанной с родственниками Назарбаева, включая двух его дочерей, его внуков и его брата.

Выводы не являются исчерпывающим перечнем каждой зарубежной собственности, принадлежащей родственнику бывшего президента Казахстана, которому в 2010 году было официально присвоено звание «Лидер нации» и который в настоящее время является председателем влиятельного Совета безопасности страны и возглавляет его правящая политическая партия.


Нурсултан Назарбаев

Но они предлагают беспрецедентное окно в масштаб инвестиций в недвижимость родственников Назарбаева, и сколько в непосредственной близости от правящей семьи Казахстана оказались с роскошными активами в эксклюзивных местах.

Радио Свободная Европа/Радио Свобода обнаружила покупки недвижимости в Европе и США на сумму не менее 785 миллионов долларов, совершенные членами семьи Назарбаева и их родственниками в шести странах за 20-летний период. Эта цифра включает несколько объектов недвижимости, которые с тех пор были проданы, в том числе многомиллионные квартиры в США, купленные братом Назарбаева Болатом. В него не входит обширное испанское поместье, принадлежащее Кулибаеву, цену покупки которого найти не удалось.

Эти приобретения были профинансированы за счет огромных состояний, которые родственники Назарбаева накопили в энергетическом, банковском и других секторах богатой нефтью страны, одновременно занимая в разное время официальные государственные должности.

Многие считают, что покровительство Назарбаева имеет решающее значение для богатства, накопленного его родственниками, которые неоднократно и яростно настаивали на том, что они успешные бизнесмены, независимые от своих семейных и политических связей.

Особое место среди них занимает Кулибаев, которого в течение многих лет преследуют обвинения в том, что его богатство, в основном за счет работы в нефтегазовой отрасли, связано с его семейными отношениями. Газета Financial Times 2 декабря заявила, что раскрыла секретную схему, по которой десятки миллионов долларов якобы направлялись Кулибаеву по контрактам, связанным с крупным газопроводом в Китай. Его адвокаты опровергли детали отчета Financial Times и не ответили на запросы RFE/RL.

Некоторые из этих объектов недвижимости, задокументированные RFE/RL, стали предметом юридических споров, включая споры о выдаче разрешений, ожесточенный развод и британские постановления о замораживании трех лондонских резиденций, которые позже были отменены судом.

Инвестиции в дорогую зарубежную недвижимость также происходят на фоне общего роста национального богатства страны после распада СССР. Это возросшее благосостояние подняло средства к существованию для многих средних казахов, но оно также помогло элите с политическими связями превратиться в влиятельных магнатов и корм для газетных сплетен.

На закате 80-летнего Назарбаева растет неопределенность в отношении того, что и кто придет ему на смену, когда он полностью уйдет из казахстанской политики, и что может случиться с судьбами самых близких ему людей.

«Система такая хрупкая. Политическая экономия, которую построил Назарбаев, основана на одном человеке», — сказала Кейт Маллинсон, лондонский консультант и исследователь политики Центральной Азии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *