Кельн – DW – 13.05.2003
Александр Павлов «Немецкая волна»28.01.2003
https://p.dw.com/p/3d5Y
Реклама
У каждого города есть своя визитная карточка. У Пизы – падающая башня, у Рима – Колизей, у Нью-Йорка – статуя Свободы, у Москвы – Кремль. Кельн – не исключение. Гордость Кёльна – Кафедральный собор Святого Петра, крупнейший в Германии. Величественное творение известных и безымянных зодчих видно за десятки километров – с автобанов, из окна поезда и самолета. Пройти мимо – невозможно. Собор возвышается напротив Центрального вокзала. С левой стороны от собора — кирпичная арка – остатки раннехристианской церкви, воздвигнутой на этом месте ещё в 4-м веке. История Кёльна насчитывает более двух тысячелетий. В названии города слышится отзвук латинского — «колония», на территории римской «Колония Клаудия Ара Агриппиненсиум» и вырос современный центр города. Так, что собор – относительно молод. Официально ему семьсот пятьдесят пять лет. Но дата эта условная, тем более, что строительство продолжалось с перерывами более шести веков.
Средневековая часть собора, возведена вокруг ковчега с мощами трёх волхвов. Священную реликвию кёльнцы приобрели у миланцев в 12 веке по распоряжению епсикопа Райнальда фон Дасселя. Точные обстоятельства этого приобретения неизвестны. Историки утверждают, что Милан получил мощи в дар от византийского императора в 4-м веке. А в Византию их доставила мать императора, совершившая паломничество в Палестину. Откуда взялись в Палестине останки трёх волхвов – тайна покрытая мраком. Ведь, если верить тексту в Евангелия от Матфея – странствующие маги преподнесли младенцу Христу дары – мирру, ладан и золото, и отправились восвояси, в дальние края.
Интересно, что форма здания собора повторяет форму ковчега с мощами. Любопытными особенностями обладают и великолепные витражи. Рассказывает экскурсовод Карстен Шмальштиг:«Общая площадь витражей составляет примерно десять тысяч квадратных метров. Эти мозаичные картины из цветного стекла можно сравнить с информационной доской или даже комиксом. На них изображены евангельские истории в картинках. Так сказать, Библия для бедных, у которых в старину денег на книги не было, да и читать они не умели. Вот видите это стекло в центре. Это – оригинал, он был установлен еще в тысяча двести шестидесятом году. Чистка витражей дело весьма дорогостоящее, поэтому извне они защищены обычным, прозрачным стеклом».
В Кёльне насчитывается двенадцать крупных романских церквей, но все это в значительной мере – реконструкции. Во время войны налёты союзнических ВВС сравняли город с землёй. Собор уцелел чудом, хотя и в него попали десятки бомб и снарядов. На площади Ронкалли перед собором всегда оживленно.
«Еще в средневековье вокруг церквей к которым совершались паломничества, возникали рынки. Люди шли к святыням издалека и были не прочь сделать покупки и развлечься.»
В Кельне музыкантам позволено играть на улице, при соблюдении определённых правил. К примеру, барабанщикам, волынщикам и вообще музыкантам с громкими инструментами, требуется специальное разрешение. А вот с гитарой, скрипкой или флейтой –проблем нет. Магда, скрипачка из Гданьска, довольна здешней публикой:
«Мы с подружкой играли в Амстердаме и Ганновере. Но здесь намного лучше. В Амстердаме прохожие не любят уличных музыкантов и деньги подают неохотно. Да и тесно там, негде особенно играть. В Кёльне таких проблем нет. Нам лишь пару раз напоминали, чтобы мы не усаживались у самых стен собора».
Город на Рейне – один из признанных европейских культурных центров. Кёльн славится галереями современного искусства, музеями, театрами. В последние годы наряду с Берлином Кёльн снискал славу центра современной экспериментальной и электронной музыки. В павильонах кёльнской ярмарки проходит и одна из крупнейших в мире выставок-продаж современного искусства «Арт Колонь». Основу городского собрания искусства составила коллекция, собранная по инициативе каноника Фердинанда Франца Вальрафа. В первой половине девятнадцатого века, когда Кёльн находился под французской оккупацией, Вальраф решил спасти предметы искусства и старины от мародеров и спекулянтов. Помещение для художественного собрания предоставил торговец Йоганн Рихартц. Так и возник музей Вальрафа-Рихартца.
«Новое здание музея само по себе задумывалось как предмет искусства. На каждом из этажей представлена одна эпоха. А именно, средневековье, барокко, Возрождение и девятнадцатый век. На каждом этаже — «панорамное окно» с видом на собор, ратушу и другие старинные постройки, как бы продолжающие перспективу музейной экспозиции».
В старом городе находится еще и небольшой музей карнавальных орденов, где выставлена частная коллекция торговца – нумизмата Ганса – Юргена Кнопека. Ежегодно потешные награды учреждаются кёльнскими карнавальными обществами и вручаются активистам карнавального движения. В соответствии с традицией карнавала, эти регалии задуманы как насмешка над военными медалями и крестами. Самый старый орден в коллекции Кнопека бронзовый и датирован тысяча восемьсот тридцать восьмым годом. На нём изображен шут с Сатурном в руке и надпись «Мудрость и шутовской наряд несут нам золотое время». Среди наиболее популярных мотивов — Кёльнский собор, церкви и памятники города. Широко отражена военная тематика:
«Этот орден документирует победу американцев и кубинцев над Испанией, в самом конце 19 века. Орден крепится на застёжке в виде орла, герба кайзеровской Германии. А вот снизу прикреплена фигура китайца — намёк на германские колонии в Новой Гвинее и Азии».
Кельнский карнавал славится на всю Германию.
Начинается он в «бабий» четверг, последний четверг перед Великим постом. В одиннадцать часов одиннадцать минут на площади перед ратушей бургомистр вручает женщинам символический ключ от города. А женщины в свою очередь отрезают бургомистру галстук – символ мужского достоинства. В бабий четверг в городе властвуют женщины. Гуляния на улицах, площадях и в пивных продолжаются до поздней ночи. Пиво и шнапс льются рекой. Пару лет назад, кельнские власти, озабоченные моральным обликом молодого поколения, даже издали указ, запрещающий распитие спиртных напитков в школах и гимназиях. Но пиво и карнавал – неразделимы:«Этот запрет ничего не даст! Ну, да в школах мы не будем. Но зато в городе! Мы пили, пьем и будем пить!»
В карнавальную субботу, к вечеру, улицы Кёльна наводняют ведьмы, черти, демоны, лешие и привидения. С горящими факелами, под бой барабанов и дикий вой колонны дьявольских отродий маршируют в направлении площади у церкви Святой Агнессы, где в средние века полыхали костры инквизиции.
Среди традиционных карнавальных костюмов много клоунов, монахов и служивого люда. Так шутники высмеивали прусских и французских солдат. В конце восемнадцатого века наполеоновские войска заняли левый берег Рейна. Оккупация продолжалась почти столетие. Карнавальные марши, пародируют военную муштру, а маршируют парадным строем в мини-юбчонках — стройные девушки – «функемарихен». Немало заядлых карнавалистов и среди кёльнских сексуальных меньшинств. У них есть даже собственное карнавальное общество «Розовые искорки»:
«Карнавалисты в Кёльне готовы на всё! И в первую очередь к любви! Кёльн – столица голубых Германии и поэтому на карнавале мы самые желанные гости!»
Это не преувеличение. По мнению местных геев и лесбиянок, гомосексуализм – такой же символ Кёльна, как и знаменитый собор. Если верить статистике, геев и лесбиянок в городе и окрестностях насчитывается от ста до двухсот тысяч. Ежегодно в первый уик-энд июля они выходят на парад в честь очередной годовщины «Кристофер стрит дей».
Уличные бои на Кристоферстрит в нью-йоркском районе Гриничвилледж летом 68-го ознаменовали начало эмансипации секс-меньшинств. Собирает этот праздник не меньше народа, чем карнавал. Рассказывает «голубой» депутат горсовета Фолькер Булла:«В Кёльне первые демонстрации геев и лесбиянок в защиту своих прав проходили еще в семидесятые годы. Это были очень политизированные мероприятия. В восьмидесятые наступило затишье. Нынешние парады, похожие на карнавальное шествие, мы проводим с 1991 года».
Кельн город интернациональный. Пятая часть населения – иностранцы. Ну, а если посчитать и тех, что уже получили германское гражданство, то – ещё больше. Самая многочисленная диаспора – турецкая. Много греков, итальянцев, поляков, арабов, выходцев из бывшей Югославии. Согласно различным источникам, более 30 тысяч жителей Кельна – русскоязычные. Среди них и немцы-переселенцы и еврейские иммигранты. Еврейской общине Кёльна примерно столько же лет, сколько и самому городу. На площади перед ратушей под стеклянным куполом можно увидеть раскопанную археологами купальню – «микву», в которой кёльнские евреи совершали ритуальные омовения почти тысячу лет назад.
В Кёльне жил и работал известный советский историк, писатель и диссидент Лев Зиновьевич Копелев. В торговом пассаже «Ноймаркт», по соседству с книжным магазином «Гонски», находится общественный центр «Форум Льва Копелева». Центр был основан родственниками, друзьями и коллегами уже после смерти Льва Зиновьевича. Задачу Форума можно определить одной единственной фразой: «наводить исторические, политические и культурные мосты между Восточной Европой и Германией при помощи народной дипломатии». То есть, поддерживать контакты между странами не только на уровне политиков, но и обычных граждан. Рассказывает бывший сотрудник Копелева в исследовательском проекте по истории российско-немецких отношений Карл- Хайнц Корн:
«Копелев работал тогда над пятью проектами одновременно и попросил меня о помощи. Я подумал, что потрачу на это парочку часов, а в итоге вышло — пятнадцать лет. При жизни Копелев никогда бы не допустил появления организации его имени, поскольку являлся противником любых проявлений культа личности. Однако мы – друзья и родственники, решили продолжить дело писателя-гуманиста».
Если старую часть Кельна можно без проблем обойти пешком, то для более обширной экскурсии целесообразно воспользоваться услугами велорикш, или записаться на велосипедную экскурсию. Такую возможность предоставляет пункт проката велосипедов «Рент-э-байк». На велопрогулке можно увидеть и мосты через Рейн, которых в городе семь, и всемирно известную шоколадную фабрику «Штольверк», и здание музея истории шоколада в стиле пост-модерн, рядом с которым так называемая «башня Малахова»:
”Малахова башня – часть прусских портовых укреплений девятнадцатого века. Названа она в честь известной битвы Крымской войны. В баше находится гидравлический насос, приводящий в движение мост к Музею истории шоколадного производства. Насос уникален тем, что это единственный в мире находящийся в эксплуатации подобный аппарат”.
Примечателен и Кёльнский зоопарк – один из старейших в Европе. Несмотря на бомбардировки Второй мировой, в парке сохранились исторические павильоны. Стилизованный под мавританский дворец слоновник был возведён в 1863 году. Чуть позже появились скалы в вольере морских львов. Так называемый «птичник», в котором теперь обитают обезьянки, построили сто лет назад, в стиле русской церкви. В те времена было модно сооружать зверинцы в экзотических архитектурных стилях. Рассказывает директор зоопарка Гюнтер Ногге:
«Кёльнский зоопарк был основан в 1860 году, как акционерное общество. Тогда это был обычный статус зоосадов, работавших в режиме самоокупаемости. Такая ситуация сохранялась до экономической депрессии двадцатых годов прошлого века. Ну, а затем город, скупил контрольный пакет акций. На городской дотации зоопарк находится и сегодня».
В зоопарке работают над проектами восстановления и сохранения редких животных, например, мадагаскарских лемуров и лошади Пржевальского, под эгидой кёльнцев ведутся проекты по защите исчезающих видов во Вьетнаме и Камеруне. Любимицей сотрудников и посетителей была самка белого аиста Рита. Появилась аистиха в Кёльнском зоопарке в 1963 году и прославилась тем, что любила загуливать с залётными самцами – был у неё постоянный бойфренд по кличке Ханзи. Аистиный роман был с продолжением и в середине восьмидесятых даже привёл к юридическому конфликту:
«Это смешная история. Аисты находятся под угрозой исчезновения, по крайней мере, у нас в Германии. Они занесены в красную книгу. Юридические проблемы возникли из-за того, что по мнению немецких бюрократов, залётные и местные птицы не имеют права на общее потомство. Впрочем, Ханси оказался неверным мужем. До потомства дело так и не дошло. А за Ритой стал приударять другой длиннокрылый донжуан. Он даже свил гнездо на дереве рядом с вольером и ждал, когда его возлюбленная вспорхнёт к нему. А та не может – крылья подрезаны. Ну, чудак ждал-ждал, а потом улетел не солоно хлебавши».
Реклама
Пропустить раздел Близкие темыБлизкие темы
Новогодняя ночь в Кельне 2015/2016КельнХрамы в ГерманииОсновной закон ФРГВыставки ГерманииВилли БрандтФридрих Барбаросса1700 лет еврейской жизни в ГерманииОтто фон БисмаркИстория ГерманииПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Лучшие достопримечательности и интересные места города Кёльн. Куда сходить в городе Кёльн — информация, фото, на карте
История появления Кёльна на карте восходит к римским временам. Укрепленное поселение в немецких лесах обрело статус римской колонии благодаря матери императора Нерона Агриппине в I веке н.э. Родившаяся в нем и ставшая впоследствии женой императора Клавдия, Агриппина убедила супруга дать родному крошечному поселку статус колонии. Длинное латинское название Colonia Claudia Ara Agrippinensium (лат. Колония Клавдия и алтарь Агриппинцев) переделали в Колонию Агриппины. В средние века город стали называть Колония. А еще позже местные жители и это название сократили. И появился Кёльн, который в 85 году стал столицей Нижней Германии. Небесной покровительницей города считается святая Урсула. В IV веке она приняла здесь мученическую смерть.
Самое известное сооружение города – Кёльнский собор. Он занимает почетное третье место в списке самых высоких храмов мира! Его начали строить в 1248 году на месте церкви, которая стояла здесь еще при римлянах. Причиной для возведения храма стали привезенные в Кёльн мощи трех волхвов. Они были получены армией императора Фридриха Барбароссы за победу над Миланом. Для хранения святыни требовалось достойное обрамление. Храм строили с перерывами на протяжении шести столетий! Определенную славу Кёльну принес и итальянский парфюмер Джованни Мария Фарина. В 1709 году он основал мануфактуру, где начал выпуск духов «Кёльнская вода» (Eau de Cologne). В народе они стали известны как одеколон.
Отдельная достопримечательность — кёльнская трапеза. Она обильна и проста. Сытную свиную рульку, предварительно замаринованную в меде с имбирем, обычно едят в компании с друзьями. Фирменное кёльнское блюдо «Небо и земля» принято запивать светлым пивом Кёльш. Роль земли выполняет картофельное пюре, неба – яблочное. Горячая свиная кровяная колбаса – «Flönz», по-местному, подается с колечками обжаренного лука. Пиво измеряют метрами – бокалы по 200 мл ставят на специальный вытянутый поднос – так и угощают посетителей заведений. Кёльн – город речной, поэтому и блюда из свежей рыбы и морепродуктов здесь во все времена были в почете. В меню стоит обратить внимание на Heringsstipp – «херингсштипп»: сельдь в сметанном соусе с яблоками, луком и пряностями, а также на Muschelnrheinischer Art – мидии по-рейнски. Во время десерта невозможно устоять перед аппетитными тортами, соблазнительно украшенными сливами и яблоками. Ну а булочки Mutze и пончики Krapfen готовы сами запрыгнуть в рот!
Город славится университетом, который был основан в 1388 году. Из его стен выходят лучшие экономисты в Германии. Кстати, именно благодаря ректору Кёльнского университета – Фердинанду Францу Вальрафу – в Кёльне в 1861 году появился музей Вальрафа-Рихарца с коллекцией средневековой живописи, полотнами Ван Гога, Моне. Ректор на протяжении долгого времени собирал произведения искусства. Коллекцию свою он подарил городу, а предприниматель Иоганн Генрих Рихарц позже выстроил здание для ее хранения. Кроме классических полотен, в Кёльне можно увидеть коллекцию современного искусства в музее Людвига, собрание древних артефактов — в Римско-германском музее, узнать все о шоколаде — в музее шоколада. Среди исторических памятников выделяется ратуша. На ней разместились 124 скульптуры людей, внесших свой вклад в развитие города.
В Кёльне круглый год проводятся яркие и запоминающиеся фестивали. Главные из них – кёльнский карнавал (Kölner Karneval), фестиваль фейерверков «Кёльнские огни» (Kölner Lichter), гей-парад «День Кристофер-стрит» (Christopher Street Day, CSD). Модным шопингом в городе занимаются на Hohe Strasse. Здесь находятся магазины ведущих европейских марок и продаются сувениры.
Занятие в Кёльне найдется для любой категории путешественников. И – что немаловажно – в любое время года. Ведь даже рядом с Танцующим фонтаном в Рейнпарке немцы обустроили специальную площадку, которая остается теплой осенью и зимой. Так что слушать музыку и смотреть на переливающиеся струи воды можно тут даже в дождь. А после – отправляться на поиски ресторана, где подают «Небо и землю»!
Кёльн | Германия, описание, экономика, культура и история
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Кельн , немецкий Кёльн , четвертый по величине город Германии и крупнейший город земли (земли) Северного Рейна-Вестфалии. Один из ключевых внутренних портов Европы, это историческая, культурная и экономическая столица Рейнской области.
Коммерческое значение Кельна выросло из-за его положения в точке, где огромная транспортная артерия реки Рейн (нем. Rhein) пересекала один из основных сухопутных торговых путей между Западной и Восточной Европой. В средние века он также стал важным церковным центром и важным центром искусства и обучения. Это богатое и разнообразное наследие до сих пор сохранилось в современном Кельне, несмотря на почти полное разрушение Внутреннего города (Инненштадта) во время Второй мировой войны. Кельн является резиденцией университета и кафедрой римско-католического архиепископа. Его собор, самая большая готическая церковь в Северной Европе, был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1919 году.96; это главная достопримечательность города и неофициальный символ. Площадь 156 квадратных миль (405 квадратных километров). Поп. (2011) 1 005 775; (оценка 2021 г.) 1 073 096.
Пейзаж
Городской участок
Кельн расположен примерно в 21 миле (34 км) к северо-западу от Бонна и в 25 милях (40 км) к юго-востоку от Дюссельдорфа. Он расположен на высоте 210 футов (65 метров) над уровнем моря, чуть ниже того места, где Рейн впадает в плодородную Северо-Германскую равнину. Река в этом месте судоходна для морских судов. Непосредственные окрестности Кельна разнообразны. Живописные холмы Бергской земли лежат на востоке, а на западе находится еще одна группа холмов, образующих цепь, называемую Вилль. Северо-Германская равнина простирается на север и северо-запад, а долина Рейна извивается на юго-восток в сторону Бонна.
Наибольшее расстояние через город с запада на восток составляет около 17 миль (27 км) и с севера на юг примерно столько же. Есть 85 районов, разделенных на девять Bezirke (городские районы). Большая часть города расположена на левом (западном) берегу реки, но он также включает группу пригородов на правом берегу, некоторые из которых были присоединены в 1975 году. Климат в регионе умеренный, но влажный. Средняя температура в районе Кельна составляет 36 ° F (2 ° C) в январе и 64 ° F (18 ° C) в июле.
План города
Полукруглая форма Внутреннего города была первоначально определена оборонительной стеной длиной 4 мили (6 км), строительство которой было завершено примерно в 1200 году. 40 000 человек. (В то время Кёльн был больше Парижа.) Плоская сторона полукруга была образована Рейном. В 1880-х годах средневековые укрепления были снесены и заменены цепью кольцевых дорог, названных Рингштрассе.
Хотя Кельн распространился далеко за пределы Рингштрассена, его центр все еще находится в этой области, Внутреннем городе. Здесь находятся основные торговые и деловые улицы, такие как Hohe Strasse (север-юг) и Schildergasse (запад-восток), обе из которых закрыты для автомобилей, а также исторические здания города. Несколько мостов пересекают реку в Кельне; пять из них были перестроены после Второй мировой войны, а остальные были достроены после войны.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Большая часть территории Кельна состоит из парков, лесов, озер, спортивных сооружений и открытых площадок. Две основные парковые системы примерно повторяют концентрические узоры старых укреплений вокруг Инненштадта. Первый находится недалеко от Рингштрассена и включает (с севера на юг) зоологический и ботанический сады, Штадтгартен и Фольксгартен. Второй, Внешний зеленый пояс, представляет собой лесистую местность, которая простирается на многие мили вокруг западной и южной окраины города и содержит обширные площадки для отдыха и стадион Мюнгерсдорфер. На правом берегу реки находится Рейнский парк, большая зеленая зона, примыкающая к KölnMesse, конференц-центру с залами для ярмарок и выставок. Также на правом берегу находится крытая многофункциональная арена, на которой проводятся спортивные мероприятия и музыкальные концерты.
История Кельна
История Кельна Кельн был основан римлянами в 38 г. до н.э.
Римский наместник Галлии, которой Рейнская область принадлежала на
время Марк Випсаний Агриппа побудил к строительству фортов и
почтовые услуги для установления римлян в Рейнской области. Строительные работы, однако, не могли быть выполнены одними римлянами. Поэтому римляне объединились с местным тевтонским племенем Убир. Убиры, довольные своей связью с могущественными римлянами, выбрали городской район Кельна в качестве новой столицы своего племени и жили в гармония с римскими завоевателями. В то время Кёльн назывался «oppidum ubiorum» (что означает что-то вроде «укрепленного поселения Убир») и представляло собой Римская колония для ветеранов. Римские легионеры должны были служить Риму 20 лет. лет до того, как они получили право на получение ренты. У них был выбор между денежной компенсацией или недвижимостью. Последний предпочитали многие солдаты, благодаря чему богатые высшие слои бывших римских легионеров и их убийских жен. Знаменитый римский полководец Агриппа благоустроил едва ли узнаваемый до тех пор в метрополию римской провинции Германия. Одним из его мероприятий было строительство римской бани, тем самым он побудил какой-то южный гедонизм к довольно суровому окружению. Земляная работа бани была найдена под Гросс-Сент-Мартин и до сих пор может быть посетил. Прорыв Кёльна стал возможен благодаря Агриппине, внучка. Именно она дала имя Кёльну. В тринадцать лет она была женился в первый раз в Риме и начал карьеру через кровати разных римлян, до того, как в 34 года вышла замуж за своего дядю императора Клавдий. В качестве демонстрации своей силы она привлекла Кёльн к статус легальной римской колонии. В 50 г. до н.э. «укрепленное поселение Ubier» был назван «Colonia Claudia Ara Agrippinensium». и служил столицей и торговым центром римской провинции. Начиная с 260 г. н.э. Кёльн почти постоянно подвергался осаде франками, что привело к оставлению Кёльна римлянами. Последний римлянин губернатор покинул Кельн в 425 году нашей эры. Еще одной важной женщиной в истории Кельна является святая Урсула. в Раннее Средневековье Кёльн был осажден гуннами, переставшими из Кёльна только после возвращения святой Урсулы в сопровождении 11 000 девственниц (согласно легенде), из паломничества в Рим и освобожденный Кёльн раз и навсегда от гуннов. В память о святой Урсуле был построен в какие красивые фрески рассказывают ее историю. Отступление римлян создало вакуум власти, который католики Церковь удалось заполнить. В 800 году нашей эры Кёльн был объявлен архиепископством. Карла Великого, благодаря чему власть католической церкви в городе была проявляется. Таким образом, три основных компонента истории Кельна были в общих чертах: мультикультурная смесь римлян и убиров, женское влияние и католическая церковь. В Средние века Кёльн был городом торговцев и паломников. На по случаю крестового похода в Милан реликвии Богоявления были отправлены «переведен» в Кельн архиепископом Рейнальдом фон Дасселем. Таким образом, Кельн получил еще одну достопримечательность для паломников, что привело к основание собора в 1248 году. Основным источником дохода города был его статус «Рима Севера» и его уникальное «Штапельрехт». «Штапельрехт» обязал все корабли путешествовали по Рейну, чтобы хранить свои товары в Кельне. Кельнский граждане тогда имели преимущественное право на эти товары. Из-за уменьшения количества паломников и общего упадка города, строительство собора было остановлено в 1560 году на следующие 282 года. |