Кёльнский собор — Кёльн, Германия
Кёльнский собор — римско-католический готический собор в Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия.
Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.
История
Церкви-предшественницы
Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживавших здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кёльна».
Остатки этих церквей можно осмотреть в нижней части сегодняшнего собора в месте проведения раскопок, которыми охвачена территория более чем в 4000 квадратных метров. От самых древних из них сохранилось совсем немного. Обнаружены фрагменты полов и участки стен, которые хоть и подтверждают факт существования этих церквей, тем не менее, не позволяют реконструировать их форму. Около 500 г. н. э. над старым, простеньким бассейном был сооружён восьмиугольный баптистерий со сторонами изогнутой формы, на которых был закреплён балдахин. Баптистерий находился внутри крестообразного строения, внутренние стены которого были украшены мозаикой. Около 540 г. здесь были похоронены женщина и восьмилетний мальчик. Дорогие предметы, обнаруженные в могиле, позволяют предположить, что умершие были членами семьи короля Теодеберта из династии Меровингов.
Уже спустя несколько лет на этом месте развернулось строительство новой, более крупной церкви. Перед её алтарём находилась выложенная из камня кафедра в форме замочной скважины диаметром более 5,70 м. В восточном Средиземноморье такие сооружения использовались не только для чтения проповедей, но и для проведения торжественных церемоний, например, коронаций и посвящений в сан. В конце VIII века к церкви в её западной части были пристроены ещё одни хоры, обнесённые кольцеобразным атрием. Аналогичные архитектурные черты имеет возникшая примерно в 800 г. так называемая Монастырская площадь в Санкт-Галлене — монастырский комплекс периода раннего Средневековья. Предположительно в середине IX века эта церковь настолько пострадала от пожара, что на её месте была возведена новая. Освящённый 27 сентября 870 г. Старый собор был одним из крупнейших церковных сооружений и стал впоследствии резиденцией кёльнских архиепископов. Его средний неф достигал 12 м в ширину. К нему примыкали боковые нефы шириной около 6 м. Аркады, соединявшие между собой все три нефа, покоились на мощных прямоугольных пилястрах. На восточной и западной сторонах к нефам примыкали низкие поперечные пристройки, в восточной части которых находились небольшие боковые хоры. Эти хоры завершались полукруглыми приделами. Восточные хоры были посвящены Деве Марии, а западные — Св. Петру. По бокам последних располагались две круглые башни. Перед ними находился большой внутренний двор, окружённый богослужебными пристройками. На середине двора стоял колодец, стены которого до сих пор сохранились в подземном гараже перед собором. Во время раскопок удалось обнаружить и порог западного входа в северную поперечную пристройку. Его поверхность сильно обносилась под ногами многих тысяч верующих, побывавших в соборе за истёкшие столетия. Эта каролингская церковь была богато украшена и расписана, её пол был покрыт тонкими пластинами мрамора. В X в. к зданию были пристроены ещё два боковых нефа, в результате чего их число увеличилось до пяти. По приказу архиепископа Гериберта (999—1021 гг.) в восточной части поперечной пристройки была возведена двухэтажная часовня. Останки её стен по сей день стоят во дворе собора. Сведения о форме и размерах Старого собора известны нам не только благодаря проведённым раскопкам, но и по рисункам из дошедшей до нас рукописи 1025 года — т. н. «Кодекса Гиллиниуса».
Кёльнский собор в XIII—XVIII вв.
В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — реликварий трёх царей, шедевр мозанского искусства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.
Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремлённость всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным.
Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен. Пилястры состоят из множества круглых стоек, так как подвязей, а своды подпираются изящными невюрами. Внутреннее пространство украшено капителями с позолоченными натуралистическими листьями. Большие оконные проёмы отделаны орнаментом по камню, который именуется «ажурным». Таким же орнаментом, состоящим из колец и полуколец, украшены и все внутренние архитектурные украшения по сравнению с противоположной северной стороной.
Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.
Только после завершения строительства хоров и их внутренней отделки и сооружения стены на северной стороне была снесена простоявшая до тех пор западная часть каролингского собора, использовавшаяся для богослужений. В XIV в. были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. Зал её первого этажа значительно отличается от прочих частей здания подчёркнутой утончённостью своих архитектурных элементов. В XV в. было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/49 г. колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI в. весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершён установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов. На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора.
Кёльнский собор в XIX в.
В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена. Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести его строительство до конца. Расходы на строительные работы, возобновлённые в 1842 г., поделили между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. После тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. К 1862 году уже удалось установить стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено.
Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным в период возведения собора около 1300 г. Завершение строительства фасадов поперечных пристроек, оригинальные чертежи которых не сохранились, осуществлялось по проекту известного немецкого мастера церковной архитектуры Эрнста Фридриха Цвирнера (1802—1861 гг.). Во всех деталях он старался как можно точнее придерживаться идей средневековых зодчих, поэтому сегодня собор имеет столь совершенный внешний вид. В то же время в ходе достройки использовалась самая современная строительная технология. Примером тому служит стропильная форма крыши, которая является одной из первых в истории крупногабаритных конструкций из чугунного литья.
Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей. Кроме того для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота. Расширилось и внутреннее убранство собора. Высочайшее качество всех работ, осуществлённых в XIX в., превратило собор в один из величайших шедевров неоготики.
Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.
Примечателен тот факт, что Кёльнский собор находится в непосредственной близости от главного вокзала Кёльна. Для того, чтобы зайти в собор, от дверей вокзала необходимо пройти не более 50 метров.
Захоронения в соборе
Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969—976 гг.). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инкрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.
На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта I (1216—1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведенном в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптура, созданная в 1665 г. Герибертом Нейсом. На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринужденно облокотившегося на руку. Кроме того эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом — она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.
Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238—1261), заложивший в 1248 г. фундамент готического собора, был захоронен в только что возведенной в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна. На возведенном в 1845 г. саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа — одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII в. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.
Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167—1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 г., то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.
Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370—1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры — участники изображенной сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа. Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 г. графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сегодняшний день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.
Реликвии и сокровища
Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.
В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.
Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.
Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч — символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв. Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа — готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.
Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т. н. «Capella Clementina» — богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.
Ларь трёх волхвов
В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трёх волхвов, привезённые им в Кёльн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.
В период с 1190 по 1220 гг. Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров своего времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причем третий ларь покоится на коньке первых двух. Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота — 1,53 м, ширина — 1,10 м, длина — 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора — ларя с мощами трёх волхвов — использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части — апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями — верой, надеждой и любовью.
На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв — германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.
Трапециевидная передняя сторона ларя — съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями — бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.
В истекшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. По сегодняшний день он считается главной ценностью собора и занимает в нём центральное место.
Миланская мадонна
Миланская мадонна
Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение Богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской Мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.
Миланская Мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура Мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской Мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.
Крест Геро
Распятие Геро
Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.
), доверенным и посланником императора Оттона I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.
Цифры и факты
Общая длина (снаружи) 144,58 м Общая ширина (снаружи) 86,25 м Ширина фасада поперечного нефа 39,95 м Внутренняя ширина продольного нефа 45,19 м Ширина западного фасада 61,54 м Высота северной башни 157,18 м Высота южной башни 157,14 м Ступеней до шпиля 509 (97,25 м = 152,5 м над уровнем моря) Колоколов 11 (8 колоколов в южной башне, 3 — в центральной башне (на коньке крыши)), самый большой колокол — «Decke Pitter» Высота фасада поперечного нефа 69,95 м Высота центральной башни (на коньке крыши) 109,00 м Высота конька крыши 61,10 м Внутренняя высота среднего нефа 43,35 м Внутренняя высота боковых нефов 19,83 м Площадь собора, приблизительно 7 914 м² Площадь окон, приблизительно 10 000 м² Площадь крыши, приблизительно 12 000 м² Объём собора без учёта контрфорсов и аркбутанов 407 000 м³ Наибольшая площадь западного фасада 7 000 м² Масса использованного камня, приблизительно 300 000 т Ежегодно тратится на содержание 10 млн.
€ Адрес Domkloster 4, 50667 KölnПисьменное упоминание о закладке собора
В Кёльнской королевской хронике приводятся сведения о закладке нового собора в 1248 году:
Архиепископ Конрад созвал церковных прелатов, дворян земли и своих министериалов и, в то время как огромная толпа народа внимала увещеваниям проповедников после завершения праздничной мессы в день Вознесения блаженной Девы Марии, он заложил первый камень, а затем, на основании полномочий господина Папы и своих собственных, а также властью легата и всех викарных епископов кёльнской церкви объявил верующим неслыханное до сих пор отпущение грехов тем, кто внесёт или пришлёт свой вклад в строительство церкви. Именно с этого времени с большими затратами начинается возведение новой церкви Св. Петра, — Кёльнского собора, невероятной высоты и длины.
Легенды Кёльнского собора
- Архитектор собора Герхард, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
- Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать. По другой версии, дьявол поклялся, что когда собор будет достроен, конец придёт не всему миру, а только Кёльну.
- Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.
Величественный Кёльнский Собор
Еще задолго до подъезда к Кёльну вы увидите два могущественных шпиля, высотой в 157 метров каждый, доминирующие над городом. Это колонны Кельнского собора, который был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО еще 1996. Это один из самых захватывающих соборов Европы и Германии, с самым большим фасадом в мире
Запись относится к месту: Кёльн
Построенный в честь святого Петра и Марии, Кельнский собор является резиденцией католического архиепископа Кельна. Кёльнский собор — самый большой Готический собор в Германии (подробнее в статье о немецкой готике), самая известная достопримечательность Кёльна. Когда-то собор был самым высоким зданием в мире, но и сейчас он остается рекордсменом, с самым большим в мире церковным фасадом
Главное богатство собора — золотая гробница с останками волхвов (Ларь трех волхвов), украшенная тысячами драгоценных камней и жемчужин. Эта самая ценная реликвия расположена в самом центре собора и ежегодно привлекает огромное количество паломников и просто туристов
Обратимся к истории этого грандиозного сооружения. Кельнский собор возведен на месте, где издавна находилось множество христианских храмов и просто церквей. В течение многих столетий эти церкви подвергались, разрушению, сгорали, и тд. На их месте появлялись новые, которые в свою очередь тоже исчезали. Все это длилось вплоть до 1248 года, когда началась главная, и самая длинная глава в истории собора. Кёльн в те времена был самым могущественным городом Германии, потому было принято решение строить здесь кафедральный собор по примеру Франции с ее Нотр-Дам-де-Пари и Страсбургским собором, но по своим масштабам немецкий собор должен был затмить все аналогичные сооружения в мире
Первый камень Кёльнского собора был положен 15 августа 1248 архиепископом Конрадом фон Гохштаденом. Фундамент сооружения был заложен довольно быстро, но потом работы зашли в тупик, и лишь к 1560 году была закончена основа собора
Лишь спустя несколько столетий, в 1824 году, были достроены башни и другие важные части собора, строившиеся строго по средневековым чертежам и плану. Завершение строительства самого большого собора Германии отмечалось как национальный праздник в 1880, спустя 632 года после закладки первого камня. На праздновании присутствовал Император Вильгельм I
Собор перенес 14 авиа ударов в период Второй Мировой войны, при этом не получив серьезных повреждений — его реконструкция была закончена в 1956. Была также построена винтовая лестница, по которой можно подняться на смотровую площадку, расположенную на высоте 98 метров над землей
В 1996 собор был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2004 попал и в список «Мировое наследие в опасности», так как здание нуждалось в серьезной реконструкции. В 2006 году ЮНЕСКО все-же исключил сооружение из списка «достопримечательностей в опасности». Временная реставрационная контора до сих пор стоит на площадке у здания, так что глава истории со строительством Кельнского собора еще не закрыта
Помимо гробницы волхвов, одной из ценнейших реликвий собора является знаменитая Миланская Мадонна — одно из красивейших скульптурных творений времён зрелой готики. Это изображение богоматери, дошедшее до наших дней, было создано в 1290 году и считается одной из прекраснейших скульптур в мире
Стоит также обратить внимание на Крест Геро — двухметровый дубовый крест, подаренный собору архиепископом Геро. Крест выделяется не только своими гигантскими размерами, но и невероятной реалистичностью изображения, причем большая часть креста сохранена в оригинальном виде
Неудивительно, что вокруг Кельнского собора ходит множество легенд и слухов. Так например, говорят что к проектированию собора причастен сам дьявол, который предоставил чертежи для архитектора Герхарда в обмен на его душу. В связи с этим говорят, что город Кельн будет стоять до тех пор, пока будет строиться его собор. Во время войны город Кельн был разрушен до основания, а собор уцелел из-за негласного сговора летчиков, которые использовали его шпили в качестве ориентира
В наше время собор привлекает огромное количество туристов и как вы уже поняли, тут есть чем полюбоваться. Настоятельно рекомендую Вам включить это место в свой список достопримечательностей для посещения, если вы собираетесь в Германию
Protecting Cologne’s cathedral – DW – 10/16/2022
The Cathedral is one of Cologne’s most visited landmarks Image: Stefan Dege/DW
CultureGermany
Stefan Dege
October 16, 2022
В этом году в Европейский день реставрации специальная немецкая организация, работающая над Кёльнским собором, рассказывает, как они защищают крупнейшую в Северной Европе готическую церковь от изменения климата, эрозии и загрязнения воздуха.
https://p.dw.com/p/4ICn8
Реклама
С 2018 года Европейская зонтичная организация ассоциаций реставраторов проводит Европейский день реставрации.
В этом году он выпадает на 16 октября, а в Германии девизом является «Культурное наследие в условиях изменения климата», и он посвящен усилиям реставраторов по защите окружающей среды.
Благодаря 200 мероприятиям, проведенным по всей Германии, реставраторы дают представление о работе, которая обычно выполняется за закрытыми дверями, будь то в музеях, частных студиях, университетах, церквях или даже замках. «Мы хотим донести до людей важность культурного наследия и ключевую роль реставраторов в сохранении культурных ценностей», — говорится на сайте ассоциации.
Одним из основных объектов реставрации является главная достопримечательность Кельна: Кельнский собор.
Как гласит городская шутливая поговорка: «Когда будет построен Кельнский собор, миру придет конец».
Это относится к тому факту, что церковь почти всегда украшена строительными лесами. «Это хорошо, — говорит мастер-строитель собора Петер Фюссенич, — потому что, если бы в соборе не было строительных лесов, это означало бы, что сооружение пришло в упадок».
Кёльнский собор привлекает миллионы посетителей
Строительные работы Кельнского собора (Kölner Dombauhütte), строительная бригада собора, — это организация, которой поручено сохранить готический собор для потомков.
Ведь собор стоит уже 700 лет. Он бросил вызов Тридцатилетней войне между 1618 и 1648 годами и считался национальным символом Германии, когда он был завершен в 19 веке.
Чудом ему удалось устоять, несмотря на бомбардировки во время Второй мировой войны, и он был провозглашен символом послевоенного восстановления.
Сегодня знаменитое сооружение, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году, привлекает до 7 миллионов посетителей в год.
Поврежденные части стены средневекового собора восстановлены Изображение: Stefan Dege/DWЧто часто не привлекает внимания, так это команда людей, работающих на заводе строителей собора, которые отвечают за строительство и обслуживание собора. Реставрация – это непосильная работа, требующая больших знаний и еще большего мастерства.
В 19 веке, когда средневековый собор близился к официальному завершению, бригада строителей выросла до 500 человек.
В 1902 году тогдашний главный строитель собора Рихард Фойгтель объявил, что строительство собора завершено. Однако когда всего четыре года спустя с фасада упала статуя ангела, строительные работы быстро возобновились.
Сегодня на Строительном заводе Кёльнского собора работает 100 человек. В нее входят специалисты по всем видам деятельности, будь то обработка камня, стекла, металла или дерева.
‘Нет ничего грандиознее этого здания’
Таня Пинкале, руководитель мастерской по реставрации камня, одна из них. Опытный каменщик и реставратор посвятила себя работе над Кёльнским собором и говорит, что ее работа частично научная, частично ремесленная. Половину своего времени 32-летняя женщина корпит над планами и цифрами в офисе. Но как только может, встает на леса «у камня», как говорят каменщики.
«Нет ничего грандиознее этого здания!» говорит Пинкале.
Таня Пинкале отвечает за восстановление каменных работ собора. Изображение: Штефан Деге/DWГотический собор с башнями-близнецами возвышается над мегаполисом. Ступенька за ступенькой Пинкале поднимается по высоким лесам, сделанным из шестов и лестниц.
Северная сторона собора, где хоровая часовня выходит на центральный железнодорожный вокзал Кельна, в настоящее время является крупнейшей строительной площадкой собора. Это связано с тем, что трахитовая кладка 13 века начала осыпаться.
Перед ремонтом его необходимо тщательно отпескоструить, чтобы максимально сохранить поверхность. «Делаем максимально аккуратно», — обещает реставратор.
На продуваемой ветром платформе на высоте 15 метров (49 футов) ее сопровождает заместитель главного строителя Альберт Дистелрат, управляющий строительной площадкой. Взглядом знатока он рассматривает кристаллические включения, столь характерные для трахита.
В Средние века вулканическая порода доставлялась в Кёльн из Драхенфельса близ Бонна, где у Строительных Соборов была собственная каменоломня. Расположение Кёльнского собора и других священных зданий вдоль реки Рейн не случайно.
Альберт Дистельрат, заместитель главного строителя, осматривает камень Изображение: Штефан Деге/DWОставаться верным первоначальному
«Трахит хорош, — говорит Дистельрат, — но, к сожалению, очень неоднороден». Если температура колеблется, это приводит к напряжениям и трещинам. Соль и мороз проникают. Части камня откалываются.
На протяжении многих лет в Кельнском соборе использовалось около 50 видов камня. Почти все стены и столбы сделаны из трахита. Строители использовали столбчатый базальт и туф для фундаментов и туф для сводов.
«Мы стараемся воссоздать все элементы собора как можно ближе к оригиналу, вплоть до мельчайших деталей», — говорит Пинкале. Образцами служат сохранившиеся заготовки средневековья и 19 века.
Камень для реставрационных работ с нужным цветом, структурой, водопоглощением и свойствами высыхания теперь добывается в карьере в итальянском городке Монтемерло недалеко от Падуи. Поверхности выравниваются, а швы заполняются специально разработанным раствором.
Кельнский соборный строительный завод разработал собственный специальный раствор для реставрации Изображение: Стефан Деге/DWИзменение климата наносит ущерб собору
Но разрушение камня – не единственная угроза для собора.
Долгое время он также был поврежден серой в воздухе, которая забивала стены и делала их черными. Это изменилось. «Теперь воздух чище, — говорит реставратор камня, — но зелень растет быстрее». Мох, трава, небольшие деревья — растительность превращает собор в большой биотоп.
Но на самом деле изменение климата — главная забота реставраторов. «Сильные дожди, бури, засуха — собор не строился для такого климата!» говорит Пинкале. Их работа здесь — это гонка со временем.
Климатическая станция теперь следит за ветром и погодой вокруг собора. За данными следят исследователи, и если ветер слишком сильный, полиция закрывает соборную площадь.
Потребуется добрых 15 лет, чтобы трахитовая кладка, самая старая часть стены собора 13 века, была очищена и отреставрирована. «На самом деле я уже знаю, над какими проектами буду работать в следующие 40 лет», — смеется Пинкале, снова осторожно спускаясь по лесам.
Эта статья изначально была опубликована на немецком языке.
Advertisement
Пропустить следующий раздел Узнать большеУзнать больше
Пропустить следующий раздел Главные новости DWСтраница 1 из 3
Durchstöbern Sie 7.386
Кёльнский собор Фото и фотографии. Odersuchen Sie nach köln oder tea, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken. Sortieren nach:Am beliebtesten
köln. nachtansicht des kölner doms. katholische gotische kathedrale in der dämmerung, abend. Всемирная культура ЮНЕСКО. berühmte место и назначения живописные — Кельнский собор фото и фотографииKöln. Nachtansicht des Kölner Doms. Katholische gotische…
kölner силуэт горизонта с отражением. земельный участок Кельн, Германия. векториллюстрация. — Кёльнский собор сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символKölner Skyline Силуэт с отражением. Landschaft Köln,…
Kölner Skyline-Silhouette mit Spiegelung. Landschaft Köln, Германия. Вектордарстелунг.
Kölner Dom в Der Nacht, Deutschland — Cologne Cathedral Stock -fotos und BilderKölner Dom в Der Nacht, Deutschland
Luftaufnahme von Köln im Sonnenuntergang — Cologne Cathenral Sock -fotos und BilderLuftaufnalgangang — Colognral Scot -Fotos und Bilder
Luftaufnalganganganggang. bei Sonnenuntergang
Kölner Dom
kölner dom — Кельнский собор, стоковые изображения, клипарты, мультфильмы и символыKölner Dom
Eine Detailreiche Silhouette des Kölner Doms, mit Vorderansicht und Seitenansicht.
köln skyline-logo — кельнский собор сток-графика, клипарт, мультфильмы и символы martin kirche, deutschland — кельнский собор стоковые фото и фотографииStadtbild Köln mit Hohenzollernbrücke, Dom und St. Martin Kirche,
kölner dom bei nacht / кельнский собор ночью — кельнский собор фото и фотографииkölner dom bei nacht / кельнский собор ночью
Der beleuchtete kölner dom bei nacht von der reinseite.
kölner dom deutschland zeichnung 1898 — Кёльнский собор сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы Германия — Кёльнский собор стоковые фотографии и изображения Kölner Dominnenraum und Buntglasfenster. DeutschlandInnenraum des Kölner Doms und Buntglasfenster. Deutschland
Menschen vor der historischen domkirche in koln — Кёльнский собор сток-фото и фотографии und bilderKölner Dom und Hauptbahnhof
Luftaufnahme des Kölner Doms und des Kölner Hauptbahnhofs beleuchtete eine Nacht. Люфтбилд. Германия — Европа
kölner dom, köln, deutschland, gliederung иллюстрация в векторе. логотип — Кельнский собор сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыKölner Dom, Köln, Deutschland, Gliederung Иллюстрация в векторе.
Kölner Dom, Köln, Deutschland, Gliederung Иллюстрация в векторе. Logo
kölner sonnenuntergang — фото и изображения кельнского собораKölner Sonnenuntergang
kölner dom detail, deutschland — кельнский собор сток фото и изображенияKölner Dom Detail, Deutschland
Kölner Domdach und Türme mit grünem Baum im Vordergrund und blauem Himmel
kathedrale von köln, deutschland — кельнский собор stock-fotos und bilderKathedrale von Köln, Deutschland
kölner dom gesehen, bei nacht 0 bis-tolder 0 stock-tocht — cologneund Kölner Dom gesehen, bei NachtKölner Dom nachts von der anderen Rheinseite aus gesehen
deutschen stadt köln-symbol. — графика Кёльнского собора, -клипарт, -мультфильмы и -символDeutschen Stadt Köln-символ.
Deutsche Stadt Köln Reisesymbol. Дом Кёльн, Германия, векторный винтажный силуэт с ротационной группой. Ориентир Саммлунг.
кельн дом. besuchen sie deutschland wahrzeichen label. — графика Кельнского собора, -клипарт, -мультфильмы и -символKöln Dom. Лейбл Besuchen Sie Deutschland Wahrzeichen.
Символ немецкого Stadtwahrzeichens. Кёльн, Германия, Европа. Handgezeichnete Skizze Sightseeing
Кёльнский собор — deutschland eine der weltberühmten kathedrale — Кёльнский собор стоковые фотографии и изображенияКЕЛЬНСКИЙ СОБОР — Deutschland eine der weltberühmten…
Der Dom ist nach wie vor das zweithöchste Gebäude Kölns nach dem Fernmeldeturm. Seine Grundfläche ist nicht weniger beeindruckend, mit der vollen Länge der Kathedrale von 145 m und dem Kreuzschiff 86 m. Zum Vergleich: Ein Fußballfeld ist «nur» etwa 100 mal 70 м брутто. Die Gesamtfläche der Kathedrale misst fast 8000 Quadratmeter und bietet Platz für mehr als 20.000 Menschen
der berühmte kölner dom von der anderen rheinseite in köln im sommer mit hohenzollernbrücke — стоковые фото и фотографии кельнского собораGroße katholische Kirche am Rhein im Zentrum von Köln in Deutschland
kölner dom — кельнский собор стоковые фото и фотографии dom — Кёльнский собор Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleAntike Reisefotografien aus dem Rheingebiet: Kölner Dom
Antike Reiseaufnahmen des Rheingebiets: Kölner Dom
служба в центральном нефе der kölner dom — кельнский собор фото и фотоСлужба в Центральном нефе Кельнского собора
Кельнский дом Линии иллюстрации — Кельнский собор сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы Kölner DominatKÖLN, DEUTSCHLAND — 30. ИЮНЯ 2018: Bodenmuster im Kölner Dom
kölner dom und hohenzollern brücke in twighlight — Кельнский собор сток-фото и фотоKölner Dom und Hohenzollern Brücke 9 in0005
Кёльнер Дом и Гогенцоллернбрюкке в Рампенлихте.
Blick auf den Kölner dom und die Deutzer brücke — Кёльнский собор стоковые фото и фотографии Кёльн, Германия. — фото и фотографии Кёльнского собораKöln, Deutschland.
Bild von Köln mit dem Kölner Dom zur blue Dämmerung.
Kölner Dom Mit Hohenzollernbrücke в Der Abendsonne -Кельн -собор Сток -Фотос и БилдерKölner Dom Mit Hohenzollernbrücke в Der Abendsonne
Kölner Dom Mit Hohenzolnbrücke In der Abenddämmerung
. Kölner Dom Mit Hohenzollernbrücke in der Abenddämmerung. und -symboleKöln Skyline-Logo
Abstrakte Skyline der Stadt Köln in Deutschland, Vektorillustration
портал и скульптура — Кёльнский собор стоковые фотографии и изображенияPortal und Skulpturen
luftaufnahme von köln im frühjahr — Кельнский собор Сток -Фотос и БилдерLuftaufnahme von Köln im Frühjahr
Kölner Dom und Rhein, Deutschland — Cologne Cathedral Stock -Fotos und BilderKölner -Domelnershlner -Domelnershlner -Domelnershlner -Dom -holdn. lnershlner -Domelnershlner -Domelner -Dom -holdn.lnershlner -Domelnemlner. Рейн в Германии
westfassade des kölner doms am abend, deutschland — фото и фотографии кельнского собораWestfassade des Kölner Doms am Abend, Германия
Westfassade des Kölner Doms am Abend, Германия. Der Bau der Kathedrale начался в 1248 году. Derzeit ist es die höchste Doppelturmkirche mit 157 м (515 футов) Höhe.
Panoramablick auf den Kölner dom und die hohenzollernbrücke bei sonnenuntergang (hdr) — стоковые фотографии и изображения Кёльнского собораPanoramablick auf den Kölner Dom und die Hohenzollernbrücke bei… Köln
Junge Frau von hinten Gesehen Mit Blick auf den Rhein, Die Riesige Brücke und Den Berühmten Kölner Dom
Kölner Dom-Cologne Cathrral Stock-fotos und BilderKölner Dom
Köln Deutshlande Shworlete-Silhliteraith оттеночный эффект. — Кёльнский собор сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символKöln Deutschland schwarz Skyline Silhouette Vektor-Illustration. ..
kölner dom, deutschland — Кёльнский собор, фото и фотографииKölner Dom, Deutschland
kölner dom — кельнский собор, стоковые фото и изображенияKölner Dom
schwarz-sil-weiß der kölner kathrendomtürme — кельнский собор стоковые фото и изображенияSchwarz-Weiß-Silhuette der Kölner Kathrendomtürme
Schwarz-Weiß-Silhütte des Kölner Kathredraldoms
rheinauhafen und kölner dom bircound dom bei nacht0002 Rheinauhafen und Kölner Dom bei Nacht hochwasser in köln am rhein im winter — Кёльнский собор фото и фотографииHochwasser in Köln am Rhein im Winter
Geländer des Rheinufers in Köln bei Hochwasser und Minustemperaturen. Im Hintergrund ist der Kölner Dom, die Altstadt und die Hohenzollernbrücke zu sehen.
Римско-католический дом в Кёльне. — Кёльнский собор — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символРимско-католический собор в Кельне.
kölner kirche deutschen domstadt — фото и фотографии кельнского собораKölner Kirche deutschen Domstadt
innenraum des kölner doms, köln, deutschland — Кёльнский собор stock-fotos und bilderInnenraum des Kölner Doms, Köln, Deutschland
Innenraum Kölner Dom, Köln, Deutschland — stock-fotologsufunde cafe
фотографияColone Flussufer
der dom, die gebäude und der Rhein von köln nrw deutschland — Кёльнский собор сток-фото и фотографияDer Dom, die gebäude und der Rhein von Köln NRW Deutschland
Der Dom, die Gebäude und der Rhein von Köln NRW Deutschland Europa
köln skyline domkirche fernsehturmbrücke deutschland stadt stadt sonnenuntergang — cologne cathedral stock-fotos und bilderKöln Skyline DomKirche Fernsehturmbrücke Deutschland Stadt Stadt.