Кенигсберг королевский замок: «Живой Кёнигсберг»: Как взрывали сердце

«Живой Кёнигсберг»: Как взрывали сердце

Доброго вам дня, уважаемые читатели и любители истории края! Уже давно я начал цикл статей о Королевском замке, и за это время мне удалось не только описать историю его изменений, но и затронуть темы, которые замка вообще не касались.

Впрочем, «замковый» цикл именно сегодня подошёл к своему логическому завершению, и вашему вниманию статья, которая скорее болезненна, чем познавательна для горожан и тех, кто неравнодушен к истории Кёнигсберга.

Вы наверняка помните по всем прошлым статьям, как Королевский замок медленно, но верно вырастал на месте бывшего прусского городища: он выдержал героическую осаду, стал каменным, и чуть было не превратился во дворец. Тем не менее, свою изначальную (военную) функцию он практически не выполнял, а большую часть семивековой жизни являлся центром культуры Пруссии и Кенигсберга, как столицы этой земли. Чем же был замок? Он был сердцем города, символом его величия и нерушимости, но никак не чем-то милитаристским или, боже упаси, нацистским.

Но, к сожалению, в середине XX века люди думали иначе, благодаря чему мы больше никогда не увидим этого древнего и несколько парадоксального строения, которое можно смело назвать символом Кёнигсберга. Нынешняя статья поведает вам о том, как памятник истории и культуры, впитавший в себя около 700 лет истории, был уничтожен и стёрт с лица земли, но не из памяти людей. Ибо в нашей с вами памяти, он, как человек, продолжает жить и вызывать лишь удручённые вздохи и сетования.

Руины центральной части после бомбардировки 1944 года. На фоне — сгоревший замок.

Чтобы понять, с чего все началось, нам необходимо вернуться в самый разгар лета 1944 года. Кёнигсберг в то время был довольно далек от боёв и фронта и спокойно жил своей жизнью. Не то чтоб тут совсем не ощущалась война. Нет. Война уже отняла у города здоровых мужчин, и повсюду виднелись пропагандистские лозунги и плакаты. Плохо было и с обороной города, да и оборонять его пока и не планировалось, пока не настала ночь 29-30 августа 1944 года.

Город мирно спал, а на улицах горели фонари, придавая Кёнигсбергу несколько сказочный вид. То была последняя ночь Кёнигсберга во всей его красе, потому как к нему уже направлялся целый воздушный флот из сотен тяжёлых бомбардировщиков англо-американской авиации. Именно в эту ночь исторический центр города был засыпан бомбами с зажигательной смесью. Стоит отметить, в результате этой бомбардировки не пострадал ни один военный объект города — бомбили исключительно исторический центр и жилые кварталы.

По рассказам очевидцев, горючая смесь лилась по улицам как вода, затекала в вентиляцию и поджигала всё, что только могло гореть. Несколько зажигательных бомб попали и в Королевский замок. Город полыхал огнём, который было сложно потушить. Всюду была паника, а замок зиял, как костёр. Есть рассказы, что столб огня был виден даже за пределами Кёнигсберга. К утру он так и не потух, и сбить огонь с горящей громады смогли только тогда, когда гореть там уже было нечему.

Королевский замок перед штурмом Кёнигсберга

Не буду делать выводов из этой истории. У каждого они свои. Кто-то скажет, что, мол, так и надо немцам, а кто-то поймет, что те гражданские лица, которые заживо сгорели в своих домах, вовсе не жаждали войны и стали жертвами мести англичан за Лондон. Причём англо-американская авиация намеренно не бомбила военные узлы Кёнигсберга, дабы тот не потерял свою боеспособность перед наступлением советской армии, которая уже шла в этом направлении. Так что эта тема спорная и долгая, но лично я привык относиться к войне непредвзято и не примешивать матерей и детей к «своим» и «чужим», к той или иной национальности.

Что касается замка, то от него остались только обугленные стены. Сгорела крыша, деревянные полы, и частично обрушились межэтажные перекрытия. Но сам фасад замка остался невредим и незначительно сильнее пострадал лишь во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года. Стоит отметить, что замок нацисты практически не обороняли, и оттого повреждения его от действий танков и артиллерии были сравнительно невелики. Заметно пострадала только главная башня, которая явно получила не один снаряд по своему «телу», но даже это не оказало существенного влияния на облик сооружения, которое в таком виде и вошло в состав совершенно нового города, наречённого Калининградом.

Королевский замок после штурма Кёнигсберга Советской армией

Несмотря на относительную сохранность замка, его величественный внешний облик руководство нового города особо не вдохновлял. Буквально на следующий же год после окончания войны от первого секретаря калининградского обкома П.А. Иванова было отправлено официальное письмо Сталину с предложением расчистить центр города от руин прежних зданий, начав с Королевского замка. Лично мне неизвестно, какой ответ пришёл от генсека и был ли он вообще, но работы по превращению замка в ещё большие руины начались в том же самом 1946 году, когда на территории замка образовали, не поверите, каменоломню.

Замок и его уцелевшие части начали превращать в щебень для последующего использования в строительных блоках. Работа по производству щебня кипела вовсю, да так, что шум от столь «благого» дела стоял даже за пределами самого замка. Впрочем, нечто подобное происходило и по отношению к другим строениям, оставшимся в послевоенном городе, но их преимущественно разбирали на кирпич, который вывозили целыми эшелонами для восстановления других городов Советского Союза.

Процесс «мирного» разрушения замка в 50-е годы

Но вернёмся к замку, который с каждым годом всё больше приходил в упадок. Неизвестно, сколько стояли бы его стены, так как после войны особых разрушений не было (сгорела крыша, обрушились некоторые межэтажные перекрытия, да виднелись дыры от попаданий снарядов -преимущественно на главной башне). Но восстанавливать «фашистскую твердыню» никто и не собирался. Более того, у руководства города даже мыслей таких не возникало. Да и как они могли возникнуть, если на верхах царила культурная неграмотность, ненависть ко всему немецкому и слепая идеология. Для примера приведу часть публичной речи, заметьте, доктора исторических наук, Н.П. Грацианского от 19 сентября 1945 года:

«Необходимость и справедливость изъятия Кёнигсберга из рук немцев диктуется всей предыдущей историей этого города. Всё время его хозяйственная роль отодвигалась на второй план прусско-немецкими хищниками, и он всё время был в первую очередь немецким бастионом для враждебных действий против соседей, орудием нарушения мира. Теперь разбойничья роль Кёнигсберга закончилась. В составе Советского Союза он никому грозить и вредить не может и до конца исчерпает все свои хозяйственные возможности в нашем мирном строительстве».

Вообще, всё описанное выше было строго наоборот. Кёнигсберг, как правило, сам являлся жертвой нападений внешних врагов, и его хозяйство было более чем развито, но, видимо, господин Грацианский свою докторскую степень явно не за изучение истории Пруссии получил.

Так к чему я привёл этот пример, спросите вы. А к тому, что замок никто щадить не собирался, и каждое падение кирпича с его уцелевших стен считали чрезвычайно опасным и заваливали Москву письмами с предложениями снести «опасные для жизни руины». То обстоятельство, что эти руины были созданы по большей части после окончания войны, мало кого волновало.Тем временем, главная башня замка действительно пришла в аварийное состояние. При желании её можно было сохранить, но знаменитую колокольню замка, на которой каждое утро и вечер для горожан некогда играли музыканты, взорвали в феврале 1953 года…

Взрыв главной башни королевского замка зимой 1953 года

Взрыв был мощным, и самое высокое сооружение в Кёнигсберге, построенное еще при Тевтонском ордене, с грохотом осело на землю, подняв облако пыли. А ведь самое обидное то, что Королевский замок не осматривали ни архитекторы, ни историки, ни прочие люди и ведомства, которые и должны были решать его судьбу. Но этого не произошло и полуразрушенное тело замка терпеливо, но гордо ожидало своей участи.

Дальнейшие действия по разрушению замка не заставили себя долго ждать. Как говорят, идея полного сноса и её настойчивое продвижение в «верхи» принадлежит секретарю калининградского обкома КПСС — Н.С. Коновалову. О нём и его действиях я уже писал в статье про Дом Советов, поэтому повторяться не буду, но скажу, что были люди, которые со всей смелостью и отчаянием защищали руины от печальной участи, порой расплачиваясь за эту идею карьерой, а то и вовсе лишались работы. Стоит отметить, что их труды не были напрасны, потому как министерство культуры РСФСР поддержало идею сохранения и консервации руин замка. Для освидетельствования в Калининград даже приезжал авторитетный архитектор-реставратор, который составил документы на Кафедральный собор и Королевский замок, официально сделав их памятниками истории и культуры. Казалось бы, теперь замок будет спасён.Но, не тут-то было…

Руины западного флигеля. 60-ые годы

Господин Коновалов уж очень хотел воплотить в жизнь свое детище — Дом Советов, и всей душой ненавидел замок, решив снести его во чтобы то ни стало. Поэтому и родился лозунг «Руины убивают», следуя которому, замок начали потихоньку взрывать (якобы в целях безопасности горожан). Настоящие работы по взрыву остатков стен начались с зимы 1967 года. Замок обещали снести за несколько дней, но на деле на это ушли годы. Часть стен западного флигеля была толщиной более 4-х метров, поэтому взрывать приходилось по нескольку раз, а рядом с замком часто стояли тяжёлые танки, чтобы оттаскивать гигантские глыбы от подрывных работ.

Всё закончилось только 27 мая 1970 года, когда последние части некогда огромного замка с грохотом рухнули на землю. Так и закончилась история этого интересного и уникального строения, которое успело повидать восстания пруссов, руководство самого мощного в Европе религиозного ордена, приютить герцогов, царя Петра I Великого и видных российских деятелей, и даже стать местом коронации германских королей.

Всё это превратилось в глыбы кирпича и камня, чтобы освободить место новому символу эпохи — Дому советов. Но с каждым взрывом уходил не просто немецкий замок, а сердце старого города, которое с любовью, а иногда и с  ненавистью, создавалось на протяжении семи веков, в том числе и при российском правлении. Теперь же мы стоим перед новой дилеммой – нужно восстанавливать замок или нет, но ответ пусть у каждого будет свой, а я напоследок приведу стихотворение, которое было некогда выставлено в музее «Пруссия» Королевского замка. Вдумайтесь в его смысл, ведь он касается и нас…

Спасибо за внимание!

«Это не гниль, бесплодная, мертвая,

Не прах и пепел,

Что попираем ногами,

Нет, это тёплая, устремлённая в будущее жизнь.

Потому что из доистории Родины

Растим мы древо, зеленеющее, высокое,

Древо любви к Родине».

Руины западного флигеля в 60-х годах. Обратите внимание на размер стен по сравнению с трамваем

Замок Кёнигсберг в Калининграде — фото, история

Главная  /  Россия  /  Достопримечательности Калининграда  /  Замок Кёнигсберг


Замок Кёнигсберг — ныне не существующая достопримечательность Калининграда

В средневековой Европе укреплённые резиденции королей и феодалов — замки — положили начало многим современным городам. Кёнигсберг тоже начинался с замка. Первый деревянный форпост тевтонские рыцари построили на холмистом берегу реки Преголя близ острова Кнайпхоф. Датой основания замка Кёнигсберг считается 1255 год.

В XIII веке предпринимались крестовые походы не только в Палестину, но и в Прибалтику. В те времена земли современной Калининградской области и части Литвы населяли балтские племена, объединяемые историками общим названием «пруссы». Все они были язычниками, война с ними считалась у католиков богоугодным делом. Вторжение в земли пруссов с благословения Папы Римского предприняли отряды германских рыцарей, объединённых в Тевтонский орден. Поход возглавил чешский король Оттокар II. Экспансия сопровождалась строительством крепостей на захваченных территориях. При выборе места строительства крестоносцы не проводили каких-либо изысканий, просто ставили укрепления там, где были городища местных племён. Площадкой для замка Кёнигсберг тоже послужило древнее городище Тувангсте на холме, при слиянии двух рукавов реки Преголя. Поскольку пруссы оказали активное сопротивление захватчикам, замок недолго был деревянным. Каменные сооружения стали возводиться спустя два года после основания. Чешский король через несколько лет вернулся к своим монаршим делам на родину, но он по праву считается основателем Кёнигсбергского замка, а, по сути, всего города. Скульптурное изображение Оттокара II можно сегодня видеть на фронтоне Королевских ворот.

Тактика европейских религиозных войн не отличалась разнообразием, население оккупированных земель насильно приводилось к «правильной» вере, непокорные — уничтожались. Так произошло и здесь, часть пруссов, принявшая католичество, постепенно растворилась в немецких колонистах, большинство же было уничтожено. Завоеватели, чтобы навсегда закрепить за собой право на эти земли, взяли себе родовое имя покорённого народа и стали именоваться пруссаками.

В начальный период своего существования замок подвергался постоянным атакам местных племён. Поэтому оборонительная инфраструктура и стены непрерывно совершенствовались, строились новые оборонительные башни. Всего их было 13, четыре по углам крепости и девять башен выступали впереди стен. Колокольную (сторожевую) башню построили в конце XIV века, она завершила замковый ансамбль.

Тевтонский орден начинался как подразделение ордена госпитальеров, поэтому строительство крепостей учитывало духовно-рыцарскую традицию. В крепости находилась больница (госпиталь) для рыцарей и капелла, посвящённая Деве Марии. Приют для ветеранов, трапезная, суд, амбары, погреба, то есть необходимые для функционирования крепости помещения строились или в стенах и башнях, или непосредственно примыкали к стенам по периметру.

В центре крепостного двора располагался колодец.

Замок Кёнигсберг на протяжении первых 400 лет своего существования непрерывно достраивался и совершенствовался. В его архитектуре были представлены сменяющие друг друга направления и стили зодчества. Постепенно в нём появились кирха, гофмейстерский флигель, винный ресторан, библиотека. Внутреннее убранство пополнялось предметами роскоши, живописью, скульптурами. Современники отмечали великолепную отделку многочисленных залов барочного флигеля: парадного, зеркального, охотничьего, кожаного и других.

В начале XVI века орденские земли подвергли секуляризации, то есть передали из духовного подчинения под управление светскими властями. Замок стал резиденцией прусских герцогов. В замке проездом в Европу побывал Пётр I, он состоял волонтёром при Великом посольстве и встречался инкогнито с Фридрихом III — герцогом Пруссии и бранденбургским курфюрстом. Пик своего административного значения замок приобрёл в XVIII веке. Здесь короновался первый прусский король Фридрих I и первый император Германской империи Вильгельм I.

Замок, фактически прекратил своё существование после налёта англо-американской авиации в 1944 году. Такие бомбардировки предусматривали комбинированное использование фугасных и зажигательных боеприпасов. Замок разрушен в результате налёта был только частично, но выгорел дотла. После штурма советскими войсками города в 1945 году остались только руины, да и эти остатки вскоре были разобраны на стройматериалы.

Сегодня на замковом холме периодически ведутся археологические изыскания, есть небольшая экспозиция с обломками стен и башен. Идея воссоздания замка Кёнигсберг в Калининграде, выдвинутая группой энтузиастов-германофилов, по-видимому, обречена. Построить новые стены не так уж сложно, а вот чем их наполнить? Всё внутреннее убранство или утрачено, или сгорело, поэтому восстановление лишено смысла. Некоторые горожане предлагают разбить на замковом холме парк или сквер.

Кенигсбергский замок | Европейская королевская история

Корона Вильгельма II, немецкого императора и короля Пруссии, занимает восьмое место в моем списке любимых корон.

Драгоценности прусской короны — королевские регалии, состоящие из двух корон, державы и скипетра, использовавшиеся во время коронации монархов Пруссии из дома Гогенцоллернов.


Драгоценности прусской короны

После того, как король Пруссии стал немецким императором при создании Германской империи 18 января 1871 года, они больше не использовались в качестве должности короля Пруссии, но все еще оставались второстепенным титулом. значение по сравнению с новой ролью германского императора. Это было одним из опасений короля Пруссии Вильгельма I, когда он стал императором Германии. Он очень гордился тем, что является королем Пруссии, и не испытывал особого энтузиазма по поводу того, чтобы быть императором.

У Германской империи не было короны, хотя существовала геральдическая версия в виде Германской государственной короны.


Деревянная модель Императорской короны

В 1871 году были созданы эскиз и модель новой государственной короны, отражающей новую Германскую империю. Модель была основана на короне Священной Римской империи и хранилась в музее Гогенцоллернов в замке Монбижу в Берлине, пока не исчезла во время Второй мировой войны. Он никогда не появлялся повторно. Окончательная корона так и не была сделана. Тем не менее, этот дизайн использовался в качестве геральдического знака для немецких императоров с 1871 года до отречения императора Вильгельма II в 19 году.18. Корона чаще всего использовалась в качестве геральдического символа на немецком гербе и личном штандарте императора.


Корона Вильгельма II Прусского

Для многих интеллектуалов коронация Вильгельма I была связана с восстановлением Священной Римской империи. Феликс Дан написал стихотворение «Macte senex Imperator» («Приветствую тебя, старый император»), в котором он назвал Вильгельма Барбабланку (белобородый), играя на имя средневекового императора Фридриха Барбароссы (рыжебородый). Согласно горной легенде, спящий король, Барбаросса спал под горой Кифхойзер, пока он не понадобился Германии. Таким образом, Вильгельм I изображался как второе пришествие Барбароссы. Памятник Кифхойзеру изображает обоих императоров.

В отличие от роскошных, сильно украшенных драгоценностями корон других монархий (например, британской, российской), драгоценности прусской короны иногда описывались как «довольно простые».

Прусские регалии включают:

* Корона Вильгельма II (1889 г.), или Корона Гогенцоллернов, является единственным украшением, датируемым имперским периодом, но очень похожим на более старые короны.

В отсутствие дальнейших государственных регалий Германской империи (1871–1918) старые королевские драгоценности прусской короны иногда также считались драгоценностями немецкой короны:

* Корона Фридриха I (1701 г.)
* Корона Софии Шарлотты (1701 г.)
* Королевский скипетр Фридриха I (1701 г.)
* Королевская держава Фридриха I (1701 г. )

Пруссия стала частью Германской империи в 1871 г., и его король также стал германским императором. Германская империя стала республикой в ​​1918 году, и в то же время Пруссия стала частью федеративной республики. Большая часть прусских регалий выставлена ​​на всеобщее обозрение во дворце Шарлоттенбург в Берлине.


Корона Вильгельма II Прусского

Корона Вильгельма II в его роли короля Пруссии хранится в замке Гогенцоллерн недалеко от Хехингена в Баден-Вюртемберге. Корона Вильгельма II, также известная как Корона Гогенцоллернов, представляет собой корону 1888 года, сделанную для Вильгельма II, германского императора, в его роли короля Пруссии. Он использовался только в геральдических целях.

Заводную головку венчает усыпанный бриллиантами крест, опирающийся на крупный сапфир. Они покоятся на восьми полуарках, поднимающихся от основания и украшенных 142 бриллиантами огранки «роза» и 18 бриллиантами. Между арками вмонтированы восемь крупных жемчужин.

Когда Уильям отрекся от престола в 1918 году, ему было разрешено сохранить корону и ее драгоценности, в том числе корону Гогенцоллернов. Чтобы уберечь его от кражи и разрушения во время Второй мировой войны, его спрятали в стене в крипте церкви. После войны он был возвращен семье Гогенцоллернов и сейчас хранится в семейной резиденции замка Гогенцоллернов.

Вот корона короля Фридриха I Прусского. Его корона использовалась при его коронации и коронации последующих королей Пруссии. Это совсем не мой любимый Crown, я нахожу его скучным, но я нахожу его интересным.


Корона Фридриха I Прусского

Сначала королем Пруссии Фридрихом I был Фридрих III, курфюрст Бранденбурга (1688–1713) и герцог Пруссии в личной унии (Бранденбург-Пруссия). Последнюю функцию он повысил до королевской, став первым королем Пруссии (1701–1713). С 1707 года он был в личной унии суверенным принцем княжества Невшатель (нем. Fürstentum Neuenburg). Он также был дедом по отцовской линии Фридриха II Великого.

Корона Фридриха I была изготовлена ​​придворными ювелирами для Фридриха I Прусского в 1701 году, который короновал себя и свою жену Софию-Шарлотту на барочной церемонии в Кенигсбергском замке, Кенигсберг. Корона также использовалась для коронации Фридриха-Вильгельма I и его сына Фридриха II (более известного как Фридрих Великий). Он был очень бережливым монархом, и хотя корона присутствовала на его коронации, он ее не носил.

Корона вместе с большинством прусских королевских регалий хранится во дворце Шарлоттенбург.

Королевский замок в Кенигсберге Картина Максима Григорьева

Королевский замок в Кенигсберге Картина Максима Григорьева | Saatchi Art

6 Просмотров

Просмотр в моей комнате

Оригинал

Отпечатки

Maxim Grigoroev

Russia

Открытые издания.0003

Бумага для изобразительного искусства

Холст

Выберите размер

8 x 10 дюймов (49 долл. США)

8 x 10 дюймов (49 долл. США)

12 x 15 дюймов (80 долл. США)

3

Добавить информацию о рамке 3

Белый (80 долларов)

Черный (80 долларов)

Белый (80 долларов)

Натуральное дерево ($80)

Без рамки

129 долларов США

30-дневная гарантия возврата денег0003

6 просмотров

О картине

Эта картина создана под впечатлением от старых фотографий довоенного Кенигсберга. Первоначальная архитектура тех времен была полностью разрушена во время 2-й мировой войны. В память об этих прекрасных зданиях я создал эту картину маслом на холсте, В технике реализма и импрессионизма, используя собственные сочетания цветов индиго, берлинской лазури, индийского желтого и ряда других цветов. Уверен, что эти цветовые сочетания хорошо впишутся в современный интерьер строгого офиса. Края этой картины прокрашены, поэтому ее можно повесить на стену без рамы.

Детали и размеры

Печать: Жикле на бумаге для изобразительного искусства

Размер: 8 Ш x 10 В x 0,1 Г в

Размер с рамой: 13,25 Ш x 15,25 В x 1,2 Г в

2 9 Доставка и возврат

Срок доставки: Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

Добро пожаловать на мою страницу Я художник русского происхождения. Родился в 1979 году, с раннего возраста проявлял интерес к живописи. Живя в Дубае с 2002 года, я работал над несколькими проектами свадебных площадок для компаний в Дубае и постепенно начал писать маслом пейзажи, городские пейзажи и сюрреализм. Некоторые из моих работ я выставлял в нескольких галереях, а также продавал частным коллекционерам. Мое утверждение: «Для меня искусство — это моя жизнь. Чем больше я практикуюсь, тем больше меня это привлекает, всегда открывая для себя что-то новое. Умение передать на холсте свет, движение, формы, а иногда и звуки всегда мотивирует меня творить и воплощать в жизнь свои идеи и талант».

Тысячи пятизвездочных отзывов

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.

глобус

Global Selection

Исследуйте непревзойденную коллекцию произведений искусства художников со всего мира.

Гарантия качества

Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *