История Киево-Печерской лавры
2 декабря 2022, 20:34
ТАСС-ДОСЬЕ. 2 декабря 2022 года в Единый государственный реестр Украины было внесено юридическое лицо «Киево-Печерская лавра» раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). Об этом сообщил председатель управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий Зоря. В настоящее время монастырь находится в ведении Украинской православной церкви. Для перехода лавры от УПЦ к ПЦУ требуются решения госорганов, однако теперь создано юрлицо, которое может получить в пользование ее имущество и помещения. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя регистрацию Киево-Печерской лавры в составе ПЦУ, заявила, что этот шаг является подготовкой к захвату монастыря. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории и современном статусе лавры.
История лавры
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — один из старейших православных монастырей Древней Руси. Расположена в центре Киева.
Свидетельство об основании Киево-Печерского монастыря приводится в одном из древнерусских памятников — летописи «Повесть временных лет». Обитель была создана в 1051-1052 годах афонским монахом святым Антонием Печерским в пещерах («печерах», отсюда название) Берестовского холма на правом берегу Днепра. В 1062 году киевский князь Изяслав Ярославич передал монастырю землю над пещерами, где был сооружен так называемый Верхний монастырь. В период игуменства святого Феодосия Печерского в 1073-1078 годах был построен Успенский собор, число насельников достигло 100 человек. С XI века монастырь стал крупным церковным и культурным центром Древнерусского государства, в нем велось летописание, сформировалась собственная иконописная школа. С XII века настоятели обители стали получать сан архимандрита, тогда же монастырь стал именоваться лаврой (особый тип организации монашеской жизни, средний между общежительным и отшельническим; позднее лаврами стали называть монастыри, имеющие особое историческое и духовное значение).
В 1240 году лавра была разграблена во время нападения монголо-татар на Киев, однако монастырская жизнь в ней вскоре была восстановлена. В XIII-XVI веках земли, где располагался монастырь, находились под контролем Великого княжества Литовского, в XVI-XVII веках — Речи Посполитой. В 1590-х годах сторонники подчинения православной церкви Папе Римскому (униаты) дважды пытались захватить обитель. Однако братия оказала униатам вооруженное сопротивление и отстояла монастырь. В 1592 году Константинопольский патриарх Иеремия даровал Киево-Печерской лавре статус ставропигии (т.е. монастыря, подчиненного непосредственно патриарху).
В конце XVI — первой половине XVII веков в условиях экспансии униатства лавра сыграла решающую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси. В 1627-1647 годах при наместнике митрополите Петре (Могиле) монастырская типография стала одним из ведущих центров православного книгоиздания в Восточной Европе. В 1631 году в обители было организовано высшее духовное учебное заведение — Киево-Могилянская коллегия (позднее — академия), которая действовала до 1817 года. Среди ее преподавателей и выпускников были ведущие российские просветители Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, архиепископ Димитрий Ростовский, государственный деятель Александр Безбородко, композиторы Дмитрий Бортнянский и Артемий Ведель и др.
В 1654 году Киев возвратился в состав Русского государства (окончательно закреплен за Россией в 1686 году). С 1688 года Киево-Печерский монастырь являлся ставропигией Патриарха Московского и всея Руси. В 1786 году лавра была подчинена Киевскому митрополиту. Вплоть до 1917 года монастырь продолжал оставаться одним из основных духовных и культурных центров православной церкви, в нем действовали крупная библиотека, приходское училище, издательство, выпускавшее ежегодно до 100 тыс. экземпляров книг и 130 тыс. листовок и брошюр, и др.
В январе 1918 года лавра была разграблена красногвардейскими отрядами, ее наместник митрополит Владимир (Богоявленский) был ими убит. После окончательного утверждения советской власти в Киеве в 1920 году на территории лавры было создано несколько учреждений, в частности инвалидный городок, Музей культов и быта (1922) и др. Однако до 1930 года в части лаврских помещений продолжал действовать монастырь, в некоторых храмах продолжались богослужения. В 1926 году территория лавры была объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием ее во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек и архивов.
3 ноября 1941 года, вскоре после оккупации Киева немецкими войсками, был взорван центральный храм лавры — Успенский собор (восстановлен в 2000 году).
В конце 1941 года по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) в части лавры — Ближних пещерах — был возрожден монастырь, который продолжал действовать до 1961 года.
В 1961-1988 годах монастырь был закрыт, на территории лавры функционировал Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник.
В июне 1988 года, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, Киево-Печерская лавра возобновила свою деятельность как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние.
В 1990 году ансамбль построек Киево-Печерской лавры был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Указом президента Украины от 13 марта 1996 года Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику был присвоен статус национального.
В 2013 году распоряжением кабинета министров Украины 75 объектов Нижней лавры были переданы в бесплатное пользование монастырю. При этом они остаются в государственной собственности, как и весь комплекс построек Верхней лавры.
Ансамбль лавры
Комплекс Киево-Печерской лавры занимает площадь около 28 га, включает 13 храмов и три колокольни, выполненных в духе украинского барокко и в византийском стиле (поздние постройки). Лавра расположена на двух высоких холмах, между которыми пролегает глубокий овраг, разделяющий ее на Верхнюю и Нижнюю лавры (в последней находятся Ближние и Дальние пещеры). В пещерах, общая протяженность коридоров которых превышает 0,5 км, покоятся мощи киево-печерских святых: в Ближних пещерах — 73 подвижников, в Дальних — 49.
Главный соборный храм лавры — Успенский. Он представляет собой шестистолпный крестово-купольный одноверхий храм с тремя нефами. Собор был одним из крупнейших в Древней Руси, до разрушения в 1941 году многократно перестраивался. При восстановлении предлагалось вернуть храму облик XI века, но воссозданная в 2000 году постройка была выполнена в духе украинского барокко и копирует облик разрушенной немцами в 1941 году церкви. Рядом с Успенским собором расположена Большая колокольня высотой 96 м, возведенная в 1745 году Второй по древности храм лавры — Троицкая надвратная церковь начала XII века. В XVIII веке она была перестроена в стилистике украинского барокко.
Каждая из частей обители обнесена каменной стеной, внутри которой находятся храмы, административные, жилые и хозяйственные постройки. Существующие фортификационные сооружения датированы XVII-XIX веками и входили в состав Киевской крепости.
Современное состояние
На территории Верхней лавры расположен Национальный историко-культурный заповедник, занимающий территорию 23,36 га. Всего в его составе 144 памятника истории и культуры. Фондовая коллекция насчитывает свыше 70 тыс. единиц хранения. В структуру заповедника входят музеи истории Киево-Печерской лавры, здесь хранятся книги и продукция книгопечатания, предметы народного декоративного искусства, драгоценности, а также предметы театрального, музыкального и киноискусства Украины.
С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры располагается Свято-Успенский Киево-Печерский мужской ставропигиальный монастырь, резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария.
Община лавры находится в юрисдикции Украинской православной церкви. По данным на июль 2018 года, в монастыре проживало 220 монахов. C 1994 года наместник лавры — митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь).
Попытки захвата и нападения на лавру
С начала 1990-х украинские националисты, а также руководство раскольнической «Киевской патриархии» неоднократно заявляли свои претензии на владение Киево-Печерской лаврой.
Первая попытка захвата монастыря произошла в ночь с 18 на 19 июня 1992 год. По инициативе т. н. Киевского патриарха Филарета Денисенко (бывшего митрополита Киевского, отлученного от православной церкви) около 100 членов организации украинских националистов УНА-УНСО (запрещена в РФ) во главе с Дмитрием Корчинским и Сергеем Гринчуком захватили Киево-Печерскую лавру. Однако затем они были вытеснены из монастыря подразделениями украинской милиции.
В январе 1997 года Конгресс украинских националистов в опубликованном в ряде украинских газет «Обращении к соотечественникам» заявил протест по поводу передачи ряда корпусов лавры Киевской духовной академии УПЦ. В июне 1997 года киевский Совет народных депутатов принял решение о передаче части зданий Киево-Печерского историко-культурного заповедника и лавры «Киевскому патриархату». В дальнейшем это решение было признано незаконным.
В 1990-2000-х годах сторонники «Киевского патриархата» на постоянной основе проводили у стен лавры манифестации с требованием передать им Успенский собор или установить пользование им поочередно с верующими, принадлежащими к канонической Украинской православной церкви.
23 июля 2000 года, в день памяти прп. Антония Печерского, группа из 200 украинских националистов, возглавляемых депутатом Рады Олегом Соскиным, попыталась ворваться в Киево-Печерскую лавру. От прихожан УПЦ они требовали «убираться в свою Москву», «не осквернять украинскую землю своим присутствием». Милиция не допустила проникновение нападавших в монастырь.
23 февраля 2014 года, на следующий день после государственного переворота на Украине, десятки членов т. н. самообороны майдана заблокировали входы в Киево-Печерскую лавру. На следующее утро монастырь был разблокирован.
22 июня 2014 года более 100 украинских националистов сорвали у Киево-Печерской лавры крестный ход противников войны в Донбассе. Попытки ворваться в монастырь были пресечены правоохранительными органами.
В марте 2017 года около 200 украинских националистов, участников боевых действий в Донбассе, провели свою акцию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Формально явившись в монастырь на экскурсию, они привели с собой представителей самопровозглашенного «Киевского патриархата», которые стали «служить молебен» в храме.
2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Филарет Денисенко в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания автокефалии украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры.
20 сентября 2018 года украинский сайт «Миротворец» добавил в свою базу данных наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя), обвинив его в антиукраинской пропаганде.
29 ноября 2018 года специальная комиссия Минкультуры Украины при участии сотрудников Службы безопасности Украины (СБУ) и Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника начала опись церковных ценностей и святынь, которые были переданы монастырю после его возрождения в 1988 году. Подобная проверка проводилась впервые за 30 лет.
30 ноября 2018 года Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски по месту проживания наместника Киево-Печерской лавры митрополита Чернобыльского и Вышгородского Павла (Лебедя) в подсобном хозяйстве монастыря в селе Вороньки Бориспольского района Киевской области. Основанием для обыска стало уголовное дело о «разжигании межконфессиональной вражды». Накануне, 29 ноября, митрополит Павел заявил, что со стороны властей он получал угрозы, на него оказывалось давление.
24 декабря 2020 года Епифаний Думенко, руководитель т. н. Православной церкви Украины, созданной на базе неканонических «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», подтвердил, что его структура будет добиваться передачи в свое распоряжение Киево-Печерской и Почаевской лавр.
23 мая 2022 года синод ПЦУ заявил о намерении основать мужской монастырь под названием «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра» и поручил своему лидеру обратиться в правительство с просьбой передать этой юрисдикции один из храмов и часть помещений Киево-Печерской лавры Украинской православной церкви.
13 ноября 2022 года СБУ и полиция Украины начали расследование по факту песнопений о России на русском языке в одном из храмов Киево-Печерской лавры. 1 декабря офис генпрокурора Украины сообщил о предъявлении по этому делу обвинения священнику УПЦ по ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 436-2 Уголовного кодекса Украины («Оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии Российской Федерации, глорификация ее участников»).
Депутат Верховной рады Алексей Гончаренко 15 ноября направил депутатское обращение на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля с предложением лишить Украинскую православную церковь прав на аренду Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской лавр и передать их раскольнической Православной церкви Украины.
22 ноября сотрудники СБУ провели обыски в Киево-Печерской лавре, назвав их «контрразведывательными мероприятиями», призванными не допустить «использования монастыря как ячейки русского мира».
1 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций на Украине и применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», по сути, направленное на запрет УПЦ. Помимо прочего, этим решением были введены санкции в отношении нескольких епископов и священнослужителей УПЦ, в частности в отношении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя).
Теги:
Украина
Киево-Печерская Лавра – обитель чудес
Киево-Печерская Лавра – это, пожалуй, одна из самых известных и популярных достопримечательностей Киева. Сюда идут как жители столицы, так и ее гости, как паломники и верующие, так и обычные туристы. Она привлекает мужчин, женщин, стариков и детей. Это место интересно древнейшей историей, интересными артефактами, красотой церквей и чудотворными иконами, загадочными пещерами и удивительными легендами. В сопровождении профессиональных гидов вы можете посетить эти и другие интересные места на наших экскурсиях по Киеву.
История Киево-Печерской Лавры начинается в 1051 году, во времена князя Ярослава Мудрого. Ища уединения, монахи организовали здесь пещерный город. Первую пещеру обжил здесь Илларион, позже ставший Митрополитом Киевским. После него здесь поселился Антоний, ставший основателем Печерского монастыря. Вместе с ним к созданию известнейшей святыни приложил руку его ученик – Феодосий.
История святыниВ 1073 году Антоний возвел здесь Собор Успения Пресвятой Богородицы. Само же слово «лавра» с греческого обозначает застроенный квартал или церковный приход.
Монастырь неоднократно подвергался нападениям, разрушался и сжигался. в 1096 году на город напали половцы, затронув и святыню. В 1151 году здесь побывали турки, в 1169 – берендеи. В 1240 году на город напал Батый. А в 1718 году в Лавре случился пожар.
В XI веке Киево-Печерской Лавре, как крупному феодалу, подчинялись целых три города, 7 маленьких городков, около 200 сел и хуторов, 70 тысяч крестьян, заводы, кабаки, винокурни и мельницы, пустыни. Кроме того, Лавра была центром книгописания. Одна из самых известных книг – Киево-Печерский патерик.
В советские времена, а именно с 1917 года, Лавра снова подвергалась разрушениям. Тогда власть СССР стремилась истребить духовенство, досталось и этой киевской святыне.
В 1941 году подорвали Успенский собор в Киеве. Кто это сделал – спорный вопрос. Есть мнение, что советская сторона, а есть другая точка зрения. Это могли сделать немцы под началом Эрика Коха. Восстановлен Собор был аж в 1995 году указом президента Леонида Кучмы.
Духовная жизнь вернулась в Лавру в 1988 году. В 1990-м ее включили в списки ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. В 1999 здесь открылась Духовная Семинария – теперь Киевская Духовная Академия и Семинария.
Объекты Киево-Печерской обителиКиево-Печерская Лавра, как известно – это целый комплекс различных сооружений. Кроме уже упоминаемого Успенского Собора, здесь также есть колокольня на Ближних пещерах, колокольня на Дальних пещерах, Онуфриевская башня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божьей Матери, Церковь Всех святых, Троицкая надвратная церковь, Церковь Спаса на Берестове, Церковь «Живоносный источник», Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря, Аннозачатиевская церковь, галереи, бывшие кельи и многое другое.
Конечно же, Киево-Печерская лавра известна своими пещерами. Ближние пещеры, также известные, как Антониевы пещеры, хранят несколько старинных захоронений. В том числе – и мощи самого Антония. Здесь есть три улицы, трапезная, где собирались монахи, подземная пещерная церковь. Общая протяжность – 383 м.Здесь покоятся 79 святых: мощи Нестора Летописца, Ильи Муромца, Альпия Печерского.
Дальние Пещеры в Киево-Печерской Лавре хранят мощи 49 святых. Здесь похоронен Феодосий, есть Феодосийская церковь, старинная келья святого и еще два подземных храма. Здесь хранятся мироточивые главы, тридцать святых, похороненных тут, считаются неизвестными.
Чудеса и легенды Киево-Печерской ЛаврыКак и любая святая обитель, Киево-Печерская лавра полна загадок и тайн.
Конечно же, она славится своими чудесами. Здесь хранится несколько чудотворных икон, необычное действие которых замечают уже на протяжении нескольких столетий. К примеру, «Успение Божией Матери» — эта икона была утеряна многие годы назад, но ее копия, которая все таки есть в Лавре, также творит чудеса. Образ Божьей Матери «Печерская Похвала» же исцеляет от недугов и прогоняет невезение.
Мироточивые главы – еще одна из реликвий Киево-Печерской лавры. Это главы святых, которые лаврские монахи тщательно хранят уже много столетий в специальных сосудах. Будучи сухими, останки мироточат, от чего и имеют славу чудес. Считается, что здесь до сих пор хранится глава четвертого папы римского – Климентия. Он ровесник Христовых апостолов.
Нельзя не упомянуть и о чудесных возможностях святых мощей, которые покоятся в пещерах Лавры. Прикоснувшись к останкам преподобных и мучеников, можно излечиться от болезней и бесплодия, избавиться от неудач по жизни, обрести покой и счастье.
К слову, есть еще одна, не доказанная до сих пор легенда, связанная с Киево-Печерской Лаврой. Поговаривают, что святой Феодосий, тот самый ученик Антония, внесший свою лепту в строительство монастыря, на самом деле был женщиной. Переодевшись, он пришел в пещерный городок, где вырыл себе келью и стал жить в уединении. Из-за просторных одежд с капюшонами в фигуре и лице Феодосия было трудно распознать женские черты. Когда монах почувствовал свою скорую кончину, он озвучил предсмертную просьбу. Завещал не омывать после смерти его тело, похоронить в тех же одеждах, в которые был облачен, в своей же келье.
Подобная история с женщиной-монахом имеет место и в истории Китаевской пустыни в Киеве. Там есть могила старца Досифея, который, согласно легендам, на самом деле был женщиной по имени Дарья. Она предалась служениям Господу и всю жизнь посвятила уединению в пещерных кельях, постигая высшую мудрость под видом мужчины.
Автор: Александра Горчинская
Фото: Виталий Стельмах
Внутри Киевского Свято-Печерского монастыря в связи с приближением срока «выселения»
Украина
Украина приказала связанным с Москвой священнослужителям покинуть Киево-Печерскую Лавру, самый важный православный монастырь страны, до конца марта. Вот предыстория сайта и события, которые привели к нынешнему кризису.
1 На этом фото от 14 марта украинские солдаты проходят мимо монаха в Киево-Печерской Лавре, когда нарастает напряженность из-за событий 29 марта.крайний срок для священнослужителей, чтобы покинуть собственность.
Духовенство заявило, что они останутся в своем историческом доме, так как их сторонники клянутся поддержать их «любой ценой».
2 Киево-Печерская Лавра — монастырский комплекс, которому почти 1000 лет, в центре украинской столицы.
Лавра — это монастырь, в котором есть кельи для отшельников, а печерск означает «пещерный».
3 Главный вход в лаврский комплекс на снимке 19 г.18.
Согласно православным преданиям, вскоре после смерти Иисуса странствующий апостол Андрей указал на возвышенный западный берег сегодняшнего Днепра, где сейчас стоит лавра, и поклялся, что «благодать Божия воссияет на этих горах. здесь великий город, и Бог построит много церквей».
4 Солнечный свет струится через интерьер Трапезной церкви Киевской лавры.
Монастырский комплекс был основан в 1051 году и описан ЮНЕСКО как «один из важнейших центров христианского паломничества в мире».
5 Трапезная церковь монастыря, фото 1977 года.
В советское время духовенство подвергалось неоднократным репрессиям со стороны властей вплоть до 1960-х годов. Во время украинско-советской войны пробольшевистские боевики казнили митрополита РПЦ у стен лавры в 1918 году.
6
В ноябре 1941 года Успенский собор лавры был разрушен взрывом. Большинство украинских отчетов заключают , что отступающая Советская Красная Армия разрушила здание, а Российские источники говорят, что за преступлением стояли вторгшиеся немецкие войска.
7 После обретения Украиной независимости в 1991 году Успенский собор (на фото 2008 года) был перестроен к празднованию Дня независимости Украины в 2000 году. Это отделение объявило о разрыве всех связей с российскими религиозными властями в мае прошлого года после того, как патриарх Московский Кирилл неоднократно выражал поддержку российскому вторжению в Украину в 2022 году. Критики, однако, говорят, что эти изменения не изменили канонический статус церкви и поэтому незначительны.
8 Украинские силовики обыскивают сумки женщины в лавре 22 ноября 2022 г.
Власти обыскали монастырский комплекс вскоре после появления видео 12 ноября 2022 г. , на котором верующие внутри церкви поют патриотическую русскую песню которая заканчивалась строкой: «Летит звон [церковных колоколов], плывет над Россией, Мать Россия пробуждается».
9 Украинские солдаты покидают лавру в январе 2023 года.
10 марта Министерство культуры Украины подтвердило , что договор аренды, который позволил церкви использовать часть монастыря, будет расторгнут.
10 Женщина, рассматривающая мумифицированных монахов в катакомбах монастыря, 5 февраля 2023 г. Нам здесь не рады».
Монах сказал французскому информационному агентству: «У многих отцов, монахов просто нет нигде, кроме лавры. Это наш дом. И для нас это [извещение о выселении] было гром среди ясного неба.»
11
15 марта Папа Франциск в своем еженедельном обращении упомянул о противостоянии в Киевском монастыре. Понтифик призвал «воюющие стороны [в Украине] уважать религиозные объекты» и похвалил тех, кто посвятил себя молитве, «какой бы конфессии они ни были».
Амос Чаппл
Амос Чаппл — новозеландский фотограф и исследователь фотографии, проявляющий особый интерес к бывшему СССР
Делиться
Этот древний монастырь в Киеве лежит в основе ложных доводов Путина о войне в Украине.
Поделиться в FacebookПоделиться в TwitterТысячелетний Печерский монастырь, одно из самых святых мест в мире для восточного православия, в Киеве, Украина. Киев, чем Киево-Печерский монастырь. Под скоплением золотых луковичных куполов над землей в лабиринте пещер жили, работали и умирали монахи. Место постоянной молитвы с 11 века, он остается действующим православным христианским монастырем. «Значение этого места невозможно переоценить, — говорит Сусана Торрес Прието, научный сотрудник Украинского научно-исследовательского института Гарвардского университета. «Независимо от того, какой политик хочет заявить об этом в 21 веке, вся культура, освещавшая эту часть мира, пришла из этой маленькой пещеры — это феноменально».Комплекс зданий над сетью пещер включает в себя церкви и музеи, в которых хранятся святые реликвии. Он также содержит такие исторические артефакты, как скифский нагрудник IV века до н. э., раскопанный в 1971 году и изготовленный древнегреческими мастерами. Его сложное изображение животных, природы и повседневной жизни считается одним из самых значительных археологических открытий 20 века.
Объявление
Печерский монастырь, являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из семи чудес Украины, богат преданиями и пропитан мистикой. Хотя я никогда не был в монастыре — источник особой боли для меня, учитывая время, которое я посвятил его изучению издалека, и войну, которая теперь грозит уничтожить его — его можно «посетить» виртуально. Проблески показывают, что
Get Today in Opinion
Обязательные к прочтению Globe Opinion, доставляемые вам каждое воскресенье-пятницу.
Введите адрес электронной почты
Харлоу Робинсон, заслуженный профессор истории Северо-восточного университета, вспоминает, как в 1919 году посетил Пещерный монастырь.71 в составе Йельского русского хора. «Это было одно из самых потусторонних переживаний, которые я когда-либо испытывал», — говорит он, вспоминая узкий лабиринт подземных камер, освещенных только свечами.
Advertisement
Несмотря на советский запрет на исполнение православной музыки, хор Робинсона выдержал спонтанное исполнение православного богослужебного пения «Блажен Человек». Охранник улыбнулся и поднял большой палец вверх. «Было невероятно важно петь этот гимн, возникший на этом месте 1000 лет назад», — говорит Робинсон.
После того, как мусульмане отвоевали Иерусалим в конце 12 века, пещеры стали важным местом паломничества христиан. Именно из пещер зародилось представление о Киеве как о «втором Иерусалиме». Монастырь также был ключевым компонентом политической сферы, где князья принимали монашеский постриг в конце своей жизни, по словам Оленки Певной, доцента досовременных славистических и украиноведения Кембриджского университета в Англии.
«Преодолевая мирские желания, монахи достигают не только близости с Богом, но и способности говорить в своем обществе. Встать на защиту простых людей и во благо», — говорит Певный.
То, что мы так много знаем о Печерском монастыре, связано с «Патериком» («Патерик» на современном украинском языке), сборником сказаний, написанных монахами в XIII веке. В красочных повествованиях фигурируют демоны и искушения, чудеса и магия. Среди них есть истории об основании монастыря, которые считаются одними из моих любимых.
В одном из них у викинга Саймона, принявшего христианство, есть два видения строительства церкви, одно в море во время шторма, а другое на поле боя на берегу реки. Двойные видения появляются в небе и предсказывают строительство монастыря в этом 19 веке.89 перевод Мюриэль Хеппелл:
Реклама
Подумайте, братья, об основании и происхождении церкви: наш Отец свыше благословлял через росу, огненный столп и прозрачное облако; Сын дал мерки со Своим поясом. . . и Святой Дух невещественным огнем выкопал ров для закладки фундамента. На этой скале Господь основал эту церковь, и врата ада не одолеют ее.
Связанный: 3-D тур по Пещерному монастырю
«Врата ада» — удачная метафора сегодняшнего дня в Киеве. Для президента России Владимира Путина захват города имеет первостепенное значение, поскольку в нем находятся два учреждения-основателя древней федерации, известной как Киевская Русь, — Софийский собор и Печерский монастырь. Поскольку его война превращает Киев в ад, я размышлял о центральной роли Киевской Руси в мышлении Путина.
Киевская Русь, совокупность княжеств, столицей которых был Киев, возникла в IX в.века и просуществовал до разграбления города монголами в 1240 году. Разнообразный и многонациональный, он имеет свою самобытную историю, отмеченную тесными связями с Западом и Севером. Князья Руси восприняли свое викингское происхождение и поддерживали тесные связи со скандинавскими правителями. Киевская Русь также была связана с Западной Европой через торговлю и смешанные браки. «Она была полностью интегрирована в Европу, — говорит Пол Холлингсворт, специалист по средневековой восточнославянской истории из Украинского исследовательского института Гарварда.
Реклама
Несмотря на то, что Киевская Русь существовала за столетия до Москвы, у Путина есть одержимость изображать древнюю Русь, включая Печерский монастырь, «принадлежащей» России. Это столь же нелепо, как и попытка Соединенных Штатов захватить Соединенное Королевство на том основании, что именно оттуда происходит наша культура, говорит Певни. Земли, которые сформировали Киевскую Русь, являются частью не только современных России и Украины, но также Польши, Литвы и Беларуси, и этот факт заставляет многих в этих странах задуматься, могут ли они быть следующими в путинском списке.
Пока Путин ведет войну на Украине, он ведет войну дезинформации дома, пытаясь лишить легитимности украинский суверенитет, установив связи между Киевской Русью и современным российским государством.
«Это ключевой вопрос этой войны», — говорит Певный. «В средние века не было современных народов, не было России. Проблема в том, что мы очень долго пытались все упростить.