София киевская | Изучаем историю вместе
Собор святой Софии – символ Киевской Руси периода расцвета. София киевская подчеркивала величие и могущество древнерусского государства времен Ярослава Мудрого.
Киевская Русь конца X в. – первой половины XI в.
В конце X в. – первой половине XI в. происходит усиление княжеской власти, государство приобретает черты централизованной монархии, на смену язычеству приходит христианство. По инициативе князя Владимира Святославовича – отца Ярослава Мудрого — происходит крещение Руси. Начинают возводиться первые каменные храмы.
Для Руси того времени эталоном для подражания и главным партнером во внешней политике была Византийская империя. В столице Византии — Константинополе — к началу XI в. уже более 400 лет возвышался собор святой Софии.
Собор был крупнейшим зданием Европы того времени и оставался таковым еще на протяжении 500 лет.
Собор был возведен в могущественной Византийской империи во времена правления императора Юстиниана Великого (527-565 г. г.).
В русских летописях начала XII в. столицу Византии — Константинополь — называли Царьградом.
Строительство собора святой Софии
София киевская
В первой половине XI в. в Киеве был построен храм с таким же названием, как и собор в Константинополе – собор святой Софии.
Историки ведут спор о времени строительства Софии киевской. Часть историков относит строительство храма к началу XI в.
Одни из них приводят дату 1017г. и ссылаются на текст новгородской летописи.
Другие предполагают, что строительство начал еще Владимир Великий и ссылаются на археологические источники.
Третья часть историков придерживается классической точки зрения, и опирается на Повесть временных лет:
« В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины».
Кто же построил Софийский собор?
Нам не известны имена зодчих, которые спроектировали и построили собор святой Софии, а также имена мастеров, которые выполнили работы внутри собора, богато украсив его фресками и мозаикой. Предполагают, что это были византийские мастера. Очевидно, к строительству привлекались и местные мастера.
София киевская
Участь страны – участь храма
В своей многовековой истории храм разделил участь страны: он неоднократно подвергался разорению и опустошению. В 1240 году Киев осадили войска Бату-хана и после двухмесячной борьбы захватили город. Киев превратился в руины. Лишь немногие здания уцелели, среди них был и разграбленный Софийский собор.
Реконструкция храма
Первой реконструкцией храма занялся киевский митрополит Петр Могила. Работы, начатые в середине XVII в., были завершены лишь в начале XVIII века. Внешний вид Софийского собора в ходе реконструкции изменился, он был перестроен в стиле украинского барокко.
Софийский собор — архитектурный шедевр Древней Киевской Руси; один из немногих памятников архитектуры XI в. , который с изменениями сохранился до наших дней.
Киев — София Киевская — фото, история, интересные открытия — новости Украины / NV
За почти 1000 лет своей истории знаменитый Софийский собор видел многое — славу главной христианской святыни Восточной Европы, пожары и разорение, возрождение и обретение статуса объекта мирового культурного наследия ЮНЕСКО. И сегодня он остается местом силы, которое притягивает людей, всегда оставаясь в фокусе общественного внимания.
Видео дня
Д авно замечено, что только по-настоящему великие события и явления всегда остаются актуальными. Абсолютным рекордсменом по генерации информационных поводов для общественных дискуссий и жарких баталий в научном сообществе уже на протяжении многих десятилетий был и остается легендарный Софийский собор в Киеве. Его огромное символическое значение для истории и государственности Украины, ее веры и национального самосознания служит своеобразным волшебным кристаллом, где проецируются самые острые проблемы не только прошлого, но и настоящего. Секрет в том, что величественная гармония собора возникла не сразу, а формировалась под влиянием множества событий, в том числе и драматических.
Лучше, чем в Царьграде
«Ч то в имени тебе моем?» Этот вопрос возникает у каждого, кто задумывался над названием собора. Ибо в отличие от ныне принятой православной традиции, когда каноническое именование церкви происходит от ее покровителя, храмового праздника или самой чтимой иконы, храм был назван в честь Софии — Премудрости Божьей. Это христианско-философское понятие было настолько популярно в Византии и Киевской Руси, что митрополит Иларион описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божьей. Не стоит забывать и том, что это имя носила «старшая сестра» Софии Киевской — Ая-София в Константинополе, больше тысячелетия остававшаяся самым большим храмом христианского мира.
Но на этом сходства заканчиваются — современные исследователи считают, что первоначальная архитектура киевского храма была абсолютно новаторской и не имела прямых аналогий в мировом строительстве XІ века. Более того, в процессе его возведения греческие мастера отошли от первоначального плана — пятинефного крестокупольного храма с 13 куполами, из которых самый большой находится в центре в окружении четырех средних размеров и восьми небольших по углам. Они заложили центральное ядро собора, состоящее из девяти нефов с десятью апсидами, и окружили его двухэтажными внутренними и одноэтажными внешними галереями.
«Нерушимая стена»
О днако, не только архитектурный комплекс был создан по единому замыслу, но и все внутреннее убранство Софии. Речь, прежде всего, идет о знаменитых мозаиках, палитра смальты которых насчитывает более 170 оттенков. Наиболее чтимым из них является изображение Оранты (молящейся с поднятыми руками Богоматери), признанной шедевром мирового искусства XІ века. Не случайно киевляне назвали ее «Нерушимой стеной» и верили, что пока она украшает собор, городу ничто не угрожает. Всего же в соборе сохранилось около 250 кв. м мозаик и 3000 кв. м фресок, включая расположенные на фасадах.
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Интересно, что три цикла изображений (евангельские и библейские легенды, а также жития покровителей княжеского рода — святых Георгия, Анны и архангела Михаила) можно читать слева направо и сверху вниз, как книгу. Именно такое синергетическое единство архитектурного замысла и монументальной настенной живописи делает собор не только выдающимся памятником древнерусского искусства, но до сих пор оказывает огромное эстетическое воздействие на зрителей. Но если этот факт не вызывает сомнений, то дата строительства храма до сих пор является дискуссионной.
Взлет и падение
Н есмотря на недавние научные споры, большинство исследователей соглашаются с датой, указанной Нестором Летописцем в «Повести временных лет» о строительстве собора в 1037 г. Он возводится под патронатом князя Ярослава Мудрого на символическом месте — поле победной для киевлян битвы с печенегами. Статус Софии как главного храма Киевской Руси подтверждается тем, что именно под ее сводами интронизировали митрополитов, происходило помазание на власть и прием иностранных послов. При соборе велось летописание, существовал скрипторий (мастерская рукописных книг), библиотека (свыше 950 томов), а на окружавшей его площади собиралось Вече.
Однако все это не помешало в период княжеских междоусобиц дважды его ограбить — в 1169 г. мародерами стали войска Андрея Боголюбского, а в 1203 г. — дружина Рюрика Ростиславича. Выстояла София и во время монгольского нашествия, и после татарских набегов. Но все это не прошло для собора бесследно и в 1376—1378 гг. по приказу митрополита Киприана были проведены первые восстановительные работы. Но, к сожалению, это не остановило последующее разрушение храма, усугубляемое масштабными кражами стройматериалов и свинцовой крыши. Судить о степени катастрофы можно по рисункам голландского художника Вестерфельда, запечатлевшего «античные руины» Софийского собора, в которых уже с больше 40 лет не проводилось богослужений.
Могила и возрождение
Ч еловек, навсегда вошедший в историю Софии Киевской как ее воскреситель, носил имя Могилы (хотя первоначально фамилия этого представителя знатного молдавско-валашского рода была Петру Мовилэ). В 1633 г. митрополит Киевский возвратил собор от униатов к православным и начал его масштабную реставрацию в ренессансном стиле, для чего в Киев был приглашен известный итальянский зодчий Октавиан Манчини. Вложив в этот процесс огромные по тем временам средства, в том числе и личные, Петр Могила запустил процесс возрождения центрального ядра Софийского собора. Однако объем необходимых работ был столь велик, что реставрация затянулась и закончилась уже после смерти ее инициатора.
Продолжателем этого благородного дела стал гетман Иван Мазепа, пожертвовавший 5000 дукатов на золочение куполов и 50 000 золотых на дальнейшее восстановление храма. Благодаря этому на рубеже XVII—XVIII вв. «Киево-Софийский Кафедральный собор» был полностью восстановлен в модных тогда барочных чертах.
Открытия, которых никто не ждал
В начале XIX века на волне возникшего интереса к отечественным древностям, в 1809—1810 гг. в Киев была снаряжена специальная историко-археологическая экспедиция для «зарисовки и описания старинных вещей», которая впервые произвела обмер собора и составила его план. Эту едва народившуюся традицию научного изучения Софии продолжил митрополит Евгений Болховитинов, издавший в 1825 г. фундаментальный труд «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» и небольшую книжку, ставшую первым путеводителем по церкви.
Киевский храм Св. Софии есть драгоценнейшее достояние наше. Мы никогда не должны выпускать из виду, что он — наш, родной; что это здание есть святыня, завещанная нам предками нашими, во свидетельство их благочестия и патриотизма, — Николай Закревский
Следующий этап реставрации Софии в 1843—1853 гг. под руководством академика Федора Сонцева, ознаменовался важным открытием — обнаружением оригинальных фресок XI века, скрытых под слоем барочной масляной живописи «реставраторов» времен Петра Могилы. Забавно, но стены собора стали своеобразным мольбертом для художников живописной мастерской Софийского монастыря. Однако, и сонцевское «поновление» оригинальных фресок выполнялось варварскими методами — их не закрепляли, а заново прорисовывали масляными красками, восполняя утраты рисунками «в древнем стиле».
А привычный для нас вид собор принял уже после реставрации 1882−89 гг. под руководством архитектора Владимира Николаева, когда были открыты древние малые купола, перестроен в псевдовизантийском стиле фронтон над западным фасадом, а также обнаружены ранее неизвестные части мозаик, описанием и консервацией которых занимался крестный отец возрождения киевских древностей Адриан Прахов.
Последовавшие с началом «новой эры» — создания в 1934 г. Софийского государственного заповедника — многочисленные археологические и архитектурные исследования, а также капитальная реставрация всех фресок и мозаик, позволили в 1950-е гг. завершить архитектурную реставрацию памятника. Что не означает ликвидации всех угроз, ведь изменились не только методы и технологии исследования древних сооружений, но и окружающие условия, среди которых нарастающие техногенные нагрузки и глобальное изменение климата.
Поэтому проблемы сохранения этого уникального шедевра древнего зодчества, являющегося с 1990 г. памятником мирового наследия ЮНЕСКО, актуальны и сегодня. И неравнодушные киевляне не могут их игнорировать, ведь вслед за историком Николаем Закревским, каждый из нас готов произнести: «Киевский храм Св. Софии есть драгоценнейшее достояние наше. Мы никогда не должны выпускать из виду, что он — наш, родной; что это здание есть святыня, завещанная нам предками нашими, во свидетельство их благочестия и патриотизма».
Автор — Наталья Кирьянова
Теги София Киевская Дарница Софийский собор
Делитесь материалом
Telegram
Российское вторжение ставит под угрозу украинское наследие
Российские силы в Украине убили сотни мирных жителей и вынудили еще почти 3 миллиона бежать из страны, но в разгар этого гуманитарного кризиса на карту поставлено нечто другое: великолепная история, которая, -известный иностранцам, запечатлевший многовековую украинскую культуру.
За несколько недель, прошедших с начала вторжения 24 февраля, российская армия уничтожила драгоценные произведения искусства и архитектуры и продолжает угрожать многим другим. Война вызывает все большую тревогу со стороны Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которая включает семь украинских объектов в свой Список всемирного наследия и «серьезно обеспокоена» ущербом, нанесенным национальной культуре.
Благополучие людей, конечно, превыше всего. Но культура является ключом к поддержанию чувства исторической и национальной идентичности, и защитники культуры опасаются долгосрочных последствий ее отсутствия, если конфликт продолжится.
Под обстрелом
Масштабные артиллерийские обстрелы в Харькове — втором по величине городе Украины — обрушились на площадь Свободы, нанесли удар возле Госпрома, конструктивистского здания сталинской эпохи, также известного как «Дворец промышленности». Когда он был построен в 1928 году, это был самый высокий небоскреб в Европе.
Аналогичная ситуация и в Чернигове, исторический центр которого усыпан церквями XI века. (Оба города являются кандидатами на получение статуса Всемирного наследия.) Бомбы также попали в Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр», где во время Второй мировой войны нацистские солдаты за два дня вырезали более 33 000 евреев.
Аудиовизуальная инсталляция «Зеркальное поле» в Национальном историческом мемориале «Бабий Яр». (Фото: папарацци/Shutterstock)
В Киеве, столице Украины, некоторые из величайших символов страны остаются уязвимыми. Ранее в этом месяце Украинский совет церквей и религиозных организаций заявил, что опасается воздушного удара по тысячелетнему Софийскому собору — великолепному византийскому строению с 13 зелеными и золотыми куполами, которое, пожалуй, является самым известным памятником Украины. Собор также является объектом Всемирного наследия, включенным в список вместе со вторым религиозным комплексом, Пещерным монастырем, который столь же стар и получил свое название от строгих монашеских келий, вырытых в близлежащей скале.
«Бесчисленное количество памятников истории и архитектуры и археологических памятников находятся под угрозой артиллерийского обстрела и бесконтрольного движения тяжелых военных грузовиков», — написала директор Вышгородского историко-культурного заповедника под Киевом Влада Литовченко в посте в Facebook, переведенном на английский язык.
Защита прошлого
Специалисты в области культуры различают движимое и недвижимое. Здания, очевидно, попадают в последнюю категорию, но музейные коллекции сталкиваются с аналогичными опасностями. Хотя большая часть их содержимого может быть перенесена в более безопасные хранилища, эвакуация тысяч предметов представляет собой логистический кошмар.
Площадь Свободы в Харькове, Украина. (Фото: Кэтрин Анди/Shutterstock)
Всего в 50 милях к северо-западу от Киева, в музее в городе Иванков, было сожжено около 25 картин знаменитой народной художницы Марии Примаченко, сообщает Министерство иностранных дел страны в Twitter. Пабло Пикассо однажды сказал о ней: «Я преклоняюсь перед художественным чудом этой блестящей украинки».
Во избежание дальнейшего разрушения ЮНЕСКО усилила защиту находящихся под угрозой исчезновения памятников и музеев; организация отслеживает уже нанесенный ущерб с помощью спутниковых изображений и помечает объекты наследия эмблемой «Голубой щит» в качестве сигнала для злоумышленников. Теоретически это предотвратит их преднамеренное или случайное повреждение.
Этот протокол основан на Гаагской конвенции 1954 года, в ходе которой большинство стран мира, включая Советский Союз, согласились защищать культурное наследие даже во время войны. Россия как государство-правопреемник Советского Союза также была связана договором с момента образования страны в 1991 году. Культурные организации призвали Россию помнить о своих обязательствах как участника конвенции в соответствии с международным правом.
По правде говоря, вторжение только усилило продолжающийся процесс культурной узурпации.
Наихудший сценарий
В сентябре прошлого года ЮНЕСКО опубликовала отчет, в котором делается вывод о том, что после оккупации Крымского полуострова Россией в 2014 году страна подвергла наследие региона «варварскому обращению и грабежу» — краже культурных ценностей. из музеев, например, и проведение незаконных археологических раскопок. «Большому количеству ценных объектов общегосударственного значения нанесены серьезные, порой невосполнимые потери», — говорится в сообщении.
Но ущерб, нанесенный на сегодняшний день, составляет лишь часть наихудшего сценария, поскольку захватчики окружают другие важные культурные области. В воскресенье ракеты попали в военную базу на западе Украины недалеко от Львова, весь исторический центр которого является объектом Всемирного наследия. Жители также готовятся к нападению в черноморском портовом городе Одессе, культурном центре, соседние города которого были захвачены в последние дни.
Золотая пектораль из Толстой Могилы, древний скифский клад. (Фото: Эльдар Сарахман/Shutterstock)
В Киеве бомбардировка все еще может уничтожить некоторые из самых ценных артефактов страны. В Музее исторических сокровищ Украины, например, хранится бесценная коллекция скифского золота, в том числе ослепительная золотая пектораль — искусно выделанный нагрудник с богато украшенными фигурками животных, датируемый 4 веком до н.э.
Когда насилие прекратится, говорят защитники, культура станет связующим звеном общества. По словам генерального директора ЮНЕСКО Одри Азуле в недавнем пресс-релизе, это может даже помочь восстановить гармонию между народами. «Мы должны охранять культурное наследие в Украине как свидетельство прошлого, — сказала она, — но также как катализатор мира и сплоченности в будущем, которые международное сообщество обязано защищать и сохранять».
Софийский собор (18 век). Киев (Украина,
Софийский собор (18 век). Киев (Украина,История фотографии
Фотография Энн Салаун
1. Выберите размеры
Изменить
2. Выберите бумагу
Изменить
3. Выберите конец
Изменить
Если вам нужен нестандартный размер или отделка, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Софийский собор (18 век). Киев (Украина, СССР), август 1964 г.
Сертификат подлинности будет выслан Вам по почте.
Артикул: 75409-15
Выберите размеры
Размер полей, окружающих фотографии, зависит от размера исходной фотографии и выбранного размера отпечатка.
Представление полей на сайте приведено в качестве примера.
Фотографии, исходный формат которых квадратный, печатаются на вертикальных листах.
Некоторые изображения могут быть недоступны в широкоформатной печати из-за четкости исходной фотографии.
Для других форматов или специальных запросов, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов, для его просмотра у вас должен быть включен Javascript.
Бумага Select
Атласная бумага RC 250 г
Светочувствительная эмульсия нанесена на полиэтиленовую подложку RC (с полимерным покрытием), что делает эту бумагу особенно устойчивой к обработке и стабильной во времени.
Печать производится с цифрового файла на настоящей серебристой фотобумаге. В сканере Durst Lambda используется бумага с серебряной эмульсией. Передача осуществляется непосредственно из цифрового файла путем облучения светочувствительной подложки красным, зеленым и синим лазерными лучами. Бумага затем проявляется в химическом процессе, промывается и высушивается. Эта технология гарантирует очень высокое качество продукции и традиционную фотографическую визуализацию.
Сатиновая бумага RC 230 грамм доступна только для формата 24 X 30 см.
Баритовая бумага Hahnemühle 315 г
Баритовая серебряная бумага представляет собой бумагу на толстой картонной подложке, покрытую чувствительной эмульсией и слоем сульфата бария (или барита). Именно этот минерал обеспечивает белизну бумаги и ее исключительную долговечность.
Сегодня производители бумаги превратили баритовую бумагу в современную цифровую версию для струйной печати. Мы выбрали бариту легендарного бренда Hahnemühle.
Постоянство. Постоянство процесса — это его способность сопротивляться постепенному вымыванию красок или пигментов на данном носителе при определенных условиях воздействия: качестве и количестве света, влажности. Для баритовой бумаги Hahnemühle 315 грамм расчетный срок службы, полученный в результате научных исследований профессиональной лаборатории, с которой мы работаем, составляет 110 лет. обработка для печати на баритовой бумаге плотностью 315 грамм. Они печатаются на пигментных струйных принтерах Fine Art нового поколения, чьи передовые
Эта настоящая художественная печать с очень красивой черно-белой визуализацией позволяет добиться долговечности и богатства значений, которые возвышают фотографии.