Киевский князь владимир принял крещение в городе: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

как князь Владимир воевал в Крыму — РБК

Почти тысяча лет прошла со времен завоевания князем Владимиром города Корсунь в Крыму, но каждый раз политики вспоминают эту историю, когда обстановка в регионе накаляется

Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.

Символ веры

В этом году наша страна как «церковно-государственный праздник» масштабно отмечала 1000-летие со дня кончины князя Владимира, крестителя Руси. Были торжественные приемы, освящение храмов и часовен, многочисленные конференции, фестивали и даже «масштабное шествие св. мощей кн. Владимира по городам Святой Руси».

adv.rbc.ru

Российское военно-историческое общество собирается возводить огромный памятник князю в Москве.

После скандала место для него перенесли с Воробьевых гор на Боровицкую площадь. Закладной камень был привезен из летописной Корсуни — средневекового Херсона, где великий князь принял крещение. О Херсоне (Корсуни), расположенном на территории современного Севастополя в Крыму, говорилось как о «русском Вифлееме», «колыбели православия», духовном и сакральном центре России.

adv.rbc.ru

Мотивы крещения князя понятны: ему было необходимо укрепить только что созданное единое государство, включая свою власть, и придать ему новый международный статус, войти в единую семью христианских народов. В то время еще не было разделения церквей на православную и католическую, существовала единая христианская «кафолическая» церковь. Поэтому выбор был сделан из политических соображений. Перспектива обладать такой же безграничной властью, как византийский император, и образ сказочно богатой по сравнению с западными государствами того времени Византии сыграли, по всей видимости, главную роль в выборе киевского князя.

Однако, открывая школьные и вузовские учебники, читатель обнаруживает разные, зачастую прямо противоположные версии обстоятельств крещения князя, включая место и время. Какой уж там «единый учебник»!

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова

Корсунь или Киев?

Два основных источника дают противоположные ответы. В летописи «Повесть временных лет» сказано, что в 6496 году от сотворения мира, то есть в 988 году по современному летоисчислению, князь Владимир пошел с войском на Корсунь, взял город и там крестился. Другой древнерусский литературный источник — «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха сообщает, что после крещения Владимир прожил 28 лет, на второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий взял Корсунь. Получается, что Владимир крестился в Киеве, то есть в 987 году, и только через два года после этого взял Корсунь. Чему верить?

Обратимся к «Повести временных лет». Исследователи пришли к выводу, что существующий текст является результатом соединения нескольких более ранних произведений, сопровождавшихся многочисленными правками и вставками. Исходными были тексты, условно названные исследователями «Сказание о начале Руси» и «Сказание о русских князьях X века». Последний текст представлял собой рассказ о выборе веры и, видимо, завершался описанием крещения Владимира в Киеве. Однако в дальнейшем текст подвергся нескольким кардинальным изменениям. Это произошло в 70-х и 90-х годах XI века и в начале XII века.

В своде 1070-х годов описание крещения Владимира в Киеве было заменено «корсунской легендой», содержащей описание крещения в Корсуни. Скорее всего, существовал один общий источник, в котором описывалось крещение Владимира в Киеве. Сведения из него отразили «Память и похвала» Иакова Мниха. Параллельно имела хождение «корсунская легенда», вошедшая в конце концов в «Повесть временных лет». Возникает вопрос: почему автор свода 1070-х годов (Никон? ) выбрал как достоверный именно корсунский вариант?

«Корсунская легенда» — сложное переплетение реальных исторических фактов и фольклорной традиции. Важнейшими являются сведения, касающиеся самого города. Они конкретны и подтверждены археологами. К ним относятся, например, указание «и стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города», сообщение о крещении Владимира в церкви, стоящей на месте «посреди града, где торг делают корсуняне», объявление местоположения «Владимировой палаты», которая «стоит с края церкви и до наших дней», и царицыной палаты — «за алтарем».

Кроме того, автору «корсунской легенды» известно, что Владимир поставил церковь в Корсуни на горе, которую корсуняне насыпали посреди града из земли, служившей Владимиру для насыпи во время осады, и церковь эта «стоит и до сего дне». Эти сведения не оставляют сомнения в адекватном отражении топографии византийского Херсона. Следовательно, именно «корсунская легенда» отражает реальную ситуацию захвата города князем Владимиром.

Сопоставление письменных источников, включающих русские, византийские, восточные, с данными археологии дают следующую картину осады Корсуни и крещения Владимира.

В Византии 14 сентября 987 года полководец Варда Фока поднимает мятеж против императора Василия II. Начинается политический кризис, связанный с борьбой за трон. Киевский князь Владимир видит трудности империи, и у него возникает желание разграбить богатый византийский город Корсунь. Флот Владимира появляется под стенами в конце марта 988 года. Осада сопровождалась пожарами, следы которых выявлены при раскопках, и закончилась до 16 декабря 988 года. В захваченном Херсоне Владимир получает просьбу императора Василия II о помощи.

Киевский князь выдвигает ответное требование — жениться на сестре византийских императоров. Но это невозможно без крещения Владимира. Тот не против: оба условия были выполнены. Киевский князь принимает крещение, помогает новому родственнику подавить мятеж и возвращает Херсон Византийской империи: все равно у киевского князя не было ресурсов, чтобы удержать город. Собственно, крещение князя Владимира в Корсуни, видимо, произошло в день Богоявления 6496 года от сотворения мира, что соответствует 7 января 989 года.

Крещение Руси. В. М. Васнецов

Крым наш

Исследования показали, что нет убедительных данных о налаженных торговых, культурных и паломнических связях Киевской Руси с Корсунью ни до, ни после похода туда князя Владимира. Вместе с тем очевиден «корсунский мираж»: слава Корсуни как источника христианства и святынь была на Руси устойчивой. Само слово «корсунский» стало синонимом слов «замечательный», «превосходный», «редкий», «искусный», а имя города стало до известной степени «эпическим», утратив точный географический смысл. Реальную Корсунь (Херсон), существовавшую до середины XV века, на Руси представляли слабо. Это и понятно: центром сакральной топографии христианского мира был Иерусалим — именно туда направлялись потоки русских паломников. Другим центром их притяжения становится Афон.

Концепция «сакральной Корсуни» и «русского Афона» возникает значительно позже — примерно в середине XIX века, во время Крымской войны, и имеет выраженный политический подтекст.

К 900-летию крещения Руси в Херсонесе над древним христианским храмом, принятым за место крещения Владимира, был воздвигнут Владимирский собор.

Вот уже более двух веков события, связанные с крещением Владимира, дают поводы как для научных дискуссий, так и для идеологических манипуляций. В начале XXI века Крым в очередной раз стал территорией раздора, а история завоевания Корсуни князем Владимиром вновь стала актуальной.

Вольное историческое общество (ВИО) было создано в 2014 году, объединив историков и специалистов социальных и гуманитарных наук, которые считают необходимым противостоять фальсификациям истории последнего времени и готовы бороться за честь профессионального научного сообщества. За год деятельности ВИО многократно выступало с критикой решений властей. Так, оно выступило в поддержку профессора МГИМО Андрея Зубова, уволенного за критику российской внешней политики в отношении Украины. Также был открыто поддержан академик Юрий Пивоваров, обвиненный в халатности в связи с пожаром в ИНИОНе.

Критике со стороны ВИО неоднократно подвергались и высказывания министра культуры Владимира Мединского, который выступал за пропаганду мифов советского времени, а также заявил, что историки и архивисты должны заниматься «тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии».

15. Киевский князь Владимир принял обряд крещения в городе:

а) Константинополь;

После крещения князя Владимира крещение принимает население города:

б) Киева;

Межгосударственные отношения укреплял с помощью династических браков князь:

б) Ярослав Мудрый;

Преемником князя Олега в Киеве стал: б) Игорь;

Что из названного относится к последствиям принятия христианства Русью:

г) подписание первых договоров

К XII веку на Руси было немало городов, где основную массу населения составляли:

г) ремесленники

Заявление: «Да будет Киев матерью городов русских» сделал в 882 г. князь:

в) Олег;

В каком веке была создана Русская Правда – свод законов русского государства:

в) XI в;

Какой из указанных терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI — XII вв: г) закуп

В каких двух землях установились на Руси феодальные республики:

б) в Новгороде и Пскове;

Какое из названных событий произошло в XI в:

; б) создание «Русской правды»;

Любеческий съезд русских князей (1097 г. ) принял решение:

в) каждому владеть отчиной своей и всем совместно сохранять Русскую землю

Тестовые упражнения к теме №4.(лекция 1)

«СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

1.Как называют форму правления, сложившуюся в русском государстве после реформ Ивана IV :

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

2. Кто из правителей России первым принял царский титул:

б)) Иван Грозный;

3. В каком году был созван первый Земский собор:

в) в 1549 году.

4. Как называли окружение Ивана IV, проводившее вместе с ним реформы 50-60-хх годов ХVI века:

а) Избранная рада;

5.Что явилось причинами падения правительства Избранной рады:

б) поражения в Ливонской войне

в) стремление царя к быстрому установлению неограниченного единовластия

д) бегство князя А. М. Курбского в Литву

е) разногласия членов Избранной рады с царем по вопросам внутренней политики

6. Как называется высшая форма зависимости крестьян от феодала:

в) крепостное право.

7. В каком году впервые был введен единый срок для перехода частновладельческих крестьян от одного владельца к другому: б) в 1497 году.

8. Какой свод законов юридически оформил установление крепостного права в России:

а) «Соборное уложение»;

9.Чем поместье отличалось от вотчины:

Б) вотчина могла дариться, а поместье нет;

В) поместье появляются позже вотчин;

Д) вотчина наследовалась, а поместье нет;

Е) за право владеть поместьем надо было обязательно служить, а за вотчину нет;

Ж) вотчину можно было продать, а поместье .

1.Отметьте последствия взятия Иваном IV Казани и Астрахани:

а) расширение торговых связей России;

в) укрепление обороноспособности Руси;

д) увеличение числа нерусских народов в составе России;

ж) поместные раздачи земель;

11. Опричнина была направлена против: ) бояр

12. Выберите верные определения опричнины:

б) аппарат государственного террора;

г) территория, выделенная из состава государства;

д) особая группа царских подданных, отделенная от остального государства;

13.Отметьте, каковы были цели опричнины:

Г) подчинение церкви царской власти;

Д) стремление ускорить ход Ливонской войны;

Е) уничтожение самостоятельности Новгорода и Твери;

Ж) установление неограниченной царской власти.

14. Отметьте то, что являлось мероприятиями опричнины:

а) погромы Новгорода и Твери;

в)массовые переселения помещиков и крестьян;

г) ограничение права местничества;

15.Отметьте, каковы были результаты опричнины:

А) развитие системы крепостного права

Г) превращение царской власти в деспотическую

Д) массовый голод

Ж) бегство крестьян на окраины

З) хозяйственное разорение.

16. В каком году начался поход Ермака в Сибирь: ) в 1581 году;

17.Отметьте причины Смутного времени:

Б) развитие крепостного права

В) недовольство разных социальных групп своим положением

Д) неурожай и голод

Ж) кризис доверия к власти.

18. В каком году началась крестьянская война под предводительством И. Болотникова: в 1606 году;

19.В каком году второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву:

В) в 1612 году.

20. В каком году состоялся Земский собор, избравший на царство Михаила Федоровича Романова:

А) в 1613 году;

Новое литургическое движение: Св. Владимир Великий

Святой Владимир Великий

Грегори ДиПиппо

Сегодня исполняется 1000 лет со дня кончины святого Владимира Великого, великого князя Киевского, почитаемого византийскими церквами как одна из важнейших фигур христианизации восточных славян. Вместе со своей бабушкой святой Ольгой ему дается литургический титул «Исапостол – равноапостольный», в подражание титулам императора Константина и его матери святой Елены.

Святая Ольга, княгиня Киевская, приняла христианство и крестилась в Константинополе в 957 году, когда ей было около 70 лет, в царствование ее сына Святослава. Традиционно считается, что она была первым человеком среди людей, тогда известных как русы, которые крестились. Однако ее сын не обратился; за его смертью в 972 году последовала война между тремя его сыновьями, по окончании которой младший, Владимир, которого он породил со своей ключницей, остался киевским князем. Хотя путь Владимира к престолу, безусловно, был кровавым (большая часть семейной истории читается как краткое изложение сюжета Game of Thrones ), и, несмотря на его поистине соломоново влечение к женщинам, именно он в конечном итоге осуществил первое обращение восточных славян и Крещение Руси.

Русская икона Святого Владимира и его сыновей страстотерпцев Бориса и Глеба, впоследствии убитых третьим сыном, прозванным Святоплоком Окаянным. (ок. 1560 г.)

В древних славянских летописях зафиксирован известный эпизод, когда Владимир, выясняя, какую религию следует принять ему и его народу, признал ислам совершенно нежелательным из-за запрета на употребление спиртных напитков, сказав: «Пьянство есть радость всея Руси». Мы не можем существовать без этого удовольствия». Послы, посланные им для посещения храмов различных соседних народов, сообщали, что булгарский мусульманин «кланяется, садится, глядит туда-сюда, как одержимый, и нет среди них счастья, а вместо этого одна печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша». Их отчет о латинском обряде среди германцев заключался в том, что «мы не видели там славы». Но они описывали Божественную литургию, совершенную в великий праздник в Константинополе, в таких выражениях: «Эллины привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, на небе ли мы, или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служение прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть ту красоту… Если бы греческая вера была зла, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех людей».

Вскоре после этого Владимир захватил важный греческий город в Крыму и использовал свое положение для переговоров о женитьбе на сестре императора Василия II Анне, что повлекло за собой союз с Византией. По настоянию Василия, что его сестра не может выйти замуж за язычника, Владимир согласился сначала креститься; по триумфальному возвращению в Киев он увещевал (и в какой-то степени, надо сказать, принуждал) жителей города принять новую религию. Крещение в массовом порядке г., первый из нескольких, прошел на Днепре; теперь это называется «Крещением Киева», эпизод, 1000-летие которого отмечалось в 1988 году, незадолго до падения Берлинской стены. Всю оставшуюся часть своего царствования, более мирную, чем первая часть, Владимир с энтузиазмом поддерживал евангелизацию своего народа и исправлял неровности прежней жизни.

Крещение князя Владимира, Виктор Васнецов, 1890; выполнен как подготовительный образ для росписи Владимирского собора в Киеве.

Воспользуемся случаем, чтобы помолиться о мире между народами, обращенными Святым Владимиром, особенно для Украины, столица которой, Киев, является городом, где Русь приняла христианскую веру.

Тропарь его праздника: Святой князь Владимир, был ты, как купец, искавший жемчуга. Посылая служителей в Константинополь за православной Верой, ты нашел Христа, бесценную жемчужину. Он назначил тебя другим Павлом, смыв в крещении твою физическую и духовную слепоту. Празднуем твою память, прося молиться за всех православных христиан и за нас, твоих духовных чад.

Кондак: Преславный Владимир, в старости твоей подражал великому апостолу Павлу: он оставил младенческое, а ты оставил идолопоклонство юности твоей. Вместе с ним ты достиг полноты Божественной мудрости: Ты украсился чистотой святого крещения. Теперь, когда вы стоите перед Христом, Спасителем нашим, молитесь о спасении всех православных христиан.

Более свежие статьи:

Дополнительные статьи см. в архивах NLM:

Как соперничающие статуи объясняют российско-украинский конфликт: NPR

Статуя Владимира Великого, выдающейся фигуры в Украине, завернута в брезент, чтобы защитить ее от российских нападений в Киеве. Владимир принес христианство в Киев в 988 году и крестил жителей в городской реке. Русские также считают его центральной фигурой в своей истории, называя его Владимиром Великим. Ефрем Лукацкий/AP скрыть заголовок

переключить заголовок

Ефрем Лукацкий/AP

Статуя Владимира Великого, выдающейся фигуры в Украине, обернута в холст, чтобы защитить ее от российских нападений в Киеве. Владимир принес христианство в Киев в 988 году и крестил жителей в городской реке. Русские также считают его центральной фигурой в своей истории, называя его Владимиром Великим.

Ефрем Лукацкий/AP

Одна из самых легендарных фигур Украины — Владимир Великий. Он правил Киевом с 980 по 1015 год, начав крупные строительные проекты, сблизив разрозненные племена и внедрив христианство. Сегодня ему вручили парящую статую в Киеве, возвышающуюся над рекой Днепр, которая делит город пополам.

Тем не менее, Россия также утверждает, что он занимает центральное место в своей политической и религиозной истории. Его знают по русской версии имени — Владимир Великий. Шесть лет назад Россия построила еще большую статую прямо у стен Кремля.

Это не просто небольшая историческая размолвка, когда Россия пытается превзойти Украину в строительстве памятников. Скорее, речь идет о принципиально разных нарративах о прошлом и о дебатах о современной российской и украинской государственности, проявляющихся в нынешнем конфликте.

«Украина для нас не просто соседняя страна», — сказал президент России Владимир Путин в телеобращении 21 февраля, всего за три дня до того, как российские войска вошли в Украину. «Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».

В столице Украины Киеве памятник Владимиру находится в нескольких минутах ходьбы от офиса человека, который в настоящее время руководит этой страной — еще одного парня по имени Владимир — президента Зеленского.

Оба защищены от потенциальной атаки русских. Владимир-президент работает на сильно укрепленном участке. Статуя Владимира задрапирована зеленым полотном, окружена строительными лесами, что свидетельствует о том, что он занимает это командное место с 1853 года.

«Это его город», — сказал о старце Владимире священник и религиовед Георгий Коваленко. Он говорил с NPR в тени статуи Владимира.

Владимир, по его словам, нанес Киев на карту. Помимо объединения своего королевства, он открыл торговлю с другими частями Европы и был искусным дипломатом. Тем не менее, по словам Коваленко, его самое прочное наследие относится к 988 году, когда «он принес христианство в Киев и положил начало этому христианскому государству».

Он также человек со многими титулами. Коваленко сказал, что только что упомянул имя Владимира в церкви, назвав его «Святой равноапостольный великий князь Владимир».

Президент России Владимир Путин выступает на церемонии открытия памятника Владимиру Великому у Кремля в 2016 году. Киевский правитель X века никогда не жил в Москве. Но Путин стремился изобразить Владимира Великого как ключевую фигуру в едином централизованном российском государстве, в состав которого входит Украина. Александр Земляниченко/AP скрыть заголовок

переключить заголовок

Александр Земляниченко/AP

Президент России Владимир Путин выступает на церемонии открытия памятника Владимиру Великому у Кремля в 2016 году. Киевский правитель X века никогда не жил в Москве. Но Путин стремился изобразить Владимира Великого как ключевую фигуру в едином централизованном российском государстве, в состав которого входит Украина.

Александр Земляниченко/AP

Другое повествование в России

В Москве великий князь известен как Владимир Великий. Именно другой известный Владимир президент России Путин — сыграл ключевую роль в переносе памятника в город в 2016 году.

Выступая на церемонии открытия памятника в окружении православных священников и политиков, Христианство задало курс современной России — по мере того как власть на протяжении столетий переходила к Москве

» Князь Владимир вошел в историю как объединитель и защитник русских земель, и дальновидный политик, создавший основы сильного, единого, централизованного государства, которое со временем объединило разные народы, языки, культуры и религии в одна большая семья», — сказал Путин.

Если эти слова перекликаются с собственным мессианским видением Путиным современной России, то это не случайно, считает Сергей Чапнин, православный ученый, ранее работавший в Московском Патриархате.

«Это имя носит не только великий князь Владимир. Вот и надо разобраться, кто из них главный Владимир?» сказал Чапнин в интервью NPR.

Чапнин говорит, что монумент в Москве является частью более широких усилий Кремля по переопределению современной России в центре славянской политической и духовной жизни — идея, которую Путин все больше поддерживает, наблюдая, как Украина смещается на Запад.

«Поэтому он поставил этот огромный памятник в центре Москвы, пытаясь символически представить эту мысль: что наследие князя Владимира каким-то образом переносится из Киева в Москву», — сказал Чапнин.

Памятник Владимиру Великому в Киеве в 2019 году, до этого памятник был прикрыт для защиты во время нынешних боев. Ефрем Лукацкий/AP скрыть заголовок

переключить заголовок

Ефрем Лукацкий/AP

Памятник Владимиру Великому в Киеве в 2019 году, до этого памятник был прикрыт для защиты во время нынешних боев.

Ефрем Лукацкий/AP

Украинцы видят попытку уничтожить свою идентичность

Украинцы видят попытку России завладеть их историей, точно так же, как они говорят, что сегодня Россия пытается захватить их страну.

Коваленко, религиовед, сказал, что российские лидеры, восходящие к Петру Великому в начале 1700-х годов, пытались подавить идею независимой Украины.

«Очень важно понимать, что это давняя история имперских завоеваний», — сказал он.

Он сказал, что Москве удобно игнорировать ключевые исторические факты. Когда Владимир правил, его территория включала части современной Украины, России и Белоруссии. Города Москвы не существовало.

В день, когда Коваленко говорил с NPR, Киев отмечал свое 1540-летие. Москве, сухо заметил он, меньше 900 лет.

Правитель, одетый для битвы

Тысячелетие назад тот самый Кремль, возле которого сейчас стоит князь Владимир, был участком болота.

Действительно, первоначальные планы по установке памятника на высоком берегу Москвы-реки были сорваны из-за опасений, что почва может провалиться, что отправит Владимира в воду.

Когда в 2016 году в Москве открыли памятник, патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, выступил в защиту возведения памятника человеку, который никогда не жил в городе.

«Памятник отцу может быть везде, где живут его дети», — сказал Кирилл. «Но плохо, когда те самые дети забывают, что у них изначально был один отец».

Действительно, в московском монументе некоторые наблюдатели видели намеки на рост милитаризма внутри Кремля.

Российский историк Никита Соколов отмечает, что в то время как обе статуи изображают великого князя с крестом, московский Владимир одет для битвы и заметно вооружен мечом.

«Это был акт символической войны с Украиной», — сказал Соколов NPR. «В отличие от своего киевского аналога, московская статуя — милитаристская и имперская».

Живое наследие Владимира в Киеве

В Киеве Георгий Коваленко сказал, что Россия относится к своему Владимиру так, как будто он персонаж из сказки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *