Ради чистой Арктики: как проходит «генеральная уборка» острова Кильдин
Недалеко от знаменитой Териберки РГО совместно с Министерством обороны и Северным флотом продолжает работы по очистке Арктической зоны от техногенного загрязнения в рамках специальной экспедиции.
Экологическая экспедиция по очистке Арктической зоны России — новый этап большой работы по решению глобальной задачи восстановления арктической экосистемы. Летом 2022 года основные экспедиционные работы и сопровождающие их экологические исследования ведутся на острове Кильдин в Баренцевом море и на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане.
Арктика загрязнена по-разному, поэтому для каждой локации сценарий очистки уточняется. Например, на острове Врангеля основными объектами потенциального вреда природе являются бочки из-под ГСМ, оставленные на бывшем аэродроме в районе посёлка Звёздный на южном побережье.
«Историческое наследие» на Кильдине исчисляется тоннами металлолома. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон
Кильдин гораздо меньше, чем остров Врангеля, бочек здесь немного — горюче-смазочные материалы доставлялись сюда танкерами. До середины 1990-х на острове проживало около 15 тысяч человек, в основном военнослужащие и их семьи. После расформирования в 1990-х военных частей и ухода с острова на Кильдине остались ржавые машины, бочки, трубы, проволока и металлическое аэродромное покрытие. Всё это «историческое наследие» сконцентрировано вокруг бывших военных объектов и некогда оживлённых посёлков Верхний, Нижний и Восточный Кильдин.
В этом году с острова Кильдин, расположенного на выходе из Кольского залива недалеко от Мурманского берега, планируется собрать и вывезти не менее 300 тонн металлолома.
Первый этап работ по очистке осуществляют военнослужащие экологического взвода Министерства обороны.
— Собираем металлические конструкции по всему острову. Небольшие объекты грузим вручную на машину и отправляем на побережье, крупные поднимаем с помощью стрелы,
— рассказывает командир эковзвода Кольской флотилии разнородных сил Павел Смирнов.Экологические взводы Минобороны проводят работы по ликвидации накопленного вреда одновременно в нескольких районах Российской Арктики с 2015 года. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон
После того как металл концентрируется на побережье бухты Могильной, специалисты РГО обеспечивают технически сложный этап работ — разрез крупногабаритных металлических конструкций при помощи современного оборудования.
— Использую аппарат для плазменной резки металла, который впервые применяется на острове благодаря РГО, — объясняет доброволец Общества, специалист по резке металла Александр Ананевич. — У меня большой опыт, в сравнении особенно заметно: плазморез ускоряет процесс в разы. Например, чтобы разрезать большой ржавый тягач, мне потребуется примерно полдня. С обычной техникой это могло бы растянуться на несколько суток. А ведь на Кильдине каждый час имеет значение. Погода меняется часто, даже сейчас может внезапно налететь сильный дождь с ветром, и работать с становится сложно.
Далее разрезанные конструкции, подготовленные для оперативного и компактного вывоза металлолома на материк, забирает один из кораблей Кольской флотилии и отвозит на Мурманское побережье. Оттуда груз забирают на утилизацию в соответствии со всеми экологическими нормами.
— Мы ведём работу по очистке Кильдина с 2017 года, — делится заместитель командующего Кольской флотилией разнородных сил Северного флота по МТО Андрей Величко. — Уже вывезли на материк для утилизации более 350 тонн металлолома. По результатам совместной экспедиции в 2022 году при поддержке РГО мы планируем удвоить этот показатель.
С 2017 года с острова на материк для утилизации вывезено более 350 тонн металлолома. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон
Кильдин — лишь одна из локаций очистки и часть комплексной долгосрочной работы. Необходимость избавления Арктики от «исторического наследия», накопленного в течение всего XX века, была впервые обозначена именно РГО более десяти лет назад. С момента постановки вопроса в 2010 году на протяжении нескольких лет учёные оценивали объём и исследовали характер загрязнения Арктической зоны России. Геоэкологическое обследование определило общий объем загрязнений в зоне арктических архипелагов и островов — 90 тыс. тонн. Специалистам РГО удалось не только оценить масштаб негативного воздействия, но и разработать план по расчистке территорий арктических архипелагов — Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Новосибирских островов, а также островов Кильдин и Врангеля.
Когда объём, сложность и длительность «генеральной уборки» стали ясны, наступило время обеспечения ресурсов для этой работы. По распоряжению министра обороны России Сергея Шойгу были сформированы отдельные экологические взводы Минобороны, которые ежегодно начиная с 2015 года проводят работы по ликвидации накопленного вреда одновременно в нескольких районах Российской Арктики. Так, в 2015–2019 годах только на острове Котельный (Новосибирские острова) было спрессовано гидравлическим прессом, вывезено на материк и утилизировано 3600 тонн металлолома, в основном бочки из-под топлива.
В ходе экспедиции «Арктика. Генеральная уборка» помимо переработки и вывоза техногенного мусора проводится и экологическая рекогносцировка очищаемых локаций. Учёные — добровольцы РГО оценивают экологическое состояние флоры и фауны территорий. На острове Кильдин впервые за много лет проводится мониторинг биоразнообразия территории.
Остров населяют более 40 видов птиц, включая краснокнижных. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон
— Комплексный подход РГО к очистке Арктики заключается в том, что помимо переработки и вывоза техногенного мусора, в экспедиции мы оцениваем экологическое состояние флоры и фауны, — делится директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО, кандидат исторических наук Наталия Белякова. — На Кильдине произрастает «золотой корень» — родиола розовая, прекрасно себя чувствует дальневосточный ирис. Зафиксировано более 40 видов птиц, включая краснокнижные. Реликтовое озеро Могильное с солёной и пресной водой — феномен мирового уровня.
Кильдин — крайне перспективная для научных наблюдений и мониторинга окружающей среды локация: сохранились его описания за многие годы, поэтому можно проследить картину в динамике. Специалисты РГО провели комплексное обследование природы острова: места концентрации животных, местообитания уязвимых видов, а также природные объекты, имеющие эстетическую ценность.
Природа Арктики требует исключительно бережного отношения. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон
Была составлена схема ландшафтов и комплексов растительности.
Регистрировались позвоночные животные — это позволяет в сжатые сроки получить исчерпывающий профиль территории в части её биоразнообразия. Как правило, позвоночные — относительно крупные, им надо много места. Например, если на территории живёт медведь, вокруг него гарантировано несколько квадратных километров относительно продуктивной территории, на которой живут также насекомые и пр.На Кильдине как раз обитает семья бурых медведей. Скорее всего, они приплыли на остров с материка и обрели идеальную среду для обитания: без естественных врагов и с хорошей кормовой базой. Камбала, палтус, лосось и горбуша — рацион из морской и речной рыбы дополняется изобилием грибов и северных ягод, которое приходит в тундру в конце лета.
После очистки у острова есть все основания стать уникальным национальным парком. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон
Изучение источников об острове свидетельствует, что зверей на суше и в окружающих водах некогда было больше — сохранились упоминания о песцах, выдрах, моржах. Их уничтожили до активного военного освоения. Кроме того, морские животные страдают из-за неуклонного снижения объёма рыбы. В настоящее время есть условия для восстановления численности видов, потому что из-за особого режима доступ на остров ограничен. Сегодня в водах Кильдинского пролива и Баренцева моря встречаются тюлени и дельфины.
— Мы обследовали озеро Могильное, в котором обитает уникальная популяция трески. Буквально по головам пересчитывали её эхолотом. Несколько тысяч особей позволяют говорить, что вид не исчезает. Озеро не загрязняется, сетей нет. Рыба концентрируется на глубине пять метров от поверхности воды, нам ещё предстоит изучить этот феномен, — сообщает эколог, старший научный сотрудник СПбГУ, кандидат биологических наук Игорь Попов. — Из других сюрпризов, преподнесённых островом, — обнаруженный на нём кедровый стланик. Это сибирское растение, строго говоря, вообще не должно произрастать на острове. Предмет для отдельного исследования!
Участники экспедиции. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон
В ходе экспедиции специалистам РГО удалось также изучить малоизвестный птичий базар. Там гнездятся чайки-моевки, которых осталось совсем мало из-за снижения численности рыб в море. Раньше гагачий пух и яйца заготавливали почти в промышленных масштабах, сегодня это невозможно. Из других редких видов, обитающих и зафиксированных на Кильдине, — утка-морянка, кречет и орлан-белохвост, свившие здесь гнёзда.
По итогам экспедиционного сезона 2022 года планируется создать актуальную электронную экологическую карту Арктики, которая будет пополняться новыми данными об этой стратегической для России зоне. Кильдин займёт на ней особое место. Очистка и открытие Кильдина продолжаются.
Наталия Белякова
Тайны острова Кильдин: экспедиция РГО и Минобороны сделала открытие
Общество 4906
ПоделитьсяНа краю земли — на острове Кильдин — был дан старт очередной экологической экспедиции Русского географического общества (РГО) и Минобороны. Военные и волонтеры приступили к очистке уникальной природной зоны от мусора, который после себя оставили когда-то проживавшие на острове жители — полярники, синоптики, военные.
Спецкор «МК» побывала в экспедиции и выяснила, как легко разрезать 20-кубовую бочку, почему камчатский краб на острове считается «сорняком» и живут ли острове бурые медведи.
В РГО не исключают, что после окончания работ остров в Баренцевом море, некогда бывший стратегически важным военным объектом, могут сделать заповедной зоной.
Фото: Дарья ФедотоваРано утром собираемся на столичном военном аэродроме.
– Уважаемые журналисты, сейчас мы с вами полетим на легендарном самолете Ил-18. Очень прошу не оставлять после себя в салоне мусор. Самолет безопасный, с ним не было ни одной катастрофы, – озвучил требования пилот и «успокоил» выстроившуюся на взлетной полосе группу экологического десанта.
Самолет, похоже, пережил не одну смену авиационных эпох: древний салон, туалет без света и обычная раздвижная лестница вместо трапа. Машина и правда оказалась легендарной: более 50 лет от роду… Но первые впечатления оказались обманчивы: Ил-18, пожалуй, даст фору «Боингу» – легкий, маневренный и надежный. «Я еще ни разу так хорошо не спала в самолете», – призналась на посадке одна из коллег, сладко продремавшая весь перелет в Заполярье.
Всего 2,5 часа, и мы в Североморске – закрытом военном городе, где базируется Северный флот. Отсюда до Кильдина всего пару часов по морю. Погода настолько отличная, что я начинаю сомневаться, правда ли стоило брать с собой в Арктику зимние ботинки. Местные жители – в футболках и летней обуви, а я разве что не в пуховике…
Уже через час мы на новом гидрографическом катере «Леонид Сенчура». Катер предназначен для изучения морских глубин, но сегодня у него задача попроще: доставить на остров Кильдин нашу группу.
«Редкая птица доживает без укачивания до середины морского пути. Поэтому рекомендую взять с собой на всякий случай таблетки от укачивания…» – вспоминаю предупреждение от руководителей нашей экспедиции перед отъездом.
– А таблетки правда помогут? – обращаюсь к знатоку – капитану судна, который готовится к отправке. В ответ вижу улыбку. И у меня начинается легкая паника.
– Вообще, если укачивает, лучше лечь и лежать, – говорит капитан.
– А еще лучше выпить и… лечь, – шутит еще один член экипажа, увидев мои круглые глаза.
Фото: Дарья ФедотоваНа самом деле до острова Кильдин, который находится в полутора километрах от Большой земли, можно добраться по-скорому, на быстроходном катере, всего за полтора часа. Но такие морские прогулки – для бывалых путешественников. Неподготовленным придется не только пить таблетки от укачивания, но и, видимо, запивать горячительным, как советовали моряки. Гидрографический катер станет идти в два раза медленнее, но и качка будет чувствоваться меньше. А еще Баренцево море, с которым мы не успели толком познакомиться, подготовило сюрприз, который лучше разглядывать на «медленном» катере:
– Внимание! Внимание! Слева по борту дельфины! – раздается из громкоговорителя голос капитан судна.
Толпа бросается к левому борту. Над водой мелькают черные, переливающиеся на солнце спины обитателей Баренцева моря.
Мы еще не дошли до конечной точки, а уже хочется пищать от восторга: шумное море – окраина Северного Ледовитого океана, суровые скалистые берега, порывистый ветер и яркое солнце – Север принимает гостей с радушием. Откуда-то появляются силы, несмотря на бессонную ночь перед поездкой, и богатырский аппетит. Съедаю прочти весь сухой паек, который выдала пресс-служба РГО.
– У вас, наверное, морская болезнь. Вы все время кушаете, – деликатно и сочувственно отметил один из членов команды, работающий на палубе.
– Нет, просто тут такой чистый воздух, что все время хочется есть, – приходится признать очевидное.
Примерно за час до окончания морского рандеву на горизонте появляется остров – гордый и одинокий. Чувствую себя Жак-Ив Кусто, Юрием Сенкевичем и Николаем Дроздовым в одном лице. Впрочем, чтобы ступить на берег придется сделать пересадку на десантный катер: наш «Леонид Сенчура» не сможет подойти к галечному пляжу залива Могильный. На горизонте появляться быстроходный десантный катер, и теперь нам нужно прямо в открытом море совершить кульбит: с рюкзаками, чемоданами и камерами перелезть на более маневренное судно.
– Сейчас будет прилив, поэтому максимально быстро выходим на берег, чтобы не замочить ноги. И осторожно, галька мокрая, поэтому скользкая. Сначала мальчики, потом девочки, – отдает команду руководитель экспедиции Олег Машков по прибытию на остров.
Пресс-тур, похоже, плавно превращается в реалити-шоу «Последний герой»…
На берегу нас встречают военные, пара-тройка невесть откуда появившихся туристов. У одной из женщин замечаю шляпу с антимоскитной сеткой.
– Репелленты взяли? Комары тут отмороженные… – поясняют военные и успокаивают, что одного баллона аэрозоля на два дня должно хватить.
Фото: Дарья ФедотоваКомары на острове – это отдельная история. Никогда до этого не видела, чтобы эти назойливые насекомые в попытке попить кровушки накрывали всю спину несчастной жертвы ровным слоем. Без репеллента здесь лучше даже не появляться: места комариных укусов болят и чешутся еще несколько дней. В общем, репеллентами тут надо пользоваться как парфюмом – перед выходом из палатки, а затем периодически «освежаться». И так в течение всего полярного дня, который закончится здесь только в конце июля…
Птичий базар
После того как остров покинули люди, он стал практически необитаемым, за исключением некоторого числа военнослужащих, которые до сих пор несут тут службу вахтовым методом.
По дороге в лагерь нам встречаются разбитая покосившаяся лачуга, ржавый трактор, утонувший в высокой траве, и… ни одного человека. Сложно поверить, что когда-то здесь были магазины, школа, детский сад, больница, клуб и общественная баня. На острове проживало до 16 тысяч человек — военнослужащие и их семьи.
Все закончилось в 1996 году, когда ликвидировали воинские части. Необходимость постоянного присутствия человека (а служить тут, говорят, без ущерба для здоровья и психики можно лишь по молодости и небольшой срок) отпала из-за появления более мощного вида вооружения, которое стоит на страже северных рубежей. Теперь остров, кажется, принадлежит исключительно чайкам и белым медведям.
– Передвигаемся только группами и в сопровождении. На острове могут быть медведи. От одной до пяти особей. По определенным признакам, сейчас на острове их нет, но они могут переплывать, – дает ценные указания военный.
– А по каким признакам вы определили, что их нет? – спрашивает журналист.
– Я тебе потом в мужском коллективе расскажу, по каким признакам, – по-армейски «отбривают» любопытного.
Признаков нахождения на острове медведей мы тоже не обнаружили. А вот чайки тут хозяйничают открыто.
– Что это за раковина с иголками? – интересуются москвичи. Причудливыми шариками усыпан весь берег.
– Это все что, осталось от морского ежа, – просвещает руководитель экспедиции.
– А почему здесь, в траве? Он же должен быть в море…
– Чайки принесли. Они их едят.
Кроме раковин морских ежей, которые в мягких мхах выглядят, как шампиньоны, полно другой экзотики, оставленной чайками, – розовые причудливые раковины, клешни крабов…
Оказывается, Баренцево море буквально кишит дальневосточным крабом. Как рассказали знающие люди, еще в советские времена кто-то «по приколу» привез и выпустил этот вид в Баренцево море. А затем благополучно о нем забыл.
Эксперимент удался. Краб не только прижился в местных широтах, но и стал благополучно размножаться. Дальневосточный гость стал эдаким «сорняком», который вытесняет с морского дна рыбу и морские гребешки. Все бы ничего, но, как утверждают биологи, на острове стал исчезать редкий вид особенно привередливых чаек-моевок, который питается исключительно рыбой.
Фото: Дарья ФедотоваКстати, о чайках. Самые обычные серебристые чайки, которые едят все что шевелится, заполонили остров. Но есть место на острове, которое им особенно дорого, – так называемый птичий базар на северном Кильдине. Почему это место назвали базаром, вопросов не возникает: крики тысяч птиц, перекликаясь друг с другом, заполняют все пространство. Так встречают птицы чужаков, ступивших на порог их дома.
«Общежитие» чаек – крутая 100-метровая скала, покрытая зеленым ковром, который плавно переходит в галечный пляж. На ней, а также у подножья скалы – миллионы гнезд.
Самые нежные чувства вызывают птенцы чаек – неуклюжие пушистые колобки на тоненьких лапках и с черными глазами-пуговками. Ведут себя птенцы по-разному. Самые смелые занимаются своими делами и не обращают внимания на человека с камерой. Другие на всякий случай сбегают от чужаков, а третьи притворяются прибрежной галькой:
– Обратите внимание, как прячется птица. В случае возможной опасности прикидывается камнем так, что не отличишь, – рассказывают организаторы экспедиции.
И точно, серые перышки чайки-подростка не отличишь от камня.
Ходить по этим заповедным местам, если честно, жутковато. Прежде чем сделать шаг, нужно внимательно осмотреться: на дороге, в кустах на обочине – гнезда с кладкой и только что вылупившимися птенцами. Говорят, эти места практически нетронуты человеком…
– Игорь Юрьевич, говорят, что влияние человека на это место – нулевое. То есть когда здесь жили люди, птичьего базара не было? – интересуюсь у биолога от РГО, кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника СпбГУ Игоря Попова.
– Думаю, что были. Но на такую скалу попробуй заберись. Надо очень захотеть есть, чтобы залезть, – в своей саркастичной манере отвечает исследователь.
При этом в этом райском уголке есть место и для драмы. Накануне военные спасли от смерти двух птенцов, на которых напали чайки другой, более агрессивной породы. Малышей отбили, врага прогнали. А сегодня на дороге – две бездыханные птички с перебитыми шеями. Военные переживают не меньше сердобольных гостей:
– Вот зараза! Все-таки заклевали…
Флора и фауна острова Кильдин: завораживающие кадры дикой природы
Смотрите фотогалерею по теме
Научное открытие — сибирский стланик
В один из дней экспедиция стала свидетелем научного открытия. В лагере появился светящийся от счастья биолог Попов с засохшей веткой хвои в руках:
– Это кедровый стланик! – не особо щедрый на эмоции, в этот раз, можно сказать, страстно показал находку членам экспедиции биолог, и кажется, что еще чуть-чуть – запрыгал бы от радости. Ну точно жюльверновский Паганель!
– И что? – не понимают туристы.
– Кедровый стланик! Он в Сибири растет! В Сибири, понимаете?..
– Игорь Юрьевич, а почему вы сухую ветку подобрали? Могли же сорвать свежую?
– Так жалко же… всего три деревца! – чуть ли не обнимая на вид обычную ветку елки, говорит биолог.
Оказалось, в тот момент на наших глазах произошло научное открытие: биолог обнаружил на острове растение, которого не должно было тут быть. Весь оставшийся вечер половина лагеря решала задачу, как кедровый стланик попал на остров Кильдин.
– Может, кто-то из военных в древесине привез зернышко? – предполагают журналисты.
– Зачем везти сюда аж из Сибири? Нет смысла, – резонно отметил Попов.
– Может, кто-то ел кедровые орехи и оборонил?
– Дереву как минимум сто лет, – забил последний гвоздь в крышку гроба нелепых версий биолог.
Фото: Дарья ФедотоваПохоже, что сибирский стланик рос на острове все время, но биологи его не могли обнаружить. Теперь же реестр растений острова Кильдин пополнится еще одним.
По словам биолога, ранее остров был богат на различную живность: тут жили песцы и выдры в промысловых количествах.
– Но их поубивали, – грустно констатировал ученый, добавив, что китов и тюленей когда-то здесь было тоже очень много.
По его словам, сейчас здесь сейчас живут бурые медведи, мелкие грызуны, тюлени, киты и краснокнижные птицы: кречет, орлан-белохвост.
Фото: Дарья ФедотоваНе исключено, что после генеральной уборки остров Кильдин могут сделать особо охраняемой зоной. И, возможно, богатый животный мир начнет восстанавливаться, а ученые откроют еще много интересного.
Генеральная уборка
Несмотря на то что птичий базар нетронут человеком и живет по своему «сакральному распорядку», влияние города здесь чувствуется. На галечном берегу тут и там разбросан мусор: бутылка из-под пива, ботинок, банка от сгущенки, канистра… Все это выглядит удручающе. Не менее печально смотрятся ржавые бочки из-под топлива, такие же ржавые бронемашины, кузова от автомобилей, прицепы, колеса, авиационные двигатели, шасси…
Справка «МК»: В 2010 году первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров публично заявил о надвигающейся экологической катастрофе в Арктике – на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, Новосибирских островах и острове Врангеля скопилось 90 тысяч тонн «исторического наследия». В 2014 году министр обороны Сергей Шойгу подписал приказ об уборке территорий воинских частей, гарнизонов и полигонов в Арктической зоне – дав тем самым старт экологической миссии.
Фото: Дарья ФедотоваС 2014 года в Арктике работают экологические подразделения Минобороны и волонтеры. Сейчас на острове около двух десятков крепких мужчин – личный состав соединения войсковых частей Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. Ежедневно они собирают металлолом по всему острову. Военные работают ювелирно: ведь рядом с ржавыми бочками могут попадаться гнезда чаек и северной утки – гаги.
– Аккуратнее с этой бочкой! Рядом с ней видел гнездо, – слышу, как переговариваются военные.
В случае, если семейство в качестве дома выбирает ржавую бочку, военные стараются бережно переносить гнездо и смотрят под ноги, чтобы не задеть очередное.
Как только грузовик набивается металлоломом, его отправляют на свалку рядом с портом поселка Восточный Кильдин. Туда уже подгоняются кран и другая техника, которая поможет справиться с габаритным железом.
Ржавые бочки и автомобили разрезают, укладывают в грузовик и отправляют на десантный катер, который увозит мусор в Мурманск. В этом году у военных дела идут гораздо быстрее – все благодаря руководителю экспедиции и бывшему военному Олегу Машкову, который предложил использовать аппарат для плазменной резки.
Руководитель экспедиции признается, что «заболел островом Кильдин» и стал искать более удобный, эффективный и, главное, безопасный способ утилизации огромных бочек.
– Как-то вечером в поисках идей забрел на один канал в Интернете и обнаружил целое предприятие в России, которое выпускает аппараты плазменной резки. Предложил способ Минобороны, там согласовали и утвердили схему работу. В качестве волонтера на остров был приглашен профессионал, оператор плазменной резки из Подмосковья, – рассказал Олег Машков.
Раньше двадцатикубовые бочки из-за габаритов приходилось вывозить в Мурманск поштучно – это слишком расточительно.
– Аппаратом плазменной резки можно разрезать бочку пополам, загрузить в емкости более мелкий металлолом и в таком виде отправить в Мурманск на утилизацию. Теперь бочки также служат емкостью, – рассказывает Машков.
В перспективе стоит задача поставить на острове аппаратуру, с помощью которой можно было бы не только разрезать огромные емкости, но и спрессовывать металл. И уже после этого вывозить на утилизацию на Большую землю.
Что ж, пора испытать плазморез в работе. Предлагается дорезать до конца огромную бочку, на которую до меня у оператора ушло пять часов. Прежде чем приступить к резке металла, нужно надеть очки и защитные перчатки. Во время работы от плазмореза летят искры, и можно получить травму или ожоги.
Сам аппарат довольно легкий и помещается в руке – агрегат чем-то похож на бормашину в стоматологическом кабинете. Удержать его можно, но вот чтобы управлять им, все-таки нужны навыки.
– Включите аппарат, поднесите к бочке и дождитесь момента, когда пойдут искры. Они должны проходить насквозь. Все, ведите по срезу, – говорит волонтер-оператор Александр.
Выполняю все четко по инструкции, но аппарат почему-то несет «не туда», металл плавится, но не разрезает бочку. Смотрю на кривую разреза – кажется, я напортачила.
– Ничего страшного, поправим. На будущее, чтобы разрез был ровным, работать плазморезом нужно медленно, – говорит Александр и за считанные минуты исправляет мой косяк.
Плазморез на острове в этом году используется впервые, и первые результаты работы чудо-техники можно будет увидеть уже в конце сентября. В это время на Кильдине пойдут дожди и снег, и экспедиция свернется до следующего сезона. В этом же году экологический десант должен будет убрать с острова 300 тонн железа.
Фото: Дарья ФедотоваПо словам директора департамента экспедиционной деятельности и развития туризма исполнительной дирекции РГО Наталии Беляковой, экологические экспедиции – сложное мероприятие:
– Удаленность, труднодоступность и малая населенность региона делают очистку сложным и чрезвычайно дорогостоящим комплексом научных, технических и логистических мероприятий. Чтобы их провести, требуются объединенные усилия многих ведомств – природоохранных, военных. Русское географическое общество на сегодняшний день – единственный институт в стране, который может консолидировать усилия власти, привлечь волонтеров, учесть интересы ученых. Все это РГО осуществляет уже не первый год, в рамках специальной экспедиции «Арктика. Генеральная уборка».
На острове Кильдин началась масштабная уборка: кадры из уникальной зоны
Смотрите фотогалерею по теме
Подписаться
Авторы:- Дарья Федотова
Сергей Шойгу Россия Арктика
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28825 от 15 июля 2022
Заголовок в газете: Кильдин: остров открытий
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Туристка рассказала о ситуации и ценах в Крыму
Фото 27748
Крымфото: МК в Крыму
Не годятся для серьёзных отношений: 4 знака, с которыми почти невозможно построить счастье
21764
ПсковВ Симферополе не пустили в кафе участника СВО в День России
7225
Крымфото: crimea. mk.ru
Новшество на дорогах: где в Пскове появятся турбокольца, и для чего они нужны
Фото 6797
ПсковЕкатерина Мазепина
Плиткой по комфорту: жители Подмосковья в шоке от благоустройства
4790
Московская областьЕвгения Вокач
Жуткая трагедия: в Приморье в реке Арсеньевка утонули трое детей
Фото 3706
ВладивостокОлеся Иванова
В регионах:Ещё материалы
На краю света! Посмотреть захватывающие пейзажи заброшенного острова Кильдин, снятые с неба и земли Отправить на почту
Российская Федерация, остров Кильдин
Окружающая среда и природа
16 июля 2022 в 08:14 GMT +00:00 · Опубликовано
Потрясающие пейзажи и уникальная фауна заброшенного острова Кильдин в Баренцевом море, а также обломки затонувших кораблей большой интерес для ученых и туристов.
На кадрах, снятых между 6 и 8 июля, показаны разные районы острова: длинная береговая линия с необычными «камнями-стволами», названными так из-за их характерной формы, отвесные скалы, похожие на ирландские скалы, широкие поля с сочной зеленой травой. В этом пространстве обитают самые разные животные: медведи и грызуны, тюлени и киты.
Птицы занимают особое место в жизни острова, они стали им владеть. Десятки их усеивают крутые скалы Кильдина и образуют облако, летящее над берегом.
Место большого скопления птиц на скалах называют «птичьим базаром» из-за его звуков. Это место гнездования черноногих моевок, уязвимых видов чаек, популяция которых сокращается из-за нехватки рыбы в море. Всего на Кильдине ученые зафиксировали 40 видов птиц, в том числе несколько редких, занесенных в Красные книги.
На острове расположено уникальное «многослойное» озеро Могильное, в котором вода одновременно пресная и соленая, что делает ихтиофауну очень разнообразной. В первых трех слоях озера обитают пресноводные морские виды, в том числе занесенная в Красную книгу кильдская треска. Глубже в воде, где соленость достигает 22 процентов, можно встретить морских звезд и полярных медуз.
Кильдин был заселен в советское время: здесь располагалось несколько важных военных объектов. После 1995 года немногочисленные населенные пункты постепенно опустели.
Сейчас остров практически полностью заброшен: постройки медленно разваливаются, а берег и прибрежные территории завалены ржавыми обломками кораблей и другой техники.
С 2010 года Русское географическое общество (РГО) совместно с Министерством обороны Российской Федерации реализует проект по расчистке территории острова. Цель субботника – внести вклад в экологическую обстановку Арктической зоны.
Подробнее: https://www.ruptly.tv/en/videos/20220711-054
06:00- Добавить в новый список
В трендеПросмотреть все видео
Топ загрузок за последние круглосуточно
Франция: Хаос в Нантере, протестующие сталкиваются с полицией после смерти подростка на остановке Франция: Хаос в Нантере, когда протестующие сталкиваются с полицией после смерти подростка на остановке29 июня 2023 г. , 23:21 GMT +00:00
Франция: Напряженность в Нантере нарастает из-за применения слезоточивого газа во время марша в честь подростка, застреленного на контрольно-пропускном пункте полиции Франция: В Нантере растет напряженность из-за применения слезоточивого газа во время марша в честь подростка, застреленного на контрольно-пропускном пункте № 9 полиции000329 июня 2023 г., 14:47 GMT +00:00
Франция: ожесточенные столкновения вспыхнули в Нантере в третью ночь протестов после смерти 17-летнего подросткаФранция: ожесточенные столкновения вспыхнули в Нантере в третью ночь протестов после смерти 17-летнего29 июня 2023 в 23:11 GMT +00:00
Ирак: Протестующие ворвались в посольство Швеции в Багдаде на фоне ярости из-за Стокгольмского Корана Сожжение Ирака: Протестующие ворвались в посольство Швеции в Багдаде на фоне ярости из-за Стокгольмского Корана сжигание29 июня 2023 г. в 19:10 GMT +00:00
Подробнее ОписаниеПотрясающие пейзажи и уникальная фауна заброшенного острова Кильдин в Баренцевом море, а также обломки затонувших кораблей представляют большую интерес для ученых и туристов.
На кадрах, снятых между 6 и 8 июля, показаны разные районы острова: длинная береговая линия с необычными «камнями-стволами», названными так из-за характерной формы, отвесные скалы, похожие на ирландские скалы, широкие поля с сочной зеленой травой. В этом пространстве обитают самые разные животные: медведи и грызуны, тюлени и киты.
Птицы занимают особое место в жизни острова, они стали им владеть. Десятки их усеивают крутые скалы Кильдина и образуют облако, летящее над берегом.
Место большого скопления птиц на скалах называют «птичьим базаром» из-за его звуков. Это место гнездования черноногих моевок, уязвимых видов чаек, популяция которых сокращается из-за нехватки рыбы в море. Всего на Кильдине ученые зафиксировали 40 видов птиц, в том числе несколько редких, занесенных в Красные книги.
На острове расположено уникальное «многослойное» озеро Могильное, в котором вода одновременно пресная и соленая, что делает ихтиофауну очень разнообразной. В первых трех слоях озера обитают пресноводные морские виды, в том числе занесенная в Красную книгу кильдская треска. Глубже в воде, где соленость достигает 22 процентов, можно встретить морских звезд и полярных медуз.
Кильдин был заселен в советское время: здесь располагалось несколько важных военных объектов. После 1995 г. несколько поселений постепенно обезлюдели.
Сейчас остров практически полностью заброшен: постройки медленно разваливаются, а берег и прибрежные территории завалены ржавыми обломками кораблей и другой техники.
С 2010 года Русское географическое общество (РГО) совместно с Министерством обороны Российской Федерации реализует проект по расчистке территории острова. Цель субботника – внести вклад в экологическую обстановку Арктической зоны.
Подробнее: https://www.ruptly.tv/en/videos/20220711-054
Инцидент на острове Кильдин: когда российская подводная лодка всплыла прямо под американской шпионской подводной лодкой
Хотя холодная война «закончилась» с После распада Советского Союза в 1991 году напряженность, накопившаяся за предыдущие 45 лет, не исчезла просто так. В частности, США очень интересовались обстоятельствами, в которых сейчас оказались бывшие советские войска. ВМС США было поручено собрать часть этой информации. Задача привела бы к досадному столкновению атомных подводных лодок двух стран.
Холодная война закончилась, но шпионаж остался.
Батон-Руж (SSN-689) плывет по океану в безветренный день. (Фото предоставлено ВМС США – cnrc.navy.mil)Россия находилась в политическом и финансовом хаосе после распада Советского Союза, но это не сделало ее вооруженные силы, особенно их мощный флот, менее смертоносными. ВМС США начали изучать движение и связь ВМФ России в своих портах, прослушивая суда и подключаясь к российским коммуникационным кабелям на морском дне. Эти операции были известны как «Операция Святой камень».
В феврале 1992 года американская ударная атомная подводная лодка класса «Лос-Анджелес» USS Baton Rouge находилась вблизи российского порта Североморск в рамках этих миссий по сбору разведданных. Официально подводная лодка США находилась в этом месте, собирая или размещая на морском дне подслушивающие устройства.
Экипаж продолжил свою миссию, полагая, что они совершенно одни и незамеченные.
11 февраля 1992 г.
Российский B-276 «Кострома» (Фото предоставлено ВМФ России) 900:20 Примерно в 12 милях от берега, в районе, который США считает международными водами, военный корабль США «Батон-Руж» неожиданно столкнулся с российской подводной лодкой, в результате чего находящийся внутри экипаж затрясся. Подводной лодкой была Б-276 «Кострома», атомоход класса «Сьерра» водоизмещением 9000 тонн.«Кострома» врезалась в Батон-Руж на скорости 8 миль в час, пытаясь всплыть. Эта скорость кажется медленной, но несет значительную силу из-за огромного веса подводной лодки. Обе подводные лодки получили серьезные повреждения в результате аварии, но обе смогли вернуться в свои порты.
Российская подводная лодка получила повреждение боевой рубки (на фото выше) из-за движения вверх. Американская подлодка получила сильные царапины и порванную балластную цистерну. К счастью, никто не пострадал в результате инцидента, но ситуация для Батон-Руж была опасной, так как у него был только один корпус, и в случае разрыва внутрь могла хлынуть вода.
Политическая реакция
Ударная подводная лодка Baton Rouge (SSN-689) на ходу недалеко от Ла-Маддалены, Италия. (Фото предоставлено фотографом ВМС США – Коллекция неподвижных изображений Министерства обороны США, любезно предоставлено dodmedia.osd.mil)Естественно, это событие стало крупной политической катастрофой для США, которые были разоблачены тем, что все еще следили за деятельностью России. Хотя США считали место столкновения международными водами, русские не согласились и заявили, что США незаконно вошли в их воды.
Заявление США о том, что «Батон-Руж» находилась в этом районе только для управления подслушивающими устройствами, не было принято русскими, которые считали, что две подводные лодки знали о присутствии друг друга и играли в кошки-мышки. Дальнейшие исследования аналитиков также подтвердили эту идею, поскольку маловероятно, что Батон-Руж подошел бы так близко, не будучи обнаруженным российскими противолодочными системами.
Тем не менее, само столкновение почти наверняка было несчастным случаем. Фактически, прежде чем вернуться в свои порты, USS Baton Rouge сделал круг вокруг российской подлодки, чтобы узнать, не нужна ли им помощь после случайного столкновения.
Это событие стало поводом для встречи госсекретаря США Джеймса Бейкера и президента России Бориса Ельцина для обсуждения ситуации.
Что случилось с подводными лодками?
USS Baton Rouge в сухом доке вскоре после вывода из эксплуатации. (Фото: ВМС США фото#270546 / Darryl Baker)
Как только Батон-Руж вернулся в родные воды, была оценена полная степень повреждений, и было принято решение сдать судно на слом. Подводная лодка должна была быть заправлена топливом, что является дорогостоящим и длительным процессом для атомоходов. Это, в сочетании с затратами на ремонт поврежденного корпуса, означало, что держать подводную лодку в эксплуатации было нерентабельно. Она была выведена из эксплуатации в начале 1993 года и списана позже в том же году на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон.