Кильдин остров: Таинственный остров Кильдин. Почему он стал почти необитаем и как живут те, кто остался

Ради чистой Арктики: как проходит «генеральная уборка» острова Кильдин

Недалеко от знаменитой Териберки РГО совместно с Министерством обороны и Северным флотом продолжает работы по очистке Арктической зоны от техногенного загрязнения в рамках специальной экспедиции.

Экологическая экспедиция по очистке Арктической зоны России — новый этап большой работы по решению глобальной задачи восстановления арктической экосистемы. Летом 2022 года основные экспедиционные работы и сопровождающие их экологические исследования ведутся на острове Кильдин в Баренцевом море и на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане. 

Арктика загрязнена по-разному, поэтому для каждой локации сценарий очистки уточняется. Например, на острове Врангеля основными объектами потенциального вреда природе являются бочки из-под ГСМ, оставленные на бывшем аэродроме в районе посёлка Звёздный на южном побережье. 

«Историческое наследие» на Кильдине исчисляется тоннами металлолома. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Кильдин гораздо меньше, чем остров Врангеля, бочек здесь немного — горюче-смазочные материалы доставлялись сюда танкерами. До середины 1990-х на острове проживало около 15 тысяч человек, в основном военнослужащие и их семьи. После расформирования в 1990-х военных частей и ухода с острова на Кильдине остались ржавые машины, бочки, трубы, проволока и металлическое аэродромное покрытие. Всё это «историческое наследие» сконцентрировано вокруг бывших военных объектов и некогда оживлённых посёлков Верхний, Нижний и Восточный Кильдин. 

В этом году с острова Кильдин, расположенного на выходе из Кольского залива недалеко от Мурманского берега, планируется собрать и вывезти не менее 300 тонн металлолома. 

Первый этап работ по очистке осуществляют военнослужащие экологического взвода Министерства обороны.

— Собираем металлические конструкции по всему острову. Небольшие объекты грузим вручную на машину и отправляем на побережье, крупные поднимаем с помощью стрелы,

— рассказывает командир эковзвода Кольской флотилии разнородных сил Павел Смирнов.  

Экологические взводы Минобороны проводят работы по ликвидации накопленного вреда одновременно в нескольких районах Российской Арктики с 2015 года. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

После того как металл концентрируется на побережье бухты Могильной, специалисты РГО обеспечивают технически сложный этап работ — разрез крупногабаритных металлических конструкций при помощи современного оборудования. 

— Использую аппарат для плазменной резки металла, который впервые применяется на острове благодаря РГО, — объясняет доброволец Общества, специалист по резке металла Александр Ананевич. — У меня большой опыт, в сравнении особенно заметно: плазморез ускоряет процесс в разы. Например, чтобы разрезать большой  ржавый тягач, мне потребуется примерно полдня. С обычной техникой это могло бы растянуться на несколько суток. А ведь на Кильдине каждый час имеет значение. Погода меняется часто, даже сейчас может внезапно налететь сильный дождь с ветром, и работать с становится сложно.

Да и вообще сезон на Кильдине короткий — арктическое лето длится всего пару месяцев, и за это время надо успеть как можно больше. 

Далее разрезанные конструкции, подготовленные для оперативного и компактного вывоза металлолома на материк, забирает один из кораблей Кольской флотилии и отвозит на Мурманское побережье. Оттуда груз забирают на утилизацию в соответствии со всеми экологическими нормами.

— Мы ведём работу по очистке Кильдина с 2017 года, — делится заместитель командующего Кольской флотилией разнородных сил Северного флота по МТО Андрей Величко. — Уже вывезли на материк для утилизации более 350 тонн металлолома. По результатам совместной экспедиции в 2022 году при поддержке РГО мы планируем удвоить этот показатель. 

С 2017 года с острова на материк для утилизации вывезено более 350 тонн металлолома. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Кильдин — лишь одна из локаций очистки и часть комплексной долгосрочной работы. Необходимость избавления Арктики от «исторического наследия», накопленного в течение всего XX века, была впервые обозначена именно РГО более десяти лет назад. С момента постановки вопроса в 2010 году на протяжении нескольких лет учёные оценивали объём и исследовали характер загрязнения Арктической зоны России. Геоэкологическое обследование определило общий объем загрязнений в зоне арктических архипелагов и островов — 90 тыс. тонн. Специалистам РГО удалось не только оценить масштаб негативного воздействия, но и разработать план по расчистке территорий арктических архипелагов — Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Новосибирских островов, а также островов Кильдин и Врангеля. 

Когда объём, сложность и длительность «генеральной уборки» стали ясны, наступило время обеспечения ресурсов для этой работы. По распоряжению министра обороны России Сергея Шойгу были сформированы отдельные экологические взводы Минобороны, которые ежегодно начиная с 2015 года проводят работы по ликвидации накопленного вреда одновременно в нескольких районах Российской Арктики. Так, в 2015–2019 годах только на острове Котельный (Новосибирские острова) было спрессовано гидравлическим прессом, вывезено на материк и утилизировано 3600 тонн металлолома, в основном бочки из-под топлива.  

В ходе экспедиции «Арктика. Генеральная уборка» помимо переработки и вывоза техногенного мусора проводится и экологическая рекогносцировка очищаемых локаций.  Учёные — добровольцы РГО оценивают экологическое состояние флоры и фауны территорий. На острове Кильдин впервые за много лет проводится мониторинг биоразнообразия территории. 

Остров населяют более 40 видов птиц, включая краснокнижных. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

— Комплексный подход РГО к очистке Арктики заключается в том, что помимо переработки и вывоза техногенного мусора, в экспедиции мы оцениваем экологическое состояние флоры и фауны, — делится директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО, кандидат исторических наук Наталия Белякова. — На Кильдине произрастает «золотой корень» — родиола розовая, прекрасно себя чувствует дальневосточный ирис. Зафиксировано более 40 видов птиц, включая краснокнижные. Реликтовое озеро Могильное с солёной и пресной водой — феномен мирового уровня.

Первый экспедиционный сезон «генеральной уборки» не только избавляет Кильдин от металлолома — он существенно расширяет наши знания о природе острова. После очистки у острова есть все основания стать уникальным национальным парком — зоной ответственного экологического туризма.  Природная красота, водопады и зелёный ковёр тундры дополняются артефактами — от действующего маяка на севере острова, неизменно попадающего в объективы фотографов, до загадочного «золотого километра» и других локаций.

Кильдин — крайне перспективная для научных наблюдений и мониторинга окружающей среды локация: сохранились его описания за многие годы, поэтому можно проследить картину в динамике. Специалисты РГО провели комплексное обследование природы острова: места концентрации животных, местообитания уязвимых видов, а также природные объекты, имеющие эстетическую ценность. 

Природа Арктики требует исключительно бережного отношения. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Была составлена схема ландшафтов и комплексов растительности. Регистрировались позвоночные животные — это позволяет в сжатые сроки получить исчерпывающий профиль территории в части её биоразнообразия. Как правило, позвоночные — относительно крупные, им надо много места. Например, если на территории живёт медведь, вокруг него гарантировано несколько квадратных километров относительно продуктивной территории, на которой живут также насекомые и пр. 

На Кильдине как раз обитает семья бурых медведей. Скорее всего, они приплыли на остров с материка и обрели идеальную среду для обитания: без естественных врагов и с хорошей кормовой базой. Камбала, палтус, лосось и горбуша — рацион из морской и речной рыбы дополняется изобилием грибов и северных ягод, которое приходит в тундру в конце лета.

После очистки у острова есть все основания стать уникальным национальным парком. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Изучение источников об острове свидетельствует, что зверей на суше и в окружающих водах некогда было больше — сохранились упоминания о песцах, выдрах, моржах. Их уничтожили до активного военного освоения. Кроме того, морские животные страдают из-за неуклонного снижения объёма рыбы. В настоящее время есть условия для восстановления численности видов, потому что из-за особого режима доступ на остров ограничен. Сегодня в водах Кильдинского пролива и Баренцева моря встречаются тюлени и дельфины.

— Мы обследовали озеро Могильное, в котором обитает уникальная популяция трески. Буквально по головам пересчитывали её эхолотом. Несколько тысяч особей позволяют говорить, что вид не исчезает. Озеро не загрязняется, сетей нет. Рыба концентрируется на глубине пять метров от поверхности воды, нам ещё предстоит изучить этот феномен,

— сообщает эколог, старший научный сотрудник СПбГУ, кандидат биологических наук Игорь Попов. — Из других сюрпризов, преподнесённых островом, — обнаруженный на нём кедровый стланик. Это сибирское растение, строго говоря, вообще не должно произрастать на острове. Предмет для отдельного исследования! 

Участники экспедиции. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

В ходе экспедиции специалистам РГО удалось также изучить малоизвестный птичий базар. Там гнездятся чайки-моевки, которых осталось совсем мало из-за снижения численности рыб в море. Раньше гагачий пух и яйца заготавливали почти в промышленных масштабах, сегодня это невозможно. Из других редких видов, обитающих и зафиксированных на Кильдине, — утка-морянка, кречет и орлан-белохвост, свившие здесь гнёзда.

По итогам экспедиционного сезона 2022 года планируется создать актуальную электронную экологическую карту Арктики, которая будет пополняться новыми данными об этой стратегической для России зоне. Кильдин займёт на ней особое место. Очистка и открытие Кильдина продолжаются. 

 

Наталия Белякова

Северный флот вывез весь металлолом с острова Кильдин — Газета.Ru

Северный флот вывез весь металлолом с острова Кильдин — Газета.Ru | Новости

close

100%

Силы Северного флота вывезли весь металлолом с острова Кильдин в Баренцевом море, с июля по конец октября оттуда вывезено более 570 т мусора, сообщается на сайте Минобороны России.

Сообщается, что грузовики с мусором вывозили с острова экипажи большого десантного корабля «Александр Отраковский» и малых десантных катеров Кольской флотилии.

Очистка острова Кильдин от металлолома ведется с июня 2017 года. Всего оттуда Северным флотом вывезено более 964 т металлолома. Это остовы военных машин на колесном и гусеничном ходу, фрагменты стальной металлической аэродромной полосы, бочки, трубы и проволока.

Ранее министр обороны России Сергей Шойгу рассказал, сколько тонн металлолома вывезено из Арктики за семь лет.

В августе Минобороны РФ высадило на острове Врангеля более 45 военнослужащих экологического подразделения Восточного военного округа (ВВО), которые должны очистить заповедник от металлолома.
Деятельность экологического подразделения развернулась в бухте Сомнительная, в районе бывшего аэродрома «Звездный».

На острове Врангеля расположен один из 10 арктических военных аэродрома, которые начали строить в 2016 году. Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Каждый из них имеет возможность обеспечивать взлет и посадку как тяжелых транспортных самолетов, так и истребителей-перехватчиков, в первую очередь МиГ-31.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Иван Глушков

Что новый год готовит

О ресторанных трендах грядущего 2023-го

Марина Ярдаева

«Пассивный доход» дают только активы

О вечной жажде чуда и счастья даром

Юрий Мурадян

«Я сделаю это сегодня»

О том, как не откладывать важные дела на потом

Андрей Колесников

Легенда без номера

О 100-летии Всеволода Боброва

Алексей Потапов

Мелким шрифтом внизу договора

О том, как правильно страховать жизнь

Найдена ошибка?

Закрыть

Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.

Продолжить чтение

Таинственный остров Кильдин. Почему он почти раскованный и какая там жизнь — Общество и культура

МОСКВА, 29 июл. /ТАСС/. Огромная унылая скала на северо-востоке Баренцева моря, в нескольких милях от Кольского залива, лежит прямо на пересечении морских путей из Мурманска.

Вперед, в прошлое!

Один маршрут проходит через Скандинавию в Европу, а другой ведет к Белому морю и Северному морскому пути. Быстроходный катер доставил нас из Североморска на остров всего за 30 минут. Странно было видеть остров моего детства как будто впервые. Почти 40 лет спустя.

Когда-то крепкие причалы превратились в руины. Мы с фотокорреспондентом Львом Федосеевым с трудом выбрались на берег по этим развалинам. Мы пошли по дороге, покрытой травой, чтобы добраться до деревни-призрака.

В годы расцвета назывался Низ. Раньше здесь был магазин, несколько домов, детский сад, трехлетняя школа, военные базы и воинское кладбище.

Рыбаки на берегу предупреждают — пару дней назад сюда приходил медведь. Здесь бродят не менее пяти медведей. Они хозяева на острове, сказали мужчины.

У нас нет ни рации, ни сигнальных костров, ни оружия, только камеры и сотовые телефоны, которые здесь кажутся совершенно бесполезными, так как на береговой линии мы можем обнаружить слабый сигнал.

На верхнем плато, примерно в пяти километрах вверх по извилистой дороге, находится еще одно село Верх, где я жил в возрасте от трех до девяти лет.

Мой отец служил начальником связи в полку береговой артиллерии Северного флота, поэтому у нас дома был телефон, по которому после сильных снегопадов мы часто звонили в котельную, прося военнослужащих вырыть вход в наш дом из-под снега.

Дети до девяти лет жили на острове вместе с родителями, но потом их отправили в школу-интернат на материке. Те, кто остался на острове, наслаждались свободой — пасли коров, штук десять. Молоко давали только семьям с младенцами, либо малыши могли заглянуть в пекарню, чтобы прихватить сухарей и накормить лошадей, которые свободно бродили по острову.

Зимой, промокшие насквозь, мы рыли тоннели в трехметровом снегу, любили скатываться с гор на санях и целый час ползти вверх.

Бараки сейчас практически в руинах, хотя двух- и трехэтажные дома, которые мы привыкли называть небоскребами, все еще выглядят прочно, зияя пустыми окнами.

Внутри нет мебели, труб и обогревателей. Здесь находится клуб, где раньше был спортзал, книжный магазин, столовая с вкусными домашними пирогами, где семьи устраивали вечеринки.

Военные покинули остров в 1995 году, и Кильдин опустел.

Он все еще заблокирован

Добраться до Восточного Килдина проще. В этой части острова галечный пляж, и наша лодка скользит по берегу, так что мы легко выпрыгиваем. В глаза бросается множество цветов: ковер из ромашек, колокольчики, полярные маки, дикая гвоздика, «золотой корень» (родиола розовая) — таких цветов в Мурманске не встретишь.

Климат в северо-западной части суровый, типично арктический, а вот южные и восточные части, спускающиеся к морю, летом выглядят как альпийские луга.

На берегу видим большой деревянный дом; дым идет из трубы. К нам приходит мужчина.

— Я «туземец», с 1981 по 1992 служил здесь, правда на Западном Кильдине…

Мужчина — Алексей Баранов.

— Потом я вышел на пенсию, но остался здесь еще на три года, до 1995, пока полк не покинул остров. Я занялся торговлей, открыл здесь две лавки, там наверху и там внизу, и снабжал остров продуктами… Потом какое-то время жил в Петербурге. И теперь, когда я перестроил этот дом, я живу здесь.

Каждую весну Алексей приезжает сюда, встречает смелых туристов и рыбаков, помогает ученым в исследованиях и уезжает на зимовку в Петербург.

По его словам, у Северного флота на острове есть две базы, но посторонних туда не пускают.

Еще в советское время транспортное сообщение на острове было организовано военными.

В прошлом четыре корабля связывали остров с материком. В настоящее время проходит только один из них, идущий из Мурманска в Островной.

— Маленькая лодка Пингвин (пингвин) доставляла людей с берега на корабль и обратно. Если волна была высокой, люди пугались, сползая по лоцманскому трапу с огромного корабля на маленькую лодку, которая временами исчезала в воде. С борта сбрасывали любой багаж, иногда не попадая в цель, — улыбается Алексей. — Но все равно все люди были опытные, сильные. Слабакам здесь не выжить.

Жизнь Алексея устроена: печь, банька, отопление углем, спутниковая антенна для связи, телевидение и интернет. Две лодки с двигателями — на них он ездит за покупками в Североморск. В хорошую погоду дорога занимает всего полтора часа.

— Как видишь, я не страдаю одиночеством — вот рыбаки, поболтают, а потом военные. А за последние два года здесь оживилась жизнь. Некоторые энтузиасты решили вернуть жизнь на наш замечательный остров — строят здесь церковь.

Храм Святого Воина Федора Ушакова

Два брата, Андрей и Юрий Орловы, делают невозможное — по инициативе отца Сергия, настоятеля Териберского прихода, делают духовно-просветительско-спортивный лагерь и построить церковь на Кильдине в память о прошлом.

В 16-18 веках здесь жили соловецкие монахи; они приветствовали рыбаков и торговцев, давали им воду, размещали и делились пищей. Записи о церкви и общежитии на острове находятся в архиве Санкт-Петербургского Европейского университета.

Позже, в 19 веке, на острове поселилась норвежская семья. У них было 12 детей. Семья жила на Кильдине около 60 лет и была единственной норвежской семьей, проживающей к востоку от Кольского залива, и единственной популяцией Кильдина. Главу семьи прозвали Кильдинским королем.

— Поклонный крест мы установили три года назад, и, думаю, к этой осени храм будет готов. Строительство продолжается на спонсорские деньги. Церковь будет 5 на 6 метров, у нас есть единомышленники, которые делают для нас купола. В храме будет алтарь, он будет небольшой, но уютный и открытый для всех. Мы выбрали название – Храм Благоверного Воина Святого Федора Ушакова, – рассказал нам Андрей Орлов.

Андрей и Юрий живут в Североморске. Они любят природу, север и море. Катер ВМФ доставил на остров бревна для будущей церкви, окон и небольшого домика. От моря до стройплощадки старый грузовик ЗИЛ возил все материалы. Братья ремонтировали советский грузовик.

— Этот ЗИЛ 1968 года выпуска, 5 тонн везет, а эта рабочая лошадка и 12 везет, мы пробовали, — сказал нам Юрий Орлов за рулем грузовика, подпрыгивая на ходу.

— Могли бы и больше сделать в эту полярную ночь, когда светло, но кончились материалы, — смеясь, сказал Андрей. — Привести их сюда — большое дело, ты сам это видел. Наша лодка может взять только немного. Мы очень благодарны командующему Северным флотом за помощь. Построить что-либо на таком расстоянии достаточно проблематично. Вы покупаете гвоздь за один рубль, а когда вы приносите его сюда, его цена подскакивает до пяти. В какой-то момент мы так напряглись, все казалось невозможным… но когда мы начали возводить стены, энтузиазм вернулся.

Если самые оптимистичные ожидания оправдаются, стены храма могут быть готовы к октябрю, а купола будут изготовлены в ближайшую зиму в Самарской области. Местные мастера сделают колокольню.

— С Божьей помощью следующим летом в храме будет первая служба, — сказал владыка Тарасий.

Легенды и тайны острова Кильдин

— Кильдин подобен пробке, выбившейся из узкого Кольского залива. Существует легенда о злой ведьме, которая хотела загородить эту бухту каменным островом, чтобы не пускать рыбаков в море. Но этого не произошло, и теперь Кильдин отделен от материка узким проливом. Одни геологи говорят, что это часть Кольского полуострова, другие говорят, что это часть Уральских гор. Самая странная версия утверждает, что этот остров — метеорит, — рассказал местный репортер и историк Сергей Юдков.

За озером Могильное, дальше на восток, есть еще одна природная достопримечательность — квадратные камни-гробницы, высотой в два раза выше человека. Удивительно, но камень не монолитный гранит, он слоистый, как кусок известняка. Некоторые знатоки говорят, что это обломки скал, которые скатились с вершины, и ветер и волны придали им такой странный вид. Древние поморы называли их Дьявольскими камнями.

— В старину, — сказал Сергей Юдков, — на этих скалах разбивались поморские ладьи, а во время войны (Второй мировой войны) там — у Чертовских камней, затонули тральщики «Туман» и «Пассат». К-159подводная лодка тоже там затонула. Это наш местный Бермудский треугольник.

Эти камни-саркофаги привлекают множество туристов и ученых, и любой, кто видел и прикасался к этим гранитным пластам, не мог остаться равнодушным.

Кильдинский ГУЛАГ и «золотой километр Рокоссовского»

Вот часть асфальтированной дороги через Кильдин. Она начинается из ниоткуда и ведет в никуда.

— Точнее, короче одного километра — всего 837 метров, мы измерили, — сказал историк Михаил Орешета. — В восточной части Кильдина раньше была больница, в бывшем доме Эрикссонов, колонистов из Норвегии. Здесь лечили заключенных ГУЛАГа. Работали на острове в невыносимых условиях, строили туннели для вооружения, проложили и эту дорогу, но так и не закончили.

Многие заключенные на острове были бывшими высокопоставленными военными, и легенда гласит, что имя золотого километра Рокоссовского было посвящено бывшему маршалу. Никто не может сказать, был он на острове или нет. Но в разных источниках упоминается, что он участвовал в мощении.

Тогда информация о заключенных и их работе на Севере была совершенно секретной. Константин Рокоссовский был арестован в августе 1937 года в Пскове по обвинению в связях с иностранной разведкой и участии в заговоре против руководства страны.

Информации о задержании маршала нет. В 1940 году он был освобожден.

От той тюрьмы на острове практически ничего не осталось — только тоннели, которые прорыли заключенные, да тот самый «золотой километр Рокоссовского» — как памятник ГУЛАГу.

Кильдинский гранитный крейсер

Политзаключенные построили на острове не просто дорогу. Артиллерийский рубеж, зенитные площадки, причалы для боевых кораблей, тоннели для ремонтных мастерских, казармы, госпиталь, клуб, пекарня — все эти объекты инфраструктуры были построены в рекордно короткие сроки прямо перед войной.

К Великой Отечественной войне Мурманская область располагала достаточно надежными военными объектами. Кильдинский гранитный крейсер – так называли тогда остров.

— Во время войны в 1943-1944 годах здесь находились части 27-й авиационной эскадрильи, которой командовал Герой Советского Союза Василий Адонкин. После войны здесь продолжалось большое военное строительство. На острове было много тоннелей, подземных помещений для командиров, складов, — рассказала эксперт музея культурного наследия Ольга Земскова.

В дни воинской славы флаги Северного флота приспущены, а проходящие корабли протяжно гудят. Таким образом, ВМФ отдает дань уважения сторожевому кораблю «Туман», затонувшему здесь 10 августа 1941 года. В море вокруг острова сохранились останки других боевых кораблей, подводных лодок и гражданских судов, а также судов арктических конвоев.

Северный флот продолжает зачистку территорий арктических военных баз. Кильдин есть в списке. В ВМФ организован экологический взвод. На Восточном Кильдине вывезет металлолом и старые постройки. По мере сноса зданий военно-морской флот восстанавливает растительность на почве.

Измученный, но живой Кильдин ждет нового будущего.

Экскурсия в Кильдин. Это реалистично?

На остров приезжает немного туристов. Нет транспорта, который мог бы их сюда привезти. В Кильдине нет инфраструктуры размещения. И все же самым любопытным и смелым удается приехать и посмотреть на остров.

Илья Мельников, директор туристической компании «Ахтилахти» в Санкт-Петербурге, обычно собирает группы из десяти туристов, нанимает лодку в Териберке (Мурманская область) и возит группы в пешие походы по острову. Путешественники везут продукты и снаряжение. Ночуют в палатках.

— Надо оформить пропуск на остров, — сказал он. — Вполне реально обойти остров за пять дней, когда мы «собираем» все достопримечательности по пути: заброшенные военные базы, маяк «Северный», линии береговой обороны. Наиболее интересны пушки, хотя на острове уничтожено довольно много объектов. Во всяком случае, подземные сооружения находятся в хорошем состоянии и интересны с военно-технической точки зрения. По сути, «Кильдин» — это рассказ о России, о том, что с ней произошло, — это суть нашей реальности на отдельном острове.

Илья говорит, что остров надо развивать, только энтузиазма мало; такой проект требует поддержки, в том числе со стороны властей.

В этом году (2020) Илье пришлось отменить поездки из-за пандемии, но он надеется наверстать упущенное в следующем сезоне. Многие жители Мурманской области хотели бы организовать морской путь в этот крошечный арктический оазис. У региональных властей также есть планы по развитию туризма в Арктике. Мы надеемся, что все эти планы осуществятся.

Остров Кильдин в Баренцевом море может стать национальным парком, — Русское географическое общество — Общество и культура

МОСКВА, 12 июл. /ТАСС/. После вывоза всего металлолома с острова Кильдин в Баренцевом море остров может стать национальным парком и местом ответственного экологического туризма, сообщили в понедельник в пресс-службе Русского географического общества.

«Подход Русского географического общества к очистке Арктики заключается в том, что помимо переработки и транспортировки техногенных отходов, в ходе экспедиций проводится анализ экологического состояния флоры и фауны», — цитирует пресс-служба директора управления экспедиции и туризма организации. Департамент Наталья Белякова, как говорит. «В течение первого сезона очистной экспедиции мы вывозим металлолом с острова Кильдин, а также расширяем знания о природе острова».

«После субботника остров имеет все основания стать уникальным национальным парком — зоной ответственного экологического туризма», — добавила она. «Красота природы, водопады и зеленый ковер тундры, а помимо артефактов — от работающего маяка на севере, который является типичным объектом на большинстве снимков, до загадочного «золотого километра» и других локаций.»

Остров Кильдин известен «золотым корнем» — родиолой розовой, ирисом дальневосточным, более 40 видами птиц, в том числе занесенными в Красную книгу. Есть на острове и феномен мирового уровня — реликтовое Могильное озеро с соленой и пресной водой. Различные источники говорят, что на острове и в окружающих водах раньше было больше животных, таких как, например, песцы, выдры, моржи. Эти виды были утеряны до начала активного военного освоения. Морские животные страдают от сокращения рыбных ресурсов. В настоящее время в проливе Кильдина и Баренцевом море обитают моржи и дельфины. В то же время, поскольку доступ к острову ограничен, существуют положительные условия для восстановления вида.

Русское географическое общество (РГО) совместно с Северным флотом продолжает экологическую экспедицию по очистке острова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *