Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь
Совсем не обязательно родиться в Японии, чтобы найти свой икигай (предназначение в жизни), познать прелесть мимолетного (ваби-саби), увидеть красоту в несовершенстве. Книга «Японизм» Ниими Лонгхёрст поможет вам стать осознаннее и счастливее благодаря элементам японского мировоззрения. C разрешения издательства «КоЛибри» Forbes Life публикует главу из книги
По легенде, искусство кинцуги (или кинцукурои), означающее «соединение при помощи золота» («починка при помощи золота»), возникло в XV веке. Сёгуну Ёсимасе Асикаге до того не понравилось, как склеили его любимую керамическую чашу, что он подрядил японского мастера найти другое, эстетически более приемлемое решение. Тот нашел, и с тех пор техника кинцуги вошла в жизнь.
Кинцуги — это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком. Осколки собирают заново, и предмет, исчерченный золотыми трещинами, становится еще лучше, чем был. Так что вещь, которую в обычных условиях выкинули бы или списали как ущербную, начинают ценить пуще прежнего, поскольку благодаря кинцуги ее недостатки стали ее достоинствами и добавили ей красоты.
Чашки, склеенные методом кинцуги, часто можно встретить во время чайных церемоний (садо): там вещи, обладающие интересным изъяном, ценятся особо — за жизненную историю и эстетическую неповторимость.
Если брать шире, концепция кинцуги — это убедительная метафора, и совсем не обязательно применять ее только к вещам. Можно и к жизни в целом, особенно в сложные времена, когда привычный ход событий меняет свой курс. Она может быть полезна, когда вы анализируете свое поведение или критически рассматриваете себя в зеркале. Вот, к примеру, я. У меня все лицо в веснушках. Не счесть, сколько часов я истратила, сколько косметики извела, чтобы замазать пятнышки, которые проявляются на лице, стоит мне подольше побыть на солнце.
Когда я была подростком, одна веснушка бесила меня особенно — та, что на подбородке, чуть слева от центра. Чем я только ни мазала в попытках избавиться от нее, но — увы! — мне это так и не удалось.
Ничто не разбивается непоправимо, как бы болезненно ни воспринималось это поначалу.
А потом, на первом курсе университета (а надо знать, что первый курс — это довольно тяжелое время, ведь ты пытаешься обзавестись друзьями и обжиться в незнакомом городе), одна девушка, которая стала потом моей ближайшей подругой, заметила, что ей очень симпатична эта моя несчастная веснушка. Это было сказано вскользь, мимоходом, когда мы собирались вместе на какую-то вечеринку, но с тех пор эта веснушка всегда напоминает мне о любимой подруге, о студенчестве, о том, как весело мы проводили вместе время. Так рыжее пятнышко из недостатка обратилось в одно из моих достоинств.
Я высоко ценю философию кинцуги (принятие недостатков и изъянов), ведь трудности, с которыми мы сталкиваемся, на самом деле создают нас как личности. В той же мере, в которой мы нуждаемся в горьком, чтобы оценить сладкое, наши беды — утраты, предательства, разочарования — составляют часть нашей биографии, нашей личности, наших историй. И, вместо того чтобы скрывать наши шрамы, кинцуги призывает их чтить и отдавать должное той роли, которую тяжелые, неприятные события сыграли в нашем формировании. Ничто не разбивается непоправимо, как бы болезненно ни воспринималось это поначалу.
Если рассуждать в более практическом смысле, кинцуги наводит на мысль, что пользоваться вещами надо сознательно и разумно. Не торопиться за непостоянной модой, а заботиться о тех вещах, которые у нас уже есть, чинить, а не выбрасывать и заменять новым. Так лучше и для окружающей среды, и для нашего банковского счета.
С другой стороны, кинцуги служит метафорой того, как мы рассматриваем свои сильные и слабые стороны. В Японии есть поговорка, которая очень точно это схватывает: «Тёсё-ва тансё» (можно перевести как «наши сильные стороны — это наши недостатки»). Самоуверенность и переоценка себя может здорово подвести человека, причем в самый неожиданный момент.
Это важный урок — не воспринимать свои предполагаемые достоинства как нечто само собой разумеющееся. Каждое из них требует труда, внимания, самовоспитания, о чем бы речь ни шла — о рабочих навыках, об отношениях или о здоровье (физическом и душевном).
Именно поиск красоты в чем-то видимо небезупречном делает кинцуги таким мощным средством улучшения жизни.
«Никогда не начинайте своего дела с эгоистичных мыслей». История первой японской женщины-миллиардера
Применение философии кинцуги в жизни
Мы знаем, что философия кинцуги простирается за пределы починки фарфора и керамики. Но как сделать ее частью нашей повседневной жизни? Вот несколько подсказок.
Не почивайте на лаврах
Для нас естественно фокусироваться на слабостях и стараться их исправить, однако свои сильные стороны тоже не воспринимайте так, словно они положены вам по праву рождения. Это ловушка, и вам может сильно не повезти, если вы в нее попадете.
Чините, не меняйте на новое
То, что предмет сломался, вовсе не означает, что закончена его полезная жизнь. Отличный пример в этом отношении — обувь. Отнесите туфли сапожнику, пусть подобьет каблуки (и с самого начала вложитесь в качество, не покупайте дешевое, оно неизбежно скоро развалится).
Смиритесь со своими несовершенствами
Они придают вам индивидуальность и неповторимость. Вместо того чтобы стремиться к недосягаемым стандартам (постоянному источнику стресса и разочарования), сосредоточьтесь на том, что вам в себе нравится. Взглянув на положение дел с солнечной стороны, вы непременно похорошеете и в итоге больше поверите в себя.
Не Мураками единым: почему японская литература снова обретает мировую популярность и чему она может нас научить
Метафора жизни
Склейка кинцуги так красива потому, что фиксирует драматический момент в жизни предмета — тот момент, когда он не выдержал, рассыпался, треснул от напряжения. Но одновременно кинцуги демонстрирует нам, что предмет все еще сохраняет свое великолепие и тот момент, когда он сломался, лишь еще один шаг на более длинном и важном пути.
Кинцуги можно считать образным воплощением преодоления утраты или предательства, воплощением, которое сфокусировано не на самой утрате, а на том, как она сказывается на человеке, ее пережившем. Кинцуги играет важную роль в чайной церемонии, многое открывая в духовных и культурных ценностях, присущих садо: чайные чашки с золотыми заплатками и прочими «изъянами» и «несовершенствами» ценятся выше тех, что безупречны на вид. Ведь изъяны, заплатки и трещины красноречиво повествуют об отношениях владельца с предметами: насколько вещи ухожены, насколько любимы, до какой степени на них полагаются и какую роль они играют в практике хозяина.
Все это, конечно, дело сугубо индивидуальное, но можно провести аналогию с плюшевым медведем, который в детстве спал под боком у каждого из нас. Кому-то другому наш родной мишка вряд ли покажется красавцем, ведь нежную любовь к нему питали только мы, и все-таки по его состоянию сейчас, по его изношенности, заплаткам и штопкам нельзя не увидеть, что он любим и когда-то играл неоценимую роль в судьбе своего владельца.
Философия кинцуги сформировалась благодаря свойственной японцам психологической гибкости и готовности принять то, что невозможно изменить. Для этого явления есть особое слово «сиёганай», означающее «ничего не поделаешь!». Прямо перед тобой купили последний батон хлеба в пекарне? Сиёганай. Выучила роль, пошла на прослушивание, но роли не получила? Сиёганай. Ты признаешь, что разочарована, но понимаешь, что делать тут нечего? Неприятно, да, давай в этом себе признаемся и пойдем дальше.
Неочевидная Япония: лисья деревня с ручными кицунэ, Великие будды и горячие источники Хоккайдо
6 фото
Кинцуги — японское искусство ценить изъяны
17 марта 2016 Жизнь
О ценности неудач и провалов мы говорим часто. Но при этом, даже если очередной провал мы смогли превратить в успех, всё равно стараемся забыть о своих недостатках поскорее. Японское искусство кинцуги поможет вам в корне изменить отношение к собственным изъянам.
Сложно в этом признаться, но с самого детства мы взращиваем в себе надежду достичь идеала. Мы мечтаем, что наша взрослая жизнь будет прекрасной во всех отношениях. Когда-нибудь мы встретим свою вторую половинку. Когда-нибудь мы найдём работу, которая будет приносить удовольствие. Когда-нибудь наш дом станет полной чашей, а окружающие будут уважать и ценить нас.
К сожалению, не все наши мечты сбываются, и образ идеальной жизни разбивается на мелкие кусочки, столкнувшись с реальностью.
Как справиться с этим и что делать с осколками, в которые превратились ваши мечты?
YouTube.comВозможно, вам поможет японское искусство кинцуги. Его философская основа покажет вам, как следует воспринимать свои неудачи, проблемы и тревоги.
Кинцуги — это техника реставрации керамических изделий. Разбитую посуду склеивают снова, но трещины не маскируют. Наоборот, каждую из них подчёркивают, скрепляя осколки лаком с добавлением драгоценного металла — золота.
Идея состоит в том, что разбитая посуда не должна отправляться на свалку. Её нужно восстановить, при этом подчеркнув, что история предмета не заслуживает забвения.
Считается, что искусство кинцуги возникло в XV веке. По одной из версий, японский сёгун Асикага Ёсимаса разбил свою любимую чайную чашу. Он приказал отреставрировать её, и чашу отправили в Китай. Мастера восстановили чашу и вернули её сёгуну, но оказалось, что они соединили осколки ужасными крупными скрепками. Асикага Ёсимаса был недоволен выполненной работой и приказал японским мастерам найти более эстетичный способ вернуть чаше прежний вид. Они не только соединили осколки, но и превратили обычную посуду в предмет искусства с помощью техники кинцуги.
Кинцуги сродни философии ваби-саби. Её смысл состоит в принятии изъянов и умении видеть красоту в несовершенстве.
Очень японское отношение к недостаткам и проблемам нашло своё воплощение и в европейской культуре. О том, что изъяны стоит воспринимать как нечто прекрасное, писали и говорили всегда. Многие успешные люди признавались: они гордятся своими провалами, потому что во многом благодаря им смогли обрести счастье и добиться успеха.
Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.
Трумен Капоте
американский писатель
Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.
Коко Шанель
французский модельер
Многое говорит в пользу неудачи. Во всяком случае, она куда увлекательнее успеха.
Макс Бирбом
английский писатель и карикатурист.
Современный мир не терпит недостатков. Мы восхваляем молодость, красоту и новизну. Искусство кинцуги несёт в себе так необходимую сегодня мудрость, применимую не только к керамическим чашам, но и к человеческой жизни.
YouTube.comБыть идеальным — это хорошая, но недостижимая мечта. Вместо того чтобы превозносить безукоризненный и нереальный образ, нам стоит поставить на пьедестал свою историю — такую, какая она есть.
Как философия, лежащая в основе японского искусства «кинцуги», может помочь нам пережить неудачу для себя. Многие люди оглядываются назад и разочаровываются, что не воспользовались возможностью больше путешествовать. Другие, возможно, предполагали, что они продвинутся дальше в своей карьере или личных отношениях. На самом деле жизнь тяжела, и мы можем столкнуться с неудачами (большими и маленькими), которые могут разрушить наши мечты, оставив нас с фрагментами, которые мы считаем бесполезными.
Вы можете прослушать другие статьи из «Беседы», рассказанные Ноа, здесь.
Чувство неудачи может нанести продолжительный психологический урон, но оно не должно останавливать вас на пути. Существует множество учений, практик и философий, которые могут помочь вам справиться с разочарованием, принять несовершенство и сохранять оптимизм.
Одной из таких практик является форма японского искусства
Многие формы японского искусства испытали влияние философии дзэн и махаяны, отстаивающих концепции принятия и созерцания несовершенства, а также постоянного изменения и непостоянства всех вещей.
Эта статья является частью серии Fail Better для тех из нас, кому от 20 до 30 лет, о том, как пережить моменты, когда дела идут не совсем так, как планировалось. Многие из нас следят за новостями в социальных сетях, где наши сверстники делятся своими успехами в отношениях, карьере и семье. Когда вы чувствуете, что не соответствуете требованиям, части из этой специальной серии «Четверть жизни» помогут вам научиться справляться с неудачами и даже расти после них.
Кинцуги — японское искусство ремонта разбитой керамики.
Если чаша разбита, вместо того, чтобы выбрасывать осколки, осколки соединяются вместе с помощью клейкой древесной смолы, а трещины украшаются золотом. Попыток скрыть повреждения нет, вместо этого они подсвечиваются. Практика стала представлять идею о том, что красота может быть найдена в несовершенстве. Поломка — это возможность, и применение такого мышления к случаям неудачи в нашей собственной жизни может быть полезным.Техника починки разбитых горшков
Кинцуги была широко распространена в Японии в конце 16 и начале 17 веков. Истоки этой эстетики уходят на сотни лет назад в период Муромати (приблизительно с 1336 по 1573 год). Говорят, что третий правящий сегун (вождь) той эпохи Асикага Ёсимицу (1358–1408) разбил свою любимую чашу для чая. Чаша была уникальной и не могла быть заменена.
Так вот, вместо того, чтобы выбросить, отправил в Китай на замену или ремонт. Чаша вернулась отремонтированной, ее части удерживались на месте металлическими скобами. Ремонт скобами был обычным методом в Китае, а также в некоторых частях Европы в то время для особенно ценных предметов. Однако сёгун не считал его ни функциональным, ни красивым.
Вместо этого Сёгун приказал своим ремесленникам разрешить ситуацию, найдя способ сделать что-то красивое из сломанного, поврежденного предмета, но без маскировки повреждений. Так и появились кинцуги .
Нахождение красоты в несовершенстве
Кинцуги делает что-то новое из разбитого горшка, который трансформируется, чтобы обладать другой красотой. Несовершенство, золотые трещины — вот что делает новый объект уникальным. Они есть каждый раз, когда вы смотрите на него, и они приветствуют созерцание прошлого объекта и момента «неудачи», который преодолели он и его владелец.
Искусство кинцуги неразрывно связано с японской философией ваби-саби
Ваби-саби также можно включить в созерцание чего-либо и наблюдение за тем, как оно становится все красивее с течением времени. Как ремесло и форма искусства, kintsugi бросает вызов ожиданиям. Это связано с тем, что эта техника идет дальше, чем ремонт объекта, но на самом деле трансформирует и намеренно меняет его внешний вид.
В эпоху массового производства и конформизма научиться принимать и праздновать несовершенные вещи, как показывает kintsugi , может быть очень полезным. Будь то расставание или отказ в повышении, фрагменты нашего разочарования могут превратиться во что-то новое.
Эта новая вещь может быть не идеальной или такой, какой вы ее представляли, но она прекрасна. Вместо того, чтобы пытаться скрыть недостатки, техника кинцуги подчеркивает их и привлекает к ним внимание. Философия kintsugi как подход к жизни может помочь нам воодушевиться, когда мы столкнемся с неудачей. Мы можем попытаться собрать осколки, и если нам удастся это сделать, мы сможем собрать их вместе. Результат может не сразу показаться красивым, но как ваби-саби учит, что со временем мы сможем оценить красоту этих несовершенств.
Чаша может показаться разбитой, осколки разбросаны, но это возможность собрать ее заново золотыми швами. Это будет что-то новое, уникальное и сильное.
Четверть жизни — это серия о проблемах, затрагивающих тех из нас, кому от 20 до 30 лет.
Как японское искусство кинцуги может помочь вам справиться со стрессовыми ситуациями
Кэндис Кумаи наиболее известна своими чистыми зелеными коктейлями, кондитерскими изделиями матча и здоровой пищей. Но в своей новой книге «Здоровье кинцуги: японское искусство питания разума, тела и духа» повар с классическим образованием предлагает нам другое путешествие к исцелению и здоровью, исследуя мощное послание, стоящее за кинцуги.
Вам, наверное, интересно, что такое кинцуги?
Кинцуги — это японское искусство соединения осколков керамики с помощью золота, основанное на идее, что, принимая недостатки и несовершенства, вы можете создать еще более сильное и красивое произведение искусства. Каждая поломка уникальна, и вместо того, чтобы чинить предмет как новый, 400-летняя техника фактически выделяет «шрамы» как часть дизайна. Использование этого в качестве метафоры для самоисцеления преподает нам важный урок: иногда в процессе ремонта сломанных вещей мы на самом деле создаем что-то более уникальное, красивое и устойчивое.
Kintsugi Wellness: японское искусство питания ума, тела и духа Кэндис Кумаи. Кэндис КумаиКумай, наполовину японка, впервые узнала о кинцуги в детстве от своей матери и бабушки, но только недавно она заново открыла для себя его актуальность. «Кинцуги — это то, чему я научился в очень юном возрасте, но оно вернулось ко мне, когда я переживал очень трудные времена в своей жизни», — говорит Кумаи. Именно тогда Кумай решил совершить поездку в Японию и учиться у мастера кинцуги в Киото. «Мне пришло в голову, что людям нужны метафоры и объекты, чтобы понять искусство исцеления. Кинцуги показывает, как лечить, и показывает, что вам лучше справляться с вашими золотыми трещинами», — говорит Кумай.
За три года, которые понадобились Кумай, чтобы написать, отредактировать и сделать фотографии для книги, она посетила Японию 10 раз, узнавая, насколько актуально послание Кинцуги для нашей повседневной жизни. Если вы переживаете потерю любимого человека или работы, или восстанавливаетесь после травмы, развода или другой личной трагедии, кинцуги может быть способом переосмыслить трудности, чтобы напомнить себе, что вы не жертва обстоятельств. — и помочь вам выйти с другой стороны сильнее.
Кинцуги — это японское искусство соединения осколков керамики с помощью золота — метафора принятия своих недостатков и несовершенств.
«Вы не сможете полностью реализовать свой потенциал, пока не переживете трудные времена, — говорит Кумай. С учетом сказанного, Кинцуги требует работы и осознания, чтобы это действительно исцеляло. Эта работа, по словам Кумаи, начинается с следования основным принципам, которые она излагает в своей книге. Здесь Кумай дает нам представление о том, как вы можете применить некоторые из этих практик кинцуги в своей повседневной жизни.
Ваби-саби: восхищайтесь несовершенством
Ваби-саби — это прославление несовершенства и простая жизнь. «Каждый переживает трудные времена, и вести идеальную жизнь не обязательно реалистично», — говорит Кумаи. По-японски ваби означает одиночество, а саби — течение времени. Вместе они учат нас, как принять хорошие и плохие стороны себя и асимметрию жизни. Доктор Рэйчел О’Нил, LPCC, терапевт Talkspace, говорит: «Принятие несовершенного означает, что мы отмечаем свои сильные стороны. Этот сдвиг мышления, от стремления к невозможному идеалу к использованию своих сильных сторон, приводит к более позитивному и ориентированному на силу мышлению».
Гаман: живи со стойкостью
Гаман — это способность терпеть, быть терпеливым и сохранять спокойствие. Каждый может практиковать гаман в повседневной жизни, медитируя, визуализируя или уделяя несколько минут простому дыханию. Кристин Толман, LPC, говорит: «Сосредоточив внимание на чем-то таком простом и жизненно важном, как дыхание, мы даем своему уму передышку. Стойкость можно практиковать каждый день в том, как вы реагируете на ежедневные стрессы». Кумаи говорит, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на негативных обстоятельствах, вы можете использовать трудности как возможность учиться. Переживаете ли вы что-то столь же серьезное и судьбоносное, как развод, или пытаетесь пережить напряженную рабочую неделю, Гаман призывает нас использовать нашу внутреннюю силу и сосредоточиться на своем потенциале. «Если человек может практиковать силу изнутри, это более мощно, чем что-либо негативное», — говорит Кумаи.
Юимару: забота о ближайшем окружении
Кумай совершила 10 поездок в Японию, где училась у мастера Кинцуги в Киото. Кэндис КумайВ книге Кумай она рассказывает о юимару, которая является практикой Кинцуги ценить единение. Юимару помогает вам исцелиться благодаря силе и питанию друзей и семьи. Во время своего пребывания в Японии Кумай встретилась с друзьями и семьей своей матери и узнала, как уязвимость с ними на самом деле помогла ей понять, что ей нужно в жизни. «Когда вы заботитесь о своем внутреннем круге, вы можете хорошо позаботиться о себе. Я научился любить себя и заботиться о себе, как о лучшем друге», — говорит Кумаи. Синтия В. Кэтчингс, LCSW, исполнительный директор Центра эмоционального благополучия женщин в Александрии, штат Вирджиния, говорит: «Углубление наших отношений может помочь нам быть добрее к себе. Когда мы знаем, что у нас есть хорошая система поддержки, мы склонны немного больше заботиться о себе. Вся идея об отдаче и получении [имеет] эмоциональное вознаграждение».
Eiyoshoku: накорми свое тело
Когда я был в Японии, я узнал, как религиозные монахи питались просто и очень чисто. Они живут очень мало; это научило меня тому, что нам не нужно много, чтобы позаботиться о себе.
Позитивный настрой начинается с сильного и здорового тела. Как шеф-повар, Кумай использует приготовление пищи как форму ухода за собой и медитации: вид и вкус пищи питают тело и душу. В наши дни мы склонны усложнять питание и слишком много думать о том, что мы должны и не должны есть. «Когда я был в Японии, я узнал, как преданные монахи питались просто и очень чисто. Они живут очень мало, и это научило меня тому, что на самом деле нам не нужно много, чтобы позаботиться о себе», — говорит Кумаи. Связь тела и разума связана с типом пищи, которую мы едим, поэтому, когда мы подпитываем свое тело простой, здоровой пищей, наш ум получает такую же пользу. Доктор О’Нил говорит: «Когда мы едим бездумно или нездорово, мы лишаем себя возможности дозаправить свое тело и разум. Питание изнутри наружу — важный аспект заботы о себе».
Канша: культивируйте искреннюю благодарность
Возможно, самым важным понятием в оздоровительном центре Кинцуги является канша, выражающая благодарность за хорошее и плохое. «Когда вы осознаете все, что у вас есть, вы сможете быстрее исцелиться и стать более устойчивым. Практика благодарности также заключается в том, чтобы жить настоящим моментом и не желать того, чего у вас нет», — говорит Кумаи. Канша означает отпускание собственного эго и переформулирование переживаний таким образом, чтобы вы перенастроили свой мозг, чтобы видеть положительное, а не отрицательное. Кэтчингс говорит: «Благодарность — это хорошее 9».0006 и не очень хорошие. Все происходит по какой-то причине, и не бывает сложных ситуаций, которые случаются с нами беспричинно. Эта цель состоит в том, чтобы мы становились лучше, устойчивее и благодарнее».
Кумаи надеется, что, обучая других практике Кинцуги, она поможет людям осознать, что есть и другая сторона хорошего самочувствия, помимо последних модных диет или лучших штанов для йоги. Как говорит Кумай, «Здоровье — это практика стойкости, преодоления трудностей и стремление стать лучшей версией себя со всеми своими золотыми трещинами».