«К этому обязательно надо идти»: Россия хочет присоединить Кыргызстан?
Азат Ахунов о заявлении экс-посла и лидера диаспоры в Москве, всколыхнувшем официальный Бишкек
«Да, в Киргизии это есть. И здесь среди диаспоральной общественности возникает и обсуждается такой вопрос. Конечно, это нельзя сделать сразу и быстро. Но… ведь сама жизнь подталкивает нас к единству», — сообщил в интервью одному из российских интернет-порталов экс-посол Кыргызстана в РФ Раимкул Аттакуров на вопрос о перспективах присоединения своей страны к России. О реакции на это заявление рассказывает известный казанский востоковед Азат Ахунов.
«В интервью порталу «Правда.ру» на вопрос о том, реально ли обсуждается такая возможность, Аттакуров ответил буквально следующее: «Да, в Киргизии это есть» Фото: © Владимир Вяткин, РИА «Новости»
«ВЕДЬ САМА ЖИЗНЬ ПОДТАЛКИВАЕТ НАС К ЕДИНСТВУ»
Белорусские события четко показали, что Россия не собирается терять свои традиционные сферы влияния.
Бывшие советские республики в свою очередь также не собираются терять своей независимости. 30-летний опыт самостоятельного существования не прошел бесследно: полноценные государственные институты сформированы, образовались национальные элиты, заново переписаны истории этих государств. Все есть, но… и оглядка на Москву никуда не делась. И так будет продолжаться дальше, пока у власти находятся люди с советским бэкграундом.
В свете всех этих событий очень неожиданно прозвучали слова экс-посла Кыргызстана в РФ Раимкула Аттакурова о том, что киргизы всерьез обсуждают идею о вхождении в состав России в качестве одной из республик. В интервью порталу «Правда.ру» на вопрос о том, реально ли обсуждается такая возможность, Аттакуров ответил буквально следующее: «Да, в Киргизии это есть. И здесь среди диаспоральной общественности возникает и обсуждается такой вопрос. Конечно, это нельзя сделать сразу и быстро. Но, на мой взгляд, к подобному обязательно надо идти, ведь сама жизнь подталкивает нас к единству».
По словам экс-посла, к таким изменениям на политической карте вынуждает «международная стратегическая объективность». «Нашим народам надо учитывать сегодняшнюю ситуацию в мире и на нашем пространстве, то, что происходит с нашими друзьями-белорусами», — сообщил он в интервью. Также Аттакуров отметил, что «Кыргызстан — единственная из республик бывшего СССР страна, где русский язык имеет статус государственного, конституционного языка».
КЫРГЫЗСТАН — НЕЗАВИСИМОЕ, СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО, ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Достаточно смелое и громкое заявление! Ведь произнес эти слова не абы кто, а чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана в России, хоть и бывший. А ведь он еще является председателем координационного совета киргизской диаспоры в Москве, т. е. имеет формальное право говорить от имени всей диаспоры. Также необходимо отметить, что экс-посол имеет отношение и к системе российской власти — он является экспертом комиссии при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.
Что же это могло значить? Специальный вброс, чтобы прощупать общественное мнение? Или же все это было сказано для красного словца? Но дипломаты, как мы знаем, обычно взвешивают каждое свое слово, случайностей у них не бывает. Конечно, надо учитывать, что сама площадка «Правды.ру» — особенная. Этот сайт когда-то создали бывшие журналисты-«правдисты», его формат — сугубо державно-патриотический.
Заявление Аттакурова не осталось незамеченным и подняло мощную волну, прежде всего в СМИ Центрально-Азиатского региона. Всю прошедшую неделю там спикеру промывали косточки. На его слова отреагировали и в организации «Кыргыз биримдиги» («Киргизское единство»). Ее председатель Абдыганы Шакиров заявил, что ни в одной киргизской организации не было и не может быть речи о присоединении Кыргызстана к другой стране. Добавив при этом, что мигранты и уроженцы Кыргызстана в России выступают за укрепление отношений между странами, но без ущерба суверенитету республики.
На слова экс-посла оперативно отреагировали и в дипломатическом представительстве Кыргызстана в Москве. В посольстве считают, что никаких серьезных оснований для подобных высказываний не имеется. В дипломатическом представительстве сообщили, что Аттакуров является гражданином России и высказал свое личное мнение как частное лицо. Также посольство представило официальную позицию страны: Кыргызстан — независимое, суверенное государство, является субъектом международного права и полноправным участником международных отношений. Согласно Конституции Кыргызской Республики, русский язык является официальным в Кыргызской Республике, а не государственным. «Следует особо подчеркнуть, что руководство Кыргызстана проводит твердый курс по защите суверенитета, территориальной целостности нашего государства и по отстаиванию национальных интересов. При этом кыргызско-российские межгосударственные отношения динамично развиваются в духе взаимоуважения, взаимопонимания и взаимной поддержки. Наши народы объединяет общая история и евразийские духовные ценности, Кыргызстан и Россия являются надежными союзниками и стратегическими партнерами», — говорится в заявлении посольства Кыргызстана.
После того как поднялась нешуточная волна, Аттакуров не нашел ничего лучшего, как произнести классические заклинания о том, что его неправильно поняли. В интервью изданию «Азаттык» он заявил, что его высказывания исказили. По словам Аттакурова, многое, что он сказал в интервью российскому изданию, не включили в опубликованный материал.
При этом возглавляющий сейчас координационный совет кыргызской диаспоры экс-дипломат признает, что среди постоянно проживающих и работающих в России кыргызстанских трудовых мигрантов подобные разговоры ведутся.
Все это, конечно, выглядит смешно и несерьезно. Видеозапись интервью опубликована, и нет никакого смысла давать задний ход. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. В данном случае мы видим типичную восточную «гибкость», что надо воспринимать как неизбежную данность, от которой никуда не денешься.
«На данный момент в России находится бо́льшая часть из почти миллионной армии киргизских трудовых мигрантов» Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
помощь москвы
Напомним, что на данный момент в России находится бо́льшая часть из почти миллионной армии киргизских трудовых мигрантов. В период пандемии лишь 20 тыс. из них вернулись на родину, основная часть осталась на месте. За счет работы в России они обеспечивают выживание своих семей на родине.
Со стороны Москвы идет помощь и по официальным каналам. В 2009 году Россия оказала безвозмездную финансовую помощь Кыргызстану в размере $150 миллионов. А за последующие 10 лет Бишкеку было выдано еще около $700 млн в виде гуманитарной помощи, финансирования различных проектов в рамках ЕАЭС и прямых инвестиций в экономику этой страны.
Кроме того, Кыргызстан регулярно получает от РФ кредиты на льготных условиях, которые потом списываются. В 2009 году Москва предоставила Бишкеку кредит в $300 миллионов. Он был дан на льготных условиях — под 0,75% годовых сроком на 40 лет и с отсрочкой выплаты на 7 лет. В том же 2009-м реструктурировали долг на сумму в $193,5 млн, 300-миллионный кредит 2009 года также списали. В 2012-м было принято решение о поэтапном списании $489 млн кредита в течение 10 лет, но вопрос окончательно закрыли уже в 2017 году.
Не будет преувеличением сказать, что наиболее важные вопросы регионального и международного характера решаются не в Бишкеке, а в Москве. Когда в прошлом году в стране произошел политический кризис и появилась угроза очередной «бархатной революции», конкурирующие группировки обратились к президенту России как к третейскому судье.
В итоге ставка была сделана на нынешнего президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова. Как известно, его предшественник Алмазбек Атамбаев еще в 2016-м пытался выдавить с территории страны российских военных. Тогда во время пресс-конференции по итогам года он заявил, что расположенная в Кыргызстане российская военная база «должна будет уйти». Позже конфликт удалось уладить, но, как говорится, «осадочек остался».
НУЖДАЕТСЯ ЛИ РОССИЯ В НОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ?
2020-й объявлен Годом киргизско-российского сотрудничества. В свете известных событий бо́льшая часть мероприятий не состоялась. Кыргызстан, как и другие страны этого региона, выходит из пандемии с большими потерями, прежде всего в области экономики. Киргизская Республика была одной из немногих стран, где официально объявили режим чрезвычайного положения, а в городах ввели комендантский час. Президент страны, несмотря на оптимизм в самом начале, в итоге вынужден был признать, что в стране существует немало проблем в сфере управления системой охраны здоровья, а сама система здравоохранения государства нуждается в реформах.
Россия помогала и будет дальше оказывать помощь дружественной стране. Ведь она является буфером на внешних границах общего евразийского союза, там находятся российские военные базы. Можно ли представить себе хотя бы гипотетически, что Кыргызстан мог бы когда-то войти в состав России? Возможно ли это? Ведь между нашими странами нет общих границ. Хотя наличие внешних анклавов тоже не редкость. Та же Калининградская область отрезана от России Латвией и Беларусью. Свои анклавы существуют у Испании, других европейских государств.
Наверное, в случае проведения референдума желающих присоединиться к России в Кыргызстане найдется немало. Большинство населения настроено пророссийски: национальный менталитет киргизов за счет мощного российского культурного влияния, многолетнего проживания значительной части киргизского населения среди русских размыт. Но нуждается ли Россия в новых территориях? Ведь в наше время процветание того или иного государства зависит вовсе не от площади или количества населения, а от развитости передовых технологий, показателя ВВП, количества и качества привлеченных в экономику инвестиций.
Советский Союз не вернешь. Но его можно вполне воссоздать в рамках ЕАЭС или других экономических или политических региональных союзов. И на данный момент это наиболее правильный и адекватный путь.
Бишкек становится русским городом / СНГ / Независимая газета
Россияне въезжают в Казахстан через международный автомобильный пункт пропуска «Сырым». Фото сайта kzkazan.ru
Страны Центральной Азии принимают уже вторую волну миграции россиян с момента начала в РФ специальной военной операции в Украине. Вначале это был реакция бизнеса на введенные против России санкции Запада. С 21 сентября началось бегство от мобилизации. Одним из основных направлений стал Казахстан, который имеет наиболее протяженную границу с Россией и 50 погранпунктов. Однако эта страна также стала для россиян транзитной на пути в Киргизию и Узбекистан. «Бишкек стал русским городом», – сказал «НГ» киргизский политик Равшан Джеенбеков.
В Киргизию с начала года прибыло 184 тыс. граждан России, об этом сообщили в Департаменте регистрации населения при Министерстве цифрового развития Киргизии. При этом, как заметил «НГ» Равшан Джеенбеков, для республики это не критично, поскольку более миллиона киргизских граждан находятся на заработках в России. Единственной проблемой стала аренда жилья – цены выросли в три-четыре раза, и найти свободную квартиру не только в Бишкеке, но и на Иссык-Куле проблематично. «В целом обстановка спокойная. Угрозы национальной безопасности нет», – сказал киргизский политик.
Сами россияне, по его словам, выглядят потерянными и нуждаются в помощи. Местные им в этом не отказывают. Напротив, в соцсетях гуляют призывы продемонстрировать восточное гостеприимство. «Киргизская власть никак не реагирует на растущее население страны в отличие, например, от казахской», – отметил Джеенбеков.
В соседнем Узбекистане обосновались в основном айтишники. Льготы для IT-компаний и специалистов сделали страну хабом эмиграции. В созданном в республике технопарке можно найти работу, что облегчает пребывание в стране. «Но в последние две недели количество россиян заметно увеличилось. На улицах Ташкента появились семьи с детьми. Все ведут себя очень сдержанно, никаких конфликтов с местным населением не отмечено. Напротив, они восторгаются нашими красотами, обилием фруктов и овощей, вкусной едой и теплым к ним отношением. Приехавшие отмечают, что в Ташкенте жизнь гораздо комфортнее при сопоставимых или более низких затратах с Москвой», – рассказал «НГ» заместитель заведующего редакции международной информации Узбекского национального информационного агентства Аброр Гулямов.
Официальных данных въехавших в страну россиян узбекские ведомства не предоставляют. Возможно, это связано с тем, что первые 15 дней для иностранцев регистрация не требуется, поэтому МВД в ожидании сведений.Добрались россияне и до Таджикистана, который обошли в первую волну. В помощь приехавшим созданы две группы в Telegram, в которых можно получить советы, как обналичить деньги с карты «Мир», найти квартиру, недорогие кафе, досуг и пр. Более того, таджики предлагают не только свою помощь, но и бесплатное жилье на первое время, тем самым ввергая в шок москвичей. Власти Таджикистана никак не комментируют ситуацию.
Похоже, что статистику ведут только в Казахстане. Министерство внутренних дел Казахстана сообщило, что после объявления в РФ частичной мобилизации в страну въехало 98 тыс. россиян, выехало – 64 тыс. Из них чуть более 8 тыс. получили идентификационный номер, который дает право на работу и открытие банковского счета. На брифинге в Астане представители МВД сообщили, что ситуация под контролем, «миграционное законодательство работает, поэтому каких-то аномальных явлений по нарушениям законодательства мы не видим».
Министр внутренних дел Марат Ахметжанов сообщил, что Казахстан не будет выдавать российским властям граждан России, скрывающихся от мобилизации. По его словам, выдаче подлежат только преступники, объявленные в международный розыск.
Вопросы российских беженцев будут подняты на переговорах с российским руководством. «Мы проведем переговоры с российской стороной и будем решать эту проблему в интересах нашей страны», – сказал накануне президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с общественностью Туркестанской области. Глава государства призвал правительство и граждан «проявить заботу» о приезжающих из России гражданах и «обеспечить им безопасность». Это, по его словам, политический и гуманитарный вопрос. Он напомнил казахскую поговорку: «Добрые отношения с соседями – залог спокойствия». «Самое главное, чтобы мы сохраняли согласие с соседними странами. Мы от этого ничего не потеряем», – сказал он и поручил правительству принять необходимые меры.
«Заявления казахстанских властей – это попытка отреагировать на муссирующиеся темы, в первую очередь в соцсетях, где пользователи высказывают недовольство «понаехавшими» россиянами. Предпринимается попытка показать казахстанской общественности, что ситуация не пущена на самотек, власти держат руку на пульсе. Также понятно, что это предвыборная кампания и главному кандидату – Токаеву – нужно отреагировать на ситуацию», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Станислав Притчин. По его мнению, Токаев не может сейчас делать резкие движения ни в ту, ни в другую сторону. Возможности ограничены. Для депортации россиян нужны юридические основания. Для ограничения потока – тоже, учитывая, что оба государства находятся в Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС принято огромное количество двусторонних документов, которые не дают возможности в одностороннем порядке изменить режим пересечения границы. Это серьезный фактор, ограничивающий возможности казахстанских властей, который может негативно повлиять на двустороннюю российско-казахстанскую повестку.
Когда Таджикистан и Кыргызстан дерутся, Китай и Россия молчат
Анализ
По мере обострения напряженности в отношениях между Таджикистаном и Кыргызстаном Москва и Пекин предпочли остаться в стороне.
By Асель Доолоткельдиева , старший преподаватель Академии ОБСЕ в Бишкеке, Кыргызстан, и Эрика Марат , доцент Колледжа международных отношений Университета национальной обороны.
Курица бежит возле сгоревшего дома в селе Капчыгай, недалеко от кыргызско-таджикской границы, 21 сентября.Курица бежит возле сгоревшего дома в селе Капчыгай, недалеко от кыргызско-таджикской границы, 21 сентября. ВЯЧЕСЛАВ ОСЕЛЕДКО/АФП через Getty Images
В прошлом месяце военнослужащие Кыргызстана и Таджикистана перестреляли несколько пунктов недемаркированной границы двух стран. После непродолжительного прекращения огня ожесточенные бои возобновились и перекинулись из приграничных районов на территорию Кыргызстана, задев отдаленные районы Ошской области. Таджикские военные разрушили мост через реку Ак-Суу, жилые кварталы и предприятия. Затем таджикские военные заняли и установили флаг на государственной школе в селе Достук Баткенской области. Кыргызстан хорошо обстрелял приграничные районы Таджикистана.
Конфликт был одной из самых серьезных межгосударственных военных эскалаций в истории Центральной Азии с момента распада Советского Союза в 1991 году. С кыргызской стороны по меньшей мере 62 гражданских лица и военнослужащих погибли, 198 получили ранения и около 136 000 человек были перемещены внутри страны. . Власти Таджикистана официально подтвердили 41 погибшего среди мирных жителей и военнослужащих. Министерство иностранных дел Кыргызстана осудило Таджикистан за совершение военных действий и заявило, что агрессия была преднамеренной и подготовленной. МИД Таджикистана обвинил Кыргызстан в агрессии и нарушении норм международного гуманитарного права.
Конфликт также выявил ограниченность региональных организаций безопасности в Центральной Азии, возглавляемых Китаем и Россией. Оба государства столкнулись, когда Китай, Россия и страны Центральной Азии собрались на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде, Узбекистан, всего в 200 милях от кыргызско-таджикской границы. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон и его кыргызский коллега Садыр Жапаров присутствовали на саммите и встречались с председателем Китая Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным во время перестрелки. Конфликт обсуждался президентами Таджикистана и Кыргызстана на сайд-мероприятии, но не на основной площадке.
В прошлом месяце солдаты Кыргызстана и Таджикистана перестреляли несколько пунктов недемаркированной границы двух стран. После непродолжительного прекращения огня ожесточенные бои возобновились и перекинулись из приграничных районов на территорию Кыргызстана, задев отдаленные районы Ошской области. Таджикские военные разрушили мост через реку Ак-Суу, жилые кварталы и предприятия. Затем таджикские военные заняли и установили флаг на государственной школе в селе Достук Баткенской области. Кыргызстан хорошо обстрелял приграничные районы Таджикистана.
Конфликт был одной из самых серьезных межгосударственных военных эскалаций в истории Центральной Азии с момента распада Советского Союза в 1991 году. С кыргызской стороны по меньшей мере 62 гражданских лица и военнослужащих погибли, 198 получили ранения и около 136 000 человек были перемещены внутри страны. . Власти Таджикистана официально подтвердили 41 погибшего среди мирных жителей и военнослужащих. Министерство иностранных дел Кыргызстана осудило Таджикистан за совершение военных действий и заявило, что агрессия была преднамеренной и подготовленной. МИД Таджикистана обвинил Кыргызстан в агрессии и нарушении норм международного гуманитарного права.
Конфликт также выявил ограниченность региональных организаций безопасности в Центральной Азии, возглавляемых Китаем и Россией. Оба государства столкнулись, когда Китай, Россия и страны Центральной Азии собрались на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде, Узбекистан, всего в 200 милях от кыргызско-таджикской границы. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон и его кыргызский коллега Садыр Жапаров присутствовали на саммите и встречались с председателем Китая Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным во время перестрелки. Конфликт обсуждался президентами Таджикистана и Кыргызстана на сайд-мероприятии, но не на основной площадке.
Нежелание ШОС разрешать конфликты между ее членами показывает, насколько она ограничена продвижением только интересов безопасности Китая в регионе.
Нежелание ШОС разрешать конфликты между ее членами показывает, насколько она ограничена продвижением только интересов безопасности Китая в регионе. Пекин заинтересован прежде всего в сильных режимах в Центральной Азии, которые будут подавлять уйгурское меньшинство и поддерживать китайскую инициативу «Один пояс, один путь» в регионе. Он ясно дал понять, что его центральноазиатские члены должны найти другие площадки для решения внутрирегиональных территориальных споров.
Точно так же и Кыргызстан, и Таджикистан являются членами возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая исторически предпочла не вмешиваться в межгосударственные конфликты между своими членами. Единственный раз, когда она действовала сообща и направила войска на территорию государства-члена, было подавление демонстраций в Казахстане в январе этого года. Когда в апреле 2021 года произошло столкновение кыргызских и таджикских военных, ОДКБ проводила саммит в таджикской столице Душанбе. Организация не обратила на это внимания.
В ответ на недавние столкновения ОДКБ предложила дипломатическое посредничество между Бишкеком и Душанбе. Но это заявление, скорее всего, отражало подход Кремля, а не ОДКБ, к конфликту и его заинтересованность в прекращении дальнейшей дестабилизации. Россия не заинтересована в объединении Центральной Азии без ее покровительства, но она также не хочет, чтобы регион превратился в источник нестабильности вдоль ее южных границ.
В отличие от возобновившихся боевых действий между Арменией и Азербайджаном, которые многие связывают с ослаблением России, агрессия в Центральной Азии обусловлена главным образом внутренними факторами. Если российский президент все же играет роль в конфликте, то с позиции силы, а не слабости. В Кыргызстане считают, что ОДКБ не смогла предотвратить агрессию Рахмона, потому что у него тесные отношения с Кремлем. На протяжении всего вторжения России в Украину Рахмон оставался верным Путину. Он принимал его в июне в Душанбе.
В знак поддержки Москвой предстоящего династического перехода спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко встретилась с 34-летним сыном Рахмона Рустамом Эмомали в Душанбе в день вторжения России в Украину. Некоторые в Кыргызстане опасаются, что нейтральная позиция их страны в отношении вторжения России в Украину является корнем более сильной поддержки Путиным Таджикистана.
Эскалация на кыргызско-таджикской границе не нова. На границе регулярно вспыхивают небольшие столкновения, самая кровопролитная на сегодняшний день стычка развернулась в апреле 2021 года, когда десятки мирных жителей были убиты и сотни ранены. Играют многие факторы. Советская делимитация национальных границ в Ферганской долине привела к сложной географии. Из примерно 600-мильной границы между Таджикистаном и Кыргызстаном демаркирована только половина. Два таджикских эксклава, Ворух и Кайрагач (также известный как Лолазор), находятся в Кыргызстане, что способствует напряженности в отношениях между двумя государствами.
Но реальная проблема уходит корнями в современную политику: как в Кыргызстане, так и в Таджикистане лидеры используют напряженность на границе в своих внутриполитических интересах. Несмотря на то, что оба режима радикально отличаются друг от друга — таджикский является глубоко авторитарным, а кыргызский — популистским, — оба придерживаются популистских подходов к приграничным районам вместо того, чтобы пытаться договориться о мирном сосуществовании местного населения. Жапаров пообещал решить пограничные вопросы, чтобы консолидировать поддержку перед президентскими выборами 2021 года, в то время как Рахмон использует экспансионистскую риторику, чтобы консолидировать нацию вокруг своего режима.
С таджикской стороны режим приобретает боеприпасы и проходит военную подготовку в России, Китае и Иране. Министерство общественной безопасности Китая профинансировало запуск новой военной базы в Таджикистане для противодействия угрозам, исходящим из Афганистана, а Иран открыл производство тактических беспилотников Ababil-2. Имея протяженную границу с Афганистаном, Таджикистан также получает обширную помощь в области безопасности от Соединенных Штатов и Европейского Союза. Правительство США поддерживает Таджикистан тактическим оружием и военными учениями. Кыргызстан также получает помощь в области безопасности от Соединенных Штатов, но большинство программ сосредоточено на построении демократии.
Отношения Жапарова с Москвой менее надежны, чем у Рахмона, в первую очередь потому, что он пришел к власти в результате массовых протестов и сменив своего предшественника.
Рахмон правит Таджикистаном почти три десятилетия, начиная с гражданской войны 1990-х годов. Он заключил в тюрьму, выгнал из страны или убил всех представителей оппозиции. Сообщается также, что Рахмон планирует передать власть своему сыну. Эскалация конфликта с Кыргызстаном под предлогом защиты границ и этнических таджиков помогает укрепить контроль над военными и государственными чиновниками для грядущей династической преемственности.
В Кыргызстане руководство новое и менее авторитарное. Жапаров и его близкий соратник Камчыбек Ташиев, глава Государственного комитета национальной безопасности, смогли победить на неоднозначных выборах в начале 2021 года на популистской платформе. Территориальный суверенитет и безопасность границ стояли на первом месте в их повестке дня. Они закупили турецкие беспилотники Bayraktar и российские бронетранспортеры, чтобы поддержать свои обветшалые вооруженные силы.
Возможно, воодушевленные ранее успешной делимитацией границы с Узбекистаном после долгой истории частых вооруженных пограничных споров, они затем провели церемонию демонстрации недавно приобретенного военного имущества в Бишкеке. Таджикистан и в меньшей степени Кыргызстан укрепили свои границы с помощью военного и гражданского персонала, особенно вокруг густонаселенных спорных районов.
Отношения Жапарова с Москвой менее надежны, чем у Рахмона, в первую очередь потому, что он пришел к власти в результате массовых протестов и сменив своего предшественника. Жапаров также изо всех сил пытался вернуть торговлю с Китаем на допандемический уровень, даже после того, как Китай ослабил внутренние ограничения.
Эскалировав боевые действия с Кыргызстаном, Рахмон смог отвлечь внимание внутри страны от своего недавнего жестокого подавления политической активности среди памирцев, меньшинства в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, которое идентифицирует себя с исмаилитской ветвью шиитского ислама. Горный Бадахшан — с его ярко выраженной местной идентичностью — остается последним местом гражданского сопротивления авторитаризму Рахмона. Десятки людей погибли в столкновениях с правительством с конца 2021 года. Рахмон недавно закрыл два важных исмаилитских учреждения — школу и книжный магазин.
Популистская политика Жапарова, коррупция и репрессии против оппонентов подверглись жесткой критике и оспариваниям на родине. Неподготовленность правительства перед лицом таджикской агрессии в прошлом месяце в полной мере обнажила внутреннюю аудиторию. Там, где не хватает правительства Жапарова, сильное гражданское общество Кыргызстана и независимые СМИ заполняют пробелы. Массовые кампании по поддержке внутренне перемещенных лиц и предоставлению открытой информации развернулись по всей стране. Люди предложили кров, еду и одежду жертвам конфликта.
Но влияние слабого гражданского общества в Таджикистане и сильной мобилизации широких масс в Кыргызстане, скорее всего, будет иметь обратный эффект. Рахмон сможет консолидировать силовой аппарат для успешной передачи власти сыну. Он опирается на националистические настроения защиты этнических таджиков вдоль нестабильной границы с Кыргызстаном.
Напротив, в Кыргызстане Жапаров и Ташиев не способны остановить внешнего агрессора и допустить большое количество жертв. Кыргызстан в чем-то напоминает Армению, где премьер-министр Никол Пашинян не смог удержать территорию, пока его авторитарный сосед добивается успехов и консолидирует власть. И в Армении, и в Кыргызстане протестующие призывают свои правительства выйти из ОДКБ. С каждым кризисом безопасности или социальным кризисом в Кыргызстане сети гражданского общества мобилизуются и могут подпитывать потенциал протеста против непопулярного правительства. Последние столкновения с Таджикистаном могут еще больше дестабилизировать кыргызскую политику.
Ни Китай, ни Россия не хотят растущей нестабильности в Центральной Азии, даже если это касается небольших стран, таких как Кыргызстан и Таджикистан. И Кыргызстан, и Таджикистан в большом долгу перед Китаем. У обоих также есть сотни тысяч рабочих-мигрантов, работающих в России. Тем не менее, даже имея сильное экономическое влияние, ни одна из стран не может предоставить гарантии безопасности в случае конфликтов в Центральной Азии. Вместо этого столкновения выявили неспособность как ШОС, так и ОДКБ предотвратить эскалацию напряженности между их государствами-членами.
Будущее предотвращение и разрешение конфликтов в Центральной Азии будет зависеть от того, готовы ли западные партнеры, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, правительство США и ЕС, стать посредниками в региональной напряженности. Подобно визиту на высоком уровне спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси в Армению, чтобы продемонстрировать поддержку США межгосударственного мира на Южном Кавказе, сейчас настало время для западных партнеров поддержать региональный мир и предотвратить гибель людей в будущем. И Россия, и Китай, скорее всего, будут выступать против любого расширения западного присутствия в регионе, но они по-прежнему будут терпеть неудачу, когда дело доходит до предложения альтернатив, которые приведут к более мирной жизни в Центральной Азии.
Асель Доолоткельдиева — старший преподаватель Академии ОБСЕ в Бишкеке, Кыргызстан. Ее академические интересы включают протесты и массовые мобилизации, национализм и политику популизма в Центральной Азии. Твиттер: @ADoolotkeldieva
Эрика Марат — доцент Колледжа международной безопасности Университета национальной обороны. Мнения, выраженные здесь, являются ее собственными. Твиттер: @EricaMarat
Метки: Центральная Азия, Кыргызстан, Россия, Война
Еще из Foreign Policy
Житель Тайбэя, Тайвань, держит плакат протеста против вторжения России в Украину.6 неправильных уроков для Тайваня из войны на Украине
Потенциальная азиатская война выглядела бы совсем иначе.
На большом экране изображен президент Китая Си Цзиньпин во время виртуального саммита с президентом США Джо Байденом 16 ноября 2021 года в Пекине.Китай Си хорошо — и плохо — для Соединенных Штатов
Стратегические последствия XX съезда партии шли по двум направлениям.
Олаф Шольц приветствует президента Китая Си Цзиньпина в аэропорту Гамбурга, 6 июля 2017 года.У Олафа Шольца проблемы с Китаем
Канцлер Германии настаивает на заключении инвестиционной сделки с Китаем, что противоречит стратегии его собственного правительства.
моди-культ-личности-матье-бурель-иллюстрация-онлайн_сайт_1500x1000px_bisКульт Моди
Как премьер-министр Индии сорвал крупнейший в мире демократический эксперимент.
Тенденции
Получите полный опыт.
ВЫБЕРИТЕ ПЛАН
Нейтралитет Кыргызстана в российско-украинском конфликте
Судя по всему, отношения между Россией и Кыргызстаном не изменились с момента начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине. Кыргызстан продолжает подчеркивать важность своего стратегического союза с Россией, тогда как российское руководство акцентирует внимание на значимости Кыргызской Республики (КР) в вопросах торговли, экономики и безопасности.
Между тем президент Киргизии Садыр Жапаров был чуть ли не единственным главой государства в Центральной Азии, кто в первые дни СМО высказал свою точку зрения на происходящее, которую пресс-служба президента РФ расценила как солидарность с Россией. По инициативе кыргызской стороны 26 февраля состоялся телефонный разговор Владимира Путина и Садыра Жапарова, в ходе которого, по мнению российской стороны, была выражена поддержка действиям России на Украине. В ответ посол Украины в Киргизии был отозван в Киев для консультаций. Спустя несколько дней господину Жапарову пришлось публично разъяснять свои слова. Выступая в кыргызском парламенте, он заявил о нейтральном статусе Кыргызстана в российско-украинском конфликте, отметив, что у Кыргызстана нет возможности сколько-нибудь значимо повлиять на его исход.
Россия играет ключевую роль во внешней политике Кыргызстана. В целом отношения между двумя странами можно охарактеризовать как стабильные, несмотря на периодические политические потрясения в Кыргызстане, которые приводят к перестановкам в национальном руководстве. Сотрудничество между двумя странами носит многомерный и стратегический характер. Это было подчеркнуто двумя лидерами на полях саммита ШОС в сентябре 2022 года. Кыргызстан является членом большинства региональных интеграционных объединений, в которых участвует Россия, будь то политических, торгово-экономических (СНГ, ЕАЭС, ШОС) или военно-политических. технические (ОДКБ). Неслучайно г-н Жапаров совершил свой первый зарубежный визит в качестве главы государства в феврале 2021 года в Россию.
А пока стоит отметить, что именно в Киргизии наиболее яркие политические акции как в поддержку, так и против спецоперации происходили после наступления СМО. Митинги в основном проходили у стен российского посольства, и власти, чтобы парировать любые обвинения в необъективности или жажде поддержки одной из сторон конфликта, запретили подобную деятельность. Одновременно в Кыргызстане были запрещены эмблемы ГМО, а также документальные фильмы, освещающие бедственное положение Донбасса.
В этом смысле Киргизия и Казахстан были единственными странами Центральной Азии, где обсуждение спецоперации не было объявлено табу, а публичные дебаты носили далеко не затворнический характер. После обретения независимости народами Центральной Азии именно Кыргызстан продемонстрировал наивысший протестный потенциал, что привело к нескольким государственным переворотам , в том числе.
Стоит отметить, что Кыргызстан, как и другие государства этого региона, не обошла стороной волна фиктивных историй о возможности участия его граждан в боевых действиях, разворачивающихся на территории Украины. После объявления мобилизации в России 21 сентября 2022 года эти слухи удвоились, особенно с учетом того, что многие кыргызстанцы имеют двойное российско-киргизское гражданство.
Кыргызстан имеет относительно хорошо развитый негосударственный сектор, который сильнее, чем где-либо в Центральной Азии. Многие местные НПО получают западное финансирование и выступают за ослабление связей с Россией вплоть до выхода из ЕАЭС и ОДКБ. Именно их активисты часто осуждают политику России. Кыргызстан категорически отказывается сжигать мосты за своими отношениями с Украиной, делая упор на тесные экономические и культурно-гуманитарные связи со страной.
Осторожность кыргызского руководства в украинском вопросе можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, высокая зависимость КР от российской экономической помощи. Двусторонняя российско-киргизская повестка в основном сосредоточена на вопросах торгово-экономического сотрудничества и региональной безопасности.
Важность Кыргызстана для России определяется перспективами сохранения российского присутствия в Центральной Азии на фоне растущего экономического и инфраструктурного влияния Китая, военно-политического форсирования США в регионе, возможностей реализации экономических проектов в горнодобывающей отрасли КР , направления экспорта (прежде всего поставки горюче-смазочных материалов, а также металлов, древесины, сельхозпродукции), вопросы региональной безопасности, укрепление сотрудничества на интеграционных треках, особенно в ЕАЭС. Россия является вторым по величине инвестором в экономику Кыргызстана после Китая, и российские инвестиции в первой половине 2022 года выросли в 3,5 раза в годовом исчислении. В ходе СМО состоялось несколько встреч российских и кыргызских официальных лиц, а главы государств встречались дважды – на саммите ОДКБ в Москве и на саммите ШОС в Самарканде.
Кыргызстан находится в сложной экономической ситуации по ряду причин. Среди них — внутриэлитная разобщенность, которая в условиях накала страстей в обществе повышает риски политической нестабильности; добавьте сюда слабый экономический потенциал, сложные географические условия, препятствующие транспортным услугам, высокий уровень безработицы и зависимость от китайского реэкспорта. Дестабилизирующую роль играют и региональные противоречия между условными Севером и Югом.
Несмотря на частые смены власти, кыргызское руководство стремилось формировать относительно взвешенную внешнюю политику России, осознавая первостепенную роль России в обеспечении экономической стабильности Кыргызской Республики. Действующий президент Жапаров, вырвавшийся в лидеры в результате еще государственный переворот , демонстрирует свою готовность продолжать эту траекторию, сигнализируя о своем нейтралитете по отношению к украинскому кризису. Так, Кыргызстан проголосовал против исключения России из Совета ООН по правам человека на Генассамблее ООН, поскольку Жапаров неоднократно подчеркивал, что Бишкек исходит из необходимости соблюдения Минских договоренностей, поддержанных ООН.
Экономика Кыргызстана ориентирована на импорт, а внутреннее производство сокращается. Сельскохозяйственная продукция является значимой статьей экспорта Кыргызстана, однако доставка урожая на наиболее привлекательный российский рынок осложняется длительным логистическим этапом и периодическими нарушениями фитосанитарных норм ЕАЭС. Согласно статистике Кыргызстана, экспорт в первом полугодии 2022 года составил 1,074 млрд долларов США, а импорт в Кыргызскую Республику достиг 4,9 млрд долларов США.76 миллиардов. При этом за тот же период 2021 года экспортные операции составили 1,693 млрд долларов США, импорт оценивается в 2,929 млрд долларов США. Как видно из этой статистики, торговый баланс значительно просел в течение года, что свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в экономике Кыргызстана. Несмотря на усилия кыргызского руководства по диверсификации внешнеэкономических связей, именно Россия остается ключевым торгово-экономическим партнером Кыргызстана, опережая Китай (по импорту) и Казахстан (по экспорту).
Кыргызстан также входит в тройку стран Центральной Азии по количеству трудовых мигрантов, въезжающих в Россию, и эта цифра заметно увеличилась за последний год. По состоянию на лето 2022 года количество кыргызских мигрантов, зарегистрированных в России, составляло 516 тысяч человек, и большинство из них приехали в Россию на заработки. В 2021 г. количество зарегистрированных мигрантов за тот же период (январь-июнь) составило 464 тыс. человек, т. е. количество прибывших выросло. Это свидетельствует о растущем спросе на российском рынке труда и готовности кыргызстанцев подрабатывать в России, несмотря на ГМО и сопутствующие экономические недовольства. Кроме того, Кыргызстан является государством-членом ЕАЭС, что наделяет кыргызстанцев равными правами с рабочими из евразийской пятерки. Мягкая миграционная политика и относительно доступная трудовая инфраструктура делают российские направления привлекательными для заработка, снижая риски социального взрыва в Кыргызстане.
По данным Национального банка Кыргызской Республики денежные переводы физических лиц из России в Кыргызскую Республику по системе переводов являются абсолютным максимумом среди всех денежных средств, переведенных из-за границы таким способом. Национальный банк КР сообщает, что по состоянию на июль 2022 года денежные переводы физических лиц из России составили 2,59 млрд долларов США. Этот показатель значительно превышает отток из Кыргызской Республики. Более того, та же статистика свидетельствует о том, что с начала действия ГП этот показатель многократно увеличился, а это означает, что стабилизация курса рубля на внутреннем рынке Кыргызстана привела к значительному увеличению денежных переводов. Сыграли свою роль и ускоренные темпы строительства в России на фоне инфляционных ожиданий, а также восстановление российского рынка труда после снятия ограничений из-за COVID.
Эти показатели свидетельствуют о стойкой зависимости Кыргызстана от России и нежелании кыргызской политической элиты обострять отношения со своим ключевым торгово-экономическим партнером.
Во-вторых, сдержанная реакция Кыргызстана на российско-украинский конфликт обусловлена второстепенностью этого вопроса для кыргызской внешней политики. Российско-украинское направление никогда прежде не входило в число приоритетов российско-киргизской повестки дня. Гораздо важнее для Бишкека проблемы региональной безопасности, особенно напряженные отношения с Таджикистаном – в сентябре 2022 года на границе произошло очередное межгосударственное боестолкновение. И для Кыргызстана, и для Таджикистана приграничная ситуация является весомым, если не системным, фактором внутриполитической повестки дня. Обе страны являются членами ОДКБ, и, несмотря на время от времени публичные дискуссии о необходимости выхода из этой структуры, они придерживаются своего членства. Несмотря на стремление как Кыргызстана, так и Таджикистана диверсифицировать свою внешнюю политику, Россия по-прежнему воспринимается ими как приоритетный гарант региональной безопасности.
В-третьих, подчеркнутый нейтралитет Кыргызстана обусловлен боязнью руководства страны попасть под вторичные санкции западных стран, в первую очередь США. После начала ГМО официальные лица США заметно активизировали контакты с центральноазиатскими элитами как в военной сфере, так и в сфере экономического сотрудничества. Только в сентябре 2022 г. прозвучало несколько весьма красноречивых заявлений, прямо указывающих на стремление администрации США ослабить нынешние экономические и социальные связи Центральной Азии с Россией. Например, координатор США по санкционной политике Джеймс О’Брайен заявил, что Соединенные Штаты начали работу со странами региона, чтобы найти альтернативные маршруты для товаров из Центральной Азии на внешние рынки в обход России, а Анджали Каур, заместитель помощника администратора США. Агентство международного развития для Азии предупредило, что Соединенные Штаты видят свою цель в отделении экономик Центральной Азии от России. Госсекретарь США Энтони Блинкен и министры иностранных дел стран Центральной Азии, в том числе Кыргызстана, встретились на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в формате С5+1. Первая встреча с момента создания SMO состоялась онлайн в феврале. Руководству США важно выяснить отношение региональных политических элит к действиям России на Украине и обозначить возможные точки возврата в регион с учетом эскалации российско-украинского конфликта до вооруженного противостояния.
Представители США неоднократно посещали Кыргызстан для встреч с руководством страны. В этот период Кыргызстан посетили заместитель госсекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея и помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу.
США значительно сузили возможности стран региона в торговле с Россией, угрожая ужесточением санкций. В совместном предупреждении Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) и Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США Кыргызстан, наряду с другими странами региона, указан как вероятный пункт перевалки подсанкционных товаров в Россию, что означает, что он подлежит для более пристального внимания со стороны администрации США. Тем временем США рассматривают возможность подписания нового военного соглашения с Кыргызстаном вплоть до размещения на его территории военной базы, поэтому дипломатическая активность США в КР и регионе в целом будет находиться на подниматься. Тем более, что у США уже есть недолгая, но довольно насыщенная предыстория пребывания своих вооруженных сил в Киргизии благодаря авиабазе «Манас», когда-то использовавшейся в качестве транзитного центра военного присутствия США в Афганистане. В 2014 году США ушли с авиабазы по настоянию кыргызской стороны.
Наконец, в связи с заметным исходом многих компаний и частных лиц из России в связи с переездом, Кыргызстан делает ставку на привлечение репатриантов на свой рынок труда. Как и везде в регионе, основное внимание уделяется слаборазвитому ИТ-сектору Кыргызстана. В рамках своих программ по привлечению иностранных специалистов правительство Кыргызстана предприняло ряд мер, направленных на облегчение условий интеграции репатриантов. Среди них налоговые каникулы, упрощенные процедуры регистрации и другие меры по минимизации бюрократических барьеров для иностранцев, получившие название программы «Цифровой кочевник».
***
Импортоориентированный характер экономики Кыргызстана, ее высокая зависимость от денежных переводов извне, низкий производственный потенциал, региональные и этнические противоречия, острый пограничный вопрос с Таджикистаном, ограниченные логистические возможности побуждают Кыргызстан избегать острых углов в отношениях с Россией, несмотря на то, что Кыргызская Республика находилась под значительным давлением со стороны США с целью сформулировать свое отношение к конфликту с момента начала ГВМ. Экономическая целесообразность не позволяет Киргизии обострять отношения с Россией, но учитывая необходимость делать выбор, страна также стремится получить максимальную выгоду от развития альтернативных контактов.