Кишинёвский троллейбус | это… Что такое Кишинёвский троллейбус?
Кишинёвский троллейбус — транспортная система города Кишинёв, столицы Республики Молдова.
Содержание
|
История
История кишинёвского общественного транспорта берёт начало в 1889 году, с пуском в городе первой линии конно-железной дороги. В 1913 году конку сменил электрический трамвай. Перед Второй мировой войной по Кишинёву ходили 50 трамвайных вагонов, длина маршрутной сети кишинёвского трамвая составляла 14 километров. Отступая в 1944 году, гитлеровская армия уничтожила почти весь подвижной состав кишинёвского трамвая, часть вагонов была вывезена отступающими войсками. К 1949 году силами кишинёвских рабочих удалось восстановить только 20 вагонов, что не могло решить транспортную проблему города. В 1949 году городской Совет Кишинёва принял решение об организации в городе троллейбусного движения[1].
Первый троллейбусный маршрут заработал в 1949 году. Троллейбусы ходили от железнодорожного вокзала до Медицинского института. На улице Ленина были демонтированы трамвайные пути. В 1961 году трамвайное движение в Кишинёве было полностью прекращено, троллейбус остался единственным видом электротранспорта в городе.
Первый год эксплуатации троллейбусной системы на линию выходили 6 троллейбусов (МТБ-82Д). В 1950 году количество машин достигло 12, длина маршрута достигла 8.8 километра. В 1959 году открылся Троллейбусный парк № 1, количество троллейбусов достигло 50. Троллейбусная сеть развивалась постоянно. В 1966 году открылся Троллейбусный парк № 2, из стен которого на маршруты стали выходить 74 машины. В 1986 году открылся Троллейбусный парк № 3, расположенный в секторе Чеканы, обслуживающий около 35 % троллейбусного движения в городе[1].
Современное состояние
В настоящее время троллейбусная сеть города охватывает все сектора Кишинёва — от Южного автовокзала (южная окраина Кишинёва) до улицы Ион Думенюк в секторе Чеканы (северная окраина города), троллейбусное сообщение налажено между центром города и его спальными районами (Старая Почта, Буюканы, Скулянка, Ботаника, Телецентр, село Дурлешты). Ежедневно на линии выходят до 280 троллейбусов. Продолжительность самого длинного маршрута — № 21 — достигает 16 километров в одном направлении[1].
Маршруты и оплата
На данный момент в Кишинёве действуют 22 троллейбусных маршрута. Время работы кишинёвского троллейбуса[2] с 5 до 23 часов, некоторые маршруты с 6 до 21 часов.
Оплата за проезд производится наличными кондуктору после входа в троллейбус. Оплатить проезд необходимо в течение одной остановки. До 2000 года проезд оплачивался водителю троллейбуса, после чего полученный билет было необходимо отметить в компостере. В 2012 году планируется ввести электронную систему оплаты проезда[3].
№ | Маршрут | Статус |
---|---|---|
Окраина Скулянки — Улица Каля Ешилор — Проспект Штефана чел Маре — Бульвар Негруцци — Бульвар Гагарина — Бульвар Дечебал — Улица Зелинского (обратно через улицу Сармизегетуза) | действ. | |
2 | Кольцевой: Бульвар Траян — Улица Гренобля — Улица Асаки — Улица Александри — Улица А. Матеевича — Улица Пушкина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Виадук — Бульвар Траян | действ. |
3 | Шоссе Балкань — Улица Алба-Юлия — Улица Крянгэ — Улица Белинского — Улица Лупу — Улица Стере — Улица Когылничану — Парк Валя Морилор — Улица А. Матеевич — Улица Александри — Шоссе Хынчешть (обратно через улицы Миорица, Асаки, Пушкина, Букурешть и Щусева) | действ. |
4 | Ботанический сад— Бульвар Дачия — Улица Индепенденцией — Улица Христо Ботева — Улица Трандафирилор — Бульвар Дечебал — Бульвар Гагарина — Бульвар Негруцци — Проспект Штефана чел Маре — Улица Бэнулеску-Бодони — Улица Букурешть — Улица Щусева — Улица Стере — Улица Лупу — Улица Белинского (обратно через улицы Крянгэ и Зелински) | действ. |
5 | Троллейбусный парк № 2 — Улица Мунчештская — Бульвар Гагарина ( Железнодорожный вокзал)— Негруцци — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» | действ. |
6 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица Букурешть — Улица Щусева — Улица Стере — Улица Лупу — Улица Владимиреску (Дурлешты) — Дурлешты (обратно по улицам Когылничану, А. Матеевича, Пушкина) | Не действ. |
7 | Завод ЖБИ № 4 — Улица Заводская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 август 1989 (обратно через улицу Пушкина) | действ. |
8 | Бульвар Траян — Бульвар Дечебал — Бульвар Гагарина — Бульвар Негруцци — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Алунелул» | действ.(с 18 июля 2011)[4] |
9 | Скиноаса — Шоссе Хынчешть — Южный автовокзал — Улица Миорица — Улица Асаки — Улица Халиппа — Улица Измаил — Северный автовокзал | действ. |
10 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица А. Матеевич — Улица Александри — Шоссе Хынчешть (обратно через улицы Миориа, Асаки и Пушкина) | действ. |
11 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» (обрпатно через улицы 31 августа 1989 и Пушкина) | Не действ. |
12 | Улица Вадул-луй-Водэ — Улица Мештерул Маноле — Улица Волунтарилор — Улица Заводская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 августа 1989 (обратно через улицу Пушкина) | Не действ. |
13 | Улица Ион Думенюк — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Мештерул Маноле — Улица Волунтарилор — Улица Заводская — Северный автовококзал — Улица Измаильская — Улица 31 августа — Улица Тигина — Улица М. Когэлничану | действ. |
14 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Проспект Штефана чел Маре — Улица Крянгэ — Улица Алба-Юлия — Шоссе Балкань (обратно через улицы 31 августа и Пушкина) | действ. |
15 | Бульвар Дачия — Виадук — Улица Букурешть — Улица Щусева — Улица Стере — Улица Лупу — Улица Конституцией (обратно через улицы Крянгэ и Белинского) | Не действ. |
16 | Стекольный завод — Мештерул Маноле — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов → Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 августа 1989 (обратно через улицы Пушкина, Владимиреску и Киевской) | действ. |
17 | Скиноаса — Южный автовокзал — Шоссе Хынчешть — Улица Миорица — Улица Гренобля — Бульвар Траян — Бульвар Дачия — Виадук — Улица Букурешть — Улица Измаильская — Бульвар Кантемира — Бульвар Гагарина — Железнодорожный вокзал(обратно через Бульвар Дечебал) | действ. |
18 | Ботанический сад — Бульвар Дачия — Виадук — Улица Чуфля — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Алунелул» | Не действ. |
19 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — ул. 31 августа 1989 — Улица Пушкина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Виадук — Бульвар Дачия — | Не действ. |
20 | Троллейбусный парк № 2 — Улица Буребиста — Улица Сармизегетуза — Улица Дечебал — Бульвар Гагарина — Улица Кантемира — Улица Измаильская — Северный автовокзал — Улица Измаильская — Улица Халиппа — Шоссе Хынчешть — Улица Докучаева (обратно через улицы Асаки, Мунчештская) | действ. |
21 | Стекольный завод — Улица Мештерул Маноле — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале — Улица Оргеевская — Улица Петрикань — Улица Витязул — Улица Колумна — Улица Коанда — Улица Крянгэ — Улица Алба-Юлия — Шоссе Балкань (обратно через проспект Штефана чел Маре) | действ. |
22 | Шоссе Балкань — Улица Алба-Юлия — Улица Крянгэ — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Виадук — Бульвар Дачия — Ботанический сад | действ. |
23 | Улица Ион Думенюк — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале — Улица Оргеевская — Улица Петриканы — Улица Витязул — Улица Колумна — Улица Коанда — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» (обратно через проспект Штефана чел Маре) | действ. |
24 | Улица Ион Думенюк — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица А. | действ. |
25 | Школа № 4 — Улица Чевкарь — Улица Оргеевская — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 августа 1989 (обратно через улицу Пушкина) | действ. |
26 | Школа № 4 — Улица Чевкарь — Улица Оргеевская — Бульвар Ренаштерий Национале — Улица Богдан Воевод — Улица Алеку Руссо — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Ион Думенюк | действ. |
27 | Школа № 4 — Улица Чевкарь — Улица Оргеевская — Улица Петрикань — Улица Витязул — Улица Колумна — Улица Коанда — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» (обратно через проспект Штефана чел Маре) | Не действ. |
28 | Дурлешты — Улица Владимиреску (Дурлешты) — Улица Лупу — Улица Конституции — Улица Крянгэ — Проспект Штефана чел Маре — Бульвар Негруцци — Бульвар Гагарина ( Железнодорожный вокзал) | действ. |
29 | Аграрный университет — Улица Мирчешть — Улица Петрикань — Улица Оргеевская — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Парк «Штефан чел Маре» (обратно через улицы Букурешть, Щусева, Витязул) | действ. |
Троллейбус Škoda 14Tr на центральной площади
Другие маршруты троллейбуса, ныне не функционирующие:
- Маршрут № 88. Назначался всего на 2 дня в году (8 и 9 мая). Был отменён. Причина: разногласия между руководствами 2-го и 3-го троллейбусных парков.
- Маршрут «К» (Улица Студенческая — Улица Киевская (нынешняя улица 31 августа 1989)). Работал в 1970-е годы.
- Маршрут «S» (Завод ЖБИ-4 — Улица Киевская (нынешняя улица 31 августа 1989)). Работал в середине 1990-х годов.
Перспективы развития
- В 2006 году были озвучены планы продления троллейбусной линии по бульвару Дачия до Международного аэропорта Кишинёва (вместе с реконструкцией дорожного полотна и установкой освещения трассы)[5]. По состоянию на июль 2011 года работы по реконструкции трассы и продлению троллейбусной линии не начинались.
- На современной карте троллейбусных маршрутов Кишинёва[6] также указывается возможное продление троллейбусной сети от Старой Почты до посёлков Ставчены и Криково.
- Планировалось также продление троллейбусных маршрутов № 13, № 23 и № 24 по проспекту Мирча чел Бэтрын (который, в свою очередь, планировали продлить до улицы Буковиней) до торгового комплекса Megapolis Mall. Этот план не был осуществлён, так как продление проспекта Мирча чел Бэтрын было остановлено за нехваткой средств в городском бюджете.
Интересные факты
- 12 октября 2009 года, в честь 60-тилетия кишинёвского троллейбуса, на улицы города вышел полностью отреставрированный троллейбус МТБ-82Д, «Троллейбус № 1». В этот день раритетный троллейбус с пассажирами прошёл по маршруту «Примэрия — Железнодорожный вокзал»[7].
Скандал с белорусскими троллейбусами
Троллейбус БКМ-32102 на центральном проспекте города
Троллейбусный парк Кишинёва практически не обновлялся со времён СССР[8], его основу составляли устаревшие троллейбусы ЗиУ-9. У 250 троллейбусов завершился срок эксплуатации. 3 ноября 2010 года было принято решение о замене существенной части подвижного состава на современные низкопольные троллейбусы производства белорусской фирмы Белкоммунмаш БКМ-32102 и о закупке 102 машин этой модели для нужд города[9]. На 19 мая 2011 года были поставлены 25 троллейбусов, 16 из которых практически сразу же после начала эксплуатации вышла из строя и потребовала ремонта[10]. В прессе и ряде интернет-ресурсов появились сообщения о том, что «Белкоммунмаш» поставил в Кишинев троллейбусы, уже побывавшие в эксплуатации. Представители предприятия «Белкоммунмаш», которые занимаются сервисным обслуживанием своих машин, заявили, что причиной выхода из строя стало отсутствие опыта эксплуатации современных троллейбусов у молдавских специалистов, а также плохое качество дорожного покрытия[10].
Журналисты агентства «Пульс» сообщили, что на самом деле в Кишинёв поступили бракованные и недоработанные троллейбусы. Более того, по их данным, уже некоторое время назад 4 троллейбуса БКМ-32102 уже покупались Кишинёвом и показали себя в негативном свете, часто выходя из строя и требуя ремонта (наиболее частыми поломками были выход из строя компрессоров и центрального редуктора). Ни один из этих троллейбусов не доработал свой срок эксплуатации. Было заявлено также, что запасные части этих троллейбусов производятся в Германии и сервисное обслуживание по истечении срока гарантии будет обходиться городу достаточно дорого. Тем не менее, власти города настояли на покупке именно белорусских троллейбусов[11].
В прессу якобы попали документы, из которых выяснились подробности движения денежных средств, на которые закупались белорусские троллейбусы. По этим данным, средства шли не напрямую в Беларусь, они изначально перечислялись на счёт румынской фирмы-посредника Carpat Belaz Service SRL, юридический адрес которой расположен в столице Румынии — Бухаресте. Сколько средств из 10 миллионов евро, перечисленных за троллейбусы, должно достаться посреднику, пока остаётся не выясненным[11].
Тем не менее, эта информация была официально опровергнута представителями «Белкоммунмаша», заявивших, что это — предвыборная агитация против проправительственного кандидата в мэры города. Как сообщили представители компании, предприятие произвело более тысячи троллейбусов модели БКМ-32102, что говорит о том, что при и производстве применяются отработанные технологии и о том, что сборка данной модели является серийной. Троллейбусы данной модели, по словам представителей «Белкоммунмаша», успешно эксплуатируются в Белоруссии, а также за её пределами (Российская Федерация и Сербия).
Также «Белкоммунмаш» утверждает, что все троллейбусы, которые поставляются в Кишинёв, были изготовлены в феврале и марте 2011 года и удовлетворяют всем техническим запросам городских властей Кишинёва. Предприятие также потребовало от всех СМИ опубликовать официальное опровержение порочащих его репутацию сведений, заявив, что будет, в случае невыполнения этих требований, судиться с изданиями, опубликовавшими скандальные материалы[12]. Похожее заявление было сделано и компанией Carpat Belaz Service SRL[13]. На белорусском новостном портале действительно было опубликовано опровержение[10]. В Молдове опровержение не публиковалось.
Примечания
- ↑ 1 2 3 Антонина Красковская. Идет по городу троллейбус. Газета «Кишинёвский обозреватель», номер за 09.10.2009
- ↑ Городской транспорт Кишинева. Троллейбусы
- ↑ Chisinau Public Transport Project in Moldova: E-ticketing System Design // Сайт DEVEX (англ.)
- ↑ Chișinău. Ruta de troleibuz nr. 8 — revine, ruta nr. 19 — se modifică // Сайт UNIMEDIA (молд.)
- ↑ Португальцы реконструируют дорогу к аэропорту Кишинева // Сайт Наш дом — Кишинёв, 19.09.2006
- ↑ Официальная карта троллейбусных маршрутов Кишинёва // Сайт Moldova.org
- ↑ Первый троллейбус вернули на маршрут // Сайт «Комсомольская правда», 13. 10.2009
- ↑ На улицы Кишинева выйдут современные белорусские троллейбусы
- ↑ В Кишинев приедут 102 «навороченных» белорусских троллейбуса // Сайт газеты «Комсомольская правда», 03.11.2010
- ↑ 1 2 3 Что случилось с белорусскими троллейбусами в Молдове? // Сайт Новости белорусского портала TUT.by, 19.05.2011
- ↑ 1 2 Сколько заработал Киртоакэ на афере с троллейбусами для Кишинёва? // Сайт OMG Media Group, 06.05.2011
- ↑ ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛУХОВ // Сайт «Белкоммунмаш», 18.05.2011
- ↑ Декларация по отношению к заявлениям и декларациям, которые наносят ущерб имиджу нашей компании // Сайт новостного агентства Info-prim, 15.06.2011
Ссылки
- Кишинёвский троллейбус // Сайт ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ — совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт
- Карта троллейбусных маршрутов Кишинёва с указанием дат ввода участков контактной сети
- Карта Кишинёва с нанесённой на неё схемой троллейбусных маршрутов Кишинёва // Сайт ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ — совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт
- Троллейбусные маршруты Кишинёва // Сайт World of Moldova
Троллейбусы Кишинева — Подвижной состав
Лучшие фото
Случайные фото
Новости
- 17 ноября 20:00
Электросталь. Фотографии автобусов - 17 ноября 19:00
Хабаровск. Hyundai AeroCity 540 в282нх - 17 ноября 18:00
Комсомольск-на-Амуре. Фотографии автобусов - 17 ноября 17:00
Амурск. Фотографии автобусов - 17 ноября 16:00
Ставрополь. Фотографии автобусов
Кишинев
- Троллейбусы
- Автобусы
- Трамваи
- Железная дорога
- Новости
Фотогалерея Подвижной состав
Кишинев: Троллейбусы Автобусы Трамваи Железная дорога Новости
Фотогалерея Подвижной состав
Новые троллейбусы отправились в путь в Бельцах, Молдова
Жители пригородных поездов в Бельцах, втором по величине городе Молдовы, теперь могут путешествовать на 11 новых троллейбусах, финансируемых Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Восточно-европейским партнерством по энергоэффективности и окружающей среде. (E5P) Фонд. В Молдове фонд поддерживается Европейским Союзом, крупнейшим донором, а также Чехией, Данией, Эстонией, Финляндией, Германией, Литвой, Молдовой, Норвегией, Польшей, Румынией, Словацкой Республикой и Швецией, инициатором фонда. и крупнейший двусторонний донор.
Муниципальная троллейбусная компания Бельц получила кредит ЕБРР в размере 2,5 млн евро и грант в размере 1,2 млн евро от E5P на продвижение более экологичного общественного транспорта.
Новые автомобили украинской компании «Торговый дом литан» на этой неделе приняли первых пассажиров. Они работают от электричества и используют батареи, что позволяет им перемещаться в отдаленных районах без использования воздушных проводов.
Благодаря новым транспортным средствам город расширил существующие маршруты для обслуживания отдаленных, но густонаселенных районов и повысил общую эффективность обслуживания.
Приобретение является частью программы ЕБРР «Зеленые города», программы устойчивого развития городов, которая помогает Бельцам разработать план действий по выявлению экологических проблем, определению их приоритетности и решению экологических проблем. Инициатива направлена на создание более зеленого будущего для городов и их жителей путем инвестирования в инфраструктуру и принятия наилучшей политики для долгосрочных экологических выгод. В то же время с новыми транспортными средствами бельцкие жители смогут пользоваться современными стандартами комфорта пассажиров в общественном транспорте.
Новые средства ЕБРР и E5P последовали за успешным обновлением парка бельцких троллейбусов в период с 2012 по 2014 год. За этот период город закупил 23 современных троллейбуса, запасные части, компоненты инфраструктуры электроснабжения и другое оборудование. Эта комплексная модернизация была профинансирована за счет кредита ЕБРР в размере 3 млн евро и инвестиционного гранта Европейского союза в размере 1,6 млн евро.
«Улучшение муниципальной инфраструктуры и услуг по всей стране является одним из приоритетов ЕБРР, — сказала Анжела Сакс, глава представительства ЕБРР в Молдове. «Мы гордимся тем, что с помощью этих новых троллейбусов улучшаем повседневную жизнь людей в Бельцах и вместе с нашими партнерами строим более зеленый город в долгосрочной перспективе».
Петер Михалко, посол Европейского Союза в Молдове, прокомментировал: «При поддержке ЕС фонда E5P граждане Бельц теперь будут иметь доступ к более экологичному и более удобному общественному транспорту в соответствии с подходом ЕС к «зеленой сделке». Эта поддержка показывает, что «зеленое» развитие приносит гражданам более качественные общественные услуги, а также улучшает качество воздуха и способствует смягчению последствий изменения климата. Я горжусь тем, что являюсь свидетелем отличных результатов, достигнутых Фондом E5P в Республике Молдова. На самом деле, эта инициатива была запущена Швецией, и ЕС, безусловно, является крупнейшим вкладчиком, учитывая дополнительные взносы некоторых стран-членов ЕС, таких как TeamEurope. Еще более важным является сильное участие, продемонстрированное самой Республикой Молдова, которая внесла непосредственный вклад в фонд. Это вторая инициатива, реализованная в Бельцах благодаря прочному партнерству с ЕБРР в качестве партнера-исполнителя. Вместе мы сильнее!»
ЕБРР является одним из крупнейших институциональных инвесторов в Молдове. На сегодняшний день он инвестировал около 1,42 миллиарда евро в более чем 140 проектов в стране для поддержки частного бизнеса и ключевой инфраструктуры, а также для создания более экологичной и устойчивой экономики.
E5P — это многосторонний донорский фонд на сумму 240 млн евро, инициированный Швецией и действующий во всем регионе Восточного партнерства. Фонд E5P в Молдове составляет 28 миллионов евро и включает взнос Молдовы в размере 1 миллиона евро.