Китай какое море: Моря и острова Китая

Почему опять кипит Южно-Китайское море

Василий Кашин

Проблемы Южно-Китайского моря обострились в последние годы на фоне роста военных возможностей региональных держав и после того, как Китай насыпал острова в архипелаге Спратли. Проход американского эскадренного миноносца в 12-мильной зоне вокруг одного из таких сооружений 28 октября — самый недавний, но явно не последний эпизод в обостряющемся противостоянии. Россия не играет активной роли в решении вопросов о судьбе спорных островов и морских акваторий в этих краях, и такой подход является совершенно правильным с точки зрения национальных интересов РФ. Обратной стороной этого подхода является, однако, весьма слабое понимание российской общественностью и даже значительной частью внешнеполитического истеблишмента истинной роли проблем Южно-Китайского моря для региональной и мировой политики. До сих пор в России преобладает точка зрения, что ожесточенные споры относительно судьбы островов — это лишь производная от растущего национализма их участников и интереса к неким природным богатствам спорных акваторий.

Не нефтью единой

Миф о нефтегазовых богатствах как об основной причине борьбы за острова опровергается проще всего. Южно-Китайское море как таковое, разумеется, весьма богато ресурсами. Однако подавляющее большинство доказанных запасов нефти и газа в этом районе находится вдалеке от спорных островов, в районах, уже находящихся под надежным и неоспоримым контролем прибрежных государств.

Многочисленные исследования, в частности сообщения Управления энергетической информации США, говорят о том, что акватории спорных Парасельских островов и островов Спратли весьма бедны углеводородами. Минеральные и биологические ресурсы спорных островов явно не играют ключевой роли для развития экономик прибрежных стран. Средства, которые они уже потратили на гонку вооружений и обустройство гарнизонов на островах, вероятно, много больше, чем потенциальные экономические выгоды от контроля над ними.

Что касается национализма, то, как показывает опыт последних десятилетий, лидеры стран региона, в особенности КНР, умеют до значительной степени управлять накалом националистической риторики. В условиях, когда Китай считает, что его стратегические интересы обеспечены, никакой национализм не мешает ему разрешать территориальные вопросы на основе компромисса. Об этом, в частности, свидетельствует разрешение застарелых территориальных споров с Россией и центральноазиатскими странами СНГ.

«Малаккская дилемма»

Проблема Южно-Китайского моря носит не экономический или идеологический, а стратегический характер. В этом отношении проблема Южно-Китайского моря имеет явные параллели с проблемой Черноморских проливов в европейской политике XIX — начала XX века, с той разницей, что проблема Черноморских проливов напрямую затрагивала лишь интересы некоторых великих держав, а проблема Южно-Китайского моря глобальна и касается всех.

Потрясение в этом районе (такое, как нарушение режима судоходства) отразится самым серьезным образом на всей мировой экономике. Проблемы здесь повлияют даже на те страны, которые сами не используют акваторию Южно-Китайского моря в своей торговле — хотя бы через сильные колебания цен на торгуемые сырьевые товары.

Через Южно-Китайское море и Малаккский пролив, имеющий в самой узкой точке ширину около 2,5 км, проходит 25% всей мировой торговли товарами, 25% всей перевозимой по морю нефти и около трети всего торгуемого объема сжиженного природного газа. Через Южно-Китайское море идет около 60% всей внешней торговли Китая. Зависимость от проходящих здесь артерий со стороны других региональных экономик, например Японии, Южной Кореи и Австралии, является еще более высокой. Япония получает через Южно-Китайское море и Малаккский пролив около 80% импортируемых энергоносителей.

Угрозы, связанные с блокированием или нарушением судоходства в Южно-Китайском море и Малаккском проливе, естественно, занимают одно из центральных мест в стратегическом планировании стран региона. Особое внимание соответствующим проблемам уделяет сильнейшая держава региона, Китай, предыдущий лидер которого, Ху Цзиньтао, охарактеризовал их как «малаккская дилемма».

Китай проводит многоуровневую стратегию по снижению рисков зависимости от судоходства через Малаккский пролив. Пресловутый план Экономического пояса Шелкового пути — это в значительной степени проект создания резервных сухопутных транспортных коридоров, которые должны обеспечить связь Китая с Европой и Ближним Востоком. В нормальных условиях такие коридоры, скорее всего, не будут конкурентоспособны по сравнению с морским транспортом и будут, главным образом, использоваться для усиления позиций китайских инвесторов в борьбе за ресурсные проекты в России и Центральной Азии. При возникновении серьезного военно-политического кризиса на морских путях, связывающих Китай с Европой и Ближним Востоком, эти магистрали обеспечат стабильное функционирование китайской экономики.

Параллельно предпринимаются усилия и по другому направлению решения проблемы — ведется работа по повышению военных возможностей КНР для защиты ключевых морских линий коммуникаций. Начатые КНР с сентября 2013 года масштабные работы по созданию искусственной суши вокруг нескольких контролируемых китайцами рифов в Южно-Китайском море преимущественно укладываются в это второе направление китайских усилий.

Искусственная суша позволяет китайцам создать полноценную военную инфраструктуру (аэродромы, защищенные гавани, склады, узлы связи, радиолокационные станции и т. п.) в районе островов Спратли, расположенных в южной части Южно-Китайского моря, на относительно небольшом удалении от Малаккского пролива и на расстоянии около тысячи километров от южной оконечности острова Хайнань. Это, в свою очередь, позволяет резко повысить уровень китайского военного присутствия в этом районе, включая интенсивность патрулирования кораблями и авиацией, а также возможность долговременного поддержания в данном районе ударных групп кораблей и авиации китайского флота.

Китайский бастион?

Несмотря на то что Китай продолжает настаивать на своих правах почти 90% акватории Южно-Китайского моря в пределах так называемой девятипунктирной линии, в Пекине не могут не понимать, что юридические последствия предпринятых инженерных проектов будут невелики. С точки зрения Конвенции ООН по морскому праву территориальными водами и исключительной экономической зоной обладает только естественный остров, постоянно находящийся над водой и соответствующий хотя бы минимальным требованиям по поддержанию жизни.

Искусственный остров, построенный вокруг затапливаемой отмели или рифа, с точки зрения международного права равноценен буровой платформе и вокруг него возможно лишь создание пятисотметровой зоны безопасности.

Ставкой в игре в Южно-Китайском море является не юридически оформленный суверенитет, а реальный военный контроль, в случае утверждения которого в Юго-Восточной Азии возникнет новая стратегическая реальность. В сочетании с общим ростом китайских военных возможностей в регионе эффективный контроль китайского флота над главной морской артерией мировой экономики поставит под вопрос способности США по уравновешиванию китайского влияния.

У китайских военных усилий есть и другой аспект, обладающий большим значением для глобальной безопасности. Начиная с 1980-х годов КНР обладала сравнительно отсталым флотом из пяти атомных многоцелевых подводных лодок проекта 091 «Хань» и одной атомной ракетной подводной лодки проекта 092 «Ся». Морской компонент стратегических ядерных сил Китая существовал лишь номинально — «Ся» никогда не ходила на боевое патрулирование и была опытно-экспериментальным кораблем.

На протяжении длительного времени китайскому атомному подводному флоту было достаточно одной-единственной базы Цзянгэчжуан неподалеку от Циндао, провинция Шаньдун.

В последующем китайский атомный подводный флот пережил значительный рост и эволюцию. Теперь китайцы обладают первой в своей истории эскадрой полноценных атомных ракетных подводных лодок проекта 094 «Цзинь» с межконтинентальными ракетами «Цзюйлан-2». Управление военно-морской разведки США (Office of Naval Intelligence) ожидает начала выходов этих лодок на первое в истории китайского флота боевое патрулирование уже в ближайшие месяцы.

База для этих новых подводных ядерных сил — Юйлинь — расположена на южном курортном китайском острове Хайнань, что позволяет предположить, что именно в Южно-Китайском море будет находиться район патрулирования китайских атомных ракетных подводных лодок (на военном жаргоне — подводная лодка атомная с ракетами баллистическими, ПЛАРБ).

Район патрулирования ПЛАРБ всегда подлежит особой охране и контролю, особенно если речь идет об относительно несовершенных ПЛАРБ, таких как китайские. Советским вариантом решения проблемы было создание так называемых бастионов — особо охраняемых районов морской акватории, где концентрировались все возможные силы флота для обеспечения безопасности патрулирующих ПЛАРБ. Предположения о создании китайцами бастиона в ЮКМ высказывались военно-морскими специалистами еще несколько лет назад.

В случае создания здесь бастиона китайские военные объекты на Парасельских островах и островах Спратли превращаются в элементы инфраструктуры, обеспечивающей защиту китайских стратегических ядерных сил. Ставки в случае любого военного столкновения в этом районе повышаются неизмеримо. Нападение на китайский объект на островах при определенных условиях может быть интерпретировано в Пекине как начало массированной атаки на бастион с целью последующей нейтрализации прикрываемых бастионом китайских ПЛАРБ. Само по себе это может дать старт крайне опасному глобальному военному кризису. С другой стороны, осознание угрозы такого кризиса прочими игроками, прежде всего США, будет дополнительно ограничивать их возможности в этом стратегически важнейшем районе Мирового океана.

Китай запретил проход кораблей в Восточно-Китайском море из-за учений — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 18 февраля
EUR ЦБ: 79,61 (-0,37) Инвестиции, 17 фев, 16:15 Курс доллара на 18 февраля
USD ЦБ: 74,76 (-0,01) Инвестиции, 17 фев, 16:15

Момент нового землетрясения в Турции попал в прямой эфир Общество, 21:08

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03

Навка в годовщину победы на Олимпиаде заявила, что молится за Костомарова Спорт, 21:01

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Зачем Джо Байден приезжал в Киев и ускорит ли это поставки нового оружия Политика, 20:31

После экстренной посадки в Ташкенте людей отправят в Москву другим бортом Общество, 20:22

Пилот «Формулы-1» попал в аварию на велосипеде перед стартом сезона Спорт, 20:21

После нового землетрясения в Турции разрушились дома Общество, 20:16

Научитесь говорить убедительно

На интенсиве РБК Pro вы сразу применяете знания на практике – готовите собственное выступление

Прокачать навык

Призер Олимпиады рассказала о последствиях лавины в Красной Поляне. Видео Спорт, 20:00

Военная операция на Украине. Главное Политика, 19:58

Индекс Мосбиржи может быть пересчитан по данным о доступности акций Инвестиции, 19:56

Тренд на Азию. Почему «китайские» криптовалюты показали сильный рост Крипто, 19:42

Китай поддержал российскую резолюцию о взрывах на Nord Stream Политика, 19:41

В Петербурге задержали создателей сети мошеннических интернет-магазинов Общество, 19:37

Аксенов поддержал Пригожина и напомнил о расстрелах генералов в 1941 году Политика, 19:36

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Китай будет проводить военные учения в Восточно-Китайском море, в связи с чем запрещен проход кораблей, передает Huanqiu Shibao со ссылкой на Управление морской безопасности КНР.

«22 августа с 02:00 (21:00 21 августа мск) до 16:00 (11:00 22 августа мск) в некоторых районах Восточно-Китайского моря будут проводиться боевые стрельбы, судоходство запрещено», — говорится в сообщении.

adv.rbc.ru

С 6 по 15 августа Народно-освободительная армия Китая проводила еще одни военные учения с боевыми стрельбами. Маневры проходили в южной части Желтого моря. В то же время Пекин проводил учения в воздухе и в водах вблизи Тайваня. Военные отработали удары по Тайваньскому проливу, а также запустили 11 баллистических ракет, пять из которых приземлились в исключительной экономической зоне Японии.

adv.rbc.ru

Военные маневры стали ответом Китая на визит спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань, которая посетила остров 2 августа. Пекин считает остров, который объявил о независимости от КНР в 1949 году, своей территорией. В Китае считают, что Пелоси намеренно совершила провокацию и нарушила принцип «одного Китая».

Филиппины и США обсуждают совместное патрулирование береговой охраной в Южно-Китайском море .

С перекрывающимися суверенными претензиями на стратегический водный путь Филиппины усилили риторику против того, что они называют «агрессивными действиями» Китая в Южно-Китайском море, которое также стало горячей точкой напряженности между Китаем и США вокруг военно-морской операции.

Джей Тарриэла, пресс-секретарь филиппинской береговой охраны (PCG) по вопросам Южно-Китайского моря, сообщил CNN на Филиппинах, что переговоры с Соединенными Штатами вышли за рамки начальной стадии, и вероятность проведения совместного патрулирования высока.

Тарриэла не предоставил подробностей о масштабах или сроках предполагаемого патрулирования, которое последовало после того, как Пентагон заявил в этом месяце, что Соединенные Штаты и Филиппины «договорились возобновить совместное морское патрулирование в Южно-Китайском море».

Последние обновления

  • EuropecategoryБайден прошел по Киеву, чтобы продемонстрировать решимость в преддверии годовщины войны, статья с видео

  • EuropecategoryБайден обещает новую военную помощь Киеву во время «исторического» визита, статья с видео

  • 900 Подробнее

    900 рассказы

    «Уже существует четкая возможность, поскольку Министерство обороны Соединенных Штатов также поддержало совместное патрулирование с филиппинскими военно-морскими силами и военно-морскими силами США, поэтому есть уверенность в том, что это конкретное совместное патрулирование произойдет между береговой охраной обеих стран», — сказал Тарриэла.

    «Есть также вероятность, что она будет проведена в Южно-Китайском море в поддержку свободы судоходства правительства Соединенных Штатов», — сказал он.

    Роммель Джуд Онг, бывший вице-командующий ВМС Филиппин, заявил агентству Рейтер в понедельник, что идея размещения береговой охраны в Южно-Китайском море вместо военно-морского флота «смягчит любые просчеты и не позволит Китаю найти предлог для эскалации напряженности». «на водном пути.

    Ранее в этом месяце PCG обвинила береговую охрану Китая в том, что она нацелила «лазер военного класса» на свое судно, поддерживающее миссию по снабжению войск на атолле, временно ослепив его команду, что вызвало выражение обеспокоенности со стороны других стран, включая Японию и Австралию. и Соединенные Штаты.

    Китай опроверг сообщение PCG, которое, по его словам, не соответствует действительности.

    Посольство Китая в Маниле не сразу ответило на запрос о комментариях по совместному патрулированию.

    Президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший на прошлой неделе вызвал посла Китая, чтобы выразить свою обеспокоенность частотой и интенсивностью действий Китая в Южно-Китайском море.

    Репортаж Карен Лема; Под редакцией Кануприи Капур

    Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

    Китайский Shandong, авианосец USS Nimitz «Столкновение» в SCS после первой встречи истребителей-невидимок

    Китай выпустил видео, на котором второй авианосец Shandong проводит учения и делает объявления на английском языке, что, по словам китайских военных эксперт, может означать, что авианосец имел «близкое столкновение с авианосцем США в Южно-Китайском море».

    • Нехватка летчиков-истребителей наносит ущерб Украине, даже когда Зеленский умоляет о западных самолетах: российская ЧВК Вагнера
    • Несмотря на NASAMS, Киев заявляет, что Россия «обманывает» оборону Украины, используя ракеты-ловушки и воздушные шары

    Военно-морской флот Народно-освободительной армии (ВМС НОАК) 16 февраля опубликовал кадры, на которых авианосец «Шаньдун» проводит учения в Южно-Китайском море, а истребители J-15 выполняют взлет и посадку.

    На видео слышно, как член экипажа объявляет: «Это китайский военный корабль 17» на китайском и английском языках.

    «Это дает людям непреодолимое чувство безопасности», — описал слова шаньдунца ВМС НОАК в своем официальном аккаунте в WeChat.

    В 2021 году большой эсминец типа 055 «Наньчан» принял участие в совместных морских учениях и походах Китая и России, во время которых член экипажа «Наньчана» представился другим кораблям и самолетам на английском языке, сказав: «Я китайский флот 101 , Я плыву, держись от меня на безопасном расстоянии».

    ВМС НОАК публикуют видео — китайский авианосец «Шаньдун» проводит учения в Южно-Китайском море. pic.twitter.com/oocRDZGXf6

    — SCS Probing Initiative (@SCS_PI) 16 февраля 2023 г.

    Сун Чжунпин, китайский военный эксперт и телекомментатор, сообщил государственной Global Times, что военные корабли и самолеты НОАК обычно должны делать объявления на английском языке, когда они сталкиваются иностранные военные корабли и самолеты, а «Шаньдун» мог столкнуться с американским авианосцем в Южно-Китайском море.

    «Обычно авианосцы из разных стран всегда держат безопасную дистанцию, когда встречаются в открытом море», — сказал Сун, добавив, что вертолеты и корабли с обеих сторон будут следить за авианосцем друг друга и идентифицировать себя, чтобы друг друга и почему они плывут, без всякой враждебности.

    По словам Сонга, возможны две ситуации, при которых экипажу на борту «Шаньдуна» приходилось делать объявления на английском языке. Один из них заключается в том, что иностранные военные корабли и самолеты могут находиться вблизи района, в котором военные корабли и самолеты ВМС НОАК проводят учения, и в этом случае китайские военные должны предостеречь их от входа в район учений.

    Вторая возможность заключается в том, что ВМС НОАК могут предупредить иностранные военные корабли и самолеты, чтобы они либо покинули, либо держались подальше от чувствительных вод, таких как те, что окружают острова Наньша и Сиша.

    Байден приказал ударной группе авианосца «Нимиц» и экспедиционному подразделению морской пехоты провести «комплексные ударные операции» у берегов Китая. Китай претендует на все Южно-Китайское море и категорически возражает против военной активности США в https://t.co/MIBQzTc9DL… https://t.co/cGAhHWXX33 pic.twitter.com/T80o7RZ0MR

    — @amuse (@amuse) 12 февраля 2023 г. 13-й экспедиционный отряд морской пехоты проводит «комплексные экспедиционные ударные операции» в Южно-Китайском море 11 февраля9.0003

    Это уже второй запуск NIMCSG в Южно-Китайском море в этом году.

    В январе NIMCSG провел морскую ударную подготовку, противолодочные операции, интегрированную многодисциплинарную и совместную подготовку надводных и воздушных элементов, а также летные операции с самолетами и вертолетами.

    USS Nimitz (CVN 68) Авианосец класса Nimitz заходит в Сингапур, 21 января 2023 г. (Twitter) атаки с использованием истребителей J-15, а также многоплановые атаки и оборона на поверхности, в воздухе и под водой, при этом новые пилоты J-15 также проходят сертификацию для работы в ночное время.

    По словам Сонга, фраза «подавляющее чувство безопасности» представляет решимость и мужество ВМС НОАК сражаться и побеждать, независимо от того, размещают ли американские военные авианосцы или нет, или сколько авианосцев развернуто в Южно-Китайском море. .

    Утверждения Сун не могут быть проверены независимо, однако нельзя исключать возможность близкого столкновения вооруженных сил США и Китая в Южно-Китайском море.

    В марте 2022 года командующий Тихоокеанскими ВВС США генерал Кеннет Уилсбах сообщил, что J-20 ВВС НОАК и F-35 ВВС США (ВВС США) впервые «столкновились». немного рано говорить о том, что они собираются делать с J-20, так что на самом деле все, что мы видели, это превосходство в воздухе. Но мы замечаем, что они летают на нем довольно хорошо. Недавно у нас было — я бы не назвал это столкновением — когда мы относительно близко подошли к J-20 и нашим F-35 в Восточно-Китайском море. Мы относительно впечатлены командованием и управлением, связанным с J-20», — сказал генерал Вильсбах в марте 2022 года9.0003 Изображение файла: Самолет-невидимка J-20

    Даже ВВС НОАК неоднократно официально признавали использование своих истребителей-невидимок пятого поколения J-20 для перехвата и идентификации иностранных самолетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *