Кижи на каком озере – Кижи — Википедия

Содержание

Кижи — Википедия

Церковь Преображения Господня Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Шатровая колокольня Кижского погоста Ограда Кижского погоста Кладбище Кижского погоста. Могила Трофима Рябинина

Ки́жский пого́ст, Ки́жи[1][2][3][4] (также распространён вариант Кижи́, некоторыми филологами называемый «общепринятым»[5]; карел. Kiži) — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)»[2][3], по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников»[4].

Широко распространено название с ударением на второй слог, однако в Заонежье традиционно используется ударение на первый слог[5].

2 октября 1945 года Постановлением ЦИК Карело-Финской ССР территория Кижского погоста была объявлена государственным заповедником.

[6]

1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.

По одной из легенд, церковь Преображения Господня якобы была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку.

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», входят в состав Спасо-Кижского Патриаршего подворья.

Первыми письменными источниками, с описанием Спасского Кижского православного прихода в составе Заонежских погостов, являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века. В «Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда» составленной стольником А. Б. Бренчаниновым и подьячим П. Курбатовым в 1696 год записано[7]:

« … Погост Спасский в Кижах на Онего озере на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, теплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николая Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господне и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 году сгорели от молнии…»

Главными храмами прихода являлись церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах, кроме этого к Кижскому приходу в XVI веке относились: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Сандал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца Клименецкого Свято-Троицкого монастыря.

К концу XVII века в Кижском погосте-округе были образованы ещё семь самостоятельных приходов с новыми главными храмами: церковь Николая Чудотворца в Чеболакше, церковь Успения Богородицы в Космозере, церковь Преображения Господня в Мелой Губе, церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах, церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе, церковь Великомученицы Варвары в Яндомозере, церковь Николая Чудотворца в Лижме. Храмы на острове Кижи оставались главными храмами всего Кижского погоста-округа.

В XVII веке новгородский купец Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Обнаружив медную руду, он начал в 1669 году строить меде-плавильный завод в Кижском погосте-округе. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте-округе открылись ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа. Крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Этот вооружённый протест был подавлен присланным отрядом стрельцов.

Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769—1771 годах. Руководители восстания крестьяне Климент Алексеевич Соболев из деревни Романовская Толвуйского погоста, Семён Костин, Андрей Сальников были «наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и с поставлением знаков» и сосланы на вечную каторгу в Сибирь, на Нерчинские рудники. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям[8].

После губернской реформы 1775 года погосты как административно-территориальные образования были упразднены. Границы Кижского прихода были значительно сокращены до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой области Новгородского наместничества. Количество прихожан в Кижском приходе, по данным на 1785 год, составляло 2358 человек.

До 1827 года Кижский приход находился в ведении Архангельской епархии, а с 1827 года в ведении вновь созданной Олонецкой епархии.

Из справки «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда», составленной в 1850-х годах исправляющим должность благочинного священника прихода Стефаном Ржановским[9]:

«Селений или деревень в сем приходе 41. Отдаленнейшие из них деревни: Когда в 29, Усть-куома, Сибова, Ваев-наволок, Лариков остров в 10 верстах и прочие все близ церкви. В тех деревнях душ мужеска пола 1072, женска 1250. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженныя памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных податей и земских повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в рубке дров или перевозке угля из лесу в завод же…».

В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль.

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!».

Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II[10]

.

В 1920 году, после Октябрьской революции, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учет как памятники архитектуры, но отправление религиозных обрядов продолжалось. Из Охранного свидетельства от 11 августа 1920 года № 1847 о постановке на государственную охрану Кижского погоста:

«Удостоверяется, что две церкви во имя Преображения Господня 1714 г., церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1754 г. и колокольня Кижского погоста, как выдающиеся архитектурные памятники находятся под охраной Правительства и никаким видоизменениям и реквизиции икон и церковного убранства не подлежат.»

В августе 1926 года комиссия, под руководством реставратора, профессора Игоря Грабаря провела обследование главных храмов погоста.

Осенью 1937 года службы в Преображенской церкви и церкви Покрова Богородицы были полностью прекращены решением Комиссии по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР. Священник Алексей Степанович Петухов (1875—1937), назначенный в Кижский приход в 1933 году, был арестован 24 октября 1937 года сотрудниками Заонежского райотдела НКВД Карельской АССР, обвинён как участник «контрреволюционной повстанческой группы» и расстрелян в ноябре 1937 года.

В период оккупации Карело-Финской ССР во время Великой Отечественной войны часть икон из храмов погоста была вывезена в Финляндию. Впоследствии иконы были возвращены СССР[11].

В 1949—1966 годах проводились реставрационные работы храмов погоста. В январе 1966 года на базе главных храмов погоста был основан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.

В 1993 году был вновь создан Кижский православный приход, 20 августа 1994 года в церкви Покрова Богородицы отслужил божественную литургию епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил.

Летом 2000 года остров Кижи и его храмы посетил Патриарх Московского и всея Руси Алексий II, летом 2010 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Достопримечательности Кижского погоста[править | править код]

Церковь Преображения Господня[править | править код]

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое известное сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: «Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).

Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия России (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Храм имеет простой крестовый план.

Церковь увенчана 23 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены «в обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы[править | править код]

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет вытянутый прямоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году, сгорела (перестроена в 1764 году). Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м, материал — сосна, осина. Реставрирована по проекту А. В. Ополовникова в 1949—1959 годах[12].

Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Шатровая колокольня Кижского погоста[править | править код]

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В 1951—1954 годах были заменены кровли колокольни и несколько столбов звонницы. Значительная реставрация колокольни была осуществлена в 1991 году[13].

Ограда Кижского погоста[править | править код]

Ограда длиной около 300 м, представляет бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов. Главный вход на погост расположен возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в середине расположены двустворчатые ворота[14].

Воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту А. В. Ополовникова.

Кладбище Кижского погоста[править | править код]

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

  1. Агеенко Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка
  2. 1 2 Кижи // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  3. 1 2 Кижи / География. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.
  4. 1 2 Власов В. Г. Кижи // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2009.
  5. 1 2 , В. Дерягин, Л. Скворцов, ‘Как правильно: Ки́жи или Кижи́ // Наука и жизнь, 1976, № 2, С. 139.
  6. ↑ Календарь знаменательных дат (неопр.) (недоступная ссылка — история ).
  7. ↑ Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694—1945 гг.). — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2013. 140 с.
  8. ↑ Кижское восстание 1769-71 // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
  9. ↑ «Историческое сведение о приходе Кижском» — малоизвестный источник по истории православной культуры Кижского прихода конца первой половины XIX веков
  10. ↑ Из истории становления музея-заповедника «Кижи»
  11. ↑ Из книги: Э. Пийронена. В часовенной Карелии. — Пиексямяки, 1984. (стр. 115)
  12. ↑ Церковь Покрова Богородицы
  13. ↑ Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 75 — 464 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)
  14. ↑ Ограда Кижского погоста

ru.wikipedia.org

Кижи (музей-заповедник) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кижи.

«Кижи» — государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник, расположенный в Республике Карелия Российской Федерации.

Название музея дано по острову Кижи, где расположена основная часть экспозиции музея. Объекты музея также расположены в Петрозаводске и в ряде населённых пунктов Медвежьегорского района.

Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», включены в состав Спасо-Кижского Патриаршего подворья.

Музей как государственное учреждение культуры существует с 1966 года, но первых посетителей принял в 1955 году[1]. Изначально он состоял из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков Кижского погоста — памятников древнего зодчества, окружённых оградой. В настоящее время его дополняют привезённые из различных уголков Заонежья часовни, дома, иконы, предметы быта и хозяйственные постройки из карельских, русских и вепсских деревень, а также ряд исторических объектов в Заонежье и Петрозаводске[2].

Директора музея-заповедника[3]
  • Смирнов Владимир Иванович (1966—1968)
  • Ниеми Вилхо Арвидович (1969—1975)[4]
  • Ионова Валентина Матвеевна (1975—1979)
  • Шилова (Лопаткина) Людмила Васильевна (1979—1984)
  • Лопаткин Михаил Васильевич (1984—1988, 1991—1998)
  • Шелыбков Александр Дмитриевич (1989)
  • Набокова Ольга Афанасьевна (1990—1992)
  • Луговой Дмитрий Дмитриевич (1998—1999)
  • Аверьянова Эльвира Валентиновна (2000—2013)
  • Нелидов Андрей Витальевич (2013—2015)
  • Богданова Елена Викторовна (с 2015 года).

Территория музея-заповедника «Кижи» имеет статус земель историко-культурного назначения.

Государственный природный заказник федерального подчинения «Кижский» включает в себя охранную зону музея-заповедника «Кижи»[5]. Режим охраны заказника сходен с режимом национального парка. На всей территории заказника запрещены охота, сбор пуха и яиц, посещение островов с гнездовьями до конца размножения птиц (1 августа), лесоосушительная мелиорация, использование ядохимикатов в лесном и сельском хозяйстве, геолого-изыскательские работы и разработка полезных ископаемых.

Движение яхт и другого транспорта ограничено дорогами и водными путями общего пользования. Выпас скота ограничивается землями совхоза «Прогресс». Свободное передвижение, сбор ягод, лов рыбы и др. разрешены только местным жителям и сотрудникам. Стоянки и ночёвки разрешены туристам лишь в специально отведённых местах[6].

Объекты культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи»[править | править код]

Сектор «Русские Заонежья»[править | править код]

Главный экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, посвящен традиционной культуре русских Заонежья[7].

Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар из деревни Воробьи, амбар из деревни Вегорукса, амбар Мешкова из деревни Южный двор (усадьба Ошевнева), амбар Судьина из деревни Липовицы (усадьба Ошевнева), баня из деревни Мижостров (усадьба Ошевнева), баня из деревни Усть-Яндома (у дома Елизарова), дом Елизарова из деревни Середка, дом Сергеева из деревни Логморучей, дом Щепина из деревни Щепино, кузница из деревни Суйсарь, водяная мельница из деревни Берёзовая Сельга, рига из деревни Березовая Сельга.

Сектор «Васильево»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи в деревне Васильево, реконструкция заонежской деревни конца XIX — начала XX века[16].

Изображение

Памятник

Краткое описание


Все фото
Часовня Успения Божией Матери Построена в конце XVII—II половине XVIII вв. Объект культурного наследия федерального значения[17].

Все фото
Дом Сергеевой из д. Липовицы Построен в конце XIX — начале XX веков в д. Липовицы Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[18].

Все фото
Дом Сергина из д. Мунозеро Построен во 2-ой половине XIX века в д. Мунозеро Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[19].

Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Абрамовой из д. Великая Нива, амбар Кузнецова из д. Пегрема, дом Васильева, дом Кондратьевой из д. Верхняя Путка.

Сектор «Ямка»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи в деревне Ямка, реконструкция заонежской деревни[20].

Изображение

Памятник

Краткое описание


Все фото
Мельница ветряная из д. Вороний остров Построена в 1930-е годы в д. Вороний остров Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[21].
Дом Ананьевой из д. Красная Сельга Построен в конце XIX — начале XX веков в д. Красная Сельга Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[22].

Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: часовня Апостолов Петра и Павла из д. Бережная (начало XVIII — конец XIX века), часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово (конец XVII — конец XVIII вв.), амбар (у дома Пертякова), амбар из д. Липовицы (у дома Вичурина), амбар на воде из д. Мижостров, дом Берёзкиной из д. Красная Сельга, дом Вичурина из д. Вигово, дом Левичева из д. Усть-Яндома, дом Мошниковой, дом Никонова из д. Липовицы, дом Пертякова из д. Усть-Яндома, дом Пономарева из д. Маньшино, конюшня, крест поклонный из д. Хашезеро, кузница из д. Южный двор, рига из д. Липовицы.

Сектор «Пряжинские карелы»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру карел-ливвиков Пряжинского района южной Карелии[23].

Изображение

Памятник

Краткое описание


Все фото
Дом Яковлева из д. Клещейла Построен в конце XIX — начале XX вв. в д. Клещейла Пряжинского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[24].

Все фото
Крест поклонный из д. Чуйнаволок Построен в 1763 году в д. Чуйноволок Пряжинского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[25].

Все фото
Амбар из д. Коккойла Построен в 1763 году в д. Чуйноволок Пряжинского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[26].

Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Жданова из д. Пелдожи, амбар из д. Нинисельга, рига из д. Ламбисельга, рига из д. Сяппяваара.

Сектор «Северные карелы»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру северных районов Карелии[27].

Изображение

Памятник

Краткое описание

Мельница ветряная из д. Гафостров Построена во 2-ой половине XIX века в д. Гафостров Муезерского района Карелии. Объект культурного наследия регионального значения[28].

Кроме этого, в состав сектора входит памятник деревянного зодчества — рига из д. Гафостров.

Сектор «Вепсы»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру вепсских деревень. В состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Беляева из д. Матвеева Сельга, амбар из д. Сяппяваара, баня Фошкиной из д. Каскесручей[29].

Сектор «Пудожский»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру малодворных пудожских деревень. В состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Белошеева из д. Пялозеро, амбар Гришина из д. Кубовская, амбар Пахомова из д. Остров-Заречье, дом Беляева из д. Кубовская, дом Бутина из д. Пялозеро, дом Поташева из д. Пяльма[30].

Сектор «Кондопожский»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру карельских и веппских деревень[31].

Изображение

Памятник

Краткое описание


Все фото
Часовня Преображения Господня из д. Кавгора Построена во 2-ой половине XVIII в. — 1-ой половине XIX вв. в д. Кавгора Кондопожского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[32].

Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Ждановой из д. Шёлтозеро, амбар Семёновой из д. Сорочья гора.

Сектор «Кижское ожерелье»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника расположен в окрестностях острова Кижи, на соседних островах Большом Климецком, Волкострове и Еглове, а также на материковой части Заонежского полуострова[33].

Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: дом Маркова в деревне Мальково, дом Серых в деревне Дудниково, ветряная мельница из деревни Толвуя в деревне Середка.

Сектор «Петрозаводск»[править | править код]

Экспозиционный сектор музея-заповедника располагается в Петрозаводске в квартале исторической застройки «Старый город», формирование которого началось в 1970-х годах и в центре города[39].

Изображение

Памятник

Краткое описание


Все фото
Храм во имя Святого и Животворящего Духа Построен 1894 г. в Петрозаводске при Губернской земской больнице. Объект культурного наследия регионального значения[40].
Ремесленное училище Памятник архитектуры XVIII века. Объект культурного наследия регионального значения[41].
С 2010-х в здании располагается администрация музея-заповедника «Кижи».

Все фото
Мастерские ремесленного училища Здание построено в 1913 году. В 2006 году здание передано музею-заповеднику «Кижи»[42].

Все фото
Корпус больничный
губернской земской больницы
Построен во 2-ой половине XIX века. Объект культурного наследия регионального значения[43].
Здание передано музею-заповеднику «Кижи».

Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: дом Лазарева (начало XX века, ныне библиотека музея), дом лесничего Кучевского (1827 год), здание бывшего ремесленного училища.

  • Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»: Каталог // Авт.-сост. А. Т. Беляев, Б. А. Гущин, В. А. Гущина — Петрозаводск, 1973. — 100 с.
  • Витухновская М. А. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи: Путеводитель. — Петрозаводск: «Карелия», 1988. — 160 с.: ил.
  • Мельников И. В., Семененко О. А. Кижи. Альбом-путеводитель по музею-заповеднику «Кижи» — Петрозаводск. 2008, — 176 с.

ru.wikipedia.org

Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами

Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами. Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Кижский погост,  включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, расположенный на острове Кижи Заонежского полуострова,  является самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества русского Севера. Он  стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии.  Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находится несколько старинных деревень, интересные  природные объекты и памятники археологии.

Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.
На острове также расположены несколько деревень, которые все вместе. составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.  Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Достопримечательности музея-заповедника Кижи

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля.  Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. И в вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня.
Церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось, ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями!  По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке! Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке. В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 – в праздничном, 29 – в деисусном, 28 – в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Петрозаводск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

31.01.2020

08.02.2020

1 пересадка

Найти от 10 835

30.01.2020

08.02.2020

2 пересадки

Найти от 16 664

Церковь Покрова Богородицы

Рядом с Преображенской стоит «зимняя» ,то есть отапливаемая – службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи,  Покровская церковь. Построена она была также безымянными зодчими на полвека позже – в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Покровская церковь, композиционно уравновешивая пирамидальный Преображенский собор, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.  Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Украшена Покровская церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом. Зубчатый резной фронтонный пояс — один из немногих декоративных элементов этого храма. И  повал, и фронтонный пояс – это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. Иконостас Покровской церкви – тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 1950-е годы из заонежских икон XVII – начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Самое восточное помещение церкви – алтарь. Снаружи он выявляется пятигранным срубом – абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней – десятая глава Покровской церкви. Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.



Шатровая колокольня

Шатровую колокольню Церкви Преображения Кижского погоста перестроили  в 1863 году на месте колокольни, разобранной  в 1862 году. Губернская строительная комиссия в 1854 году по прошению Благочинного Священника Стефана Романовского рассмотрела проект и смету новой колокольни. И. И. Копошевым был представлен в 1872 году проект по перестройке колокольни. В 1874 году проводились работы по перестройке верхней части колокольни. В 1900 году во время ремонта разобрали декоративные фронтончики на скатах шатра и полицы, которые образовывали поясок на карнизе по периметру четверика на уровне второго перекрытия.

По плану четверик квадратной формы разделяют две продольные стены на три части: лестничную клеть, сени и чулан. Внутренний объём по высоте сруба колокольни перекрытия делят на три яруса. На звонницу ведут пять ступенек лестницы.
Композиция колокольни придумана по традиционной русской схеме «восьмерик на четверике», где высокий четверик составляет две трети высоты сруба. Звонница на девяти столбах находится над восьмериком, они поддерживают шатёр, над шатром лемеховая главка с крестом. Двери наружные филёнчатые. Сруб колокольни рублен «в лапу» под дощатую обшивку. Обшивка из бруса устроена по каркасу. Кровля перекрыта двухслойным тёсом. Концы тесин пикообразной  формы. Бутовый фундамент построен на известковом растворе. Использованный материал: ель с сосной. Лемех из осины.

Ограда

До наших времён не дошла и воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений.  Ограда  была воссоздана в 1959 году по образцам сохранившейся древней ограды Ильинского погоста на Водлозере. Внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

Церковь Воскрешения Лазаря

Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV-XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохра­нившийся до наших дней. В экспозиции музея она занимает особое место, позво­ляя проследить путь становления мастер­ства зодчих,  от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой компози­ции Кижского погоста.  Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера.
Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев. 

Церковь Воскрешения Лазаря подобна архитектурной миниатюре: столь малы ее размеры, а формы изящны и просты. По объемно-пространственной композиции она представляет собой постройку клетского типа, состоящую из трех различных по величине клетей, в плане близких к квад­рату. Каждая клеть покрыта двускатной крышей под разным уклоном друг к другу. Центральная и алтарная клети рублены из тонких бревен, а притвор (сени) — каркас­ный, с заполнением из горизонтально уло­женного теса.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.
Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела — небольшая часовня начала XIX века с сенями и колокольней. Первоначально она была построена в деревне Леликозеро на севере Онежского озера.
Часовня Архангела Михаила типична для северной русской архитектуры.
Главная особенность часовни – это ее характерная шатровая колокольня-звонница, поднимающаяся над сенями, которые пристраивали ко всем религиозным сооружениям Русского Севера. Двухрядный иконостас восходит к XVIII веку.  Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

Уникальным считается иконостас часовни, поднимающийся наверх, замыкаясь с 12 потолочными изображениями святых и большим «небом» — потолочной иконой Христа.  По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Восьмикрылая ветряная мельница

Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году.  Од­на из последних ветряных мельниц, сохра­нившихся на территории Карелии. Тип мельницы — «столбовка».

Основание амбара мельницы — квад­ратный в плане,  невысокий сруб-клетка, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю. Каркас­ный дощатый корпус-амбар мельницы возведен на бревенчатом поворотном кру­ге — «вертлюге», снабженном со стороны входа бревнами-рычагами («воротила­ми»).  Жернова приводятся в действие при помощи деревянной шестерни с це­вочным зацеплением. Первый этаж снаб­жен ларем для муки и устройством, регу­лирующим помол зерна. Крыша мельницы двускатная, симметричная, гвоздевой конструкции.

Дом крестьянина Щепина

Дом крестьянина Щепина был переве­зен в основную экспозицию музея в 1975 году. До этого времени он находился в де­ревне На Хвосте (Щепино) острова Волкостров в 2 километрах от острова Кижи. Не отличаясь какими-либо значитель­ными архитектурными особенностями, дом Щепина являет собой пример рядового заонежского крестьянского жилища, постро­енного в начале XX века. Тип постройки — четырехстенок. Дом покрыт двускатной крышей, его жилая часть состоит из одной избы на высоком подклете и сеней. Во вну­треннее помещение дома ведет невысокое крыльцо с двумя выходами. Перегородка в сенях отделяет помещение небольшого чу­лана — кладовки, где хранятся ручные ка­менные жернова и ларь для муки. Избу от­личает своеобразная постановка печи: она отодвинута от боковой стены и занимает центральное положение у задней стены. Освещается изба четырьмя окнами: тремя — по центральному фасаду и одним — с се­верной стороны. Постройка была выполне­на в духе вековых традиций, тем не менее, отличаясь от классических домов подобно­го типа. В нем не предусмотрена хозяйст­венная часть — двор, изменена конструкция кровли, в интерьере избы нет традицион­ных воронцов и полиц.  

В интерьере дома Щепина можно уви­деть предметы, связанные с бондарным ремеслом.

Дом крестьянина Елизарова

Дом был перевезен в музей в 1961 го­ду из деревни Потаневщина, находив­шейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове. Он представляет еще один вариант крестьянского жилища Заонежья. Жилые и хозяйственные помещения дома Елиза­рова расположены под общей асимметрич­ной крышей. Дом Елизарова имеет только один жилой этаж, поставленный на высо­кий подклет. Основные жилые помещения состоят из избы, сеней и двух чуланов, рас­положенных напротив избы в сенях. 

Снаружи дом Елизарова привлекает внимание лаконичностью декоративного убранства, при сохранении традиционных для крестьянского жилища Заонежья кон­структивных деталей: балкона-гульбища, декоративного балкона на главном фаса­де. За этим балконом нет жилого помеще­ния, а находится чердак.  Образ дома создается контрастом мощных бревенчатых стен и скромных, но довольно часто встречаю­щихся в этом районе Карелии, налични­ков. Во внутренние помещения дома ведет высокое крыльцо на столбах, через кото­рое можно попасть в сени, а из них в избу.

 В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются предметы, которых не было в доме Ошевнева: напро­тив печи висит расписной настенный шкаф­чик, в котором хранили парадную чай­ную посуду, использовавшуюся только ког­да в доме бывали гости.  Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу на кровати лежит цветастое «рибушное» зимнее одеяло. В подклете дома Елизарова находится небольшой амбар, который использовался для хранения зерна. Вход в него устроен с главного фасада здания. В амбаре рекон­струирован традиционный интерьер.

На берегу озера около дома Елизарова находится баня  из заонежской дерев­ни Усть-Яндома. Она была построена в на­чале XX века, в 1970 году перевезена в экс­позицию музея и восстановлена по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Данная постройка очень схожа с баней у дома Ошевнева и представляет собой широко распространенный тип бани с предбанни­ком. Сруб, рубленный «в обло», установ­лен на каменной забирке и покрыт дву­скатной безгвоздевой кровлей. В бане вос­становлен традиционный для подобных построек интерьер.

Часовни «Кижского ожерелья»

Так называют своеобразный ансамбль часовен, которые как драгоценное ожерелье обрамляют ансамбль Кижского погоста. Эти часовни XVIII–XIX веков обладают своим особенным очарованием, которое еще усиливает окружающая природа. Экскурсия по Кижскому ожерелью – это незабываемое путешествие на катере среди островов Кижского архипелага.

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. (XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

В настоящее время музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек.

Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тысяч  предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX — начале XX века, 500 икон XVI — XIX века, среди которых единственное собрание «небес» из храмов Обонежья. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево. 

В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров — древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово «кижат» означает «игрища»).

В музее создана «ожившая экспозиция» — организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее «Кижи» функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузиться в неповторимое соединение природы и народного мастерства.

Музей «Кижи» предоставляет услуги экскурсоводов на русском, английском, французском, немецком и финском языках. К услугам посетителей — аудиогиды на русском, английском и финском языках.

О Карелии читайте:

Вам также может быть интересно

myrussianland.ru

Кижи — жемчужина деревянного зодчества

Музей-заповедник Кижи — главная визитка Карелии и одна из важнейших культурных достопримечательностей России — находится на острове Кижи в Онежском озере. По сути, вся территория острова является музеем.

Остров Кижи

Действительно это так, потому что в уникальном музее-заповеднике под открытым небом собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий.

Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи» – это не только памятники архитектуры, но и богатейшие фондовые коллекции:  здесь имеются разнообразные предметы этнографии, живописи, старопечатные и рукописные книги, чертежи и фотографии.

Основателям этнографического музея удалось восстановить жизнь и крестьянский быт жителей Севера. Многочисленные туристы получили возможность прикоснуться к давно ушедшей эпохе.

На острове снуют по своим ремесленным делам мастера давно забытых профессий в национальных карельских одеяниях. А вот умельцы с удовольствием и интересом делятся с туристами секретами своего мастерства, демонстрируют приемы плотницкого и ткацкого ремесла. На ваших глазах изготавливают сувениры, вырезанные из дерева, вышитые и сплетенные из бисера.

Музей-заповедник Кижи. История

Этот уникальный архитектурный комплекс создавался и формировался более двухсот пятидесяти лет. Изначально все деревянные постройки  сооружались при помощи практически одного инструмента – топора. Раньше здания возводились действительно без использования гвоздей, сегодня таких построек почти нет, так как в процессе реставрации мастера уже использовали гвозди и другие приспособления.

Музей сначала состоял из двух старинных церквей и колокольни XVIII-XIX веков, выстроенных целиком из дерева и окружённых оградой.

Музей-заповедник Кижи

В настоящее время его дополняют часовни, дома, иконы, предметы быта и хозяйственные постройки, бережно перевезенные на остров из разных уголков Заонежья. Коллекции музея пополнились тысячами экспонатов, рассказывающих о жизни и быте местных народов.

В наши дни музей стал еще интереснее, так как сейчас это современный культурный центр, который круглый год ждет гостей и обещает не оставить равнодушным абсолютно никого.

Ежегодно тысячи туристов отправляются в путешествие к этим удивительным местам. Там же проводятся этнографические фестивали, конкурсы, слеты любителей древнего зодчества. Открывают свои двери ярмарки мастеров, где любой желающий может научиться древним ремеслам.

Архитектурно–этнографическая экспозиция музея позволяет создать наиболее полное представление о традиционной культуре крестьянского населения Олонецкой губернии XIX – начала ХХ в., показать хозяйственную жизнь и быт крестьянина, его духовный мир.


Архитектурные памятники музея «Кижи»

Архитектурные элементы делятся на три сектора, которые наиболее часто посещаются туристами. Уникальные памятники находятся в исторических деревнях, а так же в северной части острова.

Наиболее посещаемые туристами: во-первых, «Русские Заонежья», во-вторых,«Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы. А также уникальные архитектурные памятники находятся в двух исторических деревнях – Ямка и Васильево.

Деревня Ямка

Множество памятников архитектуры внесены в реестр международных культурных ценностей ЮНЕСКО. А также Музей-заповедник  является участником национального туристского проекта «Серебряное ожерелье России».

Объекты культурного наследия  в музее-заповеднике «Кижи»

Центр музейного собрания — ансамбль Кижского погоста, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это церкви Преображения Господня и Покрова Богородицы, Колокольня и Ограда Кижского погоста. Все вместе они включены в тематический сектор «Русские Заонежья», занимающий южную часть острова и состоящий из жилых и хозяйственных построек, перенесенных сюда из русских исторических деревень с берегов Онеги.

Церковь Покрова Богородицы

Церковь Покрова Богородицы

Центром экспозиции музея острова Кижи является Церковь Покрова Богородицы – великолепный памятник русского деревянного зодчества, построенный безымянными зодчими в конце XVII века. Но строительство церкви завершилось в 1764 году, когда здание обрело свой завершительный облик, который мы и видим в настоящее время.

Возникла она на полстолетия позже главной церкви  – Церкви Преображения Господня. Чтобы новый храм полностью соответствовал основному, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастера решили сделать сооружение-«отголосок». Покровская церковь как бы дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Центральная часть  Церкви Покрова Богородицы представляет собой восьмиугольный сруб с восьмигранной крышей, украшенной девятью куполами, которые устремляются в небо и кажутся невесомыми. Купола отличаются выразительностью, утонченными пропорциями.  И в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского подворья – Церкви Преображения. Украшена Покровская Церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом, который является одним из немногих декоративных элементов этого храма.

Покровская церковь. Иконостас

Так как Покровская церковь является отапливаемым зимой храмом, церковная служба проходит в холодное время года (с октября до пасхальных праздников). А также ее называют «зимником».

Церковь Преображения Господня

Церковь Покрова Богородицы тесно связана своей архитектурой с Церковью Преображения – самой значимой постройкой на острове.  Впечатлениями от созерцания этого деревянного совершенства делятся все туристы, побывавшие на острове Кижи.

Так как церковь является самым высоким зданием архитектурного ансамбля, ее видно с любой точки острова.

Храм Преображения венчают 22 купола, которые возвышаясь на 38 метров, отражают себя в переменчивых водах Онежского озера.

Фантазию туристов поражает произведение искусства древних зодчих, которые в 1714 году без единого гвоздя сумели создать такой шедевр архитектуры. Прикосновение к деревянным стенам, возраст которых перевалил отметку в 300 лет, вызывает непередаваемые чувства. Несомненно, мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение.

По преданию, царь Петр Первый был тем архитектором, который начертал план храма. Проплывая мимо острова, он увидел сваленный лес, узнав о начатом строительстве, повелел: «Быть по сему».

Вторая легенда рассказывает о мастере Несторе, который срубив храм, выбросил свой топор в воду со словами — «Не бывать более такому же».

Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь «чешуйки» на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями!

 

Преобоаженская церковь. Купола

Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке!

В пасмурную погоду купола отдают в серебристый цвет, на вечерней зорьке – в малиновый, а в солнечный день – кажутся сделанными из золота.

Иконостас украшен резьбой и позолотой, вмещает сто две иконы. Иконы разнятся по времена написания, самые древние относятся к XVII веку. Изготовлен иконостас около 1770 года, но мастер остался неизвестным.

По своему типу храм – «летний», зимой в нём, в отличие от Покровской Церкви, службу не проводят.

Шатровая колокольня

Еще одной достопримечательностью острова Кижи является Шатровая колокольня. Она расположилась между Церковью Покрова Богородицы и Церковью Преображения, и своей архитектурой, по сути, дополняет уникальный ансамбль. Построили ее в 1863 году на месте прежней, «скрытой за ветхостью». Но в 1874-ом году колокольня подвергалась серьезной перестройке.

Высота колокольни – 30 метров. На колокольне установлено 14 колоколов. Самый большой имеет массу 800 кг и был отлит в 19 веке. Кстати, во время несения церковной службы звон колокольни разносится на многие километры.

Ограда Кижского Погоста

Если смотреть на ограду проплывая по озеру, то создается впечатление, что находишься возле берегов Шотландии. Массивные валуны, которыми выложен фундамент и деревянные срубы на верху, переносят в далекое прошлое.

Первоначальная ограда Погоста не сохранилась. Современная деревянная постройка (1959 год) сохранила лишь каменные валуны, привезенные на остров в 1800 году.

Окружая храм, ограда протянулась на 300 метров, создавая атмосферу твердости всего ансамбля.

Ограда имеет несколько входов. Главный вход — северный — увенчан деревянным шатром с установленным крестом.

Дом Нестора Ошевнева

Помимо культовых сооружений, памятниками архитектуры являются разнообразные постройки: жилые дома, амбары, мельницы и даже бани.

Среди гражданских построек, в первую очередь,  выделяется нарядный и просторный деревенский дом XIX в. – дом крестьянина Ошевнева, внутренние помещения которого доступны для осмотра.

Дом Ошевнева

Он стал первым памятником, привезённым сюда и положившим начало музею-заповеднику.

Дом Ошевнева построен в 1876 году в деревне Ошевнево Медвежьегорского района. Кстати, под крышей дома мастер вырезал дату окончания строительства.

Дом крестьянина Ошевнева.

Дом  украшен карельской резьбой. Несомненно, вызывают восхищение балкон, проходящий через три стены, маленькие башенки, арки, узорчатые столбы.

Вход в дом через традиционное крыльцо с резными столбами.

Дом Ошевнева из деревни Ошевнево

Внутри дома мы видим быт простой крестьянской семьи.

Мельница

В 1949 году Кижи получил статус заповедника. С того времени на остров стали свозить деревянные постройки со всей Карелии. В числе первых на Кижи попала ветряная мельница.

Привезенная из деревни Гафостров, отреставрированная и собранная заново, мельница продолжает работать, как и 150 лет тому назад. Создавал восьмилопастную постройку неизвестный финский мастер, и по своему виду мельница не похожа на традиционные русские образцы. 

Как добраться до острова Кижи

Кижи — остров в Онежском озере, в 68 км от столицы Карелии — Петрозаводска.

Из Петрозаводска от Водного вокзала до острова Кижи в летний период (с мая по октябрь) ежедневно ходят суда на подводных крыльях типа «Комета» и «Метеор».

Время в пути — 1 час 15 минут в одну сторону.

Остров Кижи на карте

Карта острова Кижи

  1. Ветряная мельница 1886 г.
  2. Часовня трех Святителей XVII века.
  3. Пряжинский сектор
  4. Деревня Ямка
  5. Часовня Спаса Нерукотворного XVIII века.
  6. Часовня Успения Богородицы XVIII века.
  7. Деревня. Васильково
  8. Причал
  9. Жилой дом XIX века.
  10. Церковь Преображения Господня 1714 г.
  11. Колокольня 1874 г.
  12. Церковь Покрова Божьей Матери 1764 г.
  13. Жилой дом 1876 г.
  14. Банк
  15. Церковь Воскрешения Лазаря XIV века.
  16. Рига
  17. Ветряная мельница 1928 г.
  18. Жилой дом 1907 г.
  19. Часовня Михаила Архангела XVII века.
  20. Жилой дом 1910 г.
  21. Кузница Кижи — музей-заповедник

 Время работы  музея Кижи

Посетить музей можно на протяжении всего года. В зимний сезон посетителей ждут с 10 до 16 часов, в летнее время – с 8 утра до 8 вечера.

Посещение музея возможно только в рабочие часы. Осмотр экспозиции осуществляется в сопровождении работника из экскурсионного отдела.

На острове нельзя пользоваться открытым огнем, курить можно только на оборудованных площадках. А также ввоз животных на территорию заповедника запрещается.

 Официальный сайт Музея «Кижи»

 

 

 

 

 

kio53.ru

отдых, как добраться, где находится, история, отзывы

История острова Кижи

Самые известные памятники Кижей относятся к 18 веку, но история острова, конечно, намного глубже. Люди живут здесь как минимум 9 тысяч лет. И каждый год сотрудники музея отправляются в археологические экспедиции по всему Южному Заонежью, проводят раскопки.

В те времена, о которых уже есть письменные источники, жителями Заонежья были племена корела и весь, а позже и славяне из Великого Новгорода. Новгородские бояре владели этими землями с 11 до 15 века. В 1478 году вместе с Новгородом они вошли в состав Московского государства.

Кижский погост впервые упоминается в 1563 году. В конце 16 века он состоял из ста с лишним деревень, а на самом острове Кижи располагалось 12 деревень. Больше, чем сейчас. И деревянные церкви на острове были в конце уже 16 века, почти 500 лет назад! О храмах говорится в писцовых книгах. Древнейшие церкви, увы, не сохранились, были уничтожены пожаром.

Шедевры деревянного зодчества, которые мы видим сейчас, построены в 18 веке.
Фото: globallookpress.com

Шедевры деревянной архитектуры, которыми мы любуемся сейчас, построены в 18 веке: Преображенская церковь — в 1714 году, Покровская — в 1764-м. Тогда Кижи относились к Петрозаводскому уезду Олонецкой губернии.

В 19-м и начале 20 века кижским деревянным зодчеством восхищались ученые, художники, этнографы. После революции изучением и сохранением памятников  Кижского погоста занимался реставратор, профессор Игорь Грабарь. Действующими храмами они быть перестали, но к счастью, не были разрушены.

В 1950-х Преображенскую и Покровскую церкви, а также входящую в “тройник” колокольню, отреставрировал известный архитектор и реставратор Александр Викторович Ополовников. Тем самым было положено начало музею под открытым небом. В 1966 году на острове Кижи был создан музей-заповедник, и туда начали привозить памятники деревянной архитектуры и из других районов Карелии.

В 1990-м архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, каким остается и в 2019 году.

www.kp.ru

Кижи (Карелия) — Википедия

Эта статья — о населённом пункте. Другие значения термина «кижи» см. на странице Кижи (значения).

Ки́жи — бывшая деревня в составе Великогубского сельского поселения Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия[2].

Заселение острова Кижи началось в X веке. Первые жители острова — славяне и финно-угры, переселенцы из Великого Новгорода. Первые упоминания в письменных источниках о существовании поселений на острове Кижи относятся к 1496 году.[3] В это время остров становится центром крупного округа — Спасского Кижского погоста, который объединял деревни острова Кижи соседних островов и Заонежского полуострова.[4][5] К концу XVI века несколько деревень на острове приходят в запустение[3].

В конце XVII века Спасский Кижский погост разделён на несколько волостей, сам остров вошёл в состав Кижской волости[6].

21 июля 1972 года деревни расположенные на острове Кижи, объединились в единый населённый пункт Остров Кижи. Населённый пункт был подчинён городу Петрозаводску[7].

15 ноября 2004 года населённый пункт передан из города Петрозаводска в состав Великогубского сельского поселения[2][8][9][10].

26 июня 2018 года населённый пункт деревня Кижи упразднён[11].

Численность населения
2010[12]2013[1]
1→1
Климат Кижи
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек.
Средний максимум, °C −7 −6 0 5 12 17 20 18 12 5 0 −3
Средний минимум, °C −13 −13 −8 −2 3 7 10 9 5 1 −3 −9
Норма осадков, мм 20 20 15 15 20 35 45 55 45 40 35 30
Источник: Туристический портал

Бачурино (Федки Бачурина)[править | править код]

Деревня возникла в XVII веке. Первое упоминание в письменных источниках о деревне под названием Федки Бачурина относится к 1616 году, в дальнейшем название трансформировалось в Бачурино. В XVII веке в деревне было два дома. К концу XIX века расширилась на один дом. К середине XX века деревня исчезла.[13]

Бишево (Солдатово, Хорошовская)[править | править код]

Деревня известна с 1563 года сначала под названием Трофимовская, затем — Хорошовская. В середине XVI века в деревне был один двор, к середине XVII века поселение имело пять дворов (четыре двора живущих и один двор «в пусте»). В XIX веке деревня получает название Бишево. В начале XX века деревня получает ещё одно имя — Солдатово, однако более распространённым названием деревни оставалось Бишево. К середине XX века деревня исчезла.[14]

Босарево[править | править код]

Деревня Босарево возникла в 1860-х годах, в это время в её состав входил один двор. К началу XX века в деревне насчитывалось два двора. К середине XX века деревня исчезла.[15]

Васильево (Лукинщина, Большой Двор)[править | править код]

В XV веке возникла деревня Большой Двор. В XVI веке деревня опустела, на её месте осталась только часовня. Поселение было возрождено только к 1678 году, когда в нём поселился выходец из соседней деревни Харчевская (Ольхино) Евсюшко Юрьев с братом Матюшкой. В 1696 году деревня разрослась — сразу два крестьянина пришли из деревни Оятевщина (Леоновская). В дальнейшем деревня то расширялась до трёх дворов, то практически исчезала. Во второй половине XIX века в деревне было 2 дома, поселение получило новое название — Васильево. К 1911 году в деревне было уже 3 двора. В настоящий момент структура деревни состоит из пяти крестьянских домов, но только два из них остались от исторического поселения. На берегу озера расположена часовня Успения Пресвятой Богородицы XVII века[16]. Сегодня это музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX — начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения[17]. По состоянию на 2010 год в деревне числилось 3 жителя.

Вауловская[править | править код]

Деревня Вауловская существовала в XV—XVI веках.[3]

Кижский Остров («впущена в поле»)[править | править код]

Деревня Кижский Остров существовала в XV веке, «впущена в поле».[3]

Кижский Остров[править | править код]

Деревня Кижский Остров существовала в XV—XVI веках.[3]

Кукуево[править | править код]

В деревне Кукуево проживают реставраторы музея-заповедника «Кижи».[18]

Кяжево (Удоев Наволок)[править | править код]

Деревня впервые упоминается в Писцовой книге 1563 года под названием Удоев Наволок, в это время деревня состояла из двух дворов. Во второй половине XIX века деревня получает новое название — Кяжево. Во второй половине XX века деревня исчезла.[19]

Левоновская (Большой Двор Левонтьевской)[править | править код]

Первое упомнинание деревни Большой Двор Левонтьевской в письменных источниках относится к 1563 году. В дальнейшем название деревни именилось, к XVIII веку это деревня Левоновская. В начале XVIII века деревня переехала на материковую часть, где в дальнейшем объединилась с деревней Вакуловской в деревню Оятевщина.[20]

Марковская[править | править код]

Первое упомнинание деревни Марковская в письменных источниках относится к 1563 году. В XVII—XVIII веках деревня перенесена с острова на материковую часть, где существует до сих пор под названием Жарниково.[21]

Морозово (Каргуевская, Карповская)[править | править код]

История деревни прослеживается с 1582 года, в это время деревня значится в Писцовой книге под названием Каргуевская. В это время в деревне стоял только один двор. В середине XVII века поселение увеличилось до трёх дворов, с этого времени деревня называется «Карповская». В XIX веке деревня получила название Морозово. В 1950-х годах деревня исчезла.[22]

Наволок (Окуловская, Дудкин Наволок)[править | править код]

Деревня известна с 1563 года под названием Окуловская. Первоначально владение новгородского боярина Федора Остафьева Глухова. В XVI веке в поселении стояло четыре двора, оно было самым крупным из всех деревень острова Кижи. В XVII веке деревня уже состоит из семи дворов, в XVIII веке количество дворов сокращается до четырёх. Во второй половине XIX века деревня получает название Дудкин Наволок, в XX веке — Наволок. С открытием на острове музея-заповедника «Кижи» на территории деревни Наволок расположился сектор пряжинских карел.[23]

Погост[править | править код]

Церковь Преображения Господня Церковь Покрова Богородицы

Деревня впервые упоминается в XVI веке. В начале XVII века, в период Смутного времени, у погоста из 4 дворов поселения были сожжены дом дьячка и келья проскурницы. К этому времени относится первое описание церквей: «Погост Спаской в Кижах на Онеге озере острову а на погосте церковь Боголепное Спасово Преображение древяная с папертми верх шатровой да теплая церковь Покров Святыя Богородицы с трапезою древяная ж а в церквах образы и свечи и книги и ризы и сосуды и паникадила и на колокольне колокола и все церковное строение приходцкое той волости крестьян». В 1678 году у стен погоста располагалось 7 домов — 6 из них были дома священников и церковнослужителей, а один принадлежал крестьянину.

В 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии, строится Церковь Преображения Господня. В 1764 году построена Покровская церковь.

В 1863 году построена колокольня (на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году).

В начале XX века в деревне Погост было 5 домов, в которых жили кижские священники священники и причт. В 1951 году на место деревни был перевезён дом крестьянина Ошевнева. Этот крестьянский дом стал первым экспонатом музея-заповедника «Кижи».[24]

Ямка (Трофимовская, Харчевская, Ольхино, Ольхинская)[править | править код]

Деревня впервые упоминается в документах в 1563 году, сначала деревня получает название Трофимовская, затем — Харчевская, в это время в деревне стояло два крестьянских двора. За время своего существования поселение три раза меняло имя. В период Смутного времени, когда отряды иноземцев и «русские воры казаки» разорили Заонежье, деревня была сожжена, а в 1616 году в ней «после разорения немецких людей» поставил «дворишко крестьянин Истомка Васильев сын Ольхин да сын его Юшко». От прозвища этого крестьянина произошло название деревни Ольхино (Ольхинская), закрепившиеся в документах с 1850 года. В начале XX века в деревне было 3 двора, к 1911 году в деревне Ольхино было уже 15 дворов. В XX веке деревня получает современное название — Ямка.[25] В настоящее время на месте старого поселения сформирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья.[26][27] По состоянию на 2010 год в деревне числилось 14 жителей.

ru.wikipedia.org

Кижи (Кижский погост), Россия — JuicyWorld

Кижский погост (Kizhi Pogost) находится на острове Кижи, Онежского озера (республика Карелия, Россия). Кижи (Kizhi) — это  всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой (до нашего времени ограда не дошла, но была воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту академика, архитектора Александра Викторовича Ополовникова).



Кижи воспринимаются многими россиянами, и особенно жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света», которое поистине является уникальным художественным достижением. Две многоглавые церкви и колокольня в единой ограде не только необычно спроектированы и идеально пропорциональны, но и находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Кижи, за время своего существования, обросли многочисленными преданиями и легендами.  Эти места издавна населяли финские народы. Есть мнение что когда-то на этом месте существовало языческое капище, так как на языке населяющих эти места вепсов слово «кижи» означает «место игрищ». По другому мнению место названо с вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)».




Известно, что Кижский погост уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень с 687 дворами на окрестных островах и на Заонежском полуострове. К этому времени, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте уже стояли деревянные церкви, предшественники существующих построек.

Церковь Преображения Господня была построена в 1714 году и считается самым знаменитым и выдающемся сооружением ансамбля.

Эта церковь возведена на месте старой (существует предание, что в 1613 году, когда на Заонежье обрушилась волна шведских набегов, кижанам пришлось обороняться в сгоревшей церкви), сгоревшей от удара молнии.. Настоящие имена создателей церкви Преображения Господня неизвестны.




По одной из легенд, эта церковь была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. После строительства Нестор выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку. Высота церкви — 37 метров. Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области.

6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви. Иконостас  четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века.

Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.




Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви — 27 м, общая длина — 32 м, ширина — 8,7 м.

Шатровая колокольня была построена в 1863 году  на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году.

В XVII веке, предприниматель из Новгорода Семён Гаврилов начал в этих местах создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду, он в 1660 году  строил плавильный завод. В 1669 году начинания Гаврилова было продолжено датскими горнозаводчиками Марселисом и Бутенатом, у которых  было уже три завода (два в Шунгье и один в Кижах). К концу XVII века  в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода.




Заводы строились первоначально как медеплавильные, но вследствие убыточности их переводили на производство железа. Крестьяне относились к строительству и работе заводов крайне враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа, и за принуждение к работам силой не желающих работать на заводах местных жителей. Поэтому неоднократно возникали восстания, которые жестоко подавлялись властями.

Для многих Кижский погост того времени стал известен в XVII веке и за счет продажи на Тихвинской ярмарке прежде всего ножей, именуемых «кижскими».

С XIX это место стало популярным среди русской интеллигенции. В 1867 году, в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик архитектуры Лев Владимирович Даль. По личному завещанию в 1885 году в Кижах был похоронен сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин. В начале XX века в Кижи ездили многие художники и архитекторы, которые хотели воочию увидеть старинные памятники.

На острове Кижи побывали художники Иван Яковлевич Билибин (в 1904 году), Игорь Эммануилович Грабарь (в 1909 году), архитектор Михаил Витольдович Красовский (в 1916 году). Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста
.

В наше время, 1 января 1966 года на Кижском погосте был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других районов республики Карелии.



В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия Юнеско, а в 1993 году Указом Президента России музей под открытым небом был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», находятся в составе Спасо-Кижского Патриаршего подворья.





Booking.com

juicyworld.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о