Музей-заповедник «КИЖИ» | Деревянное зодчество Карелии. Русский Север: остров Кижи, Петрозаводск, Заонежье, природа Карелии. Ансамбль Кижского погоста: Преображенская и Покровская церкови, колокольня и ограда — объекты наследия ЮНЕСКО.
Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Реставрация памятников Кижского погоста происходит «на глазах у всего мира».
Афиша
<
День знаний на острове Кижи — 2019 (Праздники и программы)
«Знаменитый остров Кижи» (Праздники и программы)
«Прогулка на праздник на острове Кижи» (Праздники и программы)
«Остров Кижи за один день» (Праздники и программы)
Интерактивная программа «Кижский секрет» (Праздники и программы)
«Кижская свадьба. Традиционный свадебный обряд для молодожёнов» (Праздники и программы)
Календарь музейных праздников — 2019 (Праздники и программы)
«На остров Кижи летом» (Праздники и программы)
«Гостеприимный остров Кижи»/ «The welcoming Kizhi island» (с экскурсией на электронном носителе) (Праздники и программы)
«Путешествие на остров Кижи в гости» (модули) (Праздники и программы)
>
Новости музея
- Специалисты из Северной Европы надеются на дальнейшее сотрудничество с музеем «Кижи» // 5 августа
Завершился обменный семинар специалистов в сфере реставрации, ремесел и музейных программ в рамках проекта «Арктическая сеть древоделия», поддержанного Советом Министров Северных Стран. В течение 3-ёх дней музей «Кижи» принимал древоделов из пяти стран: России, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии.
- Открывая «Серебряное ожерелье». Блогеры на острове Кижи // 5 августа
В дни проведения фестиваля «Кижская регата-2019» остров Кижи посетили представители «Сообщества Питерских блогеров». Их визит проходил в рамках проекта «Открывая Серебряное ожерелье» — нового в российском туризме маршрута по городам Северо-Западного региона.
- Кижская регата-2019. Гвозди бы делать из этих людей // 5 августа
По традиции в первые выходные августа на заповедном острове проходил Фестиваль традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата». Температура воздуха, не превышающая +10 °C, и холодный арктический ветер не помешали проведению самого яркого музейного праздника.
- Древоделы из пяти стран соберутся на острове Кижи // 1 августа
Со 2 по 4 августа состоится обменный семинар специалистов в сфере реставрации, ремесел и музейных программ из музеев «Малые Корелы» (Архангельская область), Среднего Тромсе (Норвегия), Стундарс и Луостаринмяки (Финляндия), Мурбергет (Швеция) и Фриланд Хьерл Хеде (Дания). Данный семинар является одним из мероприятий проекта «Арктическая сеть древоделия», поддержанного Советом Министров Северных Стран.
- Самый необычный мастер примет участие в «Кижской регате» на самой необычной лодке // 1 августа
3 августа на старт «Кижской» регаты выйдет лодка-долбленка, к изготовлению которой приложили руки почти 1500 человек со всех четырех континентов. Руководил этой работой Геннадий Марков из Кондопоги – самый необычный мастер-лодочник на свете.
Контактная информация
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.
Место нахождения учреждения: Республика Карелия, г. Петрозаводск.
Юридический адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а.
Почтовый адрес: 185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а
Телефон: г. Петрозаводск — (8142) 79-98-00 (приёмная), 79-98-11 (общий отдел), 79-98-66 (отдел выставок), экскурсионный отдел на острове Кижи — (8142) 53-57-22 (лето), (8142) 79-98-77 (зима). Факс: 79-98-99.
Электронная почта: [email protected]
Пресс-служба: [email protected], (8142) 79-98-73.
Cайт: kizhi.karelia.ru
kizhi.karelia.ru
Кижи — жемчужина деревянного зодчества
Музей-заповедник Кижи — главная визитка Карелии и одна из важнейших культурных достопримечательностей России — находится на острове Кижи в Онежском озере. По сути, вся территория острова является музеем.
Остров КижиДействительно это так, потому что в уникальном музее-заповеднике под открытым небом собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий.
Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи» – это не только памятники архитектуры, но и богатейшие фондовые коллекции: здесь имеются разнообразные предметы этнографии, живописи, старопечатные и рукописные книги, чертежи и фотографии.
Основателям этнографического музея удалось восстановить жизнь и крестьянский быт жителей Севера. Многочисленные туристы получили возможность прикоснуться к давно ушедшей эпохе.
На острове снуют по своим ремесленным делам мастера давно забытых профессий в национальных карельских одеяниях. А вот умельцы с удовольствием и интересом делятся с туристами секретами своего мастерства, демонстрируют приемы плотницкого и ткацкого ремесла. На ваших глазах изготавливают сувениры, вырезанные из дерева, вышитые и сплетенные из бисера.
Музей-заповедник Кижи. История
Этот уникальный архитектурный комплекс создавался и формировался более двухсот пятидесяти лет. Изначально все деревянные постройки сооружались при помощи практически одного инструмента – топора. Раньше здания возводились действительно без использования гвоздей, сегодня таких построек почти нет, так как в процессе реставрации мастера уже использовали гвозди и другие приспособления.
Музей сначала состоял из двух старинных церквей и колокольни XVIII-XIX веков, выстроенных целиком из дерева и окружённых оградой.
Музей-заповедник КижиВ настоящее время его дополняют часовни, дома, иконы, предметы быта и хозяйственные постройки, бережно перевезенные на остров из разных уголков Заонежья. Коллекции музея пополнились тысячами экспонатов, рассказывающих о жизни и быте местных народов.
В наши дни музей стал еще интереснее, так как сейчас это современный культурный центр, который круглый год ждет гостей и обещает не оставить равнодушным абсолютно никого.
Ежегодно тысячи туристов отправляются в путешествие к этим удивительным местам. Там же проводятся этнографические фестивали, конкурсы, слеты любителей древнего зодчества. Открывают свои двери ярмарки мастеров, где любой желающий может научиться древним ремеслам.
Архитектурно–этнографическая экспозиция музея позволяет создать наиболее полное представление о традиционной культуре крестьянского населения Олонецкой губернии XIX – начала ХХ в., показать хозяйственную жизнь и быт крестьянина, его духовный мир.
Архитектурные памятники музея «Кижи»
Архитектурные элементы делятся на три сектора, которые наиболее часто посещаются туристами. Уникальные памятники находятся в исторических деревнях, а так же в северной части острова.
Наиболее посещаемые туристами: во-первых, «Русские Заонежья», во-вторых,«Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы. А также уникальные архитектурные памятники находятся в двух исторических деревнях – Ямка и Васильево.
Множество памятников архитектуры внесены в реестр международных культурных ценностей ЮНЕСКО. А также Музей-заповедник является участником национального туристского проекта «Серебряное ожерелье России».
Объекты культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи»
Центр музейного собрания — ансамбль Кижского погоста, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это церкви Преображения Господня и Покрова Богородицы, Колокольня и Ограда Кижского погоста. Все вместе они включены в тематический сектор «Русские Заонежья», занимающий южную часть острова и состоящий из жилых и хозяйственных построек, перенесенных сюда из русских исторических деревень с берегов Онеги.
Церковь Покрова Богородицы
Церковь Покрова БогородицыЦентром экспозиции музея острова Кижи является Церковь Покрова Богородицы – великолепный памятник русского деревянного зодчества, построенный безымянными зодчими в конце XVII века. Но строительство церкви завершилось в 1764 году, когда здание обрело свой завершительный облик, который мы и видим в настоящее время.
Возникла она на полстолетия позже главной церкви – Церкви Преображения Господня. Чтобы новый храм полностью соответствовал основному, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастера решили сделать сооружение-«отголосок». Покровская церковь как бы дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Центральная часть Церкви Покрова Богородицы представляет собой восьмиугольный сруб с восьмигранной крышей, украшенной девятью куполами, которые устремляются в небо и кажутся невесомыми. Купола отличаются выразительностью, утонченными пропорциями. И в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского подворья – Церкви Преображения. Украшена Покровская Церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом, который является одним из немногих декоративных элементов этого храма.
Так как Покровская церковь является отапливаемым зимой храмом, церковная служба проходит в холодное время года (с октября до пасхальных праздников). А также ее называют «зимником».
Церковь Преображения Господня
Церковь Покрова Богородицы тесно связана своей архитектурой с Церковью Преображения – самой значимой постройкой на острове. Впечатлениями от созерцания этого деревянного совершенства делятся все туристы, побывавшие на острове Кижи.
Так как церковь является самым высоким зданием архитектурного ансамбля, ее видно с любой точки острова.
Храм Преображения венчают 22 купола, которые возвышаясь на 38 метров, отражают себя в переменчивых водах Онежского озера.
Фантазию туристов поражает произведение искусства древних зодчих, которые в 1714 году без единого гвоздя сумели создать такой шедевр архитектуры. Прикосновение к деревянным стенам, возраст которых перевалил отметку в 300 лет, вызывает непередаваемые чувства. Несомненно, мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение.
По преданию, царь Петр Первый был тем архитектором, который начертал план храма. Проплывая мимо острова, он увидел сваленный лес, узнав о начатом строительстве, повелел: «Быть по сему».
Вторая легенда рассказывает о мастере Несторе, который срубив храм, выбросил свой топор в воду со словами — «Не бывать более такому же».
Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь «чешуйки» на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями!
Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке!
В пасмурную погоду купола отдают в серебристый цвет, на вечерней зорьке – в малиновый, а в солнечный день – кажутся сделанными из золота.
Иконостас украшен резьбой и позолотой, вмещает сто две иконы. Иконы разнятся по времена написания, самые древние относятся к XVII веку. Изготовлен иконостас около 1770 года, но мастер остался неизвестным.
По своему типу храм – «летний», зимой в нём, в отличие от Покровской Церкви, службу не проводят.
Шатровая колокольня
Еще одной достопримечательностью острова Кижи является Шатровая колокольня. Она расположилась между Церковью Покрова Богородицы и Церковью Преображения, и своей архитектурой, по сути, дополняет уникальный ансамбль. Построили ее в 1863 году на месте прежней, «скрытой за ветхостью». Но в 1874-ом году колокольня подвергалась серьезной перестройке.
Высота колокольни – 30 метров. На колокольне установлено 14 колоколов. Самый большой имеет массу 800 кг и был отлит в 19 веке. Кстати, во время несения церковной службы звон колокольни разносится на многие километры.
Ограда Кижского Погоста
Если смотреть на ограду проплывая по озеру, то создается впечатление, что находишься возле берегов Шотландии. Массивные валуны, которыми выложен фундамент и деревянные срубы на верху, переносят в далекое прошлое.
Первоначальная ограда Погоста не сохранилась. Современная деревянная постройка (1959 год) сохранила лишь каменные валуны, привезенные на остров в 1800 году.
Окружая храм, ограда протянулась на 300 метров, создавая атмосферу твердости всего ансамбля.
Ограда имеет несколько входов. Главный вход — северный — увенчан деревянным шатром с установленным крестом.
Дом Нестора Ошевнева
Помимо культовых сооружений, памятниками архитектуры являются разнообразные постройки: жилые дома, амбары, мельницы и даже бани.
Среди гражданских построек, в первую очередь, выделяется нарядный и просторный деревенский дом XIX в. – дом крестьянина Ошевнева, внутренние помещения которого доступны для осмотра.
Дом ОшевневаОн стал первым памятником, привезённым сюда и положившим начало музею-заповеднику.
Дом Ошевнева построен в 1876 году в деревне Ошевнево Медвежьегорского района. Кстати, под крышей дома мастер вырезал дату окончания строительства.
Дом крестьянина Ошевнева.Дом украшен карельской резьбой. Несомненно, вызывают восхищение балкон, проходящий через три стены, маленькие башенки, арки, узорчатые столбы.
Вход в дом через традиционное крыльцо с резными столбами.
Дом Ошевнева из деревни ОшевневоВнутри дома мы видим быт простой крестьянской семьи.
Мельница
В 1949 году Кижи получил статус заповедника. С того времени на остров стали свозить деревянные постройки со всей Карелии. В числе первых на Кижи попала ветряная мельница.
Привезенная из деревни Гафостров, отреставрированная и собранная заново, мельница продолжает работать, как и 150 лет тому назад. Создавал восьмилопастную постройку неизвестный финский мастер, и по своему виду мельница не похожа на традиционные русские образцы.
Как добраться до острова Кижи
Кижи — остров в Онежском озере, в 68 км от столицы Карелии — Петрозаводска.
Из Петрозаводска от Водного вокзала до острова Кижи в летний период (с мая по октябрь) ежедневно ходят суда на подводных крыльях типа «Комета» и «Метеор».
Время в пути — 1 час 15 минут в одну сторону.
Остров Кижи на карте
Карта острова Кижи
- Ветряная мельница 1886 г.
- Часовня трех Святителей XVII века.
- Пряжинский сектор
- Деревня Ямка
- Часовня Спаса Нерукотворного XVIII века.
- Часовня Успения Богородицы XVIII века.
- Деревня. Васильково
- Причал
- Жилой дом XIX века.
- Церковь Преображения Господня 1714 г.
- Колокольня 1874 г.
- Церковь Покрова Божьей Матери 1764 г.
- Жилой дом 1876 г.
- Банк
- Церковь Воскрешения Лазаря XIV века.
- Рига
- Ветряная мельница 1928 г.
- Жилой дом 1907 г.
- Часовня Михаила Архангела XVII века.
- Жилой дом 1910 г.
- Кузница Кижи — музей-заповедник
Время работы музея Кижи
Посетить музей можно на протяжении всего года. В зимний сезон посетителей ждут с 10 до 16 часов, в летнее время – с 8 утра до 8 вечера.
Посещение музея возможно только в рабочие часы. Осмотр экспозиции осуществляется в сопровождении работника из экскурсионного отдела.
На острове нельзя пользоваться открытым огнем, курить можно только на оборудованных площадках. А также ввоз животных на территорию заповедника запрещается.
Официальный сайт Музея «Кижи»
kio53.ru
Официальная информация о музее-заповеднике «Кижи»
→ Официальная информация о музее-заповеднике «Кижи»
Официальная информация о музее-заповеднике «Кижи»
Общая информация
- Наименование учреждения:
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК „КИЖИ“»,
- Сокращённое наименование:
- МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КИЖИ»
- Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя:
- Министерство культуры Российской Федерации
- Наименование главного распорядителя бюджетных средств:
- Министерство культуры Российской Федерации
- Место нахождения:
- Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.
- Почтовый адрес (администрация): 185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а
- Телефон/факс: г. Петрозаводск — (8142) 79-98-99 (приёмная), 79-98-11 (общий отдел), экскурсионный отдел на острове Кижи — (8142) 53-57-22.
- Электронная почта: [email protected].
- Пресс-служба: [email protected], (8142) 79-98-73.
- Реквизиты:
- ИНН 1001041107, КПП 100101001, ОКПО 02186836, ОГРН 1021000528031
Основная экспозиция на острове Кижи
Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи. (62°04′00″N; 35°14′17″E)
Музей на острове Кижи: как доехать, где остановиться; Афиша
Музей в Петрозаводске
Административное здание:
Петрозаводск, площадь Кирова, дом 10а. (61°47′12″N; 34°23′1″E)
Открытое фондохранилище музея-заповедника «Кижи»:
Петрозаводск, площадь Кирова, дом 10 (61°47′10″N; 34°23′2″E)
Подобрать схему проезда до Фондохранилища (2GIS).
Лекционно-выставочный комплекс:
Петрозаводск, улица Федосовой, дом 19 (61°47′48″N; 34°22′10″E)
Подобрать схему проезда до Лекционно-выставочного зала (2GIS)
Подробнее о выставочных помещениях в Петрозаводске; Афиша
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.
kizhi.karelia.ru
О музее-заповеднике «КИЖИ» | Музей-заповедник «Кижи»
О музее-заповеднике «КИЖИ»
Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста — объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
В городе Петрозаводске в исторических зданиях действуют выставочный зал, фондохранилище, Инфоцентр, научная библиотека, детская студия «Кижская палитра».
Музей на острове Кижи
Остров Кижи расположен в удивительно красивом месте с естественным лабиринтом из сотен живописных островов и заливов. Извилистые линии берегов и, скалы с растущими на вершинах соснами, разноцветные луга в обрамлении синих вод Онежского озера – всё это делает Кижские шхеры одним из красивейших мест Русского Севера.
Музей в городе Петрозаводске
Сегодня музей-заповедник «Кижи» позиционирует себя на рынке туристских услуг Карелии не только как экскурсионный центр международного туризма на острове Кижи, но и как социокультурный центр Петрозаводска, который представляет богатейшую культуру и историю Карелии в столице республики.
Газета «Кижи»
Газета «Кижи» стала еще одним подтверждением открытости музея для общества. История всемирно известного Кижского архитектурного ансамбля — объекта ЮНЕСКО, жизнь крупнейшего российского музея, быт и культура Заонежья находят отражение на страницах газеты «Кижи».
© Музей-заповедник «Кижи»Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.
kizhi.karelia.ru
Из истории становления музея-заповедника «Кижи» | Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет| Электронная библиотека
Музей–заповедник «Кижи» как государственное учреждение культуры существует с 1966 года. Его созданию предшествовал длительный период, в ходе которого происходил процесс организационного становления музея как самостоятельного учреждения, осознания исключительной ценности и значимости находящихся в Кижах памятников деревянного зодчества.
Известно, что впервые Кижские храмы привлекли внимание специалистов еще в XIX веке. В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик Л.В.Даль. В начале 20 века на Север началось паломничество художников и архитекторов, которые воочию стремились увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали И.Я.Билибин (1904 г.), И.Э.Грабарь (1909 г.) и М.В.Красовский (1916 г.). И.Я.Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!». Постепенно Кижи становятся известными: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.
Официальный же статус памятника истории и культуры Кижский погост приобрел только в 1920 году. Охранное свидетельство за номером 1847 было выдано 11 августа 1920 году по результатам обследования строений сотрудниками органов «охраны и регистрации памятников искусства и старины» Народного комиссариата просвещения. Копия свидетельства была выдана церковному совету кижского прихода. Согласно этому документу, Кижи «… как выдающиеся памятники, находящиеся под охраной Правительства, состоят в ведении Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Комиссариата народного просвещения, не могут видоизменяться и перестраиваться, а также быть занятыми какими–либо учреждениями или лицами без разрешения Отдела, а находящиеся в этих церквах иконы и церковное убранство не могут быть без ведома разрешения Отдела перемещены и не подлежат реквизиции».
В 1924 году церкви Кижского погоста были переданы в бесплатное пользование верующим прихода согласно постановлению Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР. Однако в 1936 году власти принимают решение закрыть Преображенскую церковь для богослужений, что мотивировалось соображениями ее охраны: Кижскому сельсовету предписывалось «немедленно взять под свою охрану церковь–музей, для чего изъять от церковного совета ключи и установить охрану». В пользовании верующих была оставлена Покровская церковь.
В 1938 году, Преображенская церковь была передана в ведение Управления по делам искусств при Совнаркоме КАССР. И уже в 1939 году кижские церкви были включены в перечень памятников революции, культуры и архитектуры по Карельской АССР, рекомендованных к включению в состав памятников общесоюзного значения (это было сделано уже только в 1948 году). В 1940 году детальный обмер Преображенской церкви произвел архитектор Л.М.Лисенко.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. прервала процесс становления архитектурного заповедника. Остров Кижи оказался в зоне финской оккупации. Совсем недалеко, по западному побережью Большого Клименецкого острова, проходила линия фронта, где финнами были возведены оборонительные укрепления. Следует отметить, что финское командование предприняло меры по охране памятников архитектуры находящихся на оккупированной территории, которая должна была войти в состав «Великой Финляндии» от Ботнического залива до Урала, включающей земли населенные финноязычными народами. В Заонежье и, в частности, на острове Кижи охраной памятников занимался младший лейтенант Ларс Петтерссон в последствие известный исследователь, автор монографии «Культовая архитектура Заонежья», изданной в Хельсинки в 1950 году.
Работы по созданию в Кижах архитектурного музея были возобновлены сразу после окончания Великой Отечественной войны. В августе 1945 года по согласованию с правительством К–ФССР, Комитет по делам архитектуры при СНК СССР направил в Карелию экспедицию для обследования памятников архитектуры, возглавляемую архитектором А.Н. Буйновым. Инициатором экспедиции был академик И.Э.Грабарь. На Кижский архитектурный ансамбль был составлен дефектный акт с целью проведения аварийно–предупредительных работ.
2 октября 1945 года Совнарком Карело–Финской ССР заслушал доклад о результатах работы экспедиции и вынес постановление «О состоянии охраны памятников архитектуры в К–ФССР». Это постановление за номером 604 объявило территорию ансамбля Кижского погоста (в пределах ограды), как имеющего историческую и художественную ценность мирового значения, государственным заповедником. Постановление предписывало Управлению по делам архитектуры в течение 1945–1946 гг. провести аварийно–предупредительный ремонт, определить границы и строгий режим охраны заповедника, разработать и представить в СНК К–ФССР предложения по переносу на территорию Кижского заповедника памятников гражданского зодчества (жилых и хозяйственных построек). Также поручалось реставрировать в 1946 году внутреннюю отделку Кижских церквей, воссоздав художественную целостность памятника архитектуры. Важную личную роль сыграл в создании архитектурного заповедника в Кижах начальник Управления по делам архитектуры Дмитрий Сергеевич Масленников.
Вскоре, в 1947 году, силами Заонежской строительной конторы Управления сельского и колхозного строительства на Преображенской церкви были начаты ремонтно–реставрационные работы. Однако сразу же возникла необходимость в их научном обосновании. В связи с этим, в мае 1948 года Управление по делам архитектуры обратилось в Государственную инспекцию по охране памятников принять на себя разработку проекта реставрации Кижского ансамбля. На основании Постановления Совета министров СССР от 14.10.1948 г. Кижский архитектурный ансамбль был внесен в государственные списки памятников культуры общесоюзного значения, а реставрационные работы возглавил московский архитектор Б.В.Гнедовский.
В 1949 году по инициативе Совета министров К–ФССР была создана проектно–реставрационную мастерская, силами которой начали проводиться реставрационные работы на Кижских церквах. В реставрации принимали участие местные плотники, наследники славы старинных мастеров Заонежья, края красивейшей народной архитектуры. Тогда же реставрационные работы, которые постепенно приобретали все больший размах, возглавил московский архитектор А.В.Ополовников.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В 1950 году Главным Управлением по охране памятников был утвержден проект реставрации Кижского архитектурного ансамбля, автором которого являлся А.В.Ополовников. Проектом предусматривалось решение двух главных задач: укрепление памятников и восстановление их первоначального художественного образа, искаженного многочисленными переделками в 19 веке. Реставрация Кижского архитектурного ансамбля была завершена в 1959 году.
В июне того же года прошло утверждение Положения о Государственном архитектурном заповеднике в Кижах. Охранная зона памятников была установлена площадью в 15 гектар, и включила территорию южной части острова Кижи. Заповедник находился в ведении Управления по делам архитектуры при Совете министров К–ФССР. На правах отдела он находился в составе этого управления до 1960 года. Именно в это время были проведены масштабные работы по реставрации Кижского архитектурного ансамбля, началось формирование будущей архитектурно–этнографической экспозиции, на остров Кижи перевезены первые памятники архитектуры – дом крестьянина Ошевнева (1951 год), церковь Воскрешения Лазаря (1958 год). Идея перевоза памятников и создания музея рассматривалась как конкретная мера, которая позволит сохранить обреченные образцы народного деревянного зодчества. Основой для будущего музейного комплекса стал Кижский архитектурный ансамбль, ставший эталоном для отбора соответствующих ему по значимости объектов.
Одновременно велись работы по реставрации иконописного убранства кижских церквей, которые во время оккупации были вывезены в Финляндию, а по окончанию войны возвращены обратно. Сразу после окончания войны, в 1945 году Управление по делам архитектуры при СНК К–ФССР обратилось к председателю Комиссии по учету и охране памятников искусств Комитета по делам искусств при СНК СССР академику И.Э.Грабарю, принять необходимые меры к сохранению, разборке и инвентаризации возвращенных икон. По распоряжению И.Э.Грабаря в июне 1945 года в Петрозаводск были командированы заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Н.Е.Мнева и художник–реставратор Централизованной реставрационной мастерской В.Г.Светличная (Брюсова). Выяснилось, что кроме утраченных икон «неба» иконостас Преображенской церкви сохранился полностью. Поэтому в августе 1945 года академик И.Э.Грабарь обратился к правительству К–ФССР с просьбой содействовать восстановлению внутреннего убранства Преображенской и других церквей «так как эти ансамбли представляют из себя драгоценный памятник нашего отечественного зодчества». В 1950 году иконостас Преображенской церкви был восстановлен художниками–реставраторами В.Г.Брюсовой и Г.В.Жаренковым.
В 1955 Кижский архитектурный заповедник официально принял первых посетителей. В штате появилась должность экскурсовода, а для обеспечения порядка были выделены два дежурных милиционера. Экскурсанты прибывали на остров на пароходе швартовавшемся к причалу прямо напротив архитектурного ансамбля. Кижский погост стал экскурсионно–туристическим центром, представляющим культурно–просветительский и научный интерес.
Период с 1961 по 1965 годы ознаменован организацией отдела (с 1964 года – филиала) «Кижи» в структуре Карельского государственного краеведческого музея, официальное открытие которого состоялось 10 июня 1961 года. Заведующим отделом был назначен полковник запаса Н.В.Воробьев. Первыми научными сотрудниками были Н.М. Кожарина и Н.И. Долголенко. Это время характеризуется активной работой по формированию архитектурной экспозиции. На остров Кижи перевозится ряд памятников архитектуры. Были отреставрированы часовни «Кижского ожерелья». Сотрудниками отдела создаются интерьеры домов Ошевнева, Елизарова, подготавливаются выставки по народному прикладному искусству Карелии и фольклору Заонежья. В трапезной Покровской церкви была развернута выставка древнерусской живописи, в измененном виде существующая до настоящего времени. На основе собирательской работы, формировались этнографические коллекции. В 1963 году издается первый путеводитель по музею: «Кижи: архитектурно–бытовой музей–заповедник под открытым небом». В течение сезона музей посещали около 20 тысяч человек. Остров Кижи был включен в один из девяти всесоюзных маршрутов для иностранных туристов. Силами московских специалистов проводилась реставрация икон. В 1964 г. заведующим филиалом «Кижи» Карельского государственного краеведческого музея был назначен А.Т.Беляев, который в дальнейшем проработает в музее более 20 лет.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, музей–заповедник «Кижи» создавался не на пустом месте. Его организации предшествовала огромная работа архитекторов, реставраторов, искусствоведов, музейных сотрудников Москвы, Ленинграда и Петрозаводска. Благодаря их труду были заложены основы будущего музея, созданы предпосылки для преобразования его в самостоятельное учреждение.
Государственный историко–архитектурный музей «Кижи» был основан 1 января 1966 года. Через три года, 4 апреля 1969 года он был реорганизован в Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник. Директором музея был назначен В.И.Смирнов, по специальности военный журналист, полковник запаса.
Именно в 1969 году музей стал многопрофильным и юридически получил территорию, на которой и стали развиваться экспозиция и все службы. Музею была присвоена 1 категория, расширилась его территория, увеличилась штатная структура, решались вопросы улучшения условий труда и быта сотрудников. Штат музея насчитывал 25 человек. Были созданы отделы: научно–исследовательский, фондов, древнерусской живописи, массовой работы, административно–хозяйственный, а также научная библиотека. Среди первых сотрудников были Н.А.Гринин, И.П.Тюриков, Б.В.Моталев, В.И.Пулькин, Л.Я.Якшина и другие. С 1966 года по сегодняшний день в музее–заповеднике «Кижи» работают В.А. и Б.А. Гущины.
Продолжалось формирование архитектурной экспозиции. В это время на остров Кижи перевозятся новые памятники, среди них – дом крестьянина Яковлева, часовня Спаса Нерукотворного, дома Пертякова и Пономарева в деревне Ямка. В целом к этому времени был сформирован Заонежский сектор, который по сей день является главным экспозиционным сектором музея. Ведется активная научно–фондовая работа. В ходе экспедиций собираются предметы, которые легли в основу этнографического собрания музея. Под руководством реставратора С.В.Ямщикова силами московских специалистов проводится реставрация икон.
Первый Генеральный план развития музея–заповедника «Кижи» был разработан в 1972 году. Согласно этому плану «Кижи» рассматривался как субрегиональный музей, своеобразная «Карелия в миниатюре», где представлена традиционная культура всех основных этнических групп, проживающих на территории Карелии.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
70–е годы – период наиболее активной работы по формированию архитектурной экспозиции, реставрации памятников, собирательской деятельности, экспозиционно–выставочной работы. Завершилось создание Заонежского сектора музея. В 1975 году в сектор был перевезен третий дом – крестьянина Щепина, в это же время экспозиция была дополнена рядом хозяйственных построек. В 1971 году была произведена реставрация дома Яковлева, в 1973–1974 годах у дома были установлены два амбара, баня и рига. Таким образом, был сформирован второй экспозиционный сектор музея – усадьба пряжинского карела. В течение 70–х годов была завершена работа по перевозке и реставрации крестьянских домов и хозяйственных построек в деревни Ямка и Васильево. А в 1980–х годах был сформирован третий музейный сектор – Пудожская деревня. В целом, в это время архитектурно–этнографическая экспозиция музея–заповедника «Кижи» приобрела современный вид.
Научно–исследовательская работа сотрудников музея в это время главным образом акцентировалась на фондовом и экспозиционном направлении. Экспедиции по сбору экспонатов были проведены почти во все районы Карелии. В 1973 году в музее был издан первый каталог фондового собрания, подготовленный А.Т.Беляевым, Б.А.Гущиным и В.А.Гущиной. В каталоге содержались сведения примерно о 1 000 предметах, составлявших коллекцию музея.
Была сформирована система экскурсионного обслуживания посетителей, которая включала организацию и регулирование потока туристов на острове, заключение ежегодных договоров с туристическими фирмами, подготовку внештатных экскурсоводов на базе ПетрГУ.
Развивалась инженерно–техническая и социально–бытовая инфраструктура музея. Для проживания сотрудников музея были построены общежития, сооружены причалы, построены магазин, дебаркадер, конюшня и другие объекты. На остров Кижи и в некоторые окрестные деревни проведена электроэнергия. Был сформирован флот музея.
Таким образом, в целом, 70–е годы можно определить как период завершения становления музея–заповедника «Кижи», когда были сформированы основные структурные подразделения, укомплектованы штаты, которые выполняли главные функции музея.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
//
Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия».
Петрозаводск.
2006.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
kizhi.karelia.ru
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост»
1. Краткое описание (резюме):
Архитектурный ансамбль Кижского погоста располагается на узкой косе в южной части небольшого острова Кижи — одного из островов Кижского архипелага в Онежском озере. В архитектурный ансамбль входят две деревянные церкви, построенные в 18-м веке — Преображенская и Покровская и восьмиугольная деревянная колокольня, построенная в 1862 г., перестроенная в 1874 г.
Первое упоминание о храмах на острове Кижи в исторических документах относится к XVI в. В 1693 г. они сгорели от удара молнии и на их месте были построены ныне существующие церкви.
Ансамбль является свидетельством высокоразвитого плотницкого мастерства русского народа. В настоящее время Кижский Погост — это единственный из сохранившихся на территории России ансамблей, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре. Воспринимаемая местными жителями как чудо, церковь породила легенду о Мастере Несторе, построившем 37 — метровую церковь одним топором и без единого гвоздя. Церковь Преображения использовалась для богослужений в летнее время, когда верующие съезжались на службу из отдаленных концов прихода. По данным дендрохронологического анализа храм был построен после 1713/1714 гг. Крестообразный план церкви образован центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нефу примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными всходами. Церковь Преображения, чей центральный купол достигает 37 метровой высоты, является уникальным примером многоярусных, многоглавых и целостных построек (шедевром многоярусного, многоглавого и цельного здания). Центральный объем церкви, сформированный тремя восьмигранными срубами, завершается крышами в форме «бочек» (кровли, верхняя часть которых по форме напоминает горизонтальный цилиндр, и скаты которых сходятся вверху, образуя остроконечный конек) Над центральным объёмом, покрытым тремя восьмигранными срубами, зодчие установили бочки (кровли с завершением наподобие цилиндра, установленного в горизонтальном положении и верхней поверхностью, сходящейся в остроконечный конек), увенчанными 22 луковичными главками. Внутри, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный деревянный иконостас с 102 иконами 17–18 веков.
Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую композицию и относится к церквям «корабельного типа». Построенная в 1764 г. церковь относится к типу «восьмерик на четверике» Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершался шатром. Корона из восьми главок окружает центральную главу, которая расположена на высоте 27 метров, что придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь. С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом.
Композиция 30-ти метровой колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике», с высоким, в 2/3 высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом.
Кижский Погост является уникальным памятником русского деревянного зодчества, одним из общепризнанных шедевров мировой архитектуры, который отличают гармония форм, соразмерность объемов, художественное единство построенных в разное время сооружений. Памятники тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой, они являются также и зримым выражением понятия «национальный ландшафт»,
2. Критерии, по которым ансамбль был включен в список ОВН
Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света» архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на северо-западе территории России, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например просторный притвор использовался как зал общественных собраний крестьян.
Критерий V: Ансамбль Кижского погоста и постройки, сгруппированные в виде музейной экспозиции на острове Кижи, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии, Севера России и в целом региона Фенноскандии. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как ансамбль Кижского погоста были сохранены как иллюстрации истории древнего мастерства, примеры былого образа жизни.
3. Целостность
Все компоненты, выражающие ВУЦ объекта находятся в его границах и создают полное представление об объекте наследия и его значимости. Целостность архитектурного ансамбля Кижского Погоста, окруженного оградой, сохранилась в значительной степени и не нарушена современной жизнью, не утрачена вследствие небрежения.
Приходские храмы на о. Кижи издревле были не только центрами духовной жизни округи, но являлись символом общности огромного крестьянского мира, объединенного экономическими, социальными, родственными узами. По этой причине церковь, кладбище и иные постройки, необходимые для религиозной жизни общины, простирающейся на большой территории, были сосредоточены в одном месте.
Кижский погост уже несколько сотен лет является доминантой целостной территории. В плане три основные сооружения стоят в вершинах треугольника, что создает целостность зрительного образа. До настоящего времени сохранились структура деревень и ландшафт, отражающие систему традиционного крестьянского землепользования, которые не нарушены современным строительством. Для сохранения этого, необходимо контролировать деятельность в непосредственной близости объекта и его окружения составляющие.
4. Подлинность
Кижский Погост является материальным свидетельством расцвета плотницкой культуры. В постройках ансамбля воплощены наиболее традиционные методы строительства, конструктивные и декоративные элементы, применяемые в русской деревянной архитектуре на протяжении многих веков.
За свою историю памятники несколько раз ремонтировались. Так, в XIX в. церкви были обшиты тесом и покрашены в белый цвет, купола покрыты металлическими листами. Первоначальный облик храмам был возвращен в процессе реставрации 1949–1959 гг. В 1980–1983 гг. в интерьере Преображенской церкви были установлены силовые леса, для чего были разобраны детали интерьера и иконостас.
В то же время, несмотря на эти вмешательства, постройки не подвергались фундаментальной реконструкции или реставрации, поэтому значительная часть их конструкций и материала сохранились в первозданном виде. Для сохранения подлинности, необходимы реставрационные критерии и руководства, чтобы принимать решения по обработке элементов различных периодов, в частности, элементов с историческими метками.
Кижский Погост знаменует важный этап становления православия на Русском Севере. Богослужения в храмах проводятся на протяжении всего времени их существования за исключением советского периода 1937–1994 гг.
5. Требования по сохранению и управлению
Кижский погост является памятником истории и культуры федерального значения, охраняется государством (Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в 1993 г. он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Учреждение зон охраны (буферных зон) Кижского Погоста будет решающим для сохранения визуальной целостности исторического ландшафта и гарантией того, что развитие не скажется на условиях целостности объекта и его окружения. Большое внимание должно быть уделено установлению эффективного партнерства между властями, бизнесом и сообществом, стратегическому планированию развития объекта, вопросам защиты исторического ландшафта, развитию культурной и исторической дестинации Кижского Погоста. Необходимо четко определить специфические особенности важных элементов территории и установить законные формы их использования.
«План управления объектом Всемирного наследия Кижский Погост» является важным инструментом для сохранения Выдающейся Универсальной Ценности и координации деятельности всех заинтересованных сторон. В настоящее время памятники Кижского Погоста находятся в оперативном управлении Государственного музея-заповедника «Кижи», который осуществляет деятельность по их мониторингу, сохранению и реставрации. Как особо ценный объект культурного наследия, Кижский Погост круглогодично охраняется пожарно-спасательной частью и специальным подразделением полиции.
Сохранение условий подлинности и целостности на базе Выдающейся Универсальной ценности объекта требует понимания особых условий его природного и архитектурного окружения и развития критериев для выбора методов реставрации для конструкций и элементов памятников. Реставрация Преображенской церкви, по завершении которой будут восстановлены все исторические конструкции памятника, его интерьер и иконостас, является приоритетом, а знания, полученные в процессе реставрации, будут иметь решающее значение для решения конкретных проблем сохранения культурного наследия.
Ссылки и документы:
kizhi.karelia.ru
экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея
Музей-заповедник «Кижи» (Кижи, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
Музей-заповедник «Кижи» — главная визитка Карелии и одна из важнейших культурных достопримечательностей России. Начался музей в 1966 г. с двух старинных церквей и колокольни, выстроенных целиком из дерева. Позже на остров бережно перевезли десятки памятников архитектуры из разных уголков Заонежья, его коллекции пополнились тысячами экспонатов, рассказывающих о жизни и быте местных народов. В наши дни музей стал еще интереснее, сейчас это современный культурный центр, который круглый год ждет гостей и обещает не оставить равнодушным абсолютно никого.
Что посмотреть
Центр музейного собрания — ансамбль Кижского погоста, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это церкви Преображения Господня и Покрова Богородицы, колокольня и ограда Кижского погоста. Все вместе они включены в тематический сектор «Русские Заонежья», занимающий южную часть острова и состоящий из жилых и хозяйственных построек, перенесенных сюда из русских исторических деревень с берегов Онеги.
Резной и позолоченный четырехъярусный иконостас Преображенской церкви состоит из 102 икон 17-18 веков.
Помимо «Русских Заонежья», в комплексе музея созданы тематические сектора в деревнях Ямка и Васильево, сектора «Вепсы», «Кондопожский», «Пряжинские карелы», «Пудожский» и «Северные карелы». Вне Кижи в ведении музея находятся сектор «Кижское ожерелье», включающий ряд интересных построек в радиусе 10-20 км от острова, а также несколько исторических зданий в Петрозаводске.
Хоть «Кижи» и является одним из крупнейших в России музеев под открытым небом, но ценность его не только в памятниках зодчества. Фонды насчитывают более 50 тыс. экспонатов: это иконы, древнерусская и современная живопись, старопечатные книги, рукописи, документы и фотографии, археологические находки и предметы быта, собранные за полвека экспедиций по селам Карелии.
Любителям истории, культуры и этнографии будет интересно в живой среде — в настоящих деревенских домах — познакомиться с поделками ремесленников, их орудиями труда, необычной посудой и утварью русских северян, карелов и вепсов, их одеждой, игрушками и украшениями.
Практическая информация
Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи. Веб-сайт
Весь остров находится в ведении музея-заповедника, вход на него обойдется в 500 RUB для взрослого, если, конечно, иное не оговорено условиями приобретенной заранее экскурсии. В праздничные дни цена вырастает до 600 RUB. Для студентов очной формы обучения и пенсионеров входной билет стоит 300 RUB. Детей до 16 лет и школьников старшего возраста на остров пускают бесплатно. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.
Экскурсии нужно оплачивать дополнительно, цена 100-500 RUB в зависимости от темы. Лучше бронировать их заранее, это удобно сделать через (сайт музея, попутно ознакомившись с программой мероприятий.
Как добраться до острова, подробно описано на странице Кижей.
Музей открыт круглогодично: с начала мая по конец октября — с 8:00 до 20:00, осенью-весной с 9:00-10:00 до 16:00-17:00.
tonkosti.ru