Кладбище паровозов в Пермском крае — Наш Урал и весь мир
Кладбище паровозов – это условное название железнодорожного тупика в районе станции Шумково в Пермском крае, куда свезли отслужившие свой срок или направленные в «запас» тягачи и составы паровозов.
Что за место?
Иногда так случается в нашей жизни, что вроде бы ни государство, ни администрация района, ни владелец имущества ничего особенного не делали, а принадлежавший им объект вдруг раз и стал популярнейшим туристическим объектом, хотя он и находится у черта на куличках. Зачастую такими объектами становятся «заброшенки» — самые разные объекты — заводы, города, карьеры, которые человек больше не использует в тех целях, для которых они были построены и предназначены.
Так и произошло с одним из объектов Российской железной дороги, находящимся в Пермском крае.
Среди народа, путешествующего по миру и по Уралу, он называется «Кладбищем паровозов», хотя это и на сегодняшний день функционирующая база запаса подвижного запаса РЖД близ железнодорожной станции Шумково (Пермский край).
Современные локомотивы
База запаса находится в этом месте с 1967 года, после того, как ее перевели из города Кунгура и когда-то была значительно больше и серьезно охранялась. Территория базы делится на две части. В первой (ближней) находится современная железнодорожная техника на временном размещении: вагоны, локомотивы, снегоуборщики, а также запасные вагоны электричек. Понятно, что все это охраняется.
Паровозы
Пройдете еще метров двести-триста и попадете в 30-50 годы XX века без машины времени. На запасных путях застыли железные монстры — паровозы. Отслуживших свой век и устаревших ветеранов свозили на базу неслучайно, а в соответствии со стратегическим планом на случай глобальной катастрофы – ядерной войны, потому что в случае ядерной войны их можно было бы использовать для ж/д перевозок и при отсутствии электричества. Поэтому до перестройки за паровозами ухаживали, их смазывали и т.д. В советское время это был секретный объект. Сейчас уже, конечно, не понять логику «холодной войны», но и в США по всей стране разбросаны бетонные бункеры, как спасение от ядерной войны.
Кстати, по пути к паровозам, вы увидите старинную железнодорожную стрелку (ручное устройство для переключения путей), которая и сегодня находится в рабочем состоянии.
Паровоз Л (Лебедянка, Лебедь)
Сейчас на кладбище паровозов остались лишь паровозы одного типа: «Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года он обозначался как — П32 — «Победа») — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год».
В свое время это был лучший и самый массовый (выпущено свыше 4000 экземпляров) советских паровозов, который трудился на всех железных дорогах СССР. За разработку его конструкции авторы были награждены Сталинской премией. Железнодорожники ласково называли эти паровозы «Лебедянка» и «Лебедь».
В конце войны перед железной дорогой стала особенно остро задача транспортировки грузов на далекие расстояние. Созданный паровоз Победа оказался настолько успешным детищем конструктора Лебедянского, что Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
Интересно, что вместо простой красной звезды (кое-где они остались на паровозах) на фронтоне «Лебедянки» располагалась красная звезда с барельефами В. И. Ленина и И.В. Сталина. После 1953 года, XX съезда КПСС, в связи с борьбой с культом личности, этот вариант был демонтирован практически со всех паровозов. На территории России только на двух исторических паровозах сохранился барельеф со Сталиным и Лениным: на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.
Паровозы ФД
По воспоминаниям старожилов, на базе были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что они были проданы в Китай, надеюсь, не на металлолом, а как памятники, ведь там «красный туризм» очень популярен, а вместе с ним и «Железный Феликс», хотя бы в виде паровоза. Впрочем, любители могут посмотреть паровоз этой марки в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.
Паровоз ЭР
У самого старого паровоза с этой стоянки (паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG», год производства – 1936) оказалась счастливая судьба. Паровоз выкупили музейщики и он продолжает служить людям в качестве экспоната в прекрасном музее УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.
Хотя территория охраняется, но охранники свои функции не особенно выполняют. При организации массовой экскурсии или какого-либо флеш-моба лучше получить разрешение на посещение в руководстве РЖД.
Олег Чиркунов
«Кладбище паровозов» стало особенно популярным после того, как про него написал Олег Чиркунов, бывший губернатор Пермского края, в модном тогда ЖЖ. Ну, вы, конечно, помните про «красных человечков» и Пермь, как культурную столицу Европы.
«Именно сюда, в Карьер, что рядом со Спас-Бардой Кишертского района, и перевёз из Воронежской области мой дед всю свою семью, жену и трёх дочерей, спасаясь от гонений на кулаков. Теперь здесь чистое поле. И кладбище паровозов», — писал тогда Чиркунов в своем «ЖивомЖурнале».
Чем заняться?
На Кладбище паровозов можно подняться на многие машины, побывать в кабине машиниста. Последние от входа составы и кабины машинистов порадовали сохранившимися деталями: переключателями, ручками, вентилями, табличками… Но да, грязновато.
Место исключительное, немножечко мистичное, пользуется огромной популярностью. Здесь можно устраивать квесты, крутые фотосессии. От «Анны Карениной на рельсах» (хотя с исторической правдой в этом варианте не ахти, все-таки паровозы не из эпохи Льва Толстого, до современного «фэнтези», реконструкции событий Второй мировой, исторические и технические уроки для школьников.
Я была там часа полтора, и это была не очень теплая осень, но народу встретилось человек 30, самого разного состава группы, с детишками и их бабушками в том числе.
Правда, паровозов с каждым годом становится все меньше (сейчас их около 15, а в советское время, говорят, было больше 140, вот была картинка, представляете?), они ржавеют, становятся памятниками, да и любители «сувениров» отвинчивают и воруют запчасти…
Я бы на месте РЖД, если уж стихийно сложился Парк приключений, привела бы место в порядок, добавила экземпляров, чуть-чуть облагородила стихийно сложившийся туристический объект, и он бы радовал людей еще десятилетия.
Как добраться?
На общественном транспорте можно доехать на электричках Пермь – Шаля до остановки «Школьная» (она находится в Спасо-Барде) и далее пешком.
К кладбищу паровозов можно проехать на машине двумя способами:
- Со стороны поселка Спасо — Барда: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Гарино или Усть — Кишерть) и сразу за мостом через реку Сылва ищем поворот направо, в сторону кладбища паровозов. Ехать надо по железнодорожным путям, никуда не сворачивая. Поезда по ним не ходят, но места для разъезда со встречными машинами также нет: с одной стороны дороги лес, с другой — заросший лесом обрыв. Далее необходимо проехать или пройти через ворота, и двигаться вдоль кромки леса в сторону поля, на котором увидите стоящие составы. Расстояние от дороги до места около 4 километров. Проехать можно на любом автомобиле.
- Со стороны поселка Киселево: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Суксун) и сразу за последним домом поселка ищем поворот направо.
Какие достопримечательности рядом?
Хотя по Кладбищу паровозов можно ползать полдня, особенно с детьми, но тем, кто едет издалека, не стоит забыть про окрестные достопримечательности.
Спасо-Барда
Старинное село Спасо-Барда находится на противоположном от достопримечательности берегу реки Сылвы. Село основано в 1675 году выходцами с Вятки. В селе обязательно посетите громадный каменный храм Спаса Нерукотворного Образа (1859 год) в русско-византийском стиле. Для небольшого села в 400 человек выглядит впечатляющим. По легенде, однажды рыбаки увидели плывшую по реке против течения икону Спаса Нерукотворного. Ее выловили и отнесли в местную церковь. Набожные жители посчитали событие за чудо, село стали называть Спасским (затем Спасо-Барда), а церковь назвали по иконе.
Кунгур, Молёбка, Усть-Кишерть
Посещение Кладбища паровозов также можно совместить с поездкой в город Кунгур, в село Молёбка, в Усть-Кишерть, известное своим карстом.
Фотографии любезно предоставлены
Александром Ежъ Осиповым
Кладбище паровозов в Шумково, Пермский край
В Пермском крае находится кладбище паровозов – одно из самых необычных мест России. И пусть оно не связано со сверхъестественными событиями, тайн ему не занимать.
Путешественники приезжают сюда, чтобы посетить настоящий железнодорожный «музей» и увидеть старые заброшенные локомотивы.
Содержание
Как появилась база?
Кладбищем старых паровозов называют железнодорожный тупик, который находится рядом со станцией Шумково Пермского края. Сюда свозят поезда, которые уже отслужили свой срок или перешли в нерабочее состояние.
Изначально не было планов, чтобы база стала туристическим объектом, тем более находится она вдали от центра. Однако любители заброшек открыли для себя этот объект, и кладбище паровозов стало почти что культовым местом.
Сюда добираются ради интересных прогулок, атмосферных фотографий и истории. На большинство поездов можно подняться, посмотреть составы, кабины машинистов. Многие детали по-прежнему сохранились.
История базы
В Шумково существовала крупный ремонтный пункт и база технического обслуживания локомотивов. Ежегодно сюда свозили поезда, ремонтировали, а затем вновь ставили на рельсы. Постепенно изношенной техники становилось всё больше, и возникла база.
Однако первоначально тупик для паровозов находился в Кунгуре. Он был больше и лучше охранялся. В 1967 году их перевезли в Шумково.
Паровозы сохранились, а не были утилизированы, не просто так. Советское правительство разработало план: если начнётся ядерная война, электровозы станут неэффективны, но оно сможет использовать паровозы – они двигаются без электричества, за счёт топлива.
До перестройки за ними присматривали, их обслуживали: чистили от грязи, смазывали и т.д. Это был хорошо охраняемый секретный объект.
Но вот холодная война стала ослабевать, угроза спала, а в самом государстве начались перемены. План перестал быть значимым, следить за паровозами перестали, хотя так и не убрали их.
И вот уже несколько лет они стоят, медленно сдаются природе, а пока заманивают к себе туристов со всего Пермского края и соседних регионов.
Сейчас на базе около 20 паровозов и много более современных тепловозов и электричек. Общее количество «экспонатов» составляет почти 200 объектов. Сначала паровозов было около 140, но многие из них продали в другие страны или передали музеям, что-то утилизировали.
Спасо-Барда
Приятный бонус во время путешествия – возможность исследовать окрестное село. На противоположном берегу находится село Спасо-Барда, основанное ещё в 1675 году.
В нём живёт всего 400 человек, однако оно известно храмом Спаса Нерукотворного Образа. Каменное здание было построено в 1850-е года.
Легенда гласит, что рыбаки выловили из воды икону и передали её церкви. Для жителей это было настоящим чудом, и их поселение стало называться Спасским, а затем превратилось в Спасо-Барда.
Паровозы
В Шумково кладбище паровозов представляет собой «склад» под открытым небом, где собраны огромные локомотивы, которые ходили по железным дорогам в 1930-1950-х годах.
А на пути к ним можно найти железнодорожную стрелку, с помощью которой раньше вручную регулировали движение. Она старинная, но до сих пор держится в рабочем состоянии.
Паровоз Л
Сейчас на кладбище остались только локомотивы типа Л – советские грузовые поезда, названные в честь Л. Лебедянского. Они появились в 1940-е и выпускались до 1955 года. Такие паровозы стали лучшими из образцов своего времени. Они обслуживали железные дороги по всей стране.
Примечательная особенность – наличие звезды с барельефом В. Ленина и И. Сталина. Однако после начала кампании по разоблачению культа личности эти звёзды были сняты. В России увидеть барельефы можно увидеть только на памятниках в Барнауле и Камне-на-Оби.
Паровозы ФД
Ещё недавно в тупике были поезда Феликс Дзержинский (сокращённо – ФД). Точной информации об их судьбе нет. Вероятно, их продали в Китай, однако цель не уточняется. На металлолом или для развития исторического туризма – вопрос остаётся неизвестным.
Да) Очень понравилось)
0%
Нет. Не довелось.
75%
Планирую посетить.
25%
Проголосовало: 4
Паровоз ЭР
Когда-то на базе были более старые поезда: венгерские, 1936 года выпуска. Однако последний из них выкупил музей Верхней Пышмы. Теперь о нём заботятся, а все желающие могут увидеть его в УГМК «Боевой славе Урала».
Судьба поездов
Старая техника представляет огромный интерес и для историков, и для музейных сотрудников, и для частных коллекционеров-любителей. Пусть в мире есть нескольких настоящих «кладбищ», на самом деле она пользуется большой популярностью и, как правило, не стоит под открытым небом, без ухода и внимания.
Локомотивы часто выкупают музеи и делают частью экспозиции. Российские железные дороги ставят их рядом с крупными или историческими станциями. Если техника находится в плохом состоянии, её сначала реконструируют. Так как она не должна двигаться, то обычно достаточно замены основных элементов.
Хотя до сих пор паровозы могут использоваться по назначению. Так, у Рижского вокзала есть музей с экспозицией, посвящённой РЖД. После осмотра можно проехать станцию в вагоне.
Что происходит с вагонами
Если вагон подлежит списанию: по сроку или при наличии крупных дефектов – его отправляют на разделку. Проходит она на заводах или специальных площадках и только с использованием оборудования особого назначения.
Одни части крепятся заклёпками и потому снимаются легко. Другие приходится пилить или разрезать. Вагон делят, а затем отправляют: одни детали – на лом, другие – в качестве запчастей. Каждый дефектный элемент должен быть помечен, чтобы никто не использовал им повторно.
После технической разделки номер вагона удаляют из базы, а каждый элемент добавляют, как списанный. В соответствии с нормативом их отправляют на хранение.
Кладбища локомотивов в мире
База в Пермском крае – не единственная в России. По всему миру такие кладбища хорошо известны и привлекают любопытных путешественников из разных стран.
- Нердлинген, Германия. Железнодорожная ветка работала более ста лет, но с приходом новой эпохи паровозы стали ненужными и скопились в депо. Однако немцы не оставили их. Большинство экземпляров были восстановлены и переданы в музеи. Рядом с базой есть мастерские, и многие детали ничуть не изменились со временем.
- Уюни, Боливия. На высоте 3 650 метров над уровнем моря, на месте высохшего озера, находится ещё одно кладбище. Поезда были списаны ещё в 1950-х, однако за счёт сухого климата они практически не изменились.
- Нью-Джерси, США. Здесь всего два объекта – локомотивы 1850-х годов. Их особенность в том, что они находятся под водой. Получилось это случайно: баржа перевозила паровозы, но её настиг шторм, и их пришлось сбросить в воду, чтобы спастись.
Как добраться
Рядом с тупиком много гуляющих, так как место очень атмосферное, а добраться до него несложно даже на общественном транспорте. Необходимо сесть на электричку Пермь-Шаля и проехать до остановки «Школьная» — это село Спасо-Барда, Кишертский район. Далее пешком.
Для путешествующих на машине есть два способа:
- Со стороны Спасо-Барда. Поворот направо у моста за селом. Двигайтесь прямо по путям, проезжайте ворота и держитесь кромки леса. От дороги отделяет расстояние не более 4-х километров, и проехать его можно на любом автомобиле.
- Со стороны деревни Киселёво. Проехав её, поворачивайте направо. Переезжайте мост и двигайтесь по краю леса. Река должна течь слева. На машине для поездок в труднодоступных местах можно добраться до первого состава.
Также от Киселёво можно пройтись пешком. До поля с составами отделяет всего 3 километра.
Кладбище паровозов в Шумково Пермского края – уникальный объект. Это база, на который хранятся списанные поезда, вагоны и техника. Помимо современных моделей здесь есть уникальные экземпляры середины XX века.
Старинные паровозы сейчас представлены только типом Л. Численность объектов постоянно сокращается, а вот количество путешественников, мечтающих увидеть заброшенные поезда, стоящие посреди поля, только увеличивается.
Видео
На карте
Кладбище паровозовДостопримечательность в Пермском крае
Отзывы
Ольга, 24 года, Екатеринбург
Когда планировали маршрут по Пермскому краю, кладбище паровозов стало для нас одним из мест must see. Оно лежало в стороне от других наших точек на карте, но мы всё равно поехали и не пожалели! Интересно посмотреть на все эти старые поезда, побродить по полю и лесу. А у уж какие волшебные фотографии получаются!
Михаил, 33 года, Пермь
Как только услышали об этом кладбище, в ближайший же выходной вбили координаты в навигатор и поехали. Было очень интересно посмотреть, и ожидание не подвело! Нам повезло с погодой, хотя людей особо не было. Погуляли вокруг локомотивов, даже залезли наверх и разглядели кабину машиниста.
Степан, 37 лет, Пермь
Очень интересное место. Какая мощь чувствуется в этих паровозах! Жаль, что никто за ними не ухаживает, можно было бы организовать музей под открытым небом. Удобнее всего доезжать до Кишерти, а там уже поворачивать к полю.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен — ПермячOk! Узнавайте первыми об истории Пермского края!
Кладбище паровозов в Перми, Россия
ЗАБРОШЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Автор gregoryhooqe Чтение 4 мин. Изменено
Кладбище паровозов в Перми, Россия. Расположенный в поселке Шумково, он уже стал неофициальным музеем под открытым небом для любителей поездов.
Подписаться
Расположенный в поселке Шумково, он уже стал неофициальным открытым музеем для любителей поездов.
База резервного поезда находится на этом месте с 1967 года. Она была переведена из города Кунгура. Территория базы разделена на две части. Первая часть состоит из современной железнодорожной техники: вагонов, локомотивов, снегоочистителей и т.д. Рядом дом с охраной.
Кладбище паровозов Россия. Фото https://uraloved.ru Продолжайте идти по путям и через несколько сотен метров увидите заветное кладбище паровозов.
Существует несколько типов паровозов. Большая часть сериала L («Лебедянка»).
Самым старым паровозом на кладбище был паровоз МАВАГ ЭР 716-66 венгерского производства.
Были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что отсюда многие из них были проданы в Китай.
Кладбище паровозов Россия. Фото https://uraloved.ruОдни локомотивы в относительно хорошем состоянии, с промасленными подвижными частями (которые двигаются легко и даже не скрипят), другие совсем проржавели буквально до дыр. В некоторые паровозы можно залезть и почувствовать себя машинистом или кочегаром. Вы также можете подняться вверх. Кое-где на паровозах и в вагонах уже выросли березы.
Почти на каждом локомотиве спереди большие красные звезды.
Кладбище паровозов Россия. Фото https://uraloved.ru В основном поезда 40-50-х годов. Кроме паровозов есть и старые вагоны поездов.К сожалению, оборудование было повреждено мародерами. Фары разбиты, многие детали закручены или даже отрезаны. Но и сейчас эти почерневшие паровозы поражают своей мощью.
Кладбище паровозов Россия. Фото https://uraloved.ruСтоящие здесь локомотивы предполагалось использовать в случае войны, при отсутствии электричества в контактных проводах РЖД. Раньше их чистили и смазывали. В советское время это был секретный объект. Теперь даже в случае чрезвычайной ситуации их вряд ли задействуют. Выгоднее и проще использовать тепловозы. При этом КПД этих локомотивов всего 10%. Но их преимущество в том, что можно использовать любое топливо.
Кладбище паровозов Россия. Фото https://uraloved.ru Кладбище паровозов Россия. Фото https://uraloved.ru
УПД2 . По данным на лето 2019 года территория охраняется. Приходится констатировать, что это заброшенное кладбище паровозов закрыто.
Россия
Оценить автора
Кладбище паровозов: раньше было секретным местом на случай начала войны
Анастасия Коломиец
Кладбище паровозов является частью резервной базы у железнодорожной станции Шумково в Пермском крае Уральского региона России. Несколько десятков паровозов и вагонов гниют здесь под небом.
База создана в 1967 году, переведена сюда из города Кунгур. Первая часть базы используется до сих пор. Здесь хранится современный железнодорожный транспорт и оборудование, в том числе локомотивы, вагоны и снегоуборочные машины, а также некоторые электропоезда, которые отменяются в зимние месяцы.
©Павел РаспоповВ нескольких сотнях метров вниз по железнодорожному полотну находится кладбище паровозов. Во времена СССР это место было секретным объектом. Хранящиеся здесь паровозы предназначались для использования в случае начала Третьей мировой войны.
Идея заключалась в том, что если во время вооруженного конфликта отключится электричество, эти поезда станут альтернативным средством передвижения.
Хотя паровозы могут показаться неочевидным выбором, особенно с учетом их низкой энергоэффективности, их преимуществом было то, что они работают на любом топливе.
Раньше за поездами ухаживали и регулярно смазывали. В советское время на базе находилось до 140 локомотивов. Теперь железнодорожная база представляет собой не склад, а свалку паровозов с впечатляющей советской техникой.
Большинство паровозов здесь изготовлено в 1940-1950-х годах. Есть паровозы разных типов, но наиболее многочисленны L-типа (Лебедянки). Самый старый паровоз, который когда-либо хранился на кладбище, — это паровоз 19-го века.