Клеопатра реальная внешность: как на самом деле выглядела царица Египта

как на самом деле выглядела царица Египта

Вивьен Ли, Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи в роли Клеопатры

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи. Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи

Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон


Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.

Бюсты Клеопатры (предположительно)


Изображения Клеопатры на монетах


Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)

«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон.

– Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917


Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945


Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953

Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной. .. однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры


Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры


Как говорится, найдите 10 отличий

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.

Как говорится, найдите 10 отличий


Как говорится, найдите 10 отличий

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963


Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002


Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Это не первая попытка ученых реконструировать облик известных деятелей далекого прошлого: Загадки истории, или Как выглядели в реальной жизни исторические личности

Понравилась статья? Тогда поддержи нас,

жми:

Нравится

как жила легендарная Клеопатра: Явления: Ценности: Lenta.ru

«Лента.ру» продолжает цикл статей о роскошной жизни диктаторов и правителей. В прошлый раз мы рассказывали о Чингисхане. Одни называли его «покорителем Вселенной». Другие считали тираном, безжалостным и беспощадным захватчиком. Считается, что в наши дни великий полководец был бы миллиардером, заткнувшим за пояс самого Билла Гейтса. Не уступала ему и египетская царица Клеопатра, самая яркая и могущественная женщина античного мира, о которой на этот раз пойдет речь. Любвеобильная и сладострастная, эта женщина сводила мужчин с ума. За одну ночь с ней они были готовы отправиться на смерть. В жизни великих римских полководцев Гая Юлия Цезаря и Марка Антония встреча с Клеопатрой сыграла роковую роль.

Узкие губы, широкий нос и смуглая кожа

«В ней не было ничего женственного, кроме тела и хитрости. Свою внешность, таланты, всю себя Клеопатра подчиняла холодному расчету, думая об интересах государства или своих личных выгодах. Она была слишком эгоистична и независима», — так описывал египетскую царицу один из историков.

В большинстве фильмов Клеопатру представляют роковой красавицей, от встречи с которой мужчины сразу же теряют голову, ведь за одну ночь с ней многие, не задумываясь, отдавали свои жизни.

На самом деле царица, хотя и была дамой соблазнительной, но далеко не красавицей. Современники описывают ее как женщину невысокого роста и несколько полноватую. При этом у Клеопатры была смуглая кожа, узкие губы и большой широкий нос.

Знаменитый историк Плутарх писал, что «красота этой женщины была не той, что поражает с первого взгляда и считается несравненной». «Ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью ее речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении накрепко врезался в душу. Сами звуки ее голоса ласкали и радовали слух», — рассказывал он.

В настоящее время о секретах ее молодости по-прежнему слагают легенды. Клеопатру считают одним из великих «косметологов Востока», поэтому ее образ хорошо раскупается. В настоящее время модно говорить о разных средствах, подчеркивая, что «так делала сама Клеопатра». Считается, что она принимала ванну, в которую добавляли подогретое молоко и мед, от этого кожа царицы была столь бархатистой. В качестве скраба «Клеопатра использовала сливки, в которые добавляли морскую соль».

Доподлинно известно лишь то, что все наряды царицы были украшены драгоценностями, служанки подводили Клеопатре глаза, красили ей ногти, ладони и стопы хной, наносили на губы особый растительный бальзам и надевали парик. Она любила дорогое убранство дворцов, шикарную одежду и украшения. Любимым драгоценным камнем Клеопатры считался изумруд. Так, желая наградить кого-нибудь из своего окружения, она дарила ему этот камень, на поверхности которого был высечен ее портрет.

В подарок от Александра Македонского

Царица по праву считается одной из самых образованных женщин своего времени. Ее познания в литературе, искусстве, политике, философии поражали собеседников. Обладающая удивительной грацией и изяществом женщина прекрасно играла на лютне и арфе, пела и танцевала.

Помимо этого, Клеопатра знала семь языков, поэтому редко прибегала к помощи переводчиков, предпочитая лично общаться с иностранцами.

Правительница Египта прилагала много усилий для того, чтобы вернуть ему былое могущество. В непростой для страны период она на некоторое время смогла добиться независимости от Римской империи. При этом сама Клеопатра происходила из греческого рода. Александр Македонский подарил ее предкам земли в Египте, где они и обосновались.

Первым супругом будущей царицы Египта стал ее тринадцатилетний брат Птолемей Дионис. Именно ему и шестнадцатилетней Клеопатре отец завещал престол. Рассказывали, что для удовлетворения своих желаний правительница завела большой гарем, в котором жили молодые и красивые мужчины. В то время это не считалось чем-то зазорным.

Казалось, Клеопатра и ее брат могли спокойно царствовать, однако против царицы зрел заговор, во главе которого встал учитель Птолемея по имени Пофин. Он мечтал, что с воцарением своего воспитанника станет реальным правителем Египта.

В столице Египта — Александрии — не без активного участия Пофина поднялся бунт. Жизни Клеопатры угрожала серьезная опасность, поэтому прихватив нескольких слуг, она бежала из дворца.

Пришел, увидел, победил

Узнав о распрях в Египте, в дело решил вмешаться Цезарь, попутно собрав с египтян очередные долги. На встречу с римским императором явился только Птолемей, принявшийся жаловаться на сестру. Удивленный отсутствием Клеопатры Цезарь приказал отправить к ней гонца.

Она понимала, что ей просто необходимо увидеться с римским императором, однако не знала, как попасть в Александрию, где разъяренная толпа сразу же была готова ее убить. Тогда царица вместе с соратником на лодке приплыла к столице. Она завернулась в мешок, а ее сподвижник, прикинувшись рыбаком, смог пронести ее во дворец.

Пораженный такой хитростью и обнаженной фигурой красавицы, Цезарь без памяти влюбился в Клеопатру. Очевидцы потом рассказывали, что первая встреча 52-летнего римского императора с 20-летней египетской царицей продолжалась до самого утра.

Произошло то, чего так боялись брат Клеопатры и его учитель — римский император был готов на все ради возлюбленной. В результате Птолемей утопился в Ниле, а Пофин бежал. В Александрии воцарилось спокойствие. Чтобы не раздражать египтян, Цезарь выдал Клеопатру за ее второго брата Неотероса, однако этот брак был фиктивным, женщина стала править Египтом, оставаясь при этом любовницей Цезаря.

В благодарность за это она устроила римскому императору путешествие по Нилу. В течение двух месяцев влюбленные плавали на роскошном корабле в сопровождении десятков судов.

Император вернулся в Рим, а через некоторое время у Клеопатры родился от него сын. Вместе с ним и своим мужем царица в окружении огромной свиты приехала к Цезарю, где ей был устроен торжественный прием: кортеж золотых колесниц, тысячи рабов, которые вели гепардов и ручных газелей. Сама царица Египта восседала на золотом троне, который несли рослые мускулистые рабы. Она была одета в расшитое драгоценными камнями платье, а ее голову обвивала золотая змея.

У Цезаря было много любовниц, однако ни одна из них не удостаивалась подобной чести. В Риме Клеопатру невзлюбили, прозвав «александрийской куртизанкой». Народ почувствовал себя оскорбленным, когда в храме Венеры по приказу влюбленного императора установили золотую статую Клеопатры и стали воздавать ей божественные почести.

Египетская царица вместе с сыном поселилась на вилле императора на берегу Тибра. Все свободное время Цезарь проводил вместе с ней. Так, практически не покидая эту резиденцию, Клеопатра более года прожила в Риме с императором.

По городу поползли слухи, что своим наследником Цезарь хочет провозгласить сына египетской царицы. Против римского императора созрел заговор, который привел к убийству правителя.

Роковая женщина

Пораженная гибелью Цезаря Клеопатра бежала из города. В Александрии через год после этого скончался ее муж. В причастности к его смерти подозревали царицу, однако вину ее так и не смогли доказать. Женщина становилась единовластной правительницей Египта. Своим наследником она объявила сына, четырехлетнего Цезариона.

Клеопатра понимала: царицей Египта она сможет остаться только в том случае, если обольстит полководца Марка Антония. Она решила завоевать сердце римского воина во что бы то ни стало. Его пригласили на специально построенный для этой встречи корабль из дорогой древесины с алыми парусами. Все вокруг так и сочилось роскошью. Главным украшением судна стала сама Клеопатра. Увидев женщину, полководец потерял голову.

Очевидцы рассказывали, что с ним Клеопатра вела себя иначе, чем с Цезарем. Если с римским императором она всегда была остроумной, очаровательной, изящной, рассуждала об искусстве, литературе и политике, то с Антонием вела себя как куртизанка низкого сорта: нецензурно выражалась, много пила, пела эротические песни. Грубому римлянину нравилось, когда иногда по вечерам они переодевались и бродили по улицам Александрии, ругаясь с пьяницами и посещая притоны.

Клеопатра использовала все средства для обольщения Марка Антония. Безумно влюбленный в нее мужчина делал для нее все, чего бы она ни пожелала. Главным было то, что Рим признал Цезариона законным наследником египетского престола.

У пары родились трое детей. Периодически Марк Антоний возвращался в Рим, к своей законной супруге Октавии. Однако после очередной маленькой победоносной войны решил отпраздновать победу не в Риме, а в Александрии со своей «нильской сиреной». На родине посчитали, что этим он оскорбил свой народ. Но ослепленный любовью воин думал только о своей возлюбленной.

А она в свою очередь была озабочена лишь тем, как добиться еще большей власти в Египте. На этот раз божественной. Царица официально приняла имя «Новой Изиды». На публике она теперь появлялась в костюме богини — в облегающем одеянии и короне с ястребиной головой, украшенной рогами коровы. Царем Египта фактически становится Марк Антоний, отрекшийся от своей родины и решивший развестись с оставшейся в Риме женой.

Разгневанный брат супруги Антония, Октавиан, решил пойти на Египет войной. Армия Марка Антония и Клеопатры превосходила римлян по численности, поэтому увлеченные друг другом возлюбленные потеряли бдительность — римляне одержали полную победу.

Виновницей поражения Марк Антоний посчитал свою египетскую любовницу. Он стал избегать встреч с ней. Говорили, что тогда Клеопатра впервые задумалась о самоубийстве. Она приказала построить на берегу моря усыпальницу, в которой ее могли бы впоследствии сжечь со всеми ее драгоценностями. Впрочем, тогда умирать она вовсе не собиралась.

Заботясь о собственном спасении, втайне от Марка Антония она посылает гонца с щедрыми подарками к Октавиану. Клеопатра уверена: ей удастся влюбить в себя и его. Тайно сбежав из дворца с двумя верными рабынями, она приказывает передать бывшему возлюбленному, что она умерла. Услышав о смерти Клеопатры, римский воин в отчаянии, обезумев от горя, бросается на свой меч.

Узнав об этом, египетская царица тоже впадает в отчаяние. Теперь она мечтает увидеть Марка Антония живым или мертвым. В тот момент римлянин, потерявший много крови, еще был жив. Встреча с Клеопатрой придала ему сил на несколько мгновений, однако вскоре он умер у нее на руках.

Царица вернулась в свой дворец и попыталась договориться с победителями. Уверенная в своих чарах, на этот раз она потерпела горькое поражение. Октавиан, известный своими любовными похождениями, не впечатлился, увидев 37-летнюю правительницу.

Более того, Клеопатра узнала, что ее собираются провести в цепях, как рабыню, за колесницей Октавиана. Тогда она решила свести счеты с жизнью.

Смерть, окутанная тайной

«Эти запястья созданы для того, чтобы носить драгоценности, а кандалы (…) — для плебеев и преступников (…) Никогда царице Египта не быть побежденной», — считается, что именно эти слова за несколько минут до смерти произнесла Клеопатра.

В этот день она закатила роскошный пир для победителей. Во время застолья женщина удаляется в свою спальню. После этого версии разнятся. Согласно одной из них, тонкие пальцы бывшей правительницы ловко скользнули в иссиня-черные шелковистые волосы, и царица вынула из прически украшенную драгоценностями золотую шпильку, в которой находился яд.

Согласно другой версии, верные служанки женщины принесли ей корзину с инжиром, где сидела ядовитая змея. Своей шпилькой царица уколола животное, которое зашипев от боли, ужалило Клеопатру. Такой добровольный уход из жизни в то время в Египте не только не порицался, но и считался чем-то вроде добродетели.

Через некоторое время слуги Октавиана нашли бездыханное тело царицы Египта на ложе, отделанном золотом. Клеопатра стала последней царицей Египта. Ее смерть совпала с закатом величия этой страны. Некогда могущественная империя превратилась в одну из римских колоний. Вероятного претендента на власть вскоре после этого казнили. А саму царицу Египта Октавиан приказал похоронить с огромными почестями рядом с Марком Антонием.

Как на самом деле выглядела Клеопатра?

В 48 г. до н. э., когда Клеопатра замышляла восстановить власть в условиях гражданской войны со своим братом, римский историк Кассий Дион писал, что последний египетский фараон «упокоил в своей красоте все свои притязания на трон». Она устроила встречу с римским диктатором Юлием Цезарем — человеком, известным своими связями с дворянками, — чтобы попросить его о помощи. По словам Диона, эта встреча подтвердила ее тщеславие: Цезарь, по-видимому, был «настолько очарован» молодой женщиной, что согласился примирить враждующих братьев и сестер.

Знакомый образ: королева Нила, хитрая заклинательница, использующая свою высшую красоту как политическое оружие. Действительно, это определяет наше восприятие Клеопатры даже сегодня. Ее изображение в фильме, воплощенное в исполнении Элизабет Тейлор в 1963 году, — это пышногрудая, знойная роковая женщина, ее полные глаза распахнуты, а волосы цвета воронова крыла пышно падают на плечи. Она чувственно полулежит в откровенных платьях. Она встречает своих римских любовников, Цезаря и Марка Антония, с ощутимой, едва сдерживаемой страстью.

Такие персонажи хорошо играют на экране. Но, основываясь на нескольких сохранившихся подсказках о реальной внешности Клеопатры, современные историки сомневаются, что она была похожа на эту карикатуру. Они также сомневаются, что она правила исключительно с помощью физической красоты и сексуальной доблести, подобно «королеве блудниц», какой ее сделали ее римские враги.

На протяжении всей истории женщин-правителей часто обвиняли в использовании своей сексуальности для сохранения власти. Историки признают это концепцией королевы шлюх; например, после того, как Мария Стюарт лишилась власти в 1500-х годах, когда ее вели в тюрьму, толпа разочарованных шотландцев закричала: «Сожгите шлюху!» Римляне попробовали аналогичную тактику с Клеопатрой. Их клеветническая кампания сформировала наследие, основанная на ее внешности, которая до сих пор очаровывает нас два тысячелетия спустя.0003

Многоликая Клеопатра

Ученые искали лицо, стоящее за легендой, но часто невозможно проверить образ исторической личности. Тело Клеопатры так и не было обнаружено. Большинство сохранившихся ее картин и скульптур являются анахроничными изобретениями, больше рассказывающими о своем времени, чем о самом предмете. По словам египтолога Роберта Бьянки, даже современные работы могут ввести в заблуждение, поскольку на них накладываются «политические или идеологические соображения».

Короче говоря, говорит Бьянки, для Клеопатры «нет ничего, что приближалось бы к западной концепции портрета ни в древнеегипетском, ни в древнегреческом искусстве». Но есть некоторые потенциальные зацепки. Среди самых многообещающих — монеты, отчеканенные во время ее правления — изображения, далекие от голливудских гламурных представлений.

Нет двух одинаковых монет, но у многих наиболее заметными чертами являются орлиный нос и выступающий подбородок. Она носит свои кудрявые волосы не с челкой, а в популярном стиле дыни того времени, завязывая их в пучок у основания черепа. Однако даже эти монеты имеют красные флажки. Во время ее брака с Марком Антонием была выпущена серебряная монета денарий для оплаты его войск. На каждой стороне монеты изображено одно из их лиц, и ее лицо кажется преувеличенно романизированным, чтобы соответствовать его.

Монета союза Антония и Клеопатры, датированная 37-33 гг. до н.э., чеканка в Восточном Средиземноморье (возможно, Антиохия, Сирия). Изображение Клеопатры появляется на лицевой стороне монеты, что свидетельствует о ее большей важности. (Обозначение общественного достояния CC-0/Чикагский институт искусств)

Единственным другим недвусмысленным изображением Клеопатры являются египетские рельефы в стиле фараонов, созданные, возможно, нереалистично для глаз ее подданных. На этих колоссальных каменных полотнах она скорее бог, чем человек. Несколько позднеэллинских мраморных бюстов, датируемых ее жизнью, могут изображать королеву, но ни на одном из них не написано ее имя. (Волосы на них соответствуют монетам, но нос и подбородок менее выражены). . Они, конечно, не могут сказать нам, что Цезарь или Антоний видели в ней. Кроме того, некоторые ученые утверждают, что вся эта озабоченность ее очарованием неуместна — это ничем не отличается от чрезмерного анализа телосложения современной женщины-лидера. «Почему мы так одержимы разговорами о том, привлекательна она или нет, — спрашивает египтолог Салли-Энн Эштон, — когда на самом деле мы должны смотреть на нее как на сильную и влиятельную правительницу 2000-летней давности?»

Рельеф с изображением Клеопатры в облачении фараона, преподносящей подношения Исиде, датированный 51 г. до н.э. (Источник: Public Domain/Wikimedia Commons)

Цвет королевы

Огромная сила Клеопатры исходила из ее положения в древнем Египте из династии Птолемеев. Вопрос о ее внешности несколько запутан с этой личностью. Ее семья происходила не из земли, которой она управляла, а из Македонии, что заставило многих исследователей поверить в то, что ее кожа была светлой, как ее всегда изображало европейское искусство, а не темной, как у коренных египтян. Некоторые, например биограф Клеопатры Майкл Грант, непреклонны в том, что в ее жилах «не было ни капли египетской крови».

Другие указывают на неточности в ее генеалогическом древе. Родословная ее отца, Птолемея XII, самого фараона, хорошо задокументирована; ее матери, не очень. На самом деле, никто не уверен в личности ее матери, а тем более в личности ее бабушки и дедушки. Третьи отмечают, что Македония, как и весь остальной эллинский мир, не была исключительно белой, поэтому ее европейское происхождение не исключало чернокожих.

Этническая неопределенность вокруг Клеопатры сделала ее маловероятным представителем сегодняшних культурных дебатов. Совсем недавно кастинг израильской актрисы Галь Гадот на роль королевы в грядущем фильме вызвал разочарование и возмущение критиков, которые надеялись увидеть на этой роли женщину африканского происхождения. Но представление о темнокожей Клеопатре возникло гораздо раньше, когда в 19Художник 19-го века Уильям Ветмор Стори вылепил ее с черными чертами лица в знак аболиционизма.

Мраморная скульптура Клеопатры. (Фото: William Wetmore Story/CC-0 Public Domain/The Met)

Для историка культуры Мэри Хамер неудивительно, что древняя королева стоит в центре современной битвы между сторонниками классицизма и афроцентристским движением. В конце концов, она была, пожалуй, самым достойным противником зарождающейся Римской империи и, таким образом, с самого начала повлияла на путь Европы к господству. Когда люди спрашивают, была ли Клеопатра черной, пишет Хамер, «похоже, понятно, что утвердительный ответ может поставить под сомнение всю структуру западной цивилизации». Это означало бы, что в поворотный момент европейской (читай: белой и патриархальной) истории политическая вселенная вращалась вокруг чернокожей женщины.

«Непреодолимое очарование»

Последние намеки на поиски лица Клеопатры исходят из писаний римлян спустя столетия после ее смерти, хотя некоторые из них демонстрируют очевидную предвзятость. Ее репутация во многом была определена Августом, первым императором Рима. После гражданской войны в республике, когда ему нужно было оправдать насилие, которое он вел против своих римских братьев, он и его союзники нашли козла отпущения в лице Клеопатры. Желая, чтобы общественность поверила, что именно она убедила добродетельных Цезаря и Антония отвернуться от своей страны, они изобразили ее иностранной соблазнительницей. Один августовский поэт и пропагандист, Проперций, назвал ее meretrix regina, или «королевой блудницы».

Более поздние классические историки вносят больше беспристрастности и нюансов, но расходятся во мнениях относительно внешности Клеопатры. Кассий Дион в своей «Римской истории» называет ее «женщиной необыкновенной красоты» и добавляет, что «когда она была в расцвете юности, она была особенно поразительна». Это соответствует стандартному повествованию. Плутарх в своей «Жизни Антония» более сдержан. «Ибо ее красота, как нам говорят, сама по себе не была совершенно несравненной, — пишет он, — и не такой, чтобы поразить тех, кто ее видел».

Вероятно, посмертно написанный портрет Клеопатры из римского Геркуланума, Италия, датированный I веком нашей эры. (Фото: Ángel M. Felicísimo/Public Domain/Wikimedia Commons)

Плутарх действительно подчеркивает, что «общение с ней обладало неотразимым очарованием, а ее присутствие… было чем-то стимулирующим. В тоне ее голоса также была сладость», — пишет он. Она говорила на многих языках и была талантлива во всех отношениях, каких можно ожидать от правителя-мужчины. По словам историка Сары Померой, она «ездила верхом, охотилась и чувствовала себя как дома на поле боя». Плутарх свидетельствует о ее сообразительности и интеллекте, и Уильям Шекспир в своей пьесе «Антоний и Клеопатра» последовал этому примеру: «Она хитрит, преодолевая мысли человека», — пишет бард.

Возможно, мы никогда не узнаем, как выглядела Клеопатра, но основные факты ее жизни ясны. Как говорит Эштон, «я предпочитаю смотреть на неопровержимые доказательства». Она обладала такой же властью, как и любой другой житель древнего Средиземноморья, и правила одним из величайших королевств. Август, возможно, сформировал ее историю, но это означает, что он считал ее достаточно серьезной угрозой, чтобы оправдать свою клевету.

Кажется, он также непреднамеренно помог обеспечить ей место в вечности. Спустя 2000 лет по какой-то причине каждое поколение по-новому зацикливается на королеве, воссоздавая ее в соответствии со своими потребностями. «Требования момента всегда определяли образ Клеопатры, — пишет Хамер. В результате ее слава простирается все глубже в ее загробную жизнь. Шекспир, размышлявший более 400 лет назад, не мог знать, как верно он говорил: «Ее не увядает ни возраст, ни обычай несвежий / Ее бесконечное разнообразие».

Как выглядела Клеопатра?

© AmandaLewis/iStock/Getty Images

Спустя более 2000 лет после своей смерти в 30 г. до н. э. египетская царица Клеопатра по-прежнему фигурирует в народном воображении. Несмотря на то, что известно о ее блеске и обаянии, в средствах массовой информации на первый план часто выходит Клеопатра как восхитительно соблазнительная прото-роковая женщина. Являются ли костюмы Хэллоуина и голливудский гламур точным изображением ее? Как она выглядела на самом деле? А откуда мы знаем?

Сегодня многие историки под влиянием Сары Б. Помрой, эксперта по роли женщин в древнем мире, придерживаются теории о том, что внешность Клеопатры — какой бы приятной она ни была — была вспомогательной для ее значительного интеллекта, обучения , предвидение и стратегические навыки. Образ ее как знойной соблазнительницы, вероятно, проистекает из повествования, первоначально выдвинутого Октавианом (Августом), чтобы рационализировать его соперничество и конфликт с товарищем-римлянином Марком Антонием, которым манипулировала иностранная соблазнительница. Более того, представление Клеопатры как злой красавицы удобно преуменьшало ее компетентность и значимость как правительницы.

В то время как римский историк Дио Кассий описал Клеопатру как «женщину непревзойденной красоты», ряд современных историков охарактеризовали ее как менее чем исключительно привлекательную. Тем не менее, они отметили, что ее красота была провозглашена и что ее внешность была соблазнительной. Греческий биограф Плутарх, писавший примерно через столетие после смерти Клеопатры, представил менее лестную картину: «Ибо ее красота, как нам говорят, не была сама по себе ни совсем несравненной, ни такой, чтобы поразить тех, кто ее видел». Плутарх, однако, быстро отметил «непреодолимое обаяние» Клеопатры, сладкий голос, убедительность и стимулирующее присутствие.0003

Кроме всего прочего, есть артефакты, свидетельствующие о внешности Клеопатры , хотя их немного. Один из самых выдающихся, мраморный бюст, датируемый третьей четвертью I века до н. э., находится в Старом (Альтес) музее в Германии. На этой так называемой берлинской Клеопатре она изображена в королевской диадеме (корона, похожая на повязку). Ее лицо обрамляют локоны вьющихся волос, а остальные волосы уложены в стиле «дыни» (разделены на сегменты, идущие, как ребра дыни, ото лба назад) и собраны в пучок за головой. Ее глаза миндалевидной формы. Хотя у нее выступающий нос, ее черты мягко модулированы и, как говорят, отражают ее интеллект и обаяние. Волосы Клеопатры похожи на другой мраморный бюст, найденный на вилле на Аппиевой дороге в 1784 году и сейчас выставленный в Ватиканском музее Грегориано Профано. На этом бюсте ее черты тоже в целом мягкие, а губы полные. Ее нос отсутствует, но его «след» на лице предполагает, что он был большим.

Орлиный нос — самая заметная черта профилей Клеопатры на современных монетах (выпущенных Клеопатрой или от ее имени), которые широко распространены, чтобы дать наилучшее представление о ее внешности. На некоторых монетах ее нос менее крючковатый, щеки полные, а подбородок маленький, как на мраморных бюстах. На других монетах (особенно тех, что были отчеканены Марком Антонием, с его изображением на одной стороне и ее изображением на другой) ее нос резко загнут, лоб широко покатый, подбородок заостренный, а лицо более мужественное.

В Голливуде Клеопатру играло множество потрясающих актрис.

Элизабет Тейлор , которая была поставлена ​​под «взгляд» как «Королева Нила» в самой известной киноверсии истории правителя, Клеопатра (1963), является опорой в шорт-листах самых привлекательных киномиров. ведущие дамы. Один из первых секс-символов кино, Теда Бара , наделила свою Клеопатру темной чувственностью в утраченной немой классике Клеопатра (1917). До того, как Производственный кодекс обуздал сексуальную привлекательность, полураздетый Клодетт Кольбер произвела сенсацию в эпопее Сесила Б. Демилля Клеопатра (1934), а Вивиан Ли была соблазнительной королевой в Цезарь и Клеопатра (1945). Но как появился этот образ Клеопатры?

Одержимость Клеопатрой как красавицей началась гораздо раньше кино: она началась в литературе и драме. В своей пьесе « Антоний и Клеопатра » Уильям Шекспир запечатлел портрет царицы такими словами:

Ее не увядает ни возраст, ни обычаи устарели / Ее бесконечное разнообразие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *