Владимир Великий — киевский князь, крестивший Русь
Перед тем как в 969 году уйти в свой последний поход в Болгарию Святослав Игоревич посадил своих сыновей наместниками в трех центрах Руси: старшего Ярополка – в Киеве, Олега – в Овруче, центре недавно присоединенной Древлянской земли, самого молодого Владимира, еще подростка того времени, – в Новгороде, где фактически правил его дядя по матери и воспитатель Добрыня. Вскоре после гибели Святослава весной 972 между его потомками началась междоусобица. Поводом, как свидетельствует «Повесть временных лет», стало совершенное Олегом убийство «на охоте» сына Свенельда, ближнего советника и воеводы Ярополка, который, «хотя отомстить за сына своего», подговорил великому князю: «Пойди на брата своего, и возьмешь ты волость его одна».
Начало пути Владимира ВеликогоПоход Владимира Великого на печенеговУзнав о гибели в 977 году Олега Древлянского, разбитого братом у Овруча, Владимир скрывался «за морем», очевидно в Скандинавии, откуда вернулся через год во главе многочисленного варяжского войска и вернул себе Новгород, откуда выгнал Ярополкова посадника. По «Лаврентиевской летописи», в 978 году Добрыня сватал для Владимира полоцкую княжну Рогнеду, но получил отказ, после чего захватил союзный Киеву Полоцк (ныне город Витебской области, Беларусь), где были убиты князь Рогволод и его братья, а Рогнеда стала женой Владимира.
В том же 978 году Владимир пошел против Ярополка, огнем и мечом ликвидировав автономию кривичей, дреговичей и северян — племен, на которые распространялись власть его брата.
Послушав совета воеводы Блуда, подкупленного Владимиром, утверждает «Повести временных лет», Ярополк из-за угрозы восстания горожан покинул столицу и закрылся в небольшой крепости Родень, недалеко от места впадения Роси в Днепр (возле современного Канева), где был блокирован войском новгородского князя. После длительной осады в Родне начался голод, и по совету того же Блуда Ярополк согласился встретиться с братом для переговоров, как только прибыв на которые в «отчего терема», был убит двумя варягами по приказу Владимира.
Летопись датирует эти события 980 годом, однако более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» монаха Якова Черноризца (Мниха) подает точную дату гибели Ярополка и вокняжения в Киеве Владимира Святославича — 11 июня 978 года.
Под тем же годом в летописи содержится повествование о началах государственного и первой религиозной реформе Владимира Святославича: на смену многочисленным культам славянских и неславянских божеств он ввел почитание пантеона из шести богов во главе с Перуном.
Укрепление власти Киевской РусиВеликий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822Уже в качестве единоличного правителя, Владимир «взял под Русь» Волынь, совершил поход на подконтрольные краковским князьям земли, где занял «Перемышль, Червен и другие грады» и против балтского племени ятвягов. Впоследствии ему покорились племена дулебов, радимичей, вятичей. В 985 году он пошел на «болгар с Добрыней, вуем своим, в лодках, а торков по берегу [Волги] привел на конях». Ликвидировав независимый статус тамошних группировок русов, Владимир окончательно присоединил территорию Залесья, а с проигравшими болгарами заключил мир на равных условиях «пока камень станет плавать, а хмель – тонуть», что открывало для киевских купцов торговый путь на Юг. Далее его поход пролег в низовье Волги, где он обложил данью остатки Хазарского каганата, а оттуда – на Таманский полуостров, где был покорен город Тмутаракань.
Территориальное единство Киевского государства, едва ли не самого большого в тогдашней Европе, обеспечили замена на новоприсоединенных землях местных племенных вождей, тяготевших к автономии, на посадников из числа доверенных бояр и княжих сыновей в новосозданных центрах — княжеских городах, и реформированный Владимиром Святославичем свод законов, что получил название «Закон земляной». Именно в годы его правления начался стремительный взлет таких городов, как Чернигов, Переяславль, Владимир-Волынский, Смоленск, Ростов, Ярославль, возникшие недалеко от старых родоплеменных центров.
Однако попытка ввести некий объединенный пантеон языческих богов, куда, если верить «Повести временных лет», кроме славянских, попали и финно-венгерские, балтские и даже иранские божества, потерпела неудачу: актуальны были монотеистические религии, которые становились весомым государственным фактором в соседних с Русью государствах — Волжской Булгарии, Польше и той же Скандинавии, которая оставалась неисчерпаемым источником пополнения русского войска. Так что когда военные успехи и растущая мощь Владимира Святославича позволили ему в 988 году вмешаться в гражданскую войну в Византии и поддержать Василия II Болгаробойцу, за что князю была обещана рука сестры императора Анны, крещение Владимира как необходимое условие бракосочетания стало серьезным началом на Руси монотеизма.
Путь к ПравославиюКрещение князя Владимира. Фреска Виктора Васнецова во Владимирском соборе в КиевеУже после крещения Володимир совершил свой третий поход на Запад, на этот раз на племена белых хорватов в Прикарпатье, окончательно присоединив к Руси еще и Верхнее Поднестровье, и рассадил своих сыновей по княжеским городам: Вышеслава от «норвежской княжны Олавы» Святополка от «грекини» в Турове, Изяслава с матерью Рогнедой отослал в родной ей Полоцк, ее сыну Ярославу дал Ростов, Всеволоду – Владимир, Мстиславу – Тмуторокань, Станиславу – Смоленск, Святославу – Вручень (ныне Овруч).
Где-то в это же время созрела угроза для Руси с Юга — печенеги, которые, согласно «Повести временных лет», за годы правления Владимира совершили семь набегов на Русь. Защитой от них стали Змиевы валы и крепости по оба берега Днепра и переселение на южную пограничную «лучших мужей» покоренных племен, включая финно-венгерских.
За двадцать лет правления Владимир превратил Русь в государство, охватившее чуть ли не половину Восточной Европы, а принятие им и Киевской Руси христианства, как хотела сделать его бабушка — княгиня Ольга, а также брак с сестрой византийского императора положили начало «Золотому веку» ее развития, закончившемуся со смертью его сына Ярослава Мудрого, который, как и отец, утвердившийся на престоле в результате междоусобной войны с братьями и также при поддержке варяжского войска.
Поделиться
КОРНИ И КРЫЛЬЯ с Борисом Бурдой: Владимир Великий — князь киевский, крестивший Русь (Часть II. Христианин) | Huxleў
Читать часть I
РЕЛИГИЯ + ПОЛИТИКА
Тем временем эти самые греки вступили в очередной политический кризис. Военачальник Варда Фока поднял восстание против занимавших престол братьев-соправителей Василия II и Константина VII. Поначалу он действовал успешно, и императорам была нужна любая помощь.
Владимир согласился эту помощь оказать, но на каких условиях и как они потом выполнялись — рассказывают разное. В основном все сходятся на том, что одним из поставленных Владимиром условий была женитьба на сестре соправителей Анне и ради этого Владимир обязался креститься.
Далее некоторые историки утверждают, что князь сначала крестился, потом женился и отправился в поход против Варды Фоки, а некоторые возражают им, говоря, что Владимир уже помог Византии и разбил мятежников, но те свои обязательства выполнять не торопились.
Фактом остается то, что Владимир пошел походом на византийский город в Крыму Корсунь (Херсонес) то ли для того, чтобы принудить императоров выполнить свои обязательства, то ли чтобы просто завладеть некими святынями и оказать давление на своих партнеров.
Есть и еще одна версия — согласно ей, осада Корсуня вообще не являлась проявлением какого-то конфликта между Русью и Византией. Просто город принял сторону мятежников, и его осада и захват были вкладом Владимира в победу над ними. В принципе, могло быть и так…
В итоге все договорились, Анна прибыла к Владимиру и стала его супругой, а тот крестился. В каком именно порядке произошли эти события, где Владимир крестился, близ Корсуня или под Киевом, — сведения были потеряны еще в XI веке. Но на Анне он женился, а Корсунь оставил.
О времени крещения Владимира тоже спорят, но датой, на которой все более-менее сошлись, считается 987 год. Крестное имя он избрал, скорее всего, в честь одного из императоров Византии — Василий. А следующий год — 988 — считается официальной датой крещения Руси.
«Крещение князя Владимира». Фреска Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Источник: wikipedia.orgКАК РУСЬ КРЕСТИЛИ
Владимир сам решал, креститься ему или нет. Его подданным, несомненно, пришлось помочь принять это решение — к старой религии они привыкли и причин отказываться от нее не видели. Это уже было задачей Владимира — сделать так, чтобы у них такие причины появились.
Он был правитель опытный и примерно понимал, как эти механизмы работают, — обратился поначалу к городской знати, «старцам градским», людям с жизненным опытом, которые уже знали то, что потом повторил Высоцкий — «шутить не могите с князьями!». Они были не против.
Дальше было проще — остальным можно было просто объявить, что мы все, мол, становимся христианами. Чтобы не сильно хотелось спорить, Владимир приказал разрушить недавно им же построенное святилище Перуна — пусть каждый на себя примерит… Возразить никто не решился.
Княжеским слугам было приказано сбросить статую Перуна на землю, привязать ее к хвосту коня и волочить с «горы» до берега Днепра, колотя поверженного идола жезлами. Сбросив истукана в воду, слуги сопроводили его до днепровских порогов, а там — пустили его по течению.
Е. Штыров. «Попрание древнерусских богов»Заметных возражений это не вызвало — в Новгороде было сложней. Там дело дошло до настоящей битвы, с убийствами и поджогами, чего в деревянной Руси всегда боялись и считали крайней мерой. Разметали мост через Волхов, поставили на берегу камнеметы — как на войне…
Тем не менее воевода Добрыня и тысяцкий Путята одержали победу, разорили святилища и потащили новгородцев креститься насильно — «влачаху и крещаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Потом долго говорили: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
РАЗВОД И ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ
Крещение Владимира навлекло на него достаточно вполне ожидаемых сложностей. Если язычник, имеющий 800 жен, крестится, это, помимо всего прочего, означает еще и минимум 799 разводов. Конечно, статус этих жен был очень разным, но у некоторых — очень высоким.
Скажем, та же Рогнеда, несмотря на все ужасные обстоятельства ее отношений с Владимиром, — тем не менее мать человека, который унаследовал от него управляемую им страну. От Владимира у нее — семеро детей, причем вполне заметных в истории. И как же с ней расстались?
Конечно, их отношения оставляли желать лучшего — как иначе при таком бэкграунде? Примерно в 987 году она даже попыталась убить Владимира ножом, но тот проснулся и успел отвести удар. Все бы кончилось очень плохо, если бы за Рогнеду не вступился их первенец Изяслав.
Покушение Рогнеды на Владимира. Источник: wikipedia.orgВ тверской летописи говорится, что перед принятием христианства Владимир предложил Рогнеде развод и замужество с любым из своих бояр (их он спрашивать явно не собирался). Но она ответила: «Царицей была, а рабыней быть не хочу» и приняла постриг под именем Анастасия.
Кстати, Анна оказалась не единственной женой-христианкой Владимира — в 1011 году она скончалась и, согласно некоторым летописям, он успел жениться еще раз. Ему было не привыкать — где 800 жен, там и еще место найдется для десятка-другого…
ВОТ КАКОЙ ОН СТАЛ ХОРОШИЙ
Роспуск гарема — вещь формальная, так уж христианину положено. А какие еще были изменения? Летописи отвечают, что были, притом такие хорошие, что даже трудно поверить. А вот трудно поверить или просто невозможно — решайте сами. Не хочу навязывать свое мнение…
Согласно летописям, услышав евангельские слова “Блаженны милостивы, ибо те помилованы будут”, он повелел всем нищим и бедным приходить на княжий двор и брать там все, что им нужно: питье, пищу и деньги из казны. Если верите, что так и было, давайте почитаем дальше…
Тогда слушайте дальше. Сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?» Он же ответил: «Боюсь греха». Они же сказали ему: «Следует тебе казнить разбойников, но расследовав». Ну, это в общем случае так и было…
Далее говорится, что Владимир отверг виры и начал казнить разбойников, и сказали епископы и старцы: «Войн много у нас; если бы была у нас вира, пошла бы она на оружие и коней». И сказал Владимир: «Пусть так» — то есть позволил заменять казнь штрафом. Этому есть подтверждения.
Скорее всего, действительно были и раздачи милостыни, и законодательные изменения. Но кормили бесплатно, очевидно, не всех желающих и явно не всегда. Просто летописцы всегда писали о князьях, как латиняне велели писать только о мертвых — или хорошо, или ничего.
Вступая в клуб друзей Huxleў, Вы поддерживаете философию, науку и искусство
Присоединиться к клубу друзей
СТРОИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА
Бабушка Владимира Ольга уже положила начало процессу построения из своих владений нормально функционирующего государства. Святослав не особо прилагал к этому усилий — все ходил в походы и воевал. А вот Владимир труды бабушки продолжил, и не без успехов.
Он начал чеканку собственных денег — золотых и серебряных, обычно с легендой «Владимир на столе» (то есть на престоле). Начеканено их было не так мало — они есть во многих собраниях, и портрет Владимира на них с маленькой бородой и длинными усами вполне узнаваем.
Златник Владимира из коллекции Эрмитажа. Источник: wikipedia.orgМонет на Руси хватало — и арабские дирхемы, за общеупотребительность и конвертируемость прозванные «долларом Средневековья», вместе с византийскими солидами и миллисариями, прекрасно принимались в уплату. Но как символ государственности, свои деньги были нужны.
По монетам хорошо известен также и княжеский знак Владимира — трезубец, практически такой же, как и на современном гербе Украины. Знак это давно известный, его можно увидеть, например, на монетах царя Митридата Евпатора, да и не только на них.
Сребреник Великого киевского князя Владимира. Одесский музей нумизматики. Источник: wikipedia.orgВел Владимир и активную международную политику — время шло энергичное и непростое. Он заключал договоры и со Стефаном I Венгерским, и с Болеславом I Польским, и с Болеславом II Чешским, и с папой Сильвестром II, а о византийском императоре Василии II мы уже говорили.
Вот с кочевниками-печенегами, привыкшими жить грабежом, договориться не получалось — от них Владимир отгораживался построенными им крепостями, земляными окопами и сторожевыми заставами. В общем, государем Владимир был вполне энергичным и деятельным, всегда в трудах.
ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ
Заключительные годы жизни Владимира не могли не омрачаться проблемой, которую в те времена не регулировали законы и слабо помогали решать обычаи, — кто же принадлежащий ему престол унаследует? Напомню — ему самому пришлось завоевывать наследство с оружием в руках.
Толком даже не ясно, были ли у него дети от венчаной жены Анны. Некоторые историки считают, что да, и это Борис и Глеб. Но ряд их коллег считает Бориса и Глеба детьми болгарской (или булгарской — это существенная разница) княжны Милолики, и точно выяснить это пока не вышло.
«Великий князь Владимир Святославич с сыновьями». Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Источник: wikipedia.orgСтарший его сын Вышеслав был посажен им на княжение в Новгород, но умер еще до смерти отца, и его сменил Ярослав, сын Рогнеды. Не старший — ее первенец Изяслав уже стал князем полоцким. Получили локальные княжения под отцовским патронатом и другие его сыновья.
Наибольшие беспокойства доставлял ему Святополк, непонятно чей сын — то ли его самого, то ли Ярополка, об этом уже говорилось выше. Он даже устроил заговор, и после его раскрытия побывал в заключении. Было ясно, что захватить власть после смерти Владимира он попытается.
Ярослав, не уверенный в своем будущем, тоже восстал, отказавшись посылать в Киев дань и церковную десятину. Владимир собрался свергнуть его, но не успел, ибо скоропостижно скончался. Его смерть скрывали, потому что боялись, что Святополк попытается узурпировать престол.
Об увлекательных событиях между кончиной Владимира и воцарением его преемника я, наверное, расскажу позже, когда стану писать о Ярославе, — это тоже фигура весьма значительная и заслуживающая отдельного рассказа о его непростой и интересной жизни.
ВЛАДИМИР — НАШ СОВРЕМЕННИК
Владимир и сейчас остается одним из самых популярных правителей Руси. Одним из основателей своей государственности его считают и Россия, и Украина — они обе правы, но нынешнее состояние российско-украинских отношений мешает им с этим согласиться, и зря.
Для верующих людей Владимир не только выдающаяся историческая личность, но и почитаемый равноапостольный святой. Причем следует знать, что он является святым и для католиков — он ведь успел скончаться примерно за полвека до раскола церквей на православную и католическую.
И в Украине, и в России день крещения Киевской Руси — государственная памятная дата, отмечающаяся по юлианскому календарю 15 июля, а по григорианскому — 28 июля. Владимирских соборов и Владимирских часовен в мире десятки — все здесь и не перечислишь.
Первый памятник князю Владимиру открыт в 1853 году в Киеве, а в XXI веке их возвели множество, причем не только в Украине и в России — украинские общины установили памятники ему и в Гданьске, и в Лондоне, и в Эдинбурге, и в Торонто, и даже в австралийском Брисбене.
Старейший из памятников Владимиру Великому, установлен в Киеве в 1853 году. Источник: wikipedia.orgУлиц его имени больше тридцати, школ четыре — одна аж в Бишкеке, город Владимир-Волынский назван в его честь (российский Владимир — скорее всего, в честь Владимира Мономаха), его имя носит залив Японского моря, подводная лодка и модель автомобиля «Москвич».
Ну и на деньгах чеканщика первой на территории Руси монеты изображать не забывают — есть и памятная советская сторублевка, и украинские монеты в 1 и 10 гривен, и четыре разных украинских банкноты номиналом в одну гривну. Так что видеть Владимира — к деньгам!
Одна украинская гривна 1995, 2005, 2006 гг. Аверс. Портрет киевского князя Владимира Великого. Источник: wikipedia.orgИ вообще, если подумать — деяния каких правителей по воздействию на историю и культуру страны сравнятся с решением Владимира о принятии христианства, вводящим Русь в культурное пространство европейских народов? Во многом именно оно сделало нас такими, как мы есть.
Вступая в клуб друзей Huxleў, Вы поддерживаете философию, науку и искусство
Присоединиться к клубу друзей
Поделиться материалом
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Энциклопедия мелочей: Владимир Великий
Владимир Великий
Владимир Великий (ок. 958 г. — 15 июля 1015 г.) был новгородским князем, великим князем киевским и правителем Киевской Руси с 980 по 1015 год.
Киевская Русь была свободной федерацией восточнославянских народов. . Во время правления Владимира Великого государство Киевская Русь расширилось примерно до 800 000 км2 (309 000 квадратных миль). Беларусь, Россия и Украина считают Киевскую Русь своими культурными предками.
Икона Святителя Владимира анонимно |
Хотя христианство распространилось в регионе во время правления его брата Олега, Владимир был язычником в начале своего правления, взяв восемьсот наложниц (вместе с примерно семью женами) и участвуя в идолопоклоннических обрядах, связанных с человеческими жертвоприношениями.
Примерно в 988 году Владимир решил, что хочет объединить своих подданных вокруг единой монотеистической религии. Согласно Русская Летопись , Владимир отправил послов в соседние страны, чтобы воочию судить о главных религиях того времени; Ислам, католицизм, иудаизм и византийское православие.
Первые три религии не смогли победить Владимира, но два посланника, которых он отправил в Константинополь, посетили мессу в великом соборе Святой Софии. Божественная литургия произвела на них сильное впечатление, и они сообщили своему господину, что не могут сказать, находятся ли они на небе или на земле.
В 988 году Владимир женился на Анне Багрянородной, дочери византийского императора Романа II и императрицы Феофано и сестре императоров Василия II Булгароктона и Константина VIII.
Владимир был впечатлен византийскими религиозными практиками; этот фактор, наряду с его женитьбой на Анне, привел к его решению обратиться в восточное христианство. Он также начал христианизировать свое королевство.
Крещение святого князя Владимира Виктором Васнецовым (1890) |
1 августа 988 года Владимир приказал всему населению Киева собраться на берегу Днепра. Затем он ввел их в воду, чтобы все они крестились по православному образцу. Оставшееся население Киевской Руси медленно обращалось. Таким образом, православие стало государственной религией России и оставалось ею до 19 г.17.
Владимир приказал уничтожить всех идолов. Великого деревянного идола Перуна двенадцать назначенных мужей били палками, когда его волокли привязанным к конскому хвосту, чтобы изгнать демона, одурачившего идолопоклонников. Затем его бросают в реку Днепр.
Во время своего христианского правления Владимир жил в соответствии с учением Библии, совершая акты милосердия. Он раздавал еду и питье бедным и старался выйти к людям, которые не могли до него добраться.
Владимир основал множество церквей, в том числе Десятинную в Киеве (по проекту византийских архитекторов и посвященную около 996 г.), которая стала символом обращения Киевской Руси. Он также основал школы, оказывал помощь бедным и ввел церковные суды.
Анна принимала активное участие в христианизации Киевской Руси: была духовным советником Владимира и сама основала несколько монастырей и церквей.
Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 13 веке. После этого его называли «святым, равноапостольным, великим князем Киевским» 9.0005
День памяти святого Владимира Киевского 15 июля впервые отмечался в 1263 году.
Newer Post Старый пост Главная
Подписаться на: Комментарии к записи (Атом)
Настоящая революция произошла с Крещением Руси, говорит Кирилл
Впервые за несколько месяцев Патриарх Московский отслужил обедню в Храме Христа Спасителя. Большевистская революция стремилась стереть христианскую «революцию». «Мы с сострадательной улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились», — сказал он. Эрдогана просят уважать собор Святой Софии. Строится много новых церквей для солдат и полицейских. Националисты предложили отмечать «День России» 28 июля, а не 12 июня, как сейчас.
30 июля 2020 г.
Владимир Розанский
Во вторник Россия отпраздновала Крещение Киевской (Киевской) Руси князем Владимиром (Владимиром) Великим. Празднования были очень приглушенными из-за пандемии коронавируса; однако Московский патриарх Кирилл (Гундяев) возглавил Божественную литургию в московском храме Христа Спасителя, который открылся впервые после Пасхи.
Патриарх передал наилучшие пожелания всем православным в России и Украине, в частности Президенту Владимиру Путину, который носит то же имя, что и крестивший князь. Праздник Крещения приходится на день, посвященный памяти Владимира Киевского (Киевского), скончавшегося 28 июля 1015 года, а крещение народа в Днепре произошло 1 августа 9. 88 г. н.э.
Слова патриарха сильно повлияли на все общественное мнение, даже если он использовал типичную советскую риторику. «Говоря сегодняшним языком, — сказал Кирилл, — Крещение Руси было, несомненно, революционным событием. По своим последствиям она не может сравниться ни с одной из последующих революций, так как Крещение коренным образом изменило жизнь народа, его культуру и систему ценностей».
Сравнивая это событие с большевистской революцией, он добавил: «Мы знаем, как самая грозная из революций в нашей стране начала ХХ века пыталась изменить эту систему ценностей и разрушить православную веру. Но в 21 веке в этом перестроенном соборе мы с жалостливой улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились».
Патриарх призвал россиян оставаться верными давнему выбору князя во имя крови православных мучеников прошлого века и любить «свою Родину, наш народ, наших правителей и наше войско», верных дару вера получена.
По словам Кирилла, Князь умел глубоко раскаяться в своих прошлых жестокостях как языческий монарх, «в отличие от нацистских лидеров в Нюрнберге, которые вообще не раскаялись», и сегодня повод для нового коллективного покаяния для всей Советское прошлое, чтобы «новое начало» в жизни русского народа было передано будущим поколениям.
На днях Патриарх и другие представители Русской Православной Церкви призвали президента Турции Реджепа Эрдогана уважать христианскую преданность великой церкви Святой Софии в Константинополе (Стамбул). Около 950 года нашей эры бабушка князя Владимира, святая Ольга, была крещена в соборе, что стало первым прямым контактом Киевской Руси с Византийской империей.
Перед обращением 988 года, как повествует древняя Летопись преподобного Нестора, посланцы Владимира прибыли в Константинополь, после посещения иудеев, мусульман и католиков, и были восхищены торжественностью патриаршей литургии Святой Софии.
«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле [. . .] Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; так и мы не можем оставаться без него», — писал летописец через несколько лет после Крещения.
Православное националистическое движение «40 на 40» предложило отмечать 28 июля как «День России» вместо 12 июня, когда президент Борис Ельцин утвердил новую Конституцию Российской Федерации в 1991.