Князь при котором произошло крещение руси: Князь Владимир святой — креститель Руси: житие, иконы, молитвы

Волгодонск | Крещение Руси: был ли князь Владимир святым и что принес его выбор веры

Фото: v-pravda.ru

фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости

28 июля в России отмечают День Крещения Руси — в 2022 году дата некруглая, 1034-летие. А еще 28 июля день памяти святого равноапостольного князя Владимира, яркая фигура которого уже не одно столетье будоражит мир. Вот и журнал Time в статье, посвященной тысячелетию Крещения Руси, саркастически перечисляя грехи князя Владимира, язвил — и такого злодея русские считают святым! Что касается «проекта Крещения Руси», то его авторы статьи называли коварным ходом претенциозного завоевателя, вознамеревшегося затмить Византию — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

К тому, кем был князь Владимир Святославович, святым или грешником, мы еще вернемся, тем более, что ни жития, ни летописи тут ничего не умалчивают и не приукрашивают. Начнем с того, чем же был выбор веры Владимиром: точным расчетом дальновидного амбициозного политика, замыслившего создать государство, способное соперничать с Византией, или все же Божьим касанием?

Для непредвзятого исследователя загадки здесь нет: гениальность, пусть и в сфере политики, все равно имеет иррациональную природу, это то, что называют даром предвидения, озарением свыше, феноменальной интуицией — термин выбирай любой, суть неизменна. А то, что выбор христианства — ход гениальный, ход, который привел к возникновению не просто нового государства, новой культуры, новой цивилизации, не поспоришь.

Как сказал академик С. С. Аверинцев, «на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации». Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства.

Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету, входит в общеевропейское культурное пространство. И все на протяжении жизни нескольких поколений! А международный авторитет!

Один пример: если Владимир добывал себе в жены византийскую царевну Анну силой оружия, то с его потомками мечтали породниться все европейские правители. Дочь Владимира стала королевой Польши, сын женился на дочери короля Швеции, три внучки — королевы Венгрии, Норвегии, Франции.

Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием «чудо» в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет. Просто чудо здесь, как масло на бутерброде, размазано — на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно.

Так что никакой загадки в том, кем был Владимир — умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет.

Гораздо интересней разобраться, как грешник мог стать святым. И помогут нам в этом жития и летописи, подробно расписывающие, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Они честно рассказывают и о женах князя, и о сотнях наложниц (на взгляд современного человека — былинное преувеличение). Повествуют и о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить.

Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк в свое время пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб — братоубийства были вполне в духе правителей того времени. Припоминают Владимиру и кровавую историю с полоцкой княжной Рогнедой. Владимир к ней посватался, она оскорбительно — мол, куда лезешь, сын рабыни! — ему отказала. Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну, а на Рогнеде, как и хотел, женился. Есть еще рассказ про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, — тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братской междоусобицы юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели таких добродетелей, как смирение, милосердие. Там один закон: «Либо я, либо меня». Одно право — право сильного.

Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато можно достоверно утверждать, что это прозрение было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

Как же происходило крещение святого? Конец 80-х годов X века.

Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами (986 г.) и мятеж, поднятый Вардой Фокой, объявившим себя императором, вынуждают двух соправителей империи Василия II и Константина VIII обратиться к князю Владимиру за помощью. Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны.

Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться — при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 г. предположительно под Киевом принял крещение с новым именем Василий.

Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. Византийцы от греха подальше отдают Анну в жены.

У А. К. Толстого есть дивная поэма «Песнь о походе Владимира на Корсунь», дивная, потому что чуткость поэта позволила Алексею Константиновичу уловить нечто крайне важное в характере князя. В скобках стоит заметить: Толстой не знал, что к приезду в Херсонес Владимир был уже крещен, — в этом историки утвердились позже, но сути это не меняет.

Вот монах (мних) христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства:

«Добро, — сказал князь, когда выслушал он

Улики царьградского мниха, —

Тобою, отец, я теперь убежден,

Виновен, что мужем был стольких я жен,

Что жил и беспутно, и лихо.

Что богом мне был то Перун, то Велес,

Что силою взял я Рогнеду,

Досель надо мною, знать, тешился бес,

Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес

Креститься, в раскаянье, еду!»

А вот с каким юмором описаны чувства греков по приезду князя!

«Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится,

Пошли толковать и туда и сюда:

«Настала, как есть, христианам беда,

Приехал Владимир креститься!»

Смотрите, здесь не только воинственный характер Владимира, привыкшего все решать силой! Здесь шире — здесь решимость! Искренняя, горячая готовность отринуть от себя «зверя» и принять Бога, именно это стало тем рычагом, который позволил совершиться такому невероятному перевороту на 180 градусов: от грешника к святому.

Благодать, даруемая во время Таинства Крещения, воздействует на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и распрощаться с греховным в себе. Насколько глубинно (по слову митрополита Антония Сурожского) он откроет себя Богу.

Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут», крестившийся Владимир «повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо». Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым.

Прочитав в «Деяниях Апостолов» о том, что у первых христиан было общее имущество, князь раскрывает народу свои кладовые. Узнав о заповеди «не убий», пытается отменить смертную казнь. «Боюсь греха», — отвечает Владимир на вопрос, почему не казнит разбойников… Буквальное и чистое восприятие христианства, скажут потом об этом богословы.

«Надежда и утешение для каждого из нас — грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, — когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога и так глубинно, так потрясающе измениться во всем», — писал митрополит Антоний Сурожский.

Мария Городова

Крещение Руси: могло ли быть иначе?

28 июля Россия отмечает памятную дату — праздник Крещения Руси, состоявшегося, согласно исторической традиции, 1034 года назад на берегах Днепра в Киеве. В тот день жители города «без числа» вошли в реку «кто по грудь, а кто по пояс» под взорами священников, читавших молитвы. Среди крестившихся не было только самого князя Владимира — он принял новую веру заранее, находясь в походе на южном берегу Крыма. Возвратившись домой, правитель обратил столицу, но не довольствовался этим — направил отряд (предположительно, во главе со своим воспитателем Добрыней), чтобы водворить христианство в Великом Новгороде. Там его ожидало сопротивление.

Было ли крещение насильственным?

Читайте также

Выйти за короля Франции и похоронить его. Как киевская княжна стала «бабушкой Запада»

Согласно летописному рассказу, крещение в Киеве сопровождалось «радостью и ликованием» его жителей. Как приняли новую веру в Новгороде, древнерусские источники умалчивают. Проведенные в 1980-е годы археологические раскопки навели историков на мысль о принуждении: так интерпретировал свои открытия академик Янин, обнаруживший невостребованные клады в археологическом слое около 989 года. Сокровища были спрятаны под полами сгоревших домов: это означает, что хозяева не смогли вернуться за ними. Неизвестно, что случилось с этими людьми, когда, как показали раскопки, огонь охватил город с двух сторон — Неревского и Людина концов. Об обнаружении останков убитых археологи не сообщают.

В полемической литературе, направленной против православной церкви, сообщается о гибели до двух третей населения Руси в годы принятия новой веры. Основание для этого вывода — неверно понятая цитата советского историка Пузанова, писавшего в 1985 году, что «из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX — начала XI века 24 (28,9%) прекратили свое существование к середине XI века». В действительности же на смену одним городским центрам приходили другие, не худшие, многие из которых, такие как Ярославль и Владимир, сохранились до наших дней. Этот естественный процесс не имеет ничего общего с религиозными репрессиями.

Свидетельств об их проведении немного и в источниках — зато из них можно узнать о долгом выживании язычества. Митрополит Иларион, служивший в середине XI века, делил Русь на области, где есть православие и где нет, Ростов Великий сохранял языческое большинство до 70-х годов XI века, а вятичи держались старой веры и в начале XII века. Проповедь православия, хотя поддерживалась властью, иногда велась на свой страх и риск, а для святых Леонтия Ростовского, Кукши Печерского и других миссионеров завершилась гибелью от рук язычников.

Археологические раскопки показали, что и в Великом Новгороде, втором по значению городе Руси, христианизация продвигалась медленным шагом. За X век свет увидели только два христианских храма и еще пять — за XI. Всплеск культового строительства (75 церквей) стал возможен только спустя шесть поколений после крещения. Этот временной разрыв показывает, что внедрение христианской религии первыми князьями совершалось в условиях страны, которой на долгое время позволили сохранить языческие верования.

Невысокую христианизацию Руси при князе Владимире и сразу после надежно подтверждают письменные источники: согласно им, в 1070-е годы волхвы проповедовали в Киеве и на Белоозере, собирая толпы сторонников; в Великом Новгороде к устроенным ими волнениям примкнуло все население города, оставив в одиночестве князя и его дружину. Язычество не исчезло и спустя 100 лет после крещения, и, как сообщает летопись, под 1194 годом взошествию на трон великого князя Рюрика Ростиславича «крестьяне и погани» радовались вместе. Сосуществование одних с другими на протяжении веков в исторической литературе получило наименование двоеверия.

А что если католичество или ислам?

Мысль выбрать другую религию вместо православия вполне могла прийти князю Владимиру, сознававшему, что, на чем бы он ни остановился, поддерживать новый культ долгое время придется  силами государственной власти. Подобное положение оставляло большую свободу выбора. В раннем Средневековье находились правители, принимавшие редкие для того времени религии, такие как манихейство или иудаизм. И все же к 988 году обстоятельства властно подталкивали Русь в сторону православия.

Возможность превращения в исламскую страну наши предки пропустили в середине X века, когда прекратилась выгодная волжская торговля с Халифатом. Существовавший до этого меновый маршрут «из варяг в арабы» проходил через Ладогу и Верхневолжье. В кладах этих земель начала X века преобладают исламские дирхемы, а византийские монеты солиды, напротив, встречаются относительно редко.

Развитие торговых связей резко прервалось в середине X века по причине исчерпания серебряных рудников в мусульманском государстве Саманидов. Столкнувшись с неплатежеспособностью покупателей, варяжские правители укрепили свой центр на Днепре вместо Волги, а торговлю переориентировали на Византию. Но сложись обстоятельства иначе — вовлечение Руси в сферу влияния мусульманской культуры оставалось бы лишь делом времени.

Возможность принятия Русью западного христианства была еще более реальной. В 960-е и 990-е годы Русь посещали миссионеры из Германии, а один из них — Адальберт был удостоен епископского сана. Древнерусские правители колебались между Римом и Константинополем, допуская, что связи с Западной Европой помогут избежать попадания в церковную зависимость от византийцев. Когда отношения Киева и Константинополя портились, на Руси давали понять, что могут принять крещение с Запада. В Германии следили за древнерусской политикой, но воспользоваться своим шансом тем не менее не смогли.

Около 988 года, когда князь Владимир делал свой выбор, причин предпочесть Запад Востоку у него оставалось не много. Русь зависела от Константинополя в своей торговле, ведшие там дела купцы переходили в православие под воздействием политики византийцев, предоставлявших преимущества только своим единоверцам. Временное трудоустройство в Византию регулировалось теми же условиями. Из Руси на Балканы воины отправлялись наемниками. Возвращались они уже православными.

Поэтому князю Владимиру приходилось учитывать то, что он уже окружен христианами восточного обряда. Православные служили еще в дружине его деда князя Игоря, а в Киеве несколько их поколений сформировали влиятельную общину. И хотя отношения князя Владимира с Византией складывались непросто, принять крещение из далекого Рима могло показаться решением, не сулившим никаких выгод. Как сообщает об этом летописец, «мужи Владимира» посетили страны латинские, но никакой «красоты» в них не увидели. Это неудивительно: эпоха культурного преобладания Запада в конце X века еще не началась.

Крещение в Крыму?

Русский историк рубежа XIX–XX веков Алексей Шахматов обнаружил, что в летописном рассказе о решениях Владимира в дни и месяцы перед крещением содержится поздняя вставка, касающаяся причин, повлиявших на этот поступок. Рассказав о встрече Владимира с проповедниками разных религий, летописец поменял место действия: вместо того чтобы сделать выбор и креститься, Владимир, под его пером, отправился в поход на берег Крыма и крещение принял уже там.

Летописец объяснил произошедшее дипломатической интригой. Крещению, по его версии, предшествовала осада князем византийского города Херсонеса (Корсуня). Взяв крепость с боем, Владимир объявил Константинополю, что прекратит войну, только если получит в жены сестру императора Анну. В ответ от него потребовали сделать брак равным — креститься. Владимир колебался. Но желание породниться с могущественной династией перевесило — так Русь под давлением греков стала христианской.

В наши дни корсунскую легенду ставят под сомнение. Выгодная Византии версия о принуждении князя к православию противоречит предшествовавшей логике текста и лишает смысла то, о чем в нем рассказывалось, — общение Владимира с проповедниками. Хотя само по себе это еще не делает херсонесское крещение невозможным — просто между этими версиями нужно выбрать.

Так, история Руси погружает нас в тонкости анализа средневековых текстов. Историк Игорь Фроянов полагает, что встреча Владимира с миссионерами, их спор и добровольный выбор князя отражают древнерусскую точку зрения на принятие новой религии. А «корсунский» фрагмент летописного текста вдохновлен византийцами, приписывавшими заслугу исключительно себе. То, что обе версии сведены в одной летописной повести, подтверждает чрезвычайную многослойность этого исторического источника и трудности в его интерпретации — ведь исчерпывающе установить истину спустя столько веков невозможно.

Игорь Гашков

  

Теги:

РоссияИстория

Мы не знали, где находимся | ИнКонтекст

«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле». Послы русские (987), в рапорте князю Владимиру Киевскому.

Собор Святой Софии теперь в руках мусульман

Владимир, князь киевский, языческий гуляка с гаремом из восьмисот человек. Он жесток и могуч, подчинив себе большую часть региона, известного как Русь. Не обращая внимания на распространение христианства среди своих подданных, он воздвиг множество статуй древним богам своего народа.

Однако князь Владимир начинает осознавать, что языческие боги не в силах объединить Русь. Заинтересовавшись вопросом веры при планировании кампании против Восточной Римской империи, он отправил посольства в соседние государства Болгарии, Хазарии и Византии для проверки их верований. Послы возвращаются, заявляя, что ислам Болгарии слишком неудачная религия, чтобы ее принять. Тот факт, что ислам запрещает ферментированные напитки и свинину, не нравится русским, которые не могут представить себе жизнь без них, особенно без напитков. Сам Владимир отвергает иудаизм своих соседей-хазар, так как он говорит, что потеря евреями Иерусалима и его храма доказывает, что Бог оставил их. Что касается немецкого католицизма, то послы описывают его как простой и суровый. Однако их впечатление о вере их православных соседей на юге совершенно иное.

Посетив службу в славном соборе Святой Софии в Константинополе, они сообщают:

«И пошли мы в земли греческие, и повели нас в место, где служат они Богу своему, и не знали, где находимся, на небе или на земле; и не знаю как об этом рассказать. Все, что мы знаем, это то, что Бог живет там с людьми и их служение лучше, чем в любой другой стране. Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; поэтому мы не можем больше оставаться в язычестве».

Владимир и его подданные не совсем чужды христианству. Бабушка Владимира, Ольга, много лет назад приняла западную религию. Есть и стратегические причины принять веру. Из всех соседей Владимира христианская Византия самая сильная. Однако его могущество не удерживает князя от угрозы войны с Константинополем, если император Василий II не выдаст за него свою сестру Анну. Василий отвечает, что женщинам-христианкам разрешено выходить замуж только за мужчин-христиан.

Владимир соглашается креститься и отсылает своих языческих жен. К нему приводят Анну с несколькими священниками, которые наставляют и крестят его.

Во Владимире перемена существенная. Он становится добрее и наполняется рвением свергнуть старых богов и обратить своих подданных в свою новую веру. Он рубит или сжигает статуи языческих богов и тащит по грязи изображение Перуна, главного божества своего народа. Он требует, чтобы все его подданные приняли христианство, что они и делают при массовом крещении. Отвергнув старых богов, он строит много церквей для своего нового Господа. Россия становится ведущей православной державой.

— Дэн Грейвс

Копни немного глубже

  • Брэдбери, Дорис. Русская Православная Церковь. Москва: Прогресс, 1982.
  • Православное издательское общество «Никодем». «Житие равноапостольного великого князя Владимира [Владимира] Киевского».
  • Православный Амери ок. http://www. ro ок. org/OA/59-60/59f.htm
  • «Русское христианство». Христианская история № 18.
  • Кубилюс, Керри. «Князь Владимир – Восточное православие». http://eeuropeanhistory.suite101.com/article.cfm/origins_of_east_orthodoxy
  • Шипман, Эндрю Дж. «Св. Владимир Великий». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914.
  • «Владимир, ул. Оксфордский словарь христианской церкви, под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона. Оксфорд, 1997.
  • .

Следующие статьи

Настоящая революция произошла с Крещением Руси, говорит Кирилл

Впервые за несколько месяцев Патриарх Московский отслужил обедню в Храме Христа Спасителя. Большевистская революция стремилась стереть христианскую «революцию». «Мы с сострадательной улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились», — сказал он. Эрдогана просят уважать собор Святой Софии. Строится много новых церквей для солдат и полицейских. Националисты предложили отмечать «День России» 28 июля, а не 12 июня, как сейчас.

30 июля 2020 г.

Автор: Владимир Розанский
Россия отпраздновала Крещение Киевской (Киевской) Руси князем Владимиром (Владимиром) Великим во вторник. Празднования были очень приглушенными из-за пандемии коронавируса; однако Московский патриарх Кирилл (Гундяев) возглавил Божественную литургию в московском храме Христа Спасителя, который открылся впервые после Пасхи.

Патриарх передал наилучшие пожелания всем православным России и Украины, в частности Президенту Владимиру Путину, который носит то же имя, что и крестивший князь. Праздник Крещения приходится на день, посвященный памяти Владимира Киевского (Киевского), скончавшегося 28 июля 1015 года, а крещение народа в Днепре произошло 1 августа 9.88 г. н.э.

Слова патриарха сильно повлияли на все общественное мнение, даже если он использовал типичную советскую риторику. «Говоря сегодняшним языком, — сказал Кирилл, — Крещение Руси было, несомненно, революционным событием. По своим последствиям она не может сравниться ни с одной из последующих революций, так как Крещение коренным образом изменило жизнь народа, его культуру и систему ценностей».

Сравнивая это событие с большевистской революцией, он добавил: «Мы знаем, как самая грозная из революций в нашей стране начала ХХ века пыталась изменить эту систему ценностей и разрушить православную веру. Но в 21 веке в этом перестроенном соборе мы с жалостливой улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились».

Патриарх призвал россиян оставаться верными давнему выбору князя во имя крови православных мучеников прошлого века и любить «свою Родину, наш народ, наших правителей и наше войско», верные дару вера получена.

По словам Кирилла, Князь умел глубоко раскаяться в своих прошлых жестокостях в качестве языческого монарха, «в отличие от нацистских лидеров в Нюрнберге, которые вообще не раскаялись», и сегодня повод для нового коллективного покаяния для всей Советское прошлое, чтобы «новое начало» в жизни русского народа было передано будущим поколениям.

Недавно Патриарх и другие представители Русской Православной Церкви призвали Президента Турции Реджепа Эрдогана уважать христианскую преданность великой церкви Святой Софии в Константинополе (Стамбул). Около 950 года нашей эры бабушка князя Владимира, святая Ольга, была крещена в соборе, что стало первым прямым контактом Киевской Руси с Византийской империей.

Перед обращением 988 года, как повествует древняя Летопись преподобного Нестора, посланцы Владимира прибыли в Константинополь, после посещения иудеев, мусульман и католиков, и были восхищены торжественностью патриаршей литургии Святой Софии.

«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле [. . .] Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; так и мы не можем оставаться без него», — писал летописец через несколько лет после Крещения.

Православное националистическое движение «40 на 40» предложило отмечать 28 июля как «День России» вместо 12 июня, когда президент Борис Ельцин утвердил новую Конституцию Российской Федерации в 1991.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *