День Крещения Руси 2013: дата, история праздника
пятница, 10 февраля 2023
Подписаться
Поиск по сайту
Автор фото: ИТАР-ТАСС
08:1128 июля 2013
393просмотров
08:1128 июля 2013
День крещения Руси отмечается каждый год 28 июля. В этот день Русская православная церковь (РПЦ) чтит память равноапостольного князя Владимира, который жил с 960 по 1015 годы. Синод РПЦ предлагает придать празднику государственный статус и сделать 28 июля выходным днем.
День Крещения Руси: дата – 28 июля 2013
День Крещения Руси 2013: история праздника
Крещение Руси произошло в 988 году во время правления князя Владимира Красное Солнышко. Он приходился внуком великой княгине Ольге. Был сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, принявшей христианство в Константинополе вместе с княгиней Ольгой.
Князь начал править в 17 лет. Тогда он был воином, язычником и любителем пиров. В 983 году Владимир решил отблагодарить языческих богов за удачный поход и принести им в жертву человека — жребий пал на юношу по имени Иоанн. Его отец был христианином, осудил язычество и не захотел отдавать сына. Отец и сын поплатились за это жизнями. Князь Владимир же впервые усомнился в истинности своих верований.
В летописи есть повествование о «выборе вер». Послы из разных стран предлагали Владимиру обратить Русь в свою веру. Мусульманство не понравилось князю из-за необходимости совершать обрезание, запрете есть свинину и пить вино. Иудаизм не пришелся по душе, потому что за грехи Господь разбросал евреев по разным уголкам земли. Православная вера заинтересовала русского князя. Он послушал рассказ византийского проповедника о существовании рая и ада, но сразу креститься не стал.
1 / 9
←→
На фото: День Крещения Руси 2013
Автор: ИТАР-ТАСС
Вместо этого князь отправил девять посланников посмотреть, чья вера лучше. Послов особенно взволновал Софийский храм в Константинополе.
В 988 году Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и захотел жениться на Анне — сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII, пригрозив взятием Константинополя. Императоры потребовали от князя принять крещение. Владимир согласился. Его вместе с дружинниками крестил епископ корсунский. Владимира нарекли при крещении Василием в честь правящего византийского императора Василия II.
По возвращении в Киев Владимир окрестил всех 12 своих сыновей. После было назначено и массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…», — приводит РИА «Новости» отрывок из летописи.
Крещение Руси растянулось на несколько веков. Владимир же умер 15 июля 1015 года и был похоронен в Десятинной церкви в Киеве. Церковь приравняла его к лику святых и назвала равноапостольным.
Лента новостей
Только бизнес новости
Показать ещё
Самое читаемое
1.»Лента» открыла гипермаркет-дискаунтер на проспекте Энергетиков в Петербурге
2.В Кремле резко ответили на планы Киева «нанести удар» по Петербургу
3.Единый налоговый платёж стал гигантской проблемой для бизнеса
Нашли ошибку? Выделите фрагмент с текстом и нажмите
+
08:1128 июля 2013
Тэги:
Новость
Загрузка….
Введите email и телефон:
Или зарегистрируйтесь через аккаунт в социальных сетях — это быстрее всего!
Уже зарегистрированы?
Загрузка….
Адрес страницы:
Текст ошибки:
Комментарий:
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google, применяются политика кофиденциальности и условия предоставления услуг.
Княгиня Ольга, князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
Христианство начало проникать в пределы Древней Руси уже в IX веке. Известно, что во время похода на Константинополь (Царь-град) в 866 году приняли святую веру бояре Аскольд и Дир, призванные киевлянами княжить бояре новгородского князя Рюрика. К концу царствования князя Игоря, при новом договоре с греками в 944 году, русские разделяются уже на крещеных и некрещеных, причем крещеные упоминаются на первом месте. В 955 году во время своей поездки в Константинополь ко двору византийских императоров крещение приняла княгиня Ольга.
Примерно в 987 году древнерусский князь Владимир решил избрать религию для своего народа и, остановив свой выбор на христианстве, крестился в 988 году и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою византийских императоров Василия и Константина. Крещение Владимир принял в Корсуне или Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма, и оттуда привез в Киев первых духовных лиц и необходимые принадлежности для христианского богослужения.
Праздник Крещения Руси отмечается 15 (28) июля, в день памяти равноапостольного святого князя Владимира.
Первые христиане в Киеве.
Перов Василий Григорьевич. (1834-1882). 1880 г. Картон, масло, 156×247.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение княгини Ольги в Константинополе.
Акимов, Иван Акимович (1754-1814). 1792 г. Холст, масло, 102,5×139,5.
Государственный Русский музей Ж-10724
Пост. в 1983 от А. Я. Анисимова
Крещение Ольги ….
Бруни Ф. А. (1801 — 1875). 1830 г. Бумага, офорт. И.: 25,3 х 34,7; л.: 29 х 37,8; д.: 28,7 х 37,6
Впервые в летописи Хельга (в русском произношении — Ольга) упоминается в 903 году как жена, которую князь Игорь взял из Пскова. Согласно Иоакимовской летописи она принадлежала к роду князей Изборских. После смерти Игоря дружина признала Ольгу достойным представителем Святослава, законного наследника престола. Взяв бразды правления в свои руки, она проявила энергию в деле усмирения древлян, которым жестоко отомстила за смерть мужа. С 947 года осуществляла преобразования в управлении княжеством, упорядочив сбор податей в подвластных Киеву землях. С именем Ольги связано начало каменного градостроительства на Руси, при ней же появились первые храмы. Согласно большинству источников, в 957 году (в «Повести временных лет» называется 955) в Константинополе приняла крещение под именем Елены. Уже в княжение Владимира Святославовича стала почитаться как святая. Официально причислена к лику святой равноапостольной в 1595 году. (К. Ф.)
Крещение княгини Ольги в Константинополе
Неизвестный художник/ Около 1820 г. Холст, масло. 51,5 x 45
Государственный Русский музей ЖБ-754
Согласно номеру «479», написанному на лицевой стороне белой краской, картина некогда находилась в собрании императора Николая I, в Аничковом дворце. «О. N.» на подрамнике, вероятно, указывает, что картина располагалась в апартаментах дочери императора, великой княжны Ольги Николаевны. Сюжет отражает одно из важнейших и определяющих событий в истории России. Крещение княгини Ольги было необыкновенно торжественно, патриарх Полиевкт совершил над княгиней великое таинство, а византийский император Константин Багрянородный воспринял ее от купели. Согласно летописи «Повесть Временных Лет», это событие произошло в 955 году в Константинополе.
Одним из немногих, кто писал на этот сюжет, был Ф. А. Бруни; среди его первых работ в Риме, куда он отправился в 1819, была картина «Крещение княгини Ольги». О ней судили по более позднему обращению художника к этому сюжету в серии его гравюр, посвященных истории России и опубликованных ОПХ в 1837. Крещение Ольги не вошло в это издание, а художнику было сделано замечание по поводу изображения блаженной княгини обнаженной. Вряд ли корректно судить о ранней картине, задуманной молодым художником, когда его индивидуальная манера еще не сложилась, по его же классическим, более поздним произведениям. Тем не менее можно с достаточным основанием предположить, что рассматриваемая работа является эскизом к картине Ф.
Святая великая княгиня Ольга.
Бруни, Николай Александрович (1856 – 1935). 1901 г. Холст, масло. 40 х 40.
Государственный Русский музей ЖБ-1044
Поступил в 1906 от Комиссии по сооружению храма Воскресения Христова
На рубеже XIX–XX веков, в период «религиозного ренессанса» и романтического увлечения древней русской историей, к образу равноапостольной Ольги обращались многие известные мастера, включая В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Бруни был более консервативен и придерживался традиционных академических форм. (П. К.). Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 31. Виртуальный Русский музей
Святая княгиня Ольга.
Бруни, Николай Александрович (1856-1935). Эскиз. 1898 г. Бумага на картоне, акварель, белила, карандаш, поталь, 43 х 21 см
Княгиня Ольга.
Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926). 1885-1893 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1892-1893 (?). Холст, масло. 104х39.
Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве.
Частное собрание
Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1892 г. Холст, масло. 104 x 39 см
Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора
Частное собрание
Святая Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1892 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, золото, белила. 33 x 14 см
Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Инв. номер: Рг-1103
Равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942).1892 г. Холст, масло.
Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора
Частное собрание
Равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1893 г.
Образ иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора
Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Михаил Нестеров. 1927 г. Дерево, масло. 54 х 35 см
Вариант-повторение одноименного образа (1892), находившегося в частном собрании
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Ж-1509
Княгиня Ольга приносит в Киев первые в России иконы.
Нотбек Александр (Иоганн-Вильгельм, фон) Васильевич (1802 – 1866). Конец 1820-х. Бумага, тушь, перо. 39 х 45,8
Государственный Русский музей Р-1605
В Х веке из-за установившихся торговых связей между Византией и Русью поездки знатных киевлян в Царьград совершались довольно часто. Так, вдова Игоря — Ольга, которую предание считало «мудрейши всех человек», около 957 года посетила Царьград, где приняла христианство. Вернувшись в Киев, Ольга привезла с соой иконы, подаренные ей патриархом Полиевктом, и распорядилась построить деревянный храм Святой Софии. Однако принятие ею христианства не повлекло немедленного введения православной веры на Руси. (В. Б.) Виртуальный Русский музей
Святые Владимир и Ольга.
Нотбек Александр (Иоганн-Вильгельм, фон) Васильевич (1802 – 1866). 1833 г. Бумага, акварель. 59,2 х 43,9.
Государственный Русский музей Р-35421
Великий князь Владимир избирает религию.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Холст, масло. 192х265.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Картина была написана уроженцем Курляндской губернии Иваном Эггинком. В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса Священного союза, художник представил государю своё полотно «Великий князь Владимир избирает религию». «Придоша немьци от Рима… Рече же Володимер немцем: «Идите опять, яко отци наши сего не прияли суть»» (Повесть временных лет). Картина понравилась императору и была им приобретена для Зимнего дворца, а Эггинк впоследствии стал академиком Императорской Академии художеств.
Князь Владимир выбирает религию в 988 году.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Эскиз к картине, находящейся в церкви Св. Андрея в Киеве.
Латвийский национальный художественный музей
Художник запечатлел важный момент в истории России – выбор православия в
качестве государственной религии. Владимир находится в самом центре
картины, на возвышении под балдахином, который поддерживают
спиралевидные позолоченные колонны. Конечно, в картине нет исторической
правды, и это сразу понятно по тому интерьеру, который не мог
возникнуть в государстве, которое в те времена не знало каменного
зодчества. Колоннада несет идеологическую нагрузку — она демонстрирует
сродство с архитектурой Византии, преемником которой Россия себя
позиционировала. DELFI
Князь Владимир выбирает религию в 988 году.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г.
Андреевская церковь в Киеве, западные стены трансепта.
www.liveinternet.ru
Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 1. Глава 9. Великий князь Владимир, названный в крещение Василием. Г. 980-1014:
«Первые Послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино — уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. — Послы Немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, — ответствовали проповедники: — но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. — Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися, — ответствовал Философ, — и будешь в раю с первыми…
Владимир, отпустив Философа с дарами и с великою честию, собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал их совета. «Государь! — сказали Бояре и старцы: — Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству» — и Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране Болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал Император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в Софийскую церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства Греческого, богатые одежды служебные, убранство олтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется… Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной». Владимир желал еще слышать мнение Бояр и старцев. «Когда бы Закон Греческий, — сказали они, — не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий Князь решился быть Христианином».
Выбор веры великим князем Владимиром.
Завьялов Федор Семенович. 1847 г.
Святые сени Грановитой палаты Кремля
Обращение князя Владимира в христианство.
Заболотский, Петр Петрович (1842 – не ранее 1916). 1866 г. Холст, масло. 170 х 230.
Государственный Русский музей Ж-5634
Пост. в 1944 из магазина Ювелирторга
Крещение князя Владимира.
Бронников, Федор Андреевич. 1883 г. Холст, масло, 45х71.
Шадринский городской краеведческий музей имени В.П. Бирюкова
Эту картину художник завещал своему родному городу Шадринску в Пермской губернии (ныне Курганская обл.)
Крещение святого князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890 г. Холст, масло.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Государственный музей русского искусства, Киев
Крещение князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890, Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Васнецов тщательно выписал детали выдуманного им корсунского храма: приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центр купола он поместил изображение Крещения Христова, которое рифмуется с самой сценой крещения Владимира. Византийская архитектура всегда интересовала художника: во время путешествия по Италии он зарисовывал раннехристианские храмы, а в Киеве изучал мозаики и фрески Софийского собора и
Михайловского Златоверхого монастыря.
Крещение князя Владимира.
Васнецов, Виктор Михайлович. 1885-1893 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев, Украина
Святой Владимир. Н. К. Бодаревский.
Мозаика собора Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге
Великий князь Владимир Равноапостольный.
В. П. Верещагин. 1890 г.
Рисунок из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей»
Крещение народа русского.
Бруни, Фёдор Антонович (1801 — 1875). 1830 г. Бумага, офорт. И.: 29,3 х 38,9; л.: 43,2 х 56; д.: 32,9 х 40,6
Государственный Русский музей Гр.-12406
Крещение Российского народа при великом князе Владимире
Шебуев, Василий Козьмич (1777 – 1855). 1804 г. Картон тонкий, сепия, кисть, перо. 55,9 х 82
Государственный Русский музей Р-5979
Пост. в 1920 из ОПХ
В 1804 году в рапорте, посланном в Совет Академии из Рима, Шебуев сообщал, что начал работать над композициями из русской истории, среди которых была и сепия «Первое крещение российского народа при Владимире». Здесь, как и в других его ранних произведениях, проявилось тяготение к многофигурным сценам и некоторой повествовательности, иногда в ущерб ясности и строгости композиционного решения. Сам художник высоко ценил этот рисунок. По словам писателя и критика П. П. Каменского, посетившего мастерскую Шебуева в 1839 году, художник предполагал претворить эскиз в большое живописное полотно. Однако замысел так и не был реализован. (Н. С.). Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 41. Виртуальный Русский музей
Крещение Руси.
В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Третьяковская галерея, Москва
Крещение Руси.
Василий Перов. 2-я пол. 1870-х — нач. 1880-х гг.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Крещение киевлян князем Владимиром.
Кившенко, Алексей Данилович. 1880 г. Бумага, акварель.
Крещение.
Навозов, Василий Иванович (1862—1919). 1887 г. Холст, масло, 102 х 179.
Частное собрание
Крещение киевлян.
Клавдий Васильевич Лебедев
Проповедь христианства.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1908 г..
Святой Владимир.
Василий Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле. 29.0 × 25.0 см.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Тэги: св.кн.Владимир, изобразительное искусство, Крещение Руси, Васнецов В.М., Перов В.Г., Лебедев К.В., Кившенко А.Д., Верещагин В.П., святые, Кандинский В.В., Нестеров М.В.
Крещение князя Владимира I (из рода Радзивиллов) #15004711
Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений отправляются через несколько дней.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления
Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления
Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке — профессионально сделанные и готовые к развешиванию
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое
Печать на холсте
90 s добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную рамку и готовый к подвешиванию
Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай
Антикварные рамы
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и наклеенных рамах — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию
Художественные репродукции
Лучшее, чем обладание оригинальным произведением искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства отпечатки соответствуют стандартам самых требовательных музейных кураторов
Фото в рамке
Фотопринты поставляются в специальном картонном футляре, готовом к обрамлению
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для любимых, друзей или коллег по работе
Рамка премиум-класса
Рамка из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлены и готовы к подвешиванию
Открытки
Фото открытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие подставки для столовых приборов
Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству
Acrylic Blox
Обтекаемая, односторонняя, современная и привлекательная столешница с принтом
Подушка
Дополните свое пространство декоративными мягкими подушками
Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей
Стеклянная рама
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея. Кроме того, модели меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке
Большая сумка
Наши большие сумки изготовлены из мягкого прочная ткань и ремешок для удобной переноски
Стеклянные коврики
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть в наличии подставки подходящие
равноапостольный великий князь Владимир во Крещении Василий, просветитель земли русской
28. Јул 2018 — 21:11
Святой великий князь Владимир, равноапостольный. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святого Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава (+ 972). Мать его, Малуша (+ 1001), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян. Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу. Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, и в дальнейшем был отличным помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
«Способная девица» Малуша приняла христианство (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе толику таинственного мрака языческих древлянских лесов. Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута. А там примерно в 9 годуВ 60 лет родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.
В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться. Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями. В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир. В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по летописи, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г. он вошел в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».
Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.
Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.
События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов. «И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».
В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.
Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в цари шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь. С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.
Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море. Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.
Владимир снова взял верх. Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью. В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства. В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь). В этом должны были принять участие и высокомерные правители Константинополя, чтобы даровать своему новому зятю императорские знаки отличия. У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем», он чеканит деньги в византийском стиле и изображен на них с символами императорской власти: в царском одеянии, на голове императорскую корону, а в правой руке скипетр с крестом.
Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил. Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии. Весной 988 великий князь с супругою отправился через Крым, Тамань и Приазовье, которые вошли в состав его обширного царства на обратном пути в Киев. Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи. Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.
Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».
Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.
«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа. Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Греческой Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен святителем Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом сочетании праздников находится точное выражение русского богословского сознания, для которого неразделимы и Крещение, и Крест.
Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах под церкви, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной церковной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».
С первых веков христианства было принято воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь святого Василия Великого на холме, где находилось святилище Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). святых Варяжских мучеников (память 12 июля). Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси, а значит, главным алтарем Русской Церкви. Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), святитель Владимир повелел внести в церковный календарь как годовой праздник. Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности. Под этим днем в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором Святым Константином как новая столица Римской империи, град Константинопосвященный Пресвятой Богородице (330 г.). В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 9 г.60 под святой Ольгой). Святой Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святого Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной.
Затем десятину или десятую часть отдавали Церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью. Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской Земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю». Пожалование также определило «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и поставило их под юрисдикцию митрополита.
Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенской Десятинной церкви: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который десница Твоя имеет посадил. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».
С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания. На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в первоначальном виде, а также «Повесть о том, как при взятии Корсуни Владимир крестился». Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.
При святом Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит святитель Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев из Армянской Севастийской кафедры (991–997), митрополит Леонтий (997–1008) и митрополит Иоанн I (1008–1037). Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский (+ 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г.), Черниговская, Переславская. , Белгород и Ростов. «И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».
Для продвижения Веры среди новопросветленных людей нужны были ученые люди и школы, которые помогали их подготовить. Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму». Святитель Иоаким Корсунский устроил такую школу в Новгороде, то же сделали и в других городах. «И было множество школ ученых, и из них было множество философов».
Твердою рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах, строил города-крепости. Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов. «Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их». Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.
В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением». В следующем году «пришел печенежский князь Кучуг, и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца». Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев. Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон (+ 1000), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».
Помимо христианской проповеди, здесь проходили знаменитые праздники святого Владимира. После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи. 12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир». Он раздавал добро «многим нищим, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри. Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога». Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов и полков дружины Владимира: Добрыни, Александра Поповича, Рогды Удалого.
В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь. Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих его начинаниях, блаженная императрица Анна. После ее смерти принц вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.
Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении Православной Руси. Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами. Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства. Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489(981). Володимир пошел на лахов и взял города их, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью». Последние годы десятого века также наполнены войнами Владимира и Болеслава.
После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира. Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти. Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.
Заговор Святополка и Рейберна явился тотальной угрозой историческому существованию Российского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.
Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его. Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.
Новая беда грянула на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не «Мудрый», как его впоследствии прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского. Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель. И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью, не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским царством 37 лет. (978-1015), двадцать восемь из этих лет после его Крещения.
Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на помощь поляков и тяня время, Святополк попытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.
Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей преемственной историей Русской Церкви. «Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святой Иларион. Его дело продолжили его сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли на протяжении почти шести столетий, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г.) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихах Православных Автокефальных Церквей.