Когда был основан ростов великий: Ростов Великий — все о городе

История Ростова Великого| Гостевой дом «Царевна-лягушка» 2*

История Ростова Великого уходит вглубь веков. Впервые в летописи Ростов упоминается в 862 году, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем Меря. Недалеко находилась столица этого племени – Сарское городище. Древние остатки этого города 7-13 веков можно исследовать в настоящее время в красивой излучине реки Сара в десяти километрах от Ростова. Славяне приходят в эти земли в 9-11 веках. Первыми приходят новгородцы, затем кривичи и, вероятно, вятичи.

Недалеко от озера (к юго-востоку от того места, где сейчас располагается Ростовский кремль) они оборудуют свой стан, на месте которого в дальнейшем находилось представительство наместников киевского князя и двор ростовских князей. Расселение славян в этих землях протекает мирно. В течение нескольких веков происходит ассимиляция угро-финского племени. Сейчас об этом племени напоминают дошедшие до нашего времени географические названия: озеро Неро, реки Нерль, Которосль и другие.

В 907 и 911 годах ростовские воины участвуют в походах под руководством князя Олега на Царьград (Константинополь, нынешний Стамбул) и в результате побед берут единовременную дань на себя и ежегодную на свой город, добиваются льготных условий в торговле и удобного проживания в византийской столице.

Летом 991 года в Ростов прибывают Киевский Великий князь Владимир с митрополитом, четырьмя епископами и воеводою Добрыней и крестят местных жителей в водах озера Неро. Но крещение приняла меньшая часть жителей города, большинство продолжало оставаться язычниками. Первые епископы, греки Феодор и Илларион, даже вынуждены были покинуть город из-за враждебного отношения приверженцев старой веры. Следующий епископ Леонтий из-за постоянных нападений язычников уходит из центра города, селится в пригороде (в районе нынешнего Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря) и несёт Слово Божие детям. Сейчас на этом месте поставлен памятный деревянный крест. Святитель Леонтий, первый Святой Северо-Востока Руси, принял мученическую смерть от язычников во время восстания волхвов в 1071 году. В настоящее время его мощи покоятся под спудом в Успенском кафедральном соборе.

В 988-1010 годах ростовским княжеством управлял Ярослав Мудрый, заложивший для защиты Ростова и контроля торгового пути по Волге город Ярославль. Следующим ростовским князем был князь-мученик Борис, причисленный вместе со своим братом Глебом к лику Святых после смерти от рук наёмных убийц, подосланных их братом Святополком Окаянным. В 11 веке в Ростове была построена удивительно красивая дубовая церковь. Сейчас на этом месте стоит Успенский собор. В 12 веке ростовским столом владел князь Юрий Долгорукий, по повелению которого на землях ростовского боярина Кучки был заложен град Москва. Правда, свою резиденцию Юрий Долгорукий перенёс из Ростова в Суздаль. Его сын Андрей Боголюбский перенёс великокняжеский престол из Киева во Владимир. В Ростове он построил первый каменный Успенский собор.

Первым удельным ростовским князем считается Константин Всеволодович, который вел борьбу за великокняжеский престол со своим младшим братом князем Юрием владимирским. В этой борьбе принимал активное участие знаменитый ростовский богатырь Алеша (Александр) Попович, деревянный замок которого находился недалеко от города на реке Где. Здесь же в 1218 году Алеша (Александр) Попович проводит съезд русских богатырей, которые осудили междоусобную борьбу русских князей. Богатырь погиб в битве на реке Калке в 1223 году, при вторжении монголо-татар в половецкие земли. В это время он находился на службе у киевского князя Мстислава.

Зимой 1238 года полчища Батыя прошлись по Владимиро-Суздальскому и Ростовскому княжествам. Решающее сражение между объединённым войском этих княжеств и монголо — татарами произошло в марте на льду реки Сить. Русские войска были полностью разгромлены, а ростовский князь Василько был ранен и пленён. Монголы предлагают ростовскому князю командную должность в своём войске, но тот не желает служить захватчикам, и монголы его зверски убивают. Князь-герой похоронен в Успенском соборе города Ростова. А его жена, княгиня Мария, после гибели мужа успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу, управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария, единственная женщина-летописец на Руси, похоронена в Спасо-Преображенском соборе, основанного ею Спасского на Песках (Княгининого) монастыря.

Несмотря на трудные времена татарского ига, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические и житийные книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей. Выходец монастыря Стефан Пермский является Святителем далёких народов Северного Урала.

В начале 14 века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии рождается мальчик, наречённый именем Варфаломей. Трудно даётся обучение грамоте отроку Варфаломею, но старец, случайно встреченный им в поле под дубом во время поиска заблудившихся коней, предсказывает отроку будущую великую грамотность. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. В годы решающей борьбы с ордынским игом преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву и послал с ним двух монахов-богатырей:Андрея Ослябю и насельника Ростовского Борисоглебского монастыря Александра Пересвета, который сразился в единоборстве, перед началом битвы, с монгольским богатырём мурзой Челубеем.

В 16 веке русский царь Иван Грозный часто посещает Ростов. Здесь, по его указам возводятся новые церкви. Над могилой Исидора Блаженного Твердислова, выходца из немецких земель, строится каменная церковь Вознесения Христова и, в благодарность преподобному Авраамию Ростовскому за успешный поход на Казань, Богоявленский Собор в самом древнем на северо-востоке Руси Богоявленском Авраамиевом монастыре. Мощи преподобного Авраамия в настоящее время покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

В начале 17 века, в годы «великой смуты», польско-литовские интервенты под командованием Сапеги грабят и жгут Ростов. Последним оплотом сопротивления явился Успенский Собор, богослужение внутри которого во время штурма, проводил митрополит Ростовский Филарет, отец будущего первого царя династии Романовых Михаила и сам будущий Патриарх Московский и Всея Руси.

В 17 веке город обносится новыми укреплениями — земляными валами, а затем, митрополитом Ионой Сысоевичем, возводится жемчужина русской архитектуры ростовский кремль (Архиерейский Дом). Красивейшие ростовские звоны поражают местных жителей и гостей города. Приезжает сюда с целью постройки потешного флота Пётр I. Но ему не нравится озеро Неро, «грязная лужа», и свой флот он строит на Плещеевом озере.

В 18 веке в Ростов Великий, в Яковлевский монастырь, основанный ещё в 14 веке, устремляются тысячи и тысячи паломников со всей России. Они идут приложиться к мощам Святого Димитрия Ростовского, у которых происходят многочисленные чудесные исцеления. Далёкая Темерницкая крепость на реке Дон, по просьбам местных жителей была переименована в крепость имени святителя Димитрия Ростовского, а рядом возникший город, получил название Ростов-на-Дону. Святитель Димитрий Ростовский – проповедник, публицист, просветитель, драматург, автор духовных песнопений – это единственный Святой 18-го века в России. В настоящее время мощи Святителя Димитрия Ростовского покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова Великого.

В конце 18 века по Указу Екатерины Второй город получил новую регулярную симметричную планировку и стал перестраиваться. В этот же период Ростов Великий становится одним из главных торговых центров России. Городские торговые площади занимают огромные пространства, строятся здания предназначенные для торговли, а ежегодная торговая ярмарка по объёму оборота становится третьей в стране после Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской.

В 19 веке идёт количественный рост предприятий. Ростовские предприниматели-капиталисты специализируются на переработке продукции местного сельского хозяйства: овощей, картофеля, цикория, льна, а так же на торговых операциях. Многие из них являются благодетелями и меценатами. Купец Титов в середине века сохраняет ростовский кремль от разрушения. На этом месте планировалось создать торговый комплекс из магазинов, лавок и складских помещений. Титов с соратниками начинает восстановление кремля и на его базе организуют музей церковных древностей. Современный музей – заповедник Ростовский кремль ведёт свою историю с тех лет и является одним из старейших музеев страны. Другой купец Кекин строит в городе водопровод и финансирует строительство мужской гимназии, здание которой и сейчас является украшением города.

Обе революции 1917 года город пережил относительно бескровно и достаточно спокойно. Советская власть была провозглашена 18 декабря 1917 года. Местом провозглашения новой власти была гостиница ЛИОНЪ. Весь 20 век город жил в общем ритме страны. В годы Великой Отечественной войны около двадцати наших земляков получили звания Героев Советского Союза. В настоящее время Герой России космонавт Токарев избран главой Ростовского муниципального округа.

В целом в 20 веке Ростов Великий оставался тихим провинциальным городом, застывшим в своём развитии. Значительный толчок развитию города дало строительство в 70-е годы современного предприятия Ростовского оптико-механического завода. На северо-восточной окраине города в 70-80-е года возводится большой микрорайон, получивший в народе название «Куба».

В настоящее время визитной карточкой города является Ростовский кремль с его многочисленными музейными экспозициями и знаменитыми на весь мир ростовскими звонами.

В Ростове Великом находятся действующие православные монастыри: Спасо–Яковлевский Димитриев монастырь, Свято–Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, Рождественский и самый древний монастырь Северо-Востока Руси Богоявленский Авраамиев монастырь, который был основан преподобным Авраамием в 11 веке. Ещё один, Петровский монастырь, был основан в 14 веке татаро-монголом, в настоящее время православным Святым, Петром царевичем Ордынским. Он пока имеет статус приходской общины. Ещё один действующий Борисоглебский монастырь находится в 18 км. от Ростова.

Здесь на рубеже 16 и 17 веков проживал преподобный Иринарх затворник, который благословил руководителей Второго ополчения Минина и Пожарского в поход на освобождение Москвы.

Путешествуя по Ростову и его пригороду, Вы увидите многочисленные красивые старинные церкви.

Сейчас Ростов испытывает трудности, свойственные небольшим провинциальным городам во всей стране. Но в то же время пытается сохранить свой дух, своё обаяние, свой неповторимый облик на радость современникам и потомкам. Человек, посетивший город один раз, старается приехать сюда снова и снова. Притягательность Ростова – это неразгаданная загадка древнего русского города.

Источник материала: http://info-rostov.ru

ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ РОСТОВА ВЕЛИКОГО

Так выглядит кремль Ростова со стороны озера Неро.

Илл. 1. План Ростовского кремля.

Кремль возводился главным образом в XVII веке, по всем правилам крепостного искусства.

Соборная звонница сооружена между 1682 и 1687 годами. Она представляет собою два здания — трехпролетный корпус и башню для самого большого колокола, поставленные вплотную друг к другу.

Величие и изящество Ростовского кремля стремится запечатлеть всяк в него входящий.

Церковь Одигитрии в кремле (конец XVII века). Традиционен ее кубический объем с просторными апсидами. Большие окна украшены наличниками и разорванными фронтонами.

Так называемая Красная палата, или «хоромы для пришедствия великих государей» — часть ансамбля Ростовского кремля. Рядом — надвратная церковь Иоанна Богослова — одно из украшений кремля. XVII век.

Женский монастырь Рождества Богородицы был основан в XIV веке.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Здание бывшей гимназии. Ее построил на свои средства купец Алексей Леонтьевич Кекин, а первым директором был Сергей Павлович Моравский.

Центральную часть города занимают большие торговые ряды. Начало XIX века.

Ростов знаменит на весь мир своими колоколами и звонами.

«Финифтяное художество». Уже в конце XVIII века в Ростове Великом действовал цех мастеров финифти, прославивший город своими изделиями.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наличники, украшающие окна, напоминают о давней традиции резьбы по дереву.

А так выглядит сегодня прогулочная коляска.

На фотографии вверху хорошо видны остатки земляного вала, некогда окружавшего древний Ростов.

Через узкий переулок хорошо ощущается мощь Успенского собора. Мастер, возводивший это грандиозное сооружение, несомненно, находился под влиянием Успенского собора Московского Кремля.

Главный храм Ростова — величественный и высокий Успенский собор был сооружен в XVI веке на месте более древнего. До конца XVII века рядом с Успенским собором располагалась площадь, где в пору феодальной самостоятельности Ростова собиралось вече.

Открыть в полном размере

В глубокой древности на берегах большого озера Неро, прозванного за илистое дно Тинным морем, возникло поселение племени мерян. В «Повести временных лет» поселение упоминается под 862 годом и называется Ростов. Постепенно его жители ассимилировались с русскими соседями, а в X веке Ростов стал столицей крупного Ростово-Суздальского княжества. И хотя первенство со временем пришлось уступить Суздалю, а затем Владимиру, богатый и многолюдный город жил бурно и своевольно.

Разногласия горделивого ростовского боярства, зажиточного купечества, многочисленного цеха ремесленников и «мизинных», «черных» людей выплескивались в столкновениях на вечевых сходках возле главного собора — Успения Богоматери, сложенного из мощных дубовых брусов.

В 1160 году, как сообщает Мазуринский летописец, «по Божию попущению загореся во граде Ростове, и погоре мало не весь град, и церкви многие погоре, и церковь сгоре пресвятыя Богородицы». Князь Андрей Боголюбский повелел вместо погибшего поставить новое здание, каменное, выписал иноземных мастеров. Увы, и оно простояло недолго, его своды рухнули «от неискусства немчины Кефира». С тех пор не раз жители Ростова возобновляли Успенский собор — то после пожаров, то после вражеских набегов.

Правление князя Константина (сына Всеволода Большое Гнездо) стало для Ростова порой расцвета. Утихли страсти на вечевой площади, рядом с ней вырос затейливый княжеский дворец — не деревянный, как у других, а из тонкой плинфы (тонкого кирпича).

Константина недаром прозвали Мудрым: он знал несколько иностранных языков, любил книги, собрал огромную библиотеку, в которой одних только греческих книг было около тысячи. Князь окружил себя людьми учеными и благонравными, держал штат переводчиков, переписчиков, мастеров книжной миниатюры, а для просвещения своих подданных открыл первое в этих местах училище, с которым поделился своим бесценным книжным собранием.

А вот сыну Константина, Васильку Ростовскому, суждена была горькая доля. Когда по заснеженным русским просторам грозной лавиной двинулась татаро-монгольская конница, 27-летний князь вывел свою дружину вместе с ратью князя владимирского Юрия к реке Сити. В неравном бою Юрий погиб, а израненного Василька татары привели к Батыю. Красота и мужество пленника произвели впечатление на свирепого хана. Русского богатыря долго уговаривали перейти на службу к Батыю. Когда не помогли посулы и уговоры, прибегли к пыткам. Тело замученного князя бросили в Ширенском лесу, где его случайно нашла местная крестьянка.

Летопись передает, как горевали безутешные ростовцы, говоря о Васильке: «Кто служил ему и ел его хлеб, чашу пил и дары принимал, тот никак уже иному князю не мог служить…»

Вдова Василька Мария, собрав все семейные ценности, выстроила на окраине Ростова Спасский монастырь, где приняла постриг. Под сумрачными сводами монастырской кельи с молитвами и слезами создавала княгиня-инокиня горестное летописание о бедах Руси и трагической участи своих близких. Через несколько лет ее отец, князь Михаил Черниговский, также будет убит в ханской ставке за отказ подчиниться татарам. Ростовцы, как и их соседи ярославцы, не раз поднимали бунт против татарского гнета, избивали ханских баскаков и их местных помощников. Но кончалось это обычно жестокими расправами с «заводчиками» и наложением более тяжкой дани.

В XV веке московские князья постепенно скупили ростовские земли. Для Ростова началась полоса новых бедствий. Московские посадники грабили богатый город не хуже татар. Несколько раз по этим местам прошло неслыханное моровое поветрие. Так, в 1420 году Ростов и ближайшую округу посетила такая губительная эпидемия, что, по сообщению Никоновской летописи, «изомроша людие и стояше жито на нивах пустых, жати некому». А в 1467 году случилось и вовсе небывалое: «Ноября 1 стависе езеро Ростовское, нача выти; бысть того по две недели, и ночи людем по граду не даде спати…» Озеро выло не к добру: в зиму множество жителей погибло от лютой стужи, вымерзли сады.

В XVI веке Иван Грозный забрал Ростов в опричнину. После покорения Казанского царства в город был прислан государев мастер Андрей Малой с наказом выстроить в честь славной победы в ростовском Авраамиевом монастыре новый храм. Им стал Богоявленский собор. Он необычен и прихотлив, как многие постройки времени Ивана IV, несколько напоминает, по мнению искусствоведов, московский храм Василия Блаженного. И в то же время Богоявленский собор — предтеча самобытных ростово-ярославских церковных ансамблей, где храм с примыкающими к нему приделами и колокольня соединены крытыми галереями, образуя единый «чудо-городок».

Андрей Малой долго работал в Ростове, его постройки немало способствовали украшению города. Над входом в маленькую, уютную церковь Вознесения (Исидора Блаженного), расположенную недалеко от торга, еще и сегодня можно прочесть высеченную надпись: «Лета 7074 (1566) державою и повелением благочестивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, его царскою казною поставлена церковь сия Вознесение Господне <…> а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». Иван Грозный пожаловал для этой церкви великолепные резные царские врата. Свои дары присылали в Ростов и царевы приближенные. Царица Анастасия в 1553 году подарила Успенскому собору собственноручно расшитый покров. Ближний царский боярин Д. И. Годунов передал в Авраамиев монастырь богатую плащаницу, в центре которой изображена сцена оплакивания Христа.

Ростов славился и своими знаменитыми златошвейными мастерскими. Из златошвейных мастерских князей Луговских, руководимых женщинами этого семейства, выходили замечательные произведения искусства — о том свидетельствует хранящаяся в местном музее пелена, подаренная в XVII веке в ростовскую церковь Спаса княгиней Марией Михайловной Луговской.

Но со временем Ростов становится заурядным провинциальным городком, и, когда началась польская интервенция, у него не оказалось даже крепостных сооружений для обороны. В 1608 году отряды пана Я. Сапеги вместе с переяславцами, присягнувшими Лжедмитрию II, двинулись к Ростову. Местный воевода князь Третьяк-Сеитов выступил навстречу врагам с наскоро собранным ополчением, но после короткой схватки поляки его разгромили и рассеяли. А тем временем в городе митрополит Филарет Никитич Романов (отец будущего царя Михаила) причащал затворившихся в Успенском соборе жителей, ожидавших неминуемой погибели.

Как сказано в Новом летописце, «безжалостными вестниками смерти» на сей раз оказались не поляки, а свои же соседи — переяславцы: они «выбили двери церковные и начали людей сечь и побили множество народа». Не пощадили и священников. Филарета, сорвав с него дорогое облачение, кинули в телегу и увезли к Лжедмитрию II. Авантюрист очень нуждался в авторитетной поддержке, а потому обласкал пленника, возвел в сан патриарха и стал от его имени рассылать грамоты по Руси, вербуя подмогу.

По свидетельству немца-наемника К. Буссова, служившего в России, Ростов «перестал существовать, постройки были обращены в пепел, многочисленные сокровища, золото и серебро, драгоценные камни и жемчуга расхищены». Но именно с той поры среди местных жителей стала ходить легенда, будто основные ценности городской казны и церквей успели загодя сложить в кованные железом сундуки, которые сбросили с лодок в озеро Неро. Но немногие люди, тайно исполнившие это поручение и «знавшие место» клада, погибли в смутное лихолетье. Озеро же, словно подтверждая сие предание, дразнило воображение потомков, время от времени выбрасывая при разливах золотые или серебряные вещицы. Даже в ХХ веке не раз предпринимались поиски затопленных сокровищ. Однако и аквалангисты ничего не нашли. Может быть, из-за большого слоя придонного ила? Так или иначе, но озеро ревниво хранит свои тайны.

После бедствий Смуты и страшной эпидемии чумы 1654 года Ростов захудал и обезлюдел. Новое его возрождение связано с именем митрополита Ионы Сысоевича. Родился он в семье бедного священника. В юности принял монашество и сразу выделился среди местного духовенства: ему не было еще и тридцати лет, когда он управлял ростовским Белогостицким монастырем, затем его поставили архимандритом Авраамиева монастыря. На Иону обратил внимание патриарх Никон, посвятив его в митрополиты. Умный, своенравный и в то же время с хитрецой, из тех, кого называют «себе на уме», Иона был личностью незаурядной. В зависимости от ситуации он демонстрировал то грозное величие пастырской власти, то униженно-покаянное смирение, а порой не прочь был разыграть простеца и побалагурить скоморошьими прибаутками.

Однако очень ошибся бы тот, кто всерьез поверил в самоуничижение Ионы. Властной рукой он не только управлял Ростовской митрополией, но и фактически подчинил себе местную администрацию. Ростовские жители настолько уверовали в его могущество, что именно ему (а не в Москву) слали челобитные, жалуясь на произвол чиновников и воевод.

Когда царь Алексей Михайлович рассорился с чересчур властолюбивым Никоном (см. статью «Строптивый патриарх», «Наука и жизнь» № 6, 2004 г.) и запретил почитать его в качестве патриарха, Иона, давно заслуживший царское уважение, был вызван в Москву и назначен местоблюстителем патриаршего престола. Перед ним открывалась блестящая карьера. Но однажды во время праздничной службы, которую вел в Успенском соборе Иона, на пороге вдруг показался опальный патриарх. Игнорируя царский запрет, Иона, верный своему бывшему покровителю, благоговейно подошел под благословение Никона. За ним последовало растерявшееся духовенство, затем — и все молившиеся в храме. На грозный вопрос царя, как Иона осмелился на такой дерзостный поступок, тот с наигранным простодуши ем оправдывался: «… то учинил забвением, устрашася его, Никона, внезапным пришествием». Царь ни в «забвение», ни в «устрашенность» Ионы не поверил и не захотел даже принять от него благословение — свидетельство крайней степени монаршего гнева.

Иону вновь выслали в Ростов. И он зажил там, словно для него не существовало никакой власти, кроме власти царя небесного. На удивление всем он возвел изысканный и грандиозный ансамбль владычного двора — земной прообраз «райского града». В него вели Святые ворота с надвратной церковью Воскресения. Здесь все проникнуто символикой: человек, вступая под своды ворот, должен был очиститься, воскреснуть духовно, чтобы попасть в иной, прекрасный и гармоничный мир. Белые стены Ростовского кремля, шатровые башни, крытые осиновым лемехом, сверкающим на солнце словно кованое серебро, стройно возносящиеся к небу церкви, богато расписанные внутри, роскошные палаты для торжественных приемов производили неизгладимое впечатление не только на обитателей посадских домишек или убогих крестьянских избушек, но и на тех, кто знал толк в архитектурном изяществе.

Весь ансамбль объединяли галереи и переходы, и Иона, не спускаясь на грешную землю, мог попасть из одного помещения в другое, буквально «шествуя на воздусях». В кремле был и свой сад, и небольшой пруд, словно зеркало отражавший прихотливую красу окружавших его хором. Мастер Петр Досаев не только проникся мечтами Ионы о создании «райского града», но и сумел добиться гармоничного архитектурного созвучия между кремлем и соседствующим с ним Успенским собором.

Необычна личная церковь митрополита Спаса на Сенях, поставленная на высоком подклете. Церковная солея (возвышение перед алтарем) отделялась от основного пространства богатой аркадой с золочеными столбами и была поднята на несколько ступеней. Кто бы ни вошел в церковь, становясь во время молитвы на колени, он оказывался преклоненным к ногам митрополита, служившего на солее. Провозглашенную некогда Никоном формулу «священство более есть царства» (то есть священнослужитель выше царя) Иона подчеркивал и средствами архитектуры, и сюжетами храмовой росписи. Фрески Спаса на Сенях, например, напоминали, что перед судом Божиим одинаково равны и простой смерд, и царь. А между церковью и палатами митрополита, на площадке на уровне второго этажа, был разбит «верхний сад» с ягодными кустами и душистыми травами — напоминание о райских садах.

Церкви Ростовского кремля обладали удивительной акустикой. Иона, тонкий знаток церковного пения, особенно заботился об этом. Он требовал от местного духовенства: «А в монастырях бы и в приходских церквях пели б единогласно и не борзяся, со всяким благоговением». Ростовские мастера изобрели искусную систему «голосников» — резонаторов, встроенных в стены храма: даже при небольшом хоре казалось, что звучит переливами голосов все храмовое пространство.

Но особенной гордостью Ионы была звонница. Самый большой колокол, названный в честь отца Ионы «Сысоем», весил две тысячи пудов, «Полиелейный» — тысячу пудов, «Лебедь» — пятьсот пудов. Были и колокола с шутовскими наименованиями: «Козел» и «Баран». В историю вошла насмешливо-смирен ная присказка Ионы: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». Еще бы не дивиться, если звон этих «колоколишек» в ансамбле с мощным «Сысоем» слышался окрест за 18-20 верст! В Ростове не только возникла своя школа звонарей, но создавались собственные перезвоны: например, «Ионинский» отличался величавой торжественностью, а иные захватывали душу таким празднично-разгульным весельем. ..

Влюбленный в красоту земного мира, Иона стремился приумножить ее нетленной красотой творений человеческих и тем возвысить, облагородить души людей. Под его покровительством расцвело множество разнообразных талантов — зодчих, мастеров иконописи и фресковой живописи, резчиков по дереву, чеканщиков, ювелиров, звонарей и т.д. В народе словно пробудился мощный и светлый творческий дух, недаром это время называют «ростовским ренессансом». (И в наши дни фестивали колокольных звонов в Ростове собирают мастеров со всех концов Русской земли, помогая сохранять и развивать славные древние традиции.)

При царе Алексее Михайловиче на жителей Ростова была возложена необычная повинность — поставлять можжевело вые ягоды для государева Аптекарского приказа. Считалось, что в этих краях растет самый «ядреный» можжевельник. Ростовский воевода головой отвечал за сбор и доставку лекарственного сырья в Ярославль. Но дело это было нелегкое. Занятые летними и осенними полевыми работами, местные жители всячески отлынивали от «можжевеловой страды». В 1661 году ярославский воевода В. Унковский в очередной раз жаловался царю, что ростовцы «с теми ягодами не едут, чинятся, непослушны». В ответ последовал грозный царский указ: «А которые уездные люди учнут ослушаться, ягод можжевеловых в Ярославль не повезут, и вы б тех людей за их ослушание велели посадить в тюрьму». Заодно царь постращал и воеводу: «Коли ягоды можжевеловые скоро не соберете и в Москву не пришлете, быть вам от нас, великого государя, в наказании».

Ростовцы издавна отличались особым умением возделывать огороды, даже словарь Брокгауза и Ефрона отмечал: «Ростовские огородники известны по всей России». Помогало жителям само озеро Неро, которое ежегодно при разливах щедро заполняло прибрежные огороды илом — ценнейшим удобрением. Недаром и Сергий Радонежский, выходец из семьи ростовского боярина, был искусен в растениеводстве и в своей Троицкой лавре сам возделывал огород, обучая этому братию. Во времена Петра I ростовцы, быстро уловив запросы нового времени, начали разводить лекарственные травы, необходимые для нужд армии и рабочих артелей, занялись культивированием цикория. (И поныне Ростов славится производством цикория и разнообразных напитков на его основе.) Несколько человек Петр отправил за границу учиться разведению «аптекарских огородов». А еще в Ростове и уезде откармливали на продажу кур. Их содержали в особых клетках, чтобы лишить движения, и неустанно пичкали овсом, творогом, хлебом, смоченным в молоке, орехами. Ростовские каплуны и пулярки занимали почетное место в меню столичных гурманов.

При Петре I достойным преемником Ионы Сысоевича стал митрополит ростовский Димитрий. Талантливый проповедник, просветитель и писатель, он возобновил в Ростове училище, в котором занимались до 200 человек разных сословий. Здесь преподавали греческий и латинский языки, риторику, церковное пение и даже — основы сценического искусства. К крупным церковным праздникам Димитрий сочинял театральные постановки с хорами, и ученики школы разыгрывали их для горожан.

В своих пьесах Димитрий Ростовский использовал порой необычные приемы. Например, в «Рождественской драме», сближая прошлое с настоящим, он вместе с библейскими персонажами сделал героями и русских крестьян с привычными именами: Борис, Афонька и т. д. Они тоже собирались на поклонение родившемуся Христу, благоговейно надевая для такой важной миссии новые лапти с чистыми онучами. Такие сцены делали пьесу особенно близкой и понятной простонародью. Впоследствии церковь причислила Димитрия Ростовского к лику святых, и к его гробнице в Спасо-Яковлев ском монастыре потянулись многочисленные паломники.

В конце XVIII века граф Н. П. Шереметев, имевший вотчины в этих краях, выстроил в монастыре великолепный храм, посвященный Димитрию Ростовскому. По преданию, храм был «обетным» и связан с любовью графа к крепостной актрисе П. И. Ковалевой-Жемчуговой. Внутри храма, украшенного лепниной, скульптурами святых, иконостасом в виде триумфальной арки, находилась богато отделанная рака, предназначавшаяся для мощей Димитрия, которые граф надеялся сюда перенести. Но духовенство решительно воспротивилось, объявив, что мощи святого должны оставаться там, где он сам завещал себя похоронить, — в Зачатьевской церкви.

Ореол легендарных воспоминаний о былой славе Ростова неизбывно витает над этим тихим городком, недаром писатель-краевед Б. М. Сударушкин писал, что «Ростов Великий — город сокровищ: исчезнувших, уцелевших, еще не найденных». К этому можно добавить — и создающихся ныне. Трудно сказать, когда и кто занес в Ростов «финифтяное художество». Но в конце XVIII века здесь уже действовал особый цех мастеров финифти и город прославился финифтяными иконками и украшениями, расходившимися по всей России. И в наши дни нежные росписи ростовских эмалей высоко ценятся не только в России, но и за рубежом, свидетельствуя о неиссякаемости русских талантов.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. План Ростовского кремля: 1 — Успенский собор; 2 — звонница; 3 — ворота в ограде собора; 4 — церковь Воскресения; 5 — церковь Одигитрии; 6 — церковь Иоанна Богослова; 7 — Красная палата; 8 — Самуилов корпус; 9 — церковь Спаса на Сенях. Белая палата; 10 — Княжьи терема; 11 — Ионинская палатка. Садовая башня; 12 — Иераршая палата. Старый хозяйственный корпус; 13 — хозяйственный корпус; 14 — корпус у Часозвони; 15 — церковь Григория Богослова; 16 — «Мыленка».

Ростов Великий Тур

Ростов Великий – старейший город Золотого кольца России. Здесь много исторических достопримечательностей. Некоторые из них считаются уникальными. Ростов Великий привлекает множество людей, путешествующих по маршруту Золотого кольца России.

Основанный в 862 году сказочный Ростов Великий или Ростов Великий расположен на берегу сверкающего озера Неро, проточного озера в бассейне реки Волги.

Находится в центре Золотого кольца, поэтому отсюда удобно и быстро добраться в любой город Золотого кольца. Цены на проживание ниже, чем в большинстве городов Золотого кольца.

Ростов расположен в 200 км от Москвы и в 53 км от Ярославля. Туда можно добраться поездом из Москвы. Расстояние между Ростовом Великим (Великим) и ближайшими городами Золотого кольца России — Переславлем-Залесским и Угличем составляет около 90 километров.

Город окружен высокими стенами и башнями и похож на Московский Кремль.

Главной достопримечательностью города Ростова Великого является Кремль. Он был построен в 17 веке. Кремль служил резиденцией архиереев Ростово-Ярославской епархии и назывался Митрополичьим или Архиерейским дворцовым кремлем. Он отделен от города высокими стенами с башнями.

Древнейший монастырь северо-востока России — Богоявленско-Авраамовский монастырь, основанный в XI веке преподобным Авраамом. Это один из старейших монастырей России.

В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, основанном в 14 веке, находятся мощи святителя 18 века — Дмитрия Ростовского чудотворца.

Ростов славится и своими колоколами — в Успенском соборе 13 колоколов, а самый большой из них весит почти 33000 кг.

Вы также сможете увидеть и купить знаменитую ростовскую эмаль.

История места

Ростов Великий был основан на землях, принадлежавших финно-угорским племенам. По легенде он был назван в честь своего основателя – Роста. Именно в Ростове была учреждена первая епархия.

Древний город Ростов находился под властью Вече. Жители города с неохотой принимали власть князей, но уходили еще более враждебными христианской вере, которую им навязывали.

Князю Андрею Боголюбскому удалось усмирить буйных жителей. В 1162 году он построил белокаменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней и являющийся одним из уникальных архитектурных ансамблей.

Сергий Радонежский, видный святой Руси, родился и провел детство в пригороде Ростова Великого.

Что Вы увидите на Ростове Великом Туре

Много памятников древнерусского зодчества: Кремль, Спасо-Яковлевский монастырь, старый Авраамовский монастырь, церковь Иоанна Богослова, церковь Воскрешение.

Гид расскажет о знаменитых женщинах Ростова: княгине Дарье Ростовской и княгине Пужбольской. Они переоделись в мужскую одежду и сражались на Куликовской битве в 1380 году.

Есть Деревянная сказка Ростова. На деревянных домах древнего города есть уникальные наличники. Все они разные и ни один не повторяется. Здесь чувствуется старый русский дух.

  • Полюбуйтесь красотой «Ростовского Кремля».
  • Авраамов монастырь, самый первый православный монастырь.
  • Место, где жил Алеша Попович, былинный русский богатырь.
  • Попробуйте русскую кухню.
  • Наслаждайтесь озером Неро.
  • Посмотреть современное искусство эмали в галерее «Хорс».

Подлинная история Екатерины Великой | История

Младший редактор, История

Екатерина Великая — монарх, погрязший в заблуждениях.

Высмеиваемая как в свое время, так и в наше время как лицемерная поджигательница войны с неестественным сексуальным аппетитом, Кэтрин была женщиной противоречий, чьи наглые подвиги давно затмили достижения, которые в первую очередь принесли ей прозвище «Великая».

Правительница России с 1762 по 1796 год, Екатерина отстаивала идеалы Просвещения, расширяла границы своей империи, возглавляла судебные и административные реформы, занималась вакцинацией, курировала обширную коллекцию произведений искусства, которая легла в основу одного из величайших музеев мира, обменивалась перепиской с такие философы, как Вольтер и Денни Дидро, сочиняли оперы и детские сказки, основали первую в стране государственную школу для женщин, разработали собственный свод законов и продвигали национальную систему образования. Возможно, наиболее впечатляющим было то, что императрица, урожденная практически без гроша в кармане прусской принцессой, обладала властью в течение трех десятилетий, несмотря на то, что у нее не было никаких претензий на корону.

Новый сериал Hulu под названием «Великий» основан на малоизвестных началах царствования Екатерины. Адаптированный из его одноименной пьесы 2008 года, мини-сериал из десяти частей является детищем сценариста Тони Макнамара. Подобно тому, как его предыдущий фильм, «Фаворитка », переосмыслил жизнь британской королевы Анны как непристойную «историческую комедию», «Великий» упивается абсурдом, отклоняясь от исторических записей, чтобы радостно представить королевскую драму, созданную на заказ. для современной аудитории.

«Я думаю, что на титульном листе написано «иногда реальная история», — говорит Макнамара Майклу Идато из Sydney Morning Heral d. «И все же для меня было важно, чтобы были полюса палатки, которые были правдой, [например] … она была ребенком, который не говорил на языке, вышла замуж не за того мужчину и отреагировала на это, решив изменить страну. ”

«Великий» с Эль Фаннинг в роли императрицы и Николасом Холтом в роли ее непостоянного мужа Петра III отличается от фильма 2019 года.Мини-сериал HBO «Екатерина Великая , », главную героиню которого сыграла Хелен Миррен. В то время как телесериал премиум-класса прослеживает путь правления Екатерины с 1764 года до ее смерти, «Великая» сосредотачивается на ее перевороте 1762 года и последовательности событий, приведших к нему. Вот что вам нужно знать, чтобы отделить факты от вымысла в преддверии премьеры сериала 15 мая.

Эль Фаннинг и Николас Холт в фильме «Великий» Предоставлено Хулу

Как Екатерина Великая пришла к власти?

Проще говоря, Кэтрин была узурпаторшей. С помощью своего любовника Григория Орлова и его могущественной семьи она устроила переворот всего через шесть месяцев после того, как ее муж занял престол. Бескровная смена власти была осуществлена ​​так легко, что Фридрих Великий Прусский позже заметил: «[Петр] позволил свергнуть себя с престола, как ребенка, которого отправили спать».

Родившаяся в 1729 году принцесса Софи из Анхальт-Цербста, княжества в современной центральной Германии, будущая царица происходила из обедневшей прусской семьи, чье влияние на переговорах основывалось на ее дворянских связях. Благодаря этим связям она вскоре оказалась помолвлена ​​с наследником российского престола: Петром, племянником царствующей императрицы Елизаветы и внуком другого прославленного Романова, Петра Великого. По прибытии в Санкт-Петербург в 1744 году София обратилась в восточное православие, приняла русское имя и начала учиться говорить на этом языке. В следующем году 16-летняя девушка вышла замуж за своего суженого, официально став великой княгиней Екатериной Алексеевной.

Кэтрин и Питер были несовместимы друг с другом, и их брак был общеизвестно несчастливым. Как объясняет журналист Сьюзан Жак, автор книги «Императрица искусства », пара «не могла бы быть более разной с точки зрения их интеллекта [и] интересов».

Екатерина в 1745 году, примерно во время ее свадьбы. Общественное достояние через Wikimedia Commons Екатерина свергла своего мужа Петра III всего через шесть месяцев после того, как он вступил на престол. Общественное достояние через Wikimedia Commons

В то время как Питер был «грубым [и] совершенно незрелым человеком», — говорит историк Джанет Хартли, Кэтрин была эрудированным любителем европейской культуры. Бедный студент, который чувствовал большую привязанность к своей родной стране Пруссии, чем к России, наследник проводил большую часть своего времени, предаваясь различным порокам, и безуспешно работал над тем, чтобы представить себя эффективным военачальником. Эти разногласия побудили обе стороны искать близости в другом месте, что вызывало вопросы как в то время, так и в последующие века об отцовстве их сына, будущего Павла I. Сама Екатерина в своих мемуарах предположила, что Павел был ребенком ее первый любовник Сергей Салтыков.

Брак пары без любви предоставил Екатерине широкие возможности для реализации своих интеллектуальных интересов, от чтения работ мыслителей эпохи Просвещения до совершенствования своего знания русского языка. «Она тренировалась сама, — рассказала биограф Вирджиния Раунинг Оливии Б. Ваксман из Time в октябре прошлого года, — узнавая и начиная формировать идею о том, что она может добиться большего успеха, чем ее муж».

По словам самой Кэтрин: «Если бы мне суждено было иметь мужа, которого я могла бы любить, я бы никогда не изменилась по отношению к нему». Однако Петр оказался не только плохим спутником жизни, но и угрозой благополучию своей жены, особенно после его восшествия на российский престол после смерти его тети Елизаветы в январе 1762 года. Как пишет Роберт К. Мэсси в Екатерина Великая. Женский портрет , «[С] начала царствования мужа ее положение было замкнутым и униженным. … Для нее было очевидно, что враждебность Питера переросла в решимость разорвать их брак и убрать ее из общественной жизни».

Коронационный портрет Петра III Общественное достояние через Wikimedia Commons

Далекая от того, чтобы смириться с этой судьбой, Кэтрин выжидала и наблюдала, как Петр отчуждает ключевые фракции при дворе. «Хотя он и не был глуп, ему совершенно не хватало здравого смысла», — утверждает Изабель де Мадариага в Екатерина Великая. Краткая история . Екатерина, со своей стороны, утверждала в своих мемуарах, что «все его действия граничили с безумием». Претендуя на престол, писала она, она спасла Россию «от бедствия, которое сулили все моральные и физические способности этого князя».

Как и его жена, Питер был пруссаком. Но в то время как она преуменьшала это происхождение в пользу того, чтобы представить себя русской патриоткой, он угодил своей родине, отказавшись от завоеваний против Пруссии и предприняв военную кампанию в Дании, которая не имела большого значения для России. Еще больше усугубили эти непопулярные решения его попытка отказа от жены в пользу любовницы и захват церковных земель под видом секуляризации.

«Петр III был крайне капризным», — добавляет Хартли. «… Были все шансы, что его убьют. Я думаю, Кэтрин понимала, что ее собственное положение и ее собственная жизнь, вероятно, были под угрозой, и поэтому она действовала».

Коронационный портрет Екатерины Великой работы Вигилиуса Эриксена Общественное достояние через Wikimedia Commons

Кульминацией этих трений стал переворот 9 июля 1762 года. Екатерина в сопровождении Орлова и ее растущего числа сторонников прибыла в Зимний дворец, чтобы официально дебютировать в качестве Екатерины II, единоличной правительницы России. Как отмечает Саймон Себаг Монтефиоре в Романовы: 1618–1918 , Петр, отдыхавший в пригороде Санкт-Петербурга, «не обращал внимания» на действия жены. Но когда он прибыл в свой дворец и обнаружил, что он заброшен, он понял, что произошло. Заявив: «Разве я не говорил вам, что она способна на что угодно?» Петр продолжал «плакать, пить и колебаться».

В то же утро двое братьев Орловых арестовали Петра и заставили его подписать заявление об отречении от престола. Восемь дней спустя свергнутый царь был мертв, убит при невыясненных до сих пор обстоятельствах, которые можно охарактеризовать как убийство, непреднамеренный результат пьяной драки и полный несчастный случай. По словам Монтефиоре, официальной причиной смерти была названа «геморроидальная колика» — «абсурдный диагноз», который вскоре стал популярным эвфемизмом для обозначения убийства.

Не существует убедительных доказательств связи Екатерины со смертью ее мужа, но, как отмечают многие историки, его кончина очень пошла ей на пользу. Якобы правящая от имени наследника Петра — 8-летнего сына пары Павла — она не собиралась уступать трон, как только ее сын достигнет совершеннолетия. Когда Петр исчез из поля зрения, Екатерина смогла укрепить власть с позиции силы. В то же время она осознала ущерб, который убийство нанесло ее наследию: «Моя слава испорчена», — как сообщается, сказала она. «Потомки никогда меня не простят».

Что сделала Кэтрин? И чего она не добилась?

Вопреки мрачному предсказанию Екатерины, смерть Петра, хотя и омрачила ее правление, не полностью затмила ее наследие. «Удивительным образом, — пишет Монтефиоре, — цареубийственная, уксороцидная немецкая узурпаторша восстановила свою репутацию не только как русского царя и удачливого империалиста, но и как просвещенного деспота, любимца философов ».

Через несколько лет своего правления Екатерина предприняла амбициозную юридическую попытку, вдохновленную — и частично скопированную — из трудов ведущих мыслителей. Позвонил в Наказ , или Инструкция, документ 1767 года изложил видение императрицы прогрессивной русской нации, затронув даже животрепещущий вопрос об отмене крепостного права. Если все пойдет по плану, по словам Мэсси, предлагаемый правовой кодекс «повысит уровень государственного управления, справедливости и терпимости в ее империи». Но этим изменениям не суждено было сбыться, и предложения Екатерины так и остались.

Хотя официально Россия так и не приняла Наказ , широко распространенный трактат из 526 статей все же сумел укрепить репутацию императрицы как просвещенной европейской правительницы. С другой стороны, ее многочисленные военные кампании представляют собой менее приятный аспект ее наследия. В статье для History Extra Хартли описывает екатерининскую Россию как несомненно «агрессивную нацию», которая столкнулась с османами, Швецией, Польшей, Литвой и Крымом в погоне за дополнительными территориями для и без того огромной империи. С точки зрения превращения России в «великую державу», говорит Хартли, эти усилия оказались успешными. Но с чисто гуманитарной точки зрения экспансионистское стремление Екатерины дорого обошлось как покоренным народам, так и стране самой царицы.

Многие политические карикатуры, изображающие Екатерину, использовали ее относительно необычный статус женщины-монарха. В этой сатирической версии шекспировского «Укрощение строптивой» императрица принимает на себя правление упрямой героини Катерины, а британский командующий Уильям Питт берет на себя роль Петруччо, человека, который ставит ее на место. Библиотека Конгресса

В 1774 году разочаровавшийся военный офицер по имени Емельян Пугачев воспользовался волнениями, вызванными продолжающейся борьбой России с Турцией, чтобы поднять на восстание сотни тысяч человек. Объединив казаков, крестьян, беглых крепостных и «другие недовольные племенные группы и недовольных, Пугачев произвел бурю насилия, прокатившуюся по степям», — пишет Мэсси. В конце концов Екатерине удалось подавить восстание, но резня с обеих сторон была значительной.

На личном уровне успех Пугачева «бросил вызов многим верованиям Екатерины в эпоху Просвещения, оставив ей воспоминания, которые преследовали ее до конца ее жизни», по словам Мэсси. В то время как глубоко укоренившаяся система русского крепостного права, при которой крестьяне были порабощены феодалами и свободно торговались между ними, противоречила ее философским ценностям, Екатерина осознавала, что ее главной опорой было дворянство, которое получало свое богатство от феодализма и поэтому вряд ли благосклонно отнесется к освобождению этих рабочих.

Екатерина заказала для Эрмитажа точную копию ватиканской лоджии Рафаэля. Рекламные мескены через Викисклад в соответствии с CC BY-SA 4.0

Неспособность Екатерины уничтожить феодализм часто приводится как оправдание для характеристики ее как лицемерной, хотя и просвещенной деспоты. Хотя Хартли признает, что крепостное право — это «шрам на России», она подчеркивает практические препятствия, с которыми императрица столкнулась при проведении такой далеко идущей реформы, добавляя: «Там, где [Екатерина] могла что-то делать, она делала что-то».

Крепостное право просуществовало еще долго после царствования Екатерины и прекратилось только в 1861 году с Манифестом об освобождении Александра II. Хотя на бумаге эта мера казалась прогрессивной, в действительности ситуация оставалась суровой для большинства крестьян, и в 1881 году революционеры убили все более реакционного царя — яркий пример того, что Хартли считает «самодержавием, умеренным убийствами», или идеей о том, что правитель имел «почти неограниченные полномочия, но всегда был уязвим для свержения с престола, если он или она оттолкнет элиту».

После восстания Пугачева Екатерина переключила внимание на то, что Мэсси называет более легко достижимыми целями, а именно на «расширение своей империи и обогащение ее культуры».

Вклад Екатерины в культурный ландшафт России был гораздо более успешным, чем ее неудачные социально-экономические реформы. Жак говорит, что Екатерина изначально начала коллекционировать произведения искусства из «политического расчета», направленного на узаконивание своего статуса прозападной монархии. Попутно она стала «очень страстной, знающей» сторонницей живописи, скульптуры, книг, архитектуры, оперы, театра и литературы. Самопровозглашенная «обжора искусства», императрица стратегически покупала картины оптом, приобретая за 34 года столько, сколько другим членам королевской семьи приходилось копить поколениями. Эта огромная коллекция в конечном итоге легла в основу Эрмитажа.

Екатерина заказала Этьену Морису Фальконе внушительный конный памятник Петру Великому. Godot13 через Викисклад под CC BY-SA 3.0

Помимо коллекционирования произведений искусства, Екатерина заказала множество новых культурных проектов, в том числе внушительный бронзовый памятник Петру Великому, первую в России государственную библиотеку, точные копии лоджий Рафаэля в Ватикане и роскошные неоклассические здания, построенные по всему Санкт-Петербургу.

Императрица принимала непосредственное участие во многих из этих инициатив. «Удивительно, что кто-то, кто ведет войну с Османской империей, разделяет Польшу и аннексирует Крым, успевает делать эскизы одного из ее дворцов, но она была очень практична», — говорит Жак. Сегодня автор добавляет: «Мы бы назвали ее микроменеджером».

Есть ли доля правды в мифах, окружающих Кэтрин?

Широкой публике Кэтрин, пожалуй, больше всего известна своими непристойными любовными связями. Но хотя у императрицы было немало любовников — 12, если быть точным, — она не была сексуальным извращенцем народных преданий. В книге «Романовы » Монтефиоре характеризует Екатерину как «одержимую серийную моногамистку, которая обожала делиться карточными играми в своих уютных квартирах и обсуждать с возлюбленным свои литературные и художественные интересы». На самом деле многие грязные рассказы о ее сексуальности можно приписать недоброжелателям, которые надеялись ослабить ее власть.

Армейский офицер Григорий Потемкин, возможно, был самой большой любовью в жизни Екатерины, хотя ее отношения с Григорием Орловым, который помог императрице свергнуть Петра III, формально длились дольше. Пара познакомилась в день екатерининского переворота 1762 года, но стали любовниками только в 1774 году. Объединенные общим стремлением к учебе и грандиозному театральному искусству, они «были человеческими печами, которые требовали бесконечного количества похвалы, любви и внимания наедине». , а также слава и власть на публике», по словам Монтефиоре.

Григорий Орлов (слева) и Григорий Потемкин (справа) были двумя самыми известными любовниками Екатерины. Общественное достояние через Wikimedia Commons

Письма, которыми обмениваются супруги, свидетельствуют о пылком характере их отношений: В одном послании Кэтрин заявила: «Я ТЕБЯ ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ, ты такой красивый, умный, веселый и забавный; когда я с тобой, я не придаю значения миру. Я никогда не был так счастлив». Такая всепоглощающая страсть оказалась неустойчивой, но хотя романтическое партнерство пары угасло всего через два года, они остались в таких хороших отношениях, что Потемкин продолжал пользоваться огромным политическим влиянием, действуя как «царь во всем, кроме имени», как заметил один обозреватель. После смерти Потемкина в 179 г.1, Кэтрин, как сообщается, провела дни, охваченные «слезами и отчаянием».

В более поздние годы Кэтрин завела роман с несколькими значительно более молодыми любовниками — факт, на который быстро ухватились ее критики, несмотря на бесчисленное количество монархов-мужчин, которые делали то же самое, не вызывая гнева своих подданных. Всегда в поисках романтической близости, она однажды призналась: «Беда в том, что мое сердце не хочет оставаться даже на один час без любви».

Портрет Екатерины, около 1780-х гг. Фото Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Несмотря на всю свою показную чувственность, Кэтрин на самом деле была довольно «ханжеской», — говорит Жак. Она не одобряла непристойные шутки и наготу в искусстве, выходящие за рамки мифологических или аллегорических тем. Другие аспекты личности императрицы также были противоречивыми: экстравагантная в большинстве мирских начинаний, она мало интересовалась едой и часто устраивала банкеты, на которых гостям хотелось еще. И хотя современные зрители характеризуют Кэтрин как «очень взбалмошную и поверхностную», Хартли отмечает, что она была «настоящим синим чулком», вставала в 5 или 6 утра каждое утро, варила себе кофе, чтобы не беспокоить своих слуг, и садиться, чтобы начать рабочий день.

Пожалуй, самый узнаваемый анекдот, связанный с Кэтрин, посвящен лошади. Но на самом деле история смерти монарха куда проще: 16 ноября 1796 года 67-летняя императрица перенесла инсульт и впала в кому. Она умерла на следующий день, оставив своего отчужденного сына Павла I следующим правителем России.

Вигилий Эриксен, Императрица Екатерина II перед зеркалом , 1779 Фото Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Макнамара рассказывает Sydney Morning Herald , что этот апокрифический анекдот вдохновил «Великих».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *