Крещение Руси
Николай Адуев
«Крещение Руси»
Представление в 5 действиях
Премьера состоялась 23 мая 1931 г.
Постановка: А. Петровский
Декорации, грим, костюмы: К.Алексеев, К.Ротов
Композитор: Лев Пульвер
В спектакле заняты: Филипп Гирявый, Михаил Борейша, Павел Поль, Алексей Бонди, Николай Беляев, Зиновий Залесский, Рафаил Холодов, Яков Рудин, Дмитрий Кара-Дмитриев, Георгий Иванов, Федор Курихин, Сергей Антимонов, Олимпиада Воронович, Павел Голубецкий, Екатерина Годзиева, Минодора Степанова, Екатерина Надинская и другие.
Блаженной памяти 2-ой МХАТ поставил «Митькино царство» Липскерова, дав совершенно искаженную историческую картину. Замятинская «Блоха» тоже перекликается с «Богатырями», являясь по существу пародийным искажением серьезного исторического материала. «Крещение Руси» в Московском театре сатиры было поставлено в том же плане, как и «Богатыри» и по существу тоже издевательски-ложно изображало один из важных этапов истории русского народа.
«За правдивое, реалистическое искусство»
(на совещании театральных деятелей и актеров по вопросу о пьесе «Богатыри»)
В стране, строящей социализм, выполняющей досрочно пятилетку, не перевелись еще нытики и маловеры, бюрократы и врачи, шкурники и прогульщики, пьяницы, бузотеры и обыватели.
Вот по ним-то в первую очередь должен был ударить театр, на фронтоне которого написано «Театр сатиры». Но не тут-то было. Точно боячь очной ставки с современностью, с сегодняшним днем, театр упорно барахтается в пыли веков – то бросается в объятия непобедимого корсиканца (« 2 Наполеон 2»), то перекидывается в Х век ко двору «святого» князя Владимира («Крещение Руси»). Правда, обе темы, особенно первая, пропущены сквозь призму современности, но все же возникает вопрос – почему эту современность театр сатиры находит нужным преподносить зрителю обязательно под предлогом или на фоне новой и древней истории.
Атуев (сохранен авторский текст заметки) – апробированный автор и соавтор ряда не лишенных юмора и остроты обозренческих и литмонтажных вещей. Не мало мелких фраз и словечек рассыпано и по тексту «Крещения». Но в целом автор не совладал с темой и очутился между двух стульев: от историзма «отмежевался», антирелигиозной, антицерковной пьесы не дал. Нарядившись в доспехи воинствующего безбожника, Атуев решил средствами театра разоблачить и дискредитировать крещение Руси.
«Развлекательный спектакль «Крещение Руси» в Театре сатиры»
Сюжетом для пьесы взята басня из истории Иловайского (!?) о том, что когда князь Ктевский Владимир задумал переменить веру, то к нему, узнав об этом, спешат мулла, раввин и христианский поп. Каждый из них расхваливает князю свою веру, князь выбирает христианство, едет с дружиной в Византию, крестится, потом крестит Русь.
На худой конец с таким сюжетом можно было бы и примириться, если бы автор сумел сатирически преодолеть взятую им басню из монархической истории Иловайского. Правда, автор довольно вольно обращается с этой басней, делает попытки ввести в нее поправки, но ничего не вытанцовывается – Иловайский довлеет над автором.
Вместо того, чтобы показать, что все религии одинаковы, как опора экспроприаторов, автор вместе с Иловайским ставит вопрос — чья вера лучше. Коран запрещает пить вино, на этом основании князь Владимир отказывает мулле и отдает предпочтение христианскому попу.
Д. Агиненко
Театр на безбожном фронте. Газета «Безбожник»
№ 33 от 20 VI 1931 г.
Лучшее в спектакле – музыка Льва Пульвера. Она с большим юмором пародирует здравствующие и сейчас оперные и духовные формы. К сожалению в постановке юмор композитора не получил соответствующей иллюстрации – А. Петровский, режиссер «Крещения Руси», вместо злой издевки над вампукивскими традициями дал лишь дружеский шарж, шарж в старом кривозеркальном стиле. И получилось так: оркестр смеялся раскатистым смехом, а на сцене сдержанно в пределах хорошего тона, улыбались.
Оформлявшие «Крещение Руси» художники Елиссев и Ротов дали злую карикатуру на русский стиль с его петушками, славянской вязью и прочими принадлежностями. Ими же много интересного найдено в костюмах и бутафории, например, миниатюрный рояль вместо гуслей у придворного баяна.
Выводы. Забавный, развеселый спектакль, но этого теперь недостаточно. Театру сатиры, задыхающемуся от беспьесья, необходимо обрасти авторским активом, создать вокруг себя драматические кадры, для того, чтобы полным голосом откликнуться на сегодняшний день на его материале.
Виктор Эрманс
В пьесе рассыпано много блестящих политических острот. Все герои ее даны в современном виде. Владимир Ясно Солнышко как гнеий купец, совершающий переменой религии выгодную сделку, былинные богатыри, как полицейские держиморды, охраняющие «власть», представители религий как продувные коммивояжеры, представляющие свой товар, княжна, ожидающая путешествия в Византию как всем нам знакомая мещанская барышня, мечтающая проехаться за границу, чтобы накупить там косметики и туалетов.
… Уязвимое место адуевского произведения – образ Микулы Селяниновича, единственного положительного героя пьесы, олицетворяющего трудовые крестьянские массы, Образ этот художественно бледен и неубедителен. Микула мало действует, хотя его пребывание на сцене открывало возможность показать те крестьянские бунты, которые имели место в древней Руси. Микула много говорит, выполняя несвойственную ему и в сущности ненужную для раскрытия идеи пьесы – функцию политического трибуна, разоблачающего княжеско-дружинный строй.
Яков Гринвальд
(название газеты в архиве театра не сохранилось)
Официально
Нормативные документы
Независимая оценка
Госзакупки
Посетителям
Купить билеты
Онлайн трансляции
Как добраться
Telegram Vkontakte Odnoklassniki Youtube+7 (495) 699-36-42
основная касса, 10:00 — 21:00
+7 (499) 133-16-64
дополнительная касса, 10:00 — 21:00
НАШ АДРЕС
Москва, Триумфальная пл. , д. 2, стр. 1 (м. Маяковская)
Тел. кассы: +7 (495) 699-36-42, [email protected]
Касса работает ежедневно с 10:00 до 21:00 (перерыв на обед с 15:00 до 16:00)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КАССА
Москва, Ломоносовский пр., 17
Тел.: +7 (499) 133-16-64
Касса работает ежедневно с 10:00 до 21:00 (перерыв на обед с 14:00 до 15:00)
ГРУППОВЫЕ ЗАКАЗЫ
По вопросам групповых заказов и корпоративных мероприятий обращайтесь в отдел продаж:
© ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры», 1924-2022
Сайт разработан в Stanley Group, 2019. |
Основная сцена Театра сатиры
Москва, Триумфальная пл., д. 2, стр. 1 (м. Маяковская). Смотреть на карте.
Сцена «Чердак Сатиры»
Москва, Триумфальная пл. , д. 2, стр. 1 (м. Маяковская). Смотреть на карте.
Прогресс Сцена А. Джигарханяна Театра сатиры
Москва, Ломоносовский пр., 17 (м. Университет). Смотреть на карте.
Детская сцена Театра сатиры
Москва, ул. Кооперативная, д.4к15 (м. Спортивная). Смотреть на карте.
Подписаться на рассылку
Оставьте свою электронную почту, чтобы подписаться на рассылку Театра сатиры. Премьеры, закрытые показы, экскурсии по театру, творческие встречи и многое другое — узнавайте обо всем первыми!
Спасибо!
Сообщить о старте продаж
Оставьте свою электронную почту или телефон и мы сообщим вам, когда билеты на этот спектакль поступят в продажу
Спасибо!
День крещения Руси: история потери и восстановления томоса
Ежегодно 28 июля отмечают День крещения Киевской Руси-Украины. Сегодня, когда в Украине идет война, этот праздник особенно важен для нашего народа, ведь только добро, вера и стойкость духа способны побороть зло.
Это важный день для нашей страны, поскольку именно после принятия христианства в 988 году Русь утвердилась как мощное европейское государство.
Кроме этого, сегодня чтят память князя Владимира Великого.
Сейчас смотрят
Именно ему принадлежит проведения исторической реформы, которая заключалась в принятии христианства как государственной религии.
Роль Владимира
Мнения историков сходятся в том, что главной причиной, почему Владимир выбрал христианство, было укрепление власти князя и его признание на международной арене.
В конце Х века Византия (главный центр христианства греческого обряда) переживала трудные времена, поэтому нуждалась в военной протекции.
Заключив соглашение с Владимиром, византийский император обещал провести крещение Руси и отдать замуж за князя свою сестру Анну, что давало шанс Владимиру на византийский престол.
Дипломатические договоренности были выполнены, и в 988 году произошло крещение жителей столицы Руси – Киева. В течение следующих нескольких лет крестилось подавляющее большинство русичей.
Согласно летописным упоминаниям, переход к новой религии был кровавым и жестоким, ведь далеко не все язычники (которых долгое время поддерживал Владимир) были готовы попрощаться со своими верованиями.
С начала ХІ века Русь стала одним из самых влиятельных государств на европейском континенте. Религиозная реформа послужила укреплению княжеской власти.
Тем временем до основания “третьего Рима” — Москвы — оставалось более 100 лет.
Оккупация Киевской митрополии
После распада Руси на княжества и активизации стран-соседей украинские земли надолго остаются без государственности, однако традиции, язык и религия оставались нетронутыми.
Центр православия оставался в Киеве, где еще с княжеских времен были возведены десятки храмов. Более того, православные церкви стали учить – первые книги, напечатанные в Украине, были именно богословскими. Образование распространялось благодаря храмам, монахам и богослужениям.
Отец Ярослав, настоятель церкви Крещения Господня, убежден, что именно XVII век изменил ход событий.
— Перелом состоялся в 1686 году, когда мощную Киевскую митрополию захватила Московская патриархия.
Уже в 1695 году все украинские церкви вынужденно перешли на московский лад, а издание богословских книг на украинском языке (того времени) стало незаконным.
Процесс русификации украинской церкви затянулся на века, что лишь подчеркивало целенаправленную политику русских царей в религиозном вопросе.
С годами украинская православная церковь (как и язык, культура, образование) все больше теряла свои позиции, и, по мнению некоторых историков, становилась “неполноценной”.
Лавра как символ пророссийских влияний
После восстановления украинской независимости в 1991 году встал вопрос утверждения украинской автокефальной церкви. Тогда между Москвой и Киевом был хорошо налажен диалог, однако первый президент России Борис Ельцин не собирался отдавать Лавру Киевскому патриархату.
В 1992 году происходит резонансное событие – Киево-Печерскую лавру путем рэкета захватывают десятки московских священнослужителей под защитой бойцов ОМОНа.
После этого без всякого согласия тогдашнего руководителя УПЦ Филарета был организован псевдособор, который отстранил его от власти. С тех пор Лавра принадлежит УПЦ Московского патриархата.
— Киево-Печерская лавра является одной из крупнейших православных святынь в Украине. Во времена Руси была признанным оплотом православия, а в 1592 году получила ставропигию, то есть подчинение непосредственно Константинопольскому патриарху, — рассказал отец Ярослав.
Он также выразил мнение, что существование православных церквей разных юрисдикций в одном государстве — это ненормально.
— Поскольку Лавра — это не просто храм, а настоящий музейный комплекс, большое значение имеет и идейный смысл. Так, посетители неоднократно сообщали о наличии пророссийской “повестки дня”.
В частности, речь идет о пропаганде советских и имперских идей во время экскурсий, — поделился отец.
К слову, через три месяца после начала полномасштабной войны России против Украины УПЦ Московского патриархата собралась на дискуссию по поводу своего будущего: либо оставить все как есть, либо начать движение к автокефалии.
Основной целью собрания было предложения по изменению статуса церкви из-за поддержки руководства Московского патриархата российского вторжения в Украину.
Томос наш
Согласно последним оценкам, православными себя считают 79,3% граждан Украины.
Несмотря на большую историю христианства на украинских землях, после 1991 года православная церковь находилась в тени РПЦ. Ситуация изменилась после предоставления Украине Томоса в январе 2019 года.
— Томос — указ об официальном признании, предоставлении автокефалии для церкви. Украинская церковь во главе с митрополитом Епифанием получила томос от патриарха Варфоломея, — рассказывает отец Ярослав.
Он также отметил, что важно понимать, как РПЦ боялась признания Украинской православной церкви, не скрывая этого.
Ее представители всячески оттягивали процесс предоставления томоса, а когда это произошло – отказались признавать автокефалию ПЦУ.
— Из-за некой неосведомленности многие верующие думают, что русская церковь – более канонична, чем украинская. Однако это – простая манипуляция. Патриарх Кирилл не любит об этом говорить, однако как раз русская церковь томоса никогда не получала, — подчеркнул отец Ярослав.
С исторической точки зрения, это было не предоставление, а восстановление томоса, которым Православная украинская церковь уже владела.
— Важно понять, что русская церковь нас никогда не признает, ведь это будет для них полным идеологическим поражением.
Великий праздник крещения Киевской Руси также будут праздновать и российские священнослужители.
Продолжая не признавать автокефалию ПЦУ, возводя огромный памятник Владимиру Великому в Москве, Россия пытается “перетянуть одеяло” и отобрать весомую часть украинской истории.
Однако для Украины этот праздник об ощущении преемственности более тысячелетней истории государственности, о принятии роли Киева, сохранении и уважении традиций.
День крещения Киевской Руси-Украины – большой праздник соборности и символ единения для всех украинцев.
Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеально подходит для обрамления0006
Современные репродукции в рамах и рамах – профессионально изготовленные и готовые к развешиванию
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и т. д.
Печать на холсте глубину и текстуру любого пространства. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную рамку и готовый к подвешиванию
Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай
Старинные рамы
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево со скошенной кромкой — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию
Художественные репродукции
Лучшее, чем обладание оригинальными произведениями искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства отпечатки соответствуют стандартам самых требовательных музейных кураторов
Фото в рамке
Фотопринты поставляются в специальном картонном футляре, готовом к обрамлению
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для любимых, друзей или коллег по работе
Рамка премиум-класса
Рамка из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлены и готовы к подвешиванию
Открытки
Фото открытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие подставки для столовых приборов
Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству
Acrylic Blox
Обтекаемая, односторонняя, современная и привлекательная столешница с принтом
Подушка
Дополните свое пространство декоративными мягкими подушками
Рамка из стекла
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенных дисплеев, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке
Большая сумка
ремень для удобной переноски
Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей
Стеклянные коврики
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Соответствующие подставки также могут быть доступны
Имперская канцелярия выпускает объявление после крещения Его Светлости принца Александра. — Русский Легитимист
2022-12-06 Крещение Внука Главы Императорского Дома России Светлейшего Князя Александра Георгиевича
В этот день, 6 декабря (23 ноября по юлианскому календарю) 2022 г., в день памяти св. Великого Князя Александра Невского, Светлейшего Князя Александра Георгиевича — внука Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великая княгиня Мария Российская и сын Е.И.В. Наследник Цесаревич, Великий Князь Георгий и его супруга, Ее Светлейшее Высочество княгиня Виктория Романовна, были крещены в Святой Православной Церкви.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя в Москве совершены таинства Святого Крещения и Миропомазания, совершенные Высокопреосвященнейшим митрополитом Воскресенским Дионисием в сопровождении митрофорного протоиерея Михаил Протопопов, приехавший из Австралии, чтобы помогать совершать богослужения; протоиерей Александр Ткаченко, председатель правления благотворительного фонда «Круг добра»; иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), начальник Управления историко-мемориальной деятельности Канцелярии Ее Императорского Высочества; и клир Ново-Спасского монастыря в Москве о. Иоанн Игнатов и о. Владимир Игнатов.
На богослужении присутствовали родственники новокрещеного князя: бабушка, Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Великая княгиня Мария Российская; его родители, H.I.H. Великий князь Георгий Георгий и Его Святейшество. княгиня Виктория Романовна; его дед по отцовской линии, принц Франц Вильгельм Прусский (в православии Михаил Павлович) и его жена, принцесса Надя; и его дедушка и бабушка по материнской линии, Его Превосходительство посол Роберто Беттарина и его жена, г-жа Карла Беттарини.
По окончании богослужений Императорской Семье были вручены «мерные иконы» св. великого князя Александра Невского.
Первая икона, являющаяся благочестивым даром верных друзей и сторонников Императорской Семьи в Санкт-Петербурге и Москве, была привезена из Санкт-Петербурга протоиереем Александром Ткаченко. Он содержит частицу святых мощей св. великого князя Александра Невского и был прислан в благословение князю Александру Георгиевичу Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, который 1 октября 2021 года возглавил бракосочетание родителей Его Светлейшего Высочества в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.