Крещение Киевской Руси — Украины: когда и как это было, и почему об этом важно знать
Крещение Киевской Руси — Украины: когда и как это было, и почему об этом важно знать. Фото: Олексій Нестеренко
Ежегодно, в текущие дни в Киеве и по Украине отмечается День Крещения Руси-Украины. Официально этот праздник приходится на 28 июля. Журналисты 44.ua решили рассказать о Крещении подробнее. Когда и как оно происходило, почему отмечается именно в эту дату и что еще нужно знать об этом событии.
Крещение Киевской Руси Владимиром Великим
Крестителем Руси стал князь Владимир Великий. Во времена начала его правления, основной верой на территории Киевской Руси было язычество. Владимир, в свою очередь, ввел пантеон из семи языческих богов разных племен. Однако, политическая обстановка в стране требовала объединения людей, ради которого Владимир решил принять одну основную религию с единым Богом.
Крещение Киевской Руси, Фото: Википедия
Из мировых религий, в Украине того времени было христианство греческого и латинского обрядов, мусульманство из Волжской Булгарии и иудаизм. Владимир рассмотрел несколько вариантов, но остановился на христианстве. Его многое связывало с Византийской империей, которая тогда была самым сильным государством. Позднее, киевский князь женился на Анне, сестре императора Византии.
Крещение киевлян произошло в 988 году. Именно этот год считается датой официального Крещения Руси. Тогда это было провозглашено князем, а христианство стало государственной религией Киевской Руси. Крещение происходило в водах Днепра. Если точнее, считается, что киевлян крестили в Почайне, впадающей в Днепр. Сейчас это район столичной Оболони.
Крещение Киевской Руси, Фото: Життеві Обрії
К слову, центральная улица Киева, Крещатик, названа именно в честь этого события. Существует версия, что именно по ней киевляне шли на Крещение Руси вслед за Владимиром. Со временем, религия распространилась и на остальные земли страны, став важным духовным и политическим аспектом. В Киеве стали появляться церкви и школы. Основным направлением христианства на Руси стало православие.
Христианство на Руси до Владимира
Выбор христианства в качестве основной религии Владимиром не был исключительно политическим решением. Христианство уже имело значительную роль как в жизни самого киевского князя, так и на Руси. Например, бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианкой.
А первая попытка покрестить Русь предпринималась князем Аскольдом. Известно это событие как Аскольдово крещение, происходившее в 860 году. Сохранившихся об этом документов не так много, однако, известно, что тогда Русь крестилась, но христианство не было принято обществом в силу разных причин. И только произошедшее спустя почти 30 лет Крещение Владимиром стало историческим и решающим.
Существует версия, что исповедуемое на Руси православие стало направлением христианства, в котором многие нюансы были заимствованы из язычества, чтобы общество приняло новую религию как свою, а не как навязанную и привезенную из-за границы.
День Крещения Киевской Руси — Украины и его значение
День Крещения Киевской Руси — Украины стал официально праздноваться с 2008 года. Указ об этом к 1020-летию Крещения подписал Президент Украины Виктор Ющенко. Датой праздника стало 28 июля. Это день памяти святого равноапостольного князя Владимира. С тех пор, событие торжественно отмечается ежегодно.
Для Украины этот праздник очень важен сразу по нескольким причинам. Христианство до сих пор является основной религией и верой на территории страны. Большинство украинцев являются православными христианами. Крещение Руси также имеет большое историческое и политическое значение.
Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве, Фото: Олексій Нестеренко
Учитывая всевозможные манипуляции со стороны современной России, и попытки присвоить украинскую историю, важно помнить, что Крещение Руси — Украины, организованное украинским князем, происходило именно в Киеве, в 988 году. И именно Украинская православная церковь исторически является основной на этих землях.
Памятник святому Владимиру в Киеве, Фото: Олексій Нестеренко
Напомним, что ранее мы рассказывали о том, почему Киев называют «матерью городов русских», а также публиковали интересные факты о Древнем Киеве.
В каком году было крещение Руси и в чем значимость события?
В каком году было крещение Руси? Это событие является одним из важнейших в отечественной истории. Ведь оно не просто определило дальнейшее духовное развитие всего народа, но также и преобразило сам облик русского государства, задав последнему вектор геополитического развития на столетия вперед.
Перове появление христиан: в каком году было?
Крещение Руси вовсе не являлось одномоментным актом. Ему предшествовали долгие годы проникновения в эти земли христианских проповедников. Так, например, именно с их деятельностью связано возникновение письменности у славян. Ведь кириллица и глаголица были разработаны греками конкретно для того, чтобы переложить для моравских славян священное писание на понятный им язык. Несколько позже этот алфавит дошел через Балканы и до русских территорий, где весьма прочно укрепился. Говоря о том, в каком году было крещение Руси, также не следует забывать, что еще до реформаторской деятельности Владимира в здешних землях было уже немало местных христиан. Самой известной из них, пожалуй, была бабка правителя-реформатора — знаменитая княгиня Ольга. Точно известно, что в середине X века, еще до общегосударственного принятия православия, в Киеве появилась Десятинная церковь. Правда, не известно точно, это в каком году было. Крещение Руси, таким образом, стало лишь логичным следствием многолетнего проникновения христианских идей и культурной эволюции самого общества.
Геополитические предпосылки
Кроме отмеченных причин, князь имел и более веские, чтобы провести эту реформу. Без сомнения, духовный поиск князя имел место. Однако всегда следует помнить о том, что Русь к середине X века превратилась в достаточно масштабное территориальное образование, объединив под своей властью значительные славянские племена. Для правителя должно было быть очевидным, что государству для процветания необходимы незримые нити, которые его скрепят. Что-то большее, чем просто военная сила дружины. Такими нитями в истории часто становилось создание единого чиновничьего аппарата, введение единых законов и правил, податей по всей территории страны. В случае Руси необходимо было навязать всей стране единых богов. Первой такой попыткой стало утверждение единого пантеона языческих богов за несколько лет до крещения. Однако она потерпела крах. И взоры князя были обращены на самые популярные на тот моменты монотеистические религии: ислам и христианство. Широко известна история о том, что именно церковная служба православных греков впечатлила его больше всего. Выгодным принятие христианства было еще и по геополитическим причинам: оно буквально давало пропуск Руси в круг передовых западных государств того времени. Таким образом, Владимир перестал считаться для христианских правителей темным отсталым варваром и стал на одну цивилизационную ступень с ними. В практическом воплощении это позволило ему взять в жены византийскую принцессу.
Так в каком году крещение Руси состоялось?
В 988 г. христианизация восточных славян стала насильственным делом. Как свидетельствует летопись, население буквально силой загоняли в реку Почайну (приток Днепра в районе Киева) для совершения обряда. Конечно же, языческая вера еще долгие десятилетия и даже столетия сохраняла свое влияние. Более того,
многие местные божки вошли в православный пантеон русских в качестве святых, находясь там до сегодняшнего дня. Однако переломный момент произошел. Год крещения Руси стал стартом новой эпохи как для государства, так и для его населения. О политических выгодах для государства и самого князя уже было сказано. Не менее важным стало дальнейшее влияние христианства на становление трех восточнославянских народов, которые в тот момент окончательно обособились в отдельную нишу, одновременно став крайне близкими друг для друга. Крещение определило развитие цивилизационного облика русских на все последующие столетия. Буквально во всех сферах культуры отечественного средневековья – в живописи, архитектуре, литературе – очевидны византийские каноны.
РОССИЯ — УКРАИНА — БЕЛАРУСЬ Русские, украинцы и белорусы отмечают Крещение Киевской Руси.
Россия отмечает богослужебную память святого князя Владимира. Патриарх Кирилл: Это событие определило нашу идентичность как народа. Церемонии часто проводятся без соблюдения антиковидных протоколов. Примирение между москвичами и автокефальными украинцами затруднено.
Москва (AsiaNews) — Литургическая память святого князя Владимира Киевского отмечается в России, Украине и Белоруссии. В 988 г. славянский правитель крестил все население древней Руси в реке Днепр, сделав народы одной христианской нацией в соответствии с византийской православной традицией. Вот уже 11 лет эта годовщина отмечается как национальный праздник в трех странах, разделяющих наследие Киева.
28 июля во всех храмах Московской Патриархии в полдень звонили в колокола на мелодию «Слава Тебе, Боже!». Песнь пели не только в России, но и в патриарших храмах Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана и Казахстана. Из-за Ковид-19, в этом году российские, украинские и белорусские власти приостановили почти все традиционные шествия на праздник.
Московский Патриарх Кирилл (Гунджаев) возглавил литургию в уединении в часовне своей дачи в Переделкино на окраине столицы. Он сказал: «Сегодня мы отмечаем великий праздник, коренным образом изменивший жизнь наших далеких предков: 1033 года назад в Киеве, матери всех городов русских, по велению великого князя Владимира все приняли Крещение, которое до сих пор сегодня определяет нашу идентичность как народа и изменило наше мировоззрение, нашу личную и общественную мораль, оказывая людям божественную помощь всегда меняться к лучшему».
Кирилл также направил Президенту Беларуси Александру Лукашенко приветственное послание, пожелав «процветания и твердости духовных и телесных сил белорусскому народу», напомнив об «ответственности современного общества за будущее исторических стран Руси». «. Аналогичное послание Патриарх направил Президенту Украины Владимиру Зеленскому. В своем письме Кирилл призвал к «хорошему сотрудничеству» между властями Киева и православными верующими Московского патриархата «для укрепления социальной сплоченности и утверждения подлинных нравственных ценностей».
Самая торжественная литургия в России была совершена в Москве, в новом соборе Вооруженных Сил России, открытом в прошлом году в парке «Патриот» в разгар первой волны пандемии. Несколько тысяч человек, в основном военные, собрались в церкви, не обращая особого внимания на меры социального дистанцирования.
Украинская Автокефальная Церковь также отметила праздник, литургией под председательством митрополита Епифания (Думенко) на Владимирской горке в Киеве, где стоит храм в память о месте Крещения. По состоянию здоровья на богослужении смогли присутствовать лишь несколько сотен верующих, гораздо меньше, чем собралось в тот же день в Печерском монастыре в Киеве, находившемся в ведении православных под московской юрисдикцией.
Несмотря на ограничения, более 350 000 православных верующих автокефального или патриаршего обряда за последние дни совершили традиционное паломничество с Горки в Печерские, неся в процессии чудотворные иконы главных украинских монастырей Почаевска, Зимненска, Касперова и Любеча. Паломничество завершилось всенощной всенощной литургией на площади перед Успенским собором Монастырской Лавры. Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич), председательствовавший на обряде, напомнил, что праздник «посвящен верности Православию».
В торжествах в Киеве приняли участие многочисленные делегации Православных Церквей других славянских стран. Сербский епископ Стефан Ремезянский отметил, что «тяжелое раскольническое состояние украинских православных», разделенных между москвичами и соотечественниками, «влияет на жизнь всего православного мира». Сербы также обеспокоены стремлением к автокефалии в Македонии и Черногории и видят в возможном примирении украинцев «надежду для всех других Церквей».
1025-летие крещения Киевской Руси
Восточные подступы | Украина и Россия
By J.P. | КИЕВ
В отличие от своего западного аналога, восточное христианство всегда поддерживало тесные связи с государством. Но визит в Киев 27 июля патриарха Русской православной церкви Кирилла I и президента России Владимира Путина вывел концепцию на новый уровень. Празднование 1025-летия крещения Киевской Руси, средневековой федерации восточнославянских княжеств, дало четкий сигнал: не отклоняйтесь от общего пространства нашей русско-православной цивилизации.
Мероприятие состоялось на фоне растущей озабоченности России по поводу будущего Украины. Чиновники Европейского Союза надеются подписать Соглашение об ассоциации с постсоветским государством на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, Литва, в ноябре этого года. Если соглашение вступит в силу, как утверждается в недавнем отчете
Чтобы не допустить такого исхода, Москва применила и кнут, и пряник, совсем недавно предупредив Украину, что она потеряет статус наблюдателя в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана, на долю которого приходится более трети ее экспорта. Для полноправного членства обещают дешевый газ и открытые границы, что, скорее всего, разрушит любые надежды на европейскую интеграцию.
27 июля -го г-н Путин снова отправил сообщение, отметив, что торговля Украины с Россией в этом году снизилась на 18%, а внутри возглавляемого Москвой торгового блока она увеличилась на 2-3%. «За мировые рынки идет жесткая конкуренция. И я уверен, что многие из вас понимают, что только объединив усилия, мы сможем быть конкурентоспособными и победить в этой достаточно жесткой борьбе», — сказал Путин.
Тем не менее, визит был в основном посвящен мягкой силе, а не жесткой политике. Кремль больше устраивает торговые запреты и реальная политика, утверждает Аркадий Мошес из Финского института международных отношений, аналитического центра, но так далеко можно зайти только с деньгами и дешевым газом. В России нет ничего, что было бы идейно похоже на ее прежнее лидерство: панславизм в XIXвека и коммунизма в 20-м. «Кремль явно ищет новую идеологическую конструкцию, — говорит г-н Мошес.
Одним из ответов было повышение авторитета Россотрудничества, федерального агентства, которому поручено развивать дружеские отношения за рубежом, которое только на прошлой неделе получило значительное увеличение расходов, и ожидается, что его бюджет вырастет в пять раз к 2020 году.
Что еще более важно, в по крайней мере символически, продвигает идеологическую концепцию Русского мира , или Русского мира, которая ставит Москву в центр православной цивилизации преимущественно русскоязычных народов. Его ядром являются три восточнославянских государства: Беларусь, Россия и Украина, которые, по мнению неофициального лидера движения Кирилла I, должны сохранять духовное и культурное единство в рамках Русской православной церкви.
Эта конструкция служит как внутренним, так и международным целям. На внутреннем фронте он выходит за рамки нарушенных обещаний закона и порядка, которые привели г-на Путина к власти после хаотических 1990-х годов, вместо этого сосредотачиваясь на консервативных ценностях. На международном уровне она ставит Россию в центр крупной мировой цивилизации, укрепляя ее роль мировой державы.
Украина, родина второго по величине православного населения в мире и мифологическая родина русской нации, имеет решающее значение для успеха проекта. Само название России происходит от Киевской Руси, присвоенной Московским княжеством в 16 веке вместе с духовным наследием. «Украина важнее всего, это центральный элемент», — говорит г-н Мошес.
Другой вопрос, насколько успешными будут аргументы России. Многие украинцы видят в этом очередную попытку москвичей украсть часть их культуры и искоренить остальное. Украинская православная церковь Киевского патриархата, которую Москва считала ренегатом, не была приглашена на мероприятия. Возможно, уместно, что члены российской делегации носили значки в честь Крещения Руси, без слова «Киев».
Еще одна слабость российской стратегии заключается в том, что она смотрит назад, а не вперед. Чтобы быть эффективной, мягкая сила должна основываться на некотором обещании будущего процветания: членство в ЕС предполагает перспективы повышения уровня жизни; Америка стремится распространять либеральную демократию.