Когда князь владимир крестил русь: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Князь Владимир и крещение Руси

9 декабря 2018, 10:00 9 декабря 2018, 11:00 9 декабря 2018, 12:00 9 декабря 2018, 13:00 9 декабря 2018, 14:00 9 декабря 2018, 15:00 9 декабря 2018, 16:00 9 декабря 2018, 17:00 9 декабря 2018, 18:00 9 декабря 2018, 19:00 9 декабря 2018, 20:00

В 988 году князь Владимир Великий (его еще называют Красное Солнышко) крестил Русь на берегу Днепра! Об этом эпохальном событии в истории нашей страны нам в эфире рубрики «История» рассказала учитель истории и обществознания гимназии 1517, лауреат гранта Президента РФ Ольга Киржаева.

  • школа
  • история
  • Крещение
  • Крещение Руси
  • Смотрим всё

что можно, а что нельзя в день великого праздника 28 июля

Официальной датой крещения является 988 год – именно тогда Владимир собрал славян и призвал их привести к берегу Днепра «богатых и нищих».

В. Петров «Первые христиане в Киеве» / Wikipedia.org / Общественное достояние

Годовщина Крещения Руси – один из самых значимых праздников для православной России. Важнейшее историческое событие послужило точкой отсчета и зарождением большой культуры. Центральной фигурой религиозного праздника является князь Владимир, приказавший изрубить и уничтожить языческих идолов и обратить славян в новую веру родом из Византии.

История происхождения праздника

Религиозный вопрос на Руси на стыке тысячелетий – сложная и весьма противоречивая страница в истории нашей страны. Специалисты считают, что князь долго раздумывал над верой, решительно намеревался искоренить любое проявление идолопоклонничества. Ярило, Перун и прочие боги были деревянными истуканами, которым поклонялись предки. Многобожие объяснялось многогранностью природы, каждое верховное существо покровительствовало самым разным вещам, к примеру, тот же Ярило особо почитался как бог Солнца и плодородия.

Волжские булгары предлагали великому князю мусульманство, хазарские евреи же обещали Владимиру долгое правление в ранге распространителя иудаизма. И только поездка княжеских приближенных в Византию впоследствии убедила его, что христианство станет для Руси единственно правильным и справедливым вариантом.

И тем не менее князь крестился не сразу. Услыхав о небесной красоте сестры византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анны, князь возжелал взять ее в жены. Анна согласилась, но при важном условии – если неожиданно объявившийся кандидат в супруги станет ее единоверцем. Владимиру ничего не оставалось, кроме как усмирить горячий нрав и приобщиться к православию.

Датой крещения является 988 год (некоторые полагают, что более точной датой является 991 год) – именно тогда Владимир собрал славян и призвал их привести к берегу Днепра «богатых и нищих». Не явившихся на крещение он прозвал «врагами». Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Люди зашли в реку кто по пояс, кто по грудь…

К. Лебедев «Крещение киевлян» / Wikipedia.org / Общественное достояние

Несмотря на приказ князя искоренить язычество, некоторые славяне продолжали тайно поклоняться божествам. После Владимира православие стали принимать и в других княжествах. В 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле, которое повторилось в 1071 году. Ростов же крестили лишь на закате XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось вплоть до XII столетия.

Приметы и запреты

Каждый праздник в календаре православного верующего имеет набор традиций, примет и строжайших запретов, унаследованных от далеких предков.

Несмотря на то, что Крещение Руси целиком и полностью связано с православием, некоторые приметы прочно укоренились в сознании русских благодаря языческому прошлому. В первую очередь, это касается погоды – в конце июля славяне обращали внимание на грозовые тучи, устрашающим фронтом движущиеся с горизонта. Считается, что испортившаяся в такое время погода является предвестником богатого урожая, но при этом жаркого, даже знойного августа.

Наши предки старались не трудиться в поте лица, так как опасались проказ нечистой силы и ночных кошмаров. Большой удачей они считали радугу после сильного ливня – уникальное явление природы сулило увидевшему его человеку процветание и скорую радостную новость.

Выдумал ли Владимир Путин Киевскую Русь? — GetReligion

Если вы что-нибудь знаете о Новом Завете, то знаете, что святой Павел проводит много времени и сил в великих городах Греции.

Казалось бы логичным, чтобы один из древних патриархатов восточного православия располагался в Греции, возможно, в Афинах, Коринфе или Салониках. Так кто же является патриархом Греческой православной церкви? Почему великие церкви Греции возглавляются архиепископами, а не собственными патриархами?

Это сложный вопрос (щелкните здесь, чтобы просмотреть хронологию Православной Вики), и, как всегда, Православные будут спорить о многих исторических перипетиях. Но главная идея заключается в том, что Константинополь за столетия превратился в великий город греческого мира, и, таким образом, лидер греческого православия остается в Стамбуле. Именно здесь немногие оставшиеся церкви Вселенского патриарха столкнулись с жестокими преследованиями со стороны турок. Подумайте о бедственном положении единственной в Турции семинарии в Халки, которая была закрыта в течение полувека. Халки — трагическое и грустное место. Я был здесь.

Итак, архиепископы в Греции бессильны и не имеют влияния? Скажи это грекам.

Какое отношение это имеет к упрощенному, смехотворному абзацу неавторизованной информации, написанному классическим «всеведущим анонимным» голосом, в другой статье New York Times о религиозной напряженности в Украине? Вот этот абзац:

Русская церковь… не скрывала своего желания объединить филиалы под единым патриархом в Москве, что позволило бы ей контролировать святыни Православия в славянском мире и миллионы верующих в Украинская Православная Церковь, со своей стороны, медленно утверждала себя под своим собственным патриархом, возрождая отдельную и независимую ветвь Восточного Православия после обретения Украиной независимости в 1991.

С чего начать?

Если вы что-нибудь знаете о православии в славянском мире, то знаете, что история начинается в Киеве в 988 году с «Крещения Руси» в водах Днепра, после того как князь Владимир принял православие как веру своей земли. Знаменитая Киево-Печерская Лавра была основана в 1051 году, что ознаменовало зарождение монашества в том, что впоследствии стало русским миром.

Киев был ключевым городом славянского православия. Однако важность Москвы росла и, в конце концов, она стала базой Русской Православной Церкви, так же как Константинополь стал великим городом греческого мира. Таким образом, Патриарх Московский на протяжении столетий — до советской власти и уж тем более до самодержца Владимира Путина — руководил церквями земель, связанных с древней Русью.

Язык Times звучит так, как будто (а) патриарх, базирующийся в Москве, является чем-то новым и (б) что синод, служащий с митрополитом Онуфрием, Предстоятелем Киевским и всея Украины, имеет мало или совсем не власть или функциональная автономность.

Связана ли Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) с Москвой? Да, и так уже давно. Чтобы понять историю ключевой фигуры в новом украинском православном теле, журналистам нужно погрузиться в лужу кислоты вокруг жизни некоего Филарета Денисенко. Достаточно сказать, что он герой для многих православных Западной Украины и отступник для православных — в том числе и для монахов Киево-Печерской Лавры — верных ранее упомянутому митрополиту Онуфрию.

К чему я здесь?

То, что Путин искажает историю славянского православия в своих коварных целях, не означает, что он создал этот исторический нарратив, испокон веков обладавший великой силой и символизмом в славянском мире. Сказать, что Крещение Руси — это путинская выдумка, — это все равно, что сказать (и журналисты делали именно это много раз), что столетия римско-католических учений о священстве или нравственном богословии — всего лишь мнения и толкования тех, кто в настоящее время восседает на престоле. Святой Петр.

Вернемся на минутку к митрополиту Онуфрию. Ведет ли он себя прямо сейчас как человек, который руководит своей собственной церковью и своим собственным синодом епископов? Вот отрывок из моей колонки «О религии» за последнюю неделю.

«Защищая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим его немедленно прекратить братоубийственную войну», — сказал предстоятель Киевский и всея Украины митрополит Онуфрий. «Украинский и русский народы вышли из днепровской Крещенской купели, и война между этими народами есть повторение греха Каина, который из зависти убил своего брата. Такая война не имеет оправдания ни от Бога, ни от людей .»

Митрополит Онуфрий, уроженец Западной Украины, добавил: «Призываю вас, прежде всего, к усиленной покаянной молитве за Украину, за нашу армию и наш народ, и умоляю вас отложить взаимные раздоры и недоразумения и объединиться в любовь к Богу и Родине».

Архиерейский синод пошел дальше, призвав Патриарха Московского и всея Руси Кирилла лично добиваться «прекращения братоубийственного кровопролития на украинской земле, и призвать руководство Российской Федерации немедленно прекратить военные действия, которые уже угрожают превратиться в мировую войну».

Ах, скажете вы, обратите внимание на «Купель Днепровской Крещенской». Значит, этот человек принимает путинскую трактовку Руси. Верно?

Ну а миллионы и миллионы православных на протяжении веков жили и умирали, признавая, что корни славянского православия находятся в Киеве? Преступления Путина просто стирают историю?

Это подводит меня к отчету Ассошиэйтед Пресс по похожей теме, написанному ветераном религиозной борьбы Питером Смитом. Для православных это будет довольно запутанная история — в ней упоминается история Руси, а также, похоже, принимается нарратив о том, что Путин каким-то образом изобрел ее (а не извратил). Заголовок: «Киевские святыни, мемориалы с мощным символическим значением в опасности». Вот увертюра:

Киев, готовящийся к потенциально катастрофической атаке России, является духовным сердцем Украины.

Среди объектов риска в украинской столице находятся самые священные православные святыни страны, которым почти 1000 лет, на заре христианства в регионе.

Эти места, наряду с другими знаковыми святынями Киева, имеют религиозное значение как для украинского православия, так и для русского православия. Они также служат мощными символами в споре о том, являются ли эти две группы частями одного народа — как заявил президент России Владимир Путин – или отдельными, но родственными славянскими народами.

Среди достопримечательностей — Софийский собор с золотыми куполами и Киево-Печерская Лавра, обширный подземный и надземный комплекс, также известный как Печерский монастырь. Другие включают многобашенный Михайловский Златоверхий монастырь и Андреевскую церковь.

На самом деле древний Киев — или Киев на Западе — это духовное сердце славянского христианства. Это гораздо больше, чем «духовное сердце Украины». Итак, на данный момент история построена именно так, как многие — повторяю «многие», как и «не все» — украинцы сформулировали бы этот вопрос во время нынешнего конфликта.

Обратите внимание, в следующем отрывке о Лавре, с темой, что Путин каким-то образом изобрел Крещение Руси.

Древнейшие части святынь восходят к средневековому царству Киевской Руси, вскоре после принятия ею христианства при князе Владимире в 10 веке. Путин заявил, что королевство является общим предком сегодняшних России и Украины. Украинцы возражают, что их отдельная нация сейчас подвергается братоубийственной атаке со стороны своего славянского соседа.

Как я уже говорил ранее, я совершил две поездки в Киев и разговаривал со многими, многими людьми, которые выступают за независимую, свободную Украину. Я не встречал никого, кто поддерживал бы Путина.

При этом я не думаю, что слышал, чтобы кто-то отрицал историю славянского православия. Вместо этого они сказали бы, что Украина — особенно после адского гнета Советов — превратилась в отдельную нацию и культуру. Общая история, однако, не отменяет современной реальности, особенно в высокоевропейских городах Западной Украины.

Позже в произведении есть этот сложный и важный отрывок, который, кажется, принимает историю, структуры и символы славянского православия на их собственных условиях. Давайте пройдем через это?

Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром в XI веке по образцу храма Святой Софии в Константинополе, духовного и архитектурного центра средневекового православия.

Я был в соборе Святой Софии и дважды тайно молился в музее/мечети, то есть в соборе Святой Софии. Поверьте мне, эти великие церкви совсем не похожи друг на друга. Это напоминание о старой поговорке восточного православия о том, что есть православные христиане, которые настаивают на том, что каждая православная церковь в мире основана на соборе Святой Софии. Давайте двигаться дальше.

Киевский собор включает в себя мозаики и фрески возрастом 1000 лет, и, по данным ЮНЕСКО, он был образцом для более поздних церквей в регионе.

«Огромный пантеон христианских святых, изображенный в соборе, имеет непревзойденную многочисленность среди византийских памятников того времени», — отмечает ЮНЕСКО.

По данным ЮНЕСКО, Печерский монастырь, включающий в себя подземные кельи, гробницы святых и наземные церкви, построенные на протяжении почти девяти веков, оказал огромное влияние на распространение православия.

Все верно. Двигаясь дальше, есть ссылка на два ориентира:

Монастырский комплекс находится в ведении Украинской Православной Церкви, которая связана с православным патриархом Московским, хотя и имеет широкую автономию. Михайловский собор является базой более националистической Православной церкви Украины. Но украинские лидеры обеих православных групп резко раскритиковали российское вторжение.

Опять же, это правда — включая ссылку на митрополита Онуфрия, имеющего «широкую автономию».

К чему это нас приведет?

Позвольте мне призвать журналистов отказаться от популярного нарратива о том, что «Путин создал миф о Руси». Можно с точностью сказать, что он извратил эту историю в своих целях. Верно также и то, что миллионы православных людей по всему миру, в том числе в церквях с разным уровнем общей истории с Русской православной церковью, отвергают действия Путина и его заявление о том, что православная история требует, чтобы государство Россия контролировало Киев.

А как насчет напряженности между Москвой и Стамбулом и двух конфликтующих украинских православных организаций?

В настоящее время среди репортеров популярно поддерживать признание США и ЕС тех, кто утверждает, что Вселенский Патриарх в Турции обладает почти папскими полномочиями для разрешения такого рода споров.

Хотя это и расстраивает, полезно знать, что православные сталкивались с различными разделениями такого рода на протяжении веков. Суть в том, что Православие делает упор на соборный подход к управлению, когда речь идет о решении важных вопросов церковной жизни, таких как будущее Православия в Украине (и, если уж на то пошло, в Соединенных Штатах).

Этот сложный церковный вопрос потребует времени. Мой совет: никогда не игнорируйте древнюю Антиохийскую церковь.

ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ: Карта со страницы Reddit на тему «Создание Киевской Руси».

язычник, донжуан, святой – Исторический сборник танца

По [email protected]Лично

Изображение святого Владимира Великого 1889 года

Святой Владимир Киевский, или Владимир Великий, как его также называют, является одним из самых неожиданных святых в христианском календаре. Его до сих пор почитают как отца христианства в России и на Украине, хотя большую часть своей жизни он был образцом языческого царя: кровожадным, развратным и братоубийственным. Владимир родился в 956 князю Святославу Киевскому и ключнице его Малуше. Скандинавские саги утверждают, что Малуша была пророчицей, дожившей до 100 лет. Святослав был правителем Киевской Руси, свободной федерации восточнославянских племен в Европе, существовавшей с конца 9 до середины 13 века. У Святослава также было два законных сына, Олег и Ярополк.

Возможно, чтобы предотвратить семейные распри, Святослав решил доверить часть своих владений своим сыновьям еще при жизни. Киев, как важнейший город, был отдан старшему сыну Ярополку, а Владимир получил новгородскую вотчину. Святославу действительно удалось сохранить мир со своими детьми — немалое достижение в средневековой Европе, — но после его смерти в 9 г.72 года между Олегом и Ярополком вспыхнула гражданская война. Владимир был вынужден бежать в Норвегию в 977 году. Он собрал армию скандинавских воинов, чтобы вернуть Новгород, но его амбиции не ограничивались повторным захватом его собственной территории. Вероятно, он видел в разобщенности своих братьев шанс получить полный контроль над Киевской Русью. В покушении ему невольно помог Ярополк, убивший Олега; теперь только один брат стоял между Владимиром и короной. Военный поход Владимира на Ярополка оказался очень успешным; в течение года ему удалось покорить крупные города и захватить Киев. Он приказал убить Ярополка и объявил себя правителем всей Киевской Руси.

Золотая монета Владимира Великого

Несмотря на то, что Владимир был незаконным узурпатором, ему удалось сохранить свою власть. Его раннее правление было отмечено распутным поведением, жесткой экспансионистской политикой и преследованием христиан.

Во-первых, его склонность к разврату в сочетании с абсолютной властью привели многих женщин к несчастной судьбе. Когда он собирался напасть на Ярополка со своими скандинавскими воинами еще в 977-978 годах, Владимир решил, что хочет жениться на Рогнеде, дочери Рогволода, князя Полоцкого. Она отказалась вступить в союз с мужчиной, рожденным от рабыни (имея в виду, конечно, его незаконнорожденность), на что Владимир напал на Полоцк, убил князя Рогволода и похитил Рогнеду. Его жестокое поведение продолжилось, когда он добрался до Киева. После того, как он убил Ярополка, Владимир приступил к изнасилованию своей недавно овдовевшей невестки. Поскольку язычество, исповедуемое многими Киевскими Русями, допускало полигамию, говорят, что за десять лет до того, как он обратился в христианство, у Владимира было 800 наложниц и множество жен. После своего обращения Владимир, казалось, довольствовался тем, что у него была только одна жена, но пока он наслаждался всеми благами язычества. Хотя христианство распространялось в регионе уже несколько десятилетий, Владимир оставался бескомпромиссным язычником.
Он воздвиг много языческих статуй и святилищ богам и закрывал глаза на периодические вспышки насилия толпы против христиан.

Причудливое изображение похищения Владимиром Рогнеды. ~ Антон Лосенко (1770)

Однако, похоже, что в конце 80-х годов Владимир начал обращать внимание на религию и обдумывать альтернативы язычеству Киевской Руси; отчасти, возможно, потому, что посланники из окрестных королевств продолжали убеждать его обратиться в их особую веру. Таким образом, согласно ранней славянской «Первой летописи», Владимир, посоветовавшись со своей знатью, разослал послов по всему цивилизованному миру, чтобы из первых рук судить об основных религиях того времени; ислам, иудаизм, византийское православие и католицизм. Первичная хроника описывает результаты посольств следующим образом.

О волжских болгарах-мусульманах посланники сообщали, что не было у них радости, а только горе и смрад великий. Автор Primary Chronicle также отметил, что ислам был непривлекательной религией из-за табу на свинину и алкогольные напитки; Владимир якобы заметил по этому поводу: «Пьянство есть радость всея Руси. Мы не можем существовать без этого удовольствия». Что касается иудаизма, нам говорят, что Владимир рассматривал потерю евреями Иерусалима как знак того, что они были оставлены Богом.

Наконец-то посольства в христианские земли. Русские эмиссары не находили красоты в мрачных римско-католических церквях в Германии, но были очень впечатлены пышностью и обстоятельностью византийской православной церкви. Говоря о великолепном богослужении в соборе Святой Софии в Константинополе, они писали домой, что «мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле… такая красота, мы не знаем, как рассказать о ней. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служба прекраснее, чем обряды других народов». Конечно, этот источник крайне ненадежен, поскольку он был написан ученым-христианином уже после христианизации Киевской Руси, но, тем не менее, он представляет собой интересную историю. Во всяком случае, кажется, что Владимир находил византийское православие привлекательной перспективой, тем более из-за потенциальных политических выгод от союза с Византийской империей.

Владимир выбирает религию. ~ Иван Эггинк (1822)

Реальные события, связанные с обращением Владимира, довольно туманны, поскольку киевские и арабские летописцы дают совершенно разные описания. В «Первой летописи» говорится, что Владимир решил овладеть византийским городом Херсонес дерзким ходом, чтобы показать свою силу и принудить императора к рукам. Владимир продолжал требовать руки Анны, сестры императора Василия, угрожая двинуться на Константинополь, если его предложение будет отклонено. Ему была дарована рука Анны при условии, что он обратит и обратит в христианство свой народ. Арабские источники, с другой стороны, связывают Владимира с крупным восстанием, с которым Василий столкнулся в 9 г.87. По свидетельству многочисленных арабских летописцев, Василий обратился за помощью в подавлении восстания к своему давнему врагу Владимиру. Киевский правитель согласился оказать помощь Василию при условии супружеской связи. Когда венчание с Анной было завершено, он послал к императору 6000 воинов и крестился в Херсонесе.

Крещение Владимира в Херсонесе. ~Виктор Васнецов (1890)

Как бы то ни было, тот факт, что Владимиру удалось жениться на родной сестре Императора, поистине поразителен. Никогда еще варвар-язычник не женился на византийской принцессе; супружеские иски французских королей и германских императоров до сих пор безапелляционно отклонялись. Судя по всему, 27-летняя Анна очень не хотела выходить замуж за Владимира. В конце концов, она должна была оставить позади свою роскошную жизнь в великолепном христианском городе, чтобы отправиться в дикие варварские земли с королем, который только что принял крещение и уже имел сотни жен и наложниц (от которых он тут же отрекся). . Тем не менее, ее собственные наклонности были принесены в жертву интересам государственной политики, и она провела путь к своему новому дому в большом горе.

Вернувшись в Киев, Владимир с большой энергией приступил к своей программе христианизации. Он приказал разбить и сжечь языческие святыни и статуи с тем же энтузиазмом, с каким он их строил в первую очередь. Он крестил двенадцать своих сыновей и многих представителей знати. В культовой сцене из «Первой летописи» Владимир однажды послал послание всем киевлянам, «и богатым, и нищим, и нищим, и холопам», чтобы они пришли к реке Днепр, чтобы они не рисковали стать «врагами князя». . Народу явилось много, и их массово крестили православные священники, специально привезенные из Херсонеса.

За великим крещением Киева последовали аналогичные церемонии в городских центрах по всей стране. Несмотря на официальное одобрение христианства, новая религия встречала сопротивление. Часто чиновники были вынуждены применять насилие, чтобы заставить людей обратиться в другую веру. Например, дядя Владимира, Добрыня, по-видимому, должен был принудить новгородцев к христианству «огнем», а местный посадник «уговорил» своих соотечественников обратиться «мечом». Язычество сохранялось долгое время, проявившись во время Верхневолжского восстания и других протестов.

Крещение киевлян. ~ Клавдий Васильевич Лебедев (19 век)

Что касается Владимира, то он направил свою энергию на расширение своих владений и основание многочисленных школ, монастырей и церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *