Когда крестилась русь год: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

как, когда и почему крестили Русь.

26.12.2022 / Оставьте комментарий / История / От admin

Крещение Руси стало важной вехой и поворотным этапом в истории, который определил направление развития славян живущих на Востоке и связал его жизнь с православным христианством. Каждый год 28 июля верующие россияне отмечают знаменательное историческое событие. Дата Крещения Руси празднуется одновременно с днем памяти Великого Владимира. С 2010 года этот праздник обрел статус государственного.



Содержание статьи:

Славяне до крещения Руси

После смерти Святослава Игоревича в 970 году в Новгороде стал княжить его младший сын Владимир. С 978 года и до 1015 года Владимир правил в столице Киевской Руси — в Киеве. За это время он провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение в христианство.

В 977-980 по приказу князя Владимира на одном из городских холмов были установлены идолы славянских богов во главе с громовержцем Перуном. Затем он с целью объединения разрозненных племен отправил также создать такой межплеменной пантеон с идолами в Новгород. В качестве главной фигуры для поклонения выделялся Перун. Но в каждом племени предпочитали и других богов, поэтому эта попытка была обречена на провал.  

Предпосылки для крещения

Мудрый правитель видел и понимал, что язычество с его многочисленными богами тормозит развитие Руси как в политике, так и в культурной сфере. К тому же оно не служило стремлению князя — укреплению власти. Владимир понимал, что нужно что-то менять. Для этого был ряд предпосылок:

  • В каждой племенной группе были свои божества, и многообразие не приводило к единению племен, а это, в свою очередь, приводило к ослаблению государства.
  • Языческие традиции были жестокими и предполагали принесения в жертву не только животных, но и людей.
  • В то время как большинство европейских государств стали христианскими, языческая вера стала невыгодной для создания внешних политических отношений.

Поиск религии

Соседние страны пытались склонить Владимира в свою веру. К нему приезжали послы немецких католиков, камских болгар, греков и даже евреев. Каждый из них расхваливал свою религию. По совету бояр Владимир направил в эти страны своих посланников, но тем не понравились бедные храмы, унылые молитвы и множественные обряды.

После прибытия десяти самых уважаемых и мудрых в Киевской Руси людей в Византию (Царьград) император решил показать русским боярам служение патриарха. Роскошь, величие, богатство и красота поразили делегацию, о чем они и доложили князю Владимиру. Ему также пришлось по нраву богослужение византийцев, поэтому вопрос о принятии восточного христианства был решен. К тому же Византия была более значимым политическим союзником для Руси, чем находящиеся в отдалении западноевропейские католические страны. 

Византийские императоры при принятии любым государством православия рассматривали их как подчинившиеся Византии.

Зная об этом, князь Владимир не мог позволить себе быть в подчинении, поэтому в 988 году его войско захватило крымский Херсонес. Он предложил византийцам в обмен на освобождение города прислать ему для крещения священников и выдать за него замуж императорскую сестру царевну Анну. 



Крещение князя Владимира

Не желая вступать в конфликт с русским князем, византийский император согласился отдать ему в жены сестру при условии, что сам Владимир должен обратиться в христианство. Это условие было поставлено из-за того что, по христианским канонам Анна не могла обручиться с язычником. Вследствие этого князем было принято окончательное решение об обращении в христианскую веру. 

В 988 году царевна Анна в сопровождении группы священнослужителей прибыла в Херсонес. Там же был крещен князь Владимира с христианским именем Василий, затем сочетали его законным браком с Анной. Вместе они затем отправились в Киев.

Так Анна стала единственной супругой князя. Владимир отказался, в соответствии с требованиями новой веры, от многоженства.

Крещение Руси

После возвращение в столицу князь в первую очередь крестил своих сыновей и всех приближенных. Источник, где проводился обряд, назвали Крещатиком. Параллельно с этим Владимир велел уничтожить все статуи языческих идолов и святилища, которые он сам создавал. Затем он приказал всем киевлянам собраться на берегу реки Днепр. Здесь было проведено массовое городское крещение, которое осуществили приехавшие вместе с Анной священники из Херсонеса. В череде массовых крещений это событие было первым. Так началось крещение Руси.

После крещения Киева другие города последовали его примеру. Это событие не везде воспринималось с энтузиазмом и добровольно. Во многих селениях настроение язычников было агрессивным. Они не желали давать в обиду своих идолов и уж тем более принимать христианство. Приходилось подавлять восстания на местах, но таковы были средневековые нравы. Одним из руководителей подавления новгородских бунтов был Добрыня Никитич, который впоследствии стал народным былинным героем-богатырем. После Новгорода крестились: Ростов, Муром, Суздаль, Смоленск, Полоцк и другие города.

Христианское православие постепенно приобрело статус государственной религии. Но еще долгое время служители языческих культов действовали нелегально. Многие приверженцы языческих обрядов продолжали им тайно следовать, а внутри крестов носили обереги и талисманы. Языческие жрецы на протяжении многих десятилетий проводили свои проповеди и им это не запрещали делать, если только они не призывали к свержению власти.

Для нивелирования их действий некоторые праздники были объединены с христианскими. Так, например, праздник Купала был совмещен с днем Ивана Крестителя и начал называться праздником Ивана-Купала.

Последствия крещения Руси

Обращение в христианскую веру явилось важным шагом, который отразился как на внутреннем развитии государства, так и на внешней политике. Крещение Руси князем Владимиром трудно переоценить. Что изменилось после этого события? Вот основные последствия:

  • Сплотились разрозненные племена в единое государство, и началось создание древнерусского народничества. Вера стала важным объединяющим элементом.
  • Исчезли жертвенные приношения людей.
  • Было запрещено многоженство. 
  • Укрепилась княжеская власть. Единый Бог стал сопоставляться с представлением народа о едином правителе Руси. Это укрепляло его авторитет.
  • Развитие культуры, просвещения, распространение славянской письменности, иконописи и градостроительства. Улучшились общественные нравы, люди стали образованней.
  • Повысился престиж и авторитет Руси на международной арене. Произошло сближение с другими странами, исповедующими христианство.
  • Появилась возможность заключения династических браков, торговых союзов и дипломатических отношений.
  • Была создана русская православная церковь и введен новый налог — десятина. Князь Владимир отдавал десятую часть своих доходов на строительство храмов и содержание священников. В Киеве на эти средства был построен прозванный Десятинной церковью храм Пресвятой Богородицы.

В укреплении православия особую роль сыграли монастыри. Среди крещеных людей появились такие, которые отрекались от мирских благ ради служения вере и Богу. Кроме белого духовенства (священников) появилось черное духовенство (монахи). Среди них были подвижники христианства Антоний и последователь его Феодосий Печерский. Благодаря их усилиям недалеко от Киева, на берегу Днепра был основан Киево-Печерский монастырь. Из его стен вышло множество творцов русской культуры и образованных вероучителей.



Заключение

Таким образом, крещение Руси стало великим и важным событием во времена правления князя Владимира с 980 по 1015 год. Древнерусское государство вошло в число европейских христианских государств и стало частью православного мира, преодолев цивилизационную изоляцию.

Ждём Ваши оценки и комментарии. По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))

    День в истории. 28 июля — День крещения Руси

    Крещение Руси – одно из значимых событий в истории страны. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба государства, если бы основной была выбрана другая религия.

    Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство по византийскому обряду, стала княгиня Ольга в 957 году. А отдельно взятые случаи крещения людей описываются задолго до того, как к власти пришёл Владимир. Так, первым массовым крещением историки считают «Фотиево крещение». Его провёл в 867 году патриарх Фотий. «Так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды». Среди славянских племён до последнего исповедовали языческую религию витячи.

    Принятие новой веры стало серьёзным толчком к объединению русских земель. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». К Владимиру приходили миссионеры и рассказывали о сути других религий. Он выслушивал их и задавал вопросы, пытаясь решить, какую религию выбрать. В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на употребление вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

    До крещения Владимира называли «великим распутником». Приняв религию, он стал гораздо сдержаннее и вступал в брак всего два раза. Упоминания о том, как князь каялся в грехах и преодолевал себя с помощью новой веры, есть у многих русских летописцев.

    Официальная дата Крещения Руси – 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия. После – Норвегия, и позже всех – Швеция, которая самими восточными скандинавами ещё долго считалась языческой, почти варварской страной.

    После Киева в христианскую веру стали обращаться и другие города: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров. Процесс крещения растянулся на несколько столетий. Регулярно подавлялись восстания волхвов. Таким образом, Ростов был крещён только в конце XI века, а в Муроме язычники держали сопротивление вплоть до XII века.

    По мнению болгарского историка Николая Тодорова, Византия, побудив Русь принять христианство, приобщила её к средиземноморской цивилизации, которая известна как византийская. Именно она существовала в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке в виде синтеза античного и христианского наследий. Это позволило древнерусскому народу получить доступ к достижениям философии, социальных и естественных наук, на основе которых на Руси были созданы собственные общественные институты.

     

    Все серии фильма «Крещение Руси» можно посмотреть, пройдя по ссылке

    Материал подготовила на основе информации из открытых источников С. П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.

    Владимир Киевский и Ольга, первые христианские правители Руси

    Ольга (Хельга, укр. Ольга), бабушка Владимира Великого, родилась в Пскове около 890 г. Вышла замуж за князя Игоря Киевского, а после его смерти она была регентом их сына Святослава. Она провела административные и финансовые реформы в Киевской Руси и была одним из первых обращенных в христианство среди варяжских или скандинавских правителей Руси, территории, где доминировали викинги в глубине славянских земель. В 957 г. она посетила Константинополь, где, по некоторым сведениям, она была крещена, хотя по другим данным, она была христианкой за несколько лет до своего визита в столицу Восточной Римской империи. Ее крещение не означало обращения ни ее народа, ни даже ее собственной семьи, поскольку язычники сплотились вокруг ее сына, сопротивлявшегося ее усилиям научить его христианской вере. Умерла Ольга в 969 году, а 11 июля она почитается в Украинской и Русской Церквях как

    Исапостол 9.0006 , Равноапостольный.

    Владимир (укр. Владимир) родился в 956 г., младший сын Святослава Киевского и правнук Рюрика, традиционного основателя династии Рюриковичей, правившей Киевской Русью и ее правопреемниками княжествами, и Российского государства . Владимир стал князем Новгородским в 970 году. Через два года, после смерти Святослава, разгорелась ожесточенная борьба между тремя его сыновьями: Ярополком, князем киевским, Олегом и Владимиром. Олег (или Олед) был убит, а Владимир был вынужден бежать к своему родственнику Хокону Сигурдссону из Норвегии. Вернулся в 980 г. при поддержке скандинавов захватил города Полоцк и Смоленск, предательски убил Ярополка при взятии Киева, тем самым сделав себя господином всей Киевской Руси. Успешный военачальник, он расширил контроль России от юго-востока Польши до долины Волги.

    Хотя христианская вера завоевала немало новообращенных среди народов Киевской Руси еще со времен Ольги, Владимир оставался убежденным и даже ревностным язычником, брал многочисленных жен и наложниц и воздвигал капища языческим богам. Возможно, он пытался реформировать славянское язычество, продвигая бога-громовержца Перуна как верховное божество. В 983 г., после одного из своих удачных военных походов, Владимир и его войско сочли нужным принести богам человеческую жертву. Был брошен жребий, показывающий, что юноша по имени Иоанн должен быть принесён в жертву. Его отец Федор, христианин, усиленно сопротивлялся замыслу армии, обличая языческих богов. «Ваши боги — просто дерево», — сказал он. «Сейчас он здесь, но завтра может сгнить в небытие. Ваши боги не едят, не пьют, не говорят и сделаны руками человека из дерева, тогда как есть только один Бог, которому поклоняются греки, и он сотворил небо и землю. А ваши боги? Они ничего не создали, потому что они были созданы сами. Никогда я не отдам своего сына чертям! Затем разъяренная толпа убила Федора и Иоанна, и они почитаются Православной Церковью как первомученики российские.

    Это происшествие, возможно, имело какое-то продолжительное влияние на Владимира, потому что к концу десятого века, объединив всех восточных славян под своей властью в Киеве, по политическим, а также по интеллектуальным и духовным причинам, он хотел знать, что было истинным религия. Русская Первичная Летопись описывает отправку Владимиром эмиссаров в разные части света по очереди. Его эмиссары не были впечатлены булгарами-мусульманами, которые не имели радости и запрещали употребление алкоголя. Не впечатлил их и иудаизм, ибо евреи-хазары живут в изгнании со своей земли, а Владимир приложил немало усилий для создания империи и не хотел рисковать ее потерять. Католицизм немцев был непривлекательным, их богослужение лишено красоты. Но когда делегация, наконец, посетила Константинополь и присутствовала на Божественной литургии в великом храме Святой Премудрости Святой Софии, они воскликнули: «Мы не знали, на небе мы или на земле! Бог обитает там среди людей. Мы не можем забыть эту красоту». В 988 Владимир отправил шеститысячное войско к византийскому императору Василию Второму, нуждавшемуся в военной помощи, прося взамен руки сестры Василия Анны. Император согласился при условии, что Владимир станет христианином. В том же году Владимир был крещен епископами из Империи. Но император тогда не захотел выполнять свою часть соглашения, так что Владимир напал на Крым, в результате чего император уступил, и княгиня Анна стала женой Владимира.

    Ее сопровождали в Киев священники из имперской столицы. Когда царская чета вернулась в Киев, народ последовал примеру и настоянию своего князя и крестился.

    Несмотря на сомнительные и откровенно политические обстоятельства своего обращения, Владимир был искренен в своей приверженности новой вере. Он отпустил своих прежних жен и наложниц, изменил свою жизнь и публично уничтожил идолов (главного идола Перуна в Киеве он избил и бросил в реку). Он стал горячим сторонником христианской веры, построил множество церквей и монастырей, расширил судебные и образовательные учреждения, помогал бедным и поддерживал греческих миссионеров среди своего народа. Евангелизация Киевской Руси шла быстро, отчасти потому, что Владимир в значительной степени полагался на физическое принуждение, наказывая тех, кто сопротивлялся крещению. Возникшая Украинская (и Русская) Церковь оставалась под юрисдикцией Константинополя, но оставалась дружественной по отношению к Западу.

    Последние годы жизни Владимира были омрачены восстанием его сыновей и бывших языческих жен, и он погиб в походе против одной из них на Берестове, под Киевом, 15 июля 1015 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *