Первые правители и их неоднозначный вклад во введение Христианства на Руси
Более чем тысячелетняя история Российского государства неразрывно увязана с христианством. Момент крещения основного населения Древней Руси относят к 988 году и связывают с именем Великого князя Киевского Владимира. Однако достоверно известно, что Христианство проникло на Русь задолго до этого события. Существует предание о том, что первым христианином прошедшим Русь от устья Днепра и до острова Валаам был сам апостол Андрей. Остановившись у Киевской кручи, он установил деревянный крест и возвестил о том, что здесь воссияет истинная вера во Христа.
Тогда в землях восточных славян прочные позиции занимал родоплеменной строй с крепкими языческими устоями. Христианские проповедники и миссионеры могли склонить к принятию христианства отдельных купцов, воинов и обывателей, но не находили понимания в среде старейшин. Их власть строилась на том, что они указывали своим родам что делать, отправляя религиозные обряды и принося жертвы. С разрушением родоплеменных отношений стали слабеть и позиции языческой религиозной системы. Право власти переходило к князьям, которые в первую очередь уже опирались на силу своих дружин. Религия оставалась немаловажным фактором, но в условиях формирования государства требовало иной интерпретации.
- 1 Первый правитель Руси Рюрик и Христианство
- 2 Аскольд и Дир первые Киевские правители – христиане
- 3 Веротерпимость князя Олега Вещего
- 4 Князь Игорь Старый и христианство
- 5 Правительница Ольга – святая
- 6 Князь Святослав, истинный язычник
- 7 Князь Ярополк Святославович нереализованные перспективы
- 8 Святой креститель Руси князь Владимир Святославович
- 9 Православное Христианство – дар Бога святой Руси
Первый правитель Руси Рюрик и Христианство
Принято считать, что приход на Русь князя Рюрика на Русь является началом Русской государственности. Легендарная личность первого правителя Руси окутана тайнами, поэтому определить его отношение к христианству весьма затруднительно. Есть свидетельства, увязанные с Ксантенскими анналами, что в 826 г. некий Рюрик (сын датского конунга) был крещен при участии короля франков Людовика Благочестивого. Был ли это Рюрик Новгородский (варяжский)? Точно сказать нельзя. Как нельзя утверждать что-то определенное про отношение Рюрика к введению христианства на Руси.
Аскольд и Дир первые Киевские правители – христиане
Основываясь на византийских источниках можно смело утверждать, что первая попытка христианизации южной Руси была предпринята киевскими правителями Аскольдом и Диром. Византийские хроники доносят до нас их просьбы к Константинопольскому патриарху, прислать в Киев священников. Вероятно, их отношение к христианству было самым благожелательным, возможно они и сами приняли крещение. Если ситуацию домысливать логически, то возможно у Аскольда и Дира были планы на введение Христианства как государственной религии на подвластной территории.
Веротерпимость князя Олега Вещего
Во времена, когда Русью правил князь Олег, убивший Аскольда с Диром и перенесший столицу в Киев, христианская община здесь никак не умалилась. Князь носил прозвище «Вещий», что означало его тесную связь с языческим культом. Однако это обстоятельство не стало поводом для гонений на христиан. Впрочем, князь никак не выделял христианство из ряда других религий. Его нейтральность была своего рода вкладом в процесс проникновения Христианства на Русь.
Князь Игорь Старый и христианство
Правление Игоря Старого было так же связано с походами на Константинополь, правда, менее удачливыми по сравнению с Олегом Вещим. Если в русско-византийских договорах князя Олега не имеется упоминаний о христианах, то в договорах князя Игоря есть фразы про «крещеных» и «некрещеных» русских, не дерзающих нарушать обязательства перед греками. При ратификации договоров участники соглашений клянутся: христиане – в храмах, а язычники на капищах. Это говорит о том, что в окружении князя Игоря значительную долю свиты, составляли христиане. Однако ввести христианство как государственную религию Руси Игорь Старый не смог, или не успел. Заметного вклада в христианизацию Руси Игорь не сделал.
Правительница Ольга – святая
Княгиня Ольга – первая, достоверно подтвержденная христианка – правительница Киевской Руси. Крещеная Византийским императором и Константинопольским патриархом Киевская правительница покровительствовала русским христианам. Однако, о введении христианства на Руси, в качестве государственной религии речи не вела. Кто-то из приближенных последовал ее примеру, но на общую приверженность язычеству русичей это не повлияло. Ее вклад во внедрение христианства в русскую религиозную жизнь был по-настоящему выдающимся.
Князь Святослав, истинный язычник
Святослав, воспитанный истовым язычником Свенельдом, придя к власти, разрушил церковь Святого Николая (позднее восстановленную). Возможно, его походная жизнь была обусловлена стремлением быть подальше от Киева, где заправляли крещеные бояре, из окружения его матери. Его отношение к христианству не менялось до момента трагической гибели. Вкладом Святослава во введение новой религии можно считать то, что он, в силу своей оторванности от Родины, не сильно мешал процессу христианизации на Руси.
Князь Ярополк Святославович нереализованные перспективы
За шесть лет своего правления Ярополк Святославович активизировал дипломатические связи с Оттоном II, германским императором, женился на дочери его близкого родственника. Никоновская летопись свидетельствует о приеме Ярополком послов от папы римского. Иоакимовская летопись говорит о том, что Ярополк симпатизировал христианам и дал им «волю
великую». Есть исторические версии о крещении князя Ярополка. В любом случае князь Ярополк способствовал созданию условий для введения христианства на Руси в качестве государственной религии.
Святой креститель Руси князь Владимир Святославович
Имя князя Владимира Святого одно из самых значимых во всей Русской истории. Уже в древнерусских летописях его называли равноапостольным. Ярый язычник в юности, запятнавший себя многими неблаговидными поступками, князь в зрелом возрасте пришел к принятию христианства. В нем он увидел не только (и не столько) спасение своей души, а истинное благо для государства подвластного ему. Именно князь Владимир внес основополагающий вклад во введение христианства на Руси. Его наследники уже только укрепляли христианство, как государственную религию.
Православное Христианство – дар Бога святой Руси
Крещение Руси около 989 года стало актом введения Христианства как государственной религии, духовной основы многонационального народа, его населяющего. Этот шаг был важен не только для нашего Отечества, но и прежде всего, имел всемирно-историческое значение. Последующая история Российской державы показала огромную позитивную роль православного христианства в становлении, выживании, возрождении и укреплении страны в разных жизненных ситуациях. Вклад первых правителей Руси во введение православия на Руси ценен, но в разной степени.
Христианство на Руси: причины принятия, значение и последствия
- 19 Августа, 2019
- События
- Арина Михалкова
Принятие христианства на Руси стало важным историческим событием в формировании восточнославянской цивилизации. В результате этого шага произошли существенные изменения в этнической, социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Признание и утверждение «греческой веры» являлось необходимостью, поскольку уравнивало молодое государство с остальными крепко стоящими державами, где язычники воспринимались как неполноправные народы. В ходе статьи будет рассмотрено, в каком веке Русь приняла христианство, названы причины, способствующие этому процессу, и проанализированы особенности введения новой веры.
До крещения
Первые русские летописцы, фиксирующие хронику родных земель, появились не ранее XI столетия. По этой причине версия событий IX–X веков, за исключением нескольких греческих рукописей, не имела иных источников происхождения, кроме устных преданий, достоверность которых весьма сомнительна. Поэтому за отсутствием подлинных документов история того времени, когда христианство появилось на Руси, довольно слабо изучена.
Языческие верования славянских племен, некогда обитавших на территории современной России, малоизвестны. Мифология и религиозные обряды являлись важной составляющей их жизни. Они поклонялись природе и ее силам, веруя, что она населена существами, несхожими с людьми (упыри, берегини, духи зла). Через различные ритуалы праславяне отмечали перемены, происходящие в окружающей среде, тем самым создавая круг определенных языческих праздников. Позднее появился культ, связанный с земледелием, они стали почитать Рода (дух-покровитель рода, судьбы) и богинь Рожаниц Ладу и Лелю (покровительниц плодородия, беременных и рожениц).
В эпоху образования государственных объединений на землях древних славян формируется языческий пантеон, в котором каждое божество закрепляется за отдельной стороной быта. Их насчитывалось немало: Сварог (ходящий по небу), Велес (дарующий богатство и благополучие, покровитель странников), Перун (громовержец, позднее – покровитель воинов), Даждьбог (бог солнца), Макошь (богиня изобилия, покровительница женщин) и другие. Однако образы демиургов так и не обрели у славян какой-либо ясности и определенности: не было ни специальных святилищ, ни выделенного сословия жрецов. Только местами, на открытых пространствах, устанавливались грубые изображения идолов, которым приносились жертвы (порой человеческие), но этим все и ограничивалось.
По следам предков
В древних преданиях повествуется, что первые шаги христианства на Руси были сделаны святым апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя Евангелие, апостол проходил через Фракию, Скифию, Сарматию и дошел до днепровских гор, где позже был воздвигнут Киев. Он предрек, что однажды на этом месте поднимется славный город и церкви.
Следы христиан отмечаются на юго-западных рубежах русской земли у племен тиверцев и угличей, населявших районы на нижнем Днестре и до нижнего Дуная. По записям блаженного Феодорита известно, что Иоанн Златоуст пытался насаждать христианство у соседей-греков и скифов-кочевников, проживавших у Дуная. Источники повествуют о том, что в его устьях находилась Скифская (или Томитанская) епархия, и назидательные учения отцов церкви имели возможность доходить до полян, находившихся южнее Киева. В IV веке епархия находилась у готов, кочевого народа, жившего в южных областях между Дунаем и Днепром. Позднее, когда славянские племена открыли для себя Византию и стали ездить туда по торговым делам и на служение в императорские войска, они ближе познакомились с «иной» верой. Христианство всполохами стало отмечаться на Руси, но в целом восточные славяне находились под сильным влиянием язычества.
Первые христиане на Руси
Принятие христианства варяжскими и славянскими дружинниками было упомянуто еще в IX веке. На первых порах крещение отмечалось единичными случаями, в основном это были воины, участвовавшие в походах на Византию и ведущие торговые дела с христианами-греками. Их решение в перемене веры было вполне объяснимым: большую часть жизни они проводили в дорогах и на чужбине, где постоянно созерцали величественные соборы и особую торжественность богослужений, а затем сравнивали имеющиеся культы на Руси с христианством. Таким образом, уверовавших варягов становилось больше.
Есть основания полагать, что в начале или середине 860-х годов первые киевские князья Аскольд и Дир c небольшим количеством народа получили крещение в Киеве, после похода русичей на Константинополь. Эти события некоторые историки представляют как первую дату, когда принято христианство на Руси (крещение Фотиевое, или Аскольдовое).
Далее русские христиане упоминаются также и в договоре с греками 944 года. Большая заслуга в приходе христианской веры на русские земли принадлежит княгине Ольге, которая крестилась во время своего визита в Константинополь (958). Во время ее правления христианство на Руси стало занимать не последнее положение, и с ним вынуждены были считаться язычники. Некоторые исследователи склоны считать, что обращение Ольги в веру было следствием сложной политической игры с императором Византии, Константином Багрянородным.
На распутье
В каком веке приняли христианство на Руси? Известно, что это произошло в Х веке, но последовательность событий остается до конца не выясненной. После продолжительной междоусобной борьбы на киевский престол в 980 году взошел Владимир (внук княгини Ольги), при котором Русское государство сумело значительно раскинуть свои границы и укрепить южные рубежи. В попытках объединить разобщенные земли князь хотел создать в стольном граде единый пантеон почитаемых богов, но не возымел в этом успеха. По прошествии некоторого времени на Руси было принято христианство как основная государственная религия.
К началу правления Владимира семена христианского учения уже имели свои всходы на территории государства. При этом князь все еще отдавал предпочтение языческим богам, хотя вполне осознавал все недостатки веры предков. Последующий провал религиозной реформы подтолкнул его к поискам новой религии, могущей заменить язычество и основательно укрепить государственную власть. Решение было продиктовано еще и тем, что все державы, окружавшие Русь, уже имели такие религии.
Согласно летописным сказаниям, к киевскому правителю явились посланники трех монотеистических верований: ислама, иудаизма и христианства. Последнее из них было особенно хорошо известно в Киеве по причине частых связей с Константинополем. Собрав бояр и старцев, Владимир держал с ними совет в выборе новой веры для государства. По их рекомендации он отправил в разные страны своих людей, чтобы выяснить, какая вера лучше всего подойдет русичам. В итоге предпочтение было отдано греческой вере.
Крещение Владимира
Крещение Владимира и его ближайшего окружения произошло в 988 году в греческом городе Корсуне. Данное событие было несколько форсировано ходом сложных дипломатических взаимоотношений и договоренностей между Русью и Византией. Русского князя не устраивало христианство по византийскому образцу, поскольку в этом случае русичи попадали в прямую зависимость от империи. Однако опыт Болгарской державы, располагавшей независимым патриаршеством, вдохновил Владимира на реализацию собственного замысла: породниться с византийскими правителями.
В 987 году для устранения грозного мятежника Варды Фоки, восхотевшего занять византийский трон, император Василий II просил помощи у русского князя, не скупясь на обещания ответной благодарности. По записям арабского историка XI столетия, отслеживающего время и события того периода, когда принято христианство на Руси, между двумя правителями состоялся договор, где главным условием выступала женитьба Владимира на принцессе Анне, сестре императора. Вторым немаловажным пунктом этого соглашения стало обязательное крещение русского князя и его народа.
Бунт у соседей благодаря вмешательству княжеской дружины был успешно подавлен, а его зачинщик Варда Фока устранен. Тем не менее византийский император не спешил исполнить своих обещаний Владимиру. Тогда тот решил сам напомнить о себе и захватил город Корсунь, послав соответствующую весточку византийскому престолу. Угрозе пришлось внять и смириться: русский князь получил крещение и сочетался с принцессой Анной.
Введение «новой» веры
Киев, повинуясь воле Владимира, первым крестился в водах Днепра. Событие произошло в конце июля 988 года, когда княжеским указом жителей города собрали на берегу реки и посредством ритуала обратили в новую веру. Эта дата стала официальным днем празднования крещения Руси, но фактически она только положила начало длительному процессу, затянувшемуся на несколько столетий.
У большинства историков все еще остается спорным вопрос о том, в каком веке христианство было принято окончательно. Во многих областях язычество довольно долго имело сильную позицию, и периодически организовывались бунты, прежде чем христианская вера встала на ноги как государственная религия. Некоторые территории приходилось крестить буквально «мечом», вследствие сильного сопротивления населения, не желающего предавать своих богов. Во Владимиро-Суздальском княжестве в 1024 году сторонники старой веры подняли восстание, в 1071 году был подавлен мятеж в Новгороде, Ростов смирился с крещением только к концу XI столетия, а город Муром и вовсе продержался до XII века.
Интересно отметить, что приход христианства на Русь по своим последствиям и общему значению нередко сопоставляют с преобразованиями Петра Великого.
Появление христианства на Руси: причины
Остановив свой выбор на греческой вере, Владимир руководствовался не столько религиозным воодушевлением, сколько государственными соображениями. Это судьбоносное решение давало возможность приобщить русский народ к высоким стандартам культуры и успешно развить государственную жизнь. Крещение Руси стало началом формирования современной российской цивилизации, и было спровоцировано комплексом определенных факторов.
Причины принятия христианства на Руси:
- введение государства в европейский мир;
- установление дипломатических, торговых и культурных отношений с христианскими государствами;
- формирование единого древнерусского общества на общих духовных и нравственных принципах;
- упрочение русской государственности;
- становление городской культуры;
- развитие образования, искусства и архитектуры, создание художественных и эстетических ценностей.
Таким образом, Византия привязала к себе религиозными узами сильного северного соседа, обретя в нем серьезного союзника. Киев же, в свою очередь, получил религиозно-идеологическое средство для укрепления государственности в складывавшемся феодальном порядке.
Синтез язычества и христианства
Древнерусский летописец («Повесть временных лет») в своих трудах сообщает, что русичи лишь формально стали христианами, в действительности они жили, как «поганые». В государстве полным ходом царило двоеверие. Поклонение Иисусу отчетливо походило на поклонение Перуну, Богородица сменила богинь Рожаниц в роли женского божества плодородия, за Георгием Победоносцем прослеживалось божество солнца Хорс и так далее. Церковь, приноравливаясь к существующим реалиям, стала связывать праздники языческих богов с культами христианских святых: день Купалы обратился днем Иоанна Крестителя, праздник Перуна заменился днем Ильи Пророка, языческий праздник урожая наложился на празднование Успения Богородицы. Сохранился и чисто языческий по своей природе праздник – Масленица. В итоге полученный синтез привел к формированию самобытной религии – русскому православию.
Христианство на Руси, каким было оно в XI-XII веках, хорошо прослеживается в похоронных обрядах. В захоронениях археологи находят соответствующую символику веры (кресты и образки), но наряду с этим умершему подкладывали и пищу, считающуюся необходимой в загробном мире. Стоит также упомянуть, что традиционные поминальные обеды после похорон, поминки по усопшим и поминальный родительский день являются ничем иным, как отголосками языческих верований о душе и потусторонней жизни.
Таким образом, мировоззрение древнерусского общества вплоть до XV века продолжало определять язычество.
Последствия христианизации Руси
Когда русские приняли христианство, это отобразилось не только на характере богослужений и проповедях, но и на своде принятых норм и новых учреждениях. В 1037 году «варварское» государство получило своего первого митрополита Феопомпа, а сын князя Владимира Ярослав Мудрый начал строительство митрополии. Церковное управление на местах стало осуществляться через епископство, подчинявшееся митрополиту, чья власть теперь курировала все духовенство Руси. Церкви получили в собственность земли, на которых разводили хозяйство, следуя византийским обычаям и законам, при которых юридические отношения с земледельцами устанавливались, как в Греции.
За короткое время русская церковь стала представлять собой мощный механизм в духовно-общественной жизни государства. Под ее неусыпным контролем воздвигались повсюду школы, в которых учителями выступали сами священнослужители. Монастырские стены представляли средоточие культурно-просветительских центров, где рождались труды летописцев, переводчиков, философов и писались первые национальные книги. Используя пример греческих коллег, духовенство управляло и судило людей на основании собрания законов Номоканона, приобретшего название Кормчей книги. Совершаемые преступления и безнравственность паствы пополняли казну церкви неплохими доходами. Помимо основной десятины от населения, пожертвования высокородных прихожан могли выражаться золотом и серебром, землями и угодьями, селами и городами.
Стоит добавить, что, несмотря на византийское влияние, Киевская Русь продолжала сохранять своеобразие своей культуры.
Заключение
Для заявления Руси как полноправного государства на политической карте мира требовалось по-новому перекроить всю страну, чтобы быть принятыми на равных цивилизованными державами как Европы, так и Азии. Поскольку в те времена самым продуктивным просветительским и объединяющим инструментом являлась именно Церковь, выбор киевского князя, находившегося на распутье, вполне очевиден. Тем не менее обстоятельства, при которых христианство было принято на Руси, все еще содержат очень много загадок и тайн. Имеющиеся скудные источники не могут дать полноты всей картины: они представлены лишь несколькими летописными преданиями, краткими сведениями из панегирической литературы и единичными свидетельствами иностранных авторов. Однако поиск исследователей продолжается.
Введение христианства на Руси стало ключевым фактором в укреплении государственности, передовых устоев, образовании моногамных семейных связей, развитии культуры, письменности, литературы и искусства. Русская церковь, прогрессирующая в сотрудничестве с государством, представляла собой ту силу, которая объединила разрозненные земли в единую политическую общность.
Похожие статьи
События
Чесменское сражение: победа русского флота
События
Советско-японская война (1945 г.
): причины и исторический ход событийСобытия
Информация о Великой Отечественной войне: краткая история
События
Какое событие произошло 27 января 1904 года?
События
Портсмутский мирный договор: дата заключения, условия и значение
События
Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий
Почему многовековой религиозный спор вокруг Православной церкви Украины имеет значение сегодня
Недавно в Украине была создана новая Православная церковь.
Вскоре после этого Варфоломей I, Патриарх Константинопольский и духовный глава мирового православия, даровал независимость новой Православной Церкви Украины и передал ее юрисдикцию от Московской церкви Константинопольской церкви, расположенной в Стамбуле.
Это соперничество Церквей Константинополя и Москвы за господство в православном мире не ново – оно насчитывает более 500 лет. Но рождение новой Православной Церкви в Украине открывает новую главу в этой истории.
Так что же представляет собой новая украинская церковь и как она изменит глобальный политический и религиозный ландшафт?
Константинополь против Москвы
Константинопольский патриархат считается самой важной из 15 независимых православных церквей мира. Хотя восточное христианство менее иерархично, чем его западно-католический аналог, Константинопольский Патриарх, тем не менее, имеет большой авторитет в православном мире.
Этот авторитет проистекает из притязаний Константинополя на первенство, уходящих корнями в его раннюю историю.
В четвертом веке нашей эры император Константин принял два решения, которые изменили мир: он сделал христианство официальной религией Римской империи и перенес столицу Римской империи из Рима в тогда еще скромный город Византию, позже переименован в Константинополь в честь императора.
С падением Рима в пятом веке нашей эры Константинополь стал неоспоримым центром Римской империи, а Византия — центром христианской власти.
В последующие века Константинопольский Патриарх бросил вызов универсальной власти Папы в Риме как по теологическим, так и по политическим причинам. В 1054 году это соперничество между Патриархом и Папой завершилось «Великой расколом», который разделил христианский мир на католический «Запад» и православный «Восток» — разделение, которое формирует политику и религию по сей день.
Константинополь сохранял свое положение имперского центра христианства в течение тысячелетия, пока город не пал перед османами в 1453 г. н.э. Важно отметить, что даже после падения Византийской империи как политического строя и изменения названия города с Константинополя на Стамбул, церковь сохранила свое первоначальное название. Это последний остаток Византии в современном мире.
С падением Константинополя православное христианство стало религией меньшинства под властью ислама. Московская православная церковь стала самой могущественной восточно-христианской церковью на суверенной территории. Это позволило ей позиционировать себя как наследницу христианской империи.
Из Киева в Москву
Киево-Печерский монастырь, построенный в XI веке зодчими из Константинополя, считается колыбелью как русского, так и украинского православия. AP Photo/Ефрем ЛукацкийМосква не была новой церковью. Его происхождение датируется 988 годом нашей эры, когда христианство было принято в качестве религии Киевской Руси — средневекового государства, которое охватывало большую часть территории современной Украины, Белоруссии и европейской части России.
Киев был первым политическим центром Русского государства, а церковь Киевской Руси подчинялась Константинополю. В конце 1230-х годов, когда Киев был осажден монголами, Константинополь санкционировал перенос церкви на север. В 13 веке церковь переехала в Москву, ставшую региональным центром политической власти.
До XVI века Москва в течение 300 лет оставалась под религиозным авторитетом Константинополя. Но как только Москва почувствовала себя достаточно могущественной, чтобы утвердить свою власть над Константинополем, она воспользовалась своим положением крупнейшей и богатейшей православной церкви, чтобы основать собственный патриархат, высший религиозный орган в православном христианстве.
Москва против Киева
Украинское Православие находилось под юрисдикцией Русской Церкви более 300 лет, до 2019 года.
Причины этого были прагматическими.
Положение Украины как пограничной области между западным и восточным христианством поставило украинских христиан между властью Москвы, Рима и Константинополя.
После захвата Киева монголами в 13 веке Украина оказалась зажатой между двумя могущественными соседями с противоположными религиозными убеждениями: на Востоке православной Русью и на западе католической Польшей-Литвой.
В 1600-х годах Украина оказалась под давлением соседей-католиков, стремившихся обратить православных украинцев в католицизм. Для Константинополя это сделало очевидной ценность защиты от могущественного православного соседа, и он обратился за помощью к Москве. В 1686 году Константинополь передал украинское православие под власть Москвы.
Православная церковь Украины
Поскольку Константинополь санкционировал первоначальные претензии Москвы на Украину в 1686 году, сегодняшняя Украина нуждалась в Константинополе, чтобы разорвать узы, которые связывали украинское православие с Москвой.
Но почему сейчас Украина хочет разорвать эти связи?
На протяжении продолжающейся с 2014 года войны Украины с Россией украинское государство все громче заявляет о своей поддержке независимой украинской церкви. Украинские лидеры назвали разрыв украинского православия с Москвой последним шагом на пути Украины к политической независимости.
До 2019 года в Украине — стране с населением почти 45 миллионов человек, около 30 миллионов из которых являются православными христианами — существовали три отдельные православные церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь.
Все трое претендовали на место национальной церкви Украины по разным основаниям.
Хотя у трех церквей не было вероучительных различий, только церковь Московского Патриархата была признана легитимной в большом православном мире. Две другие церкви были независимыми, но считались незаконными или «раскольническими» как в Константинополе, так и в Москве.
Даже при тогдашнем покровительстве государства украинское православие нуждалось в религиозной поддержке, чтобы получить независимую церковь, которая также была бы теологически легитимной.
Константинопольская церковь предложила решение этой проблемы.
Учитывая этот сложный религиозный ландшафт, Константинополь сделал две вещи, чтобы основать новую украинскую церковь, независимую от Москвы. Во-первых, 11 октября 2018 года он отменил решение 1686 года о предоставлении Москве юрисдикции над украинским православием. Затем, 15 декабря, Константинополь признал две «раскольнические» церкви Украины легитимными, после чего они объединились и провели собор для принятия общего устава и избрания лидера.
Наконец, 5 января на церемонии в Стамбуле Константинопольский Патриарх вручил новому митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию I томос об автокефалии – церковный документ, провозглашающий независимость церкви от Москвы.
Наряду с религиозными деятелями Украины на церемонии присутствовал и Президент Украины Петр Порошенко.
Почему старые религиозные споры имеют значение
Моя работа по истории религии и политики показывает, что старые религиозные споры продолжают формировать современную политику.
Для Украины перегруппировка украинского православия из Москвы в Константинополь выводит Украину из «русского мира» — идеологии, которую Россия использует для предъявления претензий за пределами своих политических границ.
Тем временем Русская Православная Церковь разорвала связи с Константинополем и не признает легитимность новой Православной Церкви Украины. Он продолжает претендовать на юрисдикцию над православием в Украине.
Православные церкви за пределами Украины теперь вынуждены выбирать между Москвой и Константинополем. Конфликт вокруг Украины вышел на глобальную арену.
Праздник Новороссии отмечен тем, что Кремль укрепляет церковь поддержку Православной церкви, которая стала все более могущественной после падения коммунизма.
Правозащитные группы раскритиковали новый праздник, утвержденный президентом Дмитрием Медведевым, как подрывающий светскую конституцию России, а представители многочисленного мусульманского меньшинства страны жаловались на то, что он исключает их.
По случаю юбилея предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл провел литургию в Киеве, столице современной Украины и средневековой Киевской Руси, лидер которой князь Владимир более 1000 лет назад сделал христианство государственной религией.
Киевская Русь считается предшественником современной России, Украины и Белоруссии.
«Сталкиваясь с агрессивным атеизмом и возрождающимся язычеством, мы остаемся твердыми в нашей вере в Бога», — сказал Кирилл, одетый в развевающийся золотой плащ, тысячам последователей в исторической Киевской Печерской Лавре.
Православная церковь пережила возрождение после распада Советского Союза почти 20 лет назад, положившего конец десятилетиям репрессий при коммунизме, и российские лидеры одобрили ее как основную религию страны.
Премьер-министр Владимир Путин заявил в понедельник, что принятие Россией христианства приблизило ее к Европе.
«Это было событие колоссального значения… Россия сделала исторический выбор», — сказал он после того, как зажег свечу в Софийском соборе Великого Новгорода, который считается старейшим в России.
В среду по всей России прошли религиозные обряды. Десятки верующих держали в руках золотые кресты, когда младенцев и стариков крестили в реке на юго-западе Ставрополя.
Сотни верующих также собрались возле Красной площади в Москве и размахивали российскими флагами под гимны.
«Очень здорово, что это наконец-то случилось. Хорошо, когда молодежь знает нашу историю», — сказал Антон, 22-летний художник. Инженер-пенсионер Зина смотрела. «Я регулярно хожу в церковь, и, возможно, это вдохновит других», — сказала она агентству Reuters.
Тенденция к консолидации церкви как национальной силы в России беспокоит ее 20-миллионное мусульманское население — седьмую часть населения России — а также тех, кто считает, что церковь и государство должны быть строго отделены.
Российский патриарх также возглавляет крупнейшее отделение Украинской православной церкви, хотя некоторые украинские священнослужители объявили себя независимыми от Москвы, а визит Кирилла в Киев разозлил некоторых украинских националистов.
Ранее 28 июля массово отмечалось в России дважды — в 1888 и 1988 годах, — хотя праздник среды впервые отмечался на государственном уровне.
Празднование ее тысячелетия в 1988 году при советском лидере Михаиле Горбачеве многие считали поворотным моментом в возрождении церкви, когда Россия еще жила при коммунизме.