Как и когда пришло христианство на Русь
Крещение РусиИзвестно, что Киевская Русь была «крещена» князем Владимиром в 988 году. Однако это событие не было началом христианства на Руси, но, скорее, логичным продолжением тех многовековых процессов, которые происходили в недрах славянской культуры.
Ещё до революции 1917 года ведущие русские историки, такие как А.А. Шахматов, М.Д. Приселков, Е.Е. Голубинский, убедительно доказали, что князь Владимир принял христианство не у вражеских греков, а у дружественных болгар и что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло из Болгарии, с Охриды. С Болгарией Киевская Русь имела близкие дружеские отношения. К тому же, будучи политиком высокого класса, князь Владимир понимал, что вступление в церковно-административные отношения с Византийской империей являлось бы плохой идеей, поскольку это означало бы административное повиновение грекам, вхождение в прямую вассальную зависимость от Константинополя. Поэтому религиозный и политический взгляд князя Владимира был устремлён в Болгарию, которая такой угрозы не представляла, и с которой Киевскую Русь связывали долгие и прочные связи, в том числе религиозные.
Иоакимовская летопись сообщает о крещении Владимира и «всей земли Русской» в связи с болгарской миссией. Та же летопись называет легендарного первого киевского митрополита Михаила Болгарином. Стоит отметить и сказание, гласящее, что первые шесть епископов на Руси были из Болгарии. Охридская (болгарская) церковь становится центром подготовки кадров для Киевской Руси.
После революции советские учёные, такие как Н.М. Никольский, Б.Д. Греков, Г.Г. Литаврин, В.Т. Пашуто и многие другие, продолжили убедительно опровергать иллюзию за иллюзией относительно византийской версии крещения Киевской Руси. Почему же тогда об этом так мало известно? Почему традиционно заслуги в обращении Руси к христианству приписываются почти целиком Греции, Византии, а заслуги других славянских народов умаляются?
Летопись 898 года сообщает: «Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели на Дунае, покорённые уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь». Мощь этих молодых государств (Болгарии, Великой Моравии, Хорватии, сербских княжеств, Киевской Руси) вызывала серьёзные опасения у соседствующей с ними Греческой империи. Дипломатия Константинополя действовала в своих лучших традициях, заключая с агрессивными соседями союзы и сталкивая их друг с другом, тем самым отводя угрозу от своих пределов. Однако ещё более эффективным методом «обезвреживания» народов было их приобщение к византийскому патриархату и, таким образом, опосредованное подчинение этих народов Византийской империи. Историки отмечают, что «в Византии миссионерству придавали, пожалуй, не меньшее значение, чем завоевательным походам империи» (Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского).
Восточно-Европейская христианская традиция держалась в стороне от традиции греко-византийской. Основанная в первую очередь на Библии, не подвластная ни Риму на Западе, ни Константинополю на Востоке славянская традиция быстро завоевала Восточную Европу. И тогда Византийская империя нанесла ей удар. В XI веке византийский император Василий Болгаробойца буквально потопил её в крови.
После разгрома Болгарии и смерти последнего болгарского патриарха в 1037 году, в Киеве основывается греческая митрополия. Очевидно, до этого в столице Русского государства не было архиерея, подчинённого Константинополю. С первым греческим митрополитом в Киеве, Феопемтом, связано и повторное освящение Десятинной церкви. Похоже, это было вызвано тем, что её основатели и священнослужители придерживались другой богословской традиции — болгарской, кирилло-мефодиевской. Перелом в отношениях между Византийской империей и Киевской Русью, произошедший именно в то время, подтверждается ещё и летописными известиями о двух русско-византийских вооружённых конфликтах в 1037 и 1043 гг.
Все эти данные указывают на то, что при Владимире Святославиче и в первой половине правления его сына Ярослава Мудрого русская церковь не подчинялась Константинопольской патриархии и серьёзно разнилась с нею в идейном и богословском плане. Это и не удивительно — церковная иерархия на Руси была корсунского и болгарского (охридского) происхождения, и её традиции значительно отличались от тех, что восторжествовали при приходе греков. Поэтому и самую память о постепенном приходе христианства на Киевскую Русь греческое духовенство постаралось изгладить. Впрочем, элементы этого народного, восточно-европейского, или славянского христианства постоянно проявлялись в многочисленных реформационных движениях на Руси, которые восторжествовавшая греческая церковь подавляла инквизиционными методами.
Слушайте наш подкаст
Олег Жиганков,
доктор исторических наук,
автор книги «Славянское христианство»
Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (196) август 2013 г.
Поделиться
Русский Фольклор » Как христианство пришло на Русь
Есть мнение, что еще до официального принятия христианства в Древней Руси, в I веке на землях будущего древнерусского государства ходил один из двенадцати апостолов христианства св. Андрей Первозванный.
В 988 году христианство приходит на Русь. Происходит процесс крещения Руси, процесс массовый. Известно, что христианство есть православное и католическое. В Россию тогда приходит именно православное христианство. Киевский князь приказал крестить всех жителей Киева в Днепре. Потом подобным образом в реках были крещены и жители других городов, деревень, сел Руси.
Известно что уже сегодня в РПЦ (Русской православной церкви) 30 672 храма (на момент 2013 года, сейчас их может быть и больше). Монастырей на сегодняшний день 805, из них 407 – женские.
В 988 году князь Владимир выбирал веру для Руси. Во многие страны были отправлены послы. В Храме Святой Софии в Константинополе шла служба. Послы князя посетили службу и были удивлены ее красотой. К тому же им понравились православные обычаи. После их восторженных отзывов князь Владимир принял решение обратить Русь в христианство православное. Греки и болгары уже были обращены в эту веру. Именно священники из Болгарии привезли на Русь азбуку и письменность, книги.
Однако существует еще одна версия. Христианство принял Владимир не от болгар, а от греков. Из политических соображений. Русь была языческой, а с язычниками мало кто хотел иметь дело. Владимир хотел жениться на Анне, дочери константинопольского правителя либо взять Константинополь силой.
Версии существуют, но принято считать, что православие на Русь пришло мирным путем, от болгар.
Народная память теперь хранилась еще и в летописях. В Киеве стали строиться храмы, школы, стали рассылаться народу повозки с едой, чтобы не было голодных. В эти годы село отличалось от деревни наличием в нем храма.
В былинах и летописях князь Владимир теперь записан как Владимир Красное Солнышко. В церкви он считается святым.
Новая вера с огромной скоростью стала распространяться по Руси. Оно меняло быт и культуру людей, оно давало им образование. Из племен люди превратились в единый народ. В храмы люди приходили когда им было не только плохо, но и хорошо, чтобы сказать спасибо. Слово церковь, храм, в переводе с греческого означало «дом Господа». Люди приходили в этот дом на исповедь к священнику, которого сами выбирали. Ему рассказывали все свои горести, плохие поступки, просили совета.
Почитаемым и добрым делом считалось помочь церкви или храму. Люди читали евангелие, стремились по нему жить, стремились к святости, если совершали что-то плохое, то ругали себя за это. Поэтому позже Русь стала называться Святая Русь.
До 1447 года российская церковь подчинялась Константинополю. Но в 1447 году произошло отделение российской церкви. Русь сама, без ведома константинопольского патриарха назначила себе нового митрополита. С 990 года церковь Руси стала отдельной митрополией. Официально церковь получает административную самостоятельность в 1589 году и оказывает огромное влияние на управление государством.
Во второй половине семнадцатого века патриархом становится Никон. Он проводит реформы, которые не всем нравятся. В обряды были внесены незначительные изменения, в богословские книги тоже. Церковь разделилась на старообрядную и новообрядную.
До сих пор самыми красивыми местами в России считаются храмы. Они есть почти в каждом селе, в городах, в пригородах. В деревнях можно встретить часовни. Многие храмы были разрушены войнами и в советский период, некоторые из них затопили искусственно созданные человеком водохранилища.
Обращение в христианство — В начале было слово: Русская церковь и коренные культуры Аляски
Главная | Благодарности
Разделы: Корона и коммерция в Русской Америке | Русская Православная Церковь на Аляске | Обращение в христианство | Изменение родных нравов | Шаманизм и христианство | Родное образование | Сохранение родных языков
Основной целью миссии на Аляске было обращение коренного населения в православное христианство. Образование и «умиротворение» туземцев, несмотря на их важность для Российско-американской компании, были дополнительными средствами к этой цели. Обращение поощрялось царем как главой церкви и иерархией. Церковные архивы содержат многочисленные статистические записи обращений и описания исключительных случаев, как в случае с одним Стефаном. Годовые отчеты содержат бесценную генеалогическую информацию: даты рождений, смертей и браков; Родные и христианские имена; места происхождения и тому подобное.
Правила обращения туземцев категорически запрещали использовать принуждение. Акцент делался на добровольном принятии и участии в церковной жизни, что часто было трудно, поскольку многие туземцы продолжали существовать за счет охоты и рыбной ловли. Тем не менее, записи показывают, что новообращенные были активны на всех уровнях, служили священниками и дьяконами, вносили финансовый вклад и украшали церкви резными фигурками и иконами, которые они производили.
Ортодоксальные миссионеры в целом преуспели в своем обращении, в большей степени среди алеутов и эскимосов, чем среди тлинкитов. Среди препятствий к обращению были языковой барьер, временно преодоленный к 1850-м годам, и шаманские традиции туземцев, глубоко укоренившиеся в культуре. С покупкой Аляски Соединенными Штатами в 1867 году и приходом католических и протестантских миссионеров конкуренция за новообращенных обострилась. Действительно, индейцы, которые были обращены в православие, часто пробовали другие конфессии — иногда, чтобы избежать православных формальностей, — а затем возвращались. Столь же часто они возвращались к своим старым традициям шаманизма.
- Шелкография на оргстекле, по фотографии литографии, высечка. Александр II. Биографический файл, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (33)
- Рукописный указ. Указ Его Императорского Величества [Александра II], Самодержца Всероссийского, Высокопреосвященнейшему Петру, Епископу Новоархангельскому, Викарию Камчатской Епархии, 6 апреля 1859 г., стр.1. D330, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (34)
- Фотокопия, высечка из большой группы. Некоторые из наших эскимосских друзей. Эскимосы из Порт-Кларенса, привезенные в Соединенные Штаты Комиссией по оленеводству, Бюро этнологии, 1894 г.
- Цветная карта. Карта Аляски и прилегающих регионов, составленная Иваном Петровым, специальным агентом Десятой переписи 1880 года. Показывает распространение коренных племен. Рисовал Гарри Кинг. Нью-Йорк: Джулиус Бьен, 1880. TC Индейцы Аляски, 1880 г., Petroff U.S. Int. Департамент географии и карт, Библиотека Конгресса (36a)
- Цветная фотокопия легенды с изображением языковых групп Аляски. Из, Карта Аляски… Ивана Петрова…. Отдел географии и карт, Библиотека Конгресса (36b)
- Цветная фотокопия легенды «Коренные жители Аляски» с указанием языковых групп. С карты, Аляска». Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество, май 1994 г. Офис программ интерпретации (37) .
- Голографическое письмо. Уважаемый господин! Григорий Иванович! Дорогой друг и благодетель!, от архимандрита Иоасафа с острова Кадьяк, 18 мая 179 г. 5. Box 1, Коллекция Юдина, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса (38)
- Рукописный документ. Кадьякская Воскресенская церковь, книга актов гражданского состояния за 1826 г., стр. 3 (обор.), 4 (лиц.). E27, Архив Русской Церкви на Аляске, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса (39)
- Голографическая копия оригинала 1840 года. Наставление всякому священнику, назначенному для обращения неверных и начальствующему над обращенными в христианскую веру покойным митрополитом Московским Иннокентием. Инструкции, составленные до того, как он стал епископом Камчатским [1840 г.], Александр Архангельский, 1894, стр.16,17. D330, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (40)
- Голографический журнал. Дневник священника Якова Нецветова о разных событиях и действиях 1828-1843 гг., обложка. D45, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (41a)
- Фотокопия рукописной карты путешествий Нецветова. Из, Дневник священника Якова Нецветова о разных случаях и действиях, 1828-1843 гг. , [стр. 288-289]. D45, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (41b)
- Голографическая петиция. Святейшему Правительствующему Синоду, от Иннокентия, епископа Камчатского, представление, 22 июля 1852 г., стр.1. Из [Письма епископа Иннокентия о награждении священников за разные заслуги, 1850-1852 гг.]. D328, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (42)
- Перепись рукописей. К Новоархангельской Духовной Консистории: Перепись острова Медного за 1866 г. по 1 января 1867 г., стр. 1. D28, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (43)
- Рукописный указ. Указ Его Императорского Величества [Николая I], Самодержца Всероссийского, от Новоархангельской Духовной Консистории Братии Новоархангельского Собора, 31 декабря 1847 г., стр. 1,4. D242, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (45)
- Рукописный документ. Список новообращенных иноверцев за 1882 год, составленный преподобным Захарием Бельковым и диаконом Иоанном Орловым, стр. 5 (оборотная сторона), 6 (лицевая сторона). Д219, Архив Русской Церкви Аляски, отдел рукописей (46)
- Голографическое письмо. Его Высокопреосвященству, моему Милосердному Архипастырю и Отцу! [Епископ Владимир], от преподобного Донского, с.2,3. B6, Архив Русской Церкви Аляски, отдел рукописей (47)
- Голографический документ. Реестр учета новообращенных, данный Северо-Американской Духовной Консисторией клиру церкви Джуно за 1902 г., составленный преподобным Александром Ярошевичем, стр.4,5. D308, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (48)
Русская православная русских торговца и землепроходца начали эмигрировали на Аляску из Сибири в первой половине 18 века. Будучи православной веры, русские учили туземцев христианской учение и истину своей Православной Церкви. Они очень хорошо преуспели в своем миссионерской работы, хотя она была для них новой. Купец Голиков крестил группа алеутов на острове Умнак в 1763 г. и чуть позже, в 1774 г., еще один русский купец и организатор Торговой компании Аляски-Шелихофф. крестил 40 алеутов на острове Кадьяк. Остальные участники компании также были заинтересованы в обращении в христианство аборигенов Аляски. Следы Православной Церкви в Америке его происхождение связано с прибытием в Кадьяк, Аляска, восьми православных миссионеры из Валаамского монастыря в северной Карелии Россия в 1794 году. Большое влияние на местное население оказали миссионеры. населения Аляски и были ответственны за доставку многих Православная христианская вера. В 1794 году царица исполнила Григория Шелихова об учреждении православной миссии на Аляске и первая официальная православная христианская миссия в Америку прибыла в сентябре 24, 1794, в Кадьяке. Эта миссия состояла из восьми монахов и двух Послушники вместе с десятью уроженцами Аляски, вывезенными в Россию. Шеликовым в 1786 г. Игумен Назарий несколько лет отбирал надлежащий персонал для миссии на Аляске, берущий на себя большую ответственность в предполагаемой миссионерской работе. Наконец он был в состоянии назначьте людей для этой миссии следующим образом: 1. Глава Представительства, Архимандрит Иоасаф (1761-1799), сын священника, окончил Ярадловской духовной семинарии, преподает четыре года в подготовительной Ростовское духовное училище, посвященное в монашество в 1786 г. был рукоположен во иеромонаха в Валаамском монастыре в 179 г.2. 2. Герман (1757-1837) монах Валаамский монастырь. 3. Иоасаф (Косьма Евсеев), монах Валаамского монастыря, друг преподобного Германа. 4. Иеромонах Макарий (1750-1799), иеродиаконом (1783 г.) и в 1793 г. переведен в Конев монастырь близ Валаам. 5. Иеромонах Ювеналий (1761-1796) Говорухн, сын чернорабочего Нерчинского завода, Сибирь, бывш. горный офицер, монах Валаамского монастыря в 1791 г., иеромонах в 1793 г., выдающийся в своей монашеской жизни. 6. Иеромонах Эанасий, 1758 г.р. в Москве, сын крестьянского монаха Валаама в 1788 г. 7. Нектарий иеродиакон, сын купец, монах Саровского монастыря 1787 г. и передан Александру Невский монастырь в 1793 году в Санкт-Петербурге.8. Иеродиакон Стефан (Говоронухин), брат иеромонаха Явеналий, горный офицер, рукоположен в Иркутске путь на Аляску. Валаамская миссия была подготовлена к Аляски по прямому распоряжению императрицы Екатерины, в котором она упомянула что глава миссии должен иметь на голове митру (золотую шапку), знак отличия архимандрита высокого сана. Митрополит Гавриил подготовил спец. подробные инструкции ему о миссионерской работе среди язычников Аляска, состоящая из 34 точек. архимандрит Иоасаф, глава Миссия имела очень хорошее теологическое образование в семинарии и опыт в преподавании богословских предметов в богословской подготовительной школа с отмеченными административными способностями. Средний возраст миссионеров был около сорока лет с монахом Германом с самым большим опытом в монашеской жизни, очень преданный Валаамскому монастырю и его настоятелю игумену Назарий. Иеромонах Макарий был очень энергичным, бесстрашным лодочником. Иеромонах Афанасий, сын крестьянина, имел опыт работы в саду. Иеромонах Ювералий был очень скромным и проницательный наблюдатель и здравомыслящий. Валаамская миссия отошла от св. 25 декабря 1793 года прибыл в Петербург и прибыл в Кадьяк 24 сентября 1793 года. 1794. Там построили церковь во имя Воскресения Господа нашего, и это был первый православный храм, построенный в Америке. Эта миссия обнаружена на Кадьяке остров сотни туземцев, обученных основам православной веры и был крещен мирянами. Григорий Шеликов, один основателей того, что впоследствии должно было стать Российско-американским Компания, сам крестил около двухсот алеутов на острове Кадьяк. Американская миссия немедленно началась работа по основанию Церкви в Кадьяке и на островах, а затем на материковой части Аляски. Несмотря на большие трудности, эта Миссия была очень удачно, практически для всех оставшихся уроженцев Кадьяка Острова крестили всего за три года. В этот период одним из миссионеров, иеромонах Ювеналий, был замучен на озере Илиамна от туземцы. Рвение и умение первого Русские миссионеры хорошо проявили себя на Аляске. Они принесли в Церковь насчитывала более двенадцати тысяч новых членов и имела церкви и часовни, построенные в каждом христианизированном поселении. Один из миссионеров, отец Ювеналей принял мученическую смерть от рук аборигенов, как и позднее алеутский Петр был замучен за православную веру в Форт-Росс, Калифорния, испанскими инквизиторами-иезуитами. В 1798 году архимандрит Иоасаф вернулся в Иркутск в Сибири и был освящен 10 апреля, 1799 г., епископ Кадьякский, первый епископ Америки, но он и все его сотрудников, в том числе иеромонаха Макария и иеродиакона Стефана оригинальной миссии, погибшей в море 21 мая 1799 года, когда корабль на на котором он плыл, «Феникс», потерпел крушение у острова Кадьяк. Отец Герман, с самого начала отличившийся с его смирением, состраданием к туземцам и его административным навыков, стал исполняющим обязанности руководителя и в итоге из оригинальная Миссия. Хотя Американская Миссия сейчас сокращенный до половины своего первоначального числа, он продолжал свою работу. Известный была великая духовно-миссионерская деятельность преподобных Германа и Иоасаф. Они не только обучали туземцев духовным и религиозные вопросы, но они также учили их практическим, светским предметы, такие как математика, столярное дело, сельское хозяйство, а также животные хозяйство. В 1799 году царь Павел I (1754-1801) предоставил Российско-американской компании Шелехова монопольный контроль над торговли и правительства, тем самым неразрывно переплетая Компанию и Церковь. Компания финансировала церковь в ее миссионерской и просветительская работа, а Церковь стала хранительницей не только морали колонии — часто противоречащей практике Компании — но также духовного и интеллектуального воспитания коренных жителей Аляски. Хотя первоначальная конфронтация Русские и жители Аляски иногда были кровавыми, с приходом Отношения православных священников в целом стали более гармоничными и взаимно выгодный. Основная цель миссии на Аляске было обращено коренное население в православие. Образование и «умиротворение» туземцев, несмотря на их важность для Дополнением к этой цели были Русско-американские компании. Преобразование было поощряется царем, как главой церкви, и иерархией. Церковные архивы содержат многочисленные статистические записи об обращениях и описания исключительных случаев, как в случае с одним Стефаном. годовые отчеты содержат бесценную генеалогическую информацию: даты рождения, смерти и браки; Родные и христианские имена; места происхождение и тому подобное. После сложных отношений с и преследованию со стороны Русско-американской торговой компании, которая контролировала колония на Аляске, между 1808 и 1818 гг. о. Герман оставил Кадьяк и пошел на Еловый остров, который он назвал Новым Валаамом. Он провел остаток своего жизни на этом острове, где он заботился о сиротах, руководил школой и продолжал свою миссионерскую деятельность. Он построил небольшую часовню, школу и гостевой дома, а пищу для себя и сирот производил из собственного экспериментальный сад. Его могила там теперь является святыней для Аляски и его имя произносится алеутами с благоговением, как имя святого. В 1824 году, с приходом Миссионер иерей Иоанн Вениаминов в Уналашке, добавлен новый импульс к уже проделанной миссионерской работе. Первые миссионеры были заменены другими, так что ко времени приезда отца Иоанна, только преподобный Герман, ныне удалившийся на Еловый оригинальная американская миссия. Он умер 13 декабря 1837 г., а в августе 9 декабря 1970 года он был канонизирован как первый святитель Православной Церкви в Америка. Отец Вениаминов остался в Уналашке в течение десяти лет и любил свою новую паству, алеутов. Он был для них священник, учитель, врач, медсестра и механик. Он научил их не только тому, как правильно верить, но и как правильно жить. Этот хороший священник был таким заинтересованный в благополучии своих алеутов, что он проинструктировал их, как мыться с мылом, как кормить детей и как пользоваться еда. Он ознакомил дикарей с правилами гигиены и ввел какая-то промышленность среди них, например, даже изготовление часов и т. д. Всех алеутов островов и близлежащих мест он сделал христианами и воспитал их. Он изобрел алеутский алфавит и составил грамматика. Он перевел на алеутский язык Священное Писание и другие книги. Отец Вениаминов был гением и великим миссионером. В 1834 г. отец Вениаминов был переведен в Ситку и с таким же рвением и успех. Здесь стоит Михайловский собор, который и сейчас является украшение для Аляски и которое было построено им, и часы на колокольня, которая и сейчас показывает время, сделана его руками. В 1840 году отец Вениаминов был хиротонисан во епископа Аляскинского и управлял Миссия еще на 15 лет. Он открыл здесь семинарию, организовал Церковной консистории и написал очень ценные правила и книги, которые не утратили своего значения и по сей день, и особенно та под названием «Путь в Царство Небесное». В 1855 году епископ Иннокентий (так звали отца Вениаминова с тех пор, как он стал монахом) переведен в Благовещенск, Сибирь, а оттуда в Москву, где он служил митрополитом этого великого города до своей смерти в 1879 году. . Около 1840 г. отец Иоанн был избран в епископство, приняв имя Иннокентий. Церковь продолжала расти среди коренных жителей Аляски, но епископ Иннокентий также посетил Калифорнию и православная община в Форт-Росс, к северу от Сан-Франциско. Он в конце концов вернулся в Россию, где был назначен митрополитом Москва. Среди его многочисленных достижений был перевод Писания и богослужения на родные диалекты, для которых он также разработал грамматику и алфавит. В 1867 году Аляска была продана Россией США, и с этой продажей произошло изменение статуса духовенство Американской Православной Миссии. Они стали иностранцами для новое правительство и некоторые из тех, кто принял гражданство Соединенных Штатов, стали иностранцами на своей родине Российское правительство согласилось продолжать пособие из своей казны на поддержку американской Православная миссия и правительство Соединенных Штатов договорились покинуть церковное имущество, находящееся во владении Миссии, пока должны быть членами Православной Церкви, которые нуждались бы в них для религиозные цели. |