Принятие христианства на Руси: причины, значение, последствия, кратко
Принятие христианства на Руси способствовало расцвету русского государства и в дальнейшем определило направление ее развития.В Х веке объективные причины предшествовали принятию христианства на Руси и в этом, прежде всего, было заинтересовано государство, раздираемое междоусобными распрями многочисленных внешних врагов.
Назрела необходимость объединения народа, чтобы противостоять языческому многобожию, для чего и потребовалась единая идеология. В то время христианство было во всех европейских государствах, и Русь рисковала остаться в их глазах «варварской» страной со своим язычеством.
Принятие христианства усилило международный престиж Руси, способствовало расширению и укреплению взаимоотношений с Византией, дальнейшему развитию связей со странами Запада и южным славянским миром.
Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси
Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.
Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.
Владимир при выборе государственной религии проводил «испытание вер», когда в Киев были направлены посольства от мусульман. От иудаизированных хазар и из Византии – все убеждали князя принять их веру. Но Владимир сам отослал свои посольства «в немцы», «в болгары», «в греки» для «испытания их служб».
Послов поразила красота православного богослужения, что повлияло на выбор князя Владимира, он принял решение в пользу христианства.
Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.
Причины принятия христианства
Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.
Обязательным условием со стороны императора стало принятие князем христианства. В 988 году князь Владимир со своей дружиной приняли крещение в Херсонесе, и только после этого произошло венчание с принцессой Анной.
Владимир, возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.
Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:
- назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
- укрепление связей с народами западных стран;
- достижение стабильного положения Руси;
- упрочение власти Князя Владимира;
- приобретение в союзники Византии.
Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).
Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.
Еще больше запретов оказалось в иудаизме.
Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.
Значение крещения Киевской Руси
Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.
Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.
Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:
- Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
- Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
- Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
- Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.
Историческое значение принятия христианства
Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:
- христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
- изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
- произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения. Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
- произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
- так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
- появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве. Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).
Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.
Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.
Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:
Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.
Обряд крещения
По воле князя Владимира 28 июля 988 года население Киева было собрано на берегу Днепра для крещения в его водах. Кто крестил киевскую Русь? Обряд проводился византийскими священниками, приглашенными для этого специально. Теперь эта дата отмечается как официальный праздник крещения Руси.
Владимир начал крещение с сыновей и своих приближенных. Потом приказал уничтожить всех идолов, а Перуна (главного идола) – скинуть в Днепр.
В определенный день киевлян массово крестили в реке Почайна, в том месте, где она впадала в Днепр.
С этой даты было положено начало распространению христианства, которое растянулось на несколько столетий. Причиной этому было язычество, оно оставалось во многих княжествах ещё очень сильным. Приходилось преодолевать много распрей, прежде чем православная вера целиком утвердилась как официальная религия.
Так в 1024 году во Владимиро-Суздальском княжестве произошел мятеж сторонников старой веры, а в 1071 году восстание в Новгороде они были подавлены. Ростов принял христианство только к концу ХI века, а Муром еще позже, ближе к ХII веку.
Культурные и политические последствия
Русь приняла Крещение раньше, чем произошел раскол Восточной и Западной церквей (в 1054 году), но он уже был в стадии вызревания и выражался и в вероучении, и в отношении церкви и светской власти.
В Византии церковное и государственное правосознание подразумевало императора, как хранителя и верховного защитника Церкви (эпистимонарха). Таким образом, он считался единым самодержцем (автократором) всего православного народа. Правителям других христианских государств он дарил титулы князей, архонтов, стольников.
Следовательно, Владимир после принятия киевской Русью христианской веры от византийцев, автоматически ввел свою страну в структуру византийского государства.
В XII веке великому Киевскому князю в Константинополе от византийского императора был присвоен титул стольника. Место Киевской же митрополии в диптихах Константинополя было одно из последних, первоначально – 61-е, в последующие годы (1306-1328) -77-е место.
Принятие христианства имело и культурные последствия, это выразилось в развитии (в формах средневековья) архитектуры и живописи, проникновении византийской культуры, являющейся наследницей древних традиций.
В особенности важно было развитие кириллической письменности и появление книг. Собственно, крещение Руси способствовало появлению первых памятников древнерусской письменности.
Заключение
Как следствие, оставаться Киевской Руси языческой среди христианских стран было уже невозможно. Статус Древней Руси зависел от выбора религии, и этот шаг необходимо было сделать.
Принятие христианства князем Владимиром как государственной религии имеет огромное историческое значение. Конечно, православие утверждалось постепенно, растянувшись на столетия. Сохранялось двоеверие как историко-культурный феномен жизни народов средневековой Руси.
Огромное значение имело христианство для утверждения нового социального общества. Понемногу искоренялись местные различия среди племен, это содействовало их консолидации.
Наряду с этим, вариант византийского православного христианства, выбранный Русью постепенно помог привести к отчуждению (в политике и культуре) от латинской, католической Европы, и утвердиться как совершенно новая исторического модель развития.
Благодаря принятию христианства, стала выстраиваться иерархическая церковь, которая в дальнейшем имела большое влияние на древнерусское общество.
youtube.com/embed/ZtYS9d37Z_w» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>Список литературы
- Сухов А.Д., Введение христианства на Руси.,
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
- Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
- Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X – XII вв. СПб., 1913.
- Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
- Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
- Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. — М, 1997.
- Греков Б.Д. Киевская Русь. — М, 1953.
- Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. — М, 1997.
- Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. — 1990. — №6.
- Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. — СПб, 1998.
- Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. — 1986. — №6.
- Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. — М., 1999.
- Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 — первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. — 1990. — №1.
- Скрынников Р.Г. История Российская. IX — XVII вв. — М, 1997.
- Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 — 16 вв. — Новосибирск, 1991.
- Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. — М, 2003.
- Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Самара, 1993.
- Платонов Д.М. Лекции по русской истории. — М., 2000.
- Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя. Вопросы истории. — 1991. — №4-5. — С.34 — 42.
Принятие христианства на Руси -(кратко конспект)
Впервые христианство начало распространяться при княгине Ольге, бабушке князя Владимира Святославича. Этим она добилась подписания договора с Византией. Князь Святослав не разделял стремлений матери и оставался язычником. Официально христианство (православие) стало государственной религией при Владимире.
Предпосылки
Когда Владимир стал единоличным правителем, он пригласил к себе представителей:
- Католичества;
- Ислама;
- Иудаизма;
- Православия.
Каждый рассказывал о своей вере. Католическая вера была отвергнута потому, что ее не приняли даже предки русичей. Ислам не дозволял пить вина. Иудеи признали, что в тот момент у них не было своей земли (их каганат разгромил Святослав, отец Владимира). Выслушав православного священника, князь велел приближенным побывать у всех на богослужениях.
По итогу выбор пал на православие.
Интересный фактИоанн и его отец Феодор стали первыми христианскими мучениками на Руси. Дело в том, что после неудачного похода Владимир, будучи тогда язычником, велел принести жертву. Выбрали Иоанна. Отец мальчика воспротивился этому. Он начал ругать языческие идолы. В итоге собравшиеся убили обоих.
Отношения с Византией
Византийская империя с давних времен использовала христианство против язычников, чтобы избежать набегов и сделать их союзниками. В тот момент в империи бушевало восстание. Императоры заключили с Владимиром договор о военной помощи. Тот потребовал в жены сестру императоров.
Получив отказ, Владимир захватил город Корсунь. Византийские правители согласились с его требованием, но с условием принятия им христианства. В 988 году князь Владимир крестился под именем Василий. Крещение приняли и его дружинники.
Крещение Руси
В Киев Владимир вернулся со священниками. Своих домочадцев он покрестил в Крещатике. Киевлян крестили там, где Почайна впадает в Днепр. Далее православие пришло в города:
- Полоцк;
- Чернигов;
- Туров;
- Волынский и т.д.
Везде были созданы епархии. Строились храмы. Но процесс этот не был быстрым и безболезненным. Некоторые племена категорически не хотели принимать новую веру. Повсеместно уничтожали языческих идолов. Происходили восстания. Например, в Муроме до 12 века шла борьба за сохранение старой языческой веры.
Последствия
Принятие православия поспособствовало:
- Объединению земель;
- Развитию культуры и зодчества;
- Распространению письменности на кириллице;
- Моральные взгляды общества стали меняться в лучшую сторону
Что было бы, если бы князь Владимир выбрал…
26.07.2013
gn=»middle» />
…ислам
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:
—?Если бы Русь в конце X века приняла ислам, это бы радикально изменило лицо мира. В то время это была сильная молодая страна с огромными возможностями и неопределенными перспективами, подпиравшая с запада огромную угро-финскую и тюркскую Terra Incognita, простиравшуюся на восток.
На западе и юго-западе от Руси в то время располагались две огромные христианские империи — Священная Римская империя германской нации и Восточно-Римская империя, сегодня более известная как Византия. Разумеется, если бы Русь приняла ислам, то она сразу же пришла в противостояние с этими империями. Но к югу от Руси также существовал Багдадский халифат, который в 988 году был на пике своего расцвета.
И если теоретически допустить, что принявшие ислам Рюриковичи установили союзнические связи с халифатом, то первым направлением их совместной экспансии стала бы Византия. И тогда падение Константинополя произошло примерно на 400 лет раньше и сразу бы началась исламизация Балкан. Таким образом, Исламская Русь ступила бы своей ногой на земли Европы при поддержке Багдадского халифата с востока и Кордовского халифата с запада.
К северо-востоку от Священной Римской империи германской нации на тот момент жили языческие племена — пруссы, жмудь, ливы и так далее, исламизация которых также прошла бы достаточно быстро. И тогда уже к 1100 году значительная часть Европы была бы исламизирована, и ей бы противостояли только Франция и Священная Римская империя, за спиной которых находился «второй фронт» Кордовского халифата. Наверняка сопротивление этих христианских государств было бы быстро сломлено уже в XII веке, а это означало, что не возникло бы никаких крестовых походов. Соответственно, к моменту своего прихода с востока монголы встретили бы мощную исламскую Европу. И скорее всего, были бы остановлены и разбиты еще на Волге.
В этом случае общий уровень греко-арабской цивилизации, который был в Багдаде и Кордове, распространился бы на всю Европу. Это исключило бы эпоху Возрождения, поскольку греческая научная мысль уже распространилась бы на всю Европу за исключением ее античного языческого пафоса. И тогда исламская Европа уже в XIII–XIV веках стала бы высокотехнологической и интеллектуальной цивилизацией без коллизий капитализма, основанного на спекулятивном кредите и эксплуатации низших классов.
…иудаизм
Раввин Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений:
—?Для начала я бы хотел поздравить всех православных с праздником 1025?летия Крещения Руси. Да сохранит вас Господь Бог! Разумеется, для нашей страны — это одна из главных вех ее истории, объединяющая Россию с Украиной и Белоруссией. И что очень важно для всех нас — это праздник победы единобожия над языческими верованиями.
Одними из первых поселенцев на берегах Днепра были евреи. И еще до зарождения древнерусской государственности они смогли обратить в иудаизм ханов Хазарского каганата. Напомню, что это было мощное и в торговом, и в военно-политическом отношениях государство. При этом Хазария была довольно веротерпимой страной, более того, под влиянием Библии хазары прекратили торговлю рабами. В итоге Хазарский каганат потерпел поражение от молодой Руси при князе Святославе, но в тот момент, когда его сын князь Владимир отправил послов в том числе и к евреям, они отлично помнили, что некогда смогли обратить в иудаизм огромную державу.
Могла ли в конце X века Русь, подобно Хазарскому каганату, стать иудейской? Думаю, да, ведь единобожие в наилучшей степени соответствовало идее единого государства. Но широкий характер славян, простор их земель все-таки требовал принятия не такой «семейной» религии, как иудаизм, но религии полиэтнической, вселенской. А потому, как известно, князь Владимир не принял иудаизм, в том числе и потому, что евреи потеряли свою родину, оказавшись в изгнании. Однако в итоге он принял единобожие в виде православного христианства. А это, как мне кажется, самое главное, еще и потому, что утверждало новую, библейскую, мораль в древнерусском обществе, укрепив его основы.
…католицизм
Священник Алексей ЯНДУШЕВ?РУМЯНЦЕВ, префект по научной и учебной работе Санкт-Петербургской католической высшей духовной семинарии:
—?Говоря о крещении народов и стран, невольно замечаешь, что этот процесс уже в самом своем начале приобретает своеобразные черты, которые объединяют в себе две основополагающие вещи: обращение Вселенской церкви («Вселенская» у католиков равнозначно понятию «Католическая» — ред. ) к народу и обращение отдельного народа со всем его культурно-историческим наследием через Церковь ко Христу.
Обращение Руси ко Христу вобрало в себя все эти черты, только с небольшим, но очень важным отличием: в отличие от многих других народов и стран, Русь выбирала не только Христа, но и культуру. И выбор был сделан в пользу Востока, со всеми близкими русским особенностями повседневной жизни этой части света.
Но могло случиться и по-другому: выбор мог быть сделан в пользу Запада. Размышляя о том, какой выбор мог быть сделан и к чему бы это привело, я думаю, следует сразу исключить такой оценочный критерий как «лучше» и «хуже». Во всем этом процессе важно именно обращение ко Христу, а остальное становится сопутствующим. Главное, чтобы это второстепенное не занимало не подобающего ему первого места, как это нередко случается у нас в России, когда национальные традиции и необоснованно переоцененные псевдорелигиозные привычки определенной группы затмевают самого Христа.
Что было бы, если бы Русь приняла христианство от Запада? Я полагаю, что это послужило бы в первую очередь для самой Руси гарантией ее единства со Вселенской церковью. «Да будут все едино!» — это не пожелание правителей отдельных народов, а воля Самого Христа, Царя Царей. Стремиться к ее исполнению — долг каждого христианина.
Нынешнее разделение между Русской церковью и Вселенской — одно из последствий принятия Русью христианства не от Рима, а от Византии. Единая церковь вчера, сегодня и завтра — это единая паства с поместными архипастырями под единой властью епископа Рима, папы, согласно воле Христа.
Можно ли «раскреститься»?
Многими людьми крещение сегодня воспринимается не как таинство, через которое человек становится членом Церкви, но лишь как некий магический обряд, позволяющий избавиться от разных болезней. А потому встречаются случаи повторных крестин, хотя в православном «Символе веры» ясно сказано «исповедую едино крещение». Широко распространено и другое суеверие: по чинопоследованию таинства после пострижения головы крещаемого священник должен завернуть волосы в воск от свечи и бросить в купель. Многие считают, что если этот воск утонет, то человека ждут серьезные неприятности и болезни. И хотя священники постоянно разъясняют абсурдность этого поверия, оно остается весьма распространенным.
Ну и совсем безумным Церковь считает так называемый «обряд раскрещивания» («снятия крещения»), практикуемый неоязычниками и сатанистами. С христианской точки зрения, тот, кто принял крещение, навсегда остается крещеным, в какую бы религию человек потом ни обратился, и даже в том случае, если он вовсе утратит веру.
Священноначалие Русской православной церкви настоятельно рекомендует священникам проводить перед крещением «огласительные беседы», рассказывая людям о том, что же на самом деле означает это таинство.
Восточно-православное христианство
Восточно-православное христианство
301: Королевство Армения становится первым государством, принявшим христианство.
в качестве официальной религии.
313: Император Константин издает Миланский эдикт, легализующий Христианство в Римской империи.
325: Константин созывает Первый Вселенский Собор в Никее осудить арианскую ересь, которая учила, что Сын ниже Отца.
330: Константин посвящает город Византии как восточный столица Империи или «Новый Рим», переименовав его в Константинополь после себя.
381: Второй Вселенский Собор в Константинополе издает текст Никейского символа веры.
431: Третий Вселенский Собор в Эфесе осуждает несторианство. ересь и одобряет почитание Девы Марии как Богородицы (Богородица или Богородица). Несториане отправляются в изгнание в Персидской империи и стать Ассирийской православной церковью Восток.
451: Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне осуждает монофизитской ереси и утверждает, что Христос имел как божественное, так и человеческая природа. Армянская, коптская, эфиопская и сирийская православная Церкви останутся монофизитскими; Греческая православная церковь и Западная церковь приняла халкидонскую или диофизитскую позицию. Этот Собор также дает Константинополю равный статус со «Старым». Рим.
529: Византийский император Юстиниан закрывает языческий Философский Академии в Афинах.
532-537: Собор Святой Софии, новый собор Константинополя, построен по приказу Юстиниана.
622: Мухаммед бежит из Мекки, начиная мусульманскую эру.
638: Иерусалим завоеван мусульманами, которые в конце концов контролировать весь Ближний Восток, Северную Африку и Испанию. потеря древних кафедр Иерусалима, Антиохии и Александрии будет способствовать изоляции Рима и Константинополя как двух важнейшие церковные центры.
730: Византийский император Лев III запрещает почитание изображений и реликвии, открывающие первый период иконоборчества.
787: Седьмой Вселенский Собор, Никейский II, восстанавливает почитание образов.
800: Папа Лев III коронует Карла Великого императором Запада, первый после Константина.
815: Совет, созванный императором Львом V, снова запрещает изображения, открывая Второй период иконоборчества.
843: Византийская императрица Феодора восстанавливает почитание изображений в первое воскресенье Великого поста, которое стало называться Воскресенье Православия.
858: Император Михаил III низлагает Патриарха Игнатия и устанавливает Фотий, ученый мирянин.
862: Византийский император Михаил III («Пьяница») отправляет Константина (позднее Кирилла, умер в 869 г.) и его брата Мефодия (умер в 885 г.) в Моравию для обучения славян христианству. Они перевел Библию и другие религиозные писания на язык Старой Церкви славянский. Эти «апостолы к славянам» тоже имели поддержку римских пап Адриана II и Иоанна VIII.
867: Соперничество между греческими и латинскими миссионерами в Болгарии. побуждает Фотия созвать собор для низложения папы Николая. III, и нападает на западные представления о главенстве папы и многих западных практики, включая вставку слова «филиокве» в Никейский символ веры. Восточная церковь теперь датирует Восток-Запад отделились от этого события (Фотиев раскол).
869: Император Василий I «Македонянин», убивший Михаил III ищет поддержки папы, свергая Фотия и восстанавливая Игнатий. Собор в поддержку Игнатия считается Западом только для того, чтобы быть Восьмым Вселенским Собором (Константинопольским IV).
877-80: Игнатий умирает, Фотий восстановлен как патриарх, легаты Папы Иоанна VIII принять его при условии, что Болгария будет возвращена к латинской церкви, не решая на самом деле богословских вопросов.
988: Князь Владимир крестится и женится на византийской принцессе; Россия становится христианской страной.
1054: Монахи Западного Клуниака захватывают греческие монастыри в южная Италия, отвечает византийский патриарх Михаил Церуларий путем закрытия латинских церквей в Константинополе. Папа Лев IX посылает Кардинал Гумберт (считается знатоком восточного христианства) в Константинополь, чтобы все уладить. Не зная, что Лео IX умер, Гумберт отлучает от церкви патриарха Михаила от имени Льва, утверждая, что Восточная церковь убрала «филиокве» из Символ веры. Западная церковь традиционно датирует Восток-Запад. отделились от этого события (Великого Раскола).
1098: Начало Первого крестового похода, в котором У крестоносцев был непростой союз с византийским императором Алексеем.
1204: Войска Четвертого крестового похода, неспособные победить Мусульмане разоряют Константинополь, чтобы расплатиться с военными долгами перед венецианцами. банкиры, бесчинствующие по городу три дня и устанавливающие создать Латинскую империю.
1261: Император Михаил Палеолог отвоевывает Константинополь. для византийцев.
1439: Византийский император Иоанн VIII, надеющийся на западных военных помощь против турок, едет в Италию и ведет переговоры о воссоединении Восточной и Западной Церквей на Флорентийском соборе. Когда он возвращается на Восток, лидеры Элладской православной церкви отказываются принять воссоединение.
1448: Князь Василий II заключает в тюрьму епископа Исидора. Москва, грек, за принятие воссоединения Флоренции. русский Православная церковь объявляет о своей организационной независимости от Константинополя и избирает первого исконно русского епископа, Йонас И.
1453: Турецкие войска захватывают Константинополь, принося Византию Империи конец.
1589: Патриарх Константинопольский Иеремия II возводит митрополита Иова Московского в сан Патриарха Московского и всея Руси, сделав его главой крупнейшей православной церкви. Москва бы стали называть «Третьим Римом».
1596: При Брест-Литовской унии несколько миллионов украинцев и белорусские православные христиане, жившие под властью Польши, выйти из Русской Православной Церкви и признать Папу Римского, не отказываясь от своей византийской литургии и обычаев. Это было начало того, что по-разному называют униатским, восточным Обряд католический, или греко-католическая церковь.
1652-1658: Патриарх Московский Никон пересматривает богослужебные книги чтобы привести их в соответствие с греческой православной литургией. Противники этой реформы были отлучены от России. православной церкви и стали называться старообрядцами, которые сейчас разделились на несколько сект. Эти отлучения были отменены в 1971 г.
1917: Русская революция: большевики свергают русскую Царь, низложи Московского патриарха и уничтожь русскую Православная Церковь.
1965: Папа Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор I. взаимно аннулировать отлучение от церкви 1054.
1990-е: Конец коммунизма в Восточной Европе позволяет православным церкви возродятся.
Православные и католические национальности
- Православные славяне: русские, белорусы, украинцы, сербы, Болгары
- Славяне-католики: поляки, чехи, словаки, хорваты
- Православные восточноевропейцы не славяне: румыны, грузины
- Католики восточноевропейцы не славяне: венгры, литовцы, латыши
Что такое Православное Рождество и почему некоторые люди празднуют его в январе?
Рождество прошло, так почему же 12 процентов христиан мира ждут до 7 января, чтобы отпраздновать его? Православное Рождество празднуют около 260 миллионов человек по всему миру, как в православных странах Восточной Европы, таких как Россия и Греция, так и в общинах Эфиопии, Египта и других стран.
( Эволюция Рождества на протяжении веков .)
Праздник, отмеченный благочестивыми бдениями и традиционными застольями, восходит к многовековому решению православных церквей отделиться от католической церкви и придерживаться календаря. который отличается от того, который используется в большинстве стран мира сегодня. Вот что вам нужно знать.
Христианство принимает стандартный календарь
Разногласия по поводу того, когда официально признать рождение Иисуса Христа, восходят к 325 году нашей эры, когда группа христианских епископов созвала первую религиозную экуменическую конференцию — собрание для вынесения решения по вопросам религиозное учение.
Одним из важнейших пунктов повестки дня Первого Никейского собора было определение даты самого важного церковного праздника — Пасхи. Для этого они решили положить его в основу юлианского календаря, солнечного календаря, который римский правитель Юлий Цезарь принял в 46 г. до н.э. по совету египетского астронома Сосигена в попытке навести порядок в запутанном римском лунном календаре.
( Когда-то новый год начинался в марте, а января не существовало .)
Но у расчетов Сосигена была своя проблема: они переоценили продолжительность солнечного года примерно на 11 минут. В результате календарь и солнечный год становились все более несинхронизированными с течением веков.
Великий календарный раскол христианства
К 1582 году даты важных христианских праздников сместились настолько, что это обеспокоило Папу Григория XIII. Он созвал еще одну группу астрономов и предложил новый календарь, известный как григорианский календарь.
Новый календарь решил ряд каверзных вопросов, накопившихся за долгие годы, и его приняло большинство христианского мира.
Но Православная Церковь не согласилась. Во время Великого раскола 1054 года он раскололся на собственную часть христианства после столетий растущих политических и доктринальных разногласий. Православные христиане не признают Папу главой церкви, отвергают концепцию чистилища и расходятся во мнениях по поводу происхождения Святого Духа, среди прочего.
Следование за исправлением курса Папой Григорием означало бы принятие случайного совпадения между Песахом и Пасхой — шаг, который противоречил священным текстам православного христианства. Так Православная Церковь отказалась от григорианского календаря и продолжала опираться на юлианский календарь.
Так оставалось веками, и дрейф календаря продолжался. К 1923 году разница между двумя календарями составляла 13 дней, что означало, что православное Рождество прошло через 13 дней после 25 декабря.
Решение кризиса православного календаря
Это объясняет существование двух рождественских праздников, но как православные церкви справились с продолжающимся кризисом календаря? В мае 1923 года группа православных лидеров собралась, чтобы обсудить этот вопрос. На состоявшемся в Константинополе Всеправославном конгрессе собрались делегации Церквей Константинополя, Кипра, Греции, Румынии, России и Сербии.
Дискуссия была бурной: Историк Арам Саркисян пишет, что на Русскую Церковь оказали давление с целью принятия григорианского календаря большевики, которые отказались от юлианского календаря вскоре после начала русской революции. Пересмотр календаря был не только вопросом религии: для церквей, существованию которых угрожало правление коммунизма, корректировка календаря была вопросом выживания.
( От царя до СССР: Узнайте больше о хаотичном году революции в России .)
На конференции сербский ученый Милутин Миланкович предложил решение: новую версию юлианского календаря, даты которого совпадают с датами григорианского календаря. хотя он не разделяет каждый високосный год. Известный как пересмотренный юлианский календарь, он был принят несколькими православными церквями, включая церкви Греции, Кипра и Румынии. Теперь эти церкви празднуют Рождество 25 декабря.
Но другие православные церкви, такие как Россия и Египет, отказались. А третьи страны, например Польша, приняли календарь Миланковича, а затем отказались от него. Они празднуют Рождество 7 января — до 2100 года, то есть когда оно переместится на 8 января, поскольку календарь продолжает дрейфовать.
Православные рождественские традиции
Сегодня православные традиции различаются в зависимости от местоположения, церковной ветви и местных обычаев. Но для многих Рождество сосредоточено на религиозных праздниках. Традиционно православные христиане постятся до 40 дней до Рождества, готовясь к рождению Христа, воздерживаясь от мяса, молочных продуктов, рыбы, вина и оливкового масла. После бдения в канун Рождества само Рождество празднуется как один из 12 великих церковных праздников с посещением церкви и празднованием дома.
( Как празднуют Рождество в мире .)
Другие традиции так же ярки и разнообразны, как и места, где они возникли. В Грузии священнослужители и люди в религиозных костюмах проходят парадом по улицам, поют колядки и идут к церкви. Процессия, получившая название Alilo , происходит от названия песни, которую дети традиционно поют в канун Рождества, когда они ходят от двери к двери, собирая деньги и небольшие подарки. Этот обычай существует и в других местах, например, в Румынии и Греции.
Еда имеет первостепенное значение для празднования православного Рождества, и эти традиции также различаются в зависимости от региона. В России, например, блюдо из пшеничной и рисовой каши под названием кутья едят в канун Рождества, часто из общей миски, символизирующей единство. Еда иногда подбрасывается к потолку; если это прилипнет, традиция пойдет, вам повезет. Египетские копты разговляются блюдом из хлеба с рисом и мясом под названием фаттах , а члены Эфиопской православной церкви едят wat , тушеное мясо, в котором часто используется курица от петуха, разделенная на 12 частей, символизирующих 12 апостолов, а также 12 яиц.
Приведет ли путаница в календаре со временем к тому, что больше православных христиан будут выбирать другую дату для празднования? Возможно. Но до тех пор рождественские поздравления и вся эта вкусная еда многим членам Православной церкви придется подождать в январе.
Примечание редактора: Эта история была первоначально опубликована 26 декабря 2019 г.. Оно было обновлено.
Читать дальше
Почему этот человек создает доспехи для кошек и мышей?
- История и культура
Почему этот человек создает доспехи для кошек и мышей?
Художник Джефф де Бур десятилетиями проектировал и изготавливал крошечные доспехи музейного качества.