Шаббат — Еврейская Суббота | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что шесть дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день.
Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Запрет стирки в субботу
статья р. Моше Пантелята
Выжимание одежды в субботу
статья р. Моше Пантелята
Работа «даш» («молотьба») в субботу
статья р. Моше Пантелята
Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу
статья р. Моше Пантелята
Установка кастрюли на огонь до наступления субботы
статья р. Моше Пантелята
Пища, сваренная в субботу
статья р. Моше Пантелята
Водяные нагреватели в субботу
статья р. Моше Пантелята
Запрет варки в субботу
статья р. Моше Пантелята
Перенос грузов в субботу
статья р. Моше Пантелята
Запрет земледельческих работ в субботу
Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани
статья р. Моше Пантелята
Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды
статья р. Моше Пантелята
Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож
статья р. Моше Пантелята
Запрет писать и стирать в субботу в субботу
статья р. Моше Пантелята
«Сотер» и «Боне» в субботу
статья р. Моше Пантелята
Как греть сухую еду в шабат?
ответ р. Бенциона Зильбера
Суббота в лагере.
Воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере
Суббота — не день отдыха!
глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята
Общие принципы законов Субботы
глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята
Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов.
глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята
Суть Cубботы, Её райский вкус
Рав М. Пантелят
Четвёртая заповедь. Волшебная сила субботы.
статья Ефима Свирского
Субботний кидуш
статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля
Субботние свечи
статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля
Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным
Субботние запреты. Запрет «провеивание» в субботу — «зорэ»
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 6 Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 5
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 4
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 3
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 2
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 1
Субботние запреты. Запрет «сбор в снопы» в субботу — «меамер»
Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 3
Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 2
Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 1
Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 2
Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 1
Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 2
Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 1
Суббота. Классификация субботних запретов. Вступление
Суббота. Источник субботних запретов. Вступление
Суббота. Суть субботних запретов. Вступление
Исход субботы. Законы авдалы (продолжение)
Исход субботы. Законы авдалы
Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста
Три субботние трапезы
Суббота. Cвязь между кидушем и трапезой
Суббота. Законы Кидуша (продолжение)
Суббота. Законы Кидуша
Суббота. Встреча субботы. Вечерняя молитва. Заповедь: «Помни день субботний»
Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей
Суббота. Смысл зажигания свечей
Суббота. Виды работ разрешенных после захода солнца , до выхода звезд
Время субботы. Принятие субботы . Исход субботы
Канун субботы. Принятие душа, Миква. Стрижка волос и ногтей
Канун субботы. Пост перед субботой. Когда можно есть перед субботой
Канун субботы. До какого времени можно отправляться в пятницу в дальнюю поездку и когда надо прибыть к месту назначения.
Канун субботы. С какого времени и какие работы не следует делать в пятницу
Законы субботы. Канун субботы. Подготовка к cубботе
Законы Субботы. Канун субботы
Законы Субботы. Заповедь подготовки к Субботе
Законы субботы. Вступление. Часть 2
Законы субботы. Вступление. Часть 1
всё, что нужно знать про главный еврейский день недели — Цимес
инструкции
29 октября, 2021
Читать: 10 мин
«Цимес» разбирается, как принято встречать субботу, какое она имеет значение в еврейской традиции и что можно, а что нельзя делать еврею в этот день
Шаббат (иногда произносят Шаббес или Шаббос) — одна из самых известных практик иудаизма.
Это еженедельный праздник (что? да!), длящийся 25 часов. Как все праздники, подчиняющиеся еврейскому календарю, Шаббат начинается накануне вечером — незадолго до захода солнца в пятницу — и продолжается до захода солнца в субботу плюс ещё чуть-чуть. Поскольку всюду в мире солнце заходит в разное время, существует календарь зажигания субботних свечей, с которым можно свериться.
Вообще, это день физической и духовной радости, который должен подчеркнуть ряд ключевых концепций в иудейском видении мира.
В традиционных стихах и песнях суббота сравнивается с невестой, с царицей. Шаббат в Торе — это венец творения вселенной, седьмой день, в который Г-дь отдыхал, сотворив мир за шесть предыдущих дней.
До сих пор в иврите только у Шаббата есть собственное имя — остальные дни недели просто называются «день первый», «день второй» и т. д. Соблюдение Шаббата — напоминание о том, что мир полон смысла и что люди созданы не просто так.
Так было всегда?Как и многое другое в иудаизме, практики Шаббата взялись из Торы, где суббота описывается в основном как день свободы от труда. Пророки описывают Шаббат также как день радостей и удовольствий. Мудрецы же, осмысляя это в течение веков, пришли к чёткому описанию того, что в Шаббат запрещено, а также расписали, как надо вести себя в этот день, сколько раз принимать пищу, какие проводить церемонии и читать благословения. Шаббат в разных общинах, веках и направлениях иудаизма праздновался немного по-разному и иллюстрировал адаптацию евреев к окружающей их реальности и к незнакомым идеям.
Одна общая вещь для всех, вне зависимости от века и места, — это встреча субботы дома, с семьёй и гостями.
И как встречают?
Во многих семьях готовиться начинают ещё с середины недели — покупают продукты, планируют меню, пекут пироги, убирают дом. Талмуд предписывает в Шаббат принимать пищу трижды.
Сейчас это не выглядит как что-то особенное, но в древности люди ели максимум два раза в день, так что предписания Шаббата делали этот день особенным и роскошным, даже если трапезы были самыми скромными.
Нельзя покупать в Шаббат (использовать деньги), так что все покупки делают днём в пятницу и тогда же готовят на сутки вперёд, чтобы хватило на три субботние трапезы. Поскольку электричеством пользоваться тоже нельзя, делают и еду, которую не надо подогревать, и еду, которая всю субботу томится на слабом огне в духовке (как знаменитый чолнт). Используют также «субботнюю плату» — специальный электрический прибор для поддержания тепла. Включают все эти приборы до наступления Шаббата и выключают, когда он заканчивается, — так же как и лампочки в тех помещениях, где в субботу может понадобиться свет.
А что делают в синагоге?Проводят специальную службу каббалат шаббат («встреча субботы») в пятницу вечером, а на следующий вечер — специальную службу проводов Шаббата. Используются особые мелодии и литургия, обычные молитвы перемежаются прозаическими и поэтическими пассажами, благодарящими Б-га за дар Шаббата и его удовольствий. На службе утром в субботу читается недельный отрывок из Торы и отрывок из Пророков.
А что там со свечами?Прибытие Шаббата в пятницу вечером встречают церемонией зажигания свечей. Это принято делать ради соблюдения заповедей шлом байт («мир в доме», семейная гармония) и онег шаббат («субботняя радость»). Зажигают свечи в той же комнате, где будут совершать трапезу. Делает это традиционно мать семейства, но может и любая девушка старше 12 лет. Если женщины в семье нет, зажечь свечи может и мужчина (а в либеральных общинах — вообще любой взрослый еврей).
Фото: IstockphotoОбычно свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Нужны две свечи — в честь первых слов заповедей в Торе, имеющих отношение к Шаббату: шамор («хранить») и захор («помнить»). В некоторых общинах свечей зажигают больше, например по одной за каждого ребёнка в семье, и если однажды зажёг определённое число свечей в Шаббат, их число уменьшать не принято.
Как правильно зажечь?- Собственно, зажечь свечи.
- Проделать пассы руками вокруг пламени и к лицу от одного до семи раз (обычно три).
- Закрыть глаза руками.
- Произнести благословение.
Тут есть интересный нюанс. Обычно благословение произносят перед тем, как что-то сделать. Но поскольку благословение на свечи одновременно тот самый акт, который официально начинает Шаббат, после него зажечь свечи уже будет нельзя, потому что после начала Шаббата запрещено зажигать огонь (это один из видов работ, не разрешённых в субботу).
Традиционное разрешение парадокса — зажечь свечи и закрыть глаза, пока произносишь благословение. Тогда после того как откроешь глаза, свечи предстанут перед тобой во всей своей красе и ты словно увидишь их впервые — и благословение сказано, и Шаббат не нарушен.
А когда уже можно поесть?После зажигания свечей семья и гости собираются за столом, произносится несколько традиционных формул — субботний гимн «Шалом алейхем» и специальный гимн «Эшет хаиль», восхваление жены, которое произносят муж и сыновья хозяйки дома.
На столе обязательно должны быть две халы, накрытые тканью (в честь двух порций манны небесной, посылаемых Б-гом евреям ежедневно во время их блуждания по пустыне), и вино или виноградный сок. Традиционно мужчина — но в либеральных общинах и женщина — произносит особое благословение (кидуш) на вино, отпивает и даёт отпить остальным. Потом все омывают руки, мужчина произносит благословение на халу, отрывает кусок, обмакивает в соль, ест и даёт остальным. После этого можно приступить к праздничному ужину.
Фото: PexelsА когда заканчивается Шаббат?Шаббат заканчивается после захода солнца в субботу коротким ритуалом (авдала), церемонией, призванной отделить святость субботы от рутины обычных дней. Начинается авдала, когда на тёмном небе восходят три звезды, но обычно время исхода субботы в вашей местности можно узнать заранее в еврейском календаре. Снова зажигают свечу (обычно с несколькими фитилями), пьют вино, нюхают пряности, хранящиеся в специальном футляре, — чтобы нести воспоминание о Шаббате дальше, в рабочую неделю, — и произносят благословение. После этого можно делать всё, что в Шаббат было запрещено.
Что, правда ничего нельзя делать?Это самая известная фишка — что в Шаббат иудеям нельзя работать. Но что считается работой? В Торе в качестве запрещённого указан труд, связанный с земледелием, виноделием, сельским хозяйством, торговлей, перемещением предметов, путешествиями и разжиганием огня.
Как обычно, мудрецы переосмыслили заповеди и выделили 39 категорий запрещённых действий (с кучей подробностей) — а в современном мире их переосмыслили снова.
Например, запрет водить машину относится к категории «разжигание огня», потому что двигатель запускается посредством искры, поджигающей пары бензина. А многие современные соблюдающие иудеи выкручивают перед субботой лампочку в холодильнике — чтобы она не зажигалась, когда открываешь дверцу.
Средневековые раввины понимали заповеди расширенно и охраняли святость субботы путём налагания запретов даже на действия, только напоминающие запретные, — поэтому нельзя, например, залезать на деревья, ведь это может привести к ломанию веток, которое напоминает сбор урожая, то есть отделение части растения от других его частей. Или составлять букеты — потому что это напоминает укладку сена в стог. Или наносить макияж — напоминает окрашивание тканей. В общинах, где Шаббат соблюдается строго, множество вещей в субботу нельзя даже трогать — деньги или чеки, ножницы и молотки, карандаши и ручки, телефоны и компьютеры. И даже спички — сразу после того как зажжены субботние свечи.
Не все общины настолько буквально соблюдают предписания тысячелетней давности, так что не удивляйтесь, если встретите в Шаббат в синагоге женщину при полном макияже — даже в Иерусалиме.
Кроме того, как обычно в иудаизме, в Шаббат действует принцип пикуах нефеш («спасение души») — то есть святость субботы можно и нужно нарушить, если от этого зависит жизнь человека.
Разные течения иудаизма относятся к Шаббату с разной степенью строгости, но во всех соблюдающих и даже в некоторых светских еврейских семьях этот день считают праздником и так или иначе отделяют от других дней. Для многих современных евреев Шаббат — это просто семейный день общения и отдыха, который начинается со вкусного ужина в пятницу вечером.
Подготовила Мария Вуль
Читайте также:
- Шаббат в большом городе: как получить удовольствие от еврейского дня отдыха
- На чём держится кипа, что делают с крайней плотью после обрезания и ещё 5 стыдных вопросов евреям
- Хала-принц и еврейка на кухне: лучшие блоги, инстаграмы и тиктоки с рецептами
О еврейских праздниках | Религиозная и духовная жизнь
Шаббат
Еврейская суббота — Шаббат на иврите, Шаббат на идише — отмечается каждую неделю, начиная с захода солнца в пятницу вечером и заканчивая с наступлением темноты в субботу вечером. Для религиозно соблюдающих евреев Шаббат так же важен, как и любой другой священный день. Ортодоксальные евреи не работают и не путешествуют в Шаббат. Следовательно, уроки или экзамены в пятницу вечером или в субботу, как правило, вызывают конфликты у ортодоксальных еврейских студентов.
Рош ха-Шана
Еврейский Новый год, начало десяти дней покаяния или тшува , кульминация которого приходится на Йом Кипур. Традиционно отмечается сладкими или круглыми продуктами, такими как яблоки и мед, и трубением в шофар , выдолбленного бараньего рога, во время религиозных служб. Обычное приветствие — shanah tovah или «С Новым годом!»
Йом Кипур
День искупления; очень торжественный день, посвященный посту, молитве и покаянию. Соблюдающие евреи не едят, не пьют (включая воду), не моются, не вступают в половую жизнь и не носят ничего из кожи в этот день трепета.
Узнайте больше о высоких священных днях
Sukkot
На недельном фестивале урожая Суккот, или «Праздник скиний», посвященный жилище израильтян во временных стрижках ( Sukkot в Хиллере) во время их их 40-летнее пребывание в Синайской пустыне. Многие семьи строят свои собственные сукки , в которых принято есть и спать, а также встряхивать лулав , пальмовую ветвь, связанную ветвями мирта и ивы, и etrog , вид цитрусовых (на фото здесь он растет в теплице колледжа Смита, где он идентифицирован как «марокканский цитрус»). Фото этрога Ларри Голдбаума.
Подробнее о Суккот
Шмини Ацерет
Хотя технически это отдельный праздник, Шмини Ацерет (или «Восьмой день собрания») фактически является последним днем Суккота. В этот день читается последняя глава Торы. Соблюдающие евреи не работают и не путешествуют в этот йом тов или «святой день».
Симхат Тора
Шмини Ацерет сразу же следует за радостным праздником Симхат Тора — или «радованием Закону», — который традиционно отмечается танцами со свитками Торы и пением хакафот , песнями хвалы и благодарности.
Ханука
Восьмидневный праздник Ханука, или «Праздник огней», посвящен чудесной победе Маккавеев и повторному освящению Иерусалимского Храма. Ханука НЕ является еврейским эквивалентом Рождества!! На самом деле, это относительно небольшой еврейский праздник (с религиозной точки зрения), который, в отличие от большинства других еврейских праздников, не имеет никаких ограничений на работу или поездки, хотя многие еврейские семьи и общины собираются вместе, чтобы отпраздновать этот праздничный праздник. Принято есть жареные продукты, такие как картофель латкес или пончики с желе. Фотография ханукальной меноры (или «ханукии» на иврите) Ларри Голдбаума
Пурим
Этот похожий на карнавал праздник посвящен разгрому заговора с целью уничтожения евреев Персии. Принято одеваться в костюмы (как на Хэллоуин или Марди Гра) и дарить еду друзьям и нуждающимся, в частности хаманташен , треугольные пирожные с начинкой из фруктов или мака.
Песах (или Песах на иврите)
Недельный весенний праздник Песах знаменует освобождение еврейского народа из рабства в Древнем Египте. Пасхальный седер в первые две ночи — тщательно продуманная и ритуальная трапеза — рассказывает историю Исхода с использованием ритуальных блюд, молитв, историй и песен. Только первые два и последние два дня Песаха считаются полноценными святыми днями с ограничениями на работу и поездки. Однако на праздник собирается много больших еврейских семей, и, следовательно, некоторые студенты-евреи могут пропустить всю неделю занятий. (В Израиле школы всегда закрыты на Песах.)
Шавуот
Праздник Недели; знаменует дарование Закона (Торы) на горе Синай.
Что такое Шаббат (еврейская суббота)?
Шаббат (שַׁבָּת; родственно древнееврейскому глаголу «прекратить, отдохнуть») — седьмой день еврейской недели, день отдыха и воздержания от работы, как повелел Бог. Шаббат включает в себя две взаимосвязанные заповеди: помнить ( захор ) и соблюдать ( шамор ).
— Истоки в Торе
— Природа Шаббата
— Захор: помнить
— Шамор: соблюдать
— Типичный Шаббат
Истоки в Торе
Этиология Шаббата дана первые два главы Книги Берешит (Бытие), хотя название дня там фактически не фигурирует: шесть дней Бог трудился над сотворением мира, на седьмой прекратил работу ( шават ми-кол мелахто ), благословил этот день и объявил его святым.
Особый статус этого седьмого дня и его название были раскрыты израильскому народу в эпизоде с манной. Бог удовлетворял ежедневную потребность в манне в течение пяти дней; на шестой была дана двойная порция на седьмой день, когда манна не появлялась. Соответственно, израильтянам было приказано вообще не выходить на улицу, а оставаться дома в седьмой день. Таким образом они узнали, что седьмой день был «шаббатом Господним», который они должны чтить, отказываясь от своего ежедневного труда по сбору пищи.
Согласно Книге Исхода, работа должна быть прекращена на седьмой день, чтобы дать отдохнуть рабам и тягловым животным, — закон, который необходимо соблюдать даже во время критических сезонов пахоты и сбора урожая. Версия Книги Второзакония воплощает этот гуманитарный мотив в своем расходящемся объяснении субботнего отдыха — Израиль должен соблюдать Шаббат, чтобы его рабы могли отдыхать, и потому, что так повелел Бог. Божьи инструкции по строительству Скинии начинаются с увещевания соблюдать Шаббат, указывая на его приоритет даже над долгом строительства Святилища. Затем Шаббат называют знаком как Божьего посвящения Израиля, так и Его шестидневного творения.
Природа Шаббата
Шаббат — один из самых известных и наименее понятных еврейских обрядов. Люди, которые обычно не соблюдают строгости дня, думают о нем как о дне, наполненном удушающими ограничениями, или как о дне молитвы, подобном христианскому Шаббату. Но для тех, кто соблюдает Шаббат, это день великой радости, которого с нетерпением ждут всю неделю, время, когда мы можем отложить в сторону все наши будничные заботы и посвятить себя более высоким занятиям.
В еврейской литературе, поэзии и музыке Шаббат описывается как невеста или королева, как в популярном гимне Шаббата Леха Доди . Сказано: «Больше, чем Израиль соблюдал Шаббат, Шаббат сохранил Израиль». Шаббат – это прежде всего день отдыха и духовного обогащения. Слово «Шаббат» происходит от корня 9.0108 Шин-Бет-Тав , что означает прекратить, закончить или отдохнуть.
Шаббат является наиболее важным ритуальным соблюдением в иудаизме и единственным ритуальным соблюдением, установленным Десятью Заповедями. Это также самый важный особый день, даже более важный, чем Йом Кипур.
Шаббат не является днем молитвы. Хотя в синагоге обычно проводится значительное время, молитва не является тем, что отличает Шаббат от остальной части недели. Соблюдающие евреи молятся каждый день, три раза в день. Сказать, что Шаббат — это день молитвы, не более точно, чем сказать, что Шаббат — это день пира: мы едим каждый день, но в Шаббат мы едим более тщательно и неторопливо. То же самое можно сказать и о молитве в Шаббат.
В современной Америке мы настолько воспринимаем пятидневную рабочую неделю как должное, что забываем, каким радикальным понятием был день отдыха в древние времена. Еженедельный день отдыха не имеет аналогов ни в одной другой древней цивилизации. В древние времена досуг предназначался только для богатых и правящих классов, а не для служащих или рабочих. Кроме того, сама идея отдыха каждую неделю была невообразимой. Греки считали евреев ленивыми, потому что мы настаивали на том, чтобы каждый седьмой день устраивали «праздник».
Захор: Помнить
Нам заповедано помнить Шаббат; но помнить означает гораздо больше, чем просто не забывать соблюдать Шаббат. Это также означает помнить о значении Шаббата как в ознаменовании творения, так и в ознаменовании нашей свободы от египетского рабства.
В Исходе 20:11, после того как Четвертая Заповедь впервые установлена, Б-г объясняет: «Потому что шесть дней сотворил Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, а на седьмой день, он отдыхал, поэтому Г-сподь благословил день субботний и освятил его». Отдыхая в седьмой день и освящая его, мы помним и признаем, что Б-г — творец неба, земли и всего живого. Мы также подражаем божественному примеру, воздерживаясь от работы в седьмой день, как это делал Б-г. Если работу Б-га можно отложить на день отдыха, то как мы можем полагать, что наша собственная работа слишком важна, чтобы откладывать ее на время?
Во Второзаконии 5:15, когда Моисей повторяет Десять Заповедей, он отмечает вторую вещь, которую мы должны помнить в субботу: «помни, что ты был рабом в земле Египетской, и привел тебя Г-сподь, Б-г твой». оттуда рукою крепкою и мышцею простертою, потому и повелел тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний».
Какое отношение Исход имеет к отдыху на седьмой день? Это все о свободе. Как я уже говорил, в древние времена досуг был ограничен определенными классами; рабы не получали выходных. Таким образом, отдыхая в Шаббат, мы напоминаем себе, что мы свободны. Но в более общем смысле Шаббат освобождает нас от наших будничных забот, от наших крайних сроков, графиков и обязательств. В течение недели мы рабы своей работы, наших кредиторов, нашей потребности обеспечивать себя; в Шаббат мы освобождаемся от этих забот, как освободились наши предки от египетского рабства.
Мы вспоминаем эти два значения Шаббата, когда произносим кидуш (молитва над вином, освящающая Шаббат или праздник). Вечер пятницы кидуш относится к Шаббату как зиккарон льмаасе берейшит (память о работе в начале) и зейхер лициат мицраим (воспоминание об исходе из Египта).
Шамор: Соблюдать
9009 6Конечно, обсуждение Шаббата не будет полным без обсуждения работы, запрещенной в Шаббат. Это еще один аспект Шаббата, который совершенно неправильно понимают люди, не соблюдающие его.
Большинство американцев видят слово «работа» и думают о нем в английском смысле этого слова: физический труд и усилие, или занятость. Согласно этому определению, включение света будет разрешено, потому что это не требует усилий, но раввину не будет разрешено руководить субботней службой, потому что ведение службы является его работой. Еврейский закон запрещает первое и разрешает второе. Поэтому многие американцы приходят к выводу, что еврейский закон не имеет никакого смысла.
Проблема заключается не в еврейском законе, а в определении, которое используют американцы. Тора не запрещает «работу» в английском смысле этого слова 20-го века. Тора запрещает « мелаха » ( Мем-Ламед-Алеф-Каф-Хе ), что обычно переводится как «работа», но означает не совсем то же самое, что и английское слово. Прежде чем вы сможете начать понимать ограничения Шаббата, вы должны понять слово « мелаха ».
Мелаха обычно относится к творческой работе или осуществлению контроля или господства над окружающей средой. Это слово может быть связано с « мелех » (царь; Мем-Ламед- Каф ). Квинтэссенцией примера мелаха является работа по сотворению вселенной, которую Б-г прекратил на седьмой день. Обратите внимание, что работа Б-га не требовала больших физических усилий: Он сказал, и это было сделано.
Слово мелахах редко используется в Священных Писаниях вне контекста Шаббата и праздничных ограничений. Единственное повторное использование этого слова в обсуждении строительства святилища и его сосудов в пустыне. Исход гл. 31, 35-38. Примечательно, что во время этого обсуждения повторяются ограничения на Шаббат (Исх. 31:13), поэтому мы можем сделать вывод, что работу по созданию святилища нужно было остановить на Шаббат. Из этого раввины сделали вывод, что работа, запрещенная в субботу, такая же, как и работа по созданию святилища.
Они обнаружили 39 категорий запрещенных действий, все из которых являются видами работ, которые были необходимы для строительства святилища:
Посев Вспашка Жатва Связывание снопов Обмолот Веяние Отбор Измельчение Просеивание Замес Выпечка 9 0190 Стрижка шерстиСтирка шерсти Взбивание шерсти Крашение шерсти Прядение Плетение Изготовление двух петель 9 0190 Нити для ткачества Разделение нитей Связывание Развязывание Сшивание двумя стежками Разрыв Отлов Убой 9019 0 Сдирание кожиСоление мяса Соление кожи Соскабливание кожи Разделка кожи Написание двух букв Стирание двух букв Строительство 901 90 Снос зданияТушение огня Разжигание огня Удар молотком Перенос объекта из частной собственности в общественную
Все эти задания запрещены, как и любое задание которые работают по тому же принципу или имеют ту же цель. Кроме того, раввины запретили прикасаться к любому предмету, который может быть использован для одной из вышеперечисленных целей (например, вы не можете прикасаться к молотку или карандашу), путешествовать, покупать и продавать и выполнять другие будничные дела, которые могут вмешиваться в дух Шаббата. Использование электричества запрещено, потому что оно выполняет ту же функцию, что и огонь или некоторые другие запреты, или потому что технически считается «огнем».
Вопрос об использовании автомобиля в Шаббат, о котором так часто спорят не соблюдающие евреи, на самом деле вообще не является проблемой для соблюдающих евреи. Автомобиль приводится в движение двигателем внутреннего сгорания, который работает за счет сжигания бензина и масла, что является явным нарушением запрета Торы на разжигание огня. Кроме того, движение автомобиля будет представлять собой перевозку объекта, находящегося в общественном владении, еще одно нарушение запрета Торы, и, по всей вероятности, автомобиль будет использоваться для поездки на расстояние, превышающее разрешенное раввинскими запретами. По всем этим и многим другим причинам использование автомобиля в Шаббат явно запрещено.
Как и почти все заповеди, все эти субботние ограничения можно нарушить, если это необходимо для спасения жизни.
Типичный Шаббат
Около 14 или 15 часов в пятницу соблюдающие евреи покидают офис, чтобы начать подготовку к Шаббату. Настроение очень похоже на подготовку к приходу особенного, любимого гостя: в доме убрано, семья купается и одевается, накрыта лучшая посуда и столовые приборы, приготовлено праздничное угощение. Кроме того, все, что нельзя делать во время Шаббата, нужно подготовить заранее: установить свет и приборы (или поставить на них таймеры, если так делают домочадцы), вынуть лампочку в холодильнике, так не включаться, когда вы его открываете, и необходимо подготовиться к оставшейся субботней трапезе.
Шаббат, как и все еврейские дни, начинается с заходом солнца, потому что в истории сотворения в Бытие гл. 1, вы заметите, что там сказано: «И был вечер, и было утро: день один». Отсюда мы заключаем, что день начинается с вечера, то есть с заходом солнца. Субботние свечи зажигают и произносят благословение не позднее, чем за восемнадцать минут до захода солнца. Этот ритуал, совершаемый хозяйкой дома, официально знаменует собой начало Шаббата. Зажигаются две свечи, символизирующие две заповеди: захор и шамор .
Затем семья посещает короткую вечернюю службу (45 минут — это недолго по еврейским меркам — см. Еврейская литургия).
После службы семья возвращается домой на праздничный, неторопливый ужин. Перед ужином родители благословляют своих детей. Затем хозяин дома читает Кидуш , молитва над вином, освящающая Шаббат. Обычная молитва о еде хлеба читается над двумя буханками халы, сладкого яичного хлеба в виде косички. Затем семья ужинает. Хотя нет особых требований или обычаев в отношении того, что есть, пища, как правило, тушеная или приготовленная на медленном огне из-за запрета на приготовление пищи во время Шаббата.
(Вещи, которые в основном готовят перед Шаббатом, а затем разогревают или поддерживают в тепле, допустимы).После обеда читается биркат ха-мазон (благодать после еды). Хотя это делается каждый день, в Шаббат это делается в неторопливой манере с множеством оптимистичных мелодий.
К тому времени, когда все это будет завершено, может быть 9вечера или позже. У семьи есть час или два, чтобы поговорить или изучить Тору, а затем пойти спать.
На следующее утро субботние службы начинаются около 9 утра и продолжаются примерно до полудня. После службы семья снова произносит
кидуш и снова неторопливо празднично ужинает. Типичный полдник — чолнт, очень медленно приготовленное тушеное мясо. К моменту birkat ha-mazon готово, сейчас около 14:00. Семья какое-то время изучает Тору, разговаривает, совершает послеобеденную прогулку, играет в шашки или занимается другими видами досуга. Короткий послеобеденный сон не редкость.