Журнал Международная жизнь — Владимир Легойда: «День Крещения Руси – главный день рождения нашего народа»
10:42 28.07.2021 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»В.М. Васнецов. «Крещение Руси». 1895-1896. Источник: Диалог-нн.рф.
В Москве состоялась онлайн-конференция, приуроченная к Дню Крещения Руси и Дню памяти равноапостольного великого князя Владимира. Эта памятная дата отмечается ежегодно 28 июля. Она имеет огромное значение для истории нашей страны и её культурно-исторического развития. Об исторических и современных аспектах этой даты рассказали участники мероприятия — церковные деятели и известные религиоведы.
Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук отметил, что установление праздника Дня крещения Руси – инициатива Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, одна из первых, которую он выдвинул, как только возглавил Русскую Православную Церковь.
«Обычно к этой дате приурочивалось множество мероприятий, но в последние два года пандемия внесла свои коррективы. Уже в 2020 году празднование прошло в очень ограниченном масштабе. В нынешнем году всё будет зависеть от ситуации на местах. Но точно можно сказать, что дата будет отмечаться на всей канонической территории Русской Православной церкви», — подчеркнул И. Якимчук.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Русской Православной Церкви Владимир Легойда назвал День Крещения Руси «главным днём рождения», вехой, обозначившей духовно-цивилизационный вектор, который определил дальнейшее развитие государственности и культуры народов исторической Руси. «Отмечая этот праздник, мы говорим о своей верности определенным ценностным ориентирам.
Известный историк и этнолог Лев Гумилёв в свое время сказал, что Крещение дало нашим предкам подлинную свободу выбора между добром и злом. В современном мире часто бросаются вызовы этому традиционному пониманию добра и зла. Сам факт широкого, и в том числе общественного празднования этой даты показывает, что мы остаемся верными тому выбору, который был сделан более тысячелетия тому назад, подчеркиваем свое каноническое единство, несмотря на все сложности политического характера, с которыми приходится сегодня сталкиваться», — отметил В. Легойда.Участники круглого стола раскритиковали версию насильственной христианизации Руси. «Исторические источники говорят, что принятие христианства в его византийском варианте было свободным выбором. Трудно себе представить, что православную веру можно насильственно укоренить в сердцах народа, тем более что она стала приносить культурные и духовные плоды уже спустя несколько лет», — заметил И. Якимчук.
В.Легойда предположил, что версия о насильственном крещении Руси связана не столько с историей, сколько с политической конъюнктурой и ангажированностью её сторонников. «Конечно, фразу, которую, согласно некоторым источникам, произнёс князь Владимир – «кто не придёт креститься, тот не друг мне» — при желании тоже можно трактовать как угрозу. Но, если мы сравним принятие христианства на Руси с крещением некоторых западноевропейских стран и народов, то увидим, что в нашем случае был использован максимально мягкий вариант», — подчеркнул он.
Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Иоанн Воробьев дал более развернутые пояснения: «В летописных источниках сохранились свидетельства о восстании 989 года в Новгороде, которое было подавлено. Именно на этом факте основывают свою позицию сторонники версии «насильственного крещения». Правда, они не рассказывают, что это выступление имело политический подтекст, и его разгром стал исключением из общего правила. Чаще всего крещение происходило при восстании язычников, которые попросту убивали миссионеров. К тому же, если вспомнить, как примерно в те же годы крестил Западную и Центральную Европу Карл Великий и его наследники, у любого скептика отпадут вопросы – кто именно крестил огнём и мечом, а кто словом и убеждением».
Отец Иоанн Воробьев также подчеркнул, что христианизация на Руси не проходила и не могла пройти единовременно. «Этот процесс занял столетия. Но сами плоды крещения мы увидели уже в XI веке. Это и деятельность князя Ярослава Мудрого, и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, и почитание князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, погибших по вине своего брата Святополка, как покровителей Русской земли, и канонизация первой христианки равноапостольной княгини Ольги. Ничего из этого не было навязано. Это была именно воля людей. Поэтому заявления о том, что Русь именно «заставили» уверовать, не выдерживает ни малейшей критики», — заключил И.Воробьёв.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs
Правление Владимира Святославича. Крещение Руси. • СПАДИЛО
Владимир Святославович (годы правления 980-1015)
Итак, в 980 году Владимир становится единственным полноправным правителем Руси. Его приход к власти можно назвать несколько незаконным, что естественно вызывало осторожность у населения и подданных. Поэтому завоевывать авторитет пришлось, не теряя времени.
Новгород и Киев были вновь объединены под его руководством. Первые три года Владимир активно занимался успокоением непокорных племен, таких как древляне, вятичи и другие. Чтобы установить везде единый порядок, он посылал в отдаленные земли своих наместников, которые правили там от его имени. Покорил радимичей.
К тому времени вновь назрел Болгарский вопрос; русские дружины попытались осуществить завоевательный поход, но было заключено перемирие с Болгарией. Оставив эту затею, Владимир двинулся на запад, а именно, к Польше, во главе которой был Мешко Первый. Не дожидаясь реакции Польши, Владимир организовал поход на юго-запад и без особых потерь завоевал эти земли.
Долгое время особые проблемы Руси доставляли печенеги. В 992 году Владимир разгромил печенегов, что позволило ненадолго приостановить постоянные набеги. В честь победы над печенегами был основан город Переяславль.
В 983 году ему удалось завоевать ятвягов, главной целью которого стало получение речных путей по Неману, Висле и Бугу.
Именно в период правления Владимира стала использоваться система предупреждения о нападениях. Были построены сигнальные башни, на которых разводился большой костер, в случае приближения неприятеля. Так информация быстро передавалась к самому центру Руси.
Одной из главных заслуг Владимира по праву считается реформация религиозных традиций.
Крещение Руси. Фреска Васнецова.
Крещение Руси
В 980 году им был проведена языческая реформа, с помощью которой князь попытался унифицировать язычество и ввести культ Перуна по всей территории государства, т.е. сделать язычество государственной религией. Целью этой реформы было, конечно же, укрепление княжеской власти как внутри страны (единый бог, единый князь), так и на внешнеполитической арене (независимость от Византии). Но в итоге объединить все славянские племена не удалось, т. к. у каждого племени был свой верховный языческий бог.
Именно тогда появились первые предпосылки к крещению Руси.
Однако выбор стал между несколькими религиями. Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу ?
Основные причины крещения Руси
- Принятие христианства открывала дорогу к уже давно крещеному Европейскому миру
- Христианство предполагает единого бога, что могло позволить укрепить единоличную власть князя (чего не получилось добиться с помощью языческой реформы)
- Принятие христианства могло стимулировать развитие культуры, путем обмена опытом с Византийскими мастерами
- Христианство могло обосновать социальное и имущественное неравенство, что способствовало бы улучшению напряженного положения в обществе; а также могло укрепить институт семьи и брака
- Русского князя поразил антураж византийской церкви
Кроме того, крещение Руси было выгодно и для самой Византии, потому как налаживание таких дипломатических отношений сводило на минимум вероятность военных конфликтов.
Первым шагом к принятию христианства всей Русью стало кончено де крещение самого князя. Все началось с того, что в 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками. Владимир согласился помочь, если в обмен получил бы в жены сестру императора Византии Анну. Император Василий II согласился с одним условием, что русский князь примет христианскую веру. Соглашение было заключено и войска Владимира отправились на помощь Византии. Когда нападение было уже отражено, император начал оттягивать женитьбу и попытался вовсе свести на нет уговор. Тогда князь собрал войско и выступил уже против Византии, направился на Херсонес. Спустя несколько месяцев горд был осажден. Владимир тут же крестился, а вскоре и получил свою невесту.
В 988 году началось массовое насильственное крещение народа (уничтожались идолы, преследовались жрецы язычества). Чуть позже началось строительство первых церквей: 996 – каменный собор Богородицы в Киеве (десятинная церковь).
В землях новообращенных народов, в отличие от Римской церкви, было разрешено вести богослужения на их родном языке, а не только на латыни.
Последствия крещения Руси
- Международные связи Руси были укреплены и расширены
- Русская культура была сильно обогащена (появление письменности, грамотности, школ, зодчества, мозаики, иконописи и так далее)
- Восточнославянские племена были укреплены между собой единой религией
- Власть Киевского князя получила больший авторитет
- Установилась христианская мораль, а с ней и понятие церковного брака
- Зарубежные страны стали проявлять интерес к заключению династических браков
- Однако принятие православия отдалило Русь от католических государств.
Крещение Руси – одно из знаковых событий в истории нашей страны.
Князь Владимир умер от болезни в 1015 году. А между его сыновьями разгорелась новая русская усобица, подобно той, из которой он сам выправился.
Максим Романович | Просмотров: 3.6kВладимир и Киевский — Academic Kids
From Academic Kids
В Википедии нет статьи с таким точным названием.- Начать статью Владимира и Киевлянина ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Vladimir_i_of_kiev&action=edit ) .
- Искать Владимира Киевского в других статьях.
- Ищите Владимира и Киева в Викисловаре, нашем сестринском словарном проекте.
- Ищите Владимира I из Киева в Викискладе, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.
- Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Vladimir_i_of_kiev&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
- Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
- Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.
- История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
- Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index. php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
- Земля ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
- Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
- планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
- Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
- штатов США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )
Информация
- Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
- Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )
- Картинки ( http://classroomclipart. com )
Поиск
Ящик для инструментов
- Специальные страницы
Личный инструмент
В Москве появился памятник Владимиру Красному Солнцу
Память св. князю Владимиру (правил Киевской Русью в 9 80-1015) был увековечен на 04.11.2016 у мощного памятника на Боровицкой площади в Москве. Автор памятника – народный художник России скульптор Салават Щербаков. На церемонии его открытия, подчеркнув значимость события, присутствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Автор памятника был выбран на конкурсе весной 2016 года. Контракт на его изготовление (стоимостью около 150 млн рублей) получило архитектурное бюро «Ай-архитекторы».
Масштаб памятника соответствует значению выдающегося правителя в истории России.
При св. Владимире образовалось древнерусское государство и завершился процесс слияния восточнославянских земель вокруг Киева, т. е. формирование системы подчинения княжеской власти. Княжеская власть стала господствовать в государстве, управлять им, судить, собирать дань (налоги) и охранять его торговлю и границы. Разгром врага России и ее торговли по имени Печенег снискал ему благодарную память в летописях и народных сказках, где он именуется Владимиром Красное Солнышко.
Во-первых, святой Владимир крестил Русь в христианскую веру, а с XI века почитается Православной Церковью. День церковной памяти князя 15 июля был установлен в 1240 году при Александре Невском.
С принятием христианства на Руси были прекращены кровавые жертвоприношения, в том числе умерщвление жен, наложниц и рабынь при погребении Господнем, вошли в эденорте, прекратилось уничтожение имущества усопших, укрепилась власть и стал более активным обмен с соседями , особенно греки (византийцы), которые принесли на Русь много знаний: духовных, культурных, художественных, административных и политических.
Вера имела первое духовное значение, определенное во всех социальных и семейных отношениях. Общая религия помогала объединять людей внутри государства. Еще до принятия христианства т. Владимир был известен как религиозный реформатор. В 981-м году он установил единый шестиязычный культ языческих богов во главе с громовержцем Перуном. Эта реформа провалилась и привела кн. Владимир выбрал лучшее из религий своих соседей.
«Повесть временных лет» рассказывает нам о том, что в поисках веры Владимир призывал проповедников христианства, ислама и иудаизма. Ислам не устраивал правителя из-за отказа от питья, иудаизм – из-за рассеяния евреев по свету, а христианство Рима было неприемлемо из-за ошибок в вопросах веры. Так объясняется (в светском толковании) отбор самых красивых в культ и истинную Веру, исповедуемую могущественной и стабильной тогда Византийской империей.
Важно отметить, что в десятом веке русские князья часто заимствовали идеи и термины у соседних народов, если им приходилось по вкусу и месту. Так, по отношению к святому Владимиру митрополит Иларион в XI веке употребляет титул хазарского кагана.
Также одна вера способствовала увеличению политических и торговых связей. Один из главных партнеров Руси – Византия, например, запретные предметы из языческой Руси объявили «нечистыми».
Христианство уже было распространено на Руси в княжеской семье к моменту его усыновления князем Владимиром.
Итак, за 100 лет до официального принятия Веры, во второй трети девятого века, часть дружины и народа Руси стали христианами. Патриарх Константинополя Фока послал сюда византийского иерарха. В 70-х годах IX века то же самое сделал патриарх Игнатий. Часть русской дружины была крещена около 860 года византийским патриархом Игнатием при императоре Василии I.
Бабка князя княгиня Ольга была христианкой (по разным данным она приняла ее в 944 или 955 г). После принятия христианства святая Ольга стала христианской проповедницей, разрушала языческие святыни и строила христианские храмы, в том числе Софийский собор Киева. Приглашение христианских наместников из Рима в 962 г.