Когда владимир крестил русь: Легенда о том, как князь Владимир крестил Русь

Журнал Международная жизнь — Владимир Легойда: «День Крещения Руси – главный день рождения нашего народа»

10:42 28.07.2021 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

В.М. Васнецов. «Крещение Руси». 1895-1896. Источник: Диалог-нн.рф.

В Москве состоялась онлайн-конференция, приуроченная к Дню Крещения Руси и Дню памяти равноапостольного великого князя Владимира. Эта памятная дата отмечается ежегодно 28 июля. Она имеет огромное значение для истории нашей страны и её культурно-исторического развития. Об исторических и современных аспектах этой даты рассказали участники мероприятия — церковные деятели и известные религиоведы.

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук отметил, что установление праздника Дня крещения Руси – инициатива Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, одна из первых, которую он выдвинул, как только возглавил Русскую Православную Церковь.

Этот шаг вызвал большой отклик в трёх славянских странах – России, Украине и Белоруссии. Везде этот праздник, по уже сложившейся традиции, широко отмечается как на государственном, так и на общественном уровне.

«Обычно к этой дате приурочивалось множество мероприятий, но в последние два года пандемия внесла свои коррективы. Уже в 2020 году празднование прошло в очень ограниченном масштабе. В нынешнем году всё будет зависеть от ситуации на местах. Но точно можно сказать, что дата будет отмечаться на всей канонической территории Русской Православной церкви», — подчеркнул И. Якимчук.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Русской Православной Церкви Владимир Легойда назвал День Крещения Руси «главным днём рождения», вехой, обозначившей духовно-цивилизационный вектор, который определил дальнейшее развитие государственности и культуры народов исторической Руси. «Отмечая этот праздник, мы говорим о своей верности определенным ценностным ориентирам.

Известный историк и этнолог Лев Гумилёв в свое время сказал, что Крещение дало нашим предкам подлинную свободу выбора между добром и злом. В современном мире часто бросаются вызовы этому традиционному пониманию добра и зла. Сам факт широкого, и в том числе общественного празднования этой даты показывает, что мы остаемся верными тому выбору, который был сделан более тысячелетия тому назад, подчеркиваем свое каноническое единство, несмотря на все сложности политического характера, с которыми приходится сегодня сталкиваться», — отметил В. Легойда.

Участники круглого стола раскритиковали версию насильственной христианизации Руси. «Исторические источники говорят, что принятие христианства в его византийском варианте было свободным выбором. Трудно себе представить, что православную веру можно насильственно укоренить в сердцах народа, тем более что она стала приносить культурные и духовные плоды уже спустя несколько лет», — заметил И. Якимчук.

В.Легойда предположил, что версия о насильственном крещении Руси связана не столько с историей, сколько с политической конъюнктурой и ангажированностью её сторонников. «Конечно, фразу, которую, согласно некоторым источникам, произнёс князь Владимир – «кто не придёт креститься, тот не друг мне» — при желании тоже можно трактовать как угрозу. Но, если мы сравним принятие христианства на Руси с крещением некоторых западноевропейских стран и народов, то увидим, что в нашем случае был использован максимально мягкий вариант», — подчеркнул он.

Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Иоанн Воробьев дал более развернутые пояснения: «В летописных источниках сохранились свидетельства о восстании 989 года в Новгороде, которое было подавлено. Именно на этом факте основывают свою позицию сторонники версии «насильственного крещения». Правда, они не рассказывают, что это выступление имело политический подтекст, и его разгром стал исключением из общего правила. Чаще всего крещение происходило при восстании язычников, которые попросту убивали миссионеров. К тому же, если вспомнить, как примерно в те же годы крестил Западную и Центральную Европу Карл Великий и его наследники, у любого скептика отпадут вопросы – кто именно крестил огнём и мечом, а кто словом и убеждением».

Отец Иоанн Воробьев также подчеркнул, что христианизация на Руси не проходила и не могла пройти единовременно. «Этот процесс занял столетия. Но сами плоды крещения мы увидели уже в XI веке. Это и деятельность князя Ярослава Мудрого, и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, и почитание князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, погибших по вине своего брата Святополка, как покровителей Русской земли, и канонизация первой христианки равноапостольной княгини Ольги. Ничего из этого не было навязано. Это была именно воля людей. Поэтому заявления о том, что Русь именно «заставили» уверовать, не выдерживает ни малейшей критики», — заключил И.Воробьёв.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Как и зачем князь Владимир крестил Русь

AdminРюриковичикнягиня

Одна из самых значимых вех в истории Руси— принятие христианства в роли государственной религии в 988 году. В настоящее время, 28 июля празднуют провозглашение христианства, а церковь чтит память равноапостольного князя Владимира.

Предпосылки

На Руси процветало язычество, князь и его дружина поклонялся славянским божествам. К тому же Владимир обладал в молодости неукротимым нравом, любил битвы и кровавые жертвоприношения, в том числе человеческие. Уязвленный тем, что бастард по происхождению, третий сын князя Святослава, находил успокоение в битве, выплескивая накопившуюся злобу. Неудивительно, что, победив в междоусобной войне, Владимир уделял большое внимание военной мощи. После удачных походов обязательно приносил жертву богам и устраивал пышный пир.

Путешествуя в походах, князь взрослел, менялось мышление и появились душевные терзания за поступки. Князь обращал внимание на сколько разрознено княжество, люди везде отдают предпочтение разным богам, нет единства.
При Владимире военная мощь Руси значительно возросла, соседям нечего было противопоставить, чего не сказать о культурном просвещении. Аспекты культуры и науки были на задних планах.

Боязнь нападения и желание заполучить в союзники могущественного соседа повлекло приезд в Киев посольств из других стран с призывом принять монорелигию. Рассказывали посланники о мусульманстве, латинском христианстве, иудаизме. Последним прибыл проповедник православия из Византии.

Крещение великого князя Владимира в Корсуни
Автор: Иванов Андрей Иванович, 1829

Владимир понимал, что необходимо сделать выбор, и поэтому послал своих послов в другие страны, чтобы узнать о религиях достоверную информацию без приукрас. Это событие в истории описывает летопись о «Испытании вер». Послы вернулись с рассказами о местной жизни других народов и больше всего Владимиру приглянулось греческое православие. К тому же, великая княгиня Ольга (бабушка князя) и вещая дева Малуша (мать князя) ушли в христианство в 955 году. Обе женщины были милосердны к больным и нищим, и проповедовали православие и любовь к ближнему. Так что почва в душе и мыслях князя была предопределена еще в детстве. Несмотря на все отчеты послов Владимир не спешил делать выбор и все еще оставался язычником.

Принятие

Если принять за действительность «Повесть временных лет», то в 988г. Князь Владимир Красное Солнышко во время очередного похода захватил Корсунь, и выставил ультиматум императору Византии Константину VIII, либо князь идет дальше на Константинополь, либо император отдает Владимиру в жены свою сестру— Анну. Константин верно рассудил, что Русь представляет огромную мощь, а Византия в то время была одним из центров развития культуры и науки.

Крещение князя Владимира, Радзивиловская летопись

Этот брак был политически выгодным. Он укрепил бы положение обоих государств. Император согласился с одним условием, Владимир должен принять православие, дабы муж и жена были одной веры. Такой расклад устроил князя, и он вместе с дружиной принял крещение от корсуньского епископа. Там же был заключен брак с византийской принцессой Анной, хоть изначально она и была против брака с чужеземцем и варваром.

По возвращению на родину, Владимир крестил своих сыновей от других жен. Следом за своим лидером многие бояре принимали христианство добровольно. В августе 988г. Состоялось крещение киевлян в Днепре. Князь развернул активное строительство и освящение византийскими священниками церквей в Киеве и Владимире, а затем и по всей Русской земле.


Крещение Руси. Василий Перов. 2-я пол. 1870-х — нач. 1880-х гг. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Значение

Крещение сыграло огромную роль для Руси:

  • Объединение народа под одной религией давало фундамент для единства земель и сплоченности.
  • Расширение связей и влияние на западе.
  • Церковь стала одной их основных опор власти.
  • Мощный толчок для развития культуры, зодчества, живописи, книжного мастерства и науки.
  • Вслед за Киевом к крещению пришли и другие города Киевской Руси.

Конечно, не стоит считать, что крещение прошло за пару месяцев и все были согласны. Как процесс, принятие единого Бога заняло несколько десятков лет. Где-то крещение шло насильственно, уничтожались предметы и статуи языческих богов. Истории известны многократные восстания волхвов. Самые известные В Суздале (1024г.), Новгороде (1071г.), Ростове и Белоозере (1071г.).

10.2: Владимир I и христианизация

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    253574
  • Цель обучения

    • Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I

    Ключевые моменты

    • Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
    • Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
    • После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
    • Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.

    Термины

    Константинополь

    Столица Византийской империи.

    Перун

    Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.

    Василий II

    Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.

    Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 9с 80 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.

    Ранние мифы о христианизации

    Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первое упоминание о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляется около 860 года. Византийский патриарх Фотий написал в 867 году письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 года. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.

    Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.

    Владимир I и его приход к власти

    Главным деятелем христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 958, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.

    Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.

    Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.

    Константинополь и обращение

    Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первая летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.

    Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.

    Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.

    Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.

    Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.

    Крещение Киева

    По возвращении в 988 г. Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.

    Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.

    Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .

    Источники

    Контент по лицензии CC, Ранее был опубликован

    • Безграничная мировая история. Автор : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/world-history/textbooks/boundless-world-history-textbook/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Программа OER или Publisher
        Люмен
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Православие на Руси — Свято-Иоанновская Православная Церковь

      Название этой главы дает нам отправную точку для понимания развития Русской Православной Церкви. Его родина сегодня охватывает несколько разных стран, которые назывались землями Руси. Политическая и социальная организация была сформирована норвежцами из Скандинавии. От Рюрика до святого Владимира Великого они правили славянскими и некоторыми финскими народами Северной России и Украины. Это сделало бы норманнов, франков, англосаксов, скандинавов двоюродными братьями с современными русскими народами, а также через королевские смешанные браки намного позже в европейской истории. Падение Константинополя перед османами и отделение Римско-католической церкви в Италии и в остальной Европе создали для России пространство для контроля над своими собственными интересами и духовным развитием. Русская история в этой главе делится на киевское, а затем на московское православие.

      Это свидетельствует о смене политического и религиозного центра территории Руси.

      Ранее мы также узнали о важности древних городов земель Руси и Крещения славян князя Владимира с Киевом как важным политическим и духовным центром. Первый раздел этой главы описывает политическую и духовную основу Киевской митрополии. Митрополия этимологически означает город-мать. Первым митрополитом Киевским был Михаил в 10 в. Мы знаем, что князь Владимир женился на византийской монархии через Анну. Были церковно-приходские школы, росли города и около 400 храмов, построенных к концу правления св. Владимира с архиерейскими местами в городах Новгороде и Полоцке. Собор Святой Премудрости строился в Новгороде так же, как и в Киеве. Процесс и подробности христианизации Руси освещены в известных литературных произведениях «Повести временных лет» и «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Как и многие народы прежде, правители Руси переосмысливали прошлую историю, чтобы показать, как промысел Божий управлял и распоряжался событиями в пользу своего царства, народа и христианизации.

      Во времена, когда свобода вероисповедания, демократические выборы и права человека не существовали как понятие, «массовые крещения» в Древней Руси записываются как успех и дар от Бога. Это почти полная замена славянского язычества православием. Даже в 12 в. большинство митрополитов «Киевских и всея Руси» были греками. Со временем греческие иерархи были заменены исконно русскими.

      В 13 в. Хан Батый и Золотая Орда двинулись на запад, в русские земли и города, разграбляя города и открывая период, называемый монголо-татарским игом. Степные земли Восточной Европы и Центральной Азии наблюдали эту закономерность на протяжении тысячелетий, и фактически из того же самого источника древние индоевропейцы проникли в Европу и изменили уже существующие там местные культуры. На западе католические тевтонские рыцари, будучи продолжением руки папы римского, представляли для России еще одну угрозу, физическую и духовную опасность обращения в римскую веру и забвения православия. Россия всегда нуждалась в сильном правителе, потому что она всегда готовы противостоять угрозам с западного или восточного фланга. Итак, новгородец Александр Невский решил не затягивать войну с татарами, а поддерживать с ними дипломатические отношения. По приказу папы Григория IX был организован крестовый поход против русских и финнов шведской монархией. Александр разгромил шведов и Ливонский орден у Чудского озера. Он также отклонил предложения Папы Иннокентия IV об обращении через письма и посланные кардиналами лично, чтобы убедить его королевство стать частью Папы и западных держав. Из этой главы следует, что митрополит Иларион описывает правление монголо-татар как опустошительное, но в целом менее навязчивое в религиозной жизни русских христиан, чем прямой контроль римо-католицизма и других европейских монархов, постоянно имевших интерес в обращении русских так же, как они имели в советах Феррары-Флоренции и Лиона. Золотая Орда, казалось, была больше заинтересована в сборе налогов, чем в реформировании русских церквей или их преобразовании, подобно османам или тевтонским орденам. Но и князья, и митрополиты должны были получить ярлык (разрешение) через монгольскую бюрократию, прежде чем действовать в церковных или государственных учреждениях.

      В 14 веке митрополит Петр и его преемники переехали в Москву, и она стала «фактически» центром митрополии. Переезд из Киева в Москву во многом был связан с ростом и значением города во время правления великого князя (татарский титул) Ивана I Калиты. Это был также сильный город, чтобы начать борьбу с монголо-татарским игом. Также в московский период жили такие духовные деятели, как святой князь Димитрий Донской, преподобные Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Они представляют в русском образе святого правителя государства, руль Церкви и подвижника-провидца дремучих московских лесов. Но Константинополь в 14 в. по-прежнему оказывал большое влияние на Русскую Церковь в ее патриаршестве и митрополии. Москва действительно обрела независимость, когда в 15 в. пал Константинополь. Но греки по-прежнему контролировали Киевскую митрополию. Например, в 1458 году они поставили патриарха Григория Мамаса. Москва стала независимой от Константинополя, а Киев оставался в руках греков как отдельная митрополия до 1685 года, когда Киев был включен в состав Московского патриархата. Кажется, есть хороший прецедент как для права греков в Киеве сохранять свою независимость, так и для культурной связи Москвы с метрополией Киевской Руси. Остальная часть главы посвящена весьма специфическим культурным и религиозным спорам в России в XVI-XVII веках. Один из них особенно кровавый, связанный с дебатами о том, кому должны владеть земли: монахам или монарху. Также важно отметить, что когда Федор сменил Ивана Грозного в XVI веке, патриаршество было установлено по церковным канонам, тогда как более ранние автокефальные действия совершались без одобрения Константинополя. Эта идея независимости церкви может показаться западным христианам странной. Но это не сильно отличается от взаимодействия и желаний христианских королей и князей в Европе, которым пришлось вести политику с Папой, чтобы получить влияние, которого они добивались, на свои земли и народ, и эта модель достигает кульминации в насилии и расколах в 16-м веке. 17 и 18 вв. Европе, которую мы называем Просвещением — движением, столь противоположным и враждебным монархии как законной и стабильной форме правления и средоточию религиозного примера. В предыдущие века ожидалось, что правитель живет в соответствии с моральными стандартами религии большинства. А вот в наше время все совсем наоборот. Мы можем держать свои религиозные убеждения и веру в тайне на работе и в офисе. В этом нет ничьей вины, кроме самой структуры власти, которая сложилась. Одной из революционных основ этого основания является разделение церкви и государства, общественной и частной жизни. Пока эта религия не была римско-католической, такое разделение было выгодно большинству американцев. Хлодвиг и Карл Великий подали пример того, как короли правят больше за счет индивидуальной харизмы и военного лидерства. Византия имела долгую имперскую жизнь не только потому, что унаследовала то, что до этого завоевал Рим, но и потому, что люди были верны идее, философии и православной вере, а не только харизматичным личностям или военной мощи. Не имело значения, был король еретиком или нет, потому что люди были верны не отдельным личностям, а самим идеям. Чтобы понять, как многие христиане думали до недавнего времени, мы должны принять во внимание, что царство было частью ткани личности, совершенно странной для нас концепцией. Не потому, что речь шла о политике, поскольку королевские семьи были выше политики, но не выше безнравственности, интриг и насилия. Но никто не покупал престол, а рождался на нем; мудрые правители обладают огромным потенциалом, который другие системы просто не могут реализовать. Просвещение, которое заслуживает того, чтобы его били, как дохлую лошадь, начало процесс дехристианизации, фактически преследуя многих христиан с насмешкой, в то же время, когда оно шло по пути демонархизации европейских культур с его окончательной кровавой победой над христианскими монархами в мировых войн и революций. Стоит также отметить, что православная история может показаться капризной, как мы склонны думать о средневековой истории, поскольку это в значительной степени монархический или имперский мир, а часто и очень религиозная среда. Но на самом деле это не более и не менее хаотично, чем демократизация земного шара в наше время или бесконечные потрясения, которые политические референдумы и выборы могут вызвать в гражданской и религиозной жизни. Этот блог и тома митрополита Илариона не претендуют на то, чтобы быть легкой апологией монархии — в любом случае для большинства людей в современном обществе это часто довольно нелепая идея. Но монархическое правление — это большая часть православной истории, хотя нет никакой необходимости, чтобы оно было в будущем. Его влияние не следует упускать из виду, и его не следует так быстро отбрасывать как отсталый и маловажный фактор в создании многих православных стран и непреходящей идентичности, всегда ожидающей обновления.

      Последний раздел этой главы посвящен тому, что митрополит Иларион называет «православием в Западной Руси», под которым он подразумевает в первую очередь страну Украину и украинский этнос. Брестская уния была, по сути, очередной попыткой влияния и партий Папы в Риме обратить православных христиан в Восточной Европе. Идея называется униатством. Это уничижительный термин, означающий, что православные христиане сохраняют свой внешний византийский обряд, подчиняя всю юрисдикционную и доктринальную власть Папе.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *