Все страницы — Юнионпедия
Все страницы — ЮнионпедияНовый! Скачать Юнионпедия на вашем Android™ устройстве!
Скачать
Более быстрый доступ, чем браузер!
Все страницы · Предыдущая (Козелец Рупрехта) · Следующий (Коймино)
Из:
Койсанцы | Койское сельское поселение | Койсо Куниаки |
Койсо, Куниаки | Койя | Койяха |
Койяанискаци | Койяме | Койуэко |
Койук (аэропорт) | Койукук (аэропорт) | Койула |
Койула, Мигель | Койшыбаев | Койшыбаев Галымжан Тельманович |
Койшыбаев, Галымжан Тельманович | Койшыгара Салгарин | Койшибаев |
Койшибаев, Макалим | Койшибек | Койшигулов |
Койшигулов, Ахмеджан | Койшет | Койшет Изабель |
Койшет, Изабель | Койт Тооме | Койтъярве |
Койтя | Койта-йоки (приток Пиелис-йоки) | Койтас |
Койтас (Курчумский район) | Койтас (Карагандинская область) | Койтас (Кокпектинский район) |
Койтас (Павлодарская область) | Койтас (Акмолинская область) | Койтас (Жарминский район) |
Койташ | Койташ (посёлок) | Койташ-Дере |
Койтайоки | Койти Охата | Койти Ямадэра |
Койти Масимо | Койтмаа | Койтмаа, Вильям-Хенрик |
Койтнер | Койтнер, Хельмут | Койтнер, Гельмут |
Койте-ду-Ноя | Койтер | Койтер В. |
Койтер Волхер | Койтер, Фольхер | Койтер, Варнер |
Койтер, Варнер Тьярдус | Койтер, Вагнер | Койтер, Волхер |
Койтере | Койтендаг | Койтендагский заповедник |
Койф | Койфман | Койфман Оскар Иосифович |
Койфман Марк Борисович | Койфман Михаил Ильич | Койфман Илья Исакович |
Койфман Белла Михайловна | Койфман, Оскар | Койфман, Оскар Иосифович |
Койфман, Мэхл | Койфман, Марк Борисович | Койфман, Михаил Ильич |
Койфман, Михоэл | Койфман, Игал | Койфман, Игаль |
Койфман, Илья Исакович | Койфман, Белла Михайловна | Койчубай |
Койчубаев, Садык Ахметович | Койчубаев, Танаш Койчубаевич | Койчуманов |
Койчуманов Акан Джулаевич | Койчуманов, Акан Джулаевич | Койчах-ам-Зе |
Койчах-ам-Зее | Койчала | Койчи Фукуда |
Койчиновац | Койчиев | Койчиев, Мамбет |
Койчка | Койчка, Зигфрид | Койчо Василев Петров |
Койчовци | Койчев | Койчев Христо Нейкович |
Койчев, Христо Нейкович | Койр | Койры |
Койра | Койра (значения) | Койрала, Маниша |
Койранский | Койранский, Александр Ааронович | Койранкангас |
Койричак | Койрин-йоки | Койринйоки |
Койриноя | Койрос | Койрова падь |
Койрово | Койре | Койре Александр |
Койре, Александр | Койре, Александр Владимирович | Койаран |
Койаанискатси | Койайке | Койайке (провинция) |
Койбыш | Койба | Койбас |
Койбагар | Койбагар (село) | Койбагар (озеро) |
Койбагар (озеро, Костанайская область) | Койбагар-Тюнтюгурские озёра | Койбагар-Тюнтюгурские озера |
Койбай Каипов | Койбаков | Койбаков Сейтжан Мельдебекович |
Койбаков, Сейтжан Мельдебекович | Койбаков, Талгат Мамыртаевич | Койбакова |
Койбальская степь | Койбальская степная дума | Койбальский язык |
Койбалы | Койбалы (аал) | Койбанский агути |
Койбина | Койбина (приток Лосинги) | Койбино |
Койбино (Вологодская область) | Койв, Каури | Койву |
Койву С. | Койву Саку | Койву Микко |
Койву, Рудольф | Койву, Саку | Койву, Микко |
Койву-Ламбасуо | Койвусаари (станция метро) | Койвусало |
Койвусало, Тимо | Койвусало, Тимо Йоханнес | Койвусельга |
Койвусельга (деревня) | Койвусельга (посёлок) | |
Койвуранта, Асси | Койвуранта, Ансси | Койвукари |
Койвукари, Тапио | Койвула | Койвунен |
Койвунен, Ари | Койвунен, Ари Микаэл | Койвунен, Брита |
Койва | Койва (река) | Койва (железнодорожная станция) |
Койва (значения) | Койварас | Койвисто |
Койвисто (город) | Койвисто (полуостров) | Койвисто Мауно |
Койвисто, Арто | Койвисто, Арто Илмари | Койвисто, Мауно |
Койвисто, Мауно Хенрик | Койвисто, Миика | Койвисто, Мийка |
Койвистовский район | Койвистовский район Ленинградской области | Койверакис |
Койверакис, Иосиф | Койгуши | Койги (волость) |
Койгородский район | Койгородский район Коми | Койгородок |
Койгородок (сельское поселение) | Койгера | Койгера (река) |
Койгельды | Койгельды (полководец) | Койгельды Аухадиев |
Койгельды батыр | Койгельды-батыр | Койгельдиев, Мамбет Кулжабаевич |
Койдэ, Ясутаро | Койду | Койду (Сауэ) |
Койдула | Койдула (станция) | Койдула, Лидия |
Койдти (водохранилище) | Койда | Койда (река) |
Койда Анатолий Григорьевич | Койда, Анатолий Григорьевич | Койдан |
Койданское сельское поселение | Койданов | Койдановская улица |
Койдановская Независимая Республика | Койдановская волость | Койдановская независимая республика |
Койдановский тракт | Койдановский район | Койдановский замок |
Койдановские хасиды | Койдановское гетто | Койданово |
Койданово (станция) | Койданово (значения) | Койдин |
Койдин (сельское поселение) | Койдин (значения) | Койдиново |
Койдокурское сельское поселение | Койде, Ясутаро | Койдер |
Койдер, Конрад | Койдель | Койдель Роберт фон |
Койдель, Роберт | Койдель, Роберт фон | Койденское сельское поселение |
Койксе | Койкэ, Юрико | Койкырыккан |
Койкрыккан | Койка | Койка (река) |
Койка (значения) | Койка (приток Корожечны) | Койка (приток Нерли) |
Койка (приток Юхоти) | Койкары | Койкан |
Койкили | Койкиницкое общество | Койко-день |
Койково | Койково (Дубоссарский район) | Койкодень |
Койкой | Койкерхондье | Койкеб Камиль кызы Сафаралиева |
Койкельды батыр | Койкенхов | Койл |
Койл Оуэн | Койл ап Тегван | Койл, Оуэн |
Койл, Оуэн Коламба | Койл, Натали Мари | Койл, Надин |
Койл, Надин Элизабет Луиз | Койл, Ричард | Койл, Тони |
Койл, Тони Дэвид | Койл, Тони Девид | Койл, Чарльз Роберт |
Койл, Чарли | Койл, Брендан | Койл, Гарольд |
Койлуото | Койлтюбинг | Койлхен Старый |
Койлык | Койловеры | Койлонихия |
Койленский | Койленский Иван Степанович | Койленский, Иван Степанович |
Койма | Койма (река) | Койма (приток Имгыты) |
Койма (приток Имгыта) | Койман | Койман Кле |
Койман, Кристофер Клеменс | Койман, Кле | Койман, Эрик Ян |
35.
Койсанские народы: этнологическая характеристикаГоттентоты.
Самоназвание – кой-коин (люди людей), народ в южной и центральной Намибии (100 тыс. человек), Ботсване (25тыс.человек) и ЮАР (2 тыс. Человек). Разделяются на группы наа и метисов-рехобот. Относятся к бушмено-готтентотской расе негроидной расы. Малый рост, слабая пигментация, морщинистость кожи, стеатопигия (жировые отложения в области ягодиц), курчавые волосы сближают готтентотов с бушменами, однако черепа готтентотов длиннее, сильнее выражены прогнатизм (сильное выступание челюстей) и надбровные дуги, рост несколько выше. Говорят на языках и диалектах (всего более 50) готтентотской, или центральной, группы койсанской семьи. Важнейшие языки: квади, нама-ора, короква, подгруппы языков и диалектов нама. Готтентоты в основном протестанты, сохраняются традиционные верования.
Готтентоты населяют западные области Южной Африки, миграциями банту были оттеснены в северу.
Голландские, английские и немецкие колонизаторы в 17-20 вв. уничтожили многие племена готтентотов, остальных согнали с их земель.Традиционное занятие – скотоводство, преобладает отгонное (крупный рогатый скот длиннорогой местной породы, овцы и козы). Уход за скотом — мужское занятие. Скот берегли как главное богатство и забивали только по случаю больших торжеств и в ритуальных целях. Шкуры, кожа и шерсть шли на различные поделки, в том числе на покрытие каркасов хижин, набедренные повязки и плащи. Ко времени появления европейцев готтентоты умели добывать и обрабатывать железо; поковки производили на камне каменным молотом. Из железа делали наконечники стрел и копий, украшения. В 19-20вв. стали осваивать земледелие. Большинство современных готтентотов работает по найму в городах. Традиционное поселение – крааль. Одежда – европеизированная. Основа традиционной пищи – молочные продукты.
Основу социальной организации готтентотов составляла большая семья, во владении которой находился скот (иногда по несколько тысяч голов). Система родства ирокезского типа – матрилинейный род занимал длинный дом, роды возглавлял старейшина, который входил в совет старейшин. Несколько больших семей объединялись в сельскую общину. Высшей территориальной единицей было племя, возглавляемое вождем и советом старейшин. Колониальная экспансия разрушила хозяйство готтентотов и их уклад. После подавления восстания готтентотов (1904-1907) их племенная организация была ликвидирована.
Традиционные верования – культ предков, духов, магия. Существует фольклор, преимущественно сказки и мифы.
Бушмены.
От голландского – лесной человек, народ на юге Африки. Общая численность около 84 человек. Разделяются на группы: кунг, конг (маконг), кхомани (нусан) и др. Относятся к бушменской расе большой негроидной расы. Рост в среднем около 150см, кожа желтая морщинистая, волосы скручены в плотные пучки. Бушменам свойственен эпикантус (монгольская складка век), стеатопигия. Говорят на бушменских языках и диалектах койсанской семьи. Распространены также английский, африканаас. Бушмены – традиционное население южной и восточной Африки. В 16-18 веке были оттеснены бантуязычными народами в пустыни и полупустыни Южной Африки. Большая часть уничтожена европейскими колонизаторами, остальные вытеснены в пустыню.
По традиционному занятию – бродячие охотники и собиратели. До прихода банту не знали металлов, керамической посуды. Лук и стрелы с кремневыми или костяными наконечниками, нередко отравленными (у мужчин), палка-копалка с камнем-утяжелителем (у женщин) были основными орудиями. Другая утварь – кожаный мешок для дичи, корзинка для кореньев и сосуды из скорлупы страусовых яиц. Жильем служили гроты, иногда сооружались ветровые заслоны (полукруглые в плане хижины из ветвей) или ямы в песке, одеждой – кожаные набедренные повязки, передники, кароссы – кожаные плащи, по ночам служащие постелью. Бушмены обладают обширными познаниями о животных и растениях, особенностях окружающей среды. Они, например, умеют добывать воду в безводных местах путем отсасывания через тростниковую трубку из влажных слоев почвы.
Система родства английского типа. Малые семьи объединены в небольшие (10-15 чел.) группы, основу которых составляют родственники по отцовской линии. Каждая группа имеет определенную охотничью территорию с источниками воды.
Бушмены создали гравированные или выполненные красками наскальные изображения. Богат фольклор (сказки и мифы, в том числе миф о культурном герое Цагне – тотемическом первопредке).
Койсан | South African History Online
Примерно в 2300 г. до н.э. (до настоящего времени) охотники-собиратели, называемые сан, приобрели домашний скот на территории современной Ботсваны. Их население росло и распространилось по западной половине Южной Африки. Они были первыми скотоводами на юге Африки и называли себя койхой (или кхое), что означает «люди из мужчин» или «настоящие люди». Это имя было выбрано, чтобы показать гордость за свое прошлое и культуру. Койхои принесли новый образ жизни в Южную Африку и сан, которые были охотниками-собирателями, а не скотоводами. Это привело к недопониманию и последующему конфликту между двумя группами.
Койхои были первыми коренными жителями, вступившими в контакт с голландскими поселенцами в середине 17 века. Когда голландцы захватили землю под фермы, койхои были лишены собственности, истреблены или порабощены, и поэтому их численность сократилась. Европейские поселенцы называли койхоев «готтентотами», потому что звучание их языка сильно отличалось от любого европейского языка, и они не могли произносить многие слова и звуки.
Кой-кои использовали слово во время танца, которое звучало как «готтентоты», и поэтому поселенцы называли кой-кои этим именем, однако сегодня этот термин считается уничижительным. Поселенцы использовали термин «бушмены» для сан, термин, который сегодня также считается уничижительным. Многие из тех, кого колонисты называли «бушменами», на самом деле были кой-кой или бывшими кой-коями. По этой причине ученые иногда считают удобным называть охотников и скотоводов вместе «койсанскими».
Когда началось европейское заселение, группы койхои, называемые намаква, были заселены в современной Намибии и на северо-востоке Капской провинции; другие, в том числе Корана, вдоль Оранжевой реки; и гонаква, вкрапленные среди коса в Восточной Капской провинции. Но наибольшее скопление койхоев, исчислявшееся десятками тысяч, населяло хорошо обводненные пастбища юго-западной части мыса. Эти «мысовые» койкои будут первым африканским населением, которое понесет на себе основную тяжесть белых поселений.
Кочевое наследие:
Кой-кои держали стада животных, таких как козы, крупный рогатый скот и овцы, и им приходилось передвигаться, чтобы найти достаточно пастбищ для своих животных. Они переезжали в зависимости от времени года и оставались на одном месте всего несколько недель. Это означало, что они должны были иметь возможность нести все свои вещи сами или грузить их на спины своих животных.
Дома должны были быть очень легкими, легко возводимыми и разбираемыми. По этой причине они были сделаны из тонких жердей, покрытых тростниковыми циновками. Даже горшки и ведра были сделаны из дерева с маленькими ручками, чтобы их было легче привязывать к спине животных. Они также носили одежду из кожи, как сан.
Животные, особенно крупный рогатый скот, были признаком богатства, и койкои ели только мертвый или украденный у врагов скот. Они убивали своих животных только по важным поводам, таким как похороны или свадьбы. Женщины доили животных и собирали дикие растения в вельде, а мужчины убивали дичь для повседневной еды. Это показывает, что койхои охотились и собирали, а также пасли животных.
Койхойское общество и язык:
Койхойское общество состояло как из богатых, так и из бедных, так как животные, являвшиеся признаком богатства, могли принадлежать отдельным лицам. Это потому, что животные давали пищу, одежду и транспорт. Это полностью отличалось от сан, которые считались равными и делили все. Более богатые койхои делились своим молоком с более бедными членами своей группы, но все равно считались более важными. Они также натирали свое тело животным жиром, чтобы показать свое богатство.
Койсанские языки, для которых характерны имплозивные согласные или «щелчки», принадлежали к совершенно другой языковой семье, отличной от языков банту. В отличие от сан, которые говорили на очень разных языках, кой-кой говорили на близкородственных диалектах одного и того же языка. Нама, ранее называвшийся готтентотом, является самым густонаселенным и распространенным из языков кой-кой и сан. Он принадлежит к языковой семье кхое, и на нем говорят в Намибии, Ботсване и Южной Африке намаква, дамара и хайом, а также более мелкие этнические группы, такие как кхомани (чтобы узнать больше об этом языке, см. историю Сан).
Кора. ‘). Этот лидер отделился от этой группы со своими последователями и стал первым великим главой Кораны. Другие говорят, что имя Корана может означать «настоящая вещь».
Изначально существовало две основные группы: Великая Корана и Малая Корана. Каждая из них распалась на отколовшиеся группы, которые разделились до тех пор, пока не образовалось множество групп, чьи имена были постепенно забыты или не были записаны. Ссоры из-за прав на воду и пастбища или права собственности на женщин или домашний скот обычно вызывали разделение между группами. Когда партии распадались, они обычно брали имя своего лидера. Но иногда они брали название места, где пробыли долгое время.
Одним из таких случаев было имя Хоогекраал («Верхний Крааль»), первоначальное название Пакальцдорпа, недалеко от Джорджа. Фамилии Корана, как правило, обозначали особую характеристику или занятие, например, товенаары (колдуны) и регшанде (правши). Где жил первый вождь Кора, неизвестно, но в ранние времена большинство Корана жили у рек Гариеп, Ваал и Хартс, а другие перебрались в Оверберг и Кару.
Последний великий поход Кораны произошел в конце 17-го века, когда они ушли из своих вождеств на юго-западе Кейптауна, чтобы избежать давления со стороны белых поселенцев. Эти коранские путешественники путешествовали по западным торговым путям на север вплоть до великой реки, которую они называли Гариеп, что означает «река». Первые пионеры добавили к нему «Грут» (Великий), и после этого он стал просто известен как Грут-Ривьер. Голландский солдат шотландского происхождения Роберт Джейкоб Гордон, который был командиром гарнизона на мысе в 1777 году, переименовал его в Оранж в честь принца Оранского. Однако многие по-прежнему называли его Грут-Ривьер. После 19После смены правительства ему было возвращено его первоначальное название Гариеп.
На протяжении многих веков древние люди жили вдоль этой реки и ее притоков, потому что дичь могла пастись в долине, а ягодные деревья и луковичные растения росли в изобилии. Там корана поселилась среди пастухов нама и групп охотников-собирателей сан. К тому времени Кораны стали хорошо вооружены, и в некоторых источниках говорится, что они жили очень в стиле «Дикого Запада». Они умели ездить на лошадях, понимали ценность содержания своих скакунов в отличном состоянии и часто совершали набеги на фермы к югу от великой реки и общины бастеров.
Они также поселились на территории современного Свободного государства, в районе, который стал известен как Кораналенд (Гордония). Между этими группами и говорящими на банту народами и белыми путешественниками в этом районе произошло множество мелких конфликтов из-за охоты и грабежей. Однако важно отметить, что набеги на домашний скот совершались меньшинством корана.
Важным лидером того времени был Карел Рюйтер или Рюйтерс, беглый раб, который в середине восемнадцатого века стал главой группы Хоэнгей Гоны в Зуурвельде. Другими лидерами были Пит Рой, Ян Купидо, Клаас Лукас и Пофаддер. Клаас Лукас, штаб-квартира которого находилась в Оливенхаутсдрифте (Апингтон), был самым могущественным вождем.
Небольшие конфликты из-за скота и набеги на землю достигли апогея в 1868 году, когда колониальное правительство создало специальный магистратский округ. Закон о защите северной границы был принят, чтобы разрешить действия против Кораны. В Кенхардте дислоцировался специальный пограничный отряд, но горстки полиции и бюргеров было слишком мало, чтобы защитить 330-километровый участок земли. В конечном итоге это привело к Коранским войнам 1869 и 1878 годов.
В 1869 году в этот район прибыли Пограничная вооруженная и конная полиция и небольшой отряд Королевской артиллерии во главе с сэром Уолтером Карри. Вместе с 400 конными бурами и бастерами, 100 коса и 200 регулярными войсками Карри вскоре смог рассеять Корану, но избежал захвата. Клаас Лукас в конце концов захватил лидеров «рейда» Кораны и передал их колониальным властям, которые изгнали их на остров Роббен. Позднее длительная засуха вынудила белых поселенцев и цветных земледельцев, а также коран, переселиться ближе к реке Гариеп. Такое скопление стад вблизи позволяло «рейдерским» группам Корана охотиться на стада, а их действия вызывали гнев округа.
Клаас Лукас, который изначально был нейтрален, собрал 1000 вооруженных людей, чтобы защитить свой скот. Среди его сторонников было большинство Кораны, нама африкандеры во главе с Якобусом Африкандером и несколько повстанцев грикуа под командованием Гамки Пиенаара. Группы «рейдеров» Корана потерпели поражение и перешли под контроль правительства Кейптауна. Те Кораны, которые отвергли будущее под колониальным правлением, отправились дальше в Калахари. Правительство Кейптауна поселило бастеров возле Апингтона, чтобы сформировать буфер между бурами и Кораной. Сегодня кораны почти полностью исчезли как отдельная группа в результате ассимиляции с местным населением.
«Ублюдки» или «бастеры» — унизительно относились к отпрыскам связей между европейцами, рабами и койхоями. Этот термин также использовался для обозначения подчиненных чернокожих, которые могли говорить по-голландски, ездить верхом и стрелять.
Введение Койсанская языковая семья – самая маленькая из языковых семей Африки. Название Khoisan происходит от названия группы кой-хой в Южной Африке и группы сан (бушменов) в Намибии. Он используется для обозначения нескольких этнических групп, которые были коренными жителями юга Африки до миграции банту на юг и последующей европейской колонизации. Археологические данные свидетельствуют о том, что койсанцы появились на юге Африки около 60 000 лет назад. Таким образом, койсанские языки вполне могут быть одними из самых древних из всех человеческих языков. Несмотря на то, что койсанские языки имеют сходство в своих звуковых системах, их грамматические системы совершенно уникальны. В отсутствие исторических записей трудно определить их генетическое родство друг с другом и с другими африканскими языками. Сегодня на койсанских языках говорят только в юго-западной Африке, в районе пустыни Калахари, простирающейся от Анголы до Южной Африки, и в одной небольшой области Танзании. Языки хадза и сандаве в Танзании обычно классифицируются как койсанские, но они чрезвычайно удалены от других географически и лингвистически. Справедливо сказать, что из всех языковых семей мира койсанские языки относятся к числу наиболее игнорируемых лингвистами и наименее изученных.
Status Этнолог перечисляет 13 языков Khoisan с популяциями 1000 и более:
Nama является официальным языком Намибии. |