Койсанцы: Койсанские народы — самые древние из всех ныне живущих на Земле

Все страницы — Юнионпедия

Все страницы — Юнионпедия

Новый! Скачать Юнионпедия на вашем Android™ устройстве!

Скачать

Более быстрый доступ, чем браузер!

Все страницы · Предыдущая (Козелец Рупрехта) · Следующий (Коймино)

Из:

КойсанцыКойское сельское поселениеКойсо Куниаки
Койсо, КуниакиКойяКойяха
КойяанискациКойямеКойуэко
Койук (аэропорт)Койукук (аэропорт)Койула
Койула, МигельКойшыбаевКойшыбаев Галымжан Тельманович
Койшыбаев, Галымжан ТельмановичКойшыгара СалгаринКойшибаев
Койшибаев, МакалимКойшибекКойшигулов
Койшигулов, АхмеджанКойшетКойшет Изабель
Койшет, ИзабельКойт ТоомеКойтъярве
КойтяКойта-йоки (приток Пиелис-йоки)Койтас
Койтас (Курчумский район)Койтас (Карагандинская область)Койтас (Кокпектинский район)
Койтас (Павлодарская область)Койтас (Акмолинская область)Койтас (Жарминский район)
КойташКойташ (посёлок)Койташ-Дере
КойтайокиКойти ОхатаКойти Ямадэра
Койти МасимоКойтмааКойтмаа, Вильям-Хенрик
КойтнерКойтнер, ХельмутКойтнер, Гельмут
Койте-ду-НояКойтерКойтер В.
Койтер ВолхерКойтер, ФольхерКойтер, Варнер
Койтер, Варнер ТьярдусКойтер, ВагнерКойтер, Волхер
КойтереКойтендагКойтендагский заповедник
КойфКойфманКойфман Оскар Иосифович
Койфман Марк БорисовичКойфман Михаил ИльичКойфман Илья Исакович
Койфман Белла МихайловнаКойфман, ОскарКойфман, Оскар Иосифович
Койфман, МэхлКойфман, Марк БорисовичКойфман, Михаил Ильич
Койфман, МихоэлКойфман, ИгалКойфман, Игаль
Койфман, Илья ИсаковичКойфман, Белла МихайловнаКойчубай
Койчубаев, Садык АхметовичКойчубаев, Танаш КойчубаевичКойчуманов
Койчуманов Акан ДжулаевичКойчуманов, Акан ДжулаевичКойчах-ам-Зе
Койчах-ам-ЗееКойчалаКойчи Фукуда
КойчиновацКойчиевКойчиев, Мамбет
КойчкаКойчка, ЗигфридКойчо Василев Петров
КойчовциКойчевКойчев Христо Нейкович
Койчев, Христо НейковичКойрКойры
КойраКойра (значения)Койрала, Маниша
КойранскийКойранский, Александр АароновичКойранкангас
КойричакКойрин-йокиКойринйоки
КойринояКойросКойрова падь
КойровоКойреКойре Александр
Койре, АлександрКойре, Александр ВладимировичКойаран
КойаанискатсиКойайкеКойайке (провинция)
КойбышКойбаКойбас
КойбагарКойбагар (село)Койбагар (озеро)
Койбагар (озеро, Костанайская область)Койбагар-Тюнтюгурские озёраКойбагар-Тюнтюгурские озера
Койбай Каипов
Койбаков
Койбаков Сейтжан Мельдебекович
Койбаков, Сейтжан МельдебековичКойбаков, Талгат МамыртаевичКойбакова
Койбальская степьКойбальская степная думаКойбальский язык
КойбалыКойбалы (аал)Койбанский агути
КойбинаКойбина (приток Лосинги)Койбино
Койбино (Вологодская область)Койв, КауриКойву
Койву С.Койву СакуКойву Микко
Койву, РудольфКойву, СакуКойву, Микко
Койву-ЛамбасуоКойвусаари (станция метро)Койвусало
Койвусало, ТимоКойвусало, Тимо ЙоханнесКойвусельга
Койвусельга (деревня)Койвусельга (посёлок)
Койвуранта
Койвуранта, АссиКойвуранта, АнссиКойвукари
Койвукари, ТапиоКойвулаКойвунен
Койвунен, АриКойвунен, Ари МикаэлКойвунен, Брита
КойваКойва (река)Койва (железнодорожная станция)
Койва (значения)КойварасКойвисто
Койвисто (город)Койвисто (полуостров)Койвисто Мауно
Койвисто, АртоКойвисто, Арто ИлмариКойвисто, Мауно
Койвисто, Мауно ХенрикКойвисто, МиикаКойвисто, Мийка
Койвистовский районКойвистовский район Ленинградской областиКойверакис
Койверакис, ИосифКойгушиКойги (волость)
Койгородский районКойгородский район КомиКойгородок
Койгородок (сельское поселение) КойгераКойгера (река)
КойгельдыКойгельды (полководец)Койгельды Аухадиев
Койгельды батырКойгельды-батырКойгельдиев, Мамбет Кулжабаевич
Койдэ, ЯсутароКойдуКойду (Сауэ)
КойдулаКойдула (станция)Койдула, Лидия
Койдти (водохранилище)КойдаКойда (река)
Койда Анатолий ГригорьевичКойда, Анатолий ГригорьевичКойдан
Койданское сельское поселениеКойдановКойдановская улица
Койдановская Независимая РеспубликаКойдановская волостьКойдановская независимая республика
Койдановский трактКойдановский районКойдановский замок
Койдановские хасидыКойдановское геттоКойданово
Койданово (станция)Койданово (значения)Койдин
Койдин (сельское поселение)Койдин (значения)Койдиново
Койдокурское сельское поселениеКойде, ЯсутароКойдер
Койдер, КонрадКойдельКойдель Роберт фон
Койдель, РобертКойдель, Роберт фонКойденское сельское поселение
КойксеКойкэ, ЮрикоКойкырыккан
КойкрыкканКойкаКойка (река)
Койка (значения)Койка (приток Корожечны)Койка (приток Нерли)
Койка (приток Юхоти)КойкарыКойкан
КойкилиКойкиницкое обществоКойко-день
КойковоКойково (Дубоссарский район)Койкодень
КойкойКойкерхондьеКойкеб Камиль кызы Сафаралиева
Койкельды батырКойкенховКойл
Койл ОуэнКойл ап ТегванКойл, Оуэн
Койл, Оуэн КоламбаКойл, Натали МариКойл, Надин
Койл, Надин Элизабет ЛуизКойл, РичардКойл, Тони
Койл, Тони ДэвидКойл, Тони ДевидКойл, Чарльз Роберт
Койл, ЧарлиКойл, БренданКойл, Гарольд
КойлуотоКойлтюбингКойлхен Старый
КойлыкКойловерыКойлонихия
КойленскийКойленский Иван СтепановичКойленский, Иван Степанович
КоймаКойма (река)Койма (приток Имгыты)
Койма (приток Имгыта)КойманКойман Кле
Койман, Кристофер КлеменсКойман, КлеКойман, Эрик Ян

35.

Койсанские народы: этнологическая характеристика

К койсанским народам относятся готтентоты и бушмены.

Готтентоты.

Самоназвание – кой-коин (люди людей), народ в южной и центральной Намибии (100 тыс. человек), Ботсване (25тыс.человек) и ЮАР (2 тыс. Человек). Разделяются на группы наа и метисов-рехобот. Относятся к бушмено-готтентотской расе негроидной расы. Малый рост, слабая пигментация, морщинистость кожи, стеатопигия (жировые отложения в области ягодиц), курчавые волосы сближают готтентотов с бушменами, однако черепа готтентотов длиннее, сильнее выражены прогнатизм (сильное выступание челюстей) и надбровные дуги, рост несколько выше. Говорят на языках и диалектах (всего более 50) готтентотской, или центральной, группы койсанской семьи. Важнейшие языки: квади, нама-ора, короква, подгруппы языков и диалектов нама. Готтентоты в основном протестанты, сохраняются традиционные верования.

Готтентоты населяют западные области Южной Африки, миграциями банту были оттеснены в северу.

Голландские, английские и немецкие колонизаторы в 17-20 вв. уничтожили многие племена готтентотов, остальных согнали с их земель.

Традиционное занятие – скотоводство, преобладает отгонное (крупный рогатый скот длиннорогой местной породы, овцы и козы). Уход за скотом — мужское занятие. Скот берегли как главное богатство и забивали только по случаю больших торжеств и в ритуальных целях. Шкуры, кожа и шерсть шли на различные поделки, в том числе на покрытие каркасов хижин, набедренные повязки и плащи. Ко времени появления европейцев готтентоты умели добывать и обрабатывать железо; поковки производили на камне каменным молотом. Из железа делали наконечники стрел и копий, украшения. В 19-20вв. стали осваивать земледелие. Большинство современных готтентотов работает по найму в городах. Традиционное поселение – крааль. Одежда – европеизированная. Основа традиционной пищи – молочные продукты.

Основу социальной организации готтентотов составляла большая семья, во владении которой находился скот (иногда по несколько тысяч голов). Система родства ирокезского типа – матрилинейный род занимал длинный дом, роды возглавлял старейшина, который входил в совет старейшин. Несколько больших семей объединялись в сельскую общину. Высшей территориальной единицей было племя, возглавляемое вождем и советом старейшин. Колониальная экспансия разрушила хозяйство готтентотов и их уклад. После подавления восстания готтентотов (1904-1907) их племенная организация была ликвидирована.

Традиционные верования – культ предков, духов, магия. Существует фольклор, преимущественно сказки и мифы.

Бушмены.

От голландского – лесной человек, народ на юге Африки. Общая численность около 84 человек. Разделяются на группы: кунг, конг (маконг), кхомани (нусан) и др. Относятся к бушменской расе большой негроидной расы. Рост в среднем около 150см, кожа желтая морщинистая, волосы скручены в плотные пучки. Бушменам свойственен эпикантус (монгольская складка век), стеатопигия. Говорят на бушменских языках и диалектах койсанской семьи. Распространены также английский, африканаас. Бушмены – традиционное население южной и восточной Африки. В 16-18 веке были оттеснены бантуязычными народами в пустыни и полупустыни Южной Африки. Большая часть уничтожена европейскими колонизаторами, остальные вытеснены в пустыню.

По традиционному занятию – бродячие охотники и собиратели. До прихода банту не знали металлов, керамической посуды. Лук и стрелы с кремневыми или костяными наконечниками, нередко отравленными (у мужчин), палка-копалка с камнем-утяжелителем (у женщин) были основными орудиями. Другая утварь – кожаный мешок для дичи, корзинка для кореньев и сосуды из скорлупы страусовых яиц. Жильем служили гроты, иногда сооружались ветровые заслоны (полукруглые в плане хижины из ветвей) или ямы в песке, одеждой – кожаные набедренные повязки, передники, кароссы – кожаные плащи, по ночам служащие постелью. Бушмены обладают обширными познаниями о животных и растениях, особенностях окружающей среды. Они, например, умеют добывать воду в безводных местах путем отсасывания через тростниковую трубку из влажных слоев почвы.

Система родства английского типа. Малые семьи объединены в небольшие (10-15 чел.) группы, основу которых составляют родственники по отцовской линии. Каждая группа имеет определенную охотничью территорию с источниками воды.

Бушмены создали гравированные или выполненные красками наскальные изображения. Богат фольклор (сказки и мифы, в том числе миф о культурном герое Цагне – тотемическом первопредке).

Койсан | South African History Online

Примерно в 2300 г. до н.э. (до настоящего времени) охотники-собиратели, называемые сан, приобрели домашний скот на территории современной Ботсваны. Их население росло и распространилось по западной половине Южной Африки. Они были первыми скотоводами на юге Африки и называли себя койхой (или кхое), что означает «люди из мужчин» или «настоящие люди». Это имя было выбрано, чтобы показать гордость за свое прошлое и культуру. Койхои принесли новый образ жизни в Южную Африку и сан, которые были охотниками-собирателями, а не скотоводами. Это привело к недопониманию и последующему конфликту между двумя группами.

Койхои были первыми коренными жителями, вступившими в контакт с голландскими поселенцами в середине 17 века. Когда голландцы захватили землю под фермы, койхои были лишены собственности, истреблены или порабощены, и поэтому их численность сократилась. Европейские поселенцы называли койхоев «готтентотами», потому что звучание их языка сильно отличалось от любого европейского языка, и они не могли произносить многие слова и звуки.

Кой-кои использовали слово во время танца, которое звучало как «готтентоты», и поэтому поселенцы называли кой-кои этим именем, однако сегодня этот термин считается уничижительным. Поселенцы использовали термин «бушмены» для сан, термин, который сегодня также считается уничижительным. Многие из тех, кого колонисты называли «бушменами», на самом деле были кой-кой или бывшими кой-коями. По этой причине ученые иногда считают удобным называть охотников и скотоводов вместе «койсанскими».

Когда началось европейское заселение, группы койхои, называемые намаква, были заселены в современной Намибии и на северо-востоке Капской провинции; другие, в том числе Корана, вдоль Оранжевой реки; и гонаква, вкрапленные среди коса в Восточной Капской провинции. Но наибольшее скопление койхоев, исчислявшееся десятками тысяч, населяло хорошо обводненные пастбища юго-западной части мыса. Эти «мысовые» койкои будут первым африканским населением, которое понесет на себе основную тяжесть белых поселений.

Кочевое наследие:

Кой-кои держали стада животных, таких как козы, крупный рогатый скот и овцы, и им приходилось передвигаться, чтобы найти достаточно пастбищ для своих животных. Они переезжали в зависимости от времени года и оставались на одном месте всего несколько недель. Это означало, что они должны были иметь возможность нести все свои вещи сами или грузить их на спины своих животных.

Дома должны были быть очень легкими, легко возводимыми и разбираемыми. По этой причине они были сделаны из тонких жердей, покрытых тростниковыми циновками. Даже горшки и ведра были сделаны из дерева с маленькими ручками, чтобы их было легче привязывать к спине животных. Они также носили одежду из кожи, как сан.

Животные, особенно крупный рогатый скот, были признаком богатства, и койкои ели только мертвый или украденный у врагов скот. Они убивали своих животных только по важным поводам, таким как похороны или свадьбы. Женщины доили животных и собирали дикие растения в вельде, а мужчины убивали дичь для повседневной еды. Это показывает, что койхои охотились и собирали, а также пасли животных.

Койхойское общество и язык:

Койхойское общество состояло как из богатых, так и из бедных, так как животные, являвшиеся признаком богатства, могли принадлежать отдельным лицам. Это потому, что животные давали пищу, одежду и транспорт. Это полностью отличалось от сан, которые считались равными и делили все. Более богатые койхои делились своим молоком с более бедными членами своей группы, но все равно считались более важными. Они также натирали свое тело животным жиром, чтобы показать свое богатство.

Койсанские языки, для которых характерны имплозивные согласные или «щелчки», принадлежали к совершенно другой языковой семье, отличной от языков банту. В отличие от сан, которые говорили на очень разных языках, кой-кой говорили на близкородственных диалектах одного и того же языка. Нама, ранее называвшийся готтентотом, является самым густонаселенным и распространенным из языков кой-кой и сан. Он принадлежит к языковой семье кхое, и на нем говорят в Намибии, Ботсване и Южной Африке намаква, дамара и хайом, а также более мелкие этнические группы, такие как кхомани (чтобы узнать больше об этом языке, см. историю Сан).

Кора. ‘). Этот лидер отделился от этой группы со своими последователями и стал первым великим главой Кораны. Другие говорят, что имя Корана может означать «настоящая вещь».

Изначально существовало две основные группы: Великая Корана и Малая Корана. Каждая из них распалась на отколовшиеся группы, которые разделились до тех пор, пока не образовалось множество групп, чьи имена были постепенно забыты или не были записаны. Ссоры из-за прав на воду и пастбища или права собственности на женщин или домашний скот обычно вызывали разделение между группами. Когда партии распадались, они обычно брали имя своего лидера. Но иногда они брали название места, где пробыли долгое время.

Одним из таких случаев было имя Хоогекраал («Верхний Крааль»), первоначальное название Пакальцдорпа, недалеко от Джорджа. Фамилии Корана, как правило, обозначали особую характеристику или занятие, например, товенаары (колдуны) и регшанде (правши). Где жил первый вождь Кора, неизвестно, но в ранние времена большинство Корана жили у рек Гариеп, Ваал и Хартс, а другие перебрались в Оверберг и Кару.

Последний великий поход Кораны произошел в конце 17-го века, когда они ушли из своих вождеств на юго-западе Кейптауна, чтобы избежать давления со стороны белых поселенцев. Эти коранские путешественники путешествовали по западным торговым путям на север вплоть до великой реки, которую они называли Гариеп, что означает «река». Первые пионеры добавили к нему «Грут» (Великий), и после этого он стал просто известен как Грут-Ривьер. Голландский солдат шотландского происхождения Роберт Джейкоб Гордон, который был командиром гарнизона на мысе в 1777 году, переименовал его в Оранж в честь принца Оранского. Однако многие по-прежнему называли его Грут-Ривьер. После 19После смены правительства ему было возвращено его первоначальное название Гариеп.

На протяжении многих веков древние люди жили вдоль этой реки и ее притоков, потому что дичь могла пастись в долине, а ягодные деревья и луковичные растения росли в изобилии. Там корана поселилась среди пастухов нама и групп охотников-собирателей сан. К тому времени Кораны стали хорошо вооружены, и в некоторых источниках говорится, что они жили очень в стиле «Дикого Запада». Они умели ездить на лошадях, понимали ценность содержания своих скакунов в отличном состоянии и часто совершали набеги на фермы к югу от великой реки и общины бастеров.

Они также поселились на территории современного Свободного государства, в районе, который стал известен как Кораналенд (Гордония). Между этими группами и говорящими на банту народами и белыми путешественниками в этом районе произошло множество мелких конфликтов из-за охоты и грабежей. Однако важно отметить, что набеги на домашний скот совершались меньшинством корана.

Важным лидером того времени был Карел Рюйтер или Рюйтерс, беглый раб, который в середине восемнадцатого века стал главой группы Хоэнгей Гоны в Зуурвельде. Другими лидерами были Пит Рой, Ян Купидо, Клаас Лукас и Пофаддер. Клаас Лукас, штаб-квартира которого находилась в Оливенхаутсдрифте (Апингтон), был самым могущественным вождем.

Небольшие конфликты из-за скота и набеги на землю достигли апогея в 1868 году, когда колониальное правительство создало специальный магистратский округ. Закон о защите северной границы был принят, чтобы разрешить действия против Кораны. В Кенхардте дислоцировался специальный пограничный отряд, но горстки полиции и бюргеров было слишком мало, чтобы защитить 330-километровый участок земли. В конечном итоге это привело к Коранским войнам 1869 и 1878 годов.

В 1869 году в этот район прибыли Пограничная вооруженная и конная полиция и небольшой отряд Королевской артиллерии во главе с сэром Уолтером Карри. Вместе с 400 конными бурами и бастерами, 100 коса и 200 регулярными войсками Карри вскоре смог рассеять Корану, но избежал захвата. Клаас Лукас в конце концов захватил лидеров «рейда» Кораны и передал их колониальным властям, которые изгнали их на остров Роббен. Позднее длительная засуха вынудила белых поселенцев и цветных земледельцев, а также коран, переселиться ближе к реке Гариеп. Такое скопление стад вблизи позволяло «рейдерским» группам Корана охотиться на стада, а их действия вызывали гнев округа.

Клаас Лукас, который изначально был нейтрален, собрал 1000 вооруженных людей, чтобы защитить свой скот. Среди его сторонников было большинство Кораны, нама африкандеры во главе с Якобусом Африкандером и несколько повстанцев грикуа под командованием Гамки Пиенаара. Группы «рейдеров» Корана потерпели поражение и перешли под контроль правительства Кейптауна. Те Кораны, которые отвергли будущее под колониальным правлением, отправились дальше в Калахари. Правительство Кейптауна поселило бастеров возле Апингтона, чтобы сформировать буфер между бурами и Кораной. Сегодня кораны почти полностью исчезли как отдельная группа в результате ассимиляции с местным населением.

«Ублюдки» или «бастеры» — унизительно относились к отпрыскам связей между европейцами, рабами и койхоями. Этот термин также использовался для обозначения подчиненных чернокожих, которые могли говорить по-голландски, ездить верхом и стрелять.

Койсанская языковая семья

Введение
Койсанская языковая семья – самая маленькая из языковых семей Африки. Название Khoisan происходит от названия группы кой-хой в Южной Африке и группы сан (бушменов) в Намибии. Он используется для обозначения нескольких этнических групп, которые были коренными жителями юга Африки до миграции банту на юг и последующей европейской колонизации. Археологические данные свидетельствуют о том, что койсанцы появились на юге Африки около 60 000 лет назад. Таким образом, койсанские языки вполне могут быть одними из самых древних из всех человеческих языков.

Несмотря на то, что койсанские языки имеют сходство в своих звуковых системах, их грамматические системы совершенно уникальны. В отсутствие исторических записей трудно определить их генетическое родство друг с другом и с другими африканскими языками.

Сегодня на койсанских языках говорят только в юго-западной Африке, в районе пустыни Калахари, простирающейся от Анголы до Южной Африки, и в одной небольшой области Танзании. Языки хадза и сандаве в Танзании обычно классифицируются как койсанские, но они чрезвычайно удалены от других географически и лингвистически.

Справедливо сказать, что из всех языковых семей мира койсанские языки относятся к числу наиболее игнорируемых лингвистами и наименее изученных.

 

Afro-Asiatic
Nilo-Saharan
Niger-Congo
Khoisan
Austronesian

 

Status
Койсанские языки становятся все более редкими. Немногие из них имеют более 1000 спикеров. Количество носителей быстро сокращается, и известно, что некоторые из них вымерли. Одна из основных причин заключается в том, что двуязычные носители койсанского языка переходят на доминирующий язык в этом районе и перестают обучать своих детей родному языку. Есть некоторые исключения, например, язык сандаве в Танзании, носители которого сохранили относительно стабильное языковое сообщество. К сожалению, многие из этих языков не оставили письменных источников, поэтому их утрата необратима.

Этнолог перечисляет 13 языков Khoisan с популяциями 1000 и более:

SANDAWE 40 000 TANZANIA
HAI || OM (SAN). Khoekhoegowab) 233,701 Namibia, Botswana, South Africa
Shua 6,000 Botswana
Tsoa 5,000 Botswana
||Ani 1,000 Botswana
Gana 2,000 Botswana
Kxoe 10,000 Namibia, Angola, Botswana, South Africa, Zambia
|Gwi 2 500 Botswana
NARO 14 000 BOTSWANA, NAMIBIA
= | KX’AU | HOTINANA 2008 = KX’AU | HATAU 2009 2008 = KX’AU | HOTINAn0063
Kung-Ekoka 6,900 Botswana, Angola, South Africa
Ju|’hoan 5,000 Botswana, Namibia
Maligo 2,200 Angola

Nama является официальным языком Намибии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта