Койсанские языки
макросемья языков Африки (по классификации Дж. Х. Гринберга). Современные К. я. распространены на территории ЮАР, Намибии и на юго-востоке Анголы. Небольшие группы языков этой макросемьи распространены в Танзании. Предполагается, что народы, говорящие на К. я., являются автохтонным населением не только Южной, но и Восточной Африки и были вытеснены на юг и юго-запад континента миграционными волнами бантуязычных народов. Подтверждением таких предположений служат археологические данные, а также то, что на территории Танзании сохранились этнические группы, говорящие на К. я.
Макросемья К. я. делится на 2 семьи — готтентотскую и бушменскую. Бушменские языки Южной Африки включают 5 языковых групп:
кунг с языками кунг, ссу гхасси, каукау, !о!кинг;
нгусан с диалектами;
ауни с языками ауни, кхатия, какиа;
кхомани с диалектами;
язык хадза (хатса), на котором говорит народ хадзапи (Танзания).
Готтентотские языки включают 5 групп:
кхой с языками нама, кора (корана), гриква;
нхауру (нарон) с диалектами;
кве с языками демиса, чумакве-шуакве;
чу с языками хиочувау (хичваче) и хаичу-вау;
сандаве (сандави) (Танзания).
Кроме классификации Гринберга, который исходит из генетического единства К. я., известна гипотеза Э. О. Дж. Вестфаля о том, что существуют генетически самостоятельные группы — сандаве-готтентотские и бушмено-хадза языки.
Генетическое единство К. я. не исключает различий бушменских и готтентотских языков на разных уровнях, вплоть до типологических характеристик. Готтентотские языки типологически могут быть отнесены к языкам флективного типа, бушменские имеют некоторые черты изолирующих языков. В обеих семьях достаточно представлены элементы агглютинации.
Фонетическая структура К. я. характеризуется наличием так называемых щёлкающих звуков, т. е. двухфокусных имплозивных смычных согласных: зубно-заднеязычных, альвеолярно-заднеязычных, боковых-заднеязычных, губно-губных заднеязычных (последние только в бушменских), каждый из которых имеет придыхательный, эйективный, огласованный и назализованный варианты. Щёлкающие звуки обычно занимают инициальную позицию в корне.
Так, более 70% глагольных и адъективных корней в готтентотских языках начинаются со щёлкающих звуков. В бушменских щёлкающие встречаются реже, ср., например, языки кунг (18%) и корана (44%). Система вокализма в обеих семьях состоит из a, e, i, o/u.Структура корней глаголов, имён существительных и прилагательных в К. я. двусложная, притом что корень, как правило, начинается на щёлкающий или какой-либо другой согласный. Структура слога V, CV, CCV, CCCV. Некоторые из готтентотских языков, например нама, обладают тонами: низкий, высокий, средний, нисходящий, восходящий.
Основными чертами морфологии имени К. я. являются наличие рода (мужского, женского, среднего, обозначаются суффиксами) и числа (единственного, двойственного, множественного). В разных языках макросемьи они реализуются по-разному; наиболее регулярно — в готтентотских языках, например в нама: kxoe-b ‘мужчина’, kxoe-s ‘женщина’, kxoe-b ‘человек’; kxoe-kxa ‘двое мужчин’, kxoe-ra ‘две женщины’ и ‘два человека’; kxoe-ku ‘мужчины’, kxoe-ti; ‘женщины’, kxoe-n ‘люди’.
В посессивных конструкциях обладаемое предшествует обладателю; используется посессивная частица di. В готтентотских языках отмечаются прямой и косвенный падежи с суффиксными показателями ‑i для прямого (субъектного) и ‑a для косвенного (объектного). Глагольное спряжение в К. я. осуществляется при помощи независимых формантов, которые располагаются после местоимений. Показатели времени и других категорий глагола в большинстве случаев фонетически единообразны. Так, например, показателю прошедшего времени изъявительного наклонения ko(go) в нама соответствует ko в кунг, нарон, ауни; показатель длительности действия re характерен как для нама, так и для нарон и т. п.
Личные местоимения в К. я. состоят из двух элементов — префикса и основы, например sa-ts ‘ты, мужчина’, где sa- — префикс, ‑ts — основа; в готтентотских языках они обладают категориями числа (единственного, двойственного и множественного) и рода (мужского, женского, общего в большинстве языков, только мужского и женского в нарон). Указательные местоимения в готтентотских языках и в большинстве бушменских языков обладают категорией рода, который выражается при помощи аффиксов, присоединяемых к основе.
В синтаксисе бушменских и готтентотских языков наблюдаются значительные различия: в готтентотских языках имеется, в отличие от бушменских языков, согласование подлежащего со сказуемым. Различен также порядок членов простого предложения; в готтентотских языках SPO, в бушменских языках SOP.
К. я. бесписьменные, за исключением нама (см. Готтентотские языки). К. я. в целом — наименее изученные среди африканских языков. Описания отдельных языков появляются в начале 20 в. Основы научного их изучения были заложены работами Д. Ф. Блик. В дальнейшем структура К. я., главным образом фонетическая, привлекала внимание отдельных исследователей — К. Майнхофа, Н. С. Трубецкого, Р. Стопы. Обзор основных черт К. я. в целях построения генетической классификации имеется в работах Гринберга и Вестфаля.
- Bleek D. F., The Naron. A Bushman tribe of the Central Kalahari, Camb., 1928;
- её же, Comparative vocabularies of Bushman languages, Camb., 1929;
- Beach D. M., The phonetics of the Hottentot languages, Camb., 1938;
- Westphal E., The Non-Bantu languages of Southern Africa, в кн.: Tucker A., Bryan M., The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa. Supplement, v. 3, Oxf., 1956;
- Greenberg J., The languages of Africa, Bloomington, 1963;
- см. также литературу при статьях Бушменские языки, Готтентотские языки.
Н. В. Охотина.
ДНК-анализ показал, что бушмены и народы кой являются древейшими племенами на Земле
Южноафриканские бушмены и народ кой являются древнейшими племенами на Земле, согласно данным самой масштабной ДНК-расшифровки, реализованной в рамках международного междисциплинарного проекта по изучению человеческих геномов.
Населяющие Южную Африку койсанские народы, включающие охотников-бушменов (сан) и родственных им кочевников-готтентотов (кой), говорящие на так называемых «щелкающих» языках (собственно «готтентот» — из-за особенностей «щелкающей» речи этого народа — на голландском языке означает «заИка» и в настоящее время является оскорбительным в Намибии и ЮАР, где он заменен на khoekhoen), являются наследниками самого, по всей видимости, раннего расового разделения в истории человечества, случившегося более 100 тысяч лет назад — задолго до того, как предки современных людей начали мигрировать из Африки в Евразию.
К такому выводу пришли участники крупнейшего на данный момент междисциплинарного проекта по исследованию человеческого генома, в котором участвовали 220 бушменов и представителей племен кой из различных регионов Южной Африки, согласившиеся дать образцы своей крови для ДНК-анализа.
Хорошо погуляли в Африке
Наши предки заглядывались не только на неандертальских мужчин и женщин, но, по всей видимости, и на более…
06 сентября 15:32
Исследование стало возможным благодаря одному из инициаторов проекта — генетику и профессору-антропологу Химле Судьял из Университета Витвотерсранда в Йоганнесбурге (ЮАР), чья группа, изучая культуру и жизнь бушменов и кой, на протяжении долгого времени поддерживает хорошие отношения с представителями этих племен. Также она является одним из ведущих авторов итоговой статьи проекта, опубликованной сегодня в Science.
Выделив беспрецедентно большое число — 2,3 миллиона — вариаций в каждом из 220 исследованных геномов, так называемых однонуклеотидных полиморфизмов, или отличий последовательности ДНК размером в один нуклеотид, позволяющих рассмотреть развитие биологического вида во времени и методом сравнения определить историческую дистанцию между организмами, исследователи пришли к выводу, что предки койсанских народов выделились в отдельную группу людей более 100 тысяч лет назад, а их современные потомки наследуют, таким образом, самому древнему расовому разделению в истории человечества из установленных к настоящему моменту.
Намного более древнему, чем отделение от общего человеческого «древа» центральноафриканских пигмеев, племен охотников-собирателей Восточной Африки и других групп аборигенного африканского населения.
close
100%
ДНК-анализ выявил также не менее интересные подробности в эволюции самой койсанской группы, разделение которой на «северные» и «южные» предковые группы современных кой и сан произошло тоже очень давно — 25–40 тысяч лет назад, при этом кочевники кой выделились из южной группы племен сан, перенявших пастушеский образ жизни у восточноафриканских племен, говорящих на нилотских языках и проживающих на территории Судана и Танзании.
За исключением эпизодического смешивания с нилотскими народами и народами банту, «генетический резервуар» кой и сан в целом сохранился в неприкосновенности за 100 тысяч лет раздельной эволюции, так что эти африканские племена можно действительно назвать самыми древними народами Земли.
В Китае обнаружены новые люди
Давно обнаруженные, но исследованные только сейчас ископаемые останки людей неизвестного ранее вида. ..
20 марта 23:15
Расшифровка столь внушительного массива генов, долгое время эволюционировавших отдельно от остального человеческого «пула», будет иметь, по мере дальнейшего накопления евразийских и африканских геномных библиотек, огромное значение для построения общей филогенетической истории человечества, а также выделения общих предковых групп людей современного анатомического типа.
Как отмечают авторы статьи, генетические вариации, выявленные ими у части древнейших африканских племен, обитающих южнее Сахары, не позволяют локализовать ни место происхождения современного человека, ни общую для всех людей предковую группу, так как, по всей видимости, в формировании людей современного типа принимало участие множество таких групп.
Как бы то ни было, анализ бушменских ДНК позволил выделить несколько «общечеловеческих» генов, отобранных еще до того, как произошло отделение койсанской группы от общего человеческого древа, и сыгравших, как и связанные с ними функции, определенную роль в антропогенезе.
close
100%
Часть из них (ROR2, SULF2 и RUNX2) регулируют рост костей, хрящей и формирование тех частей скелета, которые придают людям более «грацильный» вид по сравнению с другими приматами (так, мутации в ROR2 приводят, например, к брахидактилии, или короткопалости, а вариации в RUNX2 ассоциированы с некоторыми важными морфологическими особенностями строения черепных костей, которые, в свою очередь, связаны с большим размером человеческого мозга). Другие (SDCCAG8, LRAT, SPTLC1) связаны с сенсорным восприятием, нейрональными функциями и развитием мозговых тканей (например, мутации SDCCAG8 ассоциированы с микроцефалией, а LRAT — с болезнью Альцгеймера).
Впрочем, перечисляя кандидатов, сыгравших, возможно, ключевую роль в антропогенезе, авторы ограничиваются лишь констатацией того, что именно эти гены были отобраны в гипотетических предковых популяциях, общих для бушменов и других людей. Детали, сценарии и, главное, движущие факторы этого отбора лишь предстоит установить будущим исследователям.
Козы и газировка: NPR
Койсаны когда-то были королями планеты. Что случилось? : Козы и содовая В ландшафте современной Африки они являются связующим звеном с давним прошлым. Они знают все о растениях и животных. Но их образ жизни — и язык кликов — могут быть обречены.
Дайан Коул
Сегодня в Намибии члены древнего племени охотников-собирателей до сих пор добывают корм. Новое генетическое исследование показывает, что когда-то они были самой большой группой людей. Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университет скрыть заголовок
переключить заголовок
Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университет
Сегодня в Намибии члены древнего племени охотников-собирателей до сих пор добывают корм. Новое генетическое исследование показывает, что когда-то они были самой большой группой людей.
Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университет
Около 22 000 лет назад это была самая большая группа людей на земле: койсаны, племя охотников-собирателей на юге Африки.
Сегодня осталось всего около 100 000 койсан, которых также называют бушменами. Стефан С. Шустер, профессор Наньянского технологического университета в Сингапуре, опубликовал новое исследование о племени, многие из которых сейчас живут в бедности, а их культурные традиции находятся под угрозой. Мы поговорили с Шустером о его учебе и жизни койсанцев.
Как получилось, что группа, которая когда-то составляла большинство, теперь так мала?
Во-первых, тот факт, что сейчас на Земле проживает 7 миллиардов человек, практически не позволяет нам понять, как мало людей жило в прошлом. Около 10 000 лет назад на планете их было не более 1 миллиона. А 100 000 лет назад всего несколько 10 000 с. Полные последовательности генома, которые мы проанализировали, показывают, что было время, когда некойсанские народы жили не так хорошо, как койсаны.
Что изменило баланс?
Изменения климата. До 22 000 лет назад южная часть Африки, где жили койсаны, была более влажной и с большим количеством осадков по сравнению с более сухими западными и центральными частями континента, где жили другие группы. Более сухой климат означал меньшее количество диких животных и меньше еды, что приводит к меньшему количеству детей. Таким образом, другие популяции значительно сократились, в то время как население Хосиана осталось примерно на том же уровне. Но после того, как последний ледниковый период закончился, климат изменился, и по причинам, которые мы не понимаем, другие африканские популяции увеличились, и начался экспоненциальный рост людей по всей земле.
Бушмены знают, какие растения и травы можно есть, а какие исцеляют от недугов. Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университет скрыть заголовок
переключить заголовок
Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университет
Как койсанцы поддерживают свой образ жизни сегодня?
Ответ: нет. Мы наблюдаем конец их культуры и образа жизни охотников-собирателей, который заменяется скотоводством и сельским хозяйством.
В Ботсване действует закон, запрещающий охотникам-собирателям охотиться. Имеются земельные споры, и во многих случаях их вытесняют с земель, на которых они охотились или считали священными. В обществе они считаются бедняками и имеют очень мало политического представительства. Во многом это повторяет то, что произошло с коренными жителями Северной Америки, которые, кстати, тоже были охотниками-собирателями.
Можете ли вы описать культуру бушменов и то, что теряется?
Самое главное — это язык. Это «язык щелчков», в котором щелчки похожи на согласные. Лингвисты считают, что чем больше у вас кликов, тем старше язык, а у этого — пять, больше, чем у любого другого. Есть также красивая традиционная музыка и пение, которые будут потеряны.
А как насчет других навыков и типов знаний, присущих койсанам?
Они обладают невероятными знаниями о поведении животных и об окружающей среде. Там, где мы с вами видели бы только растения, кусты, колючки и сухое дерево, они видят много того, что можно есть. Если вы гуляете с бушменом в буше, он постоянно ест, потому что всегда находит, что откусить или пожевать, и, конечно, это драгоценное знание, которого у нас нет. Это также их аптека, травы или натуральные вещества в растениях, которые помогут им, когда они заболеют. Даже у старейшин совершенно первозданный слух и ясное зрение. И я думаю, это понятно, если от ваших охотничьих навыков зависит ваша жизнь.
Расскажите, как они охотятся?
Они используют очень маленький лук и очень короткую стрелу, которую они делают сами, а на кончик стрелы наносят яд, который они производят из гусениц. Они также являются прекрасными мастерами ловли. Они делают ловушки не из металла или веревки, а только из натуральных материалов, таких как ветки, трава и листья. Все эти знания будут потеряны, если молодое поколение не получит шанс вести такой образ жизни. Может быть, уже слишком поздно.
Какой урок мы должны извлечь из прослеживаемой вами структуры популяции?
Важнейшим фактором изменения численности населения является климат. Главное, что мы хотим, чтобы люди знали, это то, что были времена, когда людей было так мало, что мы были близки к тому, чтобы быть уничтоженными. Это также картина, которую мы наблюдаем сегодня у вымирающих видов. Мы смотрим на себя как на неуязвимых, но мы не должны считать само собой разумеющимся, что климат не изменится в будущем таким образом, что это подвергнет нас опасности. Нам нужно серьезно относиться к климату.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Что нужно знать о койсанах, первых людях Южной Африки? история одновременно и захватывающая, и мрачное напоминание о том, как наши прямые и косвенные действия могут привести к упадку целого народа.
Задолго до того, как первые поселенцы прибыли на берега Южной Африки, по суше проживали различные группы людей. Эти люди, которых сегодня называют койсанами, были искусными охотниками-собирателями и кочевниками-земледельцами, жившими за счет земли. И все же, несмотря на их самое раннее присутствие на земле, они являются одними из самых преследуемых людей в стране. И даже после падения апартеида в Южной Африке они также остаются одними из самых забытых.
Две разные группы людей
Название Койсан — это смесь койхои и сан, двух групп, которые имели схожие культуры и языки. Но они отнюдь не были однородным народом. На самом деле они, как правило, существовали изолированно друг от друга и использовали разные средства, чтобы выжить вне суши.
Им было присвоено множество уничижительных и бесчувственных имен
Койсанцам дали унизительные, бесчувственные и плохо информированные имена с момента первого прибытия европейских поселенцев. Имена, в том числе бушмены и готтентоты, использовались для классификации и упрощения этой разнообразной разнородной группы, пока в конечном итоге не было принято смешанное название Койсан.
У каждого были свои способы и средства существования за счет земли
Кой Кой умело практиковали кочевое пастбищное земледелие. По всей стране содержались большие стада крупного рогатого скота, и данные свидетельствуют о том, что они мигрировали в Южную Африку из Ботсваны. Некоторые двинулись вниз от Калахари к мысу, в то время как другие отважились отправиться на юго-восток, к высокогорным землям Южной Африки.
У сан, с другой стороны, были территории, охватывающие такие отдаленные регионы, как Ботсвана, Намибия, Замбия, Зимбабве, Южная Африка и Лесото. Это опытные охотники-собиратели, которых большинство считает первыми людьми, живущими на земле, известной сегодня как Ботсвана и Южная Африка. Люди сан были полукочевыми, сезонно переезжая в новые регионы, когда воды или животных становилось мало.
Первые люди страны за две тысячи лет
По оценкам археологов, скотовод Кхой Кой и охотник-собиратель Сан жили в Южной Африке примерно две тысячи лет. Археологи обнаружили произведения искусства и орудия труда, которые считаются одними из древнейших в мире. Хотя наскальные рисунки встречаются редко, в Южной Африке все еще есть места, где их можно увидеть.
Изменение климата и прибытие европейских поселенцев привели к резкому упадку
С прибытием европейцев в середине 1600-х дела койсанцев пошли совсем плохо. Прибывшие поселенцы предъявили права на землю, ранее использовавшуюся этими группами. Некоторые поселенцы установили границы и заборы вокруг своих недавно приобретенных владений, чтобы предотвратить проход людей через их землю. Многие поселенцы напрямую преследовали людей.
Нарушение выпаса скота и эксплуатация природных ресурсов, распространение завозных болезней и различные конфликты оказали непосредственное влияние на население кой и сан. В последующие годы их популяция резко сократилась.
Приход апартеида много лет спустя привел к еще большему подавлению койсанцев, и они быстро превратились в одну из самых уязвимых культурных групп страны.
Изменение климата также оказало непосредственное влияние на Койсан. 22 000 лет назад, когда они впервые жили в Южной Африке, земля была влажной, плодородной и изобиловала дичью. Все это начало высыхать по мере того, как регион становился все жарче и суше.
Демократия подвела и койсанцев. Хотя многие думали, что приход демократии в Южную Африку приведет к лучшему признанию койсанов, многие лидеры группы утверждают, что это не так.
Закон о реституции земель Демократической Южной Африки, который был направлен на то, чтобы помочь сообществам вернуть утраченные земли, имеет крайнюю дату 1913 года — много лет спустя после того, как европейские поселенцы впервые отобрали землю у койсанских общин.
Народ койсан, который смог сохранить свою землю, теперь борется за ее сохранение, а ресурсы и правительство уделяют мало внимания обеспечению безопасности и улучшению условий жизни в этих отдаленных регионах Южной Африки.
Узнаются на гербе страны, но языки не являются официальными
Несмотря на признание на новом гербе страны, лидеры кой и сан утверждают, что правительство Южной Африки их постоянно игнорирует. Политические лидеры редко встречаются с членами групп, а различные языки, на которых говорят койсанцы, не признаны частью 11 официальных языков страны.
Широко признанные одними из самых сложных языков в мире, сейчас они находятся под угрозой полного исчезновения из-за продолжающегося упадка этих традиционных сообществ.
Протесты у правительственных зданий
Из-за этого продолжающегося пренебрежения и предполагаемого равнодушия к своему положению со стороны современных политиков группа представителей Королевского дома Койсана приехала со всей страны, чтобы протестовать перед правительством постройки в Претории. Группа также утверждает, что законопроект о традиционных лидерах и койсанском законе, который вскоре будет реализован, является расистским и совпадает с предыдущими определениями и структурами эпохи апартеида.
Небольшая группа протестующих возле здания Союза заявляет, что это дело, за которое они готовы умереть, и что они возьмут в руки оружие, если правительство не выполнит их требования.
Еще неизвестно, будет ли правительство более инклюзивно относиться к койсанам, но трудно отрицать одно: несмотря на то, что они были первыми людьми в Южной Африке, они были одними из самых пренебрегаемых и преследуемых в стране.
Выдающиеся навыки и знания
Многие считают, что койсанцы обладают одними из самых невероятных знаний и знаний о диких животных и окружающей среде, в которой они обитают. Их способность извлекать питательные вещества из, казалось бы, неприметных растений и выживать в засушливой или негостеприимной среде просто невероятна. Многие обладают исчерпывающими знаниями о лечебных свойствах растений и используют натуральные средства для лечения сотен болезней без применения современной медицины.
Что касается охоты, у них была невероятная способность настраиваться на окружающую среду — выслеживать животных по всей земле и уничтожать диких животных с помощью маленькой стрелы с отравленным наконечником.
Мы вполне можем быть свидетелями гибели культуры
Сегодня койсанцы борются за сохранение своего традиционного образа жизни, и мы в настоящее время являемся свидетелями конца их образа жизни охотников-собирателей. Многие начали переходить к более современному образу жизни и переключились на сельское хозяйство и скотоводство. Это означает, что многие из их первоначальных навыков и знаний, особенно в отношении охоты и собирательства, теряются.
Законы в странах, где они когда-то жили, теперь запрещают койсанам охотиться, как когда-то, чтобы выжить. Яркие языки, в которых щелчки используются как согласные, быстро исчезают. Традиционная музыка и пение уже не так распространены, а искусство изготовления оружия, традиционных украшений и одежды начинает разбавляться современной западной культурой.