ДНК-анализ показал, что бушмены и народы кой являются древейшими племенами на Земле
Южноафриканские бушмены и народ кой являются древнейшими племенами на Земле, согласно данным самой масштабной ДНК-расшифровки, реализованной в рамках международного междисциплинарного проекта по изучению человеческих геномов.
Населяющие Южную Африку койсанские народы, включающие охотников-бушменов (сан) и родственных им кочевников-готтентотов (кой), говорящие на так называемых «щелкающих» языках (собственно «готтентот» — из-за особенностей «щелкающей» речи этого народа — на голландском языке означает «заИка» и в настоящее время является оскорбительным в Намибии и ЮАР, где он заменен на khoekhoen), являются наследниками самого, по всей видимости, раннего расового разделения в истории человечества, случившегося более 100 тысяч лет назад — задолго до того, как предки современных людей начали мигрировать из Африки в Евразию.
К такому выводу пришли участники крупнейшего на данный момент междисциплинарного проекта по исследованию человеческого генома, в котором участвовали 220 бушменов и представителей племен кой из различных регионов Южной Африки, согласившиеся дать образцы своей крови для ДНК-анализа.
Хорошо погуляли в Африке
Наши предки заглядывались не только на неандертальских мужчин и женщин, но, по всей видимости, и на более…
06 сентября 15:32
Исследование стало возможным благодаря одному из инициаторов проекта — генетику и профессору-антропологу Химле Судьял из Университета Витвотерсранда в Йоганнесбурге (ЮАР), чья группа, изучая культуру и жизнь бушменов и кой, на протяжении долгого времени поддерживает хорошие отношения с представителями этих племен. Также она является одним из ведущих авторов итоговой статьи проекта, опубликованной сегодня в Science.
Выделив беспрецедентно большое число — 2,3 миллиона — вариаций в каждом из 220 исследованных геномов, так называемых однонуклеотидных полиморфизмов, или отличий последовательности ДНК размером в один нуклеотид, позволяющих рассмотреть развитие биологического вида во времени и методом сравнения определить историческую дистанцию между организмами, исследователи пришли к выводу, что предки койсанских народов выделились в отдельную группу людей более 100 тысяч лет назад, а их современные потомки наследуют, таким образом, самому древнему расовому разделению в истории человечества из установленных к настоящему моменту.
Намного более древнему, чем отделение от общего человеческого «древа» центральноафриканских пигмеев, племен охотников-собирателей Восточной Африки и других групп аборигенного африканского населения.
close
100%
ДНК-анализ выявил также не менее интересные подробности в эволюции самой койсанской группы, разделение которой на «северные» и «южные» предковые группы современных кой и сан произошло тоже очень давно — 25–40 тысяч лет назад, при этом кочевники кой выделились из южной группы племен сан, перенявших пастушеский образ жизни у восточноафриканских племен, говорящих на нилотских языках и проживающих на территории Судана и Танзании.
За исключением эпизодического смешивания с нилотскими народами и народами банту, «генетический резервуар» кой и сан в целом сохранился в неприкосновенности за 100 тысяч лет раздельной эволюции, так что эти африканские племена можно действительно назвать самыми древними народами Земли.
В Китае обнаружены новые люди
Давно обнаруженные, но исследованные только сейчас ископаемые останки людей неизвестного ранее вида. ..
20 марта 23:15
Расшифровка столь внушительного массива генов, долгое время эволюционировавших отдельно от остального человеческого «пула», будет иметь, по мере дальнейшего накопления евразийских и африканских геномных библиотек, огромное значение для построения общей филогенетической истории человечества, а также выделения общих предковых групп людей современного анатомического типа.
Как отмечают авторы статьи, генетические вариации, выявленные ими у части древнейших африканских племен, обитающих южнее Сахары, не позволяют локализовать ни место происхождения современного человека, ни общую для всех людей предковую группу, так как, по всей видимости, в формировании людей современного типа принимало участие множество таких групп.
Как бы то ни было, анализ бушменских ДНК позволил выделить несколько «общечеловеческих» генов, отобранных еще до того, как произошло отделение койсанской группы от общего человеческого древа, и сыгравших, как и связанные с ними функции, определенную роль в антропогенезе.
close
100%
Часть из них (ROR2, SULF2 и RUNX2) регулируют рост костей, хрящей и формирование тех частей скелета, которые придают людям более «грацильный» вид по сравнению с другими приматами (так, мутации в ROR2 приводят, например, к брахидактилии, или короткопалости, а вариации в RUNX2 ассоциированы с некоторыми важными морфологическими особенностями строения черепных костей, которые, в свою очередь, связаны с большим размером человеческого мозга). Другие (SDCCAG8, LRAT, SPTLC1) связаны с сенсорным восприятием, нейрональными функциями и развитием мозговых тканей (например, мутации SDCCAG8 ассоциированы с микроцефалией, а LRAT — с болезнью Альцгеймера).
Впрочем, перечисляя кандидатов, сыгравших, возможно, ключевую роль в антропогенезе, авторы ограничиваются лишь констатацией того, что именно эти гены были отобраны в гипотетических предковых популяциях, общих для бушменов и других людей. Детали, сценарии и, главное, движущие факторы этого отбора лишь предстоит установить будущим исследователям.
Койсанские языки
макросемья языков Африки (по классификации Дж. Х. Гринберга). Современные К. я. распространены на территории ЮАР, Намибии и на юго-востоке Анголы. Небольшие группы языков этой макросемьи распространены в Танзании. Предполагается, что народы, говорящие на К. я., являются автохтонным населением не только Южной, но и Восточной Африки и были вытеснены на юг и юго-запад континента миграционными волнами бантуязычных народов. Подтверждением таких предположений служат археологические данные, а также то, что на территории Танзании сохранились этнические группы, говорящие на К. я.
Макросемья К. я. делится на 2 семьи — готтентотскую и бушменскую. Бушменские языки Южной Африки включают 5 языковых групп:
кунг с языками кунг, ссу гхасси, каукау, !о!кинг;
нгусан с диалектами;
ауни с языками ауни, кхатия, какиа;
кхомани с диалектами;
язык хадза (хатса), на котором говорит народ хадзапи (Танзания).
Готтентотские языки включают 5 групп:
кхой с языками нама, кора (корана), гриква;
нхауру (нарон) с диалектами;
кве с языками демиса, чумакве-шуакве;
чу с языками хиочувау (хичваче) и хаичу-вау;
сандаве (сандави) (Танзания).
Кроме классификации Гринберга, который исходит из генетического единства К. я., известна гипотеза Э. О. Дж. Вестфаля о том, что существуют генетически самостоятельные группы — сандаве-готтентотские и бушмено-хадза языки.
Генетическое единство К. я. не исключает различий бушменских и готтентотских языков на разных уровнях, вплоть до типологических характеристик. Готтентотские языки типологически могут быть отнесены к языкам флективного типа, бушменские имеют некоторые черты изолирующих языков. В обеих семьях достаточно представлены элементы агглютинации.
Фонетическая структура К. я. характеризуется наличием так называемых щёлкающих звуков, т. е. двухфокусных имплозивных смычных согласных: зубно-заднеязычных, альвеолярно-заднеязычных, боковых-заднеязычных, губно-губных заднеязычных (последние только в бушменских), каждый из которых имеет придыхательный, эйективный, огласованный и назализованный варианты. Щёлкающие звуки обычно занимают инициальную позицию в корне.
Так, более 70% глагольных и адъективных корней в готтентотских языках начинаются со щёлкающих звуков. В бушменских щёлкающие встречаются реже, ср., например, языки кунг (18%) и корана (44%). Система вокализма в обеих семьях состоит из a, e, i, o/u.Структура корней глаголов, имён существительных и прилагательных в К. я. двусложная, притом что корень, как правило, начинается на щёлкающий или какой-либо другой согласный. Структура слога V, CV, CCV, CCCV. Некоторые из готтентотских языков, например нама, обладают тонами: низкий, высокий, средний, нисходящий, восходящий.
Основными чертами морфологии имени К. я. являются наличие рода (мужского, женского, среднего, обозначаются суффиксами) и числа (единственного, двойственного, множественного). В разных языках макросемьи они реализуются по-разному; наиболее регулярно — в готтентотских языках, например в нама: kxoe-b ‘мужчина’, kxoe-s ‘женщина’, kxoe-b ‘человек’; kxoe-kxa ‘двое мужчин’, kxoe-ra ‘две женщины’ и ‘два человека’; kxoe-ku ‘мужчины’, kxoe-ti; ‘женщины’, kxoe-n ‘люди’.
В посессивных конструкциях обладаемое предшествует обладателю; используется посессивная частица di. В готтентотских языках отмечаются прямой и косвенный падежи с суффиксными показателями ‑i для прямого (субъектного) и ‑a для косвенного (объектного). Глагольное спряжение в К. я. осуществляется при помощи независимых формантов, которые располагаются после местоимений. Показатели времени и других категорий глагола в большинстве случаев фонетически единообразны. Так, например, показателю прошедшего времени изъявительного наклонения ko(go) в нама соответствует ko в кунг, нарон, ауни; показатель длительности действия re характерен как для нама, так и для нарон и т. п.
Личные местоимения в К. я. состоят из двух элементов — префикса и основы, например sa-ts ‘ты, мужчина’, где sa- — префикс, ‑ts — основа; в готтентотских языках они обладают категориями числа (единственного, двойственного и множественного) и рода (мужского, женского, общего в большинстве языков, только мужского и женского в нарон). Указательные местоимения в готтентотских языках и в большинстве бушменских языков обладают категорией рода, который выражается при помощи аффиксов, присоединяемых к основе.
В синтаксисе бушменских и готтентотских языков наблюдаются значительные различия: в готтентотских языках имеется, в отличие от бушменских языков, согласование подлежащего со сказуемым. Различен также порядок членов простого предложения; в готтентотских языках SPO, в бушменских языках SOP.
К. я. бесписьменные, за исключением нама (см. Готтентотские языки). К. я. в целом — наименее изученные среди африканских языков. Описания отдельных языков появляются в начале 20 в. Основы научного их изучения были заложены работами Д. Ф. Блик. В дальнейшем структура К. я., главным образом фонетическая, привлекала внимание отдельных исследователей — К. Майнхофа, Н. С. Трубецкого, Р. Стопы. Обзор основных черт К. я. в целях построения генетической классификации имеется в работах Гринберга и Вестфаля.
- Bleek D. F., The Naron. A Bushman tribe of the Central Kalahari, Camb., 1928;
- её же, Comparative vocabularies of Bushman languages, Camb., 1929;
- Beach D. M., The phonetics of the Hottentot languages, Camb., 1938;
- Westphal E., The Non-Bantu languages of Southern Africa, в кн.: Tucker A., Bryan M., The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa. Supplement, v. 3, Oxf., 1956;
- Greenberg J., The languages of Africa, Bloomington, 1963;
- см. также литературу при статьях Бушменские языки, Готтентотские языки.
Н. В. Охотина.
Козы и газировка: NPR
Койсаны когда-то были королями планеты. Что случилось? : Козы и содовая В ландшафте современной Африки они являются связующим звеном с давним прошлым. Они знают все о растениях и животных. Но их образ жизни — и язык кликов — могут быть обречены.
Козы и газировка
По
Дайан Коул
Сегодня в Намибии члены древнего племени охотников-собирателей до сих пор добывают корм. Новое генетическое исследование показывает, что когда-то они были самой большой группой людей. Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университет скрыть заголовок
переключить заголовок Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университетСегодня в Намибии члены древнего племени охотников-собирателей до сих пор добывают корм. Новое генетическое исследование показывает, что когда-то они были самой большой группой людей.
Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университетОколо 22 000 лет назад это была самая большая группа людей на земле: койсаны, племя охотников-собирателей на юге Африки.
Сегодня осталось всего около 100 000 койсан, которых также называют бушменами. Стефан С. Шустер, профессор Наньянского технологического университета в Сингапуре, опубликовал новое исследование о племени, многие из которых сейчас живут в бедности, а их культурные традиции находятся под угрозой. Мы поговорили с Шустером о его учебе и жизни койсанцев.
Как получилось, что группа, которая когда-то составляла большинство, теперь так мала?
Во-первых, тот факт, что сейчас на Земле живет 7 миллиардов человек, делает практически невозможным для нас понять, как мало людей жило в прошлом. Около 10 000 лет назад на планете их было не более 1 миллиона. А 100 000 лет назад всего несколько десятков тысяч. Полные последовательности генома, которые мы проанализировали, показывают, что было время, когда некойсанские народы жили не так хорошо, как койсаны.
Что изменило баланс?
Изменения климата. До 22 000 лет назад южная часть Африки, где жили койсаны, была более влажной и с большим количеством осадков по сравнению с более сухими западными и центральными частями континента, где жили другие группы. Более сухой климат означал меньшее количество диких животных и меньше еды, что приводит к меньшему количеству детей. Таким образом, другие популяции значительно сократились, в то время как население Хосиана осталось примерно на том же уровне. Но после того, как последний ледниковый период закончился, климат изменился, и по причинам, которые мы не понимаем, другие африканские популяции увеличились, и начался экспоненциальный рост людей по всей земле.
Бушмены знают, какие растения и травы можно есть, а какие исцеляют от недугов. Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университет скрыть заголовок
переключить заголовок Стефан С. Шустер/Пеннский государственный университетКак койсанцы поддерживают свой образ жизни сегодня?
Ответ: нет. Мы наблюдаем конец их культуры и образа жизни охотников-собирателей, который заменяется скотоводством и сельским хозяйством.
В Ботсване действует закон, согласно которому охотники-собиратели больше не могут охотиться. Имеются земельные споры, и во многих случаях их вытесняют с земель, на которых они охотились или считали священными. В обществе они считаются бедняками и имеют очень мало политического представительства. Во многом это повторяет то, что произошло с коренными жителями Северной Америки, которые, кстати, тоже были охотниками-собирателями.
Можете ли вы описать культуру бушменов и то, что теряется?
Самое главное — это язык. Это «язык щелчков», в котором щелчки похожи на согласные. Лингвисты считают, что чем больше у вас кликов, тем старше язык, а у этого — пять, больше, чем у любого другого. Есть также красивая традиционная музыка и пение, которые будут потеряны.
А как насчет других навыков и типов знаний, присущих койсанам?
Они обладают невероятными знаниями о поведении животных и об окружающей среде. Там, где мы с вами видели бы только растения, кусты, колючки и сухое дерево, они видят много того, что можно есть. Если вы идете с бушменом в буше, он постоянно ест, потому что всегда находит, что откусить или пожевать, и, конечно, это драгоценное знание, которого у нас нет. Это также их аптека, травы или натуральные вещества в растениях, которые помогут им, когда они заболеют. Даже у старейшин совершенно безупречный слух и ясное зрение. И я думаю, это понятно, если от ваших охотничьих навыков зависит ваша жизнь.
Расскажите, как они охотятся?
Они используют очень маленький лук и очень короткую стрелу, которую они делают сами, а на кончик стрелы помещают яд, который они производят из гусениц. Они также являются прекрасными мастерами ловли. Они делают ловушки не из металла или веревки, а только из натуральных материалов, таких как ветки, трава и листья. Все эти знания будут потеряны, если молодое поколение не получит шанс вести такой образ жизни. Может быть, уже слишком поздно.
Какой урок мы должны извлечь из того, что вы проследили за популяцией?
Важнейшим фактором изменения численности населения является климат. Главное, что мы хотим, чтобы люди знали, это то, что были времена, когда людей было так мало, что мы были близки к тому, чтобы быть уничтоженными. Это также картина, которую мы наблюдаем сегодня у вымирающих видов. Мы смотрим на себя как на неуязвимых, но мы не должны считать само собой разумеющимся, что климат не изменится в будущем таким образом, что это подвергнет нас опасности. Нам нужно серьезно относиться к климату.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Народ койсан: народ и культура Южной Африки
Народ койсан в Южной Африке открывает окно в другой мир. Койсанская культура очаровательна, от уникальных форм искусства до богатых духовных верований. Эта древняя группа охотников-собирателей со своей глубокой историей, насчитывающей тысячи лет, позволяет нам заглянуть в прошлое.
Кто такие койсаны в Южной Африке?
Народ койсан в Южной Африке — древняя этническая группа с долгой и увлекательной историей. Они считаются старейшими жителями Южной Африки. Хотя все вместе они называются койсанами, считается, что это две отдельные группы: кхое и сан. В наше время и с раздробленными сообществами имена были объединены, чтобы идентифицировать их как единую группу.
Сан были охотниками-собирателями, которые поддерживали тесную связь с окружающей средой, им было необходимо читать знаки природы, чтобы выжить. Они традиционно полагались на сбор диких фруктов и растений, а также на охоту на диких животных и поэтому вели кочевой образ жизни. Принято считать, что охотники-собиратели сан были первыми жителями Южной Африки. Палеоантропологи считают, что сан жили в Южной Африке примерно на 20 000 лет раньше любых других групп.
Доказательства существования сан существуют в 20-30 тысячах памятников наскального искусства только в Южной Африке, от Северного, Западного и Восточного мысов до Драконовых гор в Квазулу-Натале. Сан были повсюду.
Дракенсберг Наскальные рисунки Сан, Южная Африка
В 1928 году немецкий исследователь и антрополог Леонард Шульце ввел термин «койсан» для обозначения как пастухов кхое, так и охотников-собирателей сан. Сегодня люди сан предпочитают, чтобы их называли сан. В Южной Африке некоторые люди, восстанавливающие свою родословную, называют себя Хосан. |
Ранние миграции и колонизации
В то время как сан были первым народом Южной Африки, череда миграций и колонизации поставила эту культуру на грань исчезновения. Прибытие народа кхое, за которым последовали миграции нгуни и, наконец, прибытие европейских поселенцев после 1652 г., все это оказало длительное влияние на сан.
Народ кхое или кой был скотоводом, который в основном разводил крупный рогатый скот, коз и овец. Считается, что сан в Ботсване приобрели крупный рогатый скот около 10 000 лет назад, что изменило их образ жизни. Они стали полукочевыми кхое или кой и мигрировали на юг в поисках пастбищ. Их полукочевой образ жизни привел их к контакту и потенциальному конфликту с сан, которые были ассимилированы или вытеснены с хороших пастбищ.
Люди сан в пустыне, Южная Африка
Khoikhoi (или Khoe), что означает «люди из мужчин» или «настоящие люди». |
По крайней мере, с 4 века мигранты нгуни начали прибывать в Южную Африку. Это были скотоводы, пришедшие с технологиями железного века и высокоорганизованными социальными структурами. Мигранты нгуни из Центральной Африки стали сегодняшними зулусами и коса, что очевидно из их языкового сходства.
Несмотря на конфликт из-за ценных ресурсов, охотничьих угодий и пастбищ для крупного рогатого скота, сан постепенно вытеснялся во внутренние районы, взрывные щелчки, характерные для языка коса, а также определенные физические черты (высокие скулы, желтоватый оттенок кожи и суженные глаза), указывают на достаточную степень интеграции. Последним ударом для сан, уже ослабленных, стало прибытие европейских поселенцев в середине 1600-х годов.
В 1652 году Ян ван Ребек прибыл на мыс, чтобы основать колонию для обслуживания проходящих мимо моряков. Европейские колонисты вступили в прямой конфликт с полукочевыми койсанами из-за скота и пастбищ. На людей сан, которых уничижительно называли «бушменами», охотились, как на животных, лишали земли, сажали в тюрьмы, уничтожали европейские болезни и в конечном итоге поставили на грань вымирания.
На сегодняшний день насчитывается около 100 000 койсан, говорящих на 35 различных диалектах, проживающих на юге Африки, в Намибии, Ботсване и Южной Африке.
Калахари Сан (Койсан)
Девиз Южной Африки, написанный на гербе Южной Африки, представляет собой фразу /Xam: !ke e: /xarra //ke, что означает: «разные люди объединяются» |
Наскальные рисунки Койсан
Койсанцы наиболее известны своими наскальными рисунками. Более 20 000 памятников наскального искусства, разбросанных по всей Южной Африке, открыли нам окно в их мир. Картины, найденные в основном в пещерах, были сделаны с использованием натуральных пигментов и поэтому редко хорошо сохраняются. Панель Линтона, снятая полностью и хранящаяся в музее Изико в Кейптауне, является одним из наиболее хорошо сохранившихся примеров в мире.
Койсанцы использовали различные техники для создания наскальных рисунков, такие как рисунки охрой, выемки в мягких породах и гравировку камней. Желтую и красную охру добывали из земли, черную — из древесного угля, белую — из птичьего помета или другого помета животных. Однако то, что они означают и представляют, является предметом споров на протяжении десятилетий.
San Rock Art в Южной Африке
Первоначально считалось, что произведения искусства изображают сцены из повседневной жизни. Дикая природа, охотничьи отряды и даже прибытие поселенцев в более поздних представлениях. Текущие теории установили связь между верой в параллельные миры сан. Считается, что художники также были шаманами. Считается, что наскальные рисунки сан являются точками входа в духовные царства, а фигуры людей и животных представляют собой преобразования, происходящие во время этих ритуалов.
Возраст самых старых наскальных рисунков, найденных в Намибии, составляет 26 000 лет. Хотя многие из них плохо сохранились, в совокупности этот мимолетный архив из более чем миллиона отдельных изображений представляет собой невероятный архив верований и культурных обычаев. Они могут дать нам ключ к разгадке культуры и образа жизни сан, но в конечном итоге остаются окутанными тайной.
Койсан (бушмены), Южная Африка
Лучшие места, где можно увидеть наскальное искусство Сан-Рок |
---|
|
Народ сан в популярной культуре
Народ сан (бушмены)
Как ни трагична участь бушменов, сан захватили важную часть национального сознания в Южной Африке. Природоохранное движение высоко оценило образ жизни сан, не оставляющий следов и живущий в гармонии с миром природы. В популярной культуре они появлялись в детских книгах, рассказах и фильмах.
В 1950-х Лоренс ван дер Пост получил заказ от Би-би-си на съемку документального фильма о племени сан в Калахари. На основе этого опыта ван дер Пост опубликовал «Затерянный мир Калахари». Очерненная некоторыми, эта работа стала его самой известной публикацией и донесла идею Сан до мировой аудитории.
В отмеченной наградами детской книге Маргарит Полланд 1983 года «Звезды Вудаша» она рассказывает историю об охотнике Сан Гау, который заблудился в пустыне и нашел дорогу домой, следуя за звездами древесного ясеня, подброшенными в воздух его Любовь, разбитая сердцем, Ксама. Книга прекрасно иллюстрирована и талантливо озвучена. Он передает немного волшебства и тайны этих загадочных людей.
В 1981 году, в самом сердце режима апартеида, Джейми Уйс поставил фильм «Боги, должно быть, сошли с ума». Этот скромный южноафриканский экспорт побил рекорды кассовых сборов во всем мире. История вращается вокруг сообщества сан и стеклянной бутылки из-под кока-колы, которая падает с неба. Н!ксау, главный персонаж сан, подходит ко всему своему опыту общения с европейцами с помощью логики. Его логические выводы резко выявляют многие причуды и предположения западной цивилизации, и результаты забавны. «Боги должны сойти с ума» стал культовым во всем мире.
Койсан в Южной Африке сегодня
Бушмены из долины Десепшен, Южная Африка
После систематического отчуждения земли в колониальную эпоху в 1995 году народ сан подал заявку на землю в приграничном парке Кгалагади. Впоследствии, в 1999 году, хомани сан получили более 68 000 гектаров земли, а также обширные права землепользования в пределах Кгалагади. Это остается единственным успешным притязанием аборигенов на землю в Южной Африке.
Парк Наследия, как он стал известен, находится под совместным управлением SANParks, Khomani San и местных общин Миер. В парке есть Живой музей, цель которого — рассказать посетителям об образе жизни оставшихся людей сан. Мероприятия включают стрельбу из лука, участие в культурных «играх», прогулки на природе, туры по лекарственным растениям или даже охоту с опытным охотником Сан.