Коломенский тракт – Старый Коломенский тракт — Тайны Москвы

Коломенский тракт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Коломенский тракт, или Коломенка[1], или Коломенская дорога — старинная грунтовая дорога, связывающая город Коломну и город Павловский Посад (Вохну). Обозначен на карте Богородского уезда XIX века[2]. Другая дорога с таким же названием соединяла Москву и Коломну[1].

Коломна — Павловский Посад
Краевед А. Симонов предполагает, что сухопутный путь из Коломны в Вохну (Охну) (нынешний город Павловский Посад) уже существовал в XIV веке и легко угадывается в Коломенском тракте XIX века[2].

Рогожский летописец свидетельствует, что в 1377 году на русскую митрополию своевольно пришёл некий Пимен. Великий князь Дмитрий Иванович велел, не пуская его в Москву, арестовать в Коломне и далее этапировать, минуя Москву, в Чухлому. Вот как об этом пишется в Продолжении по Воскресенскому списку: «В лето 6885 (1377). По седми же месяцех прихода его (Киприана), прииде весть яко Пимен иде из Царьграда на Русь митрополитом, князь же великий посла противу, и егда бысть на Коломне, и ту разведоша от него вся сущая люди, бывшая с ним, и снявши с него клобук белый, и весь сан митрополичьский отъяша от него, и приставиши к нему Ивана сына Григорьева Чюрилова, нарицаемого Драницу, и поведоша Пимена в заточение с Коломны на Охну, не замаа Москвы, и оттоле к Переславлю, также к Ростову и к Костроме и к Галичу; приведе же его на Чухлому, ту и посадиша его…»[3].

Также А. Симонов предполагает, что косвенным указанием на наличие дороги между Переславлем и Коломной является сообщение Рогожской летописи 1361 года: «А преже того был мор в Новогоде в Нижнем, а пришед снизу, от Бездежа в Новгород в Нижний, а оттоле на Коломну, а с Коломны на другое же лето в Переславль, а от Переславля на другое лето на Москву»[2].

Коломна — Москва
Из древних грунтовых дорог, ведших из Москвы в Коломну, известны три. Так, согласно древним сочинениям о Мамаевом побоище, явствует, что русские рати из Москвы двигались по указанию великого князя Дмитрия Ивановича на сборное место в Коломну тремя дорогами: Болвановской, Бращевской и Котловской[4]. Дороги, выводящие к Коломне, представляли собой не что иное, как начальный участок главного Рязанского магистрального грунтового пути; все они, подобно нескольким руслам большой реки, отходили несколько в разных направлениях от Коломны к Москве, образуя как бы своеобразную дорожную дельту[1].

На карте «План Царствующаго Града Москвы с показанием лежащих мест на тритцать верст округ» 1766 года Коломенская дорога проходит из Москвы через населённые пункты Выхино, Люберцы, Жилино, Остропец, Селцы и другие. В районе деревни Люберцы от Коломенской дороги отходила Касимовская дорога.

Коломенская дорога. План Царствующаго Града Москвы с показанием лежащих мест на тритцать верст округ. 1766 год

Примечания

wikipedia.bio

Коломенский тракт Википедия

Коломенский тракт, или Коломенка[1], или Коломенская дорога — многозначный термин. Существовало несколько дорог с таким названием.

Коломна — Павловский Посад[ | ]

Старинная грунтовая дорога, связывающая город Коломну и город Павловский Посад (Вохну). Обозначен на карте Богородского уезда XIX века[2]. Другая дорога с таким же названием соединяла Москву и Коломну[1]. Краевед А. Симонов предполагает, что сухопутный путь из Коломны в Вохну (Охну) (нынешний город Павловский Посад) уже существовал в XIV веке и легко угадывается в Коломенском тракте XIX века[2].

Рогожский летописец свидетельствует, что в 1377 году на русскую митрополию своевольно пришёл некий Пимен. Великий князь Дмитрий Иванович велел, не пуская его в Москву, арестовать в Коломне и далее этапировать, минуя Москву, в Чухлому. Вот как об этом пишется в Продолжении по Воскресенскому списку: «В лето 6885 (1377). По седми же месяцех прихода его (Киприана), прииде весть яко Пимен иде из Царьграда на Русь митрополитом, князь же великий посла противу, и егда бысть на Коломне, и ту разведоша от него вся сущая люди, бывшая с ним, и снявши с него клобук белый, и весь сан митрополичьский отъяша от него, и приставиши к нему Ивана сына Григорьева Чюрилова, нарицаемого Драницу, и поведоша Пимена в заточение с Коломны на Охну, не замаа Москвы, и оттоле к Переславлю, также к Ростову и к Костроме и к Галичу; приведе же его на Чухлому, ту и посадиша его…»[3].

Также А. Симонов предполагает, что косвенным указанием на наличие дороги между Переславлем и Коломной является сообщение Рогожской летописи 1361 года: «А преже того был мор в Новогоде в Нижнем, а пришед снизу, от Бездежа в Новгород в Нижний, а оттоле на Коломну, а с Коломны на другое же лето в Переславль, а от Переславля на другое лето на Москву»[2].

Коломна — Москва[ | ]

Из древних грунтовых дорог, ведших из Москвы в Коломну, известны три. Так, согласно древним сочинениям о Мамаевом побоище, явствует, что русские рати из Москвы двигались по указанию великого князя Дмитрия Ивановича на сборное место в Коломну тремя дорогами: Болвановской, Бращевской и Котловской[4]. Дороги, выводящие к Коломне, представляли собой не что иное, как начальный участок главного Рязанского магистрального грунтового пути; все они, подобно нескольким руслам большой реки, отходили несколько в разных направлениях от Коломны к Москве, образуя как бы своеобразную дорожную дельту[1].

На карте «План Царствующаго Града Москвы с показанием лежащих мест на тритцать верст округ» 1766 года Коломенская дорога проходит из Москвы через населённые пункты Выхино, Люберцы, Жилино, Остропец, Селцы и другие. В районе деревни Люберцы от Коломенской дороги отходила Касимовская дорога.

Коломенская дорога. План Царствующаго Града Москвы с показанием лежащих мест на тритцать верст округ. 1766 год

Владимир — Егорьевск[ | ]

Дорога из Владимира в Егорьевск, Рязанской губернии на территории Владимирской губернии проходила по уездам Покровскому и Владимирскому. Она отделялась от шоссе Владимир — Москва у села Ундол и до пересечения с рекой Клязьма шла по открытой и ровной местности, а перейдя реку входит в леса кот

ru-wiki.ru

Гиблое место — урочище Шушмор

Среди огромных просторов необъятной России затеряно немало необычных мест, имеющих репутацию аномальной зоны. Одно из них — урочище Шушмор, которое находится, согласно преданиям, в глухих чащах, где-то на границе Владимирской и Московской областей. Большая часть удивительных историй, связанных с Шушмором не имеет документального или материального подтверждения, тем не менее, за долгие годы исследований было накоплено достаточно информации, позволяющей утверждать, что заурядным это место назвать никак нельзя.

Урочище Шушмор

Первые упоминания о Шушморе относятся к XII-XIII векам. Проявлять себя как аномальная зона Шушмор начал после XVII века, когда неподалеку был проложен Коломенский тракт. На нем и начали пропадать люди. Летом 1885 года исчез член земской управы города Покрова Курышкин, а вместе с ним исчез и возница – Герасим Кудрин. Спустя два года на Коломенском тракте бесследно исчез целый обоз – четыре телеги, груженные железом. С ними исчезли и возчики и сопровождавший груз приказчик Иван Рюмин. В 1893 году пропал почтальон, везший почту из Егорьевска во Владимир. В 1896 году исчез землемер Родионов вместе с бричкой и возницей Иваном Седых. В 1897 году на тракте пропали крестьяне Алексей Гужов и Родион Сидоров. По сведениям, собранным исследователем Николаем Непомнящим, только в период с 1880 по 1920 год здесь произошло 19 бесследных исчезновений.

Урочище Шушмор

Одним из первых исследователей этого загадочного урочища был известный путешественник и географ П. Семенов-Тян-Шаньский. По данным знаменитого исследователя, среди озер и болот Шушмора находится древний мегалитический комплекс. К сожалению, точное местонахождение уникальной достопримечательности указано не было. До сих пор ни одной из многочисленных экспедиций так и не удалось ее обнаружить.

О существовании в Шушморе гранитного полушария диаметром около 5-6 метров, окруженного каменными столбами с непонятными знаками, говорится и в старинных преданиях. Это мифическое сооружение принято считать древним языческим капищем. По утверждению краеведа Виктора Казакова, урочище Шушмор (более правильное название — Ушмор) построено около 2000 года до нашей эры племенем озерных людей, которые занимались магией и умели управлять природными силами. Люди озер поклонялись змеиному богу Уру.

Об этом культе свидетельствуют предметы, найденные во время археологических раскопок, например, черепки глиняной посуды с орнаментом из змей. Уру и было посвящено это капище. Находилось оно на месте нынешнего села Шатур («шат» означает «небольшая горка», «Ур» — «змеиный царь»), напротив которого до сих пор стоит ритуальный камень. Казаков утверждает, что в этих краях есть подземные валуны, которые иногда выталкивает на поверхность неведомая сила.

Урочище Шушмор

Святилище представляло собой возвышение, на котором стоял деревянный или каменный идол. Рядом росло священное дерево. Разжигая перед капищем костер, богу приносили человеческие жертвы. Когда-то поблизости от села бил родник: святилища обычно строили вблизи водных источников.

Кроме того, места для строительства святилищ выбирали неслучайным образом. Как правило, это были места силы, где происходили мощные выбросы энергии из недр земли. Действительно, исследователи неоднократно фиксировали здесь аномалию, выражавшуюся в скручивании линий напряженности магнитного поля, эпицентр которого находился в предполагаемом районе местонахождения таинственного урочища.

Урочище Шушмор

Еще одно из местных преданий гласит: «…Есть в таинственном урочище место, где виден небольшой, сложенный из камней, холм. Время скрыло холм травой и кустарником, но местная легенда гласит о том, что покоится под ним один из полководцев самого Бату-хана. Вёл он отряд на град Владимир, но завязли они в Шатурских болотах. Много воинов утонуло, погиб и хан. На месте его гибели и сложили из камней этот холм. С тех пор гневается дух его. Зарождаются над Шушмором грозы и тогда можно наблюдать, что когда идёт дождь, самые яркие молнии, самая черная туча — над тем местом, где течёт речка Шушмора» (В. Большаков «Быль о легенде»).

Если исчезновения людей можно объяснить реалистическими причинами, такими как попадание в болото, то необычность некоторых явлений не могут опровергнуть даже закоренелые скептики.

Одним из таких необъяснимых фактов является существование участков леса с растениями-гигантами. Высота обычных папоротников в этих местах превышает человеческий рост, встречаются сосны с толщиной ствола в два обхвата. Еще одна удивительная растительная аномалия — березовая роща, стволы деревьев в которой имеют квадратную форму.

Следует отметить, что необычная и отнюдь не положительная энергетика этого места, по-видимому, издавна известна жителям края. В течение многих веков люди остерегались устраивать поселения вблизи таинственного урочища. Практически полное отсутствие каких-либо населенных пунктов в районе Шушмора бросается сразу в глаза.

Несмотря на все сложности, недостоверность и противоречивость информации о Шушморе, вот уже много лет не утихает интерес серьезных исследователей и праздных туристов к этому таинственному месту. Быть может, настанет время, когда Шушмор раскроет все свои тайны.

Источники: wiki.laser.ru и snovadoma.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time

Views All Time

20769

Views Today

Views Today

1

mirtayn.ru

Шушморская аномальная зона. Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы

Шушморская аномальная зона

Находится на границе Шатурского района Московской области и Гусь-Хрустального района Владимирской области. Правобережье реки Клязьмы.

Языческое капище, похожее по планировке на Стоунхедж. В этих же местах в лесу стоит сложенное из обработанного гранита каменное полушарие диаметром около шести метров.

По множеству авторитетных свидетельств, это старейшая аномальная зона Подмосковья. Впервые она была зафиксирована еще самим Петром Семеновым-Тян-Шанским.

По его данным, в зоне на границе современных Шатурского района Московской области и Гусь-Хрустального района Владимирской области находится языческое капище, похожее по планировке на легендарный Стоунхедж. В районе работало множество экспедиций, которые выявили ряд магнитных аномалий. В этих же местах, по свидетельству местных жителей, в глухом лесу стоит сложенное из обработанного гранита каменное полушарие диаметром около шести метров.

Шушмор – это небольшая таежная речка, протекающая в 15 км на север от села. Правильное название этого урочища – Ушмор, – считает местный краевед и автор нескольких книг о шатурской земле Виктор Казаков. – Его корни уходят в глубокую древность, 2000 год до нашей эры. Сейчас это абсолютно незаселенная территория, а тогда там жило множество людей. Их называли «люди озер». Они слыли колдунами и повелителями природных сил. Самым почитаемым был змеиный бог Ур. На месте села Шатур было капище змеиного бога. А напротив села, если перейти через реку Поля, до сих пор стоит ритуальный камень. Вообще-то в наших местах камни, тем более такие громадные, – редкость. Иногда какая-то неведомая сила выталкивает их на поверхность. Видимо, этот валун – один из них. Когда христиане пришли в эти края, они построили здесь часовню. Но она разрушилась, и теперь от нее не осталось и следа. Первые упоминания о Шушморе относятся к XII–XIII векам нашей эры. Проявлять себя как аномальная зона Шушмор начал после XVII века, когда неподалеку был проложен Коломенский тракт. На нем и начали пропадать люди. Их следы просто обрывались на дороге – все поиски были безрезультатны. По сведениям, собранным исследователем Николаем Непомнящим, только в период с 1880 по 1920 год здесь произошло 19 бесследных исчезновений. Там же в разные годы сгинуло немало местных крестьян. В 1920 году движение на Коломенском тракте прекратилось. В 1971 году московскими учеными-физиками в этих местах была обнаружена магнитная аномалия. Позднее, как свидетельствует Непомнящий, возникла гипотеза, что активность Шушмора вызывает эффект, сходный с эффектом Бермудского треугольника.

Каменная сфера. В 70-е годы житель села Пустоша Н. Орлов сообщил, что в молодости он был в тех местах. Ему запомнилось, что в лесу сохранилось сложенное из колотого дикого камня, поросшее слоем мха правильной формы полушарие высотой около 3 м и диаметром 6 м. Вокруг него просматривались из земли остатки каких-то столбов, тоже поросшие мхом. При этом в окрестных лесах дикий камень и валуны не встречаются.

Гипотезы. Некоторые усматривают в каменном полушарии нечто подобное Стоунхенджу – древнейшей обсерватории. Другие – элементом звездного календаря. По данным Андрея Рязанцева, в этой части Приклязменья обнаружено явление «скручивания» линий напряженности магнитного поля. И эпицентр «скручиванья» приходится на Шушмор. Еще версия – северо-восток Подмосковья и окрестности Kлязьмы стоят на геологическом разломе. Именно в таких местах древние ставили городища и храмы, и именно такие места отличаются высокой геоaктивностью. В таких зонaх порой и происходят aномaльные явления.

Коломенский тракт. Сегодня, глядя на обозначенный на крупномасштабной карте поселок, не сразу поймешь, что это – бывший почтовый тракт из Владимира в Коломну. До революции здесь была «стража» – лесной кордон. История же с этим местом началась больше века назад – в 1885 году. Тогда неподалеку велись ремонтные работы на Коломенском тракте. И вдруг совершенно неожиданно стали бесследно пропадать абсолютно надежные люди. Закончился ремонт дороги, но через два года в этом же месте исчез целый обоз – четыре телеги, груженные железом. Вместе с ним сгинули возчики и сопровождавший груз приказчик. Полиция настоящим образом прошерстила весь лес вдоль тракта возле здешних жилых мест, но безрезультатно. Загадочные исчезновения людей продолжались здесь и в последующие годы. К 1920 году их насчитывалось уже около двадцати. Тогда однозначно полагали, что жертвы являлись причиной несчастных случаев или нападения разбойников. С середины 1920-х годов движение на трассе прекратилось, так как появились новые, более удобные дороги. Прошло много лет. И вот примерно 20 лет назад на Шушморе побывала группа ученых из Москвы и Владимира. Их интересовало геомагнитное поле данного региона Земли. В первые же дни своего пребывания исследователи обнаружили тут сильное «скручивание» линий напряженности магнитного поля, эпицентр которого приходился на Шушмор. Значит, чисто теоретически исчезновения людей в Шушморе в периоды его «активности» вполне вероятны. Поэтому всем совершающим здесь какие-либо передвижения следует обходить Шушмор стороной[12].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Коломенский тракт Википедия

Коломенский тракт, или Коломенка[1], или Коломенская дорога — многозначный термин. Существовало несколько дорог с таким названием.

Коломна — Павловский Посад

Старинная грунтовая дорога, связывающая город Коломну и город Павловский Посад (Вохну). Обозначен на карте Богородского уезда XIX века[2]. Другая дорога с таким же названием соединяла Москву и Коломну[1]. Краевед А. Симонов предполагает, что сухопутный путь из Коломны в Вохну (Охну) (нынешний город Павловский Посад) уже существовал в XIV веке и легко угадывается в Коломенском тракте XIX века[2].

Рогожский летописец свидетельствует, что в 1377 году на русскую митрополию своевольно пришёл некий Пимен. Великий князь Дмитрий Иванович велел, не пуская его в Москву, арестовать в Коломне и далее этапировать, минуя Москву, в Чухлому. Вот как об этом пишется в Продолжении по Воскресенскому списку: «В лето 6885 (1377). По седми же месяцех прихода его (Киприана), прииде весть яко Пимен иде из Царьграда на Русь митрополитом, князь же великий посла противу, и егда бысть на Коломне, и ту разведоша от него вся сущая люди, бывшая с ним, и снявши с него клобук белый, и весь сан митрополичьский отъяша от него, и приставиши к нему Ивана сына Григорьева Чюрилова, нарицаемого Драницу, и поведоша Пимена в заточение с Коломны на Охну, не замаа Москвы, и оттоле к Переславлю, также к Ростову и к Костроме и к Галичу; приведе же его на Чухлому, ту и посадиша его…»[3].

Также А. Симонов предполагает, что косвенным указанием на наличие дороги между Переславлем и Коломной является сообщение Рогожской летописи 1361 года: «А преже того был мор в Новогоде в Нижнем, а пришед снизу, от Бездежа в Новгород в Нижний, а оттоле на Коломну, а с Коломны на другое же лето в Переславль, а от Переславля на другое лето на Москву»[2].

Коломна — Москва

Из древних грунтовых дорог, ведших из Москвы в Коломну, известны три. Так, согласно древним сочинениям о Мамаевом побоище, явствует, что русские рати из Москвы двигались по указанию великого князя Дмитрия Ивановича на сборное место в Коломну тремя дорогами: Болвановской, Бращевской и Котловской[4]. Дороги, выводящие к Коломне, представляли собой не что иное, как начальный участок главного Рязанского магистрального грунтового пути; все они, подобно нескольким руслам большой реки, отходили несколько в разных направлениях от Коломны к Москве, образуя как бы своеобразную дорожную дельту[1].

На карте «План Царствующаго Града Москвы с показанием лежащих мест на тритцать верст округ» 1766 года Коломенская дорога проходит из Москвы через населённые пункты Выхино, Люберцы, Жилино, Остропец, Селцы и другие. В районе деревни Люберцы от Коломенской дороги отходила Касимовская дорога.

Коломенская дорога. План Царствующаго Града Москвы с показанием лежащих мест на тритцать верст округ. 1766 год

Владимир — Егорьевск

Дорога из Владимира в Егорьевск, Рязанской губернии на территории Владимирской губернии проходила по уездам Покровскому и Владимирскому. Она отделялась от шоссе Владимир — Москва у села Ундол и до пересечения с рекой Клязьма шла по открытой и ровной местности, а перейдя реку входит в леса которые тянутся до границы с Рязанской губернией. Лесной участок дороги низменный и болотистый на значительном протяжении был устлан накатами брёвен. Переправа через Клязьму осуществлялась посредством парома, а в весеннее время когда река разливалась до 9 вёрст в ширину на дощаниках.
Дорога считалась большим торговым трактом. По ней перемещались обозы (преимущественно зимой) с хлебом, овсом и сеном в города Владимир, Покров и другие места на еженедельные базары[5].

Примечания

wikiredia.ru

Шатурский край. Шушморская зона

Шатурский край. Шушморская зона

   
Что же такое Шушмор?
     Вообще-то Шушмор — это урочище, расположенное где-то на границе между
Московской и Владимирской областями (Мещера) Где точно — не знает никто. Иногда
указывают, впрочем, более точный «адрес»: в 15 км. к северу от деревни Пустоша.
     Хочу заметить, что существование нижеперечисленных особенностей Шушмора
никем достоверно не подтверждено, и всё-таки считается, что замечательно это
урочище тем, что там, якобы:

     1. Имеется мегалитическое сооружение в виде каменной полусферы, служившей
святилищем древним славянам
     2. Исчезают люди и предметы, компас и другие приборы выходят из строя
     3. Растут квадратные деревья
и т.д. и т.п.

   
Пожалуй, первое упоминание, относится к 1885 году, когда при производстве
ремонтных работ на Коломенском тракте пропал некий крестьянин Перфильев. Член
земской управы Курышкин, который должен был принять работу вышеозначенного
крестьянина, также исчез — вместе с кучером Герасимом Кудриным, который вёз его
по тракту к месту работ.
     Крестьянин Перфильев должен был, согласно договору, отремонтировать мост на
речке Ковихе, которая на современных картах не обозначена. Возможно так называли
одну из небольших рек, впадающих в Полю.
     В те времена неподалёку орудовала банда некоего Чуркина и несколько других,
поменьше. Однако никаких следов разбойников обнаружено не было и дело об
исчезновении было сдано в архив.
     Об атамане Фёдоре (Иване) Чуркине (если, конечно, имеется в виду именно тот
атаман) по слухам известно, что к концу жизни он отказался от разбойничьей
карьеры и якобы постригся в монахи; об участии в исчезновениях его никто не
спросил…
     Два года спустя на коломенском тракте исчез обоз из четырёх телег, груженых
железом. Вместе с обозом пропали несколько возчиков и приказчик Иван Рюмин. В
1893 году пропал почтальон, везший почту из Егорьевска во Владимир. В 1896 году
исчез землемер Родионов вместе с бричкой и возницей Иваном Седых. В 1897 году на
тракте пропали крестьяне Алексей Гужов и Родион Сидоров. Всего до 1921 года на
бывшем Коломенском тракте якобы отмечено 19 бесследных исчезновений.
     Замечу, что вышеизложенные данные получены мною из не вполне достоверных
источников — из интернета (первоисточники этих сведений мне неизвестны).
     У многих, кстати, вызывает закономерное недоумение тот факт, что
исчезновения на тракте связываются с Шушмором — ведь последний, как нам
известно, расположен к северу от деревни Пустоша, в то время как коломенский
тракт проходил значительно западнее — через Митрофаниху, Цепелёво, Илкодино,
Бордуки по левому берегу Поли. С другой стороны, данные о местонахождении
Шушмора, полученные от Н.Н. Акимова (см. ниже) слишком приблизительны, и в
действительности Шушмор (если он существовал) мог находится гораздо ближе к
тракту.
     После 1921 года коломенский тракт перестали использовать и он постепенно
превратился в обыкновенную лесную дорогу. С этого времени в сообщениях о
необычностях в районе Шушмора наступил длительный перерыв. Повсеместно в
мещёрских болотах была начата добыча торфа, в т.ч., вероятно, и в
непосредственной близости от Шушмора. Собирали торф вручную, на работу свозили
принудительно, в основном, женщин — «торфушек». Таким образом, хотя людей в лесу
было очень много, ни одного их свидетельства о Шушморе не сохранилось. Правда,
им было не до него.
     После войны между Петушками и Шатурой, т.е. к западу от вероятного
местонахождения урочища, расположился полигон ПВО, в нескольких десятках
километрах к северу — закрытый город Владимир-30. Добыча торфа продолжалась, в
т.ч. в непосредственной близости от Шушмора, теперь уже будучи более
механизированной.
     Второе рождение история получает в 1970-е годы, когда директор сельской
школы деревни Пустоша Николай Николаевич Акимов со слов местных старожилов узнал
о существовании к северу от деревни пресловутого мегалитического сооружения
(«сложенное из камня полушарие высотой около 3 м в окружении поросших мхом
столбов»). В 1970-м году им была организована экспедиция в указанный район, где
он, якобы, обнаружил аномально высокий папоротник, и деревья с квадратными
стволами.
     В 1998 году информация Акимова была проверена группой уфолога Перепелицына

вот их отчёт. Вкратце,
ничего аномального группа не обнаружила, но следует тут же заметить, что в
районе вероятного расположения «объекта» маршрут экспедиции пролегал
исключительно по современным транспортным путям (по узкоколейке Бакшеево-Острова),
сведения же, полученные группой, основываются лишь на опросе местных жителей.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ЦЕРКОВЬ НА УРОЧИЩЕ КУРИЛОВО

    В интернете
много легенд о неуловимой церкви неизвестного происхождения, которую нельзя
найти даже с помощью GPS, причём дорог, показанных на карте, в реальности нет, а
есть совсем другие.
    Происхождение церкви не так уж неизвестно. Она находится приблизительно в
семи километрах к северу от посёлка Северная Грива, куда можно добраться
автобусом из Шатуры.
     Кирпичная церковь Рождества Богородицы с Никольским приделом (иногда
фигурирует как «церковь Никольская Николо-Пустопольского погоста») была заложена
на месте сгоревшей деревянной в 1832-м году. Композиция трехчастная осевая, в
стиле Позднего Классицизма. Кирпич, побелка. Приходский храм построен
прихожанами.
     Недалеко от этого заброшенного места культа располагались две деревни:
Курилово и Бажаново. Деревня Курилово, Пустопольский погост, (Урочище Курилово)
насчитывало девять дворов в 1705-м году и принадлежала помещикам Ивану
Степановичу Юматову и Андрею Трофимовичу Сущеву. Была покинута по одним
сведениям после революции, по другим – после перевода в эти края (в Костерево /
Космынино) ракетного полигона. Ныне данный полигон отсутствует.
     Церковь стоит среди леса и видна лишь в непосредственной близости.
Считается одной из наиболее труднодоступных в Московской области.

Еще…           

Почитать краткую справку о Мещере

Если Вы знаете еще что-то интересное, с удовольствием
размещу информацию здесь. Присылайте свои рассказы и наблюдения. Если будут
фотографии интересного, то буду очень признателен (ссылка на авторство
гарантирована)


Используются технологии uCoz

www.schatura.narod.ru

А.Симонов / Древние пути восточного Подмосковья

Дата публикации:
28 января 2015 года

Древние пути восточного Подмосковья

Алексей Симонов

Древние пути восточного Подмосковья

Древний путь из Переславя-Залесского в Коломну

 

На карте Богородского уезда XIX века обозначен Коломенский тракт, связывающий г. Коломну и г. Павловский Посад (Вохну). Попробуем проследить данное направление, историю возникновения пути, куда вёл далее и какие события связаны с этим трактом.

Коломна известна с 1177 г. До 1306 г. она входила в состав Рязанского княжества, позднее в состав Московского. Средневековая Коломна являлась посредником Москвы в торговле с Уралом, чернозёмным югом, Поволжьем и Прикаспием. Это обусловлено географически выгодным положением города – у впадения Москвы-реки в Оку. Отсюда и борьба между княжествами за обладание этим важным пунктом.

Очевидно, что Коломенский тракт (будем условно называть этот путь именно так) связывал Коломну с Залесской Русью. В 1969 г. краевед В. Иванов в своей заметке «Тропою Владимира» говорил, что будто-бы ещё в XI в. великий князь Владимир Мономах проложил тропу между Коломной и Ростовом Великим. Неизвестен исторический источник подтверждающий это сообщение, но многие косвенные данные свидетельствуют о наличии данного пути не позднее XII в.

Рогожский летописец свидетельствует, что в 1377 г. на русскую митрополию своевольно пришёл некий Пимен. Великий князь Дмитрий Иванович велел, не пуская его в Москву арестовать в Коломне и далее этапировать, минуя Москву, в Чухлому. Вот как об этом пишется в Продолжении по Воскресенскому списку: « В лето 6885 (1377). По седми же месяцех прихода его (Киприана), прииде весть яко Пимен иде из Царьграда на Русь митрополитом, князь же великий посла противу, и егда бысть на Коломне, и ту разведоша от него вся сущая люди, бывшая с ним, и снявши с него клобук белый, и весь сан митрополичьский отъяша от него, и приставиши к нему Ивана сына Григорьева Чюрилова, нарицаемого Драницу, и поведоша Пимена в заточение с Коломны на Охну, не замаа Москвы, и оттоле к Переславлю, также к Ростову и к Костроме и к Галичу; приведе же его на Чухлому, ту и посадиша его…» (1)

Таким образом, сухопутный путь из Коломны в Вохну (Охну) (нынешний г. Павловский Посад) в XIV в. существовал и он легко угадывается в Коломенском тракте XIX в. Так как проходит он через древний погост Ильинский, через самый древний общинный центр XI в. Куровское и через общинный центр XII в. Вохна. Вопрос только в том, как далее этот путь пролегал в Переславль.

Известно из летописей, что из Переславля дорога на юг в 1177 г. шла вдоль реки Серой (так в верховьях именуется Шерна) до Шернского леса (2). Шернский лес С.З. Чернов локализует на водоразделе рек Шерна, Молокча и Мележа (3). Однако, С.З. Чернов предполагает, что далее данная дорога вела в Москву. Но, из цитируемого выше, летописного сообщения Продолжения по Воскресенскому списку выходит, что существовал участок дороги из Переславля, минующий Москву. В предыдущем очерке мы выяснили, что в домонгольский период река Шерна являлась транзитной. Если обратить внимание на фрагмент катры-схемы из цитируемой работы А.А. Юшко, то можно сделать вывод о густой заселённости территории вдоль почти всего нижнего течения реки Шерны в домоногольский период. (рис. 5) (4) Кроме того А.А. Юшко указывает на наличие сельской территориальной общины XII в. в районе нижнего течения Шерны – Жилино-Горки. (рис.6) (5) Также если рассмотреть карту археологических памятников Ногинского района, то мы обнаружим максимальную концентрацию памятников в районе слияния рек Клязьмы и Шерны. (рис.7) (6) В радиусе около 5 км. от места слияния указанных рек обнаружено 9 археологических памятников, среди которых два селища XI-XIII вв., два курганных могильника того же периода, остатки гончарного производства, остатки производства по выплавке железной руды и множество других артефактов.

Косвенное подтверждение наличия пути сообщения от Переславля-Залесского по Шерне к Клязьме находим у М.И. Смирнова: «После татарского нашествия Ярослав, ставший великим князем Владимирским, отдал Переславскую вотчину (1240) старшему сыну Александру (Невскому). За Переславлем была оставлена часть Ополья на востоке с притоками Волги на западе и Клязьмой на юге» (7).

Таким образом, предположительно, путь от Переславля-Залесского до переправы через Клязьму в районе Рогожи-Успенское (Исады) шёл практически по реке Шерне. Возможно, что и весь лес вдоль Шерны именовался Шернским.

Из нынешнего города Ногинска в сторону города Павловского Посада есть грунтовая лесная дорога, которую называют в Ногинске Старая Павловская. Часть этой дороги от окраины Ногинска от посёлка Успенский до места ниже слияния рек Шерна и Клязьма, в районе высохшего старого русла, — это участок Старой Владимирской дороги. Другой же участок – через Шишову гору в Павловский Посад – Старая Павловская. Таким образом, участок этой дороги из древней Вохны на правобережье Шерны предполагается достаточно уверенно. Вопрос лишь в том, где была переправа через Клязьму. Почему из Вохны сразу не переправлялись через Клязьму и не ехали по левобережью Шерны? Левый берег Шерны практически по всему течению – заболоченная местность. Особых дорог там нет и сейчас, видимо не было и в древности.

 

 

Фрагмент карты из работы А.А. Юшко, с. 22 «Монголо-татарское нашествие и судьба домонгольских селищ Московской земли в XIII в.» На карте выделена сельская территориальная община вдоль нижнего течения реки Шерны, прекратившая своё существование в XIII в.

 

 

Фрагмент карты из работы А.А. Юшко, с. 42. «Сельские территориальные общины Московской земли XII в. и их центры». Е-12 – Жилино-Горки, Е-45 – Вохна, Е-101 – Куровское.

 

Фрагмент Археологической карты России, с. 10

 

Археологические памятники и впадения реки Шерны в реку Клязьму: 32 – Богослово, селище XI-XIII вв., 33 – Богослово, курганный могильник домонгольского времени, 34 — Богослово, курганный могильник XI-XIII вв., 35 — Богослово, селище XI-XIII вв., 36 – Б. Буньково, стекольный завод XVII в., 37 – Б.Буньково, стоянка неолит, 38 – Б.Буньково, селище XIV-XVII вв., 39 — Б.Буньково, стоянка неолит, 40 – Б.Буньково, грунтовый могильник, эпоха бронзы. Археологические памятники по реке Шерне: 27 – Жилино-Горки, селище XI-XIII вв., 28 – Новосергиево, селище XI-XIII вв., 29 – Новосергиево, курганный могильник домонгольского времени, 30 – Следово, селище XI-XIII вв., 31 — Калитино – селище XIV-XVII вв.

Поэтому была необходимость ехать в сторону села Успенское и села Рогожи. Можно предположить, что переправа через Клязьму была в селе Успенском, так как в древности этот селе называлось Исады. В церковно-славянском словаре даётся толкование этого слова. Исад, Исады – древнерусское, пристань, прибрежный посёлок (8). О древности села Успенского свидетельствует найденная здесь в 1948 г. кубышка монет царя Ивана Грозного (9). Можно также предположить, что также переправа могла существовать и в селе Рогожи, о чём пойдёт речь в следующем очерке.

Далее из Вохны этот путь пролегал в сторону переправы через реку Нерскую в районе древнейшего общинного центра IX-XI вв. Куровское, а также древних погостов Ильинского в Гуслицах и Спаса на Мошеве.

Одним из узловых пунктов данного пути являлась переправа через реку Нерскую в районе древнего погоста Гуслицы. Когда в 1176 г. Михалко «поиде … на Глеба к Рязаню», то послы Глеба встретили его на «Мерьской» (10). Также о данном месте мы узнаём из летописных событий 1209 г.: «Слышав же князь Великий Всеволод, посла противу им вборзе сына своего Георгия, пришедше же ему на Голубино вечер, и посла сторожи пытати рати, и бысть ему весть, оже Изяслав стоит на Мерске…» (11) Как утверждают, через волочёк Зуев и Нерскую проходил путь из Владимира в Рязань. Очевидно, что из района Нерской можно было проехать и в Вохну.

Также косвенным указанием на прямое сообщение Переславля с Коломной является сообщение Рогожской летописи 1361 г.: « А преже того был мор в Новогоде в Нижнем, а пришед снизу, от Бездежа в Новгород в Нижний, а оттоле на Коломну, а с Коломны на другое же лето в Переславль, а от Переславля на другое лето на Москву» (12).

Таким образом путь из Переславля –Залесского в Коломну и далее в Рязань через Шернский лес – Шерна-городок, вдоль реки Шерны к переправе на Клязьме в районе Рогожи-Успенское (Исады) и далее через Вохну и Нерскую мог существовать в 1177 г. (рис. 8)

 

Путь из Переславля в Коломну и Рязань в XII в.

 

Источники:

  1. Полное собрание русских летописей. Продолжение по Воскресенскому списку. Спб., 1859. С.32.
  2. ПСРЛ, т.1. Лаврентьевская летопись. Спб., 1846. С.161-162.
  3. С.З. Чернов Сфрагистический комплекс из Могутова и его значение для изучения предыстории Московской земли в первой половине XII века.// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2003. № 2(12) С. 5-33.
  4. А.А. Юшко Московская земля IX-XIV вв. М., 1991. С. 22.
  5. А.А. Юшко С. 42.
  6. Археологическая карта России. Московская область. ч. 3. М., 1996. С. 10.
  7. М.И. Смирнов Переславль-Залесский путеводитель и справочник. Переславль-Залесский. 1928., С. 16.
  8. Протоиерей Г. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 226.
  9. А.Г. Векслер, А.С. Мельникова. Российская история в Московских кладах. М. 1999. С. 204.
  10. ПСРЛ, т. VII. С. 116.
  11. ПСРЛ, т. XXV. С. 86.
  12. ПСРЛ, т. XV.вып. 1. С. 77.

www.bogorodsk-noginsk.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о