Колоссы мемнона википедия: Колоссы Мемнона | это… Что такое Колоссы Мемнона?

Колоссы Мемнона | это… Что такое Колоссы Мемнона?

Колоссы Мемнона

Колоссы Ме́мно́на (в действительности — Аменхотепа III) (местное арабское название el-Colossat, или es-Salamat) это две массивные каменные статуи фараона Аменхотепа III. Последние 3400 лет они простояли в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор.

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III (ок. XIV столетия до н. э.). Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.

Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре (неподалёку от современного Каира) и транспортированы на 670 км по земле без использования Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке). Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу (на север от Асуана).

С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн. [1][2][3]

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа (или просто погребальный храм) — массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньше.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известная литография, сделанная в 1840-х гг., изображает Колоссы, окружённые водой.

Греческий историк и географ Страбон, писавший в ранние года I столетия, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н.  э.), которое разрушило северный колосс.

Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов[4]. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.

Мемнон был героем Троянской войны, царь Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллом. Имя «Мемнон» означает «Правитель утренней зари».

Ссылки на странице

  1. Science magazine
  2. «The Seventy Wonders of the Ancient World», edited by Chris Scarre (1999) Thames & Hudson, London
  3. Time Life Lost Civilizations series: Ramses II: Magnificence on the Nile (1993)
  4. Г.  Е. Шилов Простая гамма (устройство музыкальной шкалы). — М.: Физматгиз, 1963. — 24 с. — (Популярные лекции по математике, вып. 37).

Ссылки

  • Colossus of Memnon (Nova/PBS) (англ.)
  • Book XVII, Strabo’s Geography (англ.)
  • Temple of Amenhotep III (англ.)
  • Description by Count de Forbin (англ.)
  • Колоссы Мемнона на Egypt Info
  • Колоссы Мемнона на Egypt Best
  • Виктор Солкин — Аменхотеп III: личность, эпоха и «стиль» цивилизации. Часть I.

Координаты: 25°43′14″ с. ш. 32°36′38″ в. д. / 25.720556° с. ш. 32.610556° в. д. (G) (O)25.720556, 32.610556

Поющие Колоссы Мемнона — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше…

Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи – это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них — его жена Тия, другая – его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила – Хапи.

Фото 2.

Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона — щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии – такова идея скульптурной композиции.

Фото 3.


1857 год.

Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III — Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти


17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.


17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

Фото 6.

1900 год

Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Фото 13.

Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.


Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Фото 4.

Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

В южной части двора располагались сфинксы — точная копия петербургских, а в северной — сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

Фото 5.

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

Фото 7.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов – годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

Фото 8.

Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

Фото 9.

Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события – не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII – XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи – Руси – Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

Фото 10.

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Фото 11.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

Фото 14.

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Фото 15.

Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Фото 16.

Фото 17.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

[источники]источники
Туристический портал
http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/egypt/faraon/kolossy/
http://egyptfan.ru/sights/kolossy-memnona.html
https://humus.dreamwidth.org/9703832.html?thread=61373848
http://zapys.blogspot.ru/2015/09/blog-post_22.html
http://humus. livejournal.com/4747271.html
http://humus.livejournal.com/4297931.html

Еще немного про египетские древности: давайте посмотрим на Открытие гробницы Тутанхамона или например узнаем, что совсем недавно В Египте найдена гробница царя загробного мира Осириса. А вот тут было разоблачение, не ужели Бюст Нефертити подделка ? и вот История Суэцкого канала. Узнайте Чье лицо у Сфинкса ? и какой Новый самый большой обработанный камень в мире

Tags: Древности, Египет

Telegram channel

Колоссы Мемнона: «Поющие» статуи

Колоссы Мемнона, также известные как Колосс Мемнона, представляют собой две массивные каменные статуи на западном берегу реки Нил, напротив современного города Луксор, в Египте. Статуи невероятно высокие, около 18 метров в высоту. Они представляют фараона Аменхотепа III, правившего Древним Египтом около 3400 лет назад.

Статуи-близнецы изображают фараона в сидячем положении, его руки лежат на коленях, а взгляд обращен на восток, в сторону реки. Когда-то они стояли у ворот мемориального храма Аменхотепа, массивного сооружения, построенного при жизни фараона, где ему поклонялись как богу на земле. На момент постройки храмовый комплекс был самым большим и богатым в Египте, хотя сегодня от храма осталось очень мало. Ежегодные разливы Нила подтачивали его фундамент, пока позже фараоны не решили снести весь храм и повторно использовать каменные блоки для других построек. Статуи пощадили, хотя они сильно разрушены.

Фото: Дэн Кит/Flickr

Название этого памятника связано с интересной легендой. В 27 г. до н.э. сильное землетрясение разрушило северный колосс, обрушив его выше пояса и треснув в нижней части. После разрыва оставшаяся нижняя половина этой статуи начала издавать странный музыкальный звук, обычно на рассвете, вероятно, вызванный повышением температуры и испарением росы, играющим с трещинами на статуе. Ранние греческие и римские туристы, пришедшие послушать звук, дали статуе имя «Мемнон».

Мемнон был героем Троянской войны, королем Эфиопии, который повел свою армию на защиту Трои, но в конце концов был убит Ахиллесом. Говорят, что Мемнон был сыном Эос, богини утренней зари, и после его смерти его мать, как говорят, каждое утро проливала слезы или капли росы. «Пение» статуй приписывалось его матери, оплакивающей сына, или, может быть, Мемнону, поющему своей матери? Многие первые посетители даже не знали, что это статуи давно умершего фараона. Они думали, что это статуи Мемнона.

Самое раннее письменное упоминание о поющих статуях принадлежит греческому историку и географу Страбону, который утверждал, что слышал звук во время визита в 20 г. до н.э. Страбон сказал, что это звучало «как удар». Греческий путешественник и географ II века Павсаний сравнил это с разрывом «струны лиры». Другие описывали это как удар медью или свист.

Более двух столетий поющие статуи привозили туристов из дальних стран, в том числе нескольких римских императоров. Многие оставили на основании статуи надпись, сообщающую, слышали они звук или нет. Около 90 надписи до сих пор читаемы.

Примерно в 199 году н. э. римский император Септимий Север отремонтировал статую, и пение больше никогда не было слышно. Сегодня современная дорога проходит вдоль руин храма, всего в нескольких футах от края статуй Аменхотепа III, превращая этого когда-то великого фараона в простую придорожную достопримечательность.

Фотография колоссов Мемнона XIX века. Фото: Антонио Беато/Викимедиа

Фото: Сын Граучо/Flickr

Фото предоставлено: Y-Not?/Flickr

Фото предоставлено неизвестно

Рядом с его ногами на переднем троне вырезаны две более низкие фигуры: это его жена Тий и мать Мутемвия. Фото: Ben Tubby/Flickr

Фото: zolakoma/Flickr

Источники: Википедия / How Stuff Works

Колоссы Мемнона — Энциклопедия всемирной истории

Колоссы Мемнона (также известные как Эль-Колоссат или Эль-Саламат) — две монументальные статуи, представляющие Аменхотепа III (1386–1353 гг. до н. э.) из 18-й династии Египта. Они расположены к западу от современного города Луксор и обращены на восток к реке Нил. Статуи изображают сидящего царя на троне, украшенном изображениями его матери, жены, бога Хапи и другими символическими гравюрами. Фигуры возвышаются на 60 футов (18 метров) в высоту и весят 720 тонн каждая; оба вырезаны из цельных блоков песчаника.

Они были построены как стражи погребального комплекса Аменхотепа III, который когда-то стоял позади них. Землетрясения, наводнения и древняя практика использования старых памятников и зданий в качестве исходного материала для новых построек способствовали исчезновению огромного комплекса. Сегодня от него мало что осталось, за исключением двух колоссальных статуй, которые когда-то стояли у его ворот.

Их имя происходит от греческого героя Мемнона, павшего под Троей. Мемнон был эфиопским царем, который вступил в битву на стороне троянцев против греков и был убит греческим чемпионом Ахиллесом. Однако мужество и боевые навыки Мемнона возвысили его до статуса героя среди греков. Греческие туристы, увидев впечатляющие статуи, связали их с легендой о Мемноне, а не об Аменхотепе III, и эта связь также была предложена египетским историком III века до н.э. Манефоном, который утверждал, что Мемнон и Аменхотеп III были одним и тем же человеком.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Место стало легендарным для гаданий после того, как одна из статуй начала издавать звуки, истолкованные как оракулы.

Греческие писатели регулярно называли весь комплекс Мемнониумом , и это место стало легендарным для гадания после того, как одна из статуй начала издавать звуки, интерпретируемые как оракулы. С древних времен и до наших дней Колоссы были популярной туристической достопримечательностью, и в наши дни можно увидеть граффити, начертанные на основании посетителями тысячи лет назад.

Аменхотеп III и слава Египта

Аменхотеп III жил в период Нового царства (ок. 1570-ок. 1069 до н. э.), когда Египет стал страной международного могущества и богатства. Его отец, Тутмос IV (1400–1390 гг. до н. э.), оставил своему сыну процветающую и стабильную империю значительных богатств, которые новый царь мудро использовал. Ему было всего двенадцать лет, когда он взошел на трон и женился на Тие, девушке всего одиннадцати или двенадцати лет, которая происходила из знатной семьи. Тие был присвоен титул Великой Королевской Жены, честь, которой не удостоилась даже мать Аменхотепа III. Этот титул отражает высокий статус Аменхотепа III и Тийе как королевской четы, обладающей впечатляющей властью.

Аменхотеп III

Попечители Британского музея (Авторское право)

Следуя традициям могущественных фараонов, Аменхотеп III почти сразу же приступил к грандиозным строительным проектам по всему Египту. Его видение представляло собой землю настолько великолепную и богатую, что она вызывала благоговение, и более 250 зданий, храмов, скульптур и стел, которые он заказал, свидетельствуют о его успехе в реализации этого. Его дворец удовольствий в Малкате, на западном берегу Нила, недалеко от Фив, занимал площадь более 30 000 квадратных метров (30 гектаров) и включал в себя просторные апартаменты, конференц-залы, залы для аудиенций, тронный зал и приемный зал, фестивальный зал, библиотеки, сады. , кладовые, кухни, гарем и храм бога Амона.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Аменхотеп III заказал столько памятников, что позднее египтологи приписали ему необычайно долгое правление.

Аменхотеп III заказал так много памятников, храмов и других строительных объектов, что позже египтологи приписали ему необычайно долгое правление, потому что казалось невероятным, чтобы один царь мог иметь ресурсы для выполнения того, что он сделал менее чем за 100 лет. Аменхотеп III, конечно, правил гораздо меньше времени, но был настолько эффективным королем, что добился гораздо большего, чем большинство.

Он был мастером дипломатии, который возлагал на другие народы долг щедрыми дарами, чтобы гарантировать, что они будут склонны подчиняться его желаниям. Его щедрость к дружественным царям была хорошо известна, и он поддерживал выгодные отношения с окружающими народами, которые наполняли царскую казну Египта. Он сохранил честь египтянок, отклонив просьбы отправить их в качестве жен иностранным правителям, утверждая, что ни одна дочь Египта никогда не отправлялась в чужую страну и не будет отправлена ​​​​под его правлением. В то время как другие народы, возможно, не чувствовали себя польщенными такой политикой, она выражала приверженность традициям и культурным ценностям, которые завоевали их уважение.

На протяжении всего своего правления Аменхотеп III совершенствовал очень здравую политику своего отца, и в религии он делал то же самое. Аменхотеп III был ярым сторонником древней религии Египта и щедро проявлял интерес к покровительству искусству и строительным проектам. Среди самых роскошных был его заупокойный храмовый комплекс, в который входили массивные фигуры колоссов Мемнона.

Большой погребальный комплекс

Погребальный комплекс Аменхотепа III был больше и величественнее во всех отношениях, чем все, что было построено ранее в Египте. Во время своего строительства он был более величественным и впечатляющим, чем Карнакский храм. Он занимал более 86 акров (35 гектаров) и включал в себя многочисленные комнаты, залы, портики и плато, которые, вероятно, отражали видение Тростникового поля, египетского рая. В свое время колоссальные статуи короля обрамляли дорожку, вероятно, украшенную скульптурами, ведущую к комплексу.

Колосс Мемнона

Than Ball (CC BY)

К храму примыкал открытый солнечный двор, окруженный тремя рядами колонн и с северной и южной сторон статуями царя в образе мумии Осириса. Это соответствовало традиции царей ассоциировать себя с Гором во время своего правления и с его отцом Осирисом после смерти. Статуи были 26 футов (8 метров) в высоту; те, кто находился на южной стороне двора, носили белую корону Верхнего Египта, а те, кто находился на севере, носили красную корону Нижнего Египта.

Статуи царя символизировали его власть над всем Египтом, отождествляли его с Осирисом и подчеркивали богатство и власть царя. Считалось, что Осирис был первым царем Египта, а также Повелителем и Судьей Мертвых. Хотя цари до и после Аменхотепа III ассоциировали себя с Осирисом в своих погребальных комплексах, Аменхотеп III сделал свои близкие отношения с богом более очевидными и впечатляющими.

Большинству египтян никогда бы не позволили войти в комплекс, чтобы увидеть эти статуи, солнечный двор или что-либо еще, но они знали бы о великих фигурах, стоящих у ворот, которые можно было увидеть за мили со всех сторон. Египтолог Гей Робинс отмечает, что функция статуй «заключалась в том, чтобы охранять вход в комплекс, внушать благоговейный трепет перед могуществом царя и прославлять достижения государства» (130). Их способность вызывать благоговение хорошо известна писателям с древних времен до наших дней из-за их огромных размеров и количества усилий, которые потребовались для их создания.

Стражи ворот

Статуи были вырезаны из цельных блоков кварцитового песчаника, добытых либо в районе Мемфиса (недалеко от современного Каира) на севере, либо в районе недалеко от Асуана на юге. Если добывать блоки с севера, их нужно было транспортировать по суше на 400 миль (645 км), а с юга — на 147 миль (238 км), поскольку они были слишком тяжелыми для перевозки на корабле по Нилу. Как везли камни, неизвестно, но, скорее всего, их возили на санях, точно так же, как каменные блоки перевозили в Гизе для строительства пирамид.

Боковая панель, Colossus of Memnon

MusikAnimal (CC BY-SA)

В свое время стражи у ворот были бы явным изображением Аменхотепа III как царя-бога, хотя они веками лежали в руинах, и сегодня фигуры неузнаваемы. Он был обожествлен при жизни и почитался собственным культом на протяжении столетий после этого. В основе работ изображены его мать Мутемвия и жена Тийе спереди и Хапи, бог Нила, сбоку. Все три эти фигуры символизировали возрождение. Гей Робинс комментирует значение фигур матери/жены:

Вместе эти женщины представляли объединенную роль матери и супруги богини неба, через которую бог солнца обновлял себя, так что их присутствие символизировало вечное обновление короля посредством самовозрождения. (130)

Искусство в Древнем Египте было создано, чтобы быть функциональным, и колоссы не исключение. Статуи служили бы не только для охраны комплекса, но и с помощью своего рода сочувствующей магии позволяли королю вселиться в них и получать силу и средства к существованию от символических образов. Согласно египетским верованиям, фигуры Мутемвии и Тийе являются не просто почетным украшением, но и служили определенной цели. Погребальные статуи, помещенные в гробницы, считались домом для души умершего, когда она посещала землю, и ее нужно было снабжать подношениями еды и питья. Точно так же и колоссы считались чем-то большим, чем просто каменные изображения, особенно после того, как один из них начал петь.

Колосс Мемнона (вид сбоку)

MusikAnimal (CC BY-SA)

Поющая статуя

Греческий историк Страбон (65 г. до н.э. – 23 г. н.э.) первым записал звук, который позже будет описан как пение, звук лиры, медных инструментов, сломанной арфы или струны лиры, а также шлепка или удара. Страбон отметил в своей книге «География », что землетрясение разрушило верхнюю часть северной статуи, которая впоследствии производила шум каждый день на рассвете. После посещения сайта Страбон пишет:

Вот два колосса, которые стоят рядом друг с другом и сделаны каждый из одного камня; один из них сохранился, но верхняя часть другого, начиная с седла, упала, когда произошло землетрясение, как говорят. Считается, что раз в день из той части последнего, что остается на троне и его основании, исходит шум, как от легкого удара; и я тоже, когда присутствовал на месте с Элием Галлом и толпой его сподвижников, как друзей, так и воинов, около первого часа услышал шум. (XVII.46)

Страбон добавляет, что он не может быть уверен, откуда исходил звук, будь то сама статуя, основание или один из стоящих рядом людей, но утверждает, что примет любое объяснение, кроме каменного изваяния, «говорящего» в каком-то способ.

Колоссы Мемнона, Луксор

Пшемыслав (CC BY-SA)

Многие другие древние писатели записывают поющую статую, а граффити, которые до сих пор можно увидеть на базе, указывают, слышал ли посетитель звук или не слышал. Люди из всех слоев общества и регионов приезжали на это место с целью гадания, чтобы задать вопрос и надеяться на ответ богов, и были бы вознаграждены или разочарованы полученным опытом. Эта практика продолжалась до римского императора Септимия Севера (19 г.3-211 г. н.э.) посетил либо в 196, либо в 199 г. н.э. и не слышал звука. Надеясь выслужиться перед оракулом, он отремонтировал северную статую; после этого звуки полностью прекратились.

Принято считать, что звук был вызван высыханием росы в трещинах статуи, а пористая порода просто реагировала на наступающий утренний зной после прохладной ночи. Подобные «таинственные» звуки можно услышать от таких объектов, как ограждения на дорогах между рассветом и серединой утра в наши дни.

Ремонт статуи, проведенный Северусом, заделал трещины в верхней части тела и, без сомнения, спас ее от разрушения, но после этого популярность этого места уменьшилась. Не имея чудесного оракула, который мог бы ответить на их вопросы в Мемнониуме, люди отправились в другие места со своими мольбами и молитвами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *