Коля шаман нарьян мар: Шаман Коля отмечает 50-летний юбилей » Новости Нарьян-Мара сегодня – Последние события в НАО – Информационное агентство NAO24.RU

Шаман Коля отмечает 50-летний юбилей » Новости Нарьян-Мара сегодня – Последние события в НАО – Информационное агентство NAO24.RU

Благодаря его визитам в Федеральное собрание РФ и Законодательное собрание Санкт-Петербурга, о ненецком шамане узнали по всей стране


Фото: Альберт Людвиг 

 

1 апреля 2019 года Николай Талеев, также известный как шаман Коля, отмечает свой 50-летний юбилей. Сейчас Николай проживает в Тюменской области и продолжает заниматься шаманизмом. Об этом пишет газета «Няръяна вындер». 

 

Напомним, самым известным эпизодом деятельности Николая, попавшим в СМИ, является его визит в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, где он изгонял злых духов. Тогда, в 2015 году, согласно некоторым источникам, проходя мимо кресла Виталия Милонова в зале заседаний, шаман сказал: «Человека, который занимает это кресло, одолевает ревность».

 

Как сообщается в публикации, шаман Коля родился в посёлке Нельмин Нос, в многодетной семье оленеводов. Его родители умерли рано, и он с родным братом и шестью сёстрами остался сиротой. 

 

Как пишет издание, с детства Николай был особенным ребёнком. Местные рыбаки иногда брали его с собой на озеро Голодная Губа, чтобы парень показывал места, где лежат упущенные рыбацкие сети. 

 

– Люди обо мне узнали, когда мне было 22 года. Одним помогал травами, другим вовремя сказанным словом. Ветеринарный факультет в техникуме не окончил, иногда об этом жалею. После учёбы в разных шкурах побывал. Работал, где придётся. Это был бесценный опыт самопознания и изучения людей, – рассказал изданию ненецкий шаман. 

 

Сейчас он находится в городе Заводоуковске Тюменской области, где всё так же помогает людям, которые к нему обращаются. 

 

– На приём приходят не только местные жители, но и приезжие со всей страны. Отвечаю на вопросы, которые беспокоят людей. У каждого свои жизненные ситуации. Это не лечение в прямом смысле, это помощь словом и делом. Особого ажиотажа здесь нет, людей столько же приходит, как и в округе, – отметил Николай Талеев.   

 

Уроженец Нельмина Носа также сообщил, каждый день смотрит по телевизору нарьян-марские новости. По словам шамана, ему не хватает родной тундры, мест, в которых вырос и жил. Но благодаря смене места появилось время, которое он может уделять своей семье. С будущей супругой ненецкий шаман познакомился в санатории, после этого, два года назад, поженился. 

 

Также шаман Коля сообщил изданию об избавлении от алкогольной зависимости. 

 

– Сейчас нет тяги к огненной воде, как это было в Нарьян-Маре. Побороть зелёного змия просто. Главное – сказать себе, что это вещь, которую не хочешь иметь в доме, то есть в своём теле. В моём воображении дурная привычка была камнем, который мешал идти по дороге жизни, – пояснил Николай Талеев. 

 

В заключение шаман отметил усиление интереса людей к культуре ненецкого и других народов Крайнего Севера. 

 

– Любопытно то, что люди стали интересоваться не только моим даром, но и стали больше обращать внимание на культуру моего народа и других народов Крайнего Севера. За мою практику много пришлось общаться с важными персонами. Держусь с ними на равных, не выделяя их из общей человеческой массы, – подчеркнул Николай. 

 

Что касается планов, ненецкий шаман собирается продолжить свои поездки по городам и регионам страны, чтобы помогать людям.

Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей

Мастер из Ненецкого округа раскрыл секреты главного атрибута шаманов

https://ria.ru/20200301/1565819368.html

Мастер из Ненецкого округа раскрыл секреты главного атрибута шаманов

Мастер из Ненецкого округа раскрыл секреты главного атрибута шаманов — РИА Новости, 15.03.2021

Мастер из Ненецкого округа раскрыл секреты главного атрибута шаманов

Мастер-самоучка из Нарьян-Мара Валерий Гудырев освоил ремесло изготовления бубнов из кожи оленей — такие шаманы обычно используют в своих обрядах. Почему… РИА Новости, 15.03.2021

2020-03-01T10:19

2020-03-01T10:19

2021-03-15T14:21

общество

нарьян-мар

культура

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e4/02/1c/1565345899_0:108:3072:1836_1920x0_80_0_0_be98bfe621a8566945355b0318db0e16.jpg

НАРЬЯН-МАР, 1 мар — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Мастер-самоучка из Нарьян-Мара Валерий Гудырев освоил ремесло изготовления бубнов из кожи оленей — такие шаманы обычно используют в своих обрядах. Почему уникальный сувенир начали покупать музыканты, йоги и даже программисты и как правильно выбрать бубен, чтобы жизнь наладилась, мастер рассказал корреспонденту РИА Новости.Шаман Коля»Колю — шамана нашего — помните?» — Валерий улыбается и напоминает. Это тот самый потомственный белый шаман из большеземельской тундры, прославившийся своими способностями прорицателя и целителя. Про его целительные способности сведений мало, а вот о том, как Коля приехал в заксобрание Петербурга, камлал и вызывал духов, а заодно вызвал шумный скандал в прессе, помнят многие.Знаменитого друга-шамана Валерий ласково называет «Колёк» и рассказывает о нем как об обычном человеке со своими слабостями, но с необычными способностями. Говорит, ездили к нему в тундру высокопоставленные чиновники из Москвы, обходились почтительно, о чем просили — Колёк не рассказывал.»В нем дар есть, это точно. Если человек ни во что не верит, с иронией к нему относится, Коля особо заморачиваться не будет. А вот если проникнется — выложится на все сто. Он видит человека насквозь, тонкий психолог», — уверяет Валерий.Вот с Колька-то и началась в жизни водителя КАМАЗов Валерия Гудырева новая страница. Без бубна шаману Коле было не обойтись, вот только к главному своему инструменту он относился кое-как: то под дождем и снегом оставит, то на печку положит. Бубны выходили из строя, портились и приобретали вид, не вызывающий особого благоговения. Сначала Валерий взялся ремонтировать бубны для товарища, а потом решил попробовать сделать инструмент с нуля.В чуме – сердце, в мастерской – душаСвоих гостей Валерий на снегоходе везет в чум, построенный километрах в пяти от города. Именно здесь начинается первая фаза производственного цикла. Мастер закупает оленьи шкуры – в прошлом году ему потребовалось 300 штук – и раскладывает на веревках между елками на просушку. Зимой шкуры хранятся сложенными в штабель над землей. А когда ото льда вскрывается озеро, он их замачивает, чтобы легче сошел ворс.После того, как со шкуры соскребается шерсть, кожа становится тонкой и легкой, мастер складывает ее в пакет – сверток получается не больше мороженой курицы – и отправляет в морозилку в мастерской. На один большой бубен уходит целая оленья шкура – мастеру необходимо выбрать фрагмент кожи подходящей плотности, не изъеденный насекомыми, да еще бывает, что заказчики привередничают насчет цвета.»Некоторые, особенно женщины, любят белый цвет кожи. А ведь у оленя, как правило, на коже есть узор – он бывает похож на карту местности, иногда можно разглядеть целую картину. Сам каркас делается из фанеры: нарезаются полоски, вымачиваются в кипятке, тогда их можно скручивать, как хочешь», — рассказывает Валерий.По внешней стороне каркаса прикрепляются резонаторы, которые придают бубну сходство с лучистым солнцем, и уже потом мокрая кожа натягивается и прошивается с внутренней стороны. Внутри инструмента закрепляется удобная ручка, Валерий обращает внимание – по форме она напоминает «витрувианского человека» Да Винчи. К каждому бубну в комплекте изготавливается «камка» (от слова «камлать») – так ее называет шаман Коля. Это небольшая палочка с нежным мехом пыжика на конце.»На новогодние праздники пришел заказ – 200 бубнов, пришлось в мастерской провести все время. Но сколько бубнов не сделай – все разные. У всех разный звук, разная тональность», — поясняет Валерий.Код бубнаОн признается, что бубен – товар ходовой, правда, не каждый признается, что купил такой необычный инструмент — «боятся, что примут их за идиотов, мол, верят во всякую ахинею». А тем временем бубен – не просто красивый сувенир, оживляющий интерьер. У бубна есть магические свойства, уверен мастер.»На звук бубна отзывается тело. Шаманы начинают медленно, слабо, тихо, потом звуки нарастают, этот ритм может вводить в транс. Это же не гвозди забивать. Бубен — это проводник в другие миры, куда направишь – туда и приведет. Шаманы им пользуются как проводником в мир духов, скажем так, это неосязаемо. С бубном много чего связано», — загадочно говорит Валерий.В его телефоне – видеоприветы людей, к которым попали его бубны. Молодая женщина благодарит мастера и признается, что чувствует — приобрела хорошего друга. О другом покупателе рассказывает сам Валерий: «Был мужик один, все у него в жизни плохо, хоть вешайся — жена ушла, с работой беда и еще куча проблем. Так он бубен заказал, «побубнил» — и все наладилось».Среди покупателей бубнов есть те, кто занимается йогой и духовными практиками. Открытием для самого Валерия стало то, что бубен стал хорошим подспорьем для программистов: «Что-то там с двоичным кодом связано, точно не скажу, но ко мне компьютерщики приезжали, говорили: если дело не идет, задача какая-то не решается, надо «побубнить» — и мысль приходит».Валерий говорит, даже ученые пытались выяснить влияние звука бубна на человека, про связь с духами пока до конца не выяснено, но вот что в момент звучания ритма у человека учащается дыхание, сердцебиение, обостряется чувствительность и восприятие, что позволяет видеть невидимое и ощущать неощущаемое — факт. Камертон для души»Каждый хозяин ищет свой бубен, когда молчат – они безликие. Чтобы понять, какой твой, нужно взять в руки и постучать», — учит Валерий выбирать бубен. Одна из заказчиц мастера, Людмила, пошла еще дальше – она попросила Валерия присутствовать при процессе изготовления своего бубна, выбирать кожу, наблюдать за тем, как рождается ее инструмент.»Я поеду на курсы по трансовым дыхательным крийям. Бубен нужен, чтобы входить в правильное состояние, в транс», — авторитетно рассказывает Людмила. Она верит, что бубен, как камертон, может настроить человека на нужный лад, причем «бубнить» нужно вдали от людей и городского шума, на природе. «Когда стучишь, надо расслабиться и ни о чем не думать, все придет само», — поясняет девушка и торопится в лес — «знакомиться» с новым приобретением.А Валерий вспоминает, как оказался на выставке в московском «Экспоцентре» со своими бубнами. «Там был ажиотаж, люди выбирали со знанием дела — кому-то нужен звук позвонче, кому-то — поглуше. Когда молчат — они безликие. Я поначалу стеснялся «бубнить», потом стал стучать – народ набежал. Перестал — ушли люди, тут соседи запросили — бубни через каждые пять минут, как постучишь — так продажи растут», — смеется Валерий.Несколько лет назад во время международной встречи представителей государств-членов Арктического совета, прошедшей в Нарьян-Маре, один из бубнов Валерия отправился в путешествие по арктическим территориям. Его даже собирались отправить в космос, но что-то в космической сфере не заладилось, и бубен остался на земле – связывать людей с высшим миром, настраивать на гармоничный лад и заставлять сердце биться в правильном ритме.

https://ria.ru/20170419/1492493953.html

https://ria.ru/20190809/1557266540.html

https://ria.ru/20180626/1523378213.html

https://ria.ru/20170602/1495461239.html

нарьян-мар

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/02/1c/1565345899_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_a55baced564717186f6b1b305e3c0b7a.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, нарьян-мар, религия

Общество, Нарьян-Мар, Культура, Религия

НАРЬЯН-МАР, 1 мар — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Мастер-самоучка из Нарьян-Мара Валерий Гудырев освоил ремесло изготовления бубнов из кожи оленей — такие шаманы обычно используют в своих обрядах. Почему уникальный сувенир начали покупать музыканты, йоги и даже программисты и как правильно выбрать бубен, чтобы жизнь наладилась, мастер рассказал корреспонденту РИА Новости.

Шаман Коля

«Колю — шамана нашего — помните?» — Валерий улыбается и напоминает. Это тот самый потомственный белый шаман из большеземельской тундры, прославившийся своими способностями прорицателя и целителя. Про его целительные способности сведений мало, а вот о том, как Коля приехал в заксобрание Петербурга, камлал и вызывал духов, а заодно вызвал шумный скандал в прессе, помнят многие.

Знаменитого друга-шамана Валерий ласково называет «Колёк» и рассказывает о нем как об обычном человеке со своими слабостями, но с необычными способностями. Говорит, ездили к нему в тундру высокопоставленные чиновники из Москвы, обходились почтительно, о чем просили — Колёк не рассказывал.

19 апреля 2017, 09:00Культура

Жизнь — веселый карнавал: история шамана, которого любят звезды шоу-бизнеса

«В нем дар есть, это точно. Если человек ни во что не верит, с иронией к нему относится, Коля особо заморачиваться не будет. А вот если проникнется — выложится на все сто. Он видит человека насквозь, тонкий психолог», — уверяет Валерий.

Вот с Колька-то и началась в жизни водителя КАМАЗов Валерия Гудырева новая страница. Без бубна шаману Коле было не обойтись, вот только к главному своему инструменту он относился кое-как: то под дождем и снегом оставит, то на печку положит. Бубны выходили из строя, портились и приобретали вид, не вызывающий особого благоговения. Сначала Валерий взялся ремонтировать бубны для товарища, а потом решил попробовать сделать инструмент с нуля.

В чуме – сердце, в мастерской – душа

Своих гостей Валерий на снегоходе везет в чум, построенный километрах в пяти от города. Именно здесь начинается первая фаза производственного цикла. Мастер закупает оленьи шкуры – в прошлом году ему потребовалось 300 штук – и раскладывает на веревках между елками на просушку. Зимой шкуры хранятся сложенными в штабель над землей. А когда ото льда вскрывается озеро, он их замачивает, чтобы легче сошел ворс.

После того, как со шкуры соскребается шерсть, кожа становится тонкой и легкой, мастер складывает ее в пакет – сверток получается не больше мороженой курицы – и отправляет в морозилку в мастерской. На один большой бубен уходит целая оленья шкура – мастеру необходимо выбрать фрагмент кожи подходящей плотности, не изъеденный насекомыми, да еще бывает, что заказчики привередничают насчет цвета.

9 августа 2019, 08:00Специальный репортаж

«Детство прошло в стаде». Как коренные народы выживают на Крайнем Севере

«Некоторые, особенно женщины, любят белый цвет кожи. А ведь у оленя, как правило, на коже есть узор – он бывает похож на карту местности, иногда можно разглядеть целую картину. Сам каркас делается из фанеры: нарезаются полоски, вымачиваются в кипятке, тогда их можно скручивать, как хочешь», — рассказывает Валерий.

По внешней стороне каркаса прикрепляются резонаторы, которые придают бубну сходство с лучистым солнцем, и уже потом мокрая кожа натягивается и прошивается с внутренней стороны. Внутри инструмента закрепляется удобная ручка, Валерий обращает внимание – по форме она напоминает «витрувианского человека» Да Винчи. К каждому бубну в комплекте изготавливается «камка» (от слова «камлать») – так ее называет шаман Коля. Это небольшая палочка с нежным мехом пыжика на конце.

«На новогодние праздники пришел заказ – 200 бубнов, пришлось в мастерской провести все время. Но сколько бубнов не сделай – все разные. У всех разный звук, разная тональность», — поясняет Валерий.

Мастер-бубнодел из Нарьян-Мара Валерий Губерев

Код бубна

Он признается, что бубен – товар ходовой, правда, не каждый признается, что купил такой необычный инструмент — «боятся, что примут их за идиотов, мол, верят во всякую ахинею». А тем временем бубен – не просто красивый сувенир, оживляющий интерьер. У бубна есть магические свойства, уверен мастер.

«На звук бубна отзывается тело. Шаманы начинают медленно, слабо, тихо, потом звуки нарастают, этот ритм может вводить в транс. Это же не гвозди забивать. Бубен — это проводник в другие миры, куда направишь – туда и приведет. Шаманы им пользуются как проводником в мир духов, скажем так, это неосязаемо. С бубном много чего связано», — загадочно говорит Валерий.

26 июня 2018, 08:00Религия

«Дать бубен». Российские шаманы бросили вызов другим религиям

В его телефоне – видеоприветы людей, к которым попали его бубны. Молодая женщина благодарит мастера и признается, что чувствует — приобрела хорошего друга. О другом покупателе рассказывает сам Валерий: «Был мужик один, все у него в жизни плохо, хоть вешайся — жена ушла, с работой беда и еще куча проблем. Так он бубен заказал, «побубнил» — и все наладилось».

Среди покупателей бубнов есть те, кто занимается йогой и духовными практиками. Открытием для самого Валерия стало то, что бубен стал хорошим подспорьем для программистов: «Что-то там с двоичным кодом связано, точно не скажу, но ко мне компьютерщики приезжали, говорили: если дело не идет, задача какая-то не решается, надо «побубнить» — и мысль приходит».

Валерий говорит, даже ученые пытались выяснить влияние звука бубна на человека, про связь с духами пока до конца не выяснено, но вот что в момент звучания ритма у человека учащается дыхание, сердцебиение, обостряется чувствительность и восприятие, что позволяет видеть невидимое и ощущать неощущаемое — факт.

Бубны мастера-бубнодела из Нарьян-Мара Валерия Губерева

Камертон для души

«Каждый хозяин ищет свой бубен, когда молчат – они безликие. Чтобы понять, какой твой, нужно взять в руки и постучать», — учит Валерий выбирать бубен. Одна из заказчиц мастера, Людмила, пошла еще дальше – она попросила Валерия присутствовать при процессе изготовления своего бубна, выбирать кожу, наблюдать за тем, как рождается ее инструмент.

«Я поеду на курсы по трансовым дыхательным крийям. Бубен нужен, чтобы входить в правильное состояние, в транс», — авторитетно рассказывает Людмила. Она верит, что бубен, как камертон, может настроить человека на нужный лад, причем «бубнить» нужно вдали от людей и городского шума, на природе. «Когда стучишь, надо расслабиться и ни о чем не думать, все придет само», — поясняет девушка и торопится в лес — «знакомиться» с новым приобретением.

2 июня 2017, 11:05

«Сомнение — враг человека»: как живет шаман с острова ОльхонНа остров Ольхон приезжают не только для того, чтобы увидеть Байкал. Но еще и потому, что это место напрямую связано с шаманизмом. Для кого-то это экзотика, а для кого-то — единственный способ получить ответы на важные вопросы.

А Валерий вспоминает, как оказался на выставке в московском «Экспоцентре» со своими бубнами. «Там был ажиотаж, люди выбирали со знанием дела — кому-то нужен звук позвонче, кому-то — поглуше. Когда молчат — они безликие. Я поначалу стеснялся «бубнить», потом стал стучать – народ набежал. Перестал — ушли люди, тут соседи запросили — бубни через каждые пять минут, как постучишь — так продажи растут», — смеется Валерий.

Несколько лет назад во время международной встречи представителей государств-членов Арктического совета, прошедшей в Нарьян-Маре, один из бубнов Валерия отправился в путешествие по арктическим территориям. Его даже собирались отправить в космос, но что-то в космической сфере не заладилось, и бубен остался на земле – связывать людей с высшим миром, настраивать на гармоничный лад и заставлять сердце биться в правильном ритме.

Нефть обогащает ненцев, разрушает традиции

В преддверии 25-летия The Moscow Times мы будем каждую неделю переиздавать статью из нашего обширного архива, отобранную нынешними или бывшими сотрудниками.

Впервые эта статья была опубликована 11 апреля 2008 года и ни разу не редактировалась.

………………………………………………………. …………………………………………. …………………………

Когда самолет с работниками ЛУКОЙЛа разбился на крайнем севере этого арктического региона три года назад, убив 29из 52 человек на борту многие винили в этом погоду.

Когда год спустя, в марте 2006 года, вертолет, перевозивший родственников погибших на церемонию поминовения на месте крушения, также упал, убив еще одного человека, коренные жители подумали, что дело в другом. Земля, говорили они, проклята.

Один из самых молодых нефтедобывающих регионов России, Ненецкий автономный округ, где реализуются прибыльные проекты для ЛУКОЙЛа и Роснефти. Здесь также проживает 7 000 коренных ненцев, средствам к существованию и полукочевому образу жизни которых все больше угрожает растущая нефтяная промышленность региона.

«Они бросили вызов энергии земли», — сказал Коля, ненецкий шаман, который в свои 39 лет выглядит как минимум на 20 лет старше, говоря об авариях. Недавним вечером, сидя на корточках в своей палатке (называемой чум) в 5 километрах от Нарьян-Мара в заснеженной тундре, он говорил медленно, нечленораздельно произнося слова сквозь широкие щели отсутствующих зубов после того, как выпил слишком много пива.

«Земля начала опускаться, и все души начали подниматься», — сказал он.

НарьянМарНефтегаз, совместное предприятие ЛУКОЙЛа и ConocoPhillips 50 на 50, построило нефтяную платформу в северном порту Варандей на месте родного кладбища, говорят местные ненцы.

Поскольку добыча нефти распространяется в самые дальние уголки страны, местные жители и активисты предупреждают, что стране грозит не только экологическая катастрофа, но и серьезная угроза культурам коренных народов, веками населявшим эти арктические регионы.

«Работы очень много — дороги, трубопроводы — и работают сразу несколько нефтяных компаний. Это нарушает путь оленеводов, и это довольно болезненно», — сказал Николай Латышев, вице-президент местной организации «Ясавэй», борющейся за права коренных народов. «Земли и северных оленей пока достаточно, но что, если это изменится?»

Большинство ненцев, живущих здесь, посвящают себя традиционным занятиям, таким как оленеводство и рыболовство, которые едва обеспечивают прожиточный минимум, поскольку экономика района процветает благодаря заоблачным ценам на нефть.

«Жить бедно с такими богатыми соседями — это ненормально», — сказал 52-летний Михаил Канев, оленевод, живущий в одном чуме со своим братом, сыном и другом. Ненцы составляют около 17 процентов населения района.

Канев зарабатывает около 3000 рублей в месяц ($125), и даже здесь, почти в 40 км в тундре, расходы зашкаливают. Зимой большую часть тундры можно пересечь только на снегоходах, а бензин дорогой. Нужно купить теплую одежду и оплатить счета за мобильный телефон.

— Я два года так и не получил зарплату толком из-за долгов, — сказал Канев, садясь за стол в чуме, ломящийся от оленины, водки и чая. «Ты работаешь за деньги, но покупаешь вещи в магазине в кредит, и моя зарплата идет прямо на погашение этого долга».

При этом, согласно официальным опросам, Ненецкий автономный округ входит в число лучших регионов страны по уровню жизни. Средняя заработная плата здесь составляет 33 000 рублей (1400 долларов США) в месяц, а администрация района переполнена нефтяными доходами, которые обеспечивают более 90 процентов от своего бюджета.

Нарьян-Мар, столица региона, усеян современными зданиями и строительными площадками. Цены на продукты соперничают с московскими, поскольку транспортные расходы добавляются к официальному уровню инфляции в 12 процентов. Ни дороги, ни поезда из остальной части страны не доходят до района, и все нужно доставлять самолетом.

Видя, как живут их русские соседи, многим коренной ненецкой молодежи трудно придерживаться традиционных укладов, говорят местные жители. Хуже того, этому образу жизни угрожают те самые проекты, которые обогащают этот район.

«Земля начала опускаться, и все души начали подниматься», — сказал шаман Коля. Он считает, что аварии произошли из-за того, что земля проклята.
Мириам Элдер / MT

Подобно сотням оленеводов, Канев и его коллеги каждую зиму мигрируют на юг, все ближе к своей базе в Красных, поселению за пределами столицы, где находится их кооперативное поселение (которое они до сих пор называют, используя термин советской эпохи, колхоз). ).

Летом они возвращаются на север, пытаясь уклониться от трубопроводов, которые все больше пересекают район, так как в основном дочерние компании ЛУКОЙЛа стремятся разрабатывать месторождения, впервые открытые еще в советское время.

«За собой не убирают», — сказал Канев о нефтяных компаниях. «Металл из труб валяется повсюду».

Их маршрут проходит мимо обширного Южно-Хильчуюского нефтяного месторождения, крупнейшего проекта в Ненецком автономном округе, который «НарьянМарНефтеГаз» планирует запустить в этом году.

Ненец находится в богатом нефтью и газом Тимано-Печорском бассейне и обладает извлекаемыми запасами нефти и газа, которые оцениваются в 3,6 миллиарда тонн, из которых до сих пор выкачано всего 70 миллионов тонн, согласно данным, предоставленным областной администрацией.

Первая нефть начала поступать в 1988 году с Харьягинского месторождения, которое сейчас управляется соглашением о разделе продукции между ЛУКОЙЛом, французской Total и администрацией области.

Компании обещают построить участки трубопровода высоко над землей, чтобы северные олени могли проходить под ними, не нарушая своего обычного маршрута. Но фирмы часто не выполняют своих обещаний, говорят Канев и его коллеги.

«Тогда нам нужно просто обойти их», — сказал он.

«В ряде районов просто слишком много объектов и дорожек, которые уничтожают растительность, что приводит к ухудшению состояния территории», — сказал Винфрид Даллманн, старший научный сотрудник Норвежского центра международных исследований климата и окружающей среды.

Многие ненцы до сих пор живут в подобных чумах и выживают за счет традиционных занятий, таких как оленеводство. Мириам Элдер / MT

Около 90 процентов всей территории района считается пастбищем северных оленей. Но пастухи ограничены использованием 70 процентов этой площади, сказал Даллманн.

«Остальное либо взято у людей, либо они не могут его использовать, потому что олени не могут туда пройти — они не могут пересечь некоторые трубопроводы», — сказал он.

Андрей Заярный, который возглавляет переговоры «ЛУКОЙЛ-Коми» с коренными народами, сказал, что фирма работает с беспорядком советских времен, оставшимся с тех пор, как геологи совершили свои первые вторжения в район в 1960-х годах.

«Когда Советский Союз распался, большая часть их работы была брошена в тундру», — сказал он, добавив, что компания выделяет от 10 до 15 миллионов рублей (от 430 000 до 640 000 долларов США) в год на рекультивацию тундры.

«Мы соблюдаем все экологические стандарты, потому что мы частная компания и должны соответствовать высоким стандартам», — сказал Заярный.

Коренные ненцы, организованные через 19 кооперативных поселений, заключают долгосрочные договоры сроком на 45 лет, по которым арендуют землю у администрации. Это означает, что нефтяные компании должны получить их одобрение на строительство трубопроводов и платформ на их земле — это их единственный рычаг.

«Мы оказываем им социально-экономическую поддержку», — сказал во время интервью в областной администрации глава пресс-службы «НарьянМарНефтеГаз» Сергей Ружников. «Нам не нужно это делать, мы делаем это, потому что хотим».

«Они получают от нас то, что хотят, а мы получаем их согласие выполнять свою работу на их земле», — сказал он.

Однако Латышев из Ясавея сказал, что туземцев фактически вынудили согласиться. «Это сложно, потому что здесь почти нет собственности», — сказал он. «Когда нефтяная компания получает лицензию на месторождение, правительство должно предоставить ей землю — нефть должна быть добыта. В этом случае оленеводы в основном вынуждены соглашаться», — сказал он.

Даллманн согласился. «Они чувствуют, что более или менее бессильны перед постепенной потерей оленьих пастбищ и природных территорий», — сказал он. «Конечно, люди хотят говорить и вести диалог, но на самом деле ничего не происходит, и промышленное развитие идет своим чередом.

«Они не обязательно против разработки нефти в принципе, но то, как это делается — законы не очень соблюдаются, нет конструктивного диалога», — сказал он.

Ружников отказался назвать сумму поддержки, которую фирма оказывает местным оленеводам, заявив, что ненцы попросили не разглашать информацию, чтобы предотвратить «зависть».

Каменев, который живет в чуме со своим братом, сыном и другом, говорит, что жить в бедности с такими богатыми соседями ненормально. Мириам Элдер / MT

«Мы понимаем, что наша работа их беспокоит — строительство трубопровода, звук участившихся полетов вертолетов — поэтому мы финансируем годовую экономическую программу. Мы покупаем им продукты, строим квартиры, даем им лекарства и одежду — все, что им нужно для нормальной жизни», — сказал он.

Но жизнь в тундре далека от нормальной.

Алкоголизм и наркомания свирепствуют, в чем местные русские винят суровые условия жизни и характер туземцев. Однако активисты говорят, что это результат навязанной безнадежности их судьбы в жизни.

«Это синдром среди коренных жителей, которые лишены своего образа жизни и которым трудно адаптироваться к другому», — сказал Даллманн.

«У них, конечно, проблемы с самоидентификацией, и некоторые начинают пить. Это просто факт по всей Арктике, и это не их вина», — сказал он.

Вера Леткова, коренная ненецка в возрасте около 40 лет, которая сейчас живет в Нарьян-Маре, с трудом адаптировалась к тому, что она называет «городской жизнью», хотя столица представляет собой сонный городок с населением всего 18 000 человек.

Ее глаза загораются, и она улыбается серебряной улыбкой, когда говорит о Варандее, своей родине на севере. «У нас самое красивое побережье, самая красивая земля. Если я буду отсутствовать слишком долго, я просто заболею», — сказала она.

Ее поселок, известный как Старый Варандей, был закрыт в 1998 году, так как состояние побережья начало ухудшаться, и оно было классифицировано как экологически неустойчивое. Затем все население поселка было расселено по разным местам Ненецкого автономного округа, который примерно в два раза превышает площадь Португалии.

Это произошло в то же время, когда «НарьянМарНефтеГаз» начал строительство своего нефтяного терминала на Старом Варандее.

«Нас всех переселили, а меня переселили в Нарьян-Мар», — рассказала Леткова. «Люди не могли найти себя в этой городской жизни».

По ее словам, люди начали отступать, и сейчас в разваливающихся домах поселка живет около 20 человек.

«Когда люди вернулись, никто не занимался их проблемами. Пойдешь к ним, а у них на столе нет хлеба. Ни продуктов, ничего. Нет даже магазина. Они сидят без света», — сказала она.

Леткова часто ездит в портовый город и подхватила дело своих бывших соседей, получив в ноябре запоздалое признание областной администрации о существовании поселения.

«Долгое время администрация отказывала. Сказали: «Поселок убрали — людей нет, значит, проблем нет», — сказала она.

Сейчас Леткова находится в процессе регистрации поселения в качестве «самоуправляющейся территории», известной под русской аббревиатурой ТОС, и надеется, что это решит их проблемы.

«Я никогда не мог поверить, когда люди спрашивали: «Зачем ты вернулся сюда?» Мы пришли домой. У каждого есть родина», — сказала она.

Лобное место ненцев. Как полярные казаки воюют с язычниками и их идолами

Как полярные казаки воюют с язычниками и их идолами, а ревностный поп обратил в православную веру детей г. Ненецкий

Аватар атамана Акулова — герой мультфильма и лозунг «За Святую Русь морду сломай любому». Акулы адамантовые не где-нибудь в теплой Кубани, а в заполярном Нарьян-Маре. Возглавлял «Полярный казачий круг».
Показать полностью…

Акуловское казачество в Ненецком округе не единственное. По соседству, в районе Пустозерска, живут конкуренты «Пустозерской станицы», члены которой сначала называли себя «Пустозерским казачьим кружком», но после некоторого обсуждения уменьшили градус. А если и уступать, то только своим товарищам-казакам. Остальные пустозерские заклятые враги веры и Отечества.

В этом году в укромном уголке близ Пустозерска поставили как-то ставшие ненецкими идолы. Идолам они объявили священную войну под благожелательным взором местного епископа Иакова, который относится к язычеству как бескомпромиссный апостол.

Скульптурная группа, выступающая против казачества, называется «Хабида тен» — «Святая память». Установлен в память о предках всех ненецких родов, в разные годы казненных на этом самом месте. Ирина Ансарова, журналист, автор эскиза памятника и вице-президент ненецкого объединения «Ясавэй» рассказывает:

— Пустозерск, основанный на территориях старых ненецких поселений. Разумеется, ненцы не собирались их сдавать и несколько раз штурмовали город. Их ловили и казнили на Лиственничной бухте — там было много лиственниц. Всего было повешено около тысячи ненцев. Со временем лиственницы там вымерли, и мыс стал называться вазелином. Вот мы и в 1999 и поставить памятник. В то время никакой епархии здесь не было, но был священник, построивший Собор в центре Нарьян-Мара. Храм был построен из лиственницы, и он дал нам несколько бревен для изготовления памятника. Никаких религиозных разногласий не было. Была память и взаимоуважение.

По словам Ирины, взаимное уважение стало падать с образованием Нарьян-Марской епархии, во главе которой 5 лет назад был поставлен епископ Иаков, увлеченный идеей миссионерства.

— Язычество — наша вера — он не верил в религию пришел на нашу последнюю встречу, Генерал сказал, что здоровался только с православными. Говорит, что язычники — дикари, приносящие человеческие жертвы, — сетует Ирина.

С епископом в августе она познакомилась по экзотическому поводу: в райгосадминистрации пытались помириться после появления на одном из архангельских ресурсов публикации под названием «Баренц-секретариат против православия». Автор утверждал, что международные организации и журналисты под видом помощи коренным народам Арктики довольны «религиозной независимостью». Прочитав этот опус, хочется немедленно оказать квалифицированную помощь автору, но, как ни странно, отреагировали на это не медики, а силовики. В тексте пересказывается выступление Ирины на традиционной весенней встрече журналистов Баренцрегиона, где Ганзелова говорила о накале в НАО религиозного конфликта. По мнению автора пасквиля, цель этих заявлений — ни больше, ни меньше, как «вывод из-под российского суверенитета Северного морского пути».

Ирина, впрочем, Северный морской путь как то не тревожит. Больше беспокоило массовое крещение ненецких детей, которых епископ Иаков привел в приют. Дети Тундры проводят каждый учебный год, но раньше школа была отделена от церкви.

В этом году, насколько мне известно, крестили восьмерых детей 7-8 лет из общины «Ямб». Это стопроцентный язычник. Что может быть сознательным изменением веры в этом возрасте? Отец Иаков на вопрос об этом ответил: «Крестился, чтобы очистить душу». У нас, стало быть, души черные? Или он сам бога запутал?

Директор интерната Людмила Пансини, г. Новый задала вопрос о крещении, мне ответили. По ее словам, несколько лет назад прокатилась волна самоубийств. Церковь обратилась в надежде на помощь. Говорит помогло. По словам Людмилы, крещения проводятся только добровольно.

Разговор с епископом у Панзербоя тогда не удался: отец Джеймс сказал, что ответ будет, только когда к нему отнесутся с уважением: «Господи». И Ирэн, что он имеет право требовать от своей паствы, среди которой его нет.

Епископ Джейкоб — требовательный человек. Во время августовской годовщины полета на Северный полюс на ледоколе «50 лет Победы» он был самым запоминающимся человеком, посоветовав пассажиру Токио надпись на футболке заменить надписью «Вологда», североамериканской. Пейзажная каюта на видах Суздаля, а песни опального Макаревича звучали по корабельному радио, скорее Отечественная Лоза или Казачий хор.

Кроме того, «сумасшедший культист» успевает просить пересечь каждого нырять в прорубь на полюсе, в том числе и мусульман, а также идти штурмовать лазарет. Есть, правда, у отца не получилось: освятить лазарет врачи ему не разрешили, заявив, что обращаются за медицинской помощью не только православные.

Особая толерантность домашнего епископа не позволяет. На сайте епархии можно найти целую подборку текстов, иллюстрирующих неравную борьбу с «шаманом Колей» Вайгачем, который провел какие-то церемонии в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. В истории все прекрасно — даже то, что «чистый» парламент пригласил Николая депутата-коммуниста. Тогда депутат-единоросс Милонов созвал заседание контрольной группы, поставив в повестку дня вопрос о «подрыве авторитета Законодательного собрания в связи с проведением религиозного обряда». Коль вступился за «коммунистов России», назвав его «неофициальным вождем ненецкого пролетариата». Снова и снова.

С ненецкими казаками вести переговоры труднее, чем обычно. Тем более, что в результате конфликта казаков и коренного населения этот древний край когда-то был заселен казаками, вытесненными из родных мест ненцами. Битва была долгой и кровопролитной. Так или иначе, его эхо слышно и сейчас. Современные казаки в этом году намалевали на памятнике «Хабида тен» надпись: «Окаяны идолы, Святый Боже». По словам Ирины Хантербой, они обещали вернуться и срубить идолов. В ответ ненцы написали заявление в ФСБ, сравнив такие угрозы с уничтожением православных крестов: например, на площади Ленина в Нарьян-Маре (владыка продолжает называть ее Богоявленской) стоит такой крест. Если бы кто-то угрожал уничтожить его, вряд ли реакция борцов с экстремизмом заставила бы себя ждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *