Коммуна ста тридцати трёх
Сто лет назад, вскоре после завершения Гражданской войны, началось активное возрождение высшей школы. В разорённой, голодной стране перед новоиспечёнными студентами стояла задача не только получить образование, но и выжить.
14.12.2022 446
Сто лет назад, вскоре после завершения Гражданской войны, началось активное возрождение высшей школы. В разорённой, голодной стране перед новоиспечёнными студентами стояла задача не только получить образование, но и выжить. Одним из решений проблемы стала организация студенческих коммун.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО УЖИНОВ
В 1924 году в общежитии ЛЭТИ, располагавшемся в доме № 67 по ул. Красных Зорь (ныне – Каменноостровский пр.), появилась студенческая организация с шутливым названием «Акционерное общество ужинов». Участники сообщества решили облегчить себе существование путём кооперативной варки вечерней каши.
Вскоре череду совместных ужинов нарушило катастрофическое наводнение. Но дружная работа по ликвидации последствий разбушевавшейся стихии ещё больше сблизила «акционеров». Тогда-то у ребят и возникла мысль о создании коммуны. Как говорили тогда шутники: «Ужин зачал студенческую коммуну»!
Партийная ячейка сочла начинание перспективным, отвечающим тогдашнему тренду на построение нового общества и потому требующим поддержки. Легкомысленное название заменили на идеологически выдержанное «Студенческая бытовая коммуна» (далее СБК). Провели организационное собрание, на котором утвердили устав коммуны и выбрали её правление (совет).
Правление организовало коллективное питание коммунаров, приобретение одежды, стирку белья, позаботилось о книгах, учебниках и учебных пособиях. Были организованы коллективная и взаимная помощь в учёбе, а также отдых.
Дела в коммуне пошли неплохо, и, видя это, в неё потянулись другие лэтишники. И если первоначально в ней было 60 человек, то к 1928 году в коллективе состояло уже 133 студента.Опыт СБК быстро распространился по городу. Он заинтересовал и советских литераторов: коммуну посещали Николай Асеев, Семён Кирсанов, Иосиф Уткин и др. Марк Янковский по итогам своего знакомства с жизнью коммунаров даже написал книгу «Коммуна ста тридцати трёх», изданную в 1929 году массовым тиражом.
Успех СБК, в отличие от многочисленных быстро распадавшихся коммун того времени, сегодня видится в том, что поведением коммунаров двигала не столько идея, сколько совершенно прагматическая цель – выучиться и выжить. Коммунарам приходилось соглашаться с почти полным ограничением личной свободы, собственного «я» ради общего блага и общей цели, которые совпадали с их индивидуальными планами.
Играло роль и то, что социальный, имущественный и возрастной её состав был однороден. А также то, что практически все коммунары были коммунистами или комсомольцами, имевшими право получать стипендию и место в общежитии, что было доступно далеко не каждому.
Регламентация повседневности в СБК распространялась не только на распорядок дня, организацию быта и отдыха лэтишников. Эмпирическим путём был произведён расчёт часов на изучение каждой учебной дисциплины. Он показал, что среднее время, необходимое для учёбы и самообразования, составляет 60-65 часов в неделю. В результате был разработан «часоводитель» по различным дисциплинам, установивший примерный интервал между началом изучения предмета и получением зачёта по нему.
На кухне коммуны одного из ленинградских вузов. Фото 1920-х годов.
НЕЗАПЕРТЫЕ ДВЕРИ
Согласно определению, коммуна – это «коллектив людей, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда (в нашем случае – учёбы)». Общежитие как нельзя лучше подходило для этой цели. Тем не менее часть здания была перепланирована: одни комнаты стали только спальнями, другие предназначались для занятий, имелась и комната отдыха. За каждым помещением были закреплены дежурные. На них возлагались обязанности по содержанию этих помещений в чистоте и порядке.
Конечно, не все и не всегда исполняли эти обязанности должным образом. Но это никогда не сходило с рук – приходилось отвечать по всей строгости закона коммуны. Фамилии «халатников», т.е. дежурных, халатно относившихся к своим обязанностям, вывешивали на всеобщее обозрение на специальном стенде, их «пропесочивали» в стенгазете «Бытовая разведка», на заседании правления. Если не помогало – могли с позором исключить из членов СБК.
Поскольку в коммуне – все свои, в любую комнату (за исключением, пожалуй, комнат девушек и женатых коммунаров) можно было входить без стука. Запирание дверей на ключ было недопустимым явлением. Незапертые двери порой приводили к неприятностям. Однажды кто-то, так и оставшийся неизвестным, зашёл в помещение редакции стенгазеты, внёс исправления в готовящийся номер, прихватил несколько книг и устроил беспорядок в комнате. Раздосадованные хозяева заперли помещение на ключ и оповестили об этом правление СБК.
Правление нашло действия ребят неправильными, поскольку «если каждый коммунар будет отгораживаться в своём углу, замыкаться в рамках микрогруппы на том лишь основании, что кто-то недостаточно воспитан коммуной, то коммуна будет не вправе считать свой быт поистине коммунальным». Пострадавшим предлагалось смириться и терпеть материальные и моральные неудобства общежития во имя торжества самой идеи общежития.
В СБК имелся торговый ларёк, но без кассиров и продавцов. Это был обычный шкаф, на полках которого лежали карандаши, тетради, зубные щётки, расчёски, мыло, спички, иголки, нитки и прочая повседневная мелочь. Каждый коммунар мог купить здесь всё, что ему понадобится. Но он ничего не платил и не предъявлял купленный товар заведующему или кому-то ещё. Ставка была сделана на честность и порядочность коммунаров, которые сами записывали в специальной книге учёта, когда, сколько и какого товара взято и на какую сумму. Конечно, первое время не все были честны на 100%. Но очень скоро никаких нестыковок в этой лавке самообслуживания уже не случалось.
В комнате коммуны одного из ленинградских вузов. Фото 1930-х годов.
«ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕВИЗНЫ»
Не обошлось новое сообщество без этой, весьма распространённой в первые послереволюционные годы, «болезни». «Раз коммуна, то не должно быть никакой личной собственности, – заявляли «леваки». – Надо обобществить всё, ввести коллективное пользование бельём, одеждой, обувью и т.д.». Но такие предложения всё же не прошли.
Тем не менее при вступлении лэтишника в СБК обычно проводилась полная «национализация» его имущества. После чего им мог пользоваться каждый. И если кто-то носил только своё пальто или шапку, то некоторые коммунары называли такое поведение «отрыжкой капиталистического строя» или «предрассудками мелкобуржуазной идеологии». Были «национализированы» все книги коммунаров, из которых составилась библиотека самообслуживания.
«Борьба с личным» в СБК иногда приобретала причудливые формы, впрочем, мало кого удивлявшие в то голодное время.
К примеру, продукты, присылаемые коммунарам из дома, обобществлялись. Была даже создана «Таможенная комиссия». Каждому студенту, направляющемуся домой на каникулы, давалось поручение привезти продукты, которыми богат данный регион. Коммунару из Астраханской губернии поручалось привезти рыбу, из Полтавской или Черниговской – сало, из Ташкента – яблоки, дыни…К моменту возвращения студентов «таможенники» устанавливали на входе свой пост, миновать который без «досмотра багажа и национализации большей части продуктов» не было никакой возможности.
Некоторые не в меру «левые» коммунары выступали даже против личной дружбы, так как каждый коммунар друг другу – товарищ и брат. Приветствовалась только любовь каждого к коллективу в целом. Но реальная жизнь не умела подстраиваться под утопические догмы. В коммуне, как и везде, появлялись закадычные друзья, и, конечно, коммунары влюблялись не в коллектив вообще, а в конкретную девушку, юношу. Появлялись семьи, рождались дети.
При выборе имени новорождённому общее снова брало верх над частным. Специальная «октябринная» комиссия объявляла конкурс на лучшее имя ребёнку, и по его итогам выбирала наиболее подходящее. Родители, конечно, участвовали в этом процессе, но на правах рядовых членов коммуны. Окончательное решение принимало общее собрание коммунаров, в президиум которого обязательно входили родители и сам малыш. Предпочтение отдавалось модным тогда новым именам, в которых было зашифровано что-нибудь революционное. Например, Вилен, Рэд, Марсиан, Феликс, Донара, Эра и т.п.
ДАЁШЬ ДОМ-КОММУНУ!
Поначалу СБК объединяла лишь часть лэтишников, проживающих в общежитии. Со временем коммуна стала быстро расти. «Наблюдающийся изо дня в день рост коммуны отличается от роста прежних лет тем, что он проходит не только вокруг коллективного питания. А главным образом вокруг ударных темпов работы и повышения качества учёбы. Кроме того, прилив в коммуну семейных означает, что рост также идёт и вокруг освобождения от кухни и воспитания детей не в ущерб учёбе студента-семейника», – объяснял ситуацию «Красный электрик».
Как это часто бывает: «В связи с новым приливом в коммуну естественно разрослись и нездоровые явления. Как то, склонность к захватничеству, индивидуализм и замкнутость, нарушение правил внутреннего распорядка, бузотёрство и т.п. Эти болезни целиком отнести за счёт нового приёма, конечно, нельзя, но что новый приём их усилил – это факт».
Конечно, с этими «нездоровыми явлениями» в СБК боролись, но её рост при совместном существовании в одном здании коммуны и обычного общежития требовал какого-то организационного решения. Оно было найдено в форме создания дома-коммуны. Вот как это обосновывалось на страницах газеты: «Абсолютное большинство общежитейцев – за расширение коммуны на всё общежитие…
Сейчас мы вплотную подошли к организации дома-коммуны… Вот, что сделано: общежитие передаётся со всем хозяйством коммуне. Столовая №11 отведена под закрытый распределитель коммуны. Вопрос об организации очага (ясли-сад. – Прим. ред.) в стадии переговоров с соответствующими организациями.
Сделано частичное переселение общежитейцев в общежитие рабфака, а окончательное будет проведено в ближайшее время… Мечта организовать дом-коммуну нашла практическое разрешение. Первые шаги сделаны. Создадим к 1 мая дом-коммуну на основе коллективного быта и академучёбы!».
И он появился. Под него был отведён дом №34 по Набережной реки Карповки. Тот, где сейчас наше общежитие №6.
ДРУЗЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Сдружившись в коммуне, её участники и в последующие десятилетия не прерывали связь друг с другом. Дружили семьями, переписывались, интересовались, как складывается судьба бывших коммунаров. Активисты в юбилейные для сообщества даты при поддержке администрации вуза организовывали встречи бывших коммунаров. И они, такие же энергичные, как в молодости, отложив все дела, спешили на эти собрания со всех концов страны. Как старые добрые друзья, почти родственники, искренне радовались, вновь увидев, увы, постаревших товарищей. Делились воспоминаниями и обменивались новостями. Вновь заходили в лекционные и групповые лаборатории родного вуза и непременно в здания, где когда-то была их коммуна.
Многие бывшие коммунары стали главными инженерами, руководителями предприятий, научных или общественных организаций. Были коммунары и среди профессоров ЛЭТИ – это Я.В. Новосельцев, Н.П. Ермолин, Б.И. Норневский, Э.В. Зелях, С.И. Панфилов и другие.
Кто-то достиг многого, служа Отечеству в армии или Военно-морском флоте, как например, Али Ахметович Янбулат. Он стоял у истоков коммуны, входил в редколлегию нашей газеты, на страницах которой часто появлялись его статьи и даже стихи. После окончания ЛЭТИ в 1930-х годах Али Ахметович работал преподавателем, затем – начальником ОНИР. С первых дней войны он – в действующей армии. Закончил службу уже в послевоенное время в звании капитана 1-го ранга. Али Ахметович был активным организатором и участником юбилейных встреч бывших коммунаров в 1964 и 1974 годах.
Как и другие, он сохранил очень тёплые воспоминания о романтической юности в ЛЭТИ, определившей дальнейшую судьбу коммунаров: «Помимо повышения успеваемости и улучшения бытовых условий студентов, коммуна ЛЭТИ являлась школой воспитания, – делился воспоминаниями Али Ахметович на страницах «Электрика». – Здесь прививались чувство ответственности за порученное дело, коллективизм, взаимопомощь, бескорыстие и другие ценные моральные качества. Ошибки и проступки коммунаров безотлагательно обсуждались в правлении коммуны и общим собранием. Чувство дружеского локтя, требовательность, самодисциплина проявляли себя повсеместно. Коммуна была самой успевающей, самой активной частью студенчества ЛЭТИ».
СБК просуществовала до начала 1930-х годов и распалась в связи с исчезновением причин и условий, её породивших.
Сегодня коммунаров уже нет среди нас, а книги «Коммуна ста тридцати трёх» в библиотеке ЛЭТИ не оказалось. Автору этой статьи пришлось собирать разрозненные сведения о коммуне в самых различных источниках, в которых факты, порой, противоречили друг другу. Насколько картина получилось цельной и объективной – судить вам.
Александр САЖИН
72 дня, которые потрясли мир
Провозглашенная сто пятьдесят лет назад, 18 марта 1871 года, Парижская коммуна просуществовала чуть больше двух месяцев, но прочно вошла не только в историю Франции, но и в отечественный коммунистический миф
При поверхностном взгляде на Парижскую коммуну 1871 года может сложиться мнение, что в истории Франции она стоит особняком и появилась почти случайно. Но если присмотреться к ее истории внимательно, то окажется, что на самом деле она вполне укладывалась в закономерности и тенденции развития страны.
Взрыв возмущения
Коммуна возникла по завершении Франко-прусской войны, которую развязало правительство Наполеона III и в которой Франция потерпела сокрушительное поражение. Империя, а вместе с ней и монархия рухнули. И хотя военные действия прекратились, осада Парижа немецкими войсками окончательно снята еще не была.
В этих условиях состоялись выборы в Национальное собрание Франции, по результатам которых было сформировано коалиционное правительство в составе монархистов и их традиционных соперников –республиканцев. Его возглавил Адольф Тьер, известный историк и авторитетный политик консервативного толка. Это правительство оскорбило парижан тем, что отказалось перебраться из провинциального Бордо в Париж, предпочтя ему аристократический Версаль (отсюда выражения «версальцы», «версальское правительство»). Возмущение вызвал также прелиминарный (предварительный) мирный договор, подписанный правительством с Германской империей 26 февраля 1871 года на очень тяжелых для Франции условиях: потеря Эльзаса и Лотарингии, гигантская контрибуция в 5 млрд франков по фиксированному курсу (окончательный договор будет подписан 10 мая 1871 года во Франкфурте-на-Майне).
Чашу терпения парижан переполнила попытка разоружить столичную национальную гвардию (фактически – народное ополчение), предпринятая правительством с явным нарушением своих полномочий, поскольку по закону вооружение и обмундирование национальные гвардейцы приобретали за свой счет. Это и привело к восстанию 18 марта, которое возглавил центральный комитет национальной гвардии. Взяв власть в Париже, ЦК объявил выборы в Совет Коммуны, состоявшиеся 26 марта. С этих событий и началась недолгая история Парижской коммуны…
«Коммунальная революция»
Что такое коммуна? С давних пор и по настоящее время во Франции коммунами называют городские сообщества, которые пользуются правом самоуправления. Иначе говоря, ими управляют не назначенные чиновники, а сами их члены, избранные своими согражданами. Сейчас десятки тысяч городских и сельских поселений Франции являются такими самоуправляющимися коммунами. Но так было не всегда. Первоначально, около тысячи лет назад, города и села большей частью находились во владении церковных и светских феодалов. Горожане вынуждены были жить и работать по правилам, установленным сеньором, – не всегда справедливым, а часто и обременительным (например, несение разнообразных повинностей). Поэтому со временем они поднялись на борьбу за расширение «городских вольностей», включая и право самоуправления.
Провозглашение Парижской коммуны на площади перед ратушей Отель-де-Виль. 26 марта 1871 года
Еще в Средние века начался процесс освобождения городов от сеньориальной зависимости. В литературе он получил название «коммунальной революции» – революции скорее не в прямом, а в переносном смысле слова, то есть переворота или глубокой перемены в административном устройстве, методах государственного управления, а также в общественно-политических отношениях. В большинстве случаев этот переворот носил мирный характер: горожане откупались от сеньоров, не прибегая к «революционному» насилию, но если не оставалось выбора, то они брались за оружие.
Однако в отношении Парижа этот процесс оставался незавершенным до конца XIX века. Сначала короли из сменяющих друг друга династий, затем императоры из рода Бонапартов препятствовали наделению столицы Франции правом самоуправления. Причина простая – недоверие властей к парижанам, не раз в истории устраивавшим восстания и революции. Собственно, одной из причин возникновения Коммуны в 1871 году и было стремление горожан реализовать свое, как они считали, законное право на самоуправление.
Великий гнев папаши Дюшена на Наполеона III и Адольфа Тьера. Карикатура в газете Le Père Duchêsne
Условия жизни
Разумеется, было бы упрощением и натяжкой рассматривать восстание 18 марта как простое продолжение процесса, начавшегося в далеком прошлом. С тех пор как Великая французская революция учредила гражданское равенство, лозунги сословных или городских «вольностей» утратили смысл. Неизмеримо большее значение в жизни французов приобрели вопросы о правах и свободах гражданина, о расширении избирательного права и самый сложный – о форме правления: цензовая монархия, демократическая республика или плебисцитарная империя. Вместе с тем на волне промышленной революции, которая развернулась в XIX веке, остро встал и так называемый социальный вопрос. На протяжении жизни всего лишь одного поколения миллионы крестьян, ремесленников и торговцев лишились привычных источников дохода. Причем не по причине морового поветрия или разрушительной войны, как в прежние времена, а благодаря прогрессу техники и развитию машинного производства, которые обеспечили небывалый прирост общественного богатства.
Баррикада на углу бульваров Ришар-Ленуар и Вольтера в дни Парижской коммуны 1871 года
Отныне протест против нестерпимых условий жизни низов общества примешивался к любому массовому движению, какой бы характер оно ни носило и какие бы цели ни ставило. Впервые это произошло в 1830-е (восстания лионских ткачей), повторилось во время революции 1848 года (Июньское восстание в Париже), наконец, ярко проявилось во время восстания 18 марта. Историки сходятся во мнении, что главной движущей силой и социальной опорой Коммуны были малоимущие горожане, которые и раньше-то с трудом сводили концы с концами, а в условиях войны и осады Парижа немецкими войсками оказались в еще более тяжелом положении.
Такому «электорату» соответствовал и состав Совета Коммуны, куда были избраны 86 человек. Лишь некоторые из них пользовались известностью благодаря прошлым заслугам, например ветераны революционного движения Шарль Делеклюз и Феликс Пиа, художник Гюстав Курбе, литератор Жюль Валлес. Имена большинства других ничего не говорили стороннему наблюдателю. Историкам пришлось потрудиться, чтобы установить хоть какие-нибудь подробности их жизненного пути. Во всяком случае среди них не было ни промышленников, ни банкиров, ни биржевых спекулянтов, и принадлежали они в основном к трем социопрофессиональным группам: служащим, лицам свободных профессий (литераторы, медики, юристы) и работникам физического труда (ремесленники, торговцы).
«Гражданская война во Франции»
Коммуна возникла, когда Франция, казалось, стояла на краю гибели. С одной стороны, пала Вторая империя, на смену которой пришла странная «республика без республиканцев»: большинство Национального собрания составляли монархисты. С другой стороны, обычные бедствия войны усугублял тяжкий мир, болью отозвавшийся в сердце патриотов. Все общественные противоречия сплелись в тугой узел – и это обусловило противоречивый характер самой Коммуны. В ней можно усмотреть как протест против капитулянтской политики версальского правительства, так и попытку сорвать планы монархической реставрации, которые, по мнению современников, вынашивал Тьер. Вместе с тем коммунары мечтали распространить опыт демократического самоуправления Парижа на всю страну и, даже более того, основать «социальную республику», которая раз и навсегда покончила бы с нищетой. Известно, что в Совет Коммуны прошло несколько десятков социалистов – сторонников учений Жозефа Прудона и Огюста Бланки. Многие из них были членами Международного товарищества рабочих, более известного как Первый интернационал.
За что же положили свои жизни тысячи бойцов национальной гвардии, сражавшихся на стороне Коммуны против версальских войск? За родину, за республику или за социальную справедливость? Скорее всего, за все эти идеалы и ценности, вместе взятые, не говоря уже о личных мотивах, которые в любой войне, особенно гражданской, также играют большую роль.
Робкое социальное законодательство Коммуны сложно, если вообще возможно, определить в качестве «социалистических преобразований», как это часто трактовали в своих трудах историки-марксисты. По существу, это были меры срочной материальной помощи обнищавшим горожанам: списание задолженности по квартирной плате, безвозмездный возврат заложенных в ломбард вещей на сумму не более 20 франков, введение рассрочки на три года по коммерческим кредитам.
Тем не менее Карл Маркс, внимательно следивший из Лондона за событиями в Париже, усмотрел в них некую социалистическую тенденцию. По его мнению, развиться ей не позволили в основном внешние обстоятельства, прежде всего действия версальского правительства, развязавшего гражданскую войну и утопившего Коммуну в крови. Свое мнение Маркс обосновал в брошюре «Гражданская война во Франции», написанной по горячим следам произошедшего. Он же первым охарактеризовал Коммуну как попытку рабочих свергнуть господство буржуазии.
Революционное нетерпение
Весьма вероятно, что Маркс выдавал желаемое за действительное: коммунары, хотя среди них и встречались члены Интернационала, были слабо знакомы с его теорией революции, во всяком случае не проронили о ней ни полслова. Маркс и раньше грешил чрезмерным оптимизмом в оценке перспектив пролетарской революции. Например, «весну народов» (почти синхронное развертывание демократических революций в ряде стран Европы) в 1848 году он воспринял как начало крушения буржуазного строя, окончательно, как он тогда считал, себя изжившего… Тем не менее Владимир Ленин к суждениям Маркса о Коммуне относился с полным доверием, о чем свидетельствует его знаменитая работа «Государство и революция», опубликованная незадолго до Октябрьского восстания 1917 года. С его легкой руки Парижская коммуна, наряду с Английской, Французской и Октябрьской революциями, стала восприниматься сторонниками революционного марксизма как один из поворотных рубежей всемирной истории.
Барельеф «Стена коммунаров» в сквере возле кладбища Пер-Лашез. Скульптор А. Бартоломе. 1899 год
Вместе с тем Ленин относился к Коммуне весьма критически. Ошибкой он считал оборонительную тактику, которую выбрали коммунары после победы восстания 18 марта: вместо того чтобы немедленно двинуть национальную гвардию на Версаль и разорить это гнездо контрреволюции, они занялись выборами, уступив инициативу противнику. Недоумевал Ленин и по поводу миндальничанья коммунаров с классовыми врагами: им бы не выпрашивать смешные кредиты у руководства Центрального банка Франции, а захватить силой вместе со всеми его авуарами. Ясно, что в России большевики ни одной из этих ошибок не допустили.
По моему мнению, Ленин и большевики ценили Парижскую коммуну не только и не столько за опыт и полезные уроки. Главное ее достоинство заключалось в том, что на нее можно было сослаться как на предшественницу Октябрьской революции. Коммуна, таким образом, служила источником легитимности Советского государства, возникшего так же, как и она, в результате восстания и гражданской войны.
Средство пропаганды
Далеко не случайно советская власть стремилась увековечить память о Парижской коммуне в названиях промышленных и сельскохозяйственных предприятий, улиц и площадей населенных пунктов. Например, один из городов Луганской области до 1964 года так и назывался – Парижская Коммуна, а в Нижегородской области до сих пор существует поселок Память Парижской Коммуны. В Москве с 1922 года обувная фабрика носит название «Парижская коммуна».
Понятия «коммуна», «коммунар» широко использовались в Советском государстве и без специальной привязки к событиям в Париже. На местах выходили газеты «Северная коммуна», «Воронежская коммуна», «Трудовая коммуна» и т. п. Читатели журнала наверняка слышали о первой попытке установить советскую власть в Закавказье и ее трагическом финале – так называемой Бакинской коммуне. А те, кто постарше, помнят, что в Советском Союзе 18 марта ежегодно отмечали как День памяти Парижской коммуны. И как тут не вспомнить слова созданной в 1922-м известной советской песни: «Наш паровоз, вперед лети! В коммуне остановка…»
Все это позволяет предположить, что в первые годы советской власти частые отсылки к Парижской коммуне в названиях «заводов, газет, пароходов» служили одним из средств пропаганды идеи коммунизма среди малограмотного населения. Однако слова «коммуна» и «коммунизм» хоть и созвучны, но имеют разное происхождение и смысл. Одно означает сообщество, управляемое самими его членами, а другое – бесклассовое общество. Но с точки зрения пропаганды – это всё философские тонкости, которые для ясности можно опустить. Тем более что и коммунизм мыслился «основоположниками» не иначе как общество без государства – к чему безотчетно тянулись и сами парижские коммунары.
Фото: LEGION-MEDIA
Александр Ревякин, профессор, доктор исторических наук
Наверх
Вернуться назад
Следующая
Причины, кровавая неделя и наследие
Корни Парижской коммуны
Во время франко-прусской войны 1870 года принц Отто фон Бисмарк стремился объединить все немецкие государства под контролем своего родного государства, Пруссии. Но Вторая французская империя, которой правил Наполеон III (племянник Наполеона Бонапарта), объявила войну Пруссии, чтобы противостоять их амбициям.
В последующие месяцы войны французская армия постоянно терпела поражение от более крупных и лучше подготовленных немецких войск. В битве при Седане в сентябре 1870 года Наполеон III был захвачен немецкими войсками, а его жена, императрица Евгения, бежала из Парижа. Вскоре Париж оказался в длительной осаде, продолжавшейся до зимних месяцев, и французский военный министр был вынужден бежать из окруженного города на воздушном шаре.
После того, как французы признали поражение и Вторая империя Наполеона рухнула, окончательное перемирие 1871 года между Германией и Францией принесло Германии миллиарды франков, а также бывшие французские территории Эльзас и Лотарингию, что стало унизительным поражением для Франции.
Негодование по поводу карательных условий перемирия взбудоражило Францию, нигде больше, чем в Париже, голодающие граждане которого так страдали во время зимней немецкой осады, что животные в парижском зоопарке были съедены, а некоторые парижане вынуждены были есть кошек, собак и крысы, чтобы выжить.
Третья республика
После краха Второй империи Франции оставшиеся правительственные чиновники учредили Третью республику, сформировали новое законодательное Национальное собрание и избрали Адольфа Тьера, 74 лет, лидером. Поскольку правительство было более консервативным, чем граждане Парижа могли бы допустить, и поскольку Париж все еще переживал последствия прусской осады, бывший королевский дворец в Версале — примерно в 12 милях к западу от Парижа — был выбран в качестве штаб-квартиры правительства.
Ни одно из этих нововведений не понравилось парижанам: Третья республика имела многие черты бывшей монархии и поддерживалась католической церковью, военачальниками и более консервативным французским сельским населением. Многие парижане опасались, что базирующееся в Версале правительство, развязавшее катастрофическую войну с Пруссией, станет республикой только на словах и вскоре восстановит монархию.
Пока Париж — в то время город с населением около 2 миллионов человек — находился в осаде, город защищала не французская армия, а местная Национальная гвардия, которую часто называют 9-й0019 f é d é r é , которая насчитывала почти 400 000 членов. Когда Тьер отменил f é d é r é , лишив многие семьи их основного источника дохода, это вызвало яростное восстание, которое распространилось по всей ныне радикально настроенной стране. Национальная гвардия и по всему Парижу .
Пушки Монмартра
К концу франко-прусской войны в Париже были разбросаны сотни бронзовых пушек. Национальная гвардия, решительно противостоявшая Третьей республике и ее военачальникам, обосновавшимся в Версале, перебросила многие пушки в рабочие кварталы Монмартр, Бельвиль и Бют-Шомон, вне досягаемости правительственных войск из Версаля (т. Версаль ).
Утром 18 марта 1871 года войска Versaillais прибыли на Монмартр, чтобы захватить пушки, но им противостояли национальные гвардейцы и разгневанные граждане, намеревавшиеся сохранить пушки. По мере того как день продолжался, а напряженность нарастала, многие солдаты Versaillais перешли на другую сторону и отказались стрелять по толпам горожан и гвардейцев вопреки приказу своего лидера генерала Клода Леконта.
К обеду Леконт и еще Versaillais генерал Жак Клеман-Тома был схвачен Versaillais дезертирами и Национальной гвардией — оба генерала вскоре были избиты и застрелены. В ответ Тьер приказал всем оставшимся правительственным чиновникам и верным армейским войскам немедленно перебраться в Версаль, где должна была быть запланирована контратака.
Создана Парижская Коммуна
Sepia Times/Universal Images Group через Getty ImagesБаррикады были установлены на улицах Парижа во времена Коммуны.
Теперь, когда правительство Третьей республики покинуло город, Национальная гвардия и сочувствующие граждане Парижа, не теряя времени, создали местное правительство и подготовились к ожидаемому сражению с войсками из Версаля. В течение нескольких дней город был милитаризован, дороги были перекрыты грубыми баррикадами из булыжника и другого мусора.
Руководители города также провели выборы для создания нового правительства Парижа, названного в честь Парижской коммуны, которая управляла Парижем в течение шести лет во время Французской революции. Хотя новоизбранная Парижская Коммуна начала работать 28 марта в Hôtel de Ville, коммунары были пронизаны внутренними разногласиями, и громкие разногласия были обычным явлением.
Тем не менее, Парижской Коммуне 1871 года удалось установить многие основные права, которые сейчас считаются обычным явлением в современных демократиях, такие как законы о детском труде, права рабочих, отделение церкви от государства, отказ от религиозного обучения в государственных школах и пенсионное обеспечение. семьи национальных гвардейцев, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Но вожди Парижской коммуны были не совсем благожелательны — их методы обращения с политическими оппонентами могли быть варварскими. Многие соперники или противники коммунаров, особенно в католической церкви, были заключены в тюрьмы под самыми надуманными предлогами и убиты без суда.
Права женщин
Женщины принимали активное участие в Парижской коммуне, включая борьбу против Версаля и уход за ранеными солдатами. Сообщается, что некоторые женщины действовали как p étroleuses , поджигатели, которым платили за то, что они бросали легковоспламеняющийся бензин в дома оппозиции и другие здания.
Парижской Коммуне также был предложен ряд феминистских инициатив, включая равную заработную плату для женщин, легализацию секс-работников, право на развод и профессиональное образование для женщин. Однако эти предложения имели ограниченный успех, поскольку женщинам было отказано в праве голоса, а женщин на руководящих должностях в Парижской коммуне не было.
Вандомская колонна
Многие участники Парижской коммуны имели явно деструктивный характер, и все, что отдавало монархическим правлением, считалось мишенью. Важнейшей из них была Вандомская колонна, высокий памятник, воздвигнутый в честь Наполеона Бонапарта.
Названная «памятником варварства», движение по разрушению башни было начато художником Гюставом Курбе, избранным членом управляющего совета Парижской коммуны. К 16 мая колонна превратилась в руины перед восторженной толпой. Другой целью была парижская резиденция Адольфа Тьера, лидера Третьей республики. Его дом был разграблен и разрушен разъяренной толпой.
Париж под атакой
В апреле 1871 года, опасаясь готовящегося нападения, руководители Парижской коммуны решили начать наступление на Версаль . После пары неудачных попыток их атаки на дворец в Версале были отменены.
Ободренные таким образом, войска Versaillais под предводительством маршала Патриса Мориса де МакМагона предприняли атаку на город Париж, сначала войдя через неохраняемую городскую стену в Пойнт-дю-Жур. К 22 мая более 50 000 солдат двинулись в город до Елисейских полей, и Парижская Коммуна призвала к оружию.
Но город в целом оказался не готов к массированному вторжению: многие уличные баррикады не охранялись, и даже на укрепленной вершине Монмартра не было боеприпасов. Лидеры коммунаров, опасавшиеся теперь любого врага, учредили Комитет общественной безопасности, созданный по образцу печально известного комитета, совершившего самые варварские жестокости во время террора Французской революции в 1793–1794 годах.
Кровавая неделя
К 23 мая, третьему дню того, что стало известно как Semaine Sanglante или «Кровавая неделя», Третья республика Versaillais войска захватили большую часть Парижа, и резня коммунаров началась всерьез.
В то время как по Парижу прокатились хаос и террор, расстрелы и убийства коммунаров, правительственных солдат, католического духовенства и простых граждан происходили днем и ночью, часто без какой-либо реальной причины, а улицы Парижа были усеяны трупами. В одном ужасающем примере более 300 подозреваемых коммунаров были убиты в церкви Сен-Мари-Мадлен к 9 г.0019 Версаль войск.
В ответ Национальная гвардия разграбила и сожгла правительственные здания по всему городу. Дворец Тюильри, роскошная резиденция французских монархов со времен Генриха IV в 1594 году, Дворец Орсе, библиотека Ришелье в Лувре и десятки других знаковых зданий были сожжены дотла национальными гвардейцами.
Paris Burns
Действительно, горящие дома были обычным явлением во время Кровавой недели, когда небо над Парижем было черным от дыма. Один автор дневника написал 24 мая: «Ночь была ужасной, с ответной яростью. Снаряды, шрапнель, канонада, мушкеты — все продолжало греметь в страшном концерте. Само небо красное, вспышки бойни подожгли его».
Отель де Виль, резиденция правительства Парижской коммуны, был сожжен коммунарами, когда они в конце концов осознали, что их дело было безнадежным. Дворец правосудия также превратился в тлеющие руины. Оба пожара уничтожили многовековые публичные записи и другие незаменимые исторические документы.
Члены католического духовенства часто подвергались нападениям во время Кровавой недели. Даже архиепископ Парижский Жорж Дарбой был казнен 24 мая Комитетом общественной безопасности коммунаров вместе с тремя священниками и несколькими другими людьми.
Кладбище Пер-Лашез
В одном из самых драматичных финальных эпизодов «Кровавой недели» кладбище Пер-Лашез было занято сотнями коммунаров. Но после того, как 27 мая Версальские войска взорвали из пушки ворота кладбища, они штурмовали кладбище и вели решительный бой с коммунарами среди надгробий.
С наступлением вечера революционеры, наконец, не выдержали, были выстроены у стены кладбища и расстреляны.
После поспешного судебного разбирательства пленники из близлежащей Мазасской тюрьмы также были доставлены на кладбище Пере Лахайз, выстроившиеся на ту же стену кладбища, которая сейчас печально известна, как Mur des Fé D E R E E R E E R E E R E E R D E R D E R D s или Стена коммунаров — и выстрел. По окончании Кровавой недели в общей сложности было казнено и похоронено в братской могиле у подножия стены около 150 человек.
Последствия Парижской коммуны
Большие районы Парижа превратились в руины после безумия и опустошения Кровавой недели, которая наконец закончилась 28 мая, когда правительственные войска взяли город под свой контроль. Более 43 000 парижан были арестованы и отправлены в лагеря; около половины вскоре были освобождены.
Некоторым лидерам Парижской коммуны удалось бежать из Франции и жить за границей; другие были сосланы на французскую территорию Новой Каледонии в южной части Тихого океана, а горстка была казнена за участие в восстании. В конце концов, многие участники Парижской коммуны были амнистированы.
На протяжении поколений исследователи пытались оценить количество людей, убитых в Парижской коммуне, а также ее роль в политической истории. По меньшей мере 10 000 человек были убиты — большинство из них во время Кровавой недели — и, по разным оценкам, могло произойти до 20 000 смертей.
Наследие
Историки, политики и граждане Франции продолжают спорить о значении и разрушительном насилии Парижской коммуны. На Владимира Ленина произвели благоприятное впечатление революционные страсти коммунаров; другие лидеры, в том числе Мао Цзэдун из Китая, также были вдохновлены Парижской Коммуной.
Событие продолжает вызывать споры: в мае 2021 года — в 150-ю годовщину падения Парижской коммуны — «Марш мучеников» в честь католического духовенства, убитого во время Кровавой недели, подвергся нападению разъяренной толпы антифашистов. Один участник марша был госпитализирован с травмами, и марш закончился досрочно.
Многие из зданий, разрушенных или частично сгоревших во время падения Парижской коммуны, были со временем восстановлены. Все, что осталось от Hôtel de Ville, — это его элегантная арочная внешняя оболочка, но она была перестроена и снова служит мэрией Парижа.
Разрушенный Дворец Орсе в настоящее время реконструирован в Музей Орсе, популярное место среди любителей искусства. На вершине Монмартра сверкают белые купола базилики Сакре-Кер, где когда-то стояли пушки коммунаров. А упавшую богато украшенную колонну заменили на Вандомской площади, где статуя Наполеона вновь смотрит на Париж.
Источники
Парижская Коммуна: Восстание, разделившее Францию 150 лет спустя. Новости BBC.
Парижская коммуна — из архива, 1871 г. The Guardian .
Парижская коммуна: руины и восстановление. Национальная художественная галерея.
Парижская коммуна 1871 года – история революции в восьми местах. Парижский инсайдерский справочник .
Историческая хронология: Париж, Монмартр и Коммуна 1870–1871 гг. Следы Монмартра.
Огни Парижа. Житель Нью-Йорка .
Париж: шествие в память католических мучеников Коммуны подверглось нападению антифа. Ле Фигаро .
Коммуна | Encyclopedia.com
oxford
просмотров обновлено 11 июня 2018коммуна 1 / ˈkämˌyoōn/ • н. 1. группа людей, живущих вместе и разделяющих имущество и обязанности. ∎ коммунальное поселение в коммунистической стране.2. самая маленькая французская территориальная единица для административных целей. ∎ аналогичное подразделение в другом месте.3. (Коммуна) группа, захватившая муниципальное управление Парижа во время Французской революции и сыгравшая ведущую роль в царстве террора, пока не была подавлена в 179 г. 4. ∎ (также Парижская коммуна) городское правительство, организованное на коммуналистских принципах, избранное в Париже в 1871 г. Вскоре оно было жестоко подавлено правительственными войсками. com·mune 2 / kəˈmyoōn/ • v. [intr.] 1. (общаться с) делиться своими сокровенными мыслями или чувствами с (кем-то или чем-то), особенно. когда обмен происходит на духовном уровне: цель молитвы – общение с Богом. ∎ чувствовать тесный духовный контакт с: общаться с природой. 2. Христианская церковь причащается.
The Oxford Pocket Dictionary of Current English
oxford
просмотров обновлено 29 мая 2018 commune Относится либо к группе людей, разделяющих жизнь и работу, либо к утопии сообщество, в котором участники пытаются основать новую социальный порядок, основанный на видении идеального общества; или к территориально-административной единице, первоначально использовавшейся во время Французской революции для обозначения подразделения кантона, введенного в 1792 году. Последнее использование было принято якобинским режимом 179 г.3–4, распространилась на другие повстанческие организации, такие как Парижская Коммуна 1871 г., и на ряд других стран, включая Италию. В послевоенный период он также относился к китайским единицам территориального управления и израильским кибуцам.Однако социологический интерес к коммунам сосредоточен главным образом на коммуне в первом смысле; а именно, попытка создать новые, общие, равноправные жизненные и рабочие отношения. Среди вопросов, поставленных в ходе этих экспериментов, — существенно ли трансформируются поведенческие модели и властные отношения (например, основанные на гендере) в более социально эгалитарном контексте. Эндрю Ригби («Альтернативные реальности», 19 лет)73) предложил полезную шестиступенчатую типологию коммун: самоактуализирующиеся коммуны предлагают своим членам возможность создать новый социальный порядок, полностью реализуя свой индивидуальный потенциал в контексте общинной группы; коммуны взаимной поддержки пытаются способствовать чувству солидарности, которое, по мнению членов, они не смогли обнаружить в мире в целом; коммуны активистов обеспечивают городскую базу, члены которой могут рискнуть участвовать в общественной и политической деятельности во внешнем мире; практические коммуны определяют свою цель, по крайней мере частично, с точки зрения экономических и других материальных преимуществ, которые они предлагают своим членам; терапевтические коммуны, как следует из названия, предлагают некоторую форму заботы и внимания тем, кто, как считается, имеет особые потребности; и религиозные общины определяются их членами прежде всего в религиозных терминах.