Храм Парфенон, Афины: фото, описание, кому посвящен
Храм Парфенон с трудом дожил до настоящего времени, и, несмотря на то, что первоначальный вид строения был гораздо величественней, сегодня его считают образцом античной красоты. Это главная достопримечательность в Греции, которую стоит посетить в ходе путешествия по стране. Древний мир славился массивными постройками, но эта способна по-настоящему удивить.
Содержание
- Строительство
- Непростая история строения
- Интересные факты
Строительство
На юге Акрополя в Афинах возвышается античный храм, который восхваляет богиню мудрости, почитаемую в течение многих веков жителями Эллады. Историки полагают, что начало строительства датируется 447-446 гг. до н. э. Точной информации об этом нет, так как летоисчисление древнего мира и современников отличается. В Греции началом считался день летнего солнцестояния.
До начала строительства великого храма в честь богини Афины на этом месте устанавливали различные здания культурного назначения, но ни одно не сохранилось до настоящего времени, и лишь Парфенон, хоть и отчасти, все еще стоит на вершине холма. Проект будущего архитектурного достояния разработал Иктин, а его реализацией занимался Калликрат.
Работы над храмом длились около шести лет. Своей необычной отделкой Парфенон обязан древнегреческому скульптору Фидию, который в промежутке между 438 и 437 гг. до н. э. установил статую Афины, покрытую золотом. Каждому жителю тех времен было известно, кому посвящен храм, так как в эпоху Древней Греции богов почитали, и на вершине пьедестала зачастую оказывалась именно богиня мудрости, войны, искусства и ремесел.
Непростая история строения
Позднее в III в. до н. э. Афины были захвачены Александром Македонским, но храм не пострадал. Более того, великий правитель приказал установить ряд щитов, защищающий великое творение архитектуры, и преподнес доспехи персидских воинов в качестве дара. Правда, не все завоеватели оказались настолько милосердными к творению греческих мастеров. После завоевания племени герулов в Парфеноне случился пожар, в результате чего была разрушена часть крыши, а также пострадали арматура и перекрытия. Масштабных восстановительных работ с тех пор не велось.
В период крестовых походов храм Парфенон становился источником распрей, поскольку христианская церковь пыталась всяческими силами искоренить язычество из жителей Эллады. Приблизительно в III веке бесследно исчезла статуя Афины Парфенос, в VI веке Парфенон был переименован в Собор Пресвятой Богородицы. С начала XIII века некогда великий языческий храм стал частью католической церкви, его название нередко менялось, но существенных перестроек не производилось.
Советуем прочитать о храме Абу-Симбел.
В 1458 году христианство сменилось мусульманством, так как Афины были захвачены Османской империей. Несмотря на то, что Мехмет II восторгался Акрополем и Парфеноном в частности, это не помешало ему разместить на его территории военные гарнизоны. В ходе военных действий постройку нередко обстреливали, отчего и без того разрушенное здание пришло в еще больший упадок.
Лишь в 1832 году Афины вновь стали частью Греции, а спустя два года Парфенон провозгласили античным наследием. С этого периода главное строение Акрополя стали восстанавливать буквально по крупицам. В ходе археологических раскопок ученые пытались найти части Парфенона и восстановить его в единое целое с сохранением особенностей архитектуры.
Интересные факты
Картинки античного храма не кажутся настолько уникальными, но при более тщательном их изучении можно с уверенностью сказать, что подобного творения не найти ни в одном городе Древнего мира. Удивительно то, что в ходе строительства были применены особенные методы конструирования, которые создают визуальные иллюзии. Так, например:
- колонны наклонены в разные стороны в зависимости от своего местоположения, чтобы визуально казаться прямыми;
- диаметр колонн отличается в зависимости от положения;
- стилобат повышается к центру.
Благодаря тому, что храм Парфенон отличается необычной архитектурой, его нередко пытались скопировать в разных странах по всему миру. Если интересно, где находится похожая архитектура, стоит посетить Германию, США или Японию. Фото реплик впечатляют схожестью, но передать истинного величия не способны.
полное описание храма, информация для туристов
На весь мир Греция знаменита, прежде всего, своей славной античной историей, оставившей невероятные объемы культурных памятников. Так, в столице страны, на высоком холме, возвышается над городской суетой монументальный мраморный Парфенон – главное святилище древних Афин. Почти 2,5 тыс. лет прошло с момента возведения этого величественного сооружения, сумевшего пережить все выпавшие на его доли беды и невзгоды. Сегодня этот храм охраняется всемирной организацией ЮНЕСКО и постепенно возвращает своим фасадам прежний роскошный облик.
Содержание
- История и значение Парфенона в Древней Греции
- Покровительница Афин
- Возведение Парфенона
- Периоды упадка и возрождения
- Где находится Парфенон и как до него добраться
- Особенности архитектуры Парфенона
- Планировка
- Материал и технологии
- Скульптурный ансамбль
- Парфенон – прошлое и современность
- Посещение Парфенона
История и значение Парфенона в Древней Греции
Парфенон (греч. Παρθενών, англ. the Parthenon) – классический древнегреческий храм в Афинах, отличающийся уникальными архитектурными формами.
Невозможно рассказать историю возведения этого святилища, не упомянув о том, в каком городе и какой стране находится Парфенон, а также какие обычаи и верования царили во времена его сооружения. Поэтому сперва совершим небольшой исторический экскурс в античные Афины и познакомимся с тем божеством, кому посвящен Парфенон и по сей день.
Покровительница Афин
ЗевсВ Древней Греции господствовала политеистическая религиозная система, основанная на мифах о разных Богах Древней Греции. В связи с Парфеноном нас интересует главный бог – Зевс, и его дочь Афина.
Миф гласит, что Зевсу было предсказано рождение дочери, а следом за ней сына, который свергнет его с престола. Поэтому, когда от него забеременела жена Метида (Премудрость), Верховный Бог не нашел ничего лучшего, как проглотить ее. Но дитя любви не желало сдаваться, и вскоре у Зевса стала нестерпимо болеть голова. Не в силах терпеть муки он приказал рассечь себе голову, и так на свет появилась его дочь Афина. В глазах девушки отражалась мудрость, а на теле она носила воинское облачение, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости, воинской тактики и стратегии.
В отличие от других божеств, Афина не засиживалась на Олимпе, а уделяла внимание простым людям. Она дала им многие знания и ремесла, учила составлять законы и вести государственные дела, помогала восстанавливать справедливость в спорах и битвах. За ее заботу благодарный народ Греции очень чтил мудрую и великодушную Афину и стремился возвести в ее честь самый лучший из греческих храмов.
АфинаПосле спора с Посейдоном, мудро разрешенного царем Кекропом, Афина стала покровительницей важнейшего культурного и политического центра Античной Греции – города Афин. Поэтому было решено, что именно Афинский Акрополь разместит Парфенон на своих землях.
А если сильнее углубиться в историю, то стоит оговориться, что у дошедшего до нас архитектурного комплекса был предшественник. Первым на этом месте построили храм Гекатомпедон, также посвященный Афине. К сожалению, в результате нападения персов сооружению не удалось уцелеть. Когда афиняне выиграли войну, они с еще большим воодушевлением принялись восстанавливать старый Гекатомпедон и строить новый, более масштабный и роскошный, храм Парфенон в отвоеванных Афинах.
Возведение Парфенона
Началось строительство нового святилища в 447 году. Местоположение храма было выбрано сразу. Он расположился в верхнем городе: величественный Парфенон и священный Акрополь в сознании греков должны были стать единым целым.
Решение о возведении храма принял афинский правитель Перикл, несмотря на то, что строительство Парфенона требовало больших финансовых вложений. В бюджет постройки было заложено 450 талантов, неслыханная для греков сумма, ведь в те времена на 1 талант строили целый корабль! В народе поднялись возмущения и роптания, но Перикл сумел убедить людей в необходимости того, чтобы в честь Афины небывалой красотой и мощью украсил Акрополь Парфенон.
Архитектором здания стал Калликрат, а проект будущей святыни разработал Иктин. Именно этот мастер добился уникального оптического восприятия храма глазом, придумав сделать колонны Парфенона не идеально ровными и под наклоном. За внешнюю и внутреннюю отделку святыни, а также украшающие фронтоны Парфенона скульптуры отвечал знаменитый скульптор Фидий (автор Статуи Зевса в Олимпии).
Архитектурный тип храма оформлен в классическом греческом стиле и представляет собой окруженный колоннами дорический периметр. На все стороны Парфенона приходится в общей сложности 50 колонн: по 8 на центральные фасады, и по 17 на боковые. В отличие от Колизея, колоннада классического Парфенона позволяет с одной точки рассмотреть фасад трех сторон здания. Высота возведенного храма составила 14 м, ширина 31 м и длина 70 м.
Окончательно построили Парфенон в 438 году, и в тот же год на Празднике Панафей храм был освящен. Однако, еще 6 лет после официального открытия Фидий декорировал фронтоны и фризы возведенного Парфенона. Им же была придумана и изваяна скульптура Афины Парфенос (Девы, Девственницы), в честь которой святилище получило свое название.
Периоды упадка и возрождения
Храм Афины Парфенон, расположенный в центре города на Акрополе, за свои годы пережил многое. Краткое описание истории Парфенона выглядит следующим образом.
После постройки храм почитали примерно 100 лет. Последним его покровителем стал Александр Македонский, подаривший святыне 14 щитов для восточного фронтона и доспехи побежденных воинов. После его смерти Парфенон ожидали черные дни.
Правители позволяли себе расхищать драгоценный декор храма и превращать святыню чуть ли не в бордель. А в 3 веке до н.э. в здании случился крупный пожар, уничтоживший часть крыши, перекрытия и двери святыни. Он также послужил причиной бесследной пропажи скульптуры Афины Парфенос. После пожара храм восстановили, но Парфенон выглядел уже немного иначе.
Спустя 800 лет античному святилищу было суждено превратиться в христианский собор. Все античные богатства вывезли в Константинополь, а сам храм вновь немного перестроили на новый лад. Миновали столетия, и в 15 веке Парфенон стал мусульманской мечетью, т.к. Афины были захвачены турками. Они закрасили все противоречащие их вере сюжеты, однако больше внутреннее убранство ни в чем затронуто не было.
Позднее, в 1687 году, во время войны здесь хранили боезапасы. Обстрел Акрополя с высоты и прямое попадание в ящики с порохом буквально превратили Парфенон в руины. Двести лет эти обломки простояли на холме, как память о былом славном прошлом. В 1840 году на античное святилище вновь обратили внимание и решили провести его реставрацию. С переменным успехом этот процесс длится и по сегодняшний день.
Где находится Парфенон и как до него добраться
В сознании многих путешественников в первую очередь Греция – это Афины и Парфенон.
Туристам не придется долго плутать по Афинским улочкам, разыскивая место, где находится античный Парфенон. Найти его очень легко, т.к. главный храм Афин, как и римский Пантеон, расположен в историческом центре столицы.
Путеводным ориентиром является Акрополис – главное святилище в Греции, находящееся на возвышенном холме. Чтобы до него добраться, следует сесть на красную линию местного метро и доехать до одноименной станции Akropolis. Вы выйдете на пешеходную улицу Dionysiou Areopagitou, которая, плавно поднимаясь в гору, выведет вас прямо в Храм Афины.
Улица Dionysiou AreopagitouОсобенности архитектуры Парфенона
К сожалению Парфенон, древнегреческий храм богини Афины и памятник античной архитектуры, не дошел до наших дней во всей своей красе. По сохранившимся описаниям архитектурного комплекса, он был новацией и прорывом в греческой архитектуре того времени.
Окруженный дорическими колоннами Храм богини мудрости Афины должен был стать самым величественным и роскошным сооружением в Греции. Но в силу последующих действий христианских и мусульманских захватчиков, храм потерял большинство элементов античного декора.
Восточный фронтон здания украшала скульптурная композиция «Рождение Афины», а западную часть посвятили спору Афины и Посейдона за покровительство над греческой столицей. Исторические сцены содержали фризы и метопы Парфенона. В частности, на них была изображена битва богов с гигантами, а также сражения с амазонками, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии.
Отдельного внимания заслуживает статуя Афины, выполненная из дерева и украшенная с помощью золота и слоновой кости. Фидий не пожалел на блеск и величие своего изваяния целой тонны золота, а потомки разграбили его уже спустя век после постройки храма.
Но отличительные особенности архитектурного решения скрыты не в декоре, а в основании храма.
Планировка
Возвышенность Акрополя предоставляет естественную защиту во время осады, так что об оборонительной функции при возведении храма не задумывались.
В основании сооружения заложен трехступенчатый подъем, на котором базируется прямоугольной формы здание, окруженное колоннадой. Колонны – это чуть ли не центральная часть Парфенона, так как благодаря им воплощена идея идеального оптического восприятия форм.
Внутреннюю часть святилища отделяли от колонн еще две ступени. Длина храма изнутри составляла 60 м, при ширине в 22 м. В здании размещалась большая площадка со статуей Афины, также окруженная по периметру колоннами. По бокам от нее находились еще два небольших помещения. Внутренние фризы Парфенона изображали праздничное шествие дев на Акрополь с дарами к мудрой Афине, покровительнице города, о чем повествуют рельеф на западном фронтоне.
Материал и технологии
Большая часть святыни возводилась из камня.
В качестве строительного материала для здания были выбраны блоки из пентелийского мрамора. При этом укладывались блоки «насухую», т.е. без добавления цемента или иного строительного раствора. Для этого каждый камень тщательно обтачивался и подгонялся под определенный размер. Крышу храма также выкладывали из мрамора, но перекрытия были деревянными.
Примечательно, что свойства материала создали еще одну уникальность Парфенона. Этот вид мрамора хорошо поглощает солнечные лучи, изменяя свой цвет на золотистый. Поэтому с южной стороны, где сильно припекает солнце, храм окрасился в желто-золотой цвет, а на севере здание отливает пепельно-серым оттенком.
Скульптурный ансамбль
По части декоративного убранства Иктин и Калликрат передали свои полномочия Великому Фидию.
Главной скульптурой, несомненно, являлась статуя Афины Парфенос, расположенная в центре храма. Множество рельефов с историческими и мифологическими сюжетами было расположено на метопах, фризах и фронтонах. Немало в Парфеноне насчитывалось и фигур исторических персонажей.
Но, к сожалению, до наших времен дошла малая часть скульптур. Грекам удалось сохранить 30 статуй, 96 фризовых частей и 57 метоп.
Парфенон – прошлое и современность
Перикл говорил своим современникам, что строительство Парфенона станет потомкам поводом для гордости за своих предшественников. И он оказался прав. Сегодня Акрополь и Парфенон одно целое, т.к. храм является центральным элементом древнего святилища. И пусть утеряна статуя богини Афины Парфенос, и разрушены фризы и фронтоны Парфенона, современные греки гордятся историческим прошлым.
Святыню стремятся восстановить в первозданном виде: такой, как она находилась в свои лучшие античные времена. И хотя начало строительства восстановленного храма началось почти 2 века назад, к сожалению, оно до сих пор не завершено, т.к. не на все работы хватает средств. В современном мире необходимо считаться с политическими и экономическими трудностями, так что памятники прошлого отодвигают на задний план. Но греки верят, что обязательно наступит тот день, когда Парфенон засияет в своем былом величии.
Посещение Парфенона
Вход на территорию Акрополя платный: цена билета составляет 12 евро. За эту сумму вы сможете осмотреть не только Парфенон, но и другие расположенные на холме достопримечательности. А это и Храм Зевса, и театр Диониса, и Римская Агора и древнейший район города – Керамик. Приобретенная проходка будет действовать в течение 4 дней, так что можно не спеша изучить и запечатлеть древнегреческую архитектуру на фото и видео.
Доступ на территорию открыт с 8.30 до 18.00. Если вы не любите соседство многочисленных туристов, то лучше выбрать для посещения утренние часы. Также следует учесть, что подойти к Акрополю можно с разных сторон: здесь оборудовано несколько касс и ворот. Наименее загружены входы у музея и у театра Диониса.
Перед кассами расположены небольшие ларьки, где можно приобрести газировку или свежевыжатый сок. Имейте в виду, что к достопримечательностям со стаканом сока вас никто не подпустит, так что лучше покупать напитки в бутылках или банках. Также, прежде чем пройти на территорию необходимо оставить крупные сумки и рюкзаки в специальных камерах хранения. Еще из запретов стоит отметить, что к памятникам прошлого категорически запрещено прикасаться руками.
К ограничениям стоит отнестись с пониманием, поскольку они направлены на то, чтобы лучше сберечь едва дошедшие до нас частички Античной славы. Осадок от этих небольших неудобств забудется при первом взгляде на уникальные шедевры древней архитектуры и скульптуры.
Знакомство с Парфеноном и его скульптурами
Здание золотого века Афин
Парфенон на Афинском Акрополе был построен между 447 и 438 годами до н.э. как храм, посвященный богине Афине Парфенос. Слово parthénos (παρθένος) означало «девушка, девушка» или «девственница, незамужняя женщина».
Реконструкция того, как мог выглядеть Акрополь в древние времена, включая Парфенон. Иллюстрация Кейт Мортон.Огромный размер храма и обильное использование белого мрамора были предназначены для того, чтобы продемонстрировать силу и богатство города в период расцвета его империи при государственном деятеле Перикле. Это был центральный элемент амбициозной программы строительства, сосредоточенной на Акрополе.
Храм был богато украшен скульптурами, созданными известным художником Фидием, которые были завершены до 432 г. до н.э. Фронтоны и метопы иллюстрируют эпизоды из греческого мифа, а фриз представляет афинян в религиозной процессии. Внутри здания стояло колоссальное изображение Афины Парфенос, построенное из золота и слоновой кости Фидием и, вероятно, посвященное в 438 г. до н.э.
Скульптуры в древности
Круглые скульптуры заполнили фронтоны (треугольные фронтоны) по обеим сторонам здания.
Реконструкция Парфенона с указанием расположения одного из фронтонов. Иллюстрация Кейт Мортон.Скульптуры и метопы на фронтоне иллюстрируют эпизоды из греческого мифа и включают знаменитую голову лошади Селены (богини Луны) и речного бога Илисса.
Метопы (прямоугольные плиты с высоким рельефом) устанавливались над архитравом (перемычкой над колоннами) с внешней стороны храма.
Иллюстрация, показывающая расположение фронтона, метоп и фриза Парфенона.Фриз (низкий рельеф) опоясывал все четыре стороны здания внутри колоннады.
Реконструкция Парфенона с указанием расположения фриза. Иллюстрация Кейт Мортон.В то время как скульптуры на фронтоне и метопы изображали сцены из греческих мифов, как это было обычно для скульптуры в греческих храмах, фриз нарушает все традиции, поскольку изображает афинян в религиозной процессии. Однако афиняне на фризе на самом деле не портреты обычных людей. Вместо этого они показаны как идеальное сообщество. Афиняне времен Перикла хотели, чтобы грядущие поколения запомнили их в лучшем виде.
Фидий был самым известным скульптором древности. Он наиболее известен как художественный руководитель афинской строительной программы, включая скульптуры Парфенона и колоссальную статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости, которая стояла внутри Парфенона.
Реплика статуи Афины Парфенон в Нэшвилле работы Алана Ле Квайра. Изображение с Викисклада. Фото: Дин Диксон.Мы мало что знаем о его жизни. Он обучался в мастерской Агелады из Аргоса. Он работал в основном в Афинах, но также перенес свою мастерскую в Олимпию, где сконструировал колоссального сидящего Зевса из золота и слоновой кости — одно из семи чудес древнего мира.
История здания
Парфенон имеет долгую и сложную историю. Здание было изменено, и скульптуры были повреждены в течение столетий. Он начался почти 2500 лет назад как храм, посвященный Афине. Около 500 г. н.э. он был преобразован в христианскую церковь (церковь Девы Марии афинян) и оставался таковым в течение тысячи лет. В это время была удалена вся средняя часть восточного фронтона, уничтожив дюжину статуй. Часть восточного фриза была снята, и почти все метопы на восточной, северной и западной сторонах были преднамеренно испорчены.
Материковая Греция была завоевана Османской империей к 1460 году, а в начале 1460-х годов здание стало мечетью. Когда Афины были осаждены венецианцами в 1687 году, Парфенон использовался как пороховой склад. Мощный взрыв сорвал крышу и уничтожил большую часть оставшихся скульптур. С тех пор здание представляет собой руины.
Скульптуры как музейные предметы
К 1800 году от первоначального скульптурного убранства сохранилось лишь около половины. С 1801 года, получив разрешение от османских властей, посол Великобритании в Османской империи лорд Элгин убрал из обрушившихся руин и здания около половины оставшихся скульптур. Элгин был увлечен древнегреческим искусством и за свой счет перевез скульптуры в Великобританию. Их приезд в Лондон произвел глубокое впечатление на европейское искусство и вкус в то время, когда европейское Просвещение пересматривало свое представление о том, каким должно быть искусство.
Впервые эти скульптуры были замечены в 1807 году во временном музее лорда Элгина. Однако Элгин обанкротился, перевозя скульптуры в Великобританию. В 1816 году парламент решил приобрести коллекцию для Британского музея. С 1817 года скульптуры всегда бесплатно выставлялись для публики в Британском музее.
Скульптуры Парфенона, выставленные в 1923 году в Британском музее. Сейчас это комната 17. Фото Дональда Макбета.Скульптуры Парфенона в Британском музее составляют 247 футов (около 75 метров) от оригинального фриза длиной 524 фута (около 160 метров), 15 из 92 метоп, 17 фигур с двух фронтонов и различные архитектурные элементы здания. .
Скульптуры с западного фронтона Парфенона выставлены в зале 18 Британского музея.Около половины уцелевших скульптур осталось в Афинах, в том числе обширные остатки метоп (особенно с востока, севера и запада здания), фриза (особенно с северной и западной сторон) и фронтонов. В 1970-х годах правительство Греции начало программу реставрации памятников Акрополя. В рамках этой работы все архитектурные скульптуры из Парфенона были вывезены в музей Акрополя, а все скульптуры Парфенона теперь являются музейными объектами. Большинство скульптур примерно поровну поделено между Афинами и Лондоном, но важные экспонаты также хранятся в других крупных европейских музеях, включая Лувр и музеи Ватикана.
Вдохновение для художников
Скульптуры Парфенона вдохновляли художников и писателей на протяжении поколений, от Джона Китса до Генри Мура. Пожалуй, самым влиятельным из них был французский скульптор Огюст Роден, видевший в Фидиаде родственную душу и художественного наставника.
Огюст Роден (1840–1917), Этюд кавалькады южного фриза Парфенона. Графит, перо и тушь, до 1870 г. © Музей Родена. Фото: Жан де Калан.Скульптуры Парфенона являются знаковыми произведениями искусства. Они играют центральную роль в истории искусства и будут продолжать вдохновлять художников в будущем.
Роден был вдохновлен скульптурами Парфенона, представленными на выставке Роден и искусство Древней Греции , которая проходила с 26 апреля по 29 июля 2018 года. При поддержке Bank of America Merrill Lynch.
История Парфенона – Smarthistory
Афинский Акрополь, вид с Холма Муз (фото: Кэрол Раддато, CC BY-SA 2.0)
Парфенон, как он выглядит сегодня на вершине Акрополя , кажется вечным памятником, который был плавно перенесен с момента его создания, около двух с половиной тысячелетий назад, в настоящее время. Но это не так. На самом деле у Парфенона вместо этого была богатая и сложная серия жизней, которые значительно повлияли как на то, что осталось, так и на то, как мы понимаем то, что осталось.
Иктинос и Калликрат, Парфенон, Акрополь, Афины, 447–432 гг. до н. э. (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Полезно изучить древнюю жизнь Парфенона: его происхождение после разграбления Акрополя персами в 490 г. до н. э.; его наслоения в эллинистическую и римскую эпохи; и его преобразование, когда Римская империя стала христианской. Для чего было создано здание, и как его поняли первые зрители? Как менялись его значения с течением времени? И почему даже в поздней античности оставалось столь важным то, что он превратился из политеистического храма в христианскую церковь?
Исследование многих жизней Парфенона может многое рассказать нам о том, как мы воспринимаем (и неправильно воспринимаем) этот знаменитый древний памятник. Это также имеет отношение к более широким дискуссиям о памятниках и культурном наследии. В последние годы неоднократно раздавались призывы снести или убрать оспариваемые памятники, например, статуи генералов Конфедерации на юге США. Хотя некоторые осуждают эти призывы как антиисторические, опыт Парфенона предлагает иную точку зрения. Это говорит о том, что памятники, хотя и кажутся постоянными, на самом деле регулярно изменяются; их естественное состояние — адаптация, трансформация и даже разрушение.
Когда персы разграбили Афины, они уничтожили или повредили многие скульптуры, в том числе ныне известную «Носителя теленка» (сегодня находится в Музее Акрополя). Афиняне похоронили многие из этих скульптур в яме, которая не открывалась до 19 века. Неизвестный фотограф, Носитель теленка и мальчик Критий вскоре после эксгумации на Акрополе , 1865 г., альбуминовый серебряный отпечаток со стеклянного негатива, 27,7 × 21,8 см (Музей Метрополитен)
Происхождение Парфенона, 480 –432 г. до н.э. 9 г.0078Мосхофор или Телёнок , c. 570 г. до н. э., мрамор высотой 165 м (Афинский музей Акрополя; фото: Марисас, CC BY-SA 2.5)
Парфенон, который мы видим сегодня, не был создан ex novo . Вместо этого это был последний памятник в серии, возможно, с тремя архаичными предшественниками. Предпоследней работой в этой серии было мраморное здание, почти идентичное по масштабу и на том же месте, что и более поздний Парфенон, построенное после Первой персидской войны.
В войне 492–490 гг. до н. э. Афины сыграли центральную роль в разгроме персов. Поэтому неудивительно, что десять лет спустя персы, вернувшись в Грецию, направились в Афины; ни то, что, когда они взяли город, они разграбили его с особым рвением. В мешке они уделили особое внимание Акрополю, афинской цитадели. Персы не только разграбили богатые святилища на вершине, но и сожгли здания, опрокинули статуи и разбили горшки.
Когда афиняне вернулись к руинам своего города, перед ними встал вопрос, что делать с оскверненными святилищами. Они должны были подумать не только о том, как почтить память о понесенных ими разрушениях, но и о том, как отпраздновать посредством восстановления свою возможную победу в персидских войнах.
Остатки материалов из храмов, разрушенных во время разграбления Акрополя персами, такие как барабаны колонн (показаны здесь) и фриз с триглифами-метопами, были включены в Северную стену (фото: Гэри Тодд)
Афиняне нашли нет немедленного решения их проблемы. Вместо этого в течение следующих тридцати лет они экспериментировали с рядом стратегий, чтобы примириться со своей историей. Сами храмы они оставили в руинах, несмотря на то, что Акрополь продолжал оставаться действующим святилищем. Однако они восстановили стены цитадели, включив в них некоторые поврежденные огнем материалы из разрушенных храмов. Они также создали новую, более ровную поверхность на Акрополе за счет террас; в этой заливке закопали все скульптуры, поврежденные в персидском мешке. Эти действия, которые, скорее всего, были предприняты сразу после разрушения, были единственными крупными вмешательствами в Акрополь за более чем тридцать лет.
План Старого Парфенона (черный), наложенный на план Парфенона (серый). План Максима Колиньона
В середине пятого века до н. э. афиняне наконец решили перестроить город. На месте большого мраморного храма, сожженного персами, они построили новый: тот Парфенон, который мы знаем сегодня. Они установили его на месте более раннего здания, лишь с небольшими изменениями; они также повторно использовали при его строительстве каждый блок Старого Парфенона, который не пострадал от пожара. При переработке материалов афиняне сэкономили время и деньги, возможно, до четверти стоимости строительства.
Фундамент Старого Парфенона расположен под новой постройкой (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
В то же время их повторное использование имело преимущества, выходящие за рамки чисто прагматических. По мере того, как они восстанавливали на месте поврежденного храма и повторно использовали его блоки, афиняне могли вообразить, что Старый Парфенон возродился — более крупный и впечатляющий, но все же тесно связанный с более ранним святилищем.
Битва лапифов и кентавров, Парфенон Метопы, южный фланг, мрамор, ок. 440 г. до н. э., классический период (Британский музей, Лондон; фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
В то время как архитектура Парфенона отсылает к прошлому посредством повторного использования, скульптуры на здании сделали это более иносказательно, пересказывая историю персидских войн через мифы. Этот пересказ наиболее отчетливо виден на метопах, украшавших храм снаружи. У этих метоп были мифы, например, о состязании между людьми и кентаврами, которые интерпретировали персидские войны как битву между добром и злом, цивилизацией и варварством .
Метопы, однако, не изображали эту битву как победу без усилий. Вместо этого они показали силы цивилизации, брошенные вызовом, а иногда и побежденные: люди ранены, борются, даже раздавлены варварскими кентаврами. Таким образом, скульптуры Парфенона позволили афинянам признать как свое первоначальное поражение, так и свою окончательную победу в персидских войнах, дистанцируясь и выборочно трансформируя историю через миф.
Таким образом, даже в том, что принято считать моментом зарождения Парфенона, мы можем увидеть начало его многочисленных жизней, его изменяющееся значение с течением времени. Оставленный в руинах с 480 по 447 г. до н. э., он был памятником, непосредственно причастным к опустошительному разграблению Акрополя в начале Второй персидской войны. Поскольку Парфенон был перестроен в течение следующих пятнадцати лет, он стал тем, что праздновал успешное завершение той войны, даже признавая ее страдания. Эта трансформация значения предвещала появление других, более нюансированных, а затем и более радикальных.
Эллинистические и римские адаптацииК эллинистической эпохе, если не раньше, Парфенон приобрел канонический статус, выступая в качестве авторитетного памятника в манере, знакомой нам сегодня. Однако он не был неприкасаемым. Наоборот, именно из-за своего авторитетного статуса он был адаптирован, особенно теми, кто стремился представить себя наследниками афинской мантии.
Парфенон был изменен рядом честолюбивых монархов, как эллинистических, так и римских. Их целью было подтянуть памятник, укорененный в каноническом прошлом, к современности. Они сделали это, прежде всего, приравняв более поздние победы к теперь уже легендарной борьбе Афин против персов.
Мы все еще можем видеть следы персидских щитов Александра Македонского, которые когда-то находились под метопами. Синие кружки примерно указывают, где они должны были быть расположены (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2. 0)
Первым из этих амбициозных монархов был македонский царь Александр Македонский. Стремясь завоевать империю Ахеменидов, ссылаясь в качестве одного из casus belli на разрушение персами греческих святилищ сто пятьдесят лет назад, Александр хорошо использовал Парфенон в пропагандистских целях. После своей первой крупной победы над персами в 334 г. до н. э. македонский царь отправил в Афины триста доспехов и оружия, захваченных у его врагов. Вероятно, при поддержке Александра афиняне использовали их для украшения Парфенона. До сих пор сохранились слабые следы щитов, которые когда-то располагались на видном месте сразу под метопами на внешней стороне храма. Давным-давно переплавленные из-за содержания в них ценного металла, щиты, должно быть, были хорошо заметным напоминанием о победе Александра, а также о подчинении Афин его правлению.
Раненый Галл, из Малого Пергамского Вотивного Приношения, римская копия II века н.э.. с греческого оригинала II века до н.э. (Museo Archeologico Nazionale, Неаполь)
Около двух столетий спустя другой эллинистический монарх воздвиг на Акрополе более крупную и художественно амбициозную святыню. Воздвигнутый к югу от Парфенона монумент посвящен победе пергамских царей над галлами в 241 г. до н. э. Это также предполагало, что этот недавний успех был эквивалентен более ранним мифологическим и историческим победам с монументальными скульптурами, которые противопоставляли галльские битвы битвам богов и гигантов, людей и амазонок, греков и персов. Подобно посвящению щита Александра, Пергамский монумент хорошо использовал свое место на Акрополе. Посвящение подчеркнуло связи между новыми могущественными монархами эллинистической эпохи и почитаемым городом-государством Афины, воздав должное истории Афин и присвоив ее для новых целей.
Отверстия для бронзовых букв надписи в честь римского императора Нерона на восточном фасаде Парфенона, созданной, а затем удаленной в 60-х годах нашей эры (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Последнее королевское вмешательство в Парфенон пришли во времена римского императора Нерона. Это была надпись на восточном фасаде Парфенона, выполненная большими бронзовыми буквами между ранее посвященными Александру щитами. Надпись зафиксировала голосование Афин в честь римского правителя и, вероятно, была установлена в начале 60-х годов н. э.; впоследствии он был снят после убийства Нерона в 68 году. Надпись прославляла Нерона, связывая его с Афинами и Александром Великим, образцом для молодого филэллинского императора. Его удаление предлагало другое сообщение. Это было преднамеренное и очень публичное стирание скандального правителя из исторических записей. В этом отношении надпись Нерона (и ее удаление) была, пожалуй, самым поразительным переписыванием истории Парфенона — по крайней мере, до христианских времен.
Рассматривая эллинистическую и римскую адаптации Парфенона, легко увидеть в них чистое осквернение: присвоение религиозного памятника в политических и пропагандистских целях. И быстрое удаление надписи Нерона действительно поддерживает это прочтение, по крайней мере, для визуально агрессивных стратегий римского императора. В то же время изменения эллинистической и римской эпох также свидетельствуют о сохранении жизнеспособности святилища. Из-за престижа Парфенона грозные монархи стремились поставить свои визуальные претензии на власть на том, что к настоящему времени было очень старым памятником, которому во времена Нерона было более четырех веков. Изменяя храм и обновляя его значение, они сохраняли его молодость.
Мраморная закрывающая плита с рельефным крестом из кафедры христианского Парфенона, V–VI вв. (Византийский и христианский музей, Афины (фото: Джордж Э. Коронайос, CC BY-SA 4.0)
Раннехристианские преобразованияВ древности самое радикальное и абсолютное преобразование Парфенона произошло, когда Римская империя стала христианской, когда храм Афины Парфенос был превращен в раннехристианскую церковь, посвященную Богородице (Богородица). Как и в случае восстановления Парфенона в середине V века до н. э., решение построить христианскую церковь на месте храма Афины было не просто прагматичным, но программным.
Реконструкция церкви внутри Парфенона М. Корреса из книги Панайотиса Турникиотиса «Парфенон и его влияние на современность» (Нью-Йорк, 1996 г. )
пример победы христианства над традиционной религией. В то же время, благодаря повторному использованию, он также эффективно устранил важный и давний центр политеистического культа. Это удаление посредством повторного использования было характерной стратегией, используемой христианами по всей Римской империи, от Турции и Египта до границ Германии. Во всех этих местах это было частью часто насильственного, но санкционированного империей перехода от многобожия к христианству.
Христианское преобразование Парфенона потребовало значительной адаптации его архитектуры. Христианам требовалось большое внутреннее пространство для собраний, в отличие от многобожников, чьи наиболее важные церемонии происходили у отдельного алтаря на открытом воздухе. Чтобы перепрофилировать здание, христиане отремонтировали внутреннюю целлу Парфенона. Они отделили его от внешней колоннады, добавили апсиду, прорывающуюся сквозь колонны в восточной части, и убрали из интерьера статую Афины Парфенос, бывшую девятой статуей. 0147 смысл существования политеистического храма.
Метопа с восточной стороны Парфенона, изображающая битву людей и амазонок, сильно вырубленная ранними христианами (фото: Гэри Тодд)
Иллюстрация, показывающая расположение фронтона, метоп и фриза на Парфеноне.
Другие скульптуры Парфенона также пострадали от внимания христиан. Большинство метоп — самых нижних и наиболее заметных скульптур Парфенона — были срезаны, что затрудняло их интерпретацию или использование в качестве центра политеистического культа. Пощадили только южные метопы с кентаврами, возможно, потому, что они выходили на край Акрополя, и поэтому их было трудно увидеть. Напротив, фриз (скрытый между внешней и внутренней колоннадами) остался почти полностью нетронутым, как и высокие фронтоны. Различное отношение к различным скульптурам Парфенона предполагает переговоры между традиционалистами и более пылкими современными христианами. Многобожники, возможно, пожертвовали относительно небольшими и явно мифологическими метопами, чтобы сохранить более крупные и качественные скульптуры в других местах памятника. Глядя на почти идеально сохранившийся фриз длиной около ста шестидесяти метров, создается впечатление, что многобожникам повезло.
На фотографиях XIX века изображена франкская башня и османский купол (здесь не виден), которые когда-то были частью Акрополя. Normand Alfred Nicolas, Северо-западная сторона Акрополя и окрестности , 1851 год, фотография (Музей Бенаки, Афины)
ВыводыВ древнем мире и за его пределами Парфенон прожил много жизней. Вместо того, чтобы игнорировать их, полезно признать, что эти жизни являются вкладом в необычайную постоянную жизнеспособность здания. В то же время можно отметить, что биография Парфенона (хотя и доступная для специалистов) в том виде, в каком она представлена сейчас, решительно стерта. Сравнивая его нынешнее состояние с первыми фотографиями, сделанными в середине девятнадцатого века, мы видим, как многое было намеренно удалено: франкская башня у входа в Акрополь, османский купол, мирские жилища .
Иктинос и Калликрат, Парфенон, Акрополь, Афины, 447—432 до н. э. (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
В текущей версии Акрополю возвращено нечто, напоминающее его первозданное классическое состояние, без реконструированных памятников, датируемых позднее конца V века до н. э. Это похоже на потерю: ретардаторская попытка восстановить выборочную, одобренную версию прошлого и стереть следы более трудной и сложной истории. Как таковая она является примером и, возможно, также предупреждением для нашего нынешнего исторического момента.
Эссе доктора Рэйчел Куссер
Дополнительные ресурсы Джеффри Хурвит, Афинский Акрополь: история, мифология и археология от эпохи неолита до наших дней7 (Cambridge: Cambridge University Press, 9019 University Press),
Рэйчел Куссер, Разрушение и память об Афинском Акрополе. Художественный бюллетень 91, вып. 3 (2009): стр. 263–82
Р. Р. Смит, Осквернение богов в Афродисиаде.