Корабль на дне черного моря – ‍ — .Ru

Содержание

на дне Чёрного моря более 2,4 тыс. лет лежит «корабль Одиссея» — РТ на русском

Короткая ссылка

Анастасия Ксенофонтова

Древнегреческий корабль, найденный на дне Чёрного моря в 80 км от побережья Болгарии в конце 2017 года, официально признан самым старым уцелевшим судном в истории. Согласно оценкам исследователей, его возраст — более 2,4 тыс. лет. По словам учёных, это «точная копия» корабля главного героя знаменитой «Одиссеи» Гомера.

  • Фото затонувшего древнего корабля
  • Facebook
  • © soldieronorganisation

Исследователи из организации «Проект Черноморской морской археологии» (The Black Sea Maritime Archaeology Project) с помощью радиоуглеродного анализа смогли установить примерный возраст древнегреческого корабля, обнаруженного в конце 2017 года на дне Чёрного моря. Как оказалось, судно было построено более 2,4 тыс. лет назад. Никогда ранее не удавалось найти столь древний уцелевший корабль — учёным попадались лишь фрагменты возрастом не более 3 тыс. лет.

Корабль длиной 23 м лежит на правом боку. Его мачта, руль и скамьи для гребцов остались неповреждёнными. По словам авторов исследования, обнаруженное судно очень напоминает корабль, изображённый на краснофигурной вазе с Одиссеем, проплывающим мимо острова сирен. Знаменитый предмет искусства хранится в Британском музее.

  • Фрагмент краснофигурной вазы с Одиссеем
  • Gettyimages.ru
  • © Werner Forman

«Никто не знал, насколько точным является рисунок на вазе, поскольку было неизвестно, рисовал ли художник с оригинала. Теперь мы получили археологическое свидетельство того, что автор изображения очень точно передал детали корабля — вплоть до формы руля», — сообщил автор исследования, археолог из Саутгемптонского университета Джон Адамс.

Также по теме

Затонувший бог: кому могла принадлежать терракотовая голова, найденная в Крыму

Учёные из Института истории материальной культуры РАН предположили, что терракотовая голова, обнаруженная на запланированном месте…

Судно было найдено в конце 2017 года в 80 км от побережья Болгарии. Древний корабль пролежал более 2,4 тыс. лет на глубине 2 км, где практически нет кислорода, разрушающего органический материал. Именно поэтому судно отлично сохранилось. По мнению исследователей, корабль был торговым и мог затонуть во время шторма вместе с командой из 15−25 человек.

Авторы исследования подчеркнули, что находка указывает на интенсивность морского сообщения между греческими колониями и добавляет ценные сведения к имеющимся в распоряжении учёных данным о мореплавании в древнем мире.

«Скорее всего, мастера построили судно в одном из древнегреческих поселений на побережье современной Болгарии. Однако найдено оно было на расстоянии 80 км от материка. Это свидетельствует о том, что древнегреческие моряки не только занимались каботажным плаванием, но и уходили далеко в открытое море», — отметил Адамс.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»Добавьте RT в список ваших источниковРанее на эту тему:

russian.rt.com

10 самых необычных ценных находок на дне Черного моря Краснодарского края. Что можно найти на морском дне Черного и Средиземного моря: амфоры, Ленин, военные находки, поселения. Фото


Достаточно часто, после очередного каприза Черного моря — шторма, на берегу можно найти множество находок: ключи, зажигалки, мобильные телефоны, кольца, игрушки, трусы различной вместимости. Но это достаточно стандартный «набор туриста», который может заинтересовать разве что людей с синдромом Плюшкина (силлогомания). Здесь, как у рыбака: чем масштабнее улов, тем больше лайков от друзей-рыбаков в инстаграме — именно поэтому атлантологи ищут остров-государство Атлантиду, а не красивые ракушки. Так что не будем задерживаться на зажигалках и трусах, а попробуем отыскать что-нибудь существенное. Итак, самые значительные находки, которые удалось выловить или найти в Черном море.

 

Знаменитые амфоры Путина

 

Историческое событие произошло 10 августа 2011 года на дне Таманского залива. Именно там, на глубине не больше двух метров, Владимир Путин достал две древние амфоры. В тот момент мало кого смутило, что это было всего третье погружение президента с аквалангом, поэтому все сочли это большой удачей и нереальной внимательность главы государства. Страшная тайна была раскрыта несколько позже, когда выяснилось, что амфоры заблаговременно нашли и подложили в нужное место. К слову, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков считает, что это нормально.

Путин не находил амфор на дне, которые там лежали много тысяч лет. Это очевидно. Еще и вычищенные. Естественно, они были найдены во время экспедиции несколько дней или недель тому назад. Их или оставили там, или положили, это совершенно нормально Дмитрий Песков

 

Византийский корабль

 

В 2009 году у побережья Крыма был обнаружен средневековый византийский корабль. Судно нашли на глубине 124 метра, между Ялтой и Севастополем: недалеко от мыса Форос. В этом году корабль планируют поднять на поверхность и изучить его. По мнению экспертов, скорее всего, это византийская либурна — военное судно, которое использовалось для охоты на пиратов. Директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов уверен, что на корабле есть, чем «поживиться».

Это исключительный объект, на нем могут быть ценные находки. Он практически похож на бархан, из которого торчат мачты, весла, реи, амфоры. Мы рассчитываем на полный набор всех ценностей, культурных и научных Сергей Воронов

 

Доисторический носорог

 

Кости доисторического животного нашли случайно. В 2007 году аквалангисты одесского дайвинг-клуба совершали тренировочные погружения, в ходе которых, на глубине 10 метров, обнаружили подозрительные останки. Палеонтологи, изучившие кости, пришли к выводу, что носорог был еще маленьким (3 метра в длину), когда погиб. Считается, что данный вид носорогов жил около 20 миллионов лет назад, когда на Земле жили только мастодонты и саблезубые тигры.

 

Субмарина «Щука»

 

Советская субмарина серии Щ — «Щука» 216, затонула возле берегов Тарханкута зимой 1944 года. Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка участвовала в Великой Отечественной войне и успела выполнить 14 боевых заданий,потопить одно судно, а еще одно повредить. Советскую лодку нашли украинские водолазы на глубине 52 метров. Участник подводной экспедиции Михаил Шевчук отметил ее состояние.

Ровненько, на ровном килю стоит почти вся целая, не разгромленная, с орудиями, с якорями, ну, со всеми причиндалами. Михаил Шевчук

 

Пароход «Ленин»

 

«Ленин» находится в районе мыса Сарыч, на глубине 96 метров.  Пароход затонул в июле 1941 года, перевозя людей в Крым из оккупированной Одессы. Практически доплыв до конечной точки, «Ленин» подорвался на мине — из 2500 человек, находящихся на борту, выжило только 272.

 

Истребитель Як-1

 

Житель Севастополя в 2011 году нашел на дне Черного моря настоящий раритет — советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны. Обнаружив самолет, черный археолог самостоятельно поднял его со дна, загнал в гараж и выставил на продажу через интернет. Продать истребитель за 65 тысяч долларов не вышло — самолет конфисковали правоохранительные органы, а неудачливого интернет-торговца оштрафовали.

 

Химическое оружие

 

В Черном море покоятся более тысячи металлических бочек с боевым химическим оружием: люизитом, ипритом, зарином и заманом. Они были затоплены в 1941 году перед наступлением фашистских войск. При этом срок хранения бочек уже истек (не более 70 лет), а это значит, что в любой момент может начаться утечка опасных веществ. На данный момент найдено более половины опасных захоронений, остальные в процессе поиска, которым занимаются сотрудники МЧС.

 

Греческий боевой корабль

 

В поселке Сенной Краснодарского края, на Таманском полуострове, уже 20 лет ведутся раскопки греческого полиса Фанагория — одного из самых крупных городов Боспорского царства. В 2012 году в Таманском заливе было найдено деревянные судно, который сначала идентифицировали, как византийский торговый корабль. Летом этого года, в нескольких метрах от судна, нашли таран, на котором был отлит знак царя Митридата, считавшего себя новым Александром Македонским и мечтавшего завоевать Древний Рим. Это позволило сделать вывод, что корабль военный, так как, скорее всего, был отправлен на подавление восстания в Фанагории.

 

Подводный музей

 

В Крыму у мыса Тарханкут располагается необычный подводный музей скульптур под названием «Аллея Вождей». В 100 метрах от берега, на глубине 12 метров, находятся скульптуры известных деятелей культуры, политики и просто интересные экспонаты. Из известных личностей здесь практически все: Ленин, Сталин, Маркс, Есенин, Чайковский, Пушкин — всего около 50 бюстов.

 

Древние человеческие постройки

Бонус

Известный подводный археолог Роберт Баллард, первый нашедший обломки лайнера «Титаник», в двухтысячных обследовал Черное море, в районе города Синоп, и пришел к выводу, что Всемирный потом — это не библейская выдумка. Роберт обнаружил «глубоководные подтверждения» теории потопа: береговые линии, речные долины, человеческие постройки — и все это на глубине около 150 метров. Эти находки, по мнению Балларда, подтверждают гипотезу о Всемирном потопе. Предполагается, что в этом поселении люди жили примерно 7600 лет назад, а затем город смыло гигантской волной Средиземного моря, образовавшейся в результате землетрясения. Этот потоп, кстати, и «посолил», прежде пресноводное, Черное море. Тем не менее, это всего лишь теория, у которой немало критиков.

sochi.scapp.ru

На дне Черного моря найден самый древний корабль: sell_off — LiveJournal

Найден «Одиссей», путешествующий во времени

Бен УЭБСТЕР (Ben Webster).

Самый старый в мире неповрежденный корабль, потерпевший крушение, с мачтой, рулями и скамейками для гребцов найден на дне Черного моря, где он пролежал более 2400 лет.

23-метровое торговое судно было обнаружено лежащим на боку с помощью подводной лодки с дистанционным управлением. Британские ученые из Морского археологического проекта Черного моря, которые обнаружили это кораблекрушение, говорят, что его местоположение — примерно в 50 милях от побережья Болгарии — показало, как далеко от берега отважились отплыть древнегреческие торговцы.

Это также показало точность Художника Сирен (имя, данное древнегреческому художнику, жившему в Аттике, который украшал, но не подписывал так называемые красно-чёрные вазы. Его настоящее имя неизвестно, как и дата его рождения и смерти. — Прим. aprosh), который расписывал сосуды для вина: на том, что хранится теперь в Британском музее, Одиссей привязан к мачте удивительно похожего корабля.



Скамейки гребцов, лежащие на обломках, также похожи на те, на которых сидели моряки Одиссея, заткнув уши воском, чтобы не слышать сладкоголосых сирен — демонических полуженщин-полуптиц, заманивавших их на скалистый берег острова.

«Никто не мог сказать, насколько точным было изображение на вазе с сиренами и рисовал ли художник воображаемое или то, что видел, — сказал Джон Адамс, профессор археологии в университете Саутгемптона и главный ученый команды, которая нашла потонувший корабль. — Теперь мы видим археологические свидетельства, подтверждающие, что корабль на вазе очень близок по деталям, вплоть до формы руля управления, к подлиннику. Художник наверняка был знаком с кораблями».

Он пояснил, что нехватка кислорода в Черном море глубже 490 футов (150 метров) обеспечила сохранность деревянных затонувших кораблей, тогда как  в других морях они уже давно были бы поглощены морскими организмами.



Судно на Вазе с Сиренами имеет сходство с кораблём, потерпевшим крушение в Чёрном море.

«У нас очень мало частей кораблей этого возраста, и уж тем более ничего подобного не осталось от древнегреческого мира», — добавил он.

Учёный рассказал, что суда, рассчитанные, чтобы ходить как на веслах, так и под парусами, в основном использовались для торговли, но матросы также могли участвовать в «небольших набегах» на прибрежные поселения Черного моря.

Вероятно, корабль базировался в одном из древнегреческих поселений на побережье современной Болгарии. Профессор Адамс сказал, что местонахождение затонувшего корабля, расположенного в 50 милях от суши, показало, что «древние моряки не жались к берегу, робко переходя от порта к порту, а отправляясь в плавание в открытом море».

Найденный корабль — один из 67 последствий кораблекрушений, обнаруженных за последние три года в ходе осуществления проекта с использованием подводных лодок с дистанционным управлением, работающих на судах, которые обычно используются в морской нефтегазовой промышленности.

Другие найденные затонувшие корабли — римское торговое судно 200 года до н.э., найденную на котором разбитую амфору команде удалось восстановить. Они также обнаружили 1200-летние затонувшие корабли Византийской империи, средневековое итальянское судно и несколько относившихся к  Османской империи с XVI по XVIII века.

«Эти затонувшие корабли говорят о том, что все поселения вокруг Черного моря с самых ранних времен связывало интенсивное морское сообщение», — подчеркнул профессор Адамс. Он добавил, что на дне Черного моря будут обнаружены еще более старые затонувшие корабли, поскольку пока осмотрено менее 5 процентов территории, наиболее использовавшейся древними кораблями.

Пока неизвестно, был ли на древнегреческом корабле какой-то груз, потому что внутри он покрыт илом, который ученые надеются удалить, если удастся найти финансирование для следующей экспедиции.

Проект, финансируемый Джулией и Хансом Раузинг-Трастом, предназначен не для поиска затонувших кораблей, а для картографирования древнего ландшафта Черного моря, который был затоплен тысячи лет поднявшимися водами, образовавшимися в результате таяния льда после окончания последнего ледникового периода.

Оригинал публикации.

sell-off.livejournal.com

На дне Черного моря найден древнегреческий корабль

В бескислородной мертвой зоне он практически полностью сохранился. 

Остов 20-метрового древнегреческого торгового судна, полностью сохранившийся в бескислородной среде черноморской мертвой зоны, обнаружен британскими исследователями в 80 км от побережья Болгарии на глубине 2 км. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст находки — около 2400 лет. Это первый случай, когда древнее судно находят практически нетронутым: сохранились скамейки для гребцов, мачты и руль. Команда корабля могла состоять из 15–25 человек, возможно, их останки тоже удастся найти. Изучив строение корабля, ученые пришли к выводу, что он мог ходить как под парусом, так и на веслах, использовался в основном для торговли и был построен в древнегреческом поселении, находившемся на территории современной Болгарии. Судно было найдено на месте известного кладбища кораблей, где ранее были обнаружены 67 погибших судов различных эпох. «Моя Планета» рассказывала о самых больших кладбищах затонувших кораблей.

www.moya-planeta.ru

Древнейший корабль. Что нашли на дне Черного моря

Древнегреческое судно пролежало на дне более 2400 лет. Похожий корабль изображен на аттической вазе со сценой из Одиссеи Гомера.

На дне Черного моря нашли древнегреческое торговое судно примерно в 80 километрах от побережья Болгарии. Оно лежит в мертвой зоне на глубине около двух километров.

Судно датируется примерно 500 годом до нашей эры. Это одно из самых древних судов, которые хорошо сохранились до сегодняшнего дня. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

Самый древний неповрежденный корабль

Участники археологического проекта Black Sea Maritime Archaeology Project опубликовали фотографии древнегреческого торгового судна, найденного на дне Черного моря примерно в 80 километрах от побережья Болгарии.

«Корабль, сохранившийся в неповрежденном виде со времен классической эпохи и лежащий на глубине более двух километров, — это то, во что я бы никогда не поверил», — заявил ведущий исследователь команды профессор Джон Адамс.

 

Судно было обнаружено в рамках трехлетней миссии подводных археологов и геодезистов из Британии и Болгарии, исследующих дно Черного моря.

На настоящий момент команда ученых нашла уже более 60 мест кораблекрушений. Возраст затонувших кораблей охватывает классический период, эпоху Древнего Рима и 17 век, когда казаки совершали морские рейды против Османской империи.

Найденный у Болгарии 23-метровый корабль исследователи оставят там, где его нашли. Однако небольшой фрагмент подняли для углеродного анализа, проведенного Саутгемптонским университетом.

 

 

Результаты подтвердили, что это действительно «самый древний неповрежденный корабль, известный человечеству». Ранее удавалось находить только обломки кораблей этой эпохи.

У судна сохранились мачты, руль и даже скамейки для гребцов. Ученые считают, что судно относится к тому типу торговых кораблей, о которых до сих пор было известно только по рисункам на керамических сосудах.

Похожий корабль изображен на аттической вазе 480 года до нашей эры, на которой запечатлена сцена встречи Одиссея с сиренами.

Британский музей

«Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала», — заявил профессор археологии в Университете Саутгемптона Джон Адамс.

Теперь, по его словам, очевидно, что автор рисунка был хорошо осведомлен о предмете, точно изобразив детали вплоть до формы руля.

Отмечается, что материал корабля смог сохраниться в отличном состоянии, так как в водах Черного моря на глубине более 200 метров отсутствует кислород. В других морях в подобном виде корабль бы не сохранился.

Не Клеопатра. Раскрыта тайна краха Древнего Египта

Предположительно, судно затонуло во время шторма. На нем могло находиться 15-25 человек, чьи останки, возможно, находятся где-то поблизости. Однако не исключено, что их уничтожили бактерии.

 

Случайно нашли 40 кораблей

В 2016 году заработала миссия Black Sea Maritime Archaeology Project. В октябре того года они сообщили, что нашли на дне Черного моря свыше 40 затонувших кораблей, в том числе времен Византийской и Османской империй.

Специалисты из Black Sea Maritime Archaeology Project проводили геофизические исследования болгарской акватории Черного моря на глубине примерно 1,8 тысячи метров, чтобы построить карту подводных ландшафтов и изучить, как менялся уровень Черного море и как это отразилось на жителей прибрежных районов.

Неожиданно для себя они нашли свыше 40 затонувших кораблей. Типы некоторых судов были известны ученым только по историческим описаниям, теперь же археологи получат возможность исследовать их вживую.

С помощью судов с дистанционным управлением исследователи смогли сделать видео затонувших артефактов, а также построить 3D модели с помощью фотограмметрии.

Эти суда также прекрасно сохранились благодаря отсутсвию кислорода в мертвой зоне Черного моря.

Черное море служило водным путем с древности. Первые греческие колонии появились в Причерноморье в восьмом веке до нашей эры. Греческие и римские авторы описывали глубину и размеры Черного моря, а также впадающие в него реки.

Конь, хромой и целая улица. Новые открытия Помпей

В 6-7 веках нашей эры по Черному морю начали путешествовать славяне. После возникновения Киевской Руси княжеские войска неоднократно предпринимали набеги на Константинополь по морю.

После завоевания Византийской империи турками в 15 веке и захвата ими последней генуэзской колонии в Крыму Черное море превратилось во внутреннее озеро Османской империи.

Турки допускали туда только торговые суда из Рагузы (ныне хорватский Дубровник). Ситуация коренным образом изменилась только в конце 18 века, когда Российская империя завоевала северное побережье Черного моря.

 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

korrespondent.net

На дне Черного моря обнаружен самый древний корабль

Подводные археологи сделали свою замечательную находку на дне моря примерно в 50 милях от побережья Болгарии. Глубина в этом месте достаточна для того, чтобы находка находилась в бескислородной среде.

Как известно, воды Черного моря на глубине свыше 200 метров насыщены сероводородом, а кислорода в них практически нет. Эдакий заповедник анаэробной жизни, в котором хорошо сохраняются органические объекты, которые в любом ином месте пали бы жертвой микробов и червей.

Как сообщает The Guardian, кораблю примерно 2400 лет, это известно по данным радиоуглеродного анализа. Когда он вышел в свой последний рейс, в Египте еще правили фараоны, Рим был столицей незначительного государства, а до основания Нью-Йорка было еще два тысячелетия.

Длина судна — 23 метра, оно отлично сохранилось. Ученые смогли распознать мачту, руль и банки (скамейки для гребцов).

«Корабль, сохранившийся в неприкосновенности со времен классического мира, лежащий на глубине — это то, во что я никогда бы не поверил, — сказал профессор Джон Адамс, главный исследователь проекта Черноморской морской археологии (MAP). «Это изменит наше понимание судостроения и мореплавания в древнем мире».

Считается, что корабль был торговым судном такого типа, который исследователи ранее видели только нарисованным на керамике, вроде вазы Сирены, хранящейся в Британском музее. При этом было непонятно, насколько изображение соответствует реальным судам той эпохи и, вообще, видел ли их художник.

Ваза сирены

Оказалось, что изображение достоверно — даже форма руля передана правильно.

Ранее археологам удавалось находить остатки древних кораблей, но ни одни не были столь полны.

www.popmech.ru

Корабли не тонут — они отбрасывают флаги!

Черное море не самое спокойное с точки зрения судоходства, зимние шторма бывают очень даже сильные. Потому и покоятся на дне морском не мало погибших кораблей, а прибавить сюда еще корабли погибшие в годы Великой Отечественной войны.  во-общем для дайверов любителей и профессионалов есть куда нырнуть. Попробуем познакомить читателей с некоторыми  затопленными объектами.

Карта затонувших кораблей Черного моря.


 

«Ураллес» 

Принадлежность СССР. Транспорт. Бывший грузовой пароход. Спущен на воду в 1926 г., первоначальное название — «Доре». В составе Черноморского флота с 27.07.1941г.
Вместимость: 1975 брт. Скорость: 9 узл.
30 октября 1941 г. транспорт «Ураллес» (капитан И. Ф. Короткий) участвовал в эвакуации Евпатории. В 13 ч. 25 м. при бомбардировке порта 35 самолетами противника транспорт затонул. При обследовании объекта аквалангистами клуба «Нептун-Про» г. Тольятти, и г. Евпатория появилась следующая картина. Корпус судна полностью разрушен и представляет собой, разрозненные металлические обломки.

Повсюду видны свежие спилы бронзовых труб, вероятно сделанные местными любителями цветного металла. Под обломком правого борта видны фрагменты груза, медные прутки диметром 70 мм, и длиной 500 мм.

Прижизненных фото судна обнаружить не удалось.
Координаты 45°09’N 33°23’E. Глубина 12 метров. Возвышение над грунтом 2-5 метров.

 


Т-405 «Взрыватель» 

Принадлежность СССР. Тральщик проекта 53. Заложен в Севастополе в 1936 г. Спущен на воду в 1937 г. Вступил в строй 9.05.1938 г.
Водоизмещение: стандартное — 447 т,
полное — 490 т
Длина: 62 м
Ширина: 7,62 м
Осадка: 2,37 м
Мощность дизелей: 2 по 1400 л.с.
Скорость: 18 узлов
Вооружение: 1 100-мм орудие в установке Б-24-БМ,
1 45-мм орудие в установке 21-К,
1 20 -мм «Рейнметалл»
2 2х 12.7 мм Кольт
2 12.7 мм ДШК
28 мина образца 1926 г., 2 трала.
Экипаж: 52 человека.

4.01.1942 года в 23ч.30м. отряд кораблей в составе базового тральщика Т-405 «Взрыватель» (командир капитан-лейтенант В.Г.Трясцин), 7 сторожевых катеров и морского буксира СП-14 вышел из Стрелецкой бухты Севастополя имея задачу высадки передового десантного отряда в Евпатории. Во время перехода волнение моря достигала 3-4 баллов, сила северо-западного ветра достигала 4-5 баллов. 5 января в 02ч.41м. корабли подошли к точке тактического развертывания и по сигналу с флагмана направились к заранее установленным точкам высадки. В период с 3 до 6 часов была произведена высадка десанта в составе усиленного батальона морской пехоты (577 человек, 3 танкетки и 3 противотанковых орудия). При высадке десанта «Взрыватель» причалил к пассажирской пристани. Высадка в целом прошла успешно и десант, поддержанный огнем корабельной артиллерии, продвинулся вглубь города. Поняв, откуда исходит основная угроза, противник сосредоточил артиллерийско-минометный огонь по району порта. Снаряды и мины рвались вокруг кораблей. «Взрыватель» получил ряд повреждений. Осколком был убит командир высадки капитан 2 ранга Н.В.Буслаев. Командование принял на себя военком отряда полковой комиссар А.С.Бойко. Оставаться далее в порту стало невозможно, и корабли вышли на внешний рейд, где начали маневрировать, продолжая огневую поддержку десанта. Сторожевые катера неоднократно подходили к берегу и забирали раненых. На рассвете 5 января начались атаки авиации, продолжавшиеся в течение всего дня. Связь сторожевых катеров с флагманом и десантом на берегу прервалась. Днем катерам удалось связаться по радио, с Севастополем и им был передан приказ, возвращаться в базу. Во второй половине дня погода резко ухудшилась. Усилился ветер с мокрым снегом и дождем. К вечеру в районе Евпатории остался один «Взрыватель». К этому времени корабль получил серьезные повреждения корпуса и большие потери в личном составе. Во время очередной атаки авиации две бомбы разорвались вблизи корабля. Взрывом корму подбросило вверх. От удара разошлись листы наружной обшивки. Началось поступление воды в машинное отделение и кормовые помещения. Были запущены все водоотливные средства. Погнулись гребные валы. Вышли из строя и остановились дизели. Было сорвано с креплений и выброшено за борт 45-мм орудие. Орудийный расчет был полностью выведен из строя осколками. Вышло из строя рулевое управление и неуправляемый корабль понесло на мель. Были отданы якоря, но из-за песчаного грунта они не держали корабль. Около 21 часа накатом волны тральщик был выброшен на берег занятый противником в районе Соляных промыслов.

В 21ч.15м. сторожевой катер №0102 принял с тральщика донесение для штаба флота: «Нахожусь на мели». Авиация противника продолжала атаки неподвижного «Взрывателя». Вышло из строя еще одно зенитное орудие. Разрушены мостик и мачты. Новые потери среди личного состава. В ночь на 6 января с тральщика была передана последняя радиограмма: » Кораблю сняться нельзя. Спасите команду и корабль, с рассветом будет поздно». На помощь тральщику по приказу командующего флотом два раза высылались торпедные катера с боезапасом, но подойти к берегу из-за противодействия противника они не смогли, катера №91 и №111 погибли, а №101 и №121 возвратились в базу.
Командование корабля, собрали оставшихся в живых и приказали уничтожить, секретные документы. А также занять оборону на корабле, и на берегу вокруг него. Вскоре танки противника подошли к урезу воды и начали в упор расстреливать корабль. Несколько снарядов прошили корпус. Около 14ч.00м. «Взрыватель» расстрелял весь боезапас 100-мм орудия, и оно вышло из строя. Погибли А.С Бойко и В.Г. Трясцин. Оставшиеся в живых предприняли попытку прорыва по суше, но она не удалась из-за интенсивного обстрела противника, и личный состав продолжал вести бой с борта корабля.

По словам местных спасателей, останки судна до сих пор находятся на месте гибели.


«Игнатий Прохоров»

Принадлежность России. Пароход, бывший «Wearmounth». Построен в 1886 году в Англии на верфи «Stand Slipway Co». В 1891 году судно продано S. Tourcoul. И получило новое название «Игнатий Прохоров» с регистрацией в Одессе. В 1903 году судно вновь сменило владельца, им стал С.Л Карапатницкий. В 1915 году судно реквизировал императорский военно-морской флот в качестве транспорта №27.
Водоизмещение 1265 (1369) брт.
Длина приблизительно 70 метров.
В ноябре 1918 года «Игнатий Прохоров» (Транспорт № 27) затонул в результате подрыва на плавучей мине.
Обнаружено представителями Севастопольского клуба «Альфа». Вот как описывает погружение на объект один из севастопольских аквалангистов- Андрей Быков . «Уже после первых минут пребывания на судне у нас не осталось сомнений — это отлично сохранившийся старинный пароход. Судно совершенно не заилено. Первым пришедшим в голову предположением было то, что пароход колесный, но все расставил на свои места впившийся в морское дно гигантский гребной винт.

Стальной корпус, хорошо сохранившееся леерное ограждение. Прямо на корме открыты люки, ведущие куда-то вниз.

Ближе к трюмам лежат остатки большого корабельного штурвала.

Над бортами нависли пустые шлюпбалки. По открытым кормовым трюмам становиться понятно, что судно грузовое. Плывя к центру корабля, опускаемся в первый трюм. Трюма соединяются между собой и их можно пронырнуть насквозь. Трюма поражают своими размерами. На дне одного из них лежит огромный гребной винт. С палубы вниз до самого дна спускаются проржавевшие лестницы. С лестниц и по бортам свисают такие ржавые сосульки — подобные я видел на фотографиях с «Титаника». За трюмами находится длинная надстройка, на нее с палубы поднимаются две лестницы. Наверху надстройки стоит корабельный камбуз и входы во внутренние помещения парохода. За камбузом находится открытый настежь люк, ведущий в машинное отделение.

Сразу за ним начинается небольшой «предбанник», прямо сверху через вход видна огромная задвижка на паровой трубе машины и чернеющий проход на нижнюю палубу, где, собственно, находится сама машина. В самом начале надстройки, там, где и положено ему быть, стоит капитанский мостик. Огромные глазницы окон стоят без стекол, и через любую из них можно свободно проникнуть внутрь, не снимая баллонов.

Внутри мостика — остатки мебели, корабельной утвари и чего-то еще. Нагромождение обломков, в которых определенно угадывается что-то знакомое. Хотя вот стоит совершенно целый шкаф, по всей видимости, для документов. На полках стоит бутылка, и лежат остатки каких-то бумаг. Левее шкафа на стене висит корабельный барометр. Носовые трюма также открыты, и их можно свободно пронырнуть из одного в другой. На дне трюмов лежат остатки корабельного груза, доски и какой-то хлам, над трюмами нависли грузовые балки с обросшими канатами. Поднимаемся из трюма и плывем на нос — он уже отлично виден. Нос парохода подломлен к верху, очевидно от удара об дно. На носу надстройка и в ней два дверных проема.
За все погружения, которые мы совершили на объект, никаких следов разрушения корпуса или чего-либо подобного нами найдено не было. Причина гибели корабля на сегодняшний день остается загадкой. В ходовой рубке парохода, прямо в рабочем столе нами были найдены остатки бортового журнала, а также фрагмент справочника морских семафорных команд с их детальным описанием. Лично как по мне, то выучить японский язык гораздо проще. В бортовом журнале можно прочесть фрагменты записей о маршрутах и стоянках судна. К нашему счастью, капитан делал записи карандашом, в сочетании с превосходным качеством бумаги того времени эти артефакты, пролежав в воде 100(!) лет, дожили до наших дней. В машинном отделении на котле, нами была обнаружена табличка с годом и названием изготовителя. На ней выгравирован год постройки — 1886 и название «SUNDERLAND ENGINE WORKS».

В последствии, при повторном погружении на корме обнаружено название данного судна «Игнатий Прохоров».
Координаты
Глубина 96 метров.


Подводная лодка типа «М» — ХII серии

Подводная лодка использовалась в качестве мишени. Была затоплена в 1957 году при испытании военными системы ПУГ. Вероятный номер субмарины «М-28».
Корпус субмарины замыт по ватерлинию. Видимых разрушений и пробоин нет. На палубе отсутствует орудие, даже якоря на своем месте нет. Объект достаточно часто посещается аквалангистами-любителями.

Координаты 44°47’N 33°28’E.
Глубина около 45 метров.
Возвышение над грунтом 5 метров.

 


Подводная лодка типа «Нарвал» 

Принадлежность России.
Подводная лодка.
Водоизмещение,т 620/912
Размерения,м 70,2 х 6,5 х 3,5
Дизели, л.с 4х160
Эл. Моторы, л.с 2х245 Скорость,уз 13/11,5 Дальность,миль 3000
Вооружение: Торпедные аппараты, шт 8х 456 мм
Орудие 75 мм, шт 1
Орудие 57 мм, шт 1
Экипаж 41 чел.

В 1980 г. на рейде Севастополя была обнаружена подводная лодка. Субмарина была обследована с борта подводной лаборатории «Бентос-300». В 1992 г. с борта подводного аппарата «Риф» была произведена кинофотосъемка.

Лодка лежит с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму 25 градусов. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части, на палубе находится сооружение схожее с торпедным аппаратом.

Военно-морской историк из г. Севастополя Вакар.В придерживается мнения, что данная субмарина принадлежит к типу «Нарвал». Составители «Атласа» согласны с мнением Вакара. В. Есть некоторые моменты, подтверждающие правильность данных выводов.
а) Отсутствие палубного артиллерийского вооружения еще раз подтверждает, что субмарина затонула не в бою.
б) Не видно торпедных аппаратов Джевецкого, тоже все объясняет их попросту заварили в 1916 г., что бы не мешали.
в) На лодках типа «Нарвал» в кормовой части, и в носовой были установлены палубные трубчатые торпедные аппараты.
Возможно, данная субмарина является подводной лодкой «Нарвал», либо однотипная «Кашалот», затопленных английскими интервентами 26.04.1919 г. на внешнем рейде Севастополя. На лодке отлично сохранился медный телеграф и перескоп.

Проникновения в лодку маловероятны, т.к. все отсеки закрыты, разломов и иных точек входа не обнаружено. В районе кормы в грунте обнаружена воронка диаметром 3-4 метра и глубиной также 3-4 метра. Происхождение и назначение непонятны.
Координаты 44°38’N 33°25’E.
Глубина 78 метров, возвышение над грунтом 6 метров.


Минный заградитель «Прут» 

Принадлежность России. Спущен на воду в 1879 г. Бывший пароход Добровольного флота «Москва». Приобретен Российским флотом в 1895 г. Использовался в качестве учебного судна.
Водоизмещение: 5959 т Скорость: 13,5 уз.
Вооружение: 8 47-мм и 2 37-мм орудия,
3 пулемета, 900 мин.
Экипаж: 306 человек.

29 октября 1914 г. около 7 часов утра, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель «Прут» (командир капитан 2 ранга Г. А. Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер «Goeben» (командир капитан цур зее Аккерман). «Прут» передал в Севастополь сообщение о встрече и свое место — 44°34’N 33°01’E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с предложением сдаться.
В ответ минзаг поднял на всех мачтах флаги и пошел к берегу. Командир, видя безвыходность положения, принял решение затопить корабль. Была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков начал уничтожение шифров и секретных документов. Были спущены шлюпки, но, так как места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.
В 07 ч. 35 м. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Под огнем вражеского корабля на «Пруте» начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление «Прута», командир приказал произвести подрыв днища. Для этой цели на корабле, как и на других черноморских минных заградителях, были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогусский и минный кондуктор. Через 10-15 минут после открытия огня «Goeben» дал ход и ушел в сторону мыса Сарыч. Находившиеся при крейсере турецкие миноносцы «Samsun» и «Tashos» некоторое время оставались на месте, продолжая обстреливать «Прут».
Примерно в 08 ч. 40 м. «Прут» встал почти вертикально и, с развевающимися на мачтах флагами, затонул в 10 милях к западу от мыса Фиолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник 70-летний иеромонах Антоний. Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Но часть его (3 офицера, в т. ч. командир, корабельный врач, 2 кондуктора и 69 матросов) была снята со шлюпки и поднята из воды турецкими миноносцами и взята в плен. Остальные (3 офицера и 199 матросов) были подняты на борт вышедшей из Балаклавы подводной лодкой «Судак» и затем переданы на борт госпитального судна «Колхида», которое доставило их в Севастополь. В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.
Если взять координаты, переданные с борта минзага «Прут», и проложить его путь к ближайшему берегу (мыс Херсонес), с тем условием, что хотя бы 30 минут корабль шел с максимальной скоростью 13,5 узла, то можно предположить, что «Прут» затонул в районе 44°37’N 33°12’E.
По последним данным обнаружения координаты объекта 44°38’N 33°12’E
Глубина 124 метра, из-за чего он фактически недоступен для погружения.
Возвышение над грунтом 14 метров.


Минный заградитель «Дооб» 

Построен в 1926 г. Переоборудован в минный заградитель , и 6.07.1941 года вошел в состав ЧФ.
Водоизмещение,т 150
Длина,м 24,4
Ширина,м 5,3
Осадка,м 2,9
Дизель, л.с 120
Скорость, уз 9
Дальность,миль 300
Вооружение: 2 х 45 мм орудия , 2 х 7.62 мм пулемета

Минный заградитель «Дооб» погиб 11.02.1942 г. около входа в Камышевую бухту Севастополя от подрыва на мине. Согласно сведениям источников координаты гибели судна 44°35’9″N 33°25’3″E. По данным координатам на грунте объекта нет. При обследовании данного района гидрографами обнаружено два объекта на расстоянии 730 метров и 1300 метров от ранее полученных координат. Первый объект отмечен как «подводное препятствие». Координаты «препятствия» 44°35.916’N 33°24.767’E . Глубина около 25 метров возвышение 8 метров. Второй объект «затонувшее судно» с координатами 44°36’N 33°25’E Глубина около 50 метров возвышение 8 метров. Есть сведения , что в 2002 году останки минзага обнаружили аквалангисты. По их описанию «Дооб», найден на глубине около 25 метров лежащий с небольшим креном. Сильные разрушения в центральной части судна.

 


«Helga» («Хельга») 

Грузовой пароход. Принадлежал Германии. Бывший норвежский пароход «Hvardian». Захвачено немцами при оккупации Южной Франции. Спущен на воду в 1919 г. Вместимость: 1620 брт.

11 мая 1944 г. транспорт «Helga» следовал в составе конвоя «Profetul» c грузом боеприпасов. При разгрузке в 12 ч. 30 м. поврежден огнем советских береговых батарей (разбит руль). В 13 ч. 30 м. подвергся атаке советской авиации. Сохранился уникальный снимок одной из атаки, которая повлекла затопление.

Судно потеряло ход и было оставлено командой. В 18 ч. 30 м. пароход был расстрелян немецкими БДБ и затонул. Согласно данным источников, точка гибели находится в 14,5 км западней мыса Херсонес. Координаты не указаны. На расстоянии 14 километров западнее мыса Херсонес на грунте находится объект, по размерам похожий на транспорт «Helga». Координаты объекта 44°37’N 33°12’E. Глубина около 110 метров, возвышение над грунтом 14 метров. С некоторой долей вероятности можно утверждать, что данный объект и есть транспорт «Helga». По понятным причинам рэк не обследован.


Самолет Дорнье Do.26

 
Принадлежал Германским ВВС.
Скорость ,км.ч 320
Дальность полета ,км 7000
Высота максимальная ,м 4500
Вооружение :
Пушка 20 мм ,шт 1
Пулемет 7,9 мм ,шт 3

Возможное время гибели декабрь 1943 г. По обломкам самолета можно предположить, что он разбился при посадке, так как видимых разрушений от взрыва не наблюдается. Два крыла лежат отдельно от фюзеляжа на расстоянии 50-100м.
Фюзеляж сильно заилен, практически цел. Попасть в фюзеляж можно только с носа , через узкий проход.

Самолет неоднократно обследовался. На поверхность поднято большое количество всевозможных предметов, в том числе остатки штурвала пилота.

Обнаружено достаточно много человеческих костей и личных вещей.

Фактические координаты 44°35’N 33°24’E. Глубина 24 метра ,возвышение над грунтом около 1 метра.


Большой противолодочный корабль «Отважный»

Большой противолодочный корабль типа «Комсомолец Украины» (проект 61). Построен в 1963-1965 гг.
Водоизмещение: стандартное — 3550 т, полное — 4510 т.
Длина: 144,0 м
Ширина: 15,8 м
Осадка: 4,6 м
Мощность газотурбинных установок: 4 х 18000 л.с.
Скорость: максимальная — 35 уз.,
экономическая — 18 уз.
Дальность плавания: 3640 миль
Вооружение: 2 пусковых установки зенитного ракетного комплекса «Волна-М» (32 ракеты), 2 спаренных 76-мм артиллерийских установки, 2 12-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-6000, 2 6-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-1000, 1х5 533-мм торпедный аппарат, 1 вертолет Ка-25.
Экипаж: 266 человек.

30 августа 1974 г. корабль вышел в море для проведения учений. В 10 ч. 01 м. после подачи напряжения на механизмы поворота пусковой установки и в цепь стрельбы в результате неисправности электрических цепей произошел самопроизвольный запуск маршевого двигателя одной из зенитных ракет в кормовом погребе. Вслед за маршевым двигателем ракеты сработал двигатель ее стартовой ступени, а затем последовал запуск нескольких стартовых двигателей других ракет.

В результате резкого нарастания температуры и давления в погребе произошел взрыв, силой которого оторвало крышу погреба, начался пожар (загорелось топливо в топливных цистернах), в бортовой обшивке образовались две пробоины, вода затопила четыре отсека.

Собственными силами и силами пришедших на помощь других кораблей и спасательных судов огромный пожар удалось локализовать, но выгорела почти половина корабля. «Отважного» начали буксировать к берегу, на мелкое место, но не успели.
В 14 ч. 47 м. последовал новый сильный взрыв в кормовой части из-за воспламенения керосина (топлива для вертолета) и детонации вертолетных противолодочных авиабомб. Вода затопила еще два отсека, запас плавучести корабля был исчерпан. В 15 ч. 05 м. корма «Отважного» начала погружаться в воду.

В 15 ч. 24 м. весь личный состав покинул корабль, в 15 ч. 57 м. «Отважный» затонул.

В результате катастрофы погибло 24 человека. На затонувшем корабле находились вооружение, секретные радиолокационные приборы и пр. Для обеспечения секретности было принято решение уничтожить оставшийся на дне корпус корабля. В корпус была заложено 80 тонн тротила. 26 декабря 1977 г. прогремел мощный подводный взрыв. В результате осмотра установили, что корпус корабля от взрыва как бы «раскрылся» и превратился в бесформенное нагромождение металла, разбросанного на большой площади. «Отважный» перестал существовать как физически цельный объект.
В апреле — июне 1978 г. подняли с грунта артиллерийскую установку, часть кормовой надстройки и несколько бесформенных кусков металла, затем всякие работы прекратили. Работа водолазов в хаосе искореженного металла с острыми кромками была очень рискованной. Сейчас место затопления «Отважного» никакого интереса представлять не может, а учитывая большую глубину и состояние объекта, даже опасно для подводных исследователей.
Координаты обломков «Отважного»
44°44.420’N 32°59.870’E.
Глубина 127 метров.
Возвышение над грунтом 15 метров.

Как видно трагедии на море происходят не только в военное время. К сожалению, в связи с большими глубинами Черного моря, обследованы могут быть лишь немногие затонувшие объекты, находящиеся на мелководном шельфе. Однако и те объекты, которые не доступны дайверам могут быть чрезвычайно интересны историей своего существования и гибели.

При написание использованы материалы пользователя красавицаумница  http://www.liveinternet.ru/community/3299606/post293339037/

ocean-media.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *