В Черном море нашли греческое торговое судно времен Сократа и Платона
Автор фото, Black Sea MAP/EEF Expeditions
Подпись к фото,Затонувшее судно лежит на глубине 2000 метров, его фотографии сделаны с помощью глубоководных аппаратов, снабженных камерами
В Черном море, у побережья Болгарии обнаружено греческое торговое судно, затонувшее, по мнению ученых, 2400 лет назад.
Это одна из самых древних и самая хорошо сохранившаяся находка из всех когда-либо найденных на дне моря.
23-метровое лежащее на боку судно обнаружила совместная англо-болгарская команда исследователей в 80 с лишним километрах от побережья болгарского города Бургас.
Руль, скамейки гребцов и даже различная утварь отлично сохранились.
«Это просто другой мир, — описывает свои впечатления от находки член экспедиции Хелен Фарр. — Когда аппарат (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат — прим. Би-би-си) опускается сквозь толщу воды и вашему взору предстает лежащий на дне и отлично сохранившийся корабль, такое впечатление, что вы совершаете скачок во времени».
С помощью двух глубоководных аппаратов исследователи получили изображения судна в формате 3D и взяли образец поверхности для радиоуглеродного анализа, чтобы определить его возраст.
Автор фото, Werner Forman/Getty Images
Подпись к фото,Судно на дне Черного моря очень похоже на это, изображенное на античной вазе. Ученые полагают, что ваза примерно на сто лет старше найденного ими корабля
Причина, по которой судно, датируемое примерно 400 годом до нашей эры, так хорошо уцелело, кроется в особенности Черного моря — отсутствии кислорода в его глубинном слое.
Кроме того, до останков, лежавших на глубине 2000 метров, не могли добраться дайверы-любители, охотящиеся за артефактами с затонувших кораблей.
Найденное судно — одно из многих, ходивших в древности между греческими островами и средиземноморскими колониями вдоль побережья Черного моря.
Ученые отмечают, что очертаниями и дизайном оно очень похоже на изображение корабля, которым в древности греки украшали свои вазы и сосуды для вина.
В Британском музее, в частности, хранится ваза, на которой изображен привязанный к мачте Одиссей в том момент, когда его корабль проплывает мимо сирен. Судно на вазе и судно со дна Черного моря очень похожи по многим параметрам.
Пока неясно, какой груз перевозил затонувший корабль. По словам исследователей, на это понадобится время. Пока доступа внутрь судна у них нет.
«Нас как археологов интересует, что находка может рассказать нам о технологиях, торговле и передвижениях в этом районе в ту пору», — говорит Хелен Фарр.
За последние три года научная экспедиция, которую она представляет, обнаружила 67 затонувших кораблей, включая торговые суда Римской империи и суда казацкого торгового флота XVII века.
Что скрывают воды Чёрного моря
В акватории Крыма обнаружено более 2000 кораблей, затонувших в различные эпохи: от времён Боспорского царства до периода Великой Отечественной войны. Что находилось на борту этих кораблей? Какие исторические события и личности связаны с этими объектами? И главное — какие цели ставят перед собой археологи? На эти вопросы нам ответил заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.
Несухие цифры. Сколько объектов находится на дне Чёрного моря?
Летом 2015 года на глубине 80 метров у берегов Балаклавы в Крыму подводные археологи обнаружили остатки деревянного корабля, который относится к периоду средневековья. На корабле хорошо сохранился груз амфор. Таких находок вдоль крымского побережья — сотни. Многие суда ещё ждут своего часа, поскольку подводная археология — наука достаточно молодая.
— По нашим предварительным подсчётам, —
Исследование затонувшего торгового судна из Пизы
В подводной археологии есть особое направление — изучение затонувших кораблей. В английском языке существует лаконичный термин — «Nautical archeology» (от naus –«корабль»). У нас же её принято называть археологией кораблекрушений или же корабельной археологией. Учёные исследуют не только груз, который перевозили на судне, но и то, когда и по какой причине корабль затонул и куда держал свой путь.
Архивные данные — лучшие друзья для исследователей. По ним удаётся определить, куда направлялось судно и где могло затонуть. С античными и средневековыми кораблями возникают трудности из-за отсутствия письменных данных. Правда, есть и приятные исключения. В 1960-е годы обнаружили галеру из города Пизы. Уникальность этого судна в том, что удалось установить точную дату кораблекрушения.
Во времена Средневековья сражения на воде не были редкостью. Одно из них состоялось 14 августа 1277 года. Жители города Сугдеи (ныне Судак) стали свидетелями сражения пизанской галеры с генуэзскими кораблями. В результате судно из Пизы загорелось и ушло ко дну. Это событие сохранилось в письменных источниках в генуэзских архивах.
— Поскольку сама галера утонула на небольшой глубине, около 12 метров, — уточняет Виктор Васильевич Вахонеев, — деревянные остатки судна практически не сохранились. Но при этом сохранились все детали, которые неорганического происхождения: это керамика, то есть груз, который перевозил этот торговый корабль, это железные предметы на судне, монеты. К примеру, нами были найдены фрагменты итальянского оружия XIII века. Сам металл корродировал и не сохранился, но перед тем как он разрушился, эти мечи покрылись коркой из отложений, которые полностью повторили форму мечей. То есть внутри оказалась пустота, но снаружи она полностью по форме мечей. Мы их отдаём на рентген и получаем точную форму этих мечей, которыми сражались пизанцы в XIII веке.
В мирное время торговали, в военное — сражались
Одна из плановых научно-исследовательских тем Черноморского центра подводных исследований — поиск и изучение объектов, принадлежащих Русскому обществу пароходства и торговли. Его основали в 1856 году для развития торговли на Чёрном море. Была и другая негласная цель — в военное время корабли были обязаны принять участие в морских сражениях. В акватории Крыма найдено уже порядка пяти кораблей этого общества.
Один из самых известных кораблей этого общества — пароход «Веста». Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. это торговое судно переоборудовали под военный корабль. «Веста» сразилась с турецким броненосцем «Фехти-Булендом» и одержала победу в этом непростой битве. Спустя, примерно, десять лет «Веста» затонула. Нашли «героя русско-турецкой войны» в 2016 году. Известный маринист Иван Васильевич Айвазовский отразил на своей картине события сражения нашего парохода с турецким броненосцем.
Страшнее, чем на «Титанике»: спустя 79 лет после гибели найден теплоход «Армения»
Естественная природная консервация
В 1960-е годы советский археолог, историк античности Владимир Блаватский говорил о том, что исследования на глубине более ста метров станут самыми перспективными. Кому, как не ему, исследователю древнего города Фанагория, об этом знать. Учёный прогнозировал, что с эволюцией техники учёным будут доступны исследования на большой глубине. Начиная с 200 метров и до самого дна, в Чёрном море находится сероводородный слой. Жутко опасный для всего живого, но по этой же причине — идеальный природный консервант.
Лишь немногие бактерии способны функционировать в таких условиях, потому органический материал остаётся в целостности и сохранности. Это могут быть как останки деревянного судна, так и древние папирусы или свитки, к примеру.И уже есть первые находки: в 80 километрах от Болгарии в 2018 году обнаружено древнегреческое судно, возраст которого 2400 лет. По словам учёных, оно выглядит точно так же, как в тот день, когда затонуло. И это — только первая такая находка.
— В подводной археологии наступил новый этап, теперь у нас есть возможность изучать корабли на больших глубинах с помощью телеуправляемых подводных аппаратов, которые способны и на 1000, и на 2000 метров погрузиться на дно. Конечно, пока масштабных раскопок на этих глубинах мы проводить не можем, и, наверное, это не нужно, поскольку методика археологическая очень деликатная и неправильные раскопки могут привести к разрушению, повреждению объектов. Но недалеко то будущее, когда в арсенале морских археологов появятся более совершенные средства.
В погоне за сенсацией
В 2019 году СМИ разразились сенсацией: на пароходе «Генерал Коцебу» нашли картины Ивана Айвазовского, которые провели под водой 124 года с 1895 года! Впрочем, принадлежат ли картины кисти великого мариниста учёным ещё предстоит выяснить. Обывателям кажется, что за каждым затонувшим судном стоит сенсация, что, мягко говоря, не совсем так.
— Археологи всякой научной проблемой занимаются длительное время, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев. — К примеру, один археологический памятник можно раскапывать всю свою жизнь. И за эту жизнь один или два раза можно сделать какую-то сенсацию. Даже если археологи не находят в этом полевом сезоне чего-то, это совсем не означает, что не было сделано какое-то открытие. Мы сделали открытие, что здесь ничего не тонуло, к примеру. Дело в том, что за границей есть такое определение «Treasure hunter» — охотники за сокровищами. И вот они как раз стремятся к каким-то сенсациям. Мы же, открыв какой-то корабль, начинаем его планомерно исследовать многие и многие годы. Мы ставим целью качество проведённых исследований, а не их количество, — подчёркивает учёный.
Мифы и факты о гибели теплохода «Армения»
Рост культуры как способ борьбы с «чёрными археологами»
Ранее подводная красота оставалась для человека загадкой: корабли уходили на дно со своим грузом, их истории забывались. Поэтому люди и не знали истинной ценности этих объектов. Появлялись мародёры или чёрные археологи. Чем выше уровень культуры и образования населения, тем меньше исторически важных объектов, наземных или подводных, будет повреждено.
— Грабёж начинался в нашем обществе именно в то время, когда в стране падал общий уровень культуры, в 1990-е годы, к примеру. Сейчас у нас коренной перелом происходит. Общество сегодня-завтра уже будет готово осознать всю важность нашего дела. Вот я в Феодосии руковожу музеем подводной археологии, и мы прямо по нашему контингенту посетителей, которые приходят, по тем вопросам, которые они задают, видим, что прогресс есть. Если ещё 10 лет назад под водой мы могли видеть дайвера, который просто так, не с целью даже грабежа, просто какой-то кусок железки с затонувшего судна отдирает, то сегодня уже эти основные проблемы остановлены. Просветительская работа — панацея от разрушения, повреждения наших памятников. Никакие иные меры: ни административные, ни уголовные, я думаю, не повлияют. Всё зависит от того, что у нас в голове, —
считает Виктор Вахонеев.В России всё больше людей хотят посвятить свою жизнь исследованиям кораблекрушений и затонувших городов. Как отклик на это, в Севастопольском государственном университете открылась магистерская программа «Подводная археология». Студенты-магистры уже приняли участие в экспедиции в Сирии в акватории Тартуса. Волонтёры из Колумбии, Франции и стран СНГ помогают в местных экспедициях.
Затонувшие и ненайденные объекты в Чёрном море
«Чёрный принц»
В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «HMS Prince» шёл в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.
Корабль до берега не дошёл — затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочёсывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы в поисках не участвовали.
Некоторые учёные считают, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. В 2010 году появилась информация, что обломки судна обнаружили украинские дайверы и даже подняли со дна осколки капитанского сервиза с названием судна. Однако подводные искатели с упорством, достойным лучшего применения, продолжают прочёсывать дно в Балаклавской бухте.
Д-4 «Революционер» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927–1930 годах, четвёртый корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».
За годы Великой Отечественной войны Д-4 совершила 16 боевых походов, в том числе 6 транспортных рейсов в осаждённый Севастополь. Потопила немецкий транспорт «Boy Federsen» (бывший советский «Харьков»), болгарский транспорт «Варна» и, вероятно, германский транспорт «Santa-Fe». Все — близ мыса Тарханкут.
11 ноября 1943 года лодка вышла в боевой поход. В последний раз Д-4 видели 1 декабря с подводной лодки Щ-209. В качестве места гибели некоторые источники называют Калиматский залив. Здесь, юго-западнее мыса Урет, после неудачной атаки десантной баржи № 566 Д-4 потопили противолодочные корабли Uj-103 и Uj-102.
Лидер эсминцев «Харьков» (проект 1), эсминцы «Беспощадный» и «Способный» (проект 7-У)
Суда погибли 6 октября 1943 года при проведении набеговой операции на побережье Крымского полуострова, занятого немецкими войсками. Из 903 человек, находившихся на борту трёх погибших кораблей, катера и гидросамолёты спасли 187. Суда могут располагаться на глубине порядка 1800 метров и удалении 160 км от морского порта Новороссийск.
«Лэрисс»
Начинающие дайверы у мыса Тарханкут часто ищут корабль «Лэрисс», который зимой 1944 года будто бы вывозил в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области: картины, старинную керамику, золото, серебро, дворцовую утварь.
На самом деле судно «Larissa», действительно, было в составе германского торгового флота, только затонуло оно 1 мая 1941 года в заливе Волос (Греция) в результате подрыва на британской мине.
Так что в Чёрном море искать это судно не просто трудно, но ещё и бессмысленно.
Алексей Ерёмин
На дне Черного моря нашли древнейший неповрежденный корабль
На дне Черного моря найден древнейший затонувший корабль, он пролежал на дне более 2400 лет. Судно прекрасно сохранилось, его внешний вид совпадает с рисунками античной греческой керамики. Кораблю удалось сохраниться благодаря отсутствию кислорода в Черном море на глубине более 150 м. Поднимать его на поверхность не планируется.
В мертвой зоне Черного моря обнаружили неповрежденный корабль, который пролежал на дне более 2400 лет, передает Sky News.
Древнегреческий торговый корабль длиной 23 метра был найден в 80 км от берегов Болгарии с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата.
Небольшой фрагмент находки был отправлен для анализа в университет Саутгемптона. Согласно результатам исследования, это древнейший из известных на данный момент затонувших кораблей.
У судна сохранились мачты, руль и даже скамейки для гребцов, он считается древнейшим неповрежденным кораблем 500 года до нашей эры. Ранее удавалось находить только обломки кораблей этой эпохи.
Исследователи сообщили, что внешний вид обнаруженного корабля совпадает с рисунками античной греческой керамики — например, Вазой сирен (480-470 гг. до н.э.), которая хранится в Британском музее. На ней изображено похожее судно, на борту которого находится Одиссей, а у мачт вьются сирены.
«Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала», — заявил ведущий исследователь профессор археологии в Университете Саутгемптона Джон Адамс. Теперь, по его словам, очевидно, что автор рисунка был хорошо осведомлен о предмете, точно изобразив детали вплоть до формы руля.
«Корабль, сохранившийся в неповрежденном виде со времен классической эпохи и лежащий на глубине более двух километров, — это то, во что я бы никогда не поверил, — признался Адамс. —
Это изменит наше понимание судостроения и мореплавания в древнем мире».
Отмечается, что материал корабля смог сохраниться в отличном состоянии, так как в водах Черного моря на глубине более 200 метров отсутствует кислород. В других морях в подобном виде корабль бы не сохранился. «До нас дошло лишь очень небольшое количество обломков кораблей той эпохи», — констатировал Адамс.
По словам исследователей, они намерены оставить корабль там, где его нашли.
Судно было обнаружено в рамках трехлетней миссии подводных археологов и геодезистов, исследующих дно Черного моря. На настоящий момент команда ученых нашла уже более 60 мест кораблекрушений. Возраст затонувших кораблей охватывает классический период, эпоху Древнего Рима и XVII век, когда казаки совершали морские рейды против Османской империи.
Предположительно, судно затонуло во время шторма. На нем могло находиться 15-25 человек, чьи останки, возможно, находятся где-то поблизости. Однако не исключено, что их уничтожили бактерии.
В 2016 году международная команда ученых в ходе исследований в Черном море обнаружила кладбище древних кораблей. Исследовательский проект Maritime Archaeology Project был направлен на проведение геофизических исследований, однако в ходе изучения ученые по случайности натолкнулись на затонувшие суда.
Более 40 кораблей Османской и Византийской империй отлично сохранились из-за недостатка кислорода в Черном море на глубине.
«Использование новейших 3D-технологий помогло запечатлеть удивительные изображения, не нарушая морского дна», — сообщили ученые.
Экспедиция прошла на глубине в 1,8 тыс. м с использованием новейших аппаратов подводной съемки и сканирования.
А до этого международная группа археологов, в которую входили специалисты из Греции и США, обнаружила в районе архипелага Фурни 23 корабля, затонувших в период с 1000 лет до нашей эры до XIX века. Исследование The Fourni Underwater Survey, цель которого состояла в поиске затонувших в периоды Античности, Средневековья и позднее кораблей, проводилось в июне — июле 2016 года и охватывало территории 13 островов архипелага.
Работы включали погружение вдоль прибрежной линии на глубину до 65 метров. Так, например, ученым удалось обнаружить корабль с амфорами, датируемый 525–480 годами до нашей эры. По словам исследователей, обнаруженные корабли доказывают, что через архипелаг Фурни проходил важный торговый путь, соединявший Черное и Эгейское моря с Кипром и Египтом.
А совсем недавно, в августе 2018 года, у берегов Севастополя был обнаружен сохранившийся корпус деревянного корабля древнеримской эпохи.
Как рассказал руководитель экспедиции «Нептун» Роман Дунаев, корпус корабля был найден на глубине порядка 90 метров в районе Балаклавы.
По его словам, примерный возраст корабля можно определить по сохранившемуся якорю.
На дне Черного моря нашли затопленный в 1941 году теплоход «Армения»
У побережья Крыма, в 15 милях от Ялты, найдено потопленное фашистами в 1941 году транспортно-санитарное судно «Армения».
Несмотря на масштаб разыгравшийся трагедии — на борту теплохода находились от пяти до семи тысяч человек — место его гибели почти 79 лет оставалось неизвестным. Теперь еще одна трагическая страница истории Великой Отечественной войны и обороны Крыма может дополниться новыми фактами.
Предположительное место гибели судна было найдено после обследования более 300 квадратных километров акватории Черного моря. И вот во время одного из походов исследователи с помощью гидролокации смогли установить предположительное место катастрофы. В 2017 году эту информацию удалось подтвердить и с помощью магнитометра, который зафиксировал сильную магнитную аномалию. Но для 100-процентной уверенности было необходимо изучение дна с помощью подводного робота, и теперь оно состоялось. Сомнения развеялись. Трехпалубный теплоход «Армения» водоизмещением 5805 тонн лежит на глубине, как и ранее заявляли, — 1500 метров.
«Армения» была спущена на воду в Ленинграде в 1928 году. До войны пассажирско-грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства работал на линии Одесса — Батуми — Одесса. С началом войны переоборудован под санитарный транспорт, выполнял рейсы для эвакуации гражданского населения и раненых военных Одессы и Севастополя, а также осуществлял транспортировку боеприпасов, военной техники, продовольствия и медикаментов.
6 ноября 1941 года транспорт вышел из Севастополя в Туапсе с ранеными и пассажирами на борту, по пути следования зашел в Ялту для эвакуации раненых.
7 ноября 1941 года в 11 часов 25 минут на траверсе Гурзуфа был атакован немецкой авиацией, хотя он имел отличительные знаки санитарного судна.
В 11 часов 29 минут теплоход затонул. Спасти удалось только восемь человек. Согласно сохранившимся в архивах Минобороны документам, на борту судна были раненые бойцы, а также весь личный состав четырех морских севастопольских и ялтинских госпиталей, эвакуированные граждане. По количеству жертв — чудовищная катастрофа.
Регулярно в Севастополе у причальной стенки госпиталя Черноморского флота имени Пирогова проходят траурные церемонии, на которых вспоминают погибших на теплоходе «Армения». Поиски теплохода продолжались несколько десятилетий и при СССР, и при Украине. Несколько раз различные экспедиции объявляли об успехе и обнаружении координат гибели судна, но эти сведения ни разу не подтверждались. Оставались не обследованными лишь несколько глубоководных квадратов.
… Над местом гибели «Армении» священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду. На воду был спущен венок, произведены три залпа траурного салюта.
Конкретно
Зашли с кормы
«Армению» искали долго. Очень долго.
На поиск потопленного фашистами судна отправлялся даже директор американского Института океанографии Роберт Баллард. Который славен тем, что нашел на дне Атлантики «Титаник». Баллард и его команда обнаружили на дне Черного моря почти полтысячи артефактов: от древнегреческого судна до противолодочного вертолета с погибшим экипажем внутри. Но «Армения» словно не желала быть найденной. Да, глубина очень большая, но ведь теплоход лежит всего в 15 морских милях от берега, в переводе на привычные сухопутные расстояния это чуть больше 27 км. Некоторые ветераны даже утверждали, что с гор в районе Ялты 7 ноября 1941 года наблюдали гибель судна. Вряд ли это возможно, но десятилетиями трагедия будоражила сердца, многим хотелось хоть как-то быть причастными к расследованию.
Найти судно удалось благодаря огромной и настойчивой работе, которую провели наши военные: сначала — по показаниям гидролокатора, который зафиксировал аномалию на большой глубине в районе предполагаемой гибели теплохода. Затем были получены первые видеокадры с телеуправляемого необитаемого подводного аппарата отечественного производства серии «РТ».
Специалисты Министерства обороны РФ на завершающем этапа для обследования и классификации находки пригласили Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО).
Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось 6 часов. Потребовалось семь погружений, при этом судно каждый раз должно было переходить на новую точку. «К нашему удивлению, уцелела стойка судового колокола, а рядом увидели и сам колокол. — рассказывает пресс-секретарь ЦПИ РГО Марина Давыдова. — Более того, он упал надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах четко читается надпись «Армения». В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Там был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации. Кстати, его хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровища затонувшего корабля», снятого на киностудия Ленфильм в 1935 году. В этом фильме теплоход «Армения» снялся в роли самого себя».
Несколько десятилетий преобладала версия о том, что «Армению» атаковал немецкий самолет-торпедоносец. Теперь появилось возможность проверить старые версии. Так что же реально послужило причиной гибели теплохода? Этот вопрос я задал исполнительному директору Центра подводных исследований РГО Сергею Фокину.
— Действительно, раньше рассматривались две основных версии, — рассказывает Сергей. — Первая: одиночный немецкий самолет сбросил две торпеды, одна ударила судну в носовую часть. Вторая версия: «Армению» атаковало звено из четырех самолетов Люфтваффе — теплоход переломился надвое.
Мы не увидели характерных для торпедной атаки повреждений корпуса. Очень серьезно разрушена надстройка. В ее центральной части — сплошные разрушения, элементы конструкции разбросаны по носу, по корме. Часть лееров и шлюпочных балок загнуты наружу. В общем, все признаки бомбардировки с воздуха. И еще: мы пришли к выводу, что бомбардировщик или бомбардировщики зашли с кормы. Бомбы попали в центр судна. Конечно, число атакующих самолетов сегодня установить невозможно, но версия поражения авиабомбами самая правдоподобная. Только теплоход не переломился. На дне он покоится единым фрагментом.
Дно Черного моря на такой чудовищной глубине — это ведь сплошной сероводород, так?
Сергей Фокин: Сероводородные слои в Черном море начинаются уже со 100 -110 метров, то есть сохранность объекта очень высокая. Отдельные элементы абсолютно не заиленные. Грунт достаточно плотный. Дно плоское, но под наклоном. Тонущее судно пропахало его на внушительное расстояние: за кормой до сих пор сохранилась борозда.
Считается, что «Армения» затонула всего за 4 минуты. Новые данные тоже свидетельствуют, что уход под воду был стремительным — часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь. То есть в момент затопления внутри еще оставались «воздушные карманы». Это значит, что люди могли жить какое-то время и после ухода судна под воду?
Сергей Фокин: Очень недолго — буквально секунды после того, как объект оказался под водой. Характер повреждений такой, что шансов выжить у тех, кто находился во внутренних помещениях, практически не было. Только у тех, кто в момент атаки оказался на верхней палубе, и которых выбросило за борт. Но таких было немного.
Очень большие разночтения по количеству погибших людей. Пишут, что от 5000 до 7000. Все из-за того, что на берегу не знали, сколько народа погрузилось на «Армению». Но на ее борту могли знать. Возможно, что такие документы хранятся в каком-то сейфе?
Фото: Русское географическое общество
Сергей Фокин: Капитан тоже мог не знать: учитывая условия, в которых проходила эвакуация. Нет уверенности, что вообще составляли какие-то списки. Грузили на борт столько, сколько можно было разместить. Это было страшное время.
Этой зимой со страниц «РГ» вы рассказывали об удивительной находке: подняли с торгового судна «Архангел Рафаил», которое затонуло в Финском заливе в 1724 году, псалтырь 1692 года издания в кожаном переплете. Пролежав 300 лет в воде, книга в целости, можно читать. Но это — Балтика. А в Черном море такие чудеса возможны?
Сергей Фокин: Балтика — это холодная и слабосоленая вода, плохо пропускающая солнечный свет. К тому же то судно из Любека «Архангел Рафаил» было затянуто толстым слоем ила. В Черном море другие условия. В принципе, на таких глубинах органика сохраняется. Но во-первых, затонувшее судно — это братская могила, в которой нашли вечный покой тысячи людей. Поэтому исследования с проникновением внутрь объекта на морском дне сопряжены с определенными морально-этическими ограничениями.
Во-вторых, надстройка «Армении» сильно разворочена. На глубине 1,5 км эффективно работать по проникновению в замкнутое пространство могут только телеуправляемые аппараты. За которыми тянется кабель, который имеет очень высокую вероятность запутаться во фрагментах разрушений. И там остаться.
Даже если гипотетически предположить, что были списки пассажиров, то они находятся во внутренних помещениях. Проникнуть в которые мы технически не можем.
Читал, что перед роковым рейсом «Армению» вооружили 45-мм орудиями. Судно вело бой с атакующими бомбардировщиками?
Сергей Фокин: Пушек мы не нашли. Если они и были установлены, как утверждается в некоторых документах, то это не то вооружение, которое может оказать серьезный отпор атакам с воздуха. Есть основания считать, что теплоход затопили буквально с первого захода.
Рядом на дне не лежат ли фрагменты сбитых самолетов?
Сергей Фокин: В непосредственной близости ничего такого нет. Рядом лежат фрагменты ее же палубы и другие элементы конструкции судна, которые оторвались при затоплении. Не забывайте, что это не боевой корабль, а санитарно-транспортное судно. Успели ли сделать с «Армении» какое-то количество выстрелов? Не берусь судить. Это из разряда предположений и домысливания ситуации. А мы — исследователи.
Отработав в Черном море, дальше — куда направляетесь?
Сергей Фокин: Домой. В Финском заливе работаем на месте самой серьезной победы надводных сил нашего флота на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Советские катера торпедировали немецкий эсминец Т-31. Наши торпеды разорвали его на две части, лежит на глубине 60 метров в окружении разных судов и артефактов.
Исследуем, детально все изучаем, ведем съемку.
Бушует пандемия: у вас в Центре подводных исследований Русского географического общества все здоровы?
Сергей Фокин: Наша работа и есть самоизоляция: погрузились на судно, вышли в море. Очень ограниченный круг общения. Все здоровы.
В Черном море археологи нашли затонувший античный корабль :: Общество :: РБК
Фото: BLACK SEA MAP/EEF EXPEDITIONS
Английские и болгарские подводные археологи нашли почти неповрежденный античный торговый корабль на дне Черного моря у берегов Болгарии. Об этом сообщает Би-би-си.
Корабль, длина которого составляет 23 м, найден лежащим на глубине порядка 2 тыс. м в 80 км от города Бургас. Археологи уже назвали свою находку «самым древним нетронутым затонувшим кораблем» за всю историю исследований. По итогам первичного обследования археологи полагают, что это древнегреческий корабль. На основании данных с беспилотного аппарата удалось создать 3D-карту судна.
Как заявил глава экспедиции Джон Адамс, найденный корабль по внешнему виду похож на тот, который изображен на одной из древнегреческих ваз со сценой Одиссея, слушающего пение Сирен. Ваза, находящаяся в фондах Британского музея, датируется началом V века до н.э.
В августе российские археологи нашли рядом с крымской Балаклавой древнеримский корабль. Лежащее на глубине 90 м судно удалось идентифицировать благодаря якорю. На данный момент это самое хорошо сохранившееся римское судно, найденное близ Крыма.
на дне Чёрного моря более 2,4 тыс.
лет лежит «корабль Одиссея» — РТ на русском Короткая ссылкаАнастасия Ксенофонтова
Древнегреческий корабль, найденный на дне Чёрного моря в 80 км от побережья Болгарии в конце 2017 года, официально признан самым старым уцелевшим судном в истории. Согласно оценкам исследователей, его возраст — более 2,4 тыс. лет. По словам учёных, это «точная копия» корабля главного героя знаменитой «Одиссеи» Гомера.
- Фото затонувшего древнего корабля
- © soldieronorganisation
Исследователи из организации «Проект Черноморской морской археологии» (The Black Sea Maritime Archaeology Project) с помощью радиоуглеродного анализа смогли установить примерный возраст древнегреческого корабля, обнаруженного в конце 2017 года на дне Чёрного моря. Как оказалось, судно было построено более 2,4 тыс. лет назад. Никогда ранее не удавалось найти столь древний уцелевший корабль — учёным попадались лишь фрагменты возрастом не более 3 тыс. лет.
Корабль длиной 23 м лежит на правом боку. Его мачта, руль и скамьи для гребцов остались неповреждёнными. По словам авторов исследования, обнаруженное судно очень напоминает корабль, изображённый на краснофигурной вазе с Одиссеем, проплывающим мимо острова сирен. Знаменитый предмет искусства хранится в Британском музее.
- Фрагмент краснофигурной вазы с Одиссеем
- Gettyimages.ru
- © Werner Forman
«Никто не знал, насколько точным является рисунок на вазе, поскольку было неизвестно, рисовал ли художник с оригинала. Теперь мы получили археологическое свидетельство того, что автор изображения очень точно передал детали корабля — вплоть до формы руля», — сообщил автор исследования, археолог из Саутгемптонского университета Джон Адамс.
Также по теме
Затонувший бог: кому могла принадлежать терракотовая голова, найденная в КрымуУчёные из Института истории материальной культуры РАН предположили, что терракотовая голова, обнаруженная на запланированном месте…
Судно было найдено в конце 2017 года в 80 км от побережья Болгарии. Древний корабль пролежал более 2,4 тыс. лет на глубине 2 км, где практически нет кислорода, разрушающего органический материал. Именно поэтому судно отлично сохранилось. По мнению исследователей, корабль был торговым и мог затонуть во время шторма вместе с командой из 15−25 человек.
Авторы исследования подчеркнули, что находка указывает на интенсивность морского сообщения между греческими колониями и добавляет ценные сведения к имеющимся в распоряжении учёных данным о мореплавании в древнем мире.
«Скорее всего, мастера построили судно в одном из древнегреческих поселений на побережье современной Болгарии. Однако найдено оно было на расстоянии 80 км от материка. Это свидетельствует о том, что древнегреческие моряки не только занимались каботажным плаванием, но и уходили далеко в открытое море», — отметил Адамс.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»Добавьте RT в список ваших источниковРанее на эту тему:Древнейший корабль. Что нашли на дне Черного моря
Древнегреческое судно пролежало на дне более 2400 лет. Похожий корабль изображен на аттической вазе со сценой из Одиссеи Гомера.
На дне Черного моря нашли древнегреческое торговое судно примерно в 80 километрах от побережья Болгарии. Оно лежит в мертвой зоне на глубине около двух километров.
Судно датируется примерно 500 годом до нашей эры. Это одно из самых древних судов, которые хорошо сохранились до сегодняшнего дня. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Самый древний неповрежденный корабль
Участники археологического проекта Black Sea Maritime Archaeology Project опубликовали фотографии древнегреческого торгового судна, найденного на дне Черного моря примерно в 80 километрах от побережья Болгарии.
«Корабль, сохранившийся в неповрежденном виде со времен классической эпохи и лежащий на глубине более двух километров, — это то, во что я бы никогда не поверил», — заявил ведущий исследователь команды профессор Джон Адамс.
Судно было обнаружено в рамках трехлетней миссии подводных археологов и геодезистов из Британии и Болгарии, исследующих дно Черного моря.
На настоящий момент команда ученых нашла уже более 60 мест кораблекрушений. Возраст затонувших кораблей охватывает классический период, эпоху Древнего Рима и 17 век, когда казаки совершали морские рейды против Османской империи.
Найденный у Болгарии 23-метровый корабль исследователи оставят там, где его нашли. Однако небольшой фрагмент подняли для углеродного анализа, проведенного Саутгемптонским университетом.
Результаты подтвердили, что это действительно «самый древний неповрежденный корабль, известный человечеству». Ранее удавалось находить только обломки кораблей этой эпохи.
У судна сохранились мачты, руль и даже скамейки для гребцов. Ученые считают, что судно относится к тому типу торговых кораблей, о которых до сих пор было известно только по рисункам на керамических сосудах.
Похожий корабль изображен на аттической вазе 480 года до нашей эры, на которой запечатлена сцена встречи Одиссея с сиренами.
Британский музей«Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала», — заявил профессор археологии в Университете Саутгемптона Джон Адамс.
Теперь, по его словам, очевидно, что автор рисунка был хорошо осведомлен о предмете, точно изобразив детали вплоть до формы руля.
Отмечается, что материал корабля смог сохраниться в отличном состоянии, так как в водах Черного моря на глубине более 200 метров отсутствует кислород. В других морях в подобном виде корабль бы не сохранился.
Не Клеопатра. Раскрыта тайна краха Древнего Египта
Предположительно, судно затонуло во время шторма. На нем могло находиться 15-25 человек, чьи останки, возможно, находятся где-то поблизости. Однако не исключено, что их уничтожили бактерии.
Случайно нашли 40 кораблей
В 2016 году заработала миссия Black Sea Maritime Archaeology Project. В октябре того года они сообщили, что нашли на дне Черного моря свыше 40 затонувших кораблей, в том числе времен Византийской и Османской империй.
Специалисты из Black Sea Maritime Archaeology Project проводили геофизические исследования болгарской акватории Черного моря на глубине примерно 1,8 тысячи метров, чтобы построить карту подводных ландшафтов и изучить, как менялся уровень Черного море и как это отразилось на жителей прибрежных районов.
Неожиданно для себя они нашли свыше 40 затонувших кораблей. Типы некоторых судов были известны ученым только по историческим описаниям, теперь же археологи получат возможность исследовать их вживую.
С помощью судов с дистанционным управлением исследователи смогли сделать видео затонувших артефактов, а также построить 3D модели с помощью фотограмметрии.
Эти суда также прекрасно сохранились благодаря отсутсвию кислорода в мертвой зоне Черного моря.
Черное море служило водным путем с древности. Первые греческие колонии появились в Причерноморье в восьмом веке до нашей эры. Греческие и римские авторы описывали глубину и размеры Черного моря, а также впадающие в него реки.
Конь, хромой и целая улица. Новые открытия Помпей
В 6-7 веках нашей эры по Черному морю начали путешествовать славяне. После возникновения Киевской Руси княжеские войска неоднократно предпринимали набеги на Константинополь по морю.
После завоевания Византийской империи турками в 15 веке и захвата ими последней генуэзской колонии в Крыму Черное море превратилось во внутреннее озеро Османской империи.
Турки допускали туда только торговые суда из Рагузы (ныне хорватский Дубровник). Ситуация коренным образом изменилась только в конце 18 века, когда Российская империя завоевала северное побережье Черного моря.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet
Самое старое в мире сохранившееся кораблекрушение обнаружено в Черном море | Археология
Археологи обнаружили на дне Черного моря то, что, по их мнению, является самым старым в мире неповрежденным кораблекрушением.
23-метровое (75 футов) судно, считающееся древнегреческим, было обнаружено с мачтой, рулями и скамейками для гребли на глубине чуть более мили под поверхностью. По словам исследователей, недостаток кислорода на такой глубине сохранил его.
«Корабль, уцелевший из классического мира, лежащий на глубине более 2 км, — это то, что я никогда бы не поверил в возможность», — сказал профессор Джон Адамс, главный исследователь Проекта морской археологии Черного моря (MAP). это сделало находку. «Это изменит наше понимание судостроения и мореплавания в древнем мире».
Судно, как полагают, было торговым судном того типа, который, по словам исследователей, ранее был замечен только «на стороне древнегреческой керамики, такой как« Ваза с сиреной »в Британском музее».
«Ваза с сиреной» в Британском музее: считается, что затонувший корабль был похож на судно, на котором был изображен Одиссей. Фотография: Вернер Форман / UIG через Getty ImagesЭта работа, датируемая примерно тем же периодом, изображает похожее судно, несущее Одиссея мимо сирен, с героем Гомера, привязанным к мачте, чтобы сопротивляться их песням.
По сообщениям, команда заявила, что намеревалась покинуть судно, на котором оно было обнаружено, но добавила, что небольшой кусок был датирован углеродом Саутгемптонского университета, и заявили, что результаты «подтвердили [это] как самое старое неповрежденное кораблекрушение, известное человечеству» .Команда сообщила, что данные будут опубликованы на конференции Black Sea MAP в Wellcome Collection в Лондоне в конце этой недели.
locatorЭто было среди более чем 60 затонувших кораблей, обнаруженных международной группой морских археологов, ученых и морских геодезистов, которая участвовала в трехлетней миссии по исследованию глубин Черного моря, чтобы лучше понять влияние доисторические изменения уровня моря.
По их словам, находки различались по возрасту: от «походного казачьего флота 17-го века до римских торговых судов с амфорами и до целого корабля классического периода».
Команда документальных фильмов сняла двухчасовой фильм, который должен быть показан в Британском музее во вторник.
Черноморское кораблекрушение — беспрецедентное открытие
Археологи объявляют об открытии необычно неповрежденного древнего кораблекрушения, найденного более чем в миле под поверхностью Черного моря у побережья Болгарии. Деревянное судно возрастом 2400 лет имеет элементы судостроительной конструкции, в том числе мачту и гребные скамейки, которые до сих пор не сохранились на кораблях этой эпохи.
Объявление об открытии, сделанное Проектом морской археологии Черного моря (MAP), впервые появилось в Guardian . MAP обнаружила более 60 исторических кораблекрушений во время трехлетнего исследования Черного моря.
Корабль длиной 75 футов, задокументированный дистанционно управляемым транспортным средством (ROV), оснащенным камерами, кажется похожим на торговые суда, изображенные на древнегреческих вазах. Небольшой кусок обломков был поднят и датирован радиоуглеродом примерно пятым веком до нашей эры.C., время, когда греческие города-государства часто вели торговлю между Средиземным морем и их колониями на побережье Черного моря. (Подробнее о Проекте морской археологии Черного моря.)
Хотя старые неповрежденные парусные суда были обнаружены на суше из египетских захоронений, затопленные древние затонувшие корабли редко сохраняются так хорошо. Уникальная сохранность 2400-летнего корабля связана с необычным химическим составом воды Черного моря и нехваткой кислорода на глубине ниже 600 футов.Этот бескислородный слой, который составляет почти 90 процентов объема моря, предотвращает физические и химические процессы, вызывающие разложение органических веществ. (См. Другие кораблекрушения, обнаруженные в рамках Проекта морской археологии Черного моря.)
Местный археолог National Geographic Фредрик Хиберт, который искал затонувшие корабли в Черном море во время предыдущей экспедиции, спонсируемой National Geographic, говорит, что новое открытие подтверждает идею о том, что бескислородные воды Черного моря «представляют собой невероятно богатый музей истории человечества.»
« Это затонувшее судно демонстрирует беспрецедентный потенциал для сохранения в Черном море, которое на протяжении тысячелетий было важным перекрестком мировых культур », — говорит Хиберт.
«Невероятная находка».
Вот почему затонувшие корабли в Черном море — такая уникальная находка.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Эта статья опубликована в мартовском / апрельском выпуске журнала National Geographic History за март / апрель 2017 года.Во время исследования глубин Черного моря в прошлом году группа ученых сделала удивительное открытие, которое они даже не искали.Группа исследовала влияние изменения уровня моря на древние человеческие сообщества, но после того, как их подводные камеры исследовали глубины Черного моря, они быстро поняли, почему греки прозвали его «Враждебным морем». В его глубоких темных водах по морскому дну разбросаны обломки древних кораблей.
Затонувшие сюрпризы
Поначалу поиск затонувших кораблей был далек от мысли команды Проекта морской археологии (MAP), которая начала обследование морского дна у побережья Болгарии.В партнерстве с морскими археологами со всей Европы и США миссия MAP заключалась в изучении того, как изменение уровня моря повлияло на ранние человеческие сообщества в конце последнего ледникового периода, около 12000 лет назад.
По мере того, как Земля нагревается и ледниковый лед тает, уровень моря повышается. Вода из Средиземного моря хлынула в Малую Азию, образовав Черное море. Изучая эти изменения окружающей среды, дистанционно управляемые транспортные средства (ROV) группы MAP наткнулись на первые из обломков, которые лежали нетронутыми на дне.
Невероятно хорошо сохранившиеся затонувшие корабли, обнаруженные в Черном море
Обломки венецианской кохи 13 века.
Фотография EEF, Черное море. КартаПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Сохранилось в море
Было идентифицировано более 40 кораблекрушений, датируемых тысячелетием. Самая ранняя из них относится к 800-м годам, во времена Византийской империи, а остальные в основном относятся к временам, когда море находилось под властью Османской империи, с 14 по 19 века.
Эти корабли предлагают историкам новое понимание коммерческих сетей, которые связывали Европу с ее восточными торговыми партнерами. Бросить вызов враждебному морю, чтобы принести зерно, скот, вино и ткани в европейские города, было явно опасным делом.
Венецианский исследователь Марко Поло (1254-1324), изображенный на мозаике в Палаццо Турси, Генуя, Италия
Фотография из альбомаПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Черное море является одним из лучших образцов средневекового венецианского корабля, который, вероятно, затонул где-то в 13 веке.Огни ROV выделили отличительный квартердек судна, идентифицировав это затонувшее судно как коча, или «круглый корабль». Если бы, как полагает команда, эта лодка служила Венецианской империи, то злополучная коча затонула бы в золотой век Венеции — период, когда Марко Поло записывал свои приключения.
Большой интерес для ученых представляют артефакты. В большинстве океанов веревки и лонжероны быстро поглощаются насыщенной кислородом водой, но в Черном море кислород полностью отсутствует ниже глубины 500 футов.Эти хрупкие останки прекрасно сохранились.
Археологи давно подозревали, что сотни, возможно, тысячи затонувших кораблей должны были быть сохранены в этих условиях, но только хорошо финансируемый проект, такой как MAP, может развернуть технологию, способную отображать объекты на таких глубинах.
Low Wreck to High Tech
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
ROV пролетает над затонувшим кораблем византийской эпохи.
Фотография Auscape / Getty ImagesБлагодаря своим глубоким водам с недостатком кислорода, Черное море сохранило огромное количество затонувших кораблей, и теперь, благодаря технологии, используемой Проектом морской археологии (MAP), люди на поверхности могут увидеть их поближе. Спущенные с исследовательского судна MAP (бывшее нефтяное судно под названием Stril Explorer ), ROV группы могут приближаться к затонувшим кораблям и снимать их с помощью фотограмметрии. Этот сложный метод заключается в тщательном измерении обломков под разными углами, а также в тысячах фотографий с высоким разрешением.Данные загружаются в компьютер, который объединяет измерения и изображения для создания четкого изображения, часто улавливающего такие детали, как веревки и резные фигурки.
На дне Черного моря обнаружено более 40 древних кораблей | Умные новости
Около 12 000 лет назад, в конце последнего ледникового периода, тающие ледники начали заполнять Черное море. Исследователи до сих пор не уверены, когда именно море начало подниматься, сколько суши оно покрыло и какое воздействие могло быть на человеческое население, живущее на побережье.Вот почему международная группа исследователей начала Черноморский морской археологический проект, в рамках которого, согласно пресс-релизу, ранее этой осенью были обследованы большие участки морского дна Болгарии.
Надеюсь, что эти данные в конечном итоге дадут некоторые ответы, но тем временем обзор выявил кое-что действительно интересное — 44 почти идеально сохранившихся кораблекрушения, некоторые из которых относятся к Византийской и ранней Османской империям.
Стефани Паппас из LiveScience сообщает, что исследователи на борту корабля Stril Explorer использовали два дистанционно управляемых аппарата (ROV), чтобы исследовать морское дно и затонувшие корабли. Один ROV сделал обычное видео обломков, в то время как другой был настроен для проведения 3D-фотограмметрии, в которой тысячи изображений высокого разрешения были сняты, а затем объединены с помощью программного обеспечения для создания подробного трехмерного изображения кораблей.
Оказывается, Черное море — одно из лучших кладбищ кораблей в мире.Это потому, что, как объясняет Паппас, в море моросит соленая вода, поступающая из Средиземного моря, которая сочетается с пресной водой, поступающей в море из рек и ручьев на суше. Эта комбинация создает слои с соленой водой на дне и пресной водой наверху. Многослойное покрытие предотвращает попадание кислорода в нижнее течение моря, предотвращая прикосновение к обломкам некоторых микробов, червей и других существ, разъедающих корабли.
«Обломки корабля — это не только бонус, но и интересное открытие, обнаруженное в ходе наших обширных геофизических исследований», — говорит Джон Адамс, главный исследователь и директор Центра морской археологии Саутгемптонского университета.«Используя новейшую технику 3D-записи подводных сооружений, мы смогли сделать удивительные изображения, не затрагивая морское дно. Сейчас мы являемся одними из лучших представителей этой методологии практики, и, конечно же, никто не достиг модели такой полноты при кораблекрушениях на таких глубинах ».
Уильям Дж. Броуд из «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что среди 44 обнаруженных до сих пор кораблей выделяется средневековое торговое судно 13 или 14 века, вероятно, принадлежавшее Венецианской империи.«Это никогда не было обнаружено археологически», — говорит Броуд участник экспедиции Родриго Пачеко-Руис. «Мы не могли поверить своим глазам».
Команда назвала еще один выдающийся османский корабль «Цветком Черного моря» из-за декоративной резьбы по лепесткам, которая все еще видна на корабле. Команда также наблюдала детали на других кораблях, включая витые канаты, следы долота, рули и другие резные украшения.
Команда не объявила о каких-либо планах раскопок каких-либо затонувших кораблей, но Брендан П.Фоули, археолог из океанографического института Вудс-Хоул, говорит Броуду, что состояние кораблей указывает на то, что они могут быть полны исторических сокровищ. «Вы можете найти книги, пергамент, письменные документы», — говорит он. «Кто знает, сколько всего этого везли? Но теперь у нас есть возможность узнать. Это потрясающе ».
Это не первый случай, когда в Черном море находят удивительные затонувшие корабли. В 1999 году Роберт Баллард, первооткрыватель Титаника , начал искать корабли в этом районе и обнаружил несколько у берегов Турции.Самым известным был Sinop D, прекрасно сохранившийся византийский сосуд, полный глиняных кувшинов и других товаров, который до сих пор находится на раскопках.
Понравилась статья?
ПОДПИШИТЕСЬ на нашу рассылку новостей
«Старейшее сохранившееся затонувшее судно, известное человечеству» найдено в глубинах Черного моря: NPR
Проект морской археологии Черного моря утверждает, что неповрежденное кораблекрушение было обнаружено на глубине более 1 мили, где нехватка кислорода помогла сохранить древнее судно. Черное море MAP / EEF Expeditions скрыть подпись
переключить подпись Черное море MAP / EEF ExpeditionsПроект морской археологии Черного моря утверждает, что неповрежденное кораблекрушение было обнаружено на глубине более 1 мили, где нехватка кислорода помогла сохранить древнее судно.
Черное море MAP / EEF ExpeditionsБолее чем в миле под поверхностью Черного моря, окутанный тьмой, древний корабль тысячелетиями находился невидимым человеческим глазам — до тех пор, пока в прошлом году на его водной могиле не произошел проект Черноморской морской археологии.
Команда объявила о находке во вторник, заявив, что ее открытие «подтверждено как самое старое сохранившееся кораблекрушение, известное человечеству». Радиоуглеродное датирование примерно 400 г. до н. Э.C., торговое судно бороздило волны во времена Платона и Софокла, когда города-государства древней Греции разбросали колонии по всему Черному морю.
С тех пор он находится на глубине, более чем в два раза превышающей высоту самого высокого небоскреба в мире. В такой глубокой воде трудно достать кислород, и из-за этого также действуют органические процессы, которые способствуют разложению. Это оставило корабль почти нетронутым, пока исследовательская группа не обнаружила его — вместе с десятками других кораблекрушений — во время исследования морского дна на площади 800 квадратных миль.
«Уцелевший корабль из классического мира, лежащий на глубине более 2 км, — это то, что я никогда бы не поверил в возможность», — сказал Джон Адамс, профессор археологии Саутгемптонского университета и главный исследователь группы. заявление, выпущенное во вторник. «Это изменит наше понимание судостроения и мореплавания в древнем мире».
В качестве примера стоимости корабля команда указала на совсем другой вид сосуда — глиняную посуду.Группа заявляет, что корабли той конструкции, которую они нашли в прошлом году, ранее встречались только в произведениях искусства, таких как ваза сирены, артефакт, датируемый несколькими десятилетиями раньше, чем корабль.
Недавно обнаруженное кораблекрушение обнаруживает детали, похожие на корабль на этой знаменитой древнегреческой вазе, которая датируется V веком до нашей эры. и изображает Одиссея, привязанного к мачте, чтобы противостоять сиренам. Universal Images Group / Getty Images скрыть подпись
переключить подпись Universal Images Group / Getty ImagesНедавно обнаруженное кораблекрушение обнаруживает детали, похожие на корабль на этой знаменитой древнегреческой вазе, датируемой V веком до нашей эры.C. и изображает Одиссея, привязанного к мачте, чтобы противостоять сиренам.
Universal Images Group / Getty ImagesВаза изображает сцену из Одиссеи , в которой Одиссей привязан к мачте, когда он проходит мимо смертоносных сирен. Теперь, согласно MAP, они знают, что на нем также изображены настоящие торговые суда, использовавшиеся примерно в ту же эпоху, что и их находка.
«Это похоже на другой мир», — сказала BBC участница экспедиции Хелен Фарр.«Это когда ROV [транспортное средство с дистанционным управлением] падает сквозь толщу воды, и вы видите, что этот корабль появляется в свете на дне, настолько прекрасно сохранившимся, что кажется, будто вы отступаете во времени».
Но Древняя Греция — не единственная ушедшая эпоха, открывшаяся под волнами.
За три года исследования Черного моря, по словам группы, было обнаружено более 60 затонувших кораблей — от древних лодок, подобных той, что была объявлена во вторник, до кораблей более современного типа. Это включает в себя набеговый флот 17-го века, запущенный казаками, людьми, которые к тому времени обосновались к северу от Черного моря, недалеко от границы современной России и Украины.
Команда выпускает документальный фильм о своих находках во вторник в Британском музее, предлагая заглянуть в то, что археолог Фредрик Хиберт назвал «невероятно богатым музеем истории человечества».
«Это затонувшее судно демонстрирует беспрецедентный потенциал для сохранения в Черном море, которое на протяжении тысячелетий было важным перекрестком мировых культур», — сказал он National Geographic. «Это невероятная находка».
«Самое старое кораблекрушение» в мире обнаружено на дне Черного моря
Сообщение из Берлина —За последние 600 лет Черное море Европы было одним из морских районов, наиболее пострадавших от войны и национализма.Граничит с Турцией, Россией и Украиной, среди других стран, торговые пути внутренних водоемов контролировались турками-османами после того, как они заняли Константинополь в 1453 году. Это было ключевое поле битвы во время Второй мировой войны и снова стало предметом споров с Украиной и Россия воюет там в последние годы.
Но было время, когда торговля на Черном море процветала. А во вторник европейские исследователи раскрыли некоторые потрясающие подробности о периоде, когда греческие корабли пересекали пролив Босфор, груженные товарами для торговли, рискуя ураганами и стихийными бедствиями.
Один такой корабль был обнаружен почти полностью неповрежденным на дне Черного моря на глубине 1,2 мили, где уровень кислорода настолько низок, что морская жизнь практически отсутствует. В то время как животные и бактерии обычно разлагают останки деревянных кораблекрушений в течение столетий, 75-футовые греческие кораблекрушения пролежали нетронутыми более 2400 лет, заявили во вторник исследователи из Проекта морской археологии Черного моря.
«Черное море считается одной из лучших подводных лабораторий в мире», — написала команда на своем веб-сайте.
Греческое торговое судно было самым старым из десятков кораблекрушений, обнаруженных у берегов Болгарии в ходе трехлетнего проекта, который, по утверждению команды, является крупнейшим в своем роде. Выводы задокументированы в двухчасовом документальном фильме, который также должен быть выпущен во вторник.
Используя глубоководных водолазных роботов и гидролокаторов с кораблей, исследователи просканировали дно Черного моря, в первую очередь ища возможные руины затопленных древних поселений, чтобы изучить влияние таяния ледников на уровень моря.Но когда они нанесли на карту более 770 квадратных миль морского дна, перед камерами их подводных аппаратов с дистанционным управлением предстало более пяти десятков исторических судов — почти все они удивительно хорошо сохранились. Команда считает, что некоторые из кораблей когда-то принадлежали римлянам, а другие суда были построены в 17 веке.
«За трехлетний период было обнаружено более 60 затонувших кораблей разного возраста: от набегов казаков 17 века, римских торговых судов с амфорами до целого корабля классического периода», — говорится в заявлении команды. .
Исследователи сосредоточили свое внимание, в частности, на древнегреческом корабле, лишь небольшая часть которого была удалена с исходного местоположения, чтобы подтвердить радиоуглеродный возраст древесины. Планов восстановления всей деревянной конструкции нет, частично из-за опасений, что она разобьется. Исследователи также не разглашают его точное местонахождение.
Но открытие все же может дать некоторые замечательные сведения об эпохе, от которой сохранилось несколько деревянных остатков.
«Это изменит наше понимание судостроения и мореплавания в древнем мире», — сказал член исследовательской группы проекта Джон Адамс.
Ноак пишет для Washington Post.
«Мы не могли поверить своим глазам»: найден затерянный мир кораблекрушений
Средневековый корабль лежал на дне Черного моря более чем в полумиле, его мачты, бревна и обшивка оставались нетронутыми в темноте семь или восемь веков. Недостаток кислорода в ледяных глубинах исключил обычное буйство существ, питающихся затонувшим деревом.
Этой осенью группа исследователей спустила робота на длинном тросе, осветила место крушения яркими огнями и сделала тысячи фотографий с высоким разрешением.Затем компьютер объединил изображения в подробный портрет.
Археологи датируют открытие XIII или XIV веком, открывая новое окно в истории парусных судов XV и XVI веков, открывших Новый Свет, в том числе судов Колумба. Этот средневековый корабль, вероятно, служил Венецианской империи, у которой были форпосты на Черном море.
Никогда прежде корабль такого типа не находили в таком полном виде. Прорывом стал квартердек, с которого капитан должен был направить команду из примерно 20 матросов.
«Это никогда не было обнаружено археологически», — сказал Родриго Пачеко-Руис, участник экспедиции Центра морской археологии Саутгемптонского университета в Великобритании. «Мы не могли поверить своим глазам».
Примечательно, что эта находка — всего лишь одно из более чем 40 кораблекрушений, которые международная группа недавно обнаружила и сфотографировала у болгарского побережья в ходе одного из величайших переворотов археологии.
Возраст судов насчитывал тысячелетия — от Византии до Османской империи, с девятого по девятнадцатый век.Как правило, корабли находятся в таком хорошем состоянии, что на изображениях видны целые мотки веревок, рули и искусно вырезанные украшения.
«Они удивительно сохранились, — сказал Джон Адамс, руководитель проекта по Черному морю и директор-основатель центра морской археологии Саутгемптонского университета.
Крум Батчваров, член команды Университета Коннектикута, выросший в Болгарии и проводивший другие исследования в его водах, сказал, что недавние открытия «намного превзошли мои самые смелые ожидания.
Независимые эксперты заявили, что в анналах глубоководной археологии мало, если они вообще есть, сопоставимых открытий, в которых затонувшие корабли оказались столь многочисленными, разнообразными и хорошо сохранившимися.
«Это отличная история», — сказала Шелли Ваксманн из Института морской археологии Техасского университета A&M. «Мы можем ожидать некоторого реального вклада в наше понимание древних торговых путей».
Товары, продаваемые на Черном море, включали зерно, меха, лошадей, масла, ткани, вино и людей.Татары превратили христиан в рабов, которых отправили в такие места, как Каир. Для европейцев море обеспечивало доступ к северному ответвлению Шелкового пути и импорт шелка, атласа, мускуса, духов, специй и драгоценных камней.
Сообщается, что Марко Поло посетил Черное море, и итальянские торговые колонии усеяли его берега. Прибыли были настолько огромны, что в XIII и XIV веках Венеция и Генуя вели серию войн за контроль над торговыми путями, в том числе через Черное море.
Брендан П. Фоули, археолог из Океанографического института Вудс-Хоул на Кейп-Коде, штат Массачусетс, сказал, что хорошее состояние обломков кораблекрушений предполагает, что многие объекты внутри их корпусов также могут быть нетронутыми.
«Вы можете найти книги, пергамент, письменные документы», — сказал он в интервью. «Кто знает, сколько всего этого везли? Но теперь у нас есть возможность узнать. Это потрясающе ».
Эксперты сказали, что успех в болгарских водах может вдохновить другие народы, контролирующие части Черного моря, присоединиться к археологической охоте.Это Грузия, Румыния, Россия, Турция и Украина.
Доктор Фоули, который исследовал ряд затонувших кораблей в Черном море, сказал, что на общей площади моря, несомненно, находятся десятки тысяч потерянных кораблей. «Все, что там тонет, будет сохранено», — добавил он. «Они никуда не денутся».
На протяжении веков Черное море было оживленным водным путем, который обслуживал Балканы, евразийские степи, Кавказ, Малую Азию, Месопотамию и Грецию. Он давно манил археологов, потому что они знали, что в его глубоких водах не хватает кислорода, что является редкостью для больших водоемов.
Великие реки Восточной Европы — Дон, Дунай, Днепр — изливают в море столько пресной воды, что над более плотной соленой водой из Средиземного моря образуется постоянный слой. В результате кислород из атмосферы, который легко смешивается с пресной водой, никогда не проникает в чернильные глубины.
В 1976 году Уиллард Баском, пионер океанографии, в своей книге «Глубокие воды, древние корабли» назвал Черное море уникальным среди мировых морей и лучшим кандидатом для исследований и открытий.
«Есть искушение, — писал он, — начать поиски там, несмотря на огромное пространство дна, которое придется исследовать».
В 2002 году Роберт Д. Баллард, первооткрыватель затонувшего Титаника, возглавил черноморскую экспедицию, в ходе которой было обнаружено обломки корабля возрастом 2400 лет, нагруженные античными глиняными кувшинами. В одном хранились остатки большой рыбы, высушенной и нарезанной на стейки, популярной еды в Древней Греции.
Новая команда заявила, что получила разрешения на разведку от болгарского министерства культуры и иностранных дел и ограничила свою охоту на Черном море частями исключительной экономической зоны этой страны, которая охватывает тысячи квадратных миль и простирается примерно на милю глубиной.
Хотя официальное название команды — Проект морской археологии Черного моря или Черноморская карта, она также поднимает отложения, чтобы найти ключи к разгадке того, как поднимающиеся воды в море поглотили бывшие поверхности суши и населенные пункты.
Члены группы, перечисленные на его веб-сайте, включают Болгарский национальный институт археологии, Болгарский центр подводной археологии, Университет Содерторн в Швеции и Греческий центр морских исследований в Греции.
Финансовым спонсором проекта является Expedition and Education Foundation, благотворительная организация, зарегистрированная в Великобритании, чьи благотворители хотят сохранить анонимность, сообщили члены команды.Доктор Адамс из Университета Саутгемптона, научный руководитель группы, описал это как катализатор партнерства академических и промышленных кругов в рамках крупнейшего из когда-либо предпринимавшихся проектов «подобного типа».
Публично ничего не известно о стоимости, предположительно огромной, исследований Черного моря, которые должны продлиться три года. Работа началась в прошлом году с большого греческого корабля, проводившего предварительное обследование. В этом году основным судном был Stril Explorer, корабль под британским флагом с вертолетной площадкой, который обычно обслуживает подводные трубы и конструкции морской нефтяной промышленности.
Вместо этого археологи спустили на корабль сложных роботов, чтобы искать древние кораблекрушения и потерянную историю.
В интервью доктор Пачеко-Руис из Университета Саутгемптона сказал, что однажды поздно ночью в сентябре наблюдал за мониторами, когда подводный робот осветил большое затонувшее судно, находившееся в очень хорошо сохранившемся состоянии.
«Я потерял дар речи», — вспоминал он. «Когда я увидел веревки, я не поверил своим глазам. Я все еще не могу ».
Доктор Пачеко-Руис сказал, что судно пришло из Османской империи, столицей которой был Константинополь (сегодня Стамбул), и, скорее всего, затонул где-то между 17 и 19 веками.Он сказал, что команда прозвала его «Цветком Черного моря», потому что его палуба украшена декоративной резьбой, в том числе двумя большими столбами с вершинами, образующими лепестки.
В интервью доктор Батчваров из Университета Коннектикута сказал, что большинство открытий относятся к эпохе Османской империи. Так случилось, что однажды поздно ночью, во время его смены, он предположил, что появившееся в поле зрения новое затонувшее судно будет похоже на то же самое.
«Потом я увидел четверть руля», — вспоминал он, имея в виду что-то вроде большого рулевого весла на борту корабля.Это означало, что обломки были намного старше. Потом появился другой. Он быстро разбудил лидера экспедиции, доктора Адамса.
«Он приехал немедленно, — вспоминает доктор Батчваров. «Мы смотрели друг на друга, как на двух маленьких мальчиков в кондитерской».
Доктор Батчваров сказал, что затонувшее судно — средневековое, найденное на глубине более полумили — было частью класса, известного под несколькими названиями, в том числе коча и «круглый корабль». Последнее название возникло из-за того, что его большой обхват позволял перевозить больше грузов и пассажиров, чем военный корабль.
Доктор Адамс сказал, что замечательные цветные изображения потерянных кораблей получены с помощью процесса, известного как фотограмметрия. Он сочетает в себе фотографию с тщательным измерением расстояний между объектами, позволяя компьютеру превращать плоские изображения в изображения, которые кажутся трехмерными.
Он сказал, что привязанные роботы снимали фотоизображения с помощью видео- и фотоаппаратов. Он добавил, что информация о расстоянии поступает от современных гидролокаторов, которые излучают высокие звуки, эхом отражающиеся от морской воды.По его словам, их размеры могут составлять менее миллиметра.
В пресс-релизе Саутгемптонского университета изображения называются «цифровыми моделями». В нем говорилось, что их создание «занимает дни даже с самыми быстрыми компьютерами».
Создатели фильма рассказывают о черноморской охоте в документальном фильме, сообщается на сайте группы.
Другая часть проекта направлена на то, чтобы поделиться впечатлениями от открытия со школами и педагогами. Студенты должны учиться на Черном море, говорится на веб-сайте, или присоединиться к ученым из университетов в анализе полевых образцов, «чтобы раскрыть тайны прошлого.
Команда мало публично сообщила о том, планирует ли она проводить раскопки кораблей — тема, по которой народы, ученые и охотники за сокровищами давно спорили.