Коряки. Народ Коряки, где живут, фото в национальных костюмах, история, традиции, обычаи коряков
Главная
Статьи
Путешествия
Россия
Камчатка
Коряки
камчатка, история, достопримечательности, путешествия
Целый мир разноязычных племён и своеобразных хозяйственно-бытовых культур существовал к приходу русских на северо-востоке Азии. О жизни племён северо-востока Азии перед приходом русских можно судить по русским архивным материалам 17–18 вв., известиям путешественников того времени и археологическим данным. Эти сведения могут быть распространены и далеко вглубь прошлого этих племён, поскольку русские застали их на уровне каменного века.
К таким народам можно отнести коряков. Осёдлые коряки занимали также северо-западное побережье Охотского моря. «Острожки» осёдлых коряков находились не только на нижнем, но и на среднем и верхнем течениях более или менее крупных рек Камчатки. Всё внутреннее пространство Камчатского полуострова, а также п-ов Тайгонос занимали коряки.
Численность коряков в 17 в. Была совершенно неизвестна. По подсчётам предполагаемая их численность к концу 17 в. Составляла около 10 – 13 тыс. Наиболее близкое соприкосновение русских с коряками началось с 80-х годов 17 в.
Коряки разделялись на осёдлых и кочевых. В свою очередь осёдлые коряки делились на несколько территориальных групп, отличавшихся одна от другой по языку и некоторым элементам культуры.
Осёдлые коряки занимались рыболовством, морским зверобойным промыслом и охотой на горных баранов, диких оленей и медведей. Больше всего они были рыболовами. Как известно, реки Камчатки, а также реки, впадающие в Охотское и Берингово моря, изобиловали лососёвыми породами рыб. Рыболовство было основным источником существования коряков. Рыбу ловили в реках и озёрах на нерестилищах сетями, связанными из сухожилий оленя или из ниток, сделанных из крапивы. В основном из рыбы делали юколу (юкола – это сушёно-вяленое мясо рыб, приготовляемое народами Восточной Сибири и Дальнего Востока).
Юкола хранилась в специальных сооружениях (балаганах) на высоких сваях. Юкола была основным зимним пищевым продуктом осёдлых коряков.Чем дальше на север по побережью Камчатского перешейка, тем большее значение в жизни коряков приобретал морской зверобойный промысел. Они охотились на тюленей, китов, а на побережье Берингового моря – на моржей.
На суше коряки охотились на диких оленей, которые водились в северной части Камчатского п-ва, и на горных баранов. Их добывали при помощи лука и стрел, а также с помощью петель, которые устанавливались на звериных тропах. Повсеместно на территории расселения коряков водились бурые медведи, которые также были предметом их охоты.
Ко времени соприкосновения с русскими у коряков уже было развитое пастушеское оленеводство. Стада некоторых патриархальных общин были многочисленны. Олени составляли частную собственность отдельных членов общины. У коряков существовало имущественное неравенство, которое резко бросилось в глаза первым русским наблюдателям.
Олени давали корякам не только пищу, но и материал для одежды, обуви, жилища; излишки оленеводческой продукции шли к осёдлым корякам, в обмен на них оленеводы получали продукты морского зверобойного промысла (ворвань, шкуры и кожи морских млекопитающих). Как писал исследователь Сибири и Камчатки, этнограф и путешественник 18 в. – Степан Петрович Крашенинников: «Платье все носят из оленьих кож, в котором нет никакой отмены от камчатского, ибо камчадалы от них же получают оленье платье…». Олени также служили средством передвижения корякам. Их запрягали в грузовые и легковые нарты, ездили на них только зимой. Средством передвижения по суше осёдлым корякам служили собаки, которых они тоже запрягали в нарты.
«Военное их оружие состоит в луках, стрелах и копьях, которые прежде сего из костей же и из камней делали… Топоры и ножи прежде бывали у них каменные и костяные, а огнива деревянные, которые и поныне больше употребляют» – писал С.П. Крашенинников.
На оленях, запряжённых в нарты, коряки вступали в бой с противником. Как отмечал С.П. Крашенинников: «На бой выходят коряки на нартах: один правит, а другой из лука стреляет». По рекам они ездили на батах (в южных районах расселения), а по морю – на байдарах. Последние отличались своими размерами.
Коряки жили в переносных жилищах, остов которых составлялся из лёгких жердей и покрывался полотнищами, сшитыми из оленьих шкур. Внутри такого жилища ставились пологи, также сшитые из оленьих шкур. Их ставилось столько, сколько жило семей под одной крышей. Посередине шатра горел костёр, на котором готовили пищу. Пологи освещались и отеплялись лампами-жирниками, в которых горел либо костный жир, либо жир морских животных.
Осёдлые коряки имели особые зимние и летние жилища. Зимою они жили в полуземлянках, с входным отверстием наверху, которое одновременно служило и дымоходом. В таких землянках жило по нескольку семей ближайших родственников. Летом они селились в конусообразных балаганах, которые строились на высоких столбах и крылись травой. Каждая семья имела свой балаган. Эти же балаганы служили складами, где зимой хранилась заготовленная летом юкола.
Питались коряки рыбой, мясом оленей, горных баранов, морских млекопитающих, собирали кедровые орехи, ягоды, некоторые виды съедобных корней. Они пользовались глиняной, берестяной и кожаной посудой, плели из травы циновки, корзины, мешки для хранения запасов кедровых орехов, ягод, кореньев съедобных растений.
Основной общественной единицей коряков была большая патриархальная семья с сохранившимися пережитками материнского рода. У коряков такой хозяйственной и общественной единицей была стойбищная община, объединявшая ближайших родственников, – патриархальная семья. «В одном месте юрты по четыре и по пяти бывают, но больше по одной», – отмечал С.П. Крашенинников. У осёдлых коряков это была группа родственников (большая патриархальная семья), объединённых вокруг основного средства охоты – байдары, – байдарная община. Члены такой общины жили в одной полуземлянке. «Начальных людей у них прежде не бывало, но кто в котором роду оленями богат, тот в том роду и начальствовал…». Как видно имущественное неравенство на почве владения оленями у коряков зашло далеко. «У жён и детей особливые табуны». У них уже сложились зачатки патриархального рабства. Рабами были иноплеменники.
У коряков практиковалось многожёнство, особенно среди богатых. «…Жён имеют по две и по три, и содержат их по разным местам, дав пастухов и табуны особливые». «…Жён берут наиболее из своего роду». За невесту отрабатывали по три-пять лет.
В основе религиозных представлений коряков лежал анимизм. Они одухотворяли явления природы. Приносили жертвы «духам» гор, рек, моря и т.п., чтобы вызвать с их стороны благодеяние в виде удачливой охоты, промысла, благополучия. Были у них и шаманы, которые при помощи игры в бубен вызывали «духов-помощников» и с их помощью вели борьбу со злыми духами. Среди осёдлых коряков были шаманы, которые «почитались за лекарей». Однако больных они «лечили» только игрой на бубне, якобы «отгоняя духов» болезни.
Вместе с тем коряки, как и чукчи, имели много практических навыков, связанных с охотой, рыболовством, со знанием местных природных условий, их особенностей.
Их жилища, одежда, средства передвижения, орудия труда и оружие были хорошо приспособлены к суровой природе и представляли собой весьма совершенные изобретения, какие только можно было сделать в этих условиях. Поражает их удивительное умение использовать рационально все продукты оленеводства, морского промысла, рыболовства, окружающей скудной растительности.Народы Сибири внесли оригинальный вклад в мировую культуру. Их история – нераздельная и существенная часть всемирной истории человечества. Включение Сибири в состав России имело свои глубокие причины и соответствовало исторически складывавшейся необходимости.
Назад в раздел
здоровье полезные советы интересное москва история туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа интересные факты владимир и область горы
История одной фотографии.
Герой, лишённый отчестваНа плите одной из могил мемориала в сквере на улице Первомайской посёлка Дмитриевка написано: «Коряка Тихон Иванович, 1914-1943». На самом деле захороненного там человека звали Тихон Федотович. Он был техником-лейтенантом 1-го гвардейского авиаполка дальнего действия, который в 1942–1943 годах базировался на аэродроме Никифоровка.
Подробности биографии Тихона Коряки выяснил ветеран авиации, гвардии подполковник Виктор Алёшин, который занимается исследованием и сохранением истории авиационных частей.
Почётный караул у могилы Тихона Коряки. 9 мая 2022 годаФото: Дмитрий Хатунцев
— Отчество борттехника было Федотович, а не Иванович. Фамилия в документах пишется, как и на памятнике в Дмитриевке, через «о» — Коряка. Родственники утверждают, что её следует писать через «а», однако в первую очередь опираться нужно на документальные свидетельства,
пояснил Виктор Алёшин.
Родился Тихон Коряка в 1914 году в селе Белики нынешнего Кобеляцкого района Полтавской области. Всего в бедной крестьянской семье было 12 детей. Советское государство дало им возможность получить образование и кардинальным образом изменить жизнь. Тихон Коряка учился в школе, в 1932 году окончил два курса Педагогического техникума.
С 1936 года он проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Тихона Коряку зачислили курсантом в Школу младших авиационных специалистов при 9-й Военной школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Харькове. После окончания школы его назначили на должность моториста, а несколько месяцев спустя присвоили звание старшины.
Ремонт двигателя самолёта ТБ-3Фото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru
— Когда дедушка пошёл служить в армию, то сказал моей бабушке Вере Андреевне, что если она его дождётся, то он на ней женится. Отслужил в армии, потом — училище. Ждала бабушка в общей сложности 8 лет. После того, как поженились в 1937 году, жили в Харькове. Моя мама, Тамара Гончаренко, родилась в том же 1937 году, а дядя Толя — в 1938-м,
вспоминала внучка борттехника Лидия Щербакова.
В феврале 1939 года Тихона Федотовича назначили на должность младшего авиатехника 9-й школы лётчиков, присвоили воинское звание младшего воентехника. А в ноябре назначили на должность младшего бортового техника.
— В июне 1941 года бабушка с дедушкой, детьми и семьёй друзей приехали в село в отпуск. Через неделю началась Великая Отечественная война. Бабушка с детьми осталась в селе с родителями деда, там и пережили оккупацию,
сообщила в переписке с Виктором Алёшиным Лидия Щербакова.
Тихон Коряка в 1939 года. На правом снимке — с родственникамиФото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru
Тихон Федотович вернулся по месту службы, а в сентябре 1941 года в связи с наступлением немецких войск его эвакуировали в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров.
В феврале 1942 года Коряка прибыл в 1-й авиаполк дальнего действия на должность бортового авиатехника самолёта ТБ-3, вскоре получил звание техник-лейтенант. В том же году переучился на Ли-2. А к лету 1943 года его назначили техником звена.
Лётчики полка наносили бомбовые удары по позициям и коммуникациям нацистов под Воронежем и Курском, Смоленском и Брянском, Харьковом и Сталинградом. Забрасывали десантников, доставляли грузы для партизанских отрядов, вывозили раненых. Коряка продолжал летать в составе экипажей в качестве борттехника. Всего он совершил более 100 боевых вылетов и каждый раз возвращался из них живым.
Погрузка десантируемых грузов в самолёт Ли-2Фото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru
Жизнь борттехника оборвалась на аэродроме Никифоровка 9 июля 1943 года по нелепой случайности. Во время ремонта самолёта Ли-2 Тихон Федотович находился в нише, в которую при взлёте убирается шасси.
При подаче давления в гидросистему предохранитель, который предназначен для предотвращения складывания шасси во время стоянки на земле, не сработал. Вероятно, Тихон Федотович забыл его установить или проверить установку, которую должен был произвести другой техник. Шасси убралось в нишу, где в этот момент находился Коряка. Он погиб на месте.
Вдова Тихона Коряки Вера АндреевнаФото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru
— О гибели дедушки семья долгое время не знала. Весной 1944 года почему-то пришло извещение, что он пропал без вести. Бабушка до конца не верила в его гибель, посылала запросы. Ответ был одинаков: «пропал без вести». Только в 1975 году бабушку нашли красные следопыты из Никифоровки. Но на могилу к деду она не поехала. Думаю, потому, что верила — живой,
поделилась воспоминаниями Лидия Щербакова.
Храброго борттехника с почестями похоронили в центре будущего посёлка, а позднее перезахоронили в сквере рядом с другими героями. Правда, отчество на могильной плите почему-то оказалось искажено, хотя в именном списке потерь, наградных списках и других документах он числится под именем Тихон Федотович Коряка. Ошибка на плите до сих пор не исправлена.
Учётно-послужная карточка Тихона КорякиФото: ЦАМО РФ / pamyat-naroda.ru
Читайте также:
Катастрофа по оплошности и лечение раненых по домам. Петровские поисковики узнали тайны военного аэродрома в селе Шехмань
Мечтал приехать, но не успел. Жители никифоровского села вспоминают писателя из Риги, который помог им выяснить судьбу героя-земляка
Единственный мордовский ветеран Великой Отечественной войны сегодня отмечает 96-летие
Koryak Photos и Premium High Res Pictures
- Creative
- Редакция
- Видео
Лучший матч
новейшие
Старейшин
Самый популярный
Любое датер. диапазон
Без лицензионных отчислений
С правами управляемого
РФ и РМ
Просмотрите 99
коряк доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы изучить больше стоковых фотографий и изображений. коряк, коренной народ Камчатского края на Дальнем Востоке России; которые населяют прибрежные районы Берингова моряКорякская женщина, опирающаяся на локти — коряк стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображения фото и изображениякорякские женщины дублят шкуры животных — коряк стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображенияКорякский рассказчик продолжает традицию рассказывать истории через песни. корякская женщина шьет оленьей шкуры — коряк стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображениякоряк девушка играет на шестах палатки оленя — коряк стоковые картинки, лицензионные фото и изображениякорякская семья сидит в палатке с оленями — коряк стоковые картинки, лицензионные фото и изображения женщина плачет перед вылетом вертолета — коряк стоковые картинки, лицензионные фото и изображения фото и изображения без лицензионных платежейруки корякской женщины в традиционной корякской оленьей одежде — корякские стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтикоряк женщина стоит на кухне — коряк стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти тундра — коряки стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображения из путеводителя Джулио Феррари , лицензионные фото и изображениякамчатка, россия — коряк стоковые картинки, лицензионные фото и изображениякоряк коренной танцор в деревне оссора — коряк стоковые картинки, лицензионные фото и изображениякоряк люди в костюме оленя — коряк стоковые картинки, лицензионные фото корякские местные танцоры в деревне оссора картинки, фотографии без лицензионных отчислений и изображенияЭнергетический кризис заставляет тысячи людей замерзать.Koryak — Bilder und stockfotos
20Bilder
- Bilder
- FOTOS
- GRAFIKEN
- VEKTOREN
- видео
DUCHSTERN SIE 2000277 KORYAOS
DUCHSTERN SIE 2000278. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
yaksaam tempel bei sonnenuntergang, geumosan berge im winter, berühmte berge in südkorea. — фото и фотографии коряковYakSaam Tempel bei Sonnenuntergang, Geumosan Berge im Winter, Berü
geburtsort von jeong yak-yong — фото и изображения коряковgeburtsort von jeong yak-yong
asiatische lebensmittel eierrolle, tamago yak — koryak stock-fotos und bilderAsiatische Lebensmittel Eierrolle, Tamago yak-yerrolle as
корякские стоковые фотографии и изображенияAsiatische Lebensmittel Eierrolle, Tamago yak
Shooting in einem Studio
geburtsort von jeong yak-yong — корякские стоковые фотографии и изображенияGeburtsort von Jeong Yak-yong
Geburtsort von Jeong Yak-yong в Южной Корее.