Креативный туризм: Креативный туризм: что это и почему он может помочь развитию сообществ в Кыргызстане

Креативный туризм: что это и почему он может помочь развитию сообществ в Кыргызстане

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.»
Конфуций

            Попробуйте вспомнить свои последние впечатления о городе или стране, в которых вы были. О чём они будут? Скорее всего о чём-то нематериальном: вы вспомните вкус национальных блюд, эмоции, возникшие от танца незнакомых вам людей на улице, запах моря или какие-то другие отрывистые, но бесценные моменты, которые ваша память продолжает хранить о вашем путешествии. Представьте теперь, что вы не просто наблюдатель, который смотрит на всё со стороны и созерцает процесс, у вас вдруг появляется возможность стать частью всего этого, совместно проектировать и создавать те памятные моменты через приготовление еды, танцы на улице или рукоделие. Эти впечатления и создают самые сильные эмоциональные связи с теми местами, которые вы посещаете и людьми, живущими там. И именно эти связи побуждают вас возвращаться в те места снова и снова, делиться впечатлениями с теми, кого вы любите, делиться вашими историями в социальных сетях, и всё, потому что вы становитесь эмоционально привязанным к определенной локации.

Дестинации ценятся своими историями, своим символизмом, эмоциями, которые они дарят, и тем, что они заставляют нас чувствовать. Именно так работает креативный туризм. И этот блог посвящен исследованию его концепции, особенностям и перспективам его развития в Кыргызстане.

Креативный туризм впервые был определен в 2000-м Ричардсоном и Рэймондом. Ричардс в своей работе подчеркивает «важность креативности в планировании и развитии культурного туризма.» Это направление предлагает инновационный путь пересмотра интерактивной модели культурного туризма, в основе которой лежит осмотр достопримечательностей. Эту же тему исследовали Ричардсон и Уилсон, которые отметили, что культурный ландшафт дестинации, включая фестивали, культурные маршруты, музеи, культурное наследие может быть воссоздано для того, чтобы обрести более интерактивную форму и дать возможность генерировать впечатления путём со-творчества между туристами и местным населением. В 2006 году ЮНЕСКО дало определение креативному туризму: «креативный туризм — это туризм, направленный на получение путешественниками опыта с активным обучением искусству, изучением культурного наследия или других культурных особенностей места пребывания».

Отчёт ОЭСР отмечает, что взаимосвязь между культурой и туризмом стала одним из основных источников развития туризма за последние годы. В последнее время мы также стали наблюдать растущую важность креативности, которая дополняет общепринятые и более традиционные модели культурного туризма, основанного на наследии, с включением новых форм туризма, базирующихся на нематериальной культуре и современном творчестве. В отчёте также утверждается, что креативные индустрии предлагают разнообразные возможности роста и развития туризма, включая потенциал увеличения спроса, внедрение новых креативных продуктов, повышение качества и привлекательности локаций, а также поддержку самих креативных индустрий и стимулирование экспорта креативных продуктов.

Почему именно креативный туризм выбирается многими городами как основное направление развития туристического потенциала и даже заставляет задуматься о том, чтобы примкнуть к сеть «креативных городов»? Одной из причин является то, что в целом развитие туризма в местных сообществах чревато превращением местной культуры в обычный товар. Существующие модели культурного туризма часто рассматривают культуру как статичный продукт, который нужно просто продать путешественнику. Если же сконцентрироваться на локальных творческих процессах, местной айдентике и нематериальных культурных активах, креативный туризм становится фундаментальным инструментом для борьбы с негативными последствиями традиционных моделей культурного туризма. Добавляя креативность в существующие местные ценности, путешественники могут познавать новый опыт взаимодействия с локацией, получать новые впечатления из непосредственного общения с местным населением и раскрывать как уникальность местного населения, так и чувство собственной принадлежности к дестинации. Креативный туризм также помогает усилению местных сообществ и делает жителей более самодостаточными, что является ключевым для создания по-настоящему устойчивого туризма.

Сеть Креативного Туризма утверждает, что развитие креативного туризма поощряет местные сообщества разнообразить туристские предложения, делая мелких предпринимателей быть более проактивными, поскольку они становятся способны создавать новые продукты без больших инвестиций в материальную инфраструктуру, а используя креативность для того, чтобы «зацепить» интерес путешественника.

Креативный туризм также укрепляет социальную сплоченность в мультикультурных городах через совместное создание содержательных историй и укрепление самоидентификации местных жителей; ускоряет развитие экосистемы предприятий, занятых в разных секторах экономики. Нематериальные туристические продукты могут помочь дестинации в смягчении сезонности туристического потока и расширении географической вовлеченности территорий, которые не включены в традиционные маршруты. Более того, развитие креативного туризма может способствовать применению экологичных практик, которые обычно сложно внедрять в массовый туризм.

Другой важной чертой креативного туризма является то, что он раскрывает горизонты для женщин-предпринимательниц, ведь многие из них и так уже работают в секторе туризма, в том числе неформально, а в 2020 году было установлено, что как доля женщин, так и доля молодых специалистов, занятых в креативных индустриях, составляет более половины всех работников. Но нет ничего идеального. В случае с креативным туризмом, если не будет разработана сбалансированная и продуманная стратегия его развития, он может привести к эксплуатации местных сообществ, сковывая их в рамках узкого и традиционного развития. Впрочем, недавно выпущенное Сетью пособие «Создай креативный туризм» продолжает аргументировать что «креативность, встроенная в туристическое развитие, может привести к устойчивому росту и улучшенному благосостоянию местных сообществ» и в качестве примеров приводит успешную реализацию стратегии развития в странах Юго-Восточной Азии.

Таким образом, рассматривая вышеупомянутые особенности креативного туризма, данная траектория выглядит стоящей платформой для тестирования креативности в качестве толчка к переосмыслению туризма как более традиционного сектора экономики в Кыргызстане. Сейчас важно всесторонне изучить и понять, какая территория имеет наибольший потенциал, включая наличие критической массы местных креаторов и малых предпринимателей со сфокусированной деятельностью, а также оценить текущее состояние туристического сектора через консультации с местным сообществом. Подписывайтесь на @UNDPKG, чтобы продолжить это приключенческое исследование вместе с нами.


От автора:

Всем привет! Меня зовут Вика, я являюсь руководителем стратегических исследований Акселератор лаборатории ПРООН в Кыргызстане. Как вы возможно помните из моих прошлых блогов, начиная с прошлого года, я исследую сферу креативных индустрий через дизайн и внедрение портфолио экспериментальных проектов, нацеленных на раскрытие потенциала креативной экономики для:

  • создания инновационных и «зеленых» рабочих мест с фокусом на молодежь и женщин;
  • создания благоприятной среды для местных креаторов и предпринимателей;
  • использования потенциала цифровых технологий для вовлечения в экономическую активность тех, кто обычно «остаётся позади»
  • стимулирования социально-сплоченного экономического роста
  • исполнения роли драйвера для более традиционных секторов экономики

Мои экспериментальные проект включают в себя различные направления, включая запуск и масштабирование Женской креативной лаборатории, первого гендерно-чувствительного коворкинга в Кыргызстане с благоприятными условиями для женщин, развивающихся в креативной экономике; и CREATE4 – серию мероприятий с флагманским ивентом – Первым Фестивалем креативных индустрий Кыргызстана, направленных на акселерацию брендинга креативной экономики, повышения осведомленности о креативных индустриях среди различных сообществ и создание диалоговой площадки для креаторов и инноваторов для взаимоусиляющего сотрудничества.

В этом году я также буду изучать сферу городского планирования через призму сотворчества между гражданами и местными властями по зеленому планированию города и креативного туризма, как классной комбинации традиционного туризма и креативных индустрий, которые генерируют добавленную стоимость туристических продуктов через творчество и развитие, в центре которого стоит человек.

Креативный туризм | PulseParty.Ru

Сегодня в России, да и в мире, набирают обороты необычные виды туризма — агротуризм, сельский туризм, бытовой туризм. Есть даже такое понятие — креативный туризм.

Многим отъявленным туристам уже немного наскучила архитектура, парки, стандартные музеи… Да, это красиво, это классика. Но хочется чего‑то нового. Хочется самой принимать участие во всем, знать, как производится еда, одежда и другие блага. Хочется посмотреть на фабрику и не просто увидеть готовую продукцию, но и заглянуть на производство и самой попробовать сделать что‑то. Это так захватывает! И это реально интересно. Интересно узнать, как вели быт наши предки и попробовать себя в этом! Интересно побывать не просто в стандартном музее, но хочется поехать туда, где находятся необычные экспозиции, где все можно потрогать и окунуться в стародавние времена… Людям надоело быть по ту сторону! Им хочется интертеймента, но полезного.

Многие могут подумать: «Да, возможно, в какой‑нибудь Европе и есть что‑то подобное — музеи, производства, но не в Воронеже уж точно». Ан нет, посмею заверить. Есть в нашем селении и такие замечательные места. Например, в Бобровском районе. Побывав недавно в путешествии по этой местности, я составила свой список must see ее интересных мест!

Хреновской конный завод

Еще одна достопримечательность нашего края, знаменитая на весь мир своими орловскими рысаками. Во-первых, это просто невероятно красивая территория, особенно осенью на закате. Огромная, колоритная — такое ощущение, что ты попадаешь в прекрасную болдинскую осень. Во вторых — лошади — про них можно говорить часами. Здесь есть музей конезавода, где есть возможность послушать и посмотреть историю орловских рысаков. Вы знаете, как появилась эта желанная во всем мире порода? Граф Орлов, увлеченный лошадьми, всегда хотел вывести новую сильную лошадь и поэтому он купил в Аравии невероятного белого скакуна — Сметанку, у которого вместо 18 реберных пар было 19. Орлов считал, что именно эта лишняя пара позволяет таким лошадям быть сильнее и выносливее! Сметанке на тот момент было около 20 лет (а лошади обычно живут 25), и Орлов отдал за него бешеные деньги! Бешеные! На эти деньги можно было целый год содержать всю русскую армию! Орлов побоялся переправлять этого бриллиантового коня через море на корабле, и в итоге Сметанку вели в Россию из Аравии по суше! Этот переход занял 14 месяцев. Конь плохо перенес дорогу, да и с климатом в России он не смог примириться и через год умер, тем не менее успев оставить потомство — несколько жеребчиков. Именно так появились первые орловские рысаки. Подобных познавательных историй в музее можно услышать еще не малое количество, ну а потом закрепить знания прогулкой по конюшне с этими нереальными красавцами и всему конезаводу.

Дом шерсти

Как я писала выше, люди жаждят креативного туризма, чего‑то нового. Но ведь новое, как все мы помним — это хорошо забытое старое. Именно поэтому возвращение к былым временам, так сказать, к историческим корням нашей Родины — сейчас на самом пике. Именно это лежит в основе бобровского Дома шерсти — мини фабрики по производству валенок. Здесь туристы могут узнать, как делаются всеми любимые валенки, узнать все нюансы этого сложного ручного производства и даже попробовать себя в роли специалиста по валянию! Ну а после можно и купить себе пару. Вы, например, знали, что на создание одной пары валенок уходит 2,5 кг шерсти и несколько дней упорной работы? Отрадно, что сейчас этот промысел начинает возрождаться в отдаленных регионах России — это наша история, отличительная черта нашего народа, костюма! Но, конечно, большая часть валенок производится в наши дни промышленным способом — на специальных фабриках, количество которых составляет около пятнадцати на всю страну. Поэтому такие небольшие местные фабрики — на вес золота.

Бобровский краеведческий музей

 

Лично для меня музеи — это почти всегда скучное времяпрепровождение. Особенно краеведческие. Ну что там может быть? История города, какие‑то скучные ремарки про то, кто основал его, как он развивался и т. д. Однако попав в этот музей, я действительно обрадовалась тому, что мне удалось здесь побывать. Вся история района здесь показана в интересных, живых экспозициях. Здесь практически нет стендов «за стеклом», и все при желании можно потрогать. Например, в экспозиции про быт русского человека в атмосфере старой избы можно попробовать самостоятельно занести чугунный котелок в русскую печь при помощи ухвата, как это делали раньше русские хозяюшки. Или же попытаться погладить что‑то старинным тяжелейшим утюгом, который нагревали в печи. Согласитесь, прекрасный подход, особенно для детей, которых вряд ли заставишь учить историю по книжкам и скучным рассказам учителей. Тут же, в музее, можно посмотреть, как делаются русские веники! Русские веники — это, надо сказать, вообще отдельная тема для разговора, ибо они известны даже за пределами нашей страны, например, во Франции.

Кудеяров стан

Обычный зоопарк с загонами для животных и клетками — какая скука! А вот парк, где можно погладить животных, покормить и оказаться в пучине животного мира — это однозначный лайк, особенно если это место находится не за тридевять земель, а в нескольких километрах от Воронежа, как раз по пути в Бобровский район. Здесь вам и верблюд, и ослики, обступающие вас со всех сторон и пытающиеся полакомиться вашей сумкой, и редкая белая лань, и детеныши яка, и всякие еноты, кролики и т. д. В общем, есть чем поживиться и где пообщаться с животным миром. Кстати, возвращаясь к вопросу о креативном туризме, стоит отметить, что здесь любой желающий может провести…внимание — сеанс дойки козы! А где, мы, жители миллионного города, привыкшие к каменным джунглям, можем сделать что‑то подобное? Не у всех же бабушки в деревнях да еще и с козами есть!

 Ольга Шелевахо

  • Комментарии
  • FB
  • VK

Говорим с экспертом Живого наследия на тему креативного туризма

На портале “Живое наследие” появился новый тип брендов — арт-кластеры. Почему современные креативные кластеры могут быть интересны не только местной творческой молодежи, но и туристам? Об этом мы поговорили с Наталией Беляковой, экспертом проекта “Живое наследие”, партнером Центра стратегического консалтинга, доцентом НИУ ВШЭ.

Наталия,  среди девяти типов брендов на портале “Живое наследие”, наряду с Поселениями, Сооружениями и пр.,  появился новый тип брендов — Арт-кластеры. Что понимается под этим термином?

Существует целая типология видов креативных пространств — от кластера до коворкинга. Терминология не устоялась окончательно, поэтому сегодня к креативным пространствам легко могут отнести и торговый центр с ярким дизайном. Дело молодое в принципе — сорок лет для индустрии не срок — а в России так совсем юное. Мы в проекте “Живое наследие” исходили из того, что креативное пространство — это место и среда, обитатели и посетители которой эффективно занимаются творческой деятельностью. Это та активность, где высокая добавленная стоимость достигается за счет капитализации своих интеллектуальных ресурсов. Будущее — за способностью нешаблонно мыслить и создавать новое. Согласитесь, в нашу постиндустиальную эпоху, где автоматизация исключила человека из многих рутинных процессов, творческий, или креативный, потенциал — полноценный фактор производства. Отличительными чертами креативного пространства являются многофункциональность (“много поводов для визита”), возможность нетворкинга (творчество подпитывается общением), синергия (идеи возникают сообща) и открытость (диффузия идей, позиций, образов).

Все перечисленное создает качество среды, которая должна работать на своего пользователя — в нашем случае помогать ему творить. 

В чем специфика такого креативного пространства, как арт-кластер? “Арт” в термине указывает на наличие ядерной творческой идеи, которая объединяет, стягивает вместе разные бизнесы и инициативы. Это может быть отдельный вид искусства, тип самовыражения или формат творческого высказывания. 

Кластеризация же подразумевает географическую совместность: пространство сосуществования, партнерства или симбиоза творческих индустрий занимает не одно здание, а присутствует в среде многомерно, даже выплескивается на “улицу”. Арт-интервенции, малые архитектурные и ландшафтные формы, граффити и даже общий двор — то, что создает связанное общими смыслами и при этом многомерное пространство работы и досуга, коммуникаций содержательных и развлекательных, комфортное для своих (резидентов)… а “чужие” (посетители) адаптируются тут очень быстро.

То есть такие кластеры сами являются городскими арт-объектами?

Британцы, первыми признавшими креативные индустрии в качестве самостоятельной отрасли экономики и накопившие богатый опыт по созданию креативных пространств, недавно проводили исследование и выяснили любопытную черту резидентов. Согласно исследованию European Creative Business Network, в ходе которого было проанализировано более 200 креативных хабов, 74% инвестируют часть своего дохода, пытаясь превратить своё и соседние здания в арт-объекты (https://creativehubs.org/admin/docs/Hub%20Research%20Final.pdf). То есть да, арт в процессе самовыражения активно “присваивает” себе среду. 

Арт-кластеры — сугубо столичное явление?

Скажем так, города-миллионники задают тон. Например, в Москве около пятнадцати лет назад появились первые творческие кластеры; в начале этого года “большая четверка” (Artplay, Flacon, Винзавод и Фабрика) создали союз креативных кластеров, а это уже новый уровень развития отрасли, идет активная франшизация форматов. Петербург, Екатеринбург, Казань создают кластеры, которые становятся настоящими ландмарками — они обладают выраженным своеобычием, привязкой к месту.

Но и вдали от столиц жизнь кипит. Именно поэтому мы включили “Арт-кластеры” в типологию брендов проекта “Живое наследие”, который — про всю страну и для продвинутых пользователей. Мы в НИУ ВШЭ накануне ковида провели исследование — типологизировали все имеющиеся арт-пространства, анализировали факторы их существования. Так вот, креативных пространств в России даже по самым скромным (точнее, строгим) подсчетам — более 80. И это не только благодаря покупке столичных франшиз. Арт-кластеры появляются в разных городах, в том числе и небольших, и в разных регионах.  

Яркий пример этого года — “Лето на заводе”, ивент-этап  превращения в креативное пространство (пока — кэмпворкинг, как называют его сами организаторы) старинного железоделательного завода  в Сысерти. В Сысерти живет 20 тысяч человек, а ежедневная проходимость по итогам этого лета составила в среднем 4 тысячи человек в день. На это лето средствами тактической урбанистики (проект вошел в акселератор “100 городских лидеров” АСИ) создан сезонный арт-кластер, далее в планах — реконструкция мартеновского цеха и капитальное присутствие на объекте культурного наследия. 

Еще один тезис в пользу наблюдаемого нами движения от столиц — Индекс креативного капитала российских городов. В 2016 году, когда он стартовал, в исследовании участвовало девять городов. В нынешнем — 25, с географией от Калининграда до Якутска. Так что новая экономика шагает по стране и, разумеется, находит отражение в городской среде. 

Казалось бы, арт-кластеры — явление сугубо современное. Как они связаны с “живым наследием”?

Как раз в современных арт-кластерах наследие живо. Арт-пространства объединяют тех ремесленников, которые создают вещи немузейные, но такие, которые, сохраняя традиции прошлого,  могут быть применены в жизни современного — одежда, украшения, элементы интерьера. Практика показывает, что мастера, создающие свои артефакты через переосмысление наследия своего региона, часто оседают в современных креативных пространствах и именно находят там благодарных покупателей. Их продукция — немузейная константа, которая имеет слабое отношение к современности (хотя и, безусловно, вдохновляет нас). Прикосновение же к созданному современным ремесленником — незабываемое путевое впечатление. Поэтому в царстве глобальных брендов возрастает альтернативный запрос на крафт и рукодельные вещи. Создано только то, что в единственном экземпляре или ограниченным тиражом, создано местными людьми — эта триада влечет и обещает познание “Другого”. И вот вместе с материальной вещью мы приобретает целый багаж нематериальных эмоций. 

Это важный аргумент для туристов нового типа, с выраженным интересом к аутентичности — не развесистой туристической клюкве, а реальному своеобычию. Сейчас представители туристических сувениров приходят к тому, чтобы наименование товара совпадало с их местом происхождения. Кружка еще китайского происхождения, но уже в местной бересте — символ переходного этапа. К тому, чтобы весь цикл производства или большая его часть осуществлялись в регионе, плавно подводят и законодательные новеллы. Сегодня товар можно зарегистрировать как товарный знак, сертифицировать по месту происхождения или географическому наименованию.

Такие товары можно найти не только в туристско-информационных центрах или торговых рядах, но и в креативных пространствах. Для туристов сам факт того, что они продаются там, где много местных — маркер правдивости. Покупают резиденты — значит, не фейк. Кокошники в креативных пространствах не в ходу.

К примеру, Удмуртия — хороший пример того, как мастера трансформируют всегда существовавшие промыслы — валяние, плетение туесов — в модерновые вещи, которые покупает и носит местная молодежь и туристы. Или мастера из Перми, которые интерпретируют пермский звериный стиль в ювелирных изделиях. Или петербургские локальные бренды одежды, которые переосмысливают множество культурных слоев города — от пелеринок смолянок до комбинезонов ленинградских рабочих. Если мастер выбирает креативное пространство — значит, спрос есть у местных и туристов. Потому что именно здесь эти потоки пересекаются и перемешиваются.

Ориентация неоремесленников на резидентов и туристов делает живое наследие живым, настоящим. Она заставляет творцов идти в музей, перерисовывать старинные образцы и делать их вдохновением, основой для своего творчества. В итоге мы получаем живую этнику, за которой можно отправиться в креативное пространство.

Подчеркиваю — никакого противостояния “хранителей” и “продающих” наследие. Русский музей зарабатывает на суперсовременной и актуальной линейке мерча, интерьерных объектов и даже на коллаборациях с производителями кофе. В сущности, все мировые музеи делают это и даже больше — превращая свои пространства в “третьи места”. Первым на кафе решились в Музее Виктории и Альберта, а сегодня — посмотрим на Новую Третьяковку — музей становится полноценным местом креативного досуга, а то и коворкингом. Жанры смешиваются — и в этом жизнь.

Что еще объединяет арт-кластер и “живое наследие”?

Часто само пространство, где находится креативный кластер, является объектом наследия, оно охраняется государством. Большая часть креативных пространств в современной России создана путем ревитализации промышленного пояса XVIII-начала XX веков. Такие пространства есть во многих городах, их часто можно узнать по добротному клинкерному кирпичу, “которого больше не делают”. Хотя основа креативного пространства — не стены, а люди и сообщества, Россия с ее богатством промышленной и гражданской (купеческой) архитектуры дает возможность собрать интересных людей в месте с историей. Эффект “два в одном” налицо — те пространства (увы, часто заброшки), куда приходит новая креативная индустрия, получают второй шанс на жизнь. Проводятся сложные реставрационные работы, восстанавливается кладка — и наследие, которое мы имели шанс потерять — оживает. 

Например, Ярославское креативное пространство TEXTIL находится вне ядра исторического центра, в здании бывшего хлопкового склада Большой текстильной мануфактуры, основанной еще Петром I. Это креативное пространство для местных сообществ, которое при этом активно посещается туристами. 

Так что концепты музея под открытым небом и общественного пространства креативного кластера могут совпадать. Здесь мы опять возвращаемся к теме, что пропасть между “музеями для туристов” и “креативными пространствами для местных” существует только на бумаге да в головах. Да, не все происходит гладко. Завод Шпагина, которому судьбой и амбициозным проектом назначено быть крупнейшим креативным кластером Приуралья, в настоящий момент уточняет вопросы присутствия на территории знаковых для Перми музеев — Пермской художественной галереи, Музея современного искусства и еще нескольких музейных институций. Однако тот факт, что изначально кластер не мыслился без переезда туда или как минимум открытия филиалов главных музеев региона, показателен. Переплетая потоки фланирующих горожан и охваченных жаждой познания туристов, пространство как минимум становится более конкурентоспособным. С коллегами из ИТМО мы это очень хорошо видим в контексте мониторингового картирования “креативной географии” городов. Жизнь как наследию, так и бизнесу дает системный входящий и равномерно циркулирующий по территории поток, который помогает оставлять там деньги и время.

Каких туристов привлекают арт-пространства? На какие категории туристов им стоит ориентироваться?

Креативное пространство интересно многим категориям туристов — этим оно и прекрасно. Условно выделю две якорные, для которых наличие такого пространства в городе может послужить точкой обязательного маршрута, а то и стать самостоятельным мотивом отправиться в путешествие или заехать по пути. Во-первых, это молодые туристы в широком смысле слова — вплоть до  сорокалетних “миллениалов”. Для этих туристов и младше характерна своя потребительская оптика. Для них туризм — это прежде всего путешествие за впечатлениями, в котором нет или мало места “должен видеть”, “обязан посетить” и так далее. Никто никому не должен, тур — погоня за эмоциями, а не исполнение “культурного долга”. Не хочу идти в ногу по маршруту из Lonely Planet, хочу собрать тур сам или хотя бы иметь возможность включить в него места, которые отвечают моим интересам. Кстати, именно для таких путешественников придуман ресурс “Живое наследие”. Благодаря ему даже путешествуя в составе тургруппы можно быстро сориентироваться на месте и в свободное время отправиться туда, к чему лежит душа. Никакого снобизма! Концепт “новой искренности” учит нас, что стремление найти самые “правильные” карельские калитки заслуживает не меньшего уважения, чем жажда увидеть своими глазами Кижи. И быстро собрать свой пазл — дорогого стоит. Для такого туриста креативное пространство — то самое “место сборки”, где можно ухватить реальность города, то, что отличает его от других городов. Наблюдение за резидентами в естественной среде обитания, сравнение себя с ними, а то и присоединение — вот зачем в наш век онлайн-путешествий стоит физически трогаться с места. 

К примеру, в Туле, которая активно продвигает себя на рынке внутреннего туризма, уверенными достопримечательностями “для всех” стали креативные пространства “Искра” и “Октава”. Причем последнее создано  на территории до сих пор работающего производства: завод “Октава” производит микрофоны. Это очень интересный симбиоз индустрии классической и креативной.  Здесь есть точки притяжения резидентов — мастерская “Фаблаб”, где школьники занимаются техническим проектированием, свое учебное заведение “Высшая техническая школа”. И здесь же — кофейни, крафт и отличный “Музей станка”, где гидов — девочку Маша и нейросеть Снигирь (!) — слушают далеко не только дети. Если  ваше стремление узнать Тулу не ограничивается самоварами и пряниками — вам туда. В “Октаве” много местной молодежи, и такое со-бытие с ней на одном пространстве — самостоятельный магнит для приезжих. После такого опыта разве что со смехом вспоминаешь, что раньше при слове “туляк” представлял былинного кузнеца у наковальни.

Или медленно, но верно наполняющийся жизнью “Арт-квадрат” в Уфе. Целый городской квартал реконструирован под креативное пространство, которое постепенно начинает заполняться резидентами. Это место притяжения молодежной аудитории постепенно появляется и на туристической карте. Место нашлось и современным арт-инсталляциям из морских контейнеров, и бережно отреставрированным кирпичным домикам в два этажа.

Многие туристические локации борются за то, чтобы турист стал возвратным — то есть обязательно приехал еще. Креативные пространства тут в помощь?

Вот в этом деле без них — как без рук! Категория гостей, для которой арт-кластер является магнитом — это “повторные” туристы, уже посетившие основные достопримечательности. Московский кремль освоен (да, увы, часто это один визит — люди скользят от впечатления к впечатлению, это карма цифрового потребления) — люди идут во Флакон. Эрмитаж и Петропавловка “done” — черед для Новой Голландии или Севкабель Порт. 

Сейчас в Петербурге запускается проект “Новая туристская география”,  связанный с диверсификацией турпотоков и привлечением внимания к новым районам города, которые могут быть интересны туристам. Большинство этих локаций привязано к уже сложившимся креативным пространствам, арт-центрам, площадкам досуга.  Для продвинутых путешественников, которые не в первый раз посещают Петербург, осознание того, что город простирается много дальше классических туристических троп и за пределами “золотого треугольника” кипит творческая жизнь — важное открытие. Например, Музей стрит-арта на заводе слоистых пластиков напрочь переворачивают представление о “промзоне”. В этом районе не было чего-то интересного туристу, но вот на шоссе Революции на территории действующего завода и по инициативе его владельцев появился музей, который превратился в точку туристического притяжения. Музей славен одной из крупнейших в Европе и постоянно пополняемой коллекцией паблик-арта, получил известность благодаря регулярным Ярмаркам современного искусства. Сейчас вокруг музея продолжает наращиваться креативная среда — кафе, коворкинг, формируется ядро резидентов, работающих в сфере параметрического интерьерного дизайна. И вот мы видим, что огромный, обделенный культурными локациями рабочий район Большой Охты обретает новую значимость для резидентов. Сюда стремятся туристы — а значит, тут есть, чем гордиться.

Уже сегодня опыт крупных городов-миллионников свидетельствует, что после классических маршрутов вторым номером (а для тех, кто избегает шаблонов, даже первым) идут креативные пространства. Скажем, осваиваемое креативными индустриями конструктивистское наследие Екатеринбурга де-факто превратилось в туристический лендмарк.

Особая категория туристов — те, кто избегает исхоженных троп. Они принципиально не будут стоять в очереди в Эрмитаж и предпочтут альтернативный вариант. В том числе — креативный кластер, само посещение которого демонстрирует оригинальность личного выбора. Для этой категории репрезентация крайне важна.

Наконец, креативные пространства уважают “туристы нулевого километра”. Этот тип досуга особенно активизировался после ковида — автопутешественники стали ездить на расстояние “одного бака”, на 1-2 дня. Да что там пригород: ритуал воскресного выезда “в центр”, характерный для жителей больших агломераций, некоторые исследователи выделяют  сегодня в отдельный вид туризма. 

В Свердловской области, в 25 км от Нижнего Тагила есть поселок Черноисточинск. Бодрая городская команда, уловившая запрос на живое пространство творчества и досуга, организовала в здании старинного Демидовского завода “Демидов-фест” и ряд перетекающих друг в друга крафтовых-ламповых активностей. На территории работает успешное мебельное производство, собственник которого пошел навстречу и выделил часть пустующих помещений под креативное освоение. И вот этим летом Черноисточинск стал “новым черным” для многих нижнетагильцев. Проект “Арт-резиденция” уже “прирос” Музеем наличников, экспонаты для которого собирали энтузиасты по всей Свердловской области. Не было бы пространства — возможно, и музей бы стартанул не так ярко. Вот так креативные кластеры помогают сохранять и приумножать “живое наследие”.

Что такое «Креативный туризм»? — Travel Tomorrow

Действительно ли мы знаем некоторые из городов, которые мы посетили, и где мы следовали обычным туристическим гидам?

Задумывались ли вы когда-нибудь, посетив памятники, музеи, пейзажи и отметив все пункты из своего «чек-листа», действительно ли вы знали этот город?

На самом деле, все больше и больше туристов задаются вопросом о типе традиционного туризма, которым они занимаются, поскольку модель массового туризма не дает информации о том, какие места и что могут предложить живущие там люди помимо того, что им очевидно. Именно по этой причине все большее число более требовательных туристов хотят получить то, что традиционный туризм не может им предоставить. С другой стороны, помимо того, что он их больше не удовлетворяет, массовый туризм начинает приносить дестинациям больше вреда, чем пользы. Поэтому нам следует задуматься над этим вопросом.

1. Что такое «Креативный туризм»?

Термин «творческий туризм» был придуман в 2000 году Криспином Рэймондом и Грегом Ричардсом с целью создания более полноценного и увлекательного способа путешествия посредством разнообразных мероприятий в посещаемом сообществе.

Туризм, который предлагает посетителям возможность развивать свой творческий потенциал посредством активного участия в курсах и учебных мероприятиях, которые характерны для места отдыха, куда они направляются.

Определение творческого туризма Криспина Рэймонда и Грега Ричардса

Хотя эта тенденция не нова, поскольку в течение долгого времени самые требовательные тенденция в индустрии туризма.

Ричардс заявлял, что произошел «переход путешественников, которые не только хотят больше узнать о культуре, представленной в музеях и памятниках, но и оценить повседневную культуру, которая считается более «настоящей и истинной».

Довольно часто те, кто отвечал за продвижение направлений, делали ставку на строительство музеев и организацию массовых фестивалей для привлечения большего количества туристов, но расходы резко возросли, и такие идеи не всегда приводили к финансовой выгоде.

Концепция частых путешественников также расширилась, так как теперь люди чаще ищут более активные и захватывающие впечатления, в которых они будут чувствовать себя более вовлеченными и вовлеченными.

Любой, кто поддерживает творческий туризм, думает о типе туризма, который не ограничивается материальными ресурсами, ценит нематериальные впечатления, как и образ жизни, зная идентичность принимающей страны, ее образ жизни и тип связи, которую они устанавливают с собой и с разными культурами.

2. Как заниматься творческим туризмом и в чем его преимущества?

Если вы хотите больше узнать об этом виде туризма, но еще не попробовали его, некоторые возможные маршруты для тех, кто хочет насладиться другой культурой, отправляются в Италию, чтобы приготовить домашнюю пасту, стать ди-джеем на Ибице, научитесь танцевать на Кубе или попробуйте вино от португальского винодела и узнайте, как производятся разные вина.

В этом виде туризма как местные жители, так и приезжие участвуют в новом способе путешествия, который отличается созданием туристических продуктов, созданных вместе.

Местное сообщество, как участник, в конечном итоге помогает диверсифицировать туристическое предложение, тем самым создавая стратегию, которая приносит доход без необходимости больших инвестиций, помимо творчества и интереса людей.

Опубликовано в Instagram

Опубликовано в сети Creative Tourism Network® (@creativetourism)

Малые предприниматели становятся более активными и имеют больше шансов на успех, поскольку они получают возможность создавать крупные инфраструктуры из простых и творческих идеи, привлекающие внимание туристов.

Таким образом, культурные традиции места назначения будут цениться и легче сохраняться, что также укрепит самоуважение местных жителей, не говоря уже об эффективном стимуле для местной экономики.

Другим важным моментом является лучшее географическое распределение потока посетителей в течение всего года. Было понятно, что инвестиции в нематериальные достопримечательности часто предотвращают сезонность, которая в последнее время стала проблемой для многих направлений.

Такой опыт также может способствовать включению многих географических областей, которые не часто включаются в обычные, которые обычно фигурируют в туристических путеводителях, что приводит к географическому распределению, которое помогает снизить нагрузку на более посещаемые места, будь то культурные или природные, а также распределение финансовых ресурсов по большему количеству участков территории.

Творческий туризм также намного интереснее, поскольку он более интерактивен, социально эгалитарен и более безопасен для окружающей среды, чем массовый туризм.


3. Эксплуатация бедных сообществ: обратная сторона медали

Следует отметить, однако, что есть не только положительные стороны. В этом виде туризма также попадались люди, которые могут использовать его в негативном ключе; например, достопримечательности, где традиционное население явно эксплуатируется, например, местные племена, или такие места, как фавелы (бразильские трущобы), которые превращаются в туристические достопримечательности инициативами, внешними по отношению к местному населению.

В таких случаях прибыль от деятельности не остается в местном сообществе и может даже нанести ущерб соответствующему месту назначения либо в том, как это рассматривается, либо в том, как сообщество, которое не взаимодействует или на самом деле не выигрывает от таких инициатив . Это может даже привести к развитию «индустрии», которая держит местное население в столь ненадежных условиях, что не позволяет ему «лишиться тех характеристик», которые сделали его туристической достопримечательностью, даже если это не так.

К сожалению, эксплуатация распространена во многих случаях, но она не представляет само явление, имеющее много преимуществ, и поэтому оно должно хорошо управлять тем, о чем идет речь и что здесь представлено.

В заключение я предлагаю вам проверить Сеть Креативного Туризма, международную организацию, которая объединяет несколько инициатив Креативного Туризма со всего мира. Если вы хотите узнать больше об этих сетях, зайдите на их веб-сайт, где вы также можете найти огромное количество книг и статей по этой теме.

Изучение нового полезно, и по этой причине Творческий туризм стал своеобразным способом участия в инициативах, которые сделают нас культурно богаче и интереснее к самому реальному опыту и традициям каждого народа.

Концепция

Что мы подразумеваем под творческим туризмом?

Креативный туризм считается
туризмом нового поколения, который включает в себя
сами туристы и местные жители
в создании турпродукта (сотворчество).

Концепция Творческий туризм появилась в 2000-х годах и определяется как:

«Туризм, который предлагает посетителям
возможность развивать свой творческий потенциал посредством активного участия в курсах
и обучения переживания, которые характерны для места отдыха, куда они были доставлены».

Криспин Рэймонд и Грег Ричардс, 2000

Рисование в Тоскане, пребывание в Медельине на один день, участие в ремесленной мастерской в ​​Лоле (Южная Португалия) или в очаровательных деревнях Эмпордане (Каталония), принять участие в фотомаршруте во французском Провансе или в Урле (Турция), приготовить свой шоколад в Кито, вырезать скульптуру на льду в Канаде, научиться традиционным танцам в Бразилии, принять участие в кулинарных мастер-классах в Таиланде, микшировать как ди-джей на Ибице. или даже отыграть собственный концерт в Барселоне…

… это лишь некоторые примеры из бесконечного списка впечатлений, которые ищут новое поколение путешественников!

Этот новый способ открыть для себя чужую культуру, испытав ее, получил все большее распространение в последнее десятилетие. В настоящее время туристы больше не хотят посещать традиционные экскурсионные туры, им нужно чувствовать себя вовлеченными в повседневную жизнь места назначения и создавать вместе с местными жителями фирменные впечатления.

Это требует более творческого подхода к управлению туристическим сектором, что подразумевает преодоление этих новых проблем, превращая их в новые возможности и создавая цепочка создания стоимости для территорий .

– Активы Креативного Туризма:

Среди множества достоинств творческого туризма можно отметить следующие:

  • Соответствие новому спросу путешественников, которые хотят получить уникальный опыт.
  • Диверсификация предложений без каких-либо инвестиций, просто за счет оптимизации существующего нематериального наследия.
  • Положительное влияние на прибыльность культурных инфраструктур благодаря этому новому спросу.
  • Качественный туризм наделен высокой добавленной стоимостью и покупательной способностью.
  • Несезонность туризма, , что позволяет лучше распределять деятельность в течение года.
  • Географический аутсорсинг: незначительный интерес творческих туристов к «туристическим точкам».
  • Самоуверенность местных жителей благодаря этому новому интересу к их культуре и традициям.
  • Расширение прав и возможностей сообщества и профессионализация.
  • Социальная сплоченность посредством совместного создания значимого повествования.
  • Устойчивое развитие полагаясь на подлинность и креативность как на главный ресурс.
  • Восстановление нематериального наследия.
  • Инструмент управления.

Творческий туризм – это проекция нового туризма, в котором природные, культурные и
личные ресурсы не подвергаются манипуляциям и эксплуатации, а ценятся и обогащаются .

Елинчич и Зувела, 2012

– Кто такие креативные туристы?

Трудно нарисовать портрет этих новых туристов, так как они хотят быть «уникальными».

  • Это могут быть одинокие люди, пары, семьи или группы путешественников.
  • Они могут спланировать поездку самостоятельно или обратиться в профессиональные службы.
  • Характер их творческой деятельности может быть образовательным (курсы, мастер-классы), может относиться к творчеству (арт-резиденция, совместное творчество с местными художниками) или представлению (выполнение концерта, актерское мастерство, выставка).

Среди большого разнообразия творческих туристов… мы можем встретить:

  • Путешественник, который посещает кулинарный мастер-класс, чтобы познакомиться с местными жителями или поделиться опытом со своими сверстниками.
  • Хоры, путешествующие с целью дать концерты в каждом месте, которое они посещают.
  • Группы танцоров, скетчеров или любителей фотографии, цель поездки которых состоит в том, чтобы заниматься своим хобби.
  • Семьи, которые посещают урок мозаики во время своего пребывания, чтобы познакомиться с местными традициями.

 

Креативные туристы в общих чертах
  • Они разделяют одни и те же ценности, основанные на этических принципах, аутентичности, ноу-хау, постоянном обучении, опыте и тенденциях DIY.
  • Они хотят познакомиться с местной культурой, активно участвуя в художественной и творческой деятельности
  • Они хотят жить так, чтобы чувствовать себя «как местные».
  • Они тратят значительную часть своего бюджета на выполнение этих опытов.
  • Сочетают различные виды туризма в рамках одной поездки.
  • Они исключительны в отношении того, как они путешествуют: испытав творческий туризм, они больше не хотят путешествовать традиционным способом.

Что такое творческий туризм | ИГИ Глобал

1.

Ниша туризм , который предлагает посетителям возможность саморазвития посредством участия в творческих мероприятиях (семинары, курсы), типичных для места, где они проводятся. Узнайте больше в: Устойчивое развитие туризма во время пандемии COVID-19: пример Словакии

2.

Расширение культурного туризма , которое привлекает местные сообщества для обеспечения интерактивных и захватывающих впечатлений для туристов. Узнайте больше в: Рассказывание историй в культурном наследии: туризм и взаимодействие с общественностью

3.

Тип туризма , который опирается на креативные ресурсы и креативные кластеры; и обеспечивает творческих впечатлений. Узнайте больше в: Развлекательный и гастрономический туризм на фоне поздней современности и размышления о Турции

4.

Тип туризма , который развивает творческие способности туристов посредством их активного участия в событиях, характерных для их дестинации. Узнайте больше в: Креативный туризм как средство совместного творчества: проект Creatour в Алгарве

5.

Туризм Модель, связанная с творчеством городских сообществ и малых городов, с целью оживления экономики, общества и культуры этих местностей посредством туристической деятельности в сочетании в основном с мелкой промышленностью, мелкой торговлей и ремеслами. Узнайте больше в: Какая социология городского туризма на следующий день после вирусного общества?: для межкультурного, посреднического и межметодологического гибридного и открытого исследования

6.

Туризм , который дает возможность развивать собственный творческий потенциал посредством опыта, связанного с культурой мест во многих областях, таких как кулинария, живопись, фотография, ремесла и праздники искусства. Узнайте больше в: Продвижение наследия туризма с помощью брендинга и графической коммуникации

7.

Феномен, возникающий в результате путешествий, направленный на увлекательный и аутентичный опыт, с участием в обучении искусству, наследию, обеспечивающий связь с теми, кто живет в этом месте и создает эту живую культуру. Узнайте больше в: Творческие направления и петух Барселуш («Гало де Барселуш»)

8.

Особый интерес туризм альтернатива массовым формам культурного потребления туризм , где туристы имеют возможность развивать свой творческий капитал посредством взаимодействия с местными жителями. Узнайте больше в: Новые культурные посредники, совместное творчество и культурное потребление творческого туризма

9.

туризм , который предлагает посетителям возможность развивать свои творческий потенциал благодаря активному участию в курсах и обучению по темам, типичным для дестинации (Richards & Wilson, 2006). В этом контексте акцент смещается с материальной на нематериальную культуру, а основным опытом является обмен знаниями и опытом между гостем и хозяином. Этот обмен создает более аутентичную и местную форму культурного туризма . Развитие креативный туризм встречается в самых разных контекстах. С одной стороны, в сельской местности необходим творческий подход для решения проблемы отсутствия экономических альтернатив; это творчество можно наблюдать в некоторых районах Великобритании, Скандинавии и Франции. С другой стороны, города традиционно воспринимаются как двигатель творческой экономики; например, Барселона, Париж и Рим продвигают креативный туризм в качестве альтернативы массовому культурному туризму . Узнайте больше в: Творческий туризм и культурное наследие: новый взгляд

10.

Типология, в которой творчество, либо в форме личного участия, либо в форме восприятия художественного произведения, является катализатором. Узнайте больше в: Художники, города и туризм: пример Лиссабонской агломерации

11.

Расширение культурного туризма , в котором потребители ищут интерактивные и динамичные впечатления. Узнайте больше в: Важность социальных сетей для улучшения туристического опыта, предлагаемого предприятиями сельского туризма: пример Алентежу

12.

Особый интерес туризм альтернатива массовым формам культурного потребления туризм , когда туристы могут развивать свой творческий капитал посредством взаимодействия с местными жителями. Узнайте больше в: Серфинг на творческой волне: создание серфинга как творческого туристического опыта

13.

Тип туризма , который позволяет туристам узнать о культуре региона, который они посещают, путем общения с местными жителями и активного участия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *