Крейсер михаил кутузов новороссийск: Крейсер «Михаил Кутузов»

Боевой путь корабля

Легкий артиллерийский крейсер проекта 68бис «Михаил Кутузов» (заводской № С-385) был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в г. Николаеве (ныне Украина) 22 февраля 1951 года. 29 ноября 1951 года состоялся спуск корпуса крейсера на воду.

9 августа 1954 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день считается днем рождения крейсера. 31 января 1955 года крейсер был зачислен в состав боевых кораблей Черноморского флота. Базировался крейсер в главной базе Черноморского флота — в городе-герое Севастополе. Как боевая единица крейсер находился в составе кораблей 1-й линии постоянной готовности по октябрь 1988 года и после произведенной модернизации был выведен из состава сил постоянной готовности и переведен в резерв 3-й категории, т.е. законсервирован. В состоянии консервации крейсер находился до 28 августа 1998 года, затем он был выведен из состава боевых кораблей флота и переведен в разряд «военного имущества» и на базе крейсера был создан филиал музея ЧФ. 23 августа 2001 года с помощью буксира крейсер «Михаил Кутузов» совершил свой последний переход из Севастополя в порт Новороссийск.

25 августа 2001 года крейсер прибыл в Новороссийск, где был поставлен на вечную стоянку у причала Морского вокзала города.

Вернувшись в 1950-е годы, отметим, что в мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолета Ка-15 и Ми-1.

29 октября 1955 года в Севастополе на внутреннем рейде взорвался линкор «Новороссийск». Для оказания помощи терпящему бедствие линкору с крейсера «Михаил Кутузов» была выделена аварийно-спасательная партия, состоящая из 35 человек, 27 из них погибли…

Летом 1957 года крейсер совершил переход Севастополь — Ленинград — Севастополь для участия в праздновании Дня Военно-Морского Флота на Неве. Было пройдено 4500 миль.

14 сентября 1958 года на борту крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийск был доставлен Вечный огонь из Севастополя, с Малахова кургана. Вечный огонь был зажжен на площади Героев в городе Новороссийске.

В июне 1964 года «Михаил Кутузов», большой противолодочный корабль (БПК) «Сознательный», БПК «Комсомолец Украины» вышли в Средиземное море для проведения боевой службы.

31 марта 1969 года крейсер «Михаил Кутузов» стал флагманским кораблем 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ.

В марте — апреле 1970 года крейсер принимает участие в общефлотских учениях «Океан», в которых были задействованы все флоты.

В 1968-1973 годах крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно принимал участие в оказании «братской военной интернациональной помощи» арабским странам: Сирии, Ливану, Египту в войне против Израиля.

Дальние походы стали настоящей школой для многих поколений моряков, а палуба крейсера превратилась в кузницу боевых офицеров и адмиралов флота (17 адмиралов, 78 капитанов 1 ранга), более 700 моряков были награждены орденами и медалями СССР.

Экипаж крейсера достойно пронес советский Военно-морской флаг по многим морям и океанам, успешно выполняя все поставленные перед ним задачи. Осуществляя свою миссию, служившую укреплению мира, доверия и дружбы между народами, корабль посетил порты Югославии, Албании, Египта, Сирии, Ливана, Румынии, Болгарии. В общей сложности крейсер «Михаил Кутузов» за период своей активной службы совершил 15 дальних походов и боевых служб, шел более 220000 миль.

Шефство над крейсером «Михаил Кутузов» в 60-80-е годы прошлого века осуществляла комсомольская организация города Новороссийска. Многие здешние призывники прошли школу мужества и получили путевку в жизнь на борту крейсера. «Михаил Кутузов» очень часто заходил в Цемесскую бухту. Поэтому не случайно место последней стоянки крейсера — Новороссийск.

Серия крейсеров проекта 68бис

Советская судостроительная промышленность в начале 50-х годов прошлого столетия построила и сдала ВМФ СССР 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68бис. 12-й крейсер из этой серии получил имя великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова.

Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и построен в январе 1954 года. После государственных испытаний 9 августа 1954 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день является годовым праздником корабля.

После сдачи обязательных курсовых задач корабль был введен в состав Черноморского флота в январе 1955 года. Зоной его ответственности стали Средиземное и Черное моря, а также Центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нес службу вплоть до вывода из боевого состава в 1988 году. К этому моменту корабль прошел 211 900 миль.

Многие послевоенные корабли проекта 68бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Он находился в порту Александрия в качестве запасного командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его присутствия в Александрии был гарантом мира. Нападение на корабль «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налета на александрийский порт удалось избежать.

За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград.

Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминца «Безукоризненный» и двух сторожевых кораблей, пройдя Черное и Средиземное моря, вышел в Атлантический океан, обогнул Европу и под флагом командующего эскадрой Черноморского флота, контр-адмирала Чалого Василия Филипповича совершил переход по маршруту Севастополь — Таллин — Ленинград. По прибытии в Ленинград корабли стали на бочки перед мостом Лейтенанта Шмидта.

Моряки-черноморцы, флагманским кораблем которых был крейсер «Михаил Кутузов», приготовились почтить память фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова и возложить цветы на его могилу в Казанском соборе. Для ленинградцев это было потрясающее событие. Морской десант, около 600 человек, сошел на берег с черноморских кораблей. Офицеры и матросы оделись по форме — во все белое с ног до головы. Эта форма для моряков Северного и Балтийского флотов была непривычной, да и ленинградцы привыкли к черной морской форме. Моряки развернули Военно-морской флаг СССР. Корабельный оркестр грянул марш, и моряки, чеканя шаг, направились на Невский проспект к Казанскому собору. Толпы любопытных обступили моряков. Командир крейсера, капитан 2 ранга Григорий Емельянович Голота приветствовал ленинградцев: «Мы — моряки советского Черноморского флота прибыли к вам из Севастополя на празднование Дня Военно-Морского Флота!» «Ура! Это наши севастопольцы!» — отвечали люди.

Все аплодировали, часто слышалось: «Молодцы!» Под звуки Гимна Советского Союза моряки возложили венок на могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. Затем, под гордую музыку «Варяга», черноморцы направились в обратный путь. Все движение на Невском проспекте было остановлено. Тысячи людей приветствовали моряков. У многих, кто пережил ленинградскую блокаду, на глазах были слезы. Каждый испытывал гордость за наш славный Военно-Морской Флот. Патриотический подъем в Ленинграде в эти дни был чрезвычайно высок.

Послевоенная программа строительства кораблей ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 крейсеров проекта 68бис, но 6 кораблей («Щербаков», «Адмирал Корнилов», «Кронштадт», «Варяг», «Архангельск», «Владивосток») не были достроены. Крейсера проекта 68бис родились в эпоху научно-технической революции и стремительного развития ракетно-артиллерийского вооружения. Великолепные боевые и эксплуатационные качества этих крейсеров были подтверждены на всех флотах, в ходе многочисленных походов и учений.

 

Легкие артиллерийские крейсера проекта 68бис

 

п/п

Наименование

Завод-строитель

Дата

закладки

Дата

подъема

флага

Дата исклю­чения из состава флота

Примечания

1.

«Свердлов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

15.10.1948

15.05.1952

30.05.1989

Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл

2.

«Дзержинский»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

21.12.1948

18.06.1952

12.10.1988

Разобран на металл

3.

«Орджоникидзе»

Судомеханический завод № 19 им. А. Марти, Ленинград

19.10.1949

18.08.1952

24.01.19663

Передан Индонезии в 1963 году. Вошел в состав ВМС Индонезии под именем «Ириан»

4.

«Жданов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

11.02.1950

31.12.1952

19.04.1990

Продан Индии в феврале 1990 года. Разобран на металл

5.

«Александр

Невский»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

30.05.1950

31.12.1952

30.05.1989

Разобран на металл

6.

«Адмирал

Нахимов»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

27.06.1950

27.03.1953

27.07.1960

Разобран на металл

7.

«Адмирал

Ушаков»

Судомеханический завод № 194 им.

А. Марти, Ленинград

06.02.1951

08.09.1953

16.09.1987

Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл

8.

«Адмирал

Лазарев»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

06.12.1951

30.12.1953

12.10.1986

Продан Индии в 1991 году. Разобран на металл

9.

«Александр

Суворов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.08.1951

31.12.1953

15.12.1989

Продан Индии в ноябре 1990 года. Разобран на металл

10.

«Октябрьская Революция» (до 03.08.1957 — «Молотовск»)

Завод № 402, г. Молотовск

25.09.1953

30.11.1954

16.09.1987

Разобран на металл

11.

«Адмирал

Сенявин»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.10.1951

30.11.1954

30.05.1989

Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл

12.

«Михаил

Кутузов»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

февраль

1951

09.08.1954

июнь 1998

6.02.2012 включен в состав ЦВММ

13.

«Дмитрий

Пожарский»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.03.1952

31.12.1954

05.03.1987

Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл

14.

«Мурманск»

Завод № 402, г. Молотовск

28.01.1953

22.09.1955

03.07.1991

Продан Индии в 1994 году

 

Крейсер «Михаил Кутузов» — корабль.

.. | Стоковое видео

Сэкономьте до 20% на первом заказе •
Apply HELLO20

Похожие категории

  • транспорт,
  • море,
  • военно-морской флот,
  • сталь,
  • Россия,
  • радар,
  • порт,
  • пистолет,
  • вода,
  • морская пехота,
  • небо,
  • война,
  • порт,
  • военный,
  • синий

Музей-крейсер ”Михаил Кутузов” описание и фото — Россия — Юг: Новороссийск

Статьи » Путешествия » Музей-крейсер ”Михаил Кутузов” описание и фото — Россия — Юг: Новороссийск

Крейсер-музей «Михаил Кутузов» описание и фото — Россия — Юг: Новороссийск. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Музей-крейсер «Михаил Кутузов» — одна из достопримечательностей города Новороссийска. Крейсер, расположенный у центральной набережной в пассажирском порту, является филиалом музея Черноморского флота и популярным местом у туристов и жителей города. «Михаил Кутузов» — корабль-воин с богатым послужным списком, признанный мировыми экспертами одним из шедевров мирового кораблестроения 20 века. Именно поэтому было решено сохранить его как плавучий музей.

«Михаил Кутузов» спущен на воду в ноябре 1952 года. В 1964 году он стал первым кораблем Черноморского флота, начавшим выполнение боевых задач в Атлантике и Средиземном море. С 1955 по 1992 год корабль посетил Болгарию, Югославию, Румынию, Алжир и Албанию. В июне 1967 г. он находился в зоне боевых действий, оказывая помощь египетским вооруженным силам во время Шестидневной войны, что, впрочем, не повлияло на ее исход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта